Содержание
Введение. 3
Глава I. Время появления первого человека, его первых потребностей. 6
1.1. Происхождение человека. 6
1.2. Проблема грани. Движущие силы процесса очеловечивания первых людей 12
Глава II. Эволюция способностей в эпоху первобытного общества. 18
2.1. Начальные этапы истории первобытного общества. Потребности первобытного стада. 18
2.2. Потребности в период позднего палеолита. 25
Заключение. 31
Список литературы.. 33
Введение
Настоящая работа посвящена древнейшей эпохе человеческой истории, имевшей протяженность свыше 2 млн. лет, эпохе существования первобытного стада и возникновения материнской родовой общины, совпадающей с древним каменным веком. Тогда еще только формировался человек современного физического типа с его высокоразвитой рукой и высокоорганизованным мозгом, еще только возникал родовой строй — основа всей первобытной истории. Люди делали самые первые шаги на пути покорения окружающей природы: у них появились грубые, примитивные орудия из дерева и камня; они начинали знакомиться с огнем и постепенно научились добывать его; стали расселяться за пределы той довольно обширной зоны, где совершалось их выделение из животного состояния. В эту эпоху закладывался фундамент для всего позднейшего развития человеческой культуры.
Данная тема является актуальной и по сей день, так как проблема эволюции способностей человека, а также развитие потребностей (от низменных, животных до духовных) является одной из самых сложных.
При изучении древнейшей истории человечества приходится использовать материалы различных наук: этнографии, антропологии, геологии, палеозоологии и т. д. Но одним из главных источников познания является все же археология, разыскивающая, добывающая и исследующая вещественные остатки жизни древних людей, которые в большинстве случаев покрыты землей. На основании исследования каменных орудий, костей, остатков утвари и жилищ, украшений и произведений первобытного искусства археология восстанавливает древнейшую историю человечества, эволюцию его потребностей и способностей.
Работа посвящена в основном эпохе первобытного стада, эпохе существования древнепалеолитической культуры, а также возникновению человека современного физического типа (Homo sapiens) и позднепалеолитической культуры. Большое внимание, уделенное в работе археологическому материалу, объясняется тем, что при изучении начального этапа истории первобытного общества археологические памятники являются основным источником.
Люди в древнейшие эпохи своего существования только начинали покорять окружающую природу. Впоследствии, на протяжении нового каменного века, эпохи бронзы и ранней эпохи железа, людям пришлось пройти еще длительный и тяжелый путь, прежде чем они создали более высокую культуру, характерную для классового общества. Но тогда развитие человечества шло уже несколько быстрее и укладывалось не в десятки и сотни тысячелетий, а в тысячелетия и века. Постепенно при переходе к новому каменному веку первобытные люди научились изготовлять более совершенные каменные топоры, молотки, серпы, наконечники стрел и копий, широко используя шлифовку, пиление и сверление камня, научились изготовлять глиняную посуду (керамику). Возникли скотоводство и земледелие. Вместе с тем совершился переход от периода преимущественного присвоения готовых продуктов природы к периоду усвоения методов повышения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Вслед за усовершенствованием техники обработки камня возникла обработка металлов: сначала меди и бронзы, затем железа. Постепенно все дальше и дальше развивалось разделение труда. Развитие обработки железа было связано с появлением ремесла и ремесленников, с заменой прежнего общинною труда трудом индивидуальным, частным. Теперь уже члены общины стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке. Прежняя общинная собственность сменилась частной собственностью на средства и на продукты производства. Совершился переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу.
Но в работе рассмотрены лишь самые начальные этапы истории первобытного общества, самые первые шаги людей на пути покорения окружающей природы. Ценой величайших усилий, ценой огромного труда давались им эти первые шаги. Миллионы лет понадобились для того, чтобы бесформенные куски камня превратились в первые грубые каменные орудия, для того, чтобы люди научились пользоваться огнем, для того, чтобы возникли первые жилища.
