План контрольной работы
Введение |
3 |
1. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия |
4 |
2. Международной регулирование трудовой миграции |
7 |
Тесты |
10 |
Заключение |
12 |
Список литературы |
13 |
Введение
Характерной чертой мирового рынка является межгосударственное перемещение товара, международная торговля. При переходе товарного производства от стадии мирового рынка к стадии мирового хозяйства возникает международное перемещение уже не только товара, но и факторов его производства, прежде всего капитала и рабочей силы.
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.
1. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия
Миграция населения — важный фактор социально-экономического развития мира. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики. Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе[1].
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов[2].
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.
В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована[3].
Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. Вводятся временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.
Осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны. В качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран. К числу экономических мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.
Осуществляется дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы.
Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.
Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция. Здесь предпринимаются следующие меры:
- меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом, для чего реализуются специальные программы,
- при добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка,
- программы экономической помощи странам-экспортерам рабочей силы, они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов.
Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов (рис.1).
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.
Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса[4]. Таким образом, можно сказать, что проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций.
Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения.
Международная организация труда занимается регулированием межстрановой миграции населения. МОТ – международная организация труда, которая уравнивает в правах правительства, предпринимателей и трудящихся. МОТ разрабатывает международные нормы трудовых отношений и процедуры контроля их выполнения.
МОТ содействует[5]:
- обеспечению полной занятости,
- повышению уровня жизни,
- безопасности труда и охране здоровья трудящихся,
- соблюдению основных прав человека,
- выполнению экономических и социальных программ,
- сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися.
Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе.
Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача — контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения[6].
Мигранты, не довольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.
В начале 2000 г. ООН опубликовала неутешительный для развитых стран доклад о предстоящих изменениях в их населении в текущем столетии. В нем утверждается, что единственным реальным способом удержать демографическую ситуацию под контролем является рост иммиграции.
Сегодня международную миграцию рассматривают как одну из ведущих сил, формирующих плюралистические общества. Поэтому выдвигаются концепции ее регулирования в соответствии с политическими, социокультурными и этическими критериями.
Размеры международной миграции неуклонно растут. Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР, их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и отсталых странах, а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников. Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники.
К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.
Страны-экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего, эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценности, сбережения и средства производства.
Тесты
1. Государство воздействует на процессы миграции с целью нейтрализовать отрицательные эффекты, регулируя следующие показатели (выберите верные ответы):
а) количество иммигрантов;
б) финансовое положение иммигрантов;
в) половозрастную структуру;
г) продолжительность пребывания в стране;
д) профессиональную структуру;
е) семейное положение.
Правильный ответ – а, б, в, г, д.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран устанавливает жесткие требования[7]:
- профессиональная квалификация (уровень образования и стаж работы),
- ограничения личного характера (здоровье, возрастной ценз),
- количественное квотирование (количество иммигрантов),
- экономическое регулирование (возможность внести определенную сумму),
- временные ограничения (максимальный срок пребывания),
- географические приоритеты,
- запреты.
2. Какая из перечисленных категорий мигрантов является на настоящий период наиболее многочисленной (выберите верный ответ):
а) иммигранты, легально въезжающие в страну;
б) работники-мигранты по контракту;
в) нелегальные иммигранты;
г) беженцы.
Правильный ответ – г.
Для современной России характерен огромный поток беженцев и вынужденных переселенцев.
3. Иммиграционная квота — это (укажите верный ответ):
а) суммарное количество эмигрантов и иммигрантов за год;
б) установленное законом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну;
в) доля эмигрантов в численности постоянного населения страны;
г) разница между количеством иммигрантов и эмигрантов за год.
Правильный ответ – б.
Иммиграционная квота – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может быть установлена для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов.
Заключение
Миграционная политика — это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.
Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.
Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта.
Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота. Помимо административных используются экономические методы регулирования. Эмиграционная политика предполагает:
- поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного предложения) и сдерживание эмиграции в случае нехватки рабочей силы;
- принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;
- контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;
- обеспечение возвращения эмигрантов на родину;
- стимулирование приобретения или повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.
Список литературы
1. Киреев А.П. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Ч.1– М.: Международные отношения, 1999.
2. Куликов М.М. Экономическая теория. Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2002. - 734 с.
4. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Мировая экономика. Учебник / Под ред. д.э.н.проф. А.С.Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2002.
6. Толковый терминологический словарь. Бизнес. Коммерция. Экономика. / сост. В.А.Калашников. – М.: ИВЦ «Маркетинг, 1994.
7. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
8. Экономическая теория. Учебник. / Под редакцией доктора экономических наук, профессора И.П. Николаевой. М.: Проспект. 2000.
9. Макроэкономика: Учебное пособие под ред. И. П. Николаевой – М.: ЮНИТИ, 2000
[1] Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с.260.
[2] Мировая экономика . Учебник / Под ред. д.э.н.проф. А.С.Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – с. 140.
[3] Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с.261.
[4] Ефимова Е.Г. Экономика: Учебник. – М.: Флинта, 1999. – с.418.
[5] Толковый терминологический словарь. Бизнес. Коммерция. Экономика. / сост. В.А.Калашников. – М.: ИВЦ «Маркетинг, 1994. - с.105.
[6] Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с.263.
[7] Киреев А.П. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Ч.1– М.: Международные отношения, 1999. – с.333-334