Содержание
Введение. 3
Тема 4. Великая Отечественная война: причины неудач, цена победы.. 4
Задание 1. История как наука. 12
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Задание 1. 17
Задание 2. 21
Задание 3. Кроссворд. 31
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 — справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников, важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945. Война носила всенародный характер. На защиту Отечества поднялись все народы многонационального советского государства. Это была Великая Отечественная война всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Германия создала огромный военно-экономический потенциал и опираясь на него создала мощные вооруженные силы. К тому времени все рода войск были полностью развернуты и обладали двухлетним боевым опытом. Система Советских вооруженных сил по многим позициям уступала немецкой. Эти проблемы пришлось решать в трудных условиях военного времени, поэтому многие из этих важных мероприятий были начаты слишком поздно и завершить их к началу войны не удалось. Одной из главных причин такого положения был расчет И.В. Сталина оттянуть столкновение с гитлеровской Германией путем дипломатических переговоров и его стремление не дать ей предлог для нападения. В результате советские войска не были своевременно приведены в боевую готовность и не смогли дать надлежащий отпор агрессору в начальный период войны. Это и явилось одной из главных причин неудач нашей страны.[1] В этом и заключается актуальность работы.
Таким образом, цель работы – выяснение причин неудач и цена победы в Великой Отечественной войне.
Тема 4. Великая Отечественная война: причины неудач, цена победы
Первый период войны 22 июня 1941 года – 19 ноября 1942 года отличается серьезными поражениями Красной Армии. Мы рассмотрим его с лето-зима 1941 года по ноябрь 1942 года. Сегодня, как никогда прежде, в огромном количестве публикаций поднимается, долгое время бывший запрещенным, вопрос о причинах катастрофы первых месяцев войны и провала зимнего наступления в 1942 году.
Все эти публикации подтверждают то, что писал в 60-х годах А. Некрич («Расстрелянная Красная Армия») вся ответственность за военное поражение СССР в 1941 году лежит на руководстве партии, и прежде всего – на Сталине.
Словом нельзя забывать, что мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией.
Попытавшись глубже войти в суть этой проблемы мы посчитали необходимым рассмотреть аргументы для составления целостной картины нашего вопроса.
Действительно, Россия накануне войны не занимала ведущих положений в промышленности и экономике, что безусловно свидетельствует об отсталости страны по сравнению с Германией, что нашло отражение в первом периоде войны.
Производство основных видов промышленной продукции в СССР и фашистской Германии в 1940-1941 годах
Промышленная продукция |
СССР |
Германия |
Соотношение |
Электроэнергия млрд.квт.ч |
195,9 |
352,72 |
1:1,8 |
Уголь млн.тонн |
607,4 |
2924,0 |
1:4,8 |
Сталь млн.тонн |
63,7 |
162,6 |
1:2,6 |
И в этом усматривается роль Сталина- это его первая вина. Одним из таких примеров может служить согласие Сталина на запрос Кулика, занимавшего в то время пост начальника Главного Артиллерийского управления, и Жданова о замене 45- и 75- миллиметровых пушек на 107-миллиметровые. Но Сталин не учел, что то было полевое орудие, а здесь была нужна иная система, обладавшая большей бронебойностью. Сталину пробовали робко возражать специалисты – нарком вооружения Ванников, директора заводов Емен и Фрадиин. Все было напрасно. Это была одна из грубейших ошибок. До конца 1941 года предпочтение в военном производстве отдавалась массовому производству морально устаревшей техники (истребитель Н-16, сильно уступавший немецкому МЕ-109, легкие танки БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-27, средние Т-28, тяжелые Т-35). Все это были модели «вчерашнего дня», что и доказали в первые дни войны. Нежелание Сталина механизировать военную технику явилось еще одной его ошибкой – это вторая вина Иосифа Виссарионовича.