Беспомощные перед силами природы, не знающие своих собственных сил, люди в огромном количестве гибли в этой борьбе.
Однако, несмотря на колоссальные трудности, с которыми древнейшим людям приходилось сталкиваться, которые им приходилось преодолевать, они неуклонно продвигались по пути прогрессивного исторического развития. Ими были сделаны важнейшие открытия, важнейшие культурные приобретения, которые легли в основу всего позднейшего развития человеческой культуры, вплоть до наших дней. Разве была бы возможна жизнь современных людей без знания огня? А ведь впервые овладели огнем и научились его искусственно добывать люди древнего каменного века. Современная техника не смогла бы существовать без простейших механических приспособлений, таких как рычаг, клин и т. д. Но ведь древнейшим рычагом была копательная палка древнего палеолита, древнейшим клином — ручное рубило. Так обстоит дело не только в области техники. Возьмем ли мы историю языка, историю семьи, историю искусства, занимаясь их изучением, мы неизбежно должны углубиться в древнейшее прошлое человечества — всюду самые первые шаги были сделаны древнейшими людьми. Культура древнего каменного века была фундаментом для всей позднейшей человеческой культуры. Этим она особенно интересна и важна для нас.
Цель работы - раскрыть процесс развития потребностей и способностей человека в древний период.
Объект изучения – это человек, его потребности и способности. Предметом изучения является эволюция потребностей и способностей человека в первобытном обществе (в период от первобытного стада до позднего палеолита).
Задачами (вопросами, подлежащими исследованию) данной работы являются: рассмотрение проблемы становления человеческого общества, а также становления потребностей человека в разные периоды развития человеческих отношений.
Глава I. Время появления первого человека, его первых потребностей
1.1. Происхождение человека
Необходимо учитывать сложность процесса перехода от животного к человеку. На начальном этапе развития первобытного общества, в эпоху первобытного стада, сохранялось еще немало пережитков животного состояния. Характернейшим является то, что в эту эпоху в отличие от всех последующих менялись не только техника, орудия, хозяйственные отношения, но и сам физический тип человека; при этом в формировании физического типа человека большую роль играли биологические факторы: приспособление к среде, отбор, содействовавший этому приспособлению.
Огромные исторические эпохи отделяют нас, современных людей, от кроманьонцев и других представителей человечества второй половины древнего каменного века. А между тем потребности человека на протяжении этих эпох, наполненных огромным историческим содержанием, подверглись существенным изменениям.
Различий между древним и поздним палеолитом было несравненно меньше, чем между поздним палеолитом и XX веком. Ведь и первая, и вторая половины древнего каменного века соответствуют определенным, и притом довольно ранним этапам одного и того же первобытнообщинного строя. Однако различия в способностях той и другой эпохи очень велики.
Примитивное физическое строение питекантропа, синантропа, неандертальца ограничивало трудовые способности, тормозило развитие техники. В процессе общественного труда их физическое строение менялось. И лишь при переходе к позднему палеолиту возник подготовленный миллионами лет предыдущего развития тип человека, строение которого давало возможность не только изготовить кремневый нож, но и управлять электростанцией, а также не ставило препятствий для дальнейшего безграничного развития техники и культуры. В позднем палеолите и в последующие эпохи человек, воздействуя на окружающую природу, изменял и свою собственную — это заключалось в выработке новых рефлексов, новых навыков труда, новой культуры; строение человеческих костей, мускулов, их взаимосвязанность, строение человеческого мозга оставались в отличие от эпохи первобытного стада неизменными. Данные факты показывают глубокое своеобразие начального этапа первобытного общества, когда у людей сохранялось еще много непреодоленных пережитков их животного прошлого.
Проблемы древнейших форм семейных отношений служат предметом горячих дискуссий в литературе по истории первобытного общества и на современном уровне наших знаний не могут считаться окончательно решенными [1].
Можно предполагать, что на ранних этапах развития первобытного стада не было каких-либо брачных запретов, каких-либо позитивных социальных норм, регулировавших половые отношения. Допускалось брачное общение как между братьями и сестрами, так и между родителями и детьми. Но неупорядоченные брачные отношения не исключали существования временных и постоянных брачных пар, возникавших и распадавшихся в зависимости от желаний как той, так и другой стороны. Никаких социальных норм, которые бы регулировали образование и распад подобных брачных пар, не было.
Такое состояние не сохранилось ни у одного из современных племен, но оно восстанавливается по слабым пережиткам, отмеченным у многих племен и народов. Ф. Энгельс, полемизируя с К. Каутским, писал: «С такой же достоверностью, как там, где земля при принудительном переделе периодически вновь возвращается в общее владение, можно сделать заключение о прежней полной общности земли, — с такой же достоверностью можно, по моему мнению, заключать о первобытной общности женщин повсюду, где женщины периодически возвращаются — реально или символически — в состояние общности. А это происходит не только у Ваших обитателей полуострова Калифорнии, но — либо реально, либо символически — также и у очень многих других индейских племен, кроме того, у финикийцев, вавилонян, индийцев, славян, кельтов, — следовательно, было давным-давно и притом широко распространено, — и целиком опровергает психологический аргумент ревности» [2].
Формы группового брака, сохранявшиеся до недавнего времени у некоторых племен, сопровождались своеобразными и сложными условиями, что с необходимостью указывает на предшествующий им период неупорядоченных половых отношений, соответствующий древнейшему этапу истории человечества.
О групповом браке как о закономерной ступени развития первобытной семьи свидетельствуют довольно широко распространенные пережитки групповых брачных отношений, сохранявшиеся у ряда племен и народов иногда вплоть до XIX в. и описанные многими историками, путешественниками и этнографами.[3] Наличие в прошлом группового брака помогает также восстановить метод реконструкции исчезнувших форм семьи на основании изучения систем родства.
Семья развивается значительно быстрее, чем системы родства, которые лишь через долгие промежутки времени регистрируют прогресс, проделанный семьей. В результате у многих племен и народов системы родства не соответствуют существующим у них формам семьи и отражают формы семьи, давно пережитые этими народами.
Речь идет о классификационных системах родства, различающих не отдельных родственников, а их группы. Так, например, у североамериканских индейцев, ирокезов, в XIX в. была парная семья, однако ирокез называл своими сыновьями и дочерьми не только своих детей, но и детей своих братьев, а они называли его отцом. Точно так же и ирокезка называла своими детьми и детей своих сестер, а они ее называли матерью. Таким образом, система родства ирокезов (так называемая турано-ганованская) свидетельствовала о существовании у них в прошлом группового брака, при котором целые группы мужчин и женщин находились в брачном общении и имели общих детей. Сходные классификационные системы родства описаны у ряда других племен. Групповой брак ни в какой мере не исключал брачных пар, правда легко расторжимых. Более того, можно предполагать, судя по сравнительному этнографическому материалу, что преобладали именно такие брачные пары, имевшие в то же время право на групповое брачное общение, осуществлявшееся лишь в отдельных случаях.
Очень немногое можно сказать об общественных представлениях эпохи первобытного стада. Здесь сказывается исключительная древность этого времени и скудость дошедших до нас источников.
К. Маркс и Ф. Энгельс, характеризуя древнейшее стадное сознание, указывали, что оно является, прежде всего, осознанием ближайшей, чувственно воспринимаемой среды и осознанием ограниченной связи с другими лицами и вещами, находившимися вне начинающего сознавать себя индивида. В то же время оно — осознание природы, которая первоначально противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как скот [4].
В эту эпоху идеи, представления людей об окружающем мире определялись их бессилием перед природой — низким уровнем экономического развития. Люди еще не имели сколько-нибудь отчетливых и полных представлений о себе и о том, что их окружало. Первоначально зарождалось только сознание отдельных практических, полезных действий.