Одним из важнейших просчетов, определивших
ответственность Сталина, был его отказ принимать всерьез многочисленные
донесения которые с начала 1941 года предупреждали о скором фашистском
вторжении в СССР. (19 июня
А что же представляет собой высшее военное руководство и армия в целом. Ведя борьбу с «врагами народа» Иосиф Виссарионович ударил массовыми репрессиями 1937-1938 года по высшим командным кадрам, политсоставу, центральному аппарату Наркома обороны – это его четвертая вина. По имеющимся данным с мая 1937 года по сентябрь 1938 года т. е. В течение полутора лет, в армии подверглись репрессиям 36761-47000 человек, а на флоте более 3000. Часть из них была, правда, лишь уволена из РККА. Характерно, что среди ведущих деятелей Красной Армии были репрессированы именно те, которые отстаивали прогрессивные взгляды, выступали за скорейшее оснащение армии, авиации и флота новейшей боевой техникой. В результате борьбы Сталина с «врагами народа» в 1937-1940 годах сменились все командующие округов, на 90% произошло обновление начальников штабов округов и заместителей командующих, на 80% обновился состав управлений корпусов и дивизий, на 90% командиров и начальников штабов. Следствие кровавой чистки явилось резкое снижение интеллектуального потенциала в армии и на флоте. К началу 1941 года лишь 7,1% командно-начальствующего состава имели высшее военное образование, 55,9% среднее, 24,6% ускоренное образование (курсы), 12,4% командиров и политработников не имели военного образования. О чем думал Иосиф Виссарионович? Как могла такая армия, сформированная в основном за счет всеобщей военной повинности, слабая не только из-за того, что не имела хорошего вооружения, но и слабая потому, что командиры и военноначальники можно сказать отсутствовали, т.ч. что мог сделать командный состав армии и флота в «зеленом» возрасте, 85% - до 35 лет. Сталин не мог не помнить, что только в 1937 году он дал согласие на арест нескольких десятков военноначальников, входивших в состав Военного Совета при наркоме обороны. По существе оказалось что Военный Совет состоял на 90% из одних «шпионов и вредителей». Но Сталина это ни сколько не смущало. Не без его ведома навсегда исчезли такие способные и крупные военно начальники, как И. Н. Дубовой, А. И. Корк, Н. Д. Каширин, и многие другие. 11 июня был скорый суд, судили свои же товарищи и приговорили, конечно же, к смерти. И Сталин знал, что приговорившие их судьи тоже погибнут! Только во вторую очередь.
Довольно долгое время - и это пятая вина- Сталин был неспособен порвать с догмами гласившими, что: 1.Войну нужно вести на территории противника. Он упрямо придерживался мнения что 2. Войска должны любой ценой удерживать занятые позиции. Отступать нельзя было даже тогда, когда войска могли занять более выгодные позиции с точки зрения стратегической обороны. 3. Мы по всем параметрам сильнее любого врага. Обман о готовности страны к обороне погубил много светлых голов, миллионы опутал по рукам и ногам, черное назвал белым, белое- черным. Такое негибкое мышление в подходе к руководству военными действиями привело к громадным людским потерям. За годы Великой Отечественной войны общие безвозвратные демографические потери Советских вооруженных сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 млн. 668 тыс. 400 человек. В зарубежной печати приводится число советских военно пленных в пределах 5 млн. 200тыс. – 5 млн. 750 тыс. человек, причем основная масса относится на первый период войны. [3]
Итак, такие ошибки Сталина привели к серьезным неудачам Красной Армии с лета по осень1941 года.
Наступление зимой 1942 года явилось крупной трагедией первого периода, основной задачей которого было снятие блокады Ленинграда.
Но, недооценив силы противника, Сталин отдал приказ о наступлении на Керчь, где произошло очень крупное поражение. В конце апреля окончилось неудачное наступление наших войск в Крыму. Несмотря на то, что Крымский фронт имел существенное материальное превосходство перед противником – почти полуторное по орудиям и минометам и двойное по танкам. Но неумелые действия командующего фронтом генерала Д. Т. Козлова привели к тому, что Крымский фронт был практически разгромлен, потери превысили 200 тысяч человек. Пришлось оставить Керчь, а это серьезно осложнило обстановку в Севастополе. После 250 дней город был оставлен.