Социальные закономерности, появившиеся в зачаточном виде вместе с древнейшими людьми, приобрели действительно господствующее значение в жизни человеческих коллективов только при переходе к позднему палеолиту. Таким образом, стадия питекантропов и неандертальцев, древний палеолит, эпоха первобытного стада, была периодом формирования человека и человеческого общества. С переходом к позднему палеолиту и с возникновением Нomo sapiens начался продолжающийся до настоящего времени период готового, сложившегося человеческого общества. Только тогда, согласно взглядам некоторых сторонников теории двух скачков, возникла первая в человеческой истории общественно-экономическая формация, первобытнообщинный строй. Первобытное же стадо предшествовало этой общественно-экономической формации.
Одним из важнейших аргументов в пользу отделения эпохи первобытного стада от всей последующей истории человечества сторонники теории двух скачков считают тот бесспорный факт, что в древнем палеолите относительно небольшие прогрессивные изменения в культуре сопровождались чрезвычайно значительными переменами морфологической структуры питекантропов и неандертальцев.
Таким образом, в развитии последних большую роль еще играл естественный отбор, вообще биологические закономерности.
После перехода к позднему палеолиту и возникновения Нomo sapiens наблюдается противоположная картина: гигантский по своим масштабам культурный прогресс при относительной устойчивости строения организма самих людей; определяющее значение получили социальные законы развития людей. Качественная грань, отделяющая первобытное стадо от первобытнообщинного строя, не только не менее глубока, чем рубежи между общественно-экономическими формациями, но и несравненно более значительна, ибо она отделяет формирующееся общество от готового общества.
По поводу теории двух скачков можно отметить следующее. Трактовка перехода от животного к человеку, от стада животных к человеческому обществу как величайшего скачка, разделяющего два качественно, принципиально различных состояния, является бесспорной. С такой трактовкой согласны все советские исследователи. Но многие из них отрицают наличие качественного сдвига, скачка, разделяющего древний и поздний палеолит, а также отрицают глубокое своеобразие первобытного стада, отделяющее его от всех последующих этапов первобытной истории. Сторонники теории двух скачков синхронизируют этап первобытного стада с древним палеолитом, подчеркивают глубокое качественное своеобразие этой эпохи и трактуют переход
от древнего к позднему палеолиту, от первобытного стада к родовой общине как скачок. Однако они рассматривают первобытное стадо в качестве начального этапа развития первобытнообщинного строя и полагают, что с появлением Нomo sapiens и олдувайской техники начинается история человеческого общества.
Скачок несравненно меньшего значения, отделяющий древний палеолит от позднего, разделял два этапа одной, первобытнообщинной общественно-экономической формации.
Разумеется, всюду здесь скачок понимается не как мгновенное событие, а в философском смысле слова, как переход от одного качества к другому. Предпосылки такого скачка постепенно вызревали в предшествующую эпоху.
С этой дискуссией тесно связаны споры о том, в какую археологическую эпоху совершился переход от первобытного стада к родовой общине. Археологические открытия последних 20 лет значительно изменили наши представления о древнем палеолите, в частности о технике, образе жизни, хозяйстве людей средне-, позднеашельской и мустьерской эпох.
Оказалось, что уровень развития их культуры был гораздо более высоким, чем представляли раньше. Относительная сложность и развитость культуры и хозяйства, вероятно, в какой-то мере отражают усложнение социальной организации общества. В связи с новыми открытиями и возникшими в их результате новыми представлениями некоторые советские археологи, специально занимающиеся проблемами древнего палеолита, считают невозможным говорить о первобытном стаде в применении к мустье и даже к позднему и среднему ашелю [5].
Они признают необходимым опустить верхнюю границу эпохи первобытного стада в древнее мустье и даже в древний ашель. Но вместе с тем по-прежнему остается бесспорным, что только в течение древнего палеолита в отличие от всех последующих эпох происходили значительные изменения морфологической структуры самого человека. Это, по нашему мнению, свидетельствует в пользу расшифровки древнего палеолита как особой, качественно своеобразной эпохи первобытной истории. Впрочем, переход от древнего палеолита к позднему, от первобытного стада к родовой общине нельзя понимать схематически, упрощенно.