Еще более неудачно развернулись события на юго-западном направлении. Не имея резервов Сталин приказал санкционировать наступательные действия только на узком участке. Началось наступление на Харьков. Из-за неправильного расположения войск положение становилось угрожающем. Генеральный штаб (А. М. Василевский) предложил прекратить операцию и отвести войска. Но Сталин и Тимошенко не прислушались к этой рекомендации. Лишь только 19 мая поняв всю глубину возникшей опасности, Сталин принял решение о прекращении наступления, но время было упущено и следствием тому явилось то, что около 20 дивизий попало в окружение и наступление советских войск закончилось тяжелым поражением под Харьковым. Советские войска понесли большие потери, а противник значительно улучшил свое положение, заняв Донбасс и овладел Ростовом-на-Дону. А причины поражения все те же, что и в 1941 году: единичные решения Сталина, недостаточная подготовка и ошибки высшего командного состава, недооценка противника.
Итак, в ходе общего наступления зимой 1942 годы нашим войскам не удалось разгромить ни одну из главных немецко-фашистских группировок. Операции проводившиеся с этой целью на всех основных стратегических направлениях, оказались незавершенные.
Одной из причин невыполнения войсками своих задач - «не давать врагу передышки и гнать на запад»,то, что Ставка переоценивала возможности Советских вооруженных сил к началу 1942 года, и поставила перед ними непосильные задачи.
Зимнее наступление показало серьезные ошибки Сталина как Верховного Главнокомандующего. В распоряжении ставки было 9 армий, которые одновременно были направлены на всех важнейших направлениях, тем самым Сталин распылил стратегические резервы. Получилось так, что когда для завершения окружения ликвидации главных сил центральной группировки противника потребовалось ввести дополнительные силы, необходимых резервов у Ставки не оказалось. Такое же положение сложилось и на других участках фронта.
Никакие возражения не действовали. Доверились интуиции вождя. А чем это обернулось:
Трагедией 2 ударной армии в болотах под Ленинградом, гибелью войск в Крыму, прорывом нашего фронта под Харьковом, откуда потом и двинулась на Сталинград 6 армия Паулюса.[4]
Сталин, будучи человеком хитрым, расчетливым, дальновидным и коварным интригантом никак не мог признать своих ошибок в ходе военных действий первого периода войны. Красная Армия летом и осенью 1941 года оказалась на краю пропасти. На полях сражений полегли миллионы кадровых военнослужащих – основа армии и авиации, противник взял колоссальное вооружение. Подобное повторилось в 1942 году Сталинщина, т.е. отсутствие коллегиальности, самовластие и произвол, некомпетентность, отрицательно влиял на ход войны вплоть до её окончания. Преступный по своему характеру и масштабам просчеты побуждали Сталина к привычной практике: новым жестокостям, нечестным оправданиям, самовосхвалением. И как результат всего этого появление на свет «приказа №227», согласно которому Сталин решил обвинить высших военноначальников и офицеров.
Но, основываясь на изученном материале, мы видим, что роль Иосифа Виссарионовича Сталина в истории Великой Отечественной войны очень велика, вне всякого сомнения, для него Отечественная война была вершиной его жизни. Солдаты шли в атаку с легендарным возгласом: "«а Родину, за Сталина!" («Я люблю жизнь. Я еще очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю ,как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как и погасить солнце…»). Под натиском его твердой руки собиралась многомиллионная армия. Миллионы людей в стране почти молились на него, как на божество, его авторитет в громадной мере вырос в международном масштабе. В годы войны для миллионов людей его имя, которое отождествлялось с Советским Союзом, выражало надежду на победу. Партизаны, приговоренные к смерти, коммунисты, революционеры, жертвы фашизма шли на смерть с его именем на устах. После победы угнетенные народы всего мира видели в нем свою надежду и вождя!
Но, роль того или иного лица в борьбе за победу непозволительно отождествлять с самой победой. Её святость не делает святым любого причастного к ней. Многие авторитарные решения Сталина фактически способствовали противнику. Таково запрещение привести войска в непосредственную боевую готовность накануне 22 июня 1941 года, продолжение непосредственного наступления весной 1942 года.
Но так или иначе, Сталин был и будет оставаться тем человеком который интересовал и будет интересовать еще не одно поколение, и именно из-за неординарного отношения к его личности различных историков, мы и попытались найти хоть какую-то истину об этом человеке для себя.[5]
Низкий
уровень профессионализма советского руководства в условиях войны привел к
лозунгу "Победа любой ценой! ". Ему были подчинены приказы 270 (
Задание 1. История как наука
История - путь, пройденный человечеством, и сведения, знания об этом пути. Путь этот был очень долог, сложен, мучителен, пролегал в определенном пространстве и занял определенное время. До наступления исторических эпох, оставивших письменные источники - летописи, дневники, письма, - важнейшими свидетельствами "мест действия" являются археологические материалы, полученные при раскопках поселений и городов, сохранившиеся орудия труда и утварь, костные останки, рисунки на скалах, монеты и т.д. Однако определить время их возникновения бывает очень трудно. даже в том случае, если по слоям береговых отложений, сохранивших следы смены времен года или по годовым кольцам деревьев можно узнать продолжительность, существования интересующего нас объекта, его абсолютный возраст установить бывает затруднительно. Столь же неопределенной до недавнего времени была и длительность существования самого человечества.
Убедительно ответить на этот вопрос наука получила возможность лишь в результате проникновения в тайны микромира, т.е. лишь в ХХ столетии. Изучение свойств микромира позволило установить, что около 4,5 млрд. лет назад из громадного газопылевого космического облака образовалась наша планета, вобравшая в себе все элементы этого облака, в том числе первичный свинец, уран, торий. Сравнительно скоро, менее, чем через 1 млрд. лет на остывшей Земле начинает зарождаться жизнь, но прошло много времени, прежде чем появился человек.
Говоря об этом событии, нельзя обойти вниманием еще одно открытие середины ХХ столетия. К нему упорно шли ученые разных стран, стремясь проникнуть в тайны самой жизни, в удивительный мир носителя её - клетки, в механизм наследственности, без понимания которого нельзя постичь и саму жизнь. Этот важный шаг генетики дал возможность убедительно реконструировать и научно обосновать события, отстоящие от нас на миллионы лет и положившие начало истории человечества
Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: вещественные; письменные; изобразительные; фонические.
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.
«История - наставница жизни»,- говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются на уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О.Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего из прошлого из-за непрезентативности (непредварительности) сохранившихся источников о реально происходивших событиях.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оценивается иначе, чем пять – десять лет назад. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.
Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».[7]
Заключение
Советский народ не хотел войны и делал все, что было в его силах, для обуздания фашистских агрессоров. Он был глубоко заинтересован в сохранении мира как главного условия успешного строительства социализма. Для советского народа Великая Отечественная война была вынужденной войной, она явилась ответной мерой на вероломное нападение фашистской Германии.
Низкий уровень профессионализма советского руководства в условиях войны привел к лозунгу "Победа любой ценой! ".
Но, основываясь на изученном материале, мы видим, что роль Иосифа Виссарионовича Сталина в истории Великой Отечественной войны очень велика, вне всякого сомнения, для него Отечественная война была вершиной его жизни.
Множество ошибок, которые соверешил Сталин и стали причинами неудач в войне: не развитость страны в промышленном отношении; нежелание Сталина механизировать военную технику; не принятие всерьез многочисленных предупреждений о скором фашистском вторжении в СССР; не решительность долгое время Сталина порвать с догмами гласившими, что войска должны любой ценой удерживать занятые позиции.
В постановлении Центрального Комитета КПСС “О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов” особо подчеркнуто непреходящее значение уроков этой небывалой в истории по своим масштабам и ожесточенности войны. “Главный из них состоит в том, что против войны надо бороться, пока она не началась. Исторический опыт учит: для того, чтобы отстоять мир, нужны сплоченные, согласованные и активные действия всех миролюбивых сил против агрессивного, авантюристического курса империализма.