В мустьерскую эпоху медленно, постепенно, в разных формах вызревали элементы позднепалеолитической техники и культуры. Точно так же в первобытном стаде вызревали элементы родового строя.
1.2. Проблема грани. Движущие силы процесса очеловечивания первых людей
Проблема движущих сил процесса очеловечения первых людей трактуется в ряде работ отечественных антропологов, вышедших за последние годы.
Морфологически, по физическому строению, ископаемые люди отличались от своих предков, ископаемых человекообразных обезьян, по трем основным показателям («гоминидная триада») — прямохождение; приспособленная к тонкому манипулированию кисть руки с противопоставляющимся большим пальцем; высокоразвитый, относительно крупный мозг.
Но было бы грубой ошибкой сводить отличия человека от обезьян к этим морфологическим показателям. (Главное отличие человека — труд, изготовление орудий труда. И названные морфологические особенности, отделяющие людей от обезьян, непосредственно связаны с трудом, возникли у древнейших людей в процессе общественного труда.
В произведениях основоположников марксизма-ленинизма, особенно в работах Ф. Энгельса, вскрыты движущие силы процесса очеловечения. Переход от животного к человеку был одним из величайших поворотов, скачков в развитии природы. Разумеется, мы говорим о скачке в философском смысле этого слова и понимаем его не как нечто метафизическое. Возникновение человеческого общества означало появление совершенно нового качества. На смену биологическим закономерностям приходят закономерности социальные. Но этот скачок был подготовлен миллионами лет развития приматов, когда обезьяны постепенно стали усваивать все более и более прямую походку, чем был сделан решающий шаг для перехода к человеку. Вслед за тем и взаимосвязанно с тем приматы постепенно начинали переходить к труду. С другой стороны, на начальном этапе развития первобытного общества сохранялось еще немало лишь очень медленно преодолеваемых пережитков животного состояния.
Возникновение человеческого общества нельзя объяснить исходя только из законов биологии. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, тогда как люди производят. Уже одно это — единственное, но фундаментальное — различие делает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законов животных обществ на человеческое общество».[6]
В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной, по-видимому, в 1876 г., Ф. Энгельс, подытоживая |в значительной степени свои и К. Маркса исследования в области становления человека, дал марксистскую трактовку причин очеловечивания обезьяны и всего процесса антропогенеза. Он подчеркнул, что основное отличие человека от животных — труд. Животное только пользуется внешней природой и производит ней изменения просто в силу своего присутствия. В отличие от этого человек с помощью труда заставляет природу служить своим целям, господствует над ней.
Труд сделал самого человека. Решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку было возникновение у наших предков прямой походки, переход обезьян к прямохождению. Тем самым их руки стали свободными. В процессе труда руки сосредоточивались на изготовлении орудий, и благодаря этому прямая походка наших предков на двух ногах закреплялась.
В дальнейшем руки достигали все большего и большего развития, а взаимосвязано с этим развивалось все физическое строение, и в частности головной мозг. Овладение трудовыми процессами постепенно компенсировало биологическую невооруженность древнейших людей и создавало для них заметное преимущество в борьбе с окружающей природой.
Люди произошли от стадных антропоидов, труд их с самого начала был общественным, производившимся в коллективе, а сами они жили стадами. Развитие труда способствовало их более тесному сплочению.
К. Маркс отмечал, что в любую историческую эпоху, при самых разнообразных формах труда всегда присутствуют три основных момента: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда. Развивая это положение, он указывал: «Употребление и создание средств труда, хотя и свойственны в зародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически характерную черту человеческого процесса труда...».[7] Это же подчеркивал Ф. Энгельс, отмечая, что труд начинается с изготовления орудий.
Говоря о движущих силах процесса очеловечения обезьян, Ф. Энгельс указывал на большую роль речи: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».[8]
Ф. Энгельс, наконец, подчеркивал важную роль мясной пищи в процессе очеловечения обезьян. [9] Человек не мог стать человеком без мясной пищи; одним из важных условий очеловечения явилось охотничье хозяйство.