Правда и уроки истории предостерегают народы об опасности новой мировой войны, зовут их к решительной за сохранение и упрочение мира.
Список литературы
1. Васакина А.М. Дело всей жизни. - М.: Финист, 2004. – 226с.
2. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы. Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. — М.: Политиздат, 1984. — 430 с.
3. Вся история в одном томе/Авт.-сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. — М.: АСТ-ЛТД, 2003. - 544 с.
4. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век: Пособие. - М.: Дрофа, 2003. — 640 с.
5. История как жизнь и как наука: Учебное пособие для вузов, колледжей и лицеев./Под ред. М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова, С.В. Леонова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 472с.
6. Жукова А.Н. Воспоминания и размышления. - М.: Никос, 2003. – 528с.
7. Савельева Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.: Курсив, 2004. 608 с.
Задание 1
1. Как называли на Руси участников военных грабительских походов, выходцев из Северной Европы, основателе древнерусского государства
Варяги
2. Высшее сословие феодалов на Руси в IX—XIII вв.
Бояре
3. Народное собрание на Руси в IX—XII вв.
Вече
4. Вид земельной собственности в России, родовое имение, переходящее по наследству
Вотчина
5. Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в походах, управлении и личном хозяйстве.
Дружина
6. Совет при князе в древнерусском государстве, впоследствии постоянный сословно-представительный орган при великом князе.
Боярская дума
7. Социальные категории зависимых людей, попавших в кабалу:
А) по договору
Наймиты
Б) взял ссуду
Вдачи
В) в результате военных действий
Закупы
8. Как назывался сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников?
Полюдье
9. Условное владение в России в конце XV-начале XVIII вв.
Поместье
10. Неофициальное правительство при Иване грозном в 40-50 гг. XVI в
Избранная рада
11. Высший
сословно предстательный орган в России, созданный Иваном грозным в
Земский собор
12. Как назывались центральные, государственные органы управления в России?
А) в XVI веке
Приказы
Б) в XVIII веке
Коллегии
В) в XIX веке
Министерства
13. система содержания должностных лиц на Руси за счет местного населения
Кормление
14. Форма зависимости крестьян: прикрепленные к земле и подчиненные административной и судебной власти феодалов
Крепостничество
15. Как называлась политика форсированной централизации без достаточных политических и экономических предпосылок с цедью усиления личной власти царя?
Опричнина
16. как назывался системный кризис российского государства конца XVI-начало XVII вв?
Смутное время
17. Процесс перехода от традиционно-феодального общества к новому индустриальному.
Модернизация
18. Тип государственной власти, характерный для России XVIII- начало XX, когда вся законодательная, исполнительная, судебная была сосредоточена в руках монарха
Абсолютизм
19. Перечислите основные направления русской общественной мысли XIX в.:
А) выступавшие за развитие России по западноевропейскому пути
Западники
Б) отстаивающие самобытный путь России
Славянофилы
20. Перечислите основные принципы «теории официальной народности»:
Самодержавие
Православие
Народность
21. Коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии общества, переход от отжившего социально-экономического строя к более прогрессивному
Революция
22. Как называлась форма власти рабочего класса в союзе с беднейшим крестьянством, устанавливаемая в результате социалистической революцией?
Диктатура пролетариата
23. Как называлась экономическая политика советской власти?
А) с 1918 по1921гг.
Военный коммунизм
Б) с1921 по 1929
Новая экономическая политика
24.Переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства, политики большевиков в первые годы советской власти
Национализация
25. Процесс создания крупного машинного производства, внедрение машинной технологии во все отрасли хозяйства
Индустриализация
26. Преобразование мелких, единоличных хозяйств в крупные общественные хозяйства
Коллективизация
27. Модель социально-экономического устройства общества, характеризующаяся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом
Тоталитаризм
28. Условное название периода истории советского государства с середины 50-х до середины 60-х гг.
Оттепель
29. как называется период международных отношений со второй половины 40-х до начала 90-х гг. XX вв. характеризующийся противостоянием двух мировых социально-экономических систем?
Холодная война
30. Как называется период новейшей истории России с середины 80-х до начала 90-х гг.?
Перестройка
Задание 2
1. Когда образовалось Древнерусское государство Киевская Русь?
А) VIII в
Б) IX в
В) X в
2. установите взаимосвязи:
А) |
1. Владимир мономах |
Б) |
2. Рюрик |
В) |
3. Ярослав Мудрый |
Г) |
4. Олег |
Д) 1113 |
5. Игорь |
3. Когда было принято христианство на Руси?
А)
Б)
В)
4. каким термином на Руси обозначали свободных крестьян?
А) люди
Б) закупы
В) смерды
Г) холопы.
5. Какой период на Руси назывался «удельным»?
А) с XI до конца XIII в.
Б) с конца XII до конца XIV в.
В) с конца XIII до конца XV в.
Г) с конца XIII до конца XVI в.
1. Соотнесите события и даты:
А) Феодальная война |
1. |
Б) Судебник Ивана III |
2. |
В) Стояние на р. Угре |
3. |
Г) Образование государства Золотая Орда |
4. |
Д) Куликовская битва |
5. 1425- |
1-Б
2-Д
3-Г
4-В
5-А
7. Отметьте черты единого государства, имевшее место в России к концу XV в.:
А) единая монета
Б) единая территория
В) единая наемная армия;
Г) единые законы
Д) единый развитый гос. аппарат
Ж) единая религия
З) единый всероссийский рынок
8. Восстановите последовательность событий и назовите даты реформ Ивана Грозного:
А) Стоглавый собор -8
Б) военные реформы - 4
В) Создание избранной Рады - 3
Г) реформа налогообложения
Д) созыв Земского собора - 5
Е) учреждение опричнины - 6
Ж) принятие нового судебника -2
З) отмена кормлений -7
И) Венчание на царство Ивана IV - 1
9. Назовите цели опричнины:
А) замена боярских вотчин поместьями
Б) ликвидация последнего удельного княжества
В) укрепление царского войска
Г) подчинение церкви царской власти
Д) стремление ускорить ход ливонской войны
Е) уничтожение самостоятельности Новгорода и Твери
Ж) установление неограниченной царской власти
10. отметьте причины Смутного времени:
А) неспособность Б. Годунова нормально управлять страной
Б) усиление закрепощение крестьян
В) недовольство разных социальных слоев и групп своим положением
Г) агрессивные замыслы польской монархии
Д) голод, неурожаи
Е) смерть Ивана грозного
Ж) кризис доверия власти
11. Соотношение события и даты
А) Основание Петербурга |
1. 1682-1725 гг. |
Б) принятие титула императора |
2. 1700-1721 гг. |
В) Разгром шведов под Полтавой |
3. |
Г) Северная война |
4. |
Д) Время правления Петра I |
5. |
1- Д)
2- Г)
3- А)
4- В)
5- Б)
12. Каким событиям в деятельности Петра I соответствуют эти даты:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)
З)
13 укажите последовательность царствований русских монархов 1725-1762 (одно имя лишнее):
А) Елизавета Петровна - 5
Б) Екатерина Алексеевна - 1
В) Анна Леопольдовна - 4
Г) Петр Алексеевич - 2
Д) Иван Антонович
Е) Петр Федорович -6
Ж) Анна Ивановна - 3
14. Отметьте причины дворцовых переворотов в период от 1725-1762гг.