Так характеризовали К. Маркс и Ф. Энгельс процесс антропогенеза. За истекшие 100 лет огромный накопившийся палеоантропологический, археологический, биологический, геологический и т. д. материал позволил отечественным антропологам конкретизировать и развить дальше эти положения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время основная масса западноевропейских и американских антропологов и археологов признает в согласии с Ф. Энгельсом решающую роль труда, основного отличия человека от обезьяны и силы, способствовавшей выделению человека из животного состояния
Изучение костных остатков австралопитековых обезьян, Homo habilis и питекантропов целиком подтвердило утверждение Ф. Энгельса о решающем значении прямохождения для превращения обезьяны в человека. Переход некоторых человекообразных обезьян типа австралопитековых к передвижению только на двух носах (двуногой локомоции) явился переломным моментом их развития по направлению к людям, привел к существенной перестройке всего их организма.
Немалую роль здесь сыграло и изменение характера пищи. Развитие у предков человека всеядности или даже преимущественного питания животной пищей способствовало перераспределению у них силы тяжести вследствие сокращения объема пищеварительного тракта. Трудно допустить, чтобы двуногими стали чисто растительноядные приматы, подобные гориллам с их вечно наполненным огромным брюхом. Распространение охоты, шедшее одновременно с переходом наших предков от жизни в лесах к обитанию на их опушках и в открытых травянистых пространствах типа саванн, имело далеко идущие последствия. Охота способствовала кооперации, объединению людей в коллективном труде, укреплению социальных связей внутри групп, а также между ними.
Вместо того чтобы есть почти непрерывно, как их предки, древнейшие люди тратили большую часть своего времени на охоту. В результате этого нового образа жизни развились новые навыки и сноровки, человек начинал в меньшей степени зависеть от окружающей среды, стал наиболее адаптирующимся из всех живых существ, способным распространиться во всех климатических поясах. Коллективы охотников стали кочевать на более широких территориях. Двуногая походка облегчала им перенос на большие расстояния только начавших появляться орудий и оружия, сырья для их изготовления, а также охотничьей добычи. Развитие труда шло бок о бок с этим процессом, чему в первую очередь способствовало освобождение рук от функций передвижения (локомоторных).
Изготовление орудий становилось систематическим, превращалось в условие, без которого группы наших предков не могли бы существовать. Оно приобретало вместе с тем и селективную роль: группы ископаемых человекообразных обезьян, постепенно овладевшие изготовлением орудий, имели больше шансов выжить и вырастить потомство, чем жившие в тех же условиях группы обезьян, не овладевшие изготовлением орудий.
В процессе труда, в процессе изготовления орудий, постепенно, очень медленно развивались руки людей, а затем (с определенным отставанием) их череп, его мозговая, а позднее его лицевая часть. Если у Homo habilis прямохождение было развито в полной мере, то строение его руки было еще очень примитивным, сильно отличалось от строения руки современного человека, и эта примитивность несомненно сдерживала развитие его техники, в какой-то мере обусловливала примитивность каменных орудий. Череп же Homo habilis вообще был ближе к черепам человекообразных обезьян, чем к черепам людей.
У питекантропов, а особенно у неандертальцев мустьерской эпохи рука, а затем череп и соответственно мозг достигают гораздо более высокого развития, начинают приближаться к руке, черепу и мозгу современного человека, «догоняют» развитие нижних конечностей и тазовых костей. В этом процессе наряду с трудом и вслед за ним огромную роль играют появление и развитие у людей речи как средства общения между членами первобытного коллектива. Исследования черепов и эндокранных слепков показали, что в процессе эволюции архантропов и сменивших их палеоантропов (неандертальцев мустьерской эпохи) особенно быстро развивались участки коры головного мозга, связанные со специфически человеческими функциями труда и речи.