А) отсутствие четкого порядка престолонаследия
Б) народные волнения
В) огромная роль гвардии во дворе
Г) мятежи в армии
Д) недовольство дворян петровскими реформами
Е) борьба за власть высшей знати
Ж) ограничение дворянских привилегий
15. в каких преобразованиях Екатерины II создания «регулярного государства»:
А) в школьной реформе
Б) в губернской реформе
В) в созыве Уложенной комиссии
Г) во введение полицейского устава
Д) в издании Жалованных грамот
Е) в секуляризации церковных земель
Ж) в разработке планов воспитания новой породы людей
16. Отметьте реформы, осуществленные Александром I в 1801-1804 гг.:
А) издание закона о «вольных хлебопашцах»
Б) запрещение печатать объявления о продаже крестьян без земли
В) издание нового устава о престолонаследии
Г) создание непременного совета – законосовещательного органа при царе
Д) создание системы министерств
Е) создание государственного совета – высшего дательного органа
Ж) усиление роли Правительствующего Сената
З) введение поста председателя Совета министров
И) разрешение приобретать землю недворянам
К) создание системы военных поселений
Л) открытие новых университетов
М) прекращение раздачи государственных крестьян дворянам за заслуги
Н) введение всеобщего начального образования
17. каковы особенности революционного движения в России в первой четверти XIX века?
А) полный разрыв революционеров и народных масс
Б) движение дворян, защищающих свои права от самодержавного государства;
В) революционеры ориентировались на идеи европейских социалистов
Г) дворяне стремились произвести по сути буржуазные перемены
Д) революционеры находили широкий отклик среди образованных дворян и чиновников
Е) некоторые идеи революционеров до этого в определенные периоды пропагандировало само государство.
18. восстановите хронологическую последовательность буржуазных реформ Александра II
А) школьная реформа - 3
Б) судебная реформа - 4
В) земская реформа - 5
Г) аграрная реформа - - 6
Д) городская реформа - 8
Е) университетская реформа - 2
Ж) военная реформа - 9
З) реформа цензуры- 7
И) финансовая реформа - 1
19. отметьте контрреформы, осуществленные Александром III:
А) отмена суда присяжных
Б) введение должностных земских начальников
В) ликвидация мирового суда
Г) частичное восстановление крепостного права
Д) повышение выкупных платежей
Е) изменение порядка выборов органов местного самоуправления
Ж) ограничение университетской автономии
З) создание III отделения императорской канцелярии, ведавшей политической ссылкой
И) ограничение доступа к образованию выходцев из низших сословий
К) восстановление рекрутских наборов
Л) ужесточение правил о печати
20. какие из ниже перечисленных социальных категорий являлись сословиями дореволюционной России?
А) буржуазия
Б) дворянство
В) пролетариат
Г) крестьянство
Д) мещанство
Е) интеллигенция
Ж) духовенство
З) бюрократия
21. Кто впервые в России законодательно закрепил свободу слова, печати, собраний и организаций?
А) император Александр II
Б) император Александр III
В) император Николай II
Г) А.Ф. Керенский
Д) В. И. Ленин
Е) М. С. Горбачев
22. Восстановите хронологическую последовательность
событий
А) мятеж генерала Л. Г. Корнилова - 4
Б) первый Всероссийский съезд Советов - 2
В) отречение от престола императора Николая II - 1
Г) возращение В. И. Ленина из эмиграции в Россию - 7
Д) создание Предпарламента - 5
Е) выборы во всероссийское учредительное собрание - 8
Ж) VI съезд РСДРП(б) -3
З) принятие Декрета о мире и Декрета о земле - 6
23. какой пост занимали В. И. Ленин, А .И. Рыков, В. М. Молотов и И. В. Сталин?
А) Председатель ЦИК СССР - А .И. Рыков
Б) Председатель СНК СССР - В. И. Ленин
В) Председатель Верховного Совета СССР - В. М. Молотов
Г) Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) - Сталин
24 расшифруйте аббревиатуры:
А) ВЦИК- Центральны Исполнительный Комитет
Б) РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия
В) ГОЭЛРО - план государственной электрификации России
Г) ВКП(б) Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)
Д) ВЦСПС - Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов
Е) РККА - Рабоче-Крестьянская Красная Армия
Ж) КПСС – коммунистическая партия советского союза
З) ГКЧП – государственный комитет чрезвычайного положения
25 Укажите союзные республики, вошедшие в состав СССР
в
А) РСФСР
Б) ЗСФСР
В) Грузинская ССР
Г) Белорусская ССР
Д) Армянская ССР
Е) Казахская ССР
Ж) Украинская ССР
З) Карело-Финская ССР
27. как назывался высший орган государственной власти в СССР (согласно Конституциям 1936 и 1977 гг.)?