В разработке проблемы становления человека большую роль играют приматологические исследования. Проведенные в свое время в этой области работы В. Келера, Р. Иеркса, Н. Н. Ладыгиной-Коте, И. П. Павлова, Н. Ю. Войтониса, Э. Г. Вацуро, Г. 3. Ро-гинского, Н. А. Тих и других ученых пользуются широкой известностью, и признанием.
В стадах обезьян встречаются отдельные покалеченные особи, имеющие некоторые шансы выжить благодаря взаимопомощи. Заслуживает внимания и то, что обезьяны избегают падали, не питаются объедками добычи крупных хищников. Де Вор и Уош-барн полагают, что гипотеза об использовании обезьянами и древнейшими людьми в пищу падали не подтверждается наблюдениями над приматами.
Означают ли наблюдения современных приматологов, что труд, изготовление орудий, теперь уже нельзя признать основным отличием человека от обезьяны, а переход к потреблению наряду с растительной пищей мяса — важным шагом на пути превращения обезьяны в человека? Такой вывод был бы глубоко ошибочным. Перед нами лишь единичные факты, да и то не изготовления орудий, а зарождения этих процессов. Существование шимпанзе в отличие от человека не зависит от пользования орудиями. В рамках старого качества длительно и сложно вызревают элементы нового. Переход от стада обезьян к человеческому обществу нельзя представлять схематически, упрощенно. Это был сложный диалектический процесс.
Глава II. Эволюция способностей в эпоху первобытного общества
2.1. Начальные этапы истории первобытного общества. Потребности первобытного стада
Древнейшей эпохой человеческой истории явилась эпоха первобытнообщинного строя — самая первая, начальная социально-экономическая формация. Возникновение в результате величайшего исторического скачка человеческого общества стада обезьян было вместе с тем возникновением первобытнообщинного строя. Первобытнообщинный строй в свою очередь сменился рабовладельческим.
Классическое определение первобытнообщинного строя (его называют еще иногда первобытнокоммунистическим или доклассовым обществом) дано в произведениях основоположников марксизма-ленинизма.
Для первобытнообщинного строя характерны крайне низкий уровень развития производительных сил, исключительная примитивность человеческих орудий и оружия. В этих условиях люди не могли бороться с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобы существовать, они вынуждены были жить и работать сообща, и их общий, коллективный труд вел к общей, коллективной собственности на средства производства и на продукты труда. Коллективизм в производстве дополнялся коллективизмом в потреблении. При первобытнообщинном строе отсутствовали частная собственность на средства производства, эксплуатация человек человеком, классы и отделенная от народа принудительная власть. Это был доклассовый общественный строй. Люди жили отдельными небольшими группами, общинами; в рамках каждой такой общины и господствовали общий труд и общественная собственность; в рамках каждой такой общины уравнительно разделялись продукты общего труда, которых едва хватало на всех.
История первобытнообщинного строя охватывает свыше 2 млн. лет. Первобытное общество в своем развитии прошло через ряд этапов, существенно различавшихся между собой. Понимание истории первобытнообщинного строя, его потребностей, а также истории любого из его этапов невозможно без научной периодизации.
Археологическая периодизация является общепризнанной и пользуется широкой известностью. Основоположники марксизма-ленинизма положительно отзывались о ней и использовали ее основные деления в своих трудах. Советские историки и археологи, применяя в наши дни археологическую периодизацию, вкладывают в ее деления широкое содержание. Для советских исследователей палеолит и неолит — не «эпоха оббитого камня» и «эпоха шлифованного камня», а этапы развития первобытного человечества, различавшиеся уровнем развития производительных сил. Это же относится и к более дробным археологическим эпохам, которые также в большинстве своем выделяются сообразно с успехами в производстве средств к жизни.
Но все же археологическая периодизация, даже если рассматривать ее деления как этапы развития первобытной техники, хозяйства, культуры, является сравнительно узкой и неполной. Подлинная периодизация первобытной истории должна охватывать этапы развития общественных отношений