А) Совет министров
Б) Съезд Советов - 1936
В) Верховный Совет -1977
Г) Политбюро
27. с именем какого советского лидера связаны ниже перечисленные события и явления?
А) восстановление патриаршества 1) В. И. Ленин
В Русской православной церкви - 2 2) И. В. Сталин
Б) заявление о полной и окончательной 3) Н. С. Хрущев
победе социализма в СССР - 1 4) Л. И. Брежнев
В) карибский кризис - 3
Г) переименование ВКП(б) в КПСС - 2
Д) переход к новой экономической политике - 2
Е) освоение целинных и залежных земель - 3
Ж) «геронтократия» - 4
З) кампания против «безродных космополитов» - 2
И) создание Коминтерна - 1
К) заявление о построении в СССР развитого социализма - 4
Л) Брест-Литовский мирный договор - 1
М) диссидентское движение - 2
28. укажите даты внутриполитических событий в Российской Федерации в 1991-2002 гг.
1. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР - 1991
2. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РФ - 1996
3. Избрание В.В. Путина Президентом РФ - 2000
4. Принятие ныне действующей Конституции РФ - 12 декабря 1993
5. Учреждение в составе РФ семи федеральных
округов -
6. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета РФ» - 21 сентября 1993 года
7. Первая война в Чечне - 1996-2001 гг.
8. Вторая война в Чечне -1999-2002 гг.
Задание 3. Кроссворд
По горизонтали:
6. импичмент
3. христианство
5. атланта
7 уния
9 формация
11 революция
13 диктатура
15 еретик
17 трехполье
19 умиротворение
23 забастовка
25 ярлык
27 Франция
29 Перестройка
31. Историография
33 экспансия
35 системность
37 НАТО
39 вечин
41 реформация
43 Каменев
45 договор
47 феодал
49 Возрождение
51 дефолт
53 Невский
55 Национализация
57 донской
59 Сенат
61 инок
63 вече
67 партия
69 мир
71 тыл
73 абсолютизм
75 Ермак
77 Репрессии
81 Оппозиция
83 коммунизм
85 субъективизм
87 вождь
По вертикали:
4 совет
6 индустриализация
8 мануфактура
10. Беклешов
12 Партия
14 удел
16 интервенция
18 социализм
20 Крымская
22 ротация
24 полис
26 Хрущев
28 война
30 Зарубежье
32 забастовка
34 история
36 Курчатов
38 периодизация
40 Кастро
42 Оттепель
44 Гиляровский
46 Меркантилизм
48 волок
50 Правда
51 декабристы
52 Пакт
54 Янаев
56 опричнина
58 революция
62 Столыпин
64 Мустай
66 вятичи
68 казак
70 община
72 атеизм
74 Православие
76 застой
78 система
79 Дума
71 угроза
82 летопись
84 тиун
86 жития
88 кворум
90 Гитлер
[1] Васакина А.М. Дело всей жизни. - М.: Финист, 2004. –с. 14.
[2] Вся история в одном томе/Авт.-сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. — М.: АСТ-ЛТД, 2003. - с. 113.
[3] Великая Отечественная война: Вопросы и ответы. Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. — М.: Политиздат, 1984. — с.204.
[4] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век: Пособие. - М.: Дрофа, 2003. — с.401.
[5] Жукова А.Н. Воспоминания и размышления. - М.: Никос, 2003. – с.322.
[6] Савельева Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.: Курсив, 2004. с.221.
[7] История, как жизнь и как наука: Учебное пособие для вузов, колледжей и лицеев./Под ред. М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова, С.В. Леонова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 472с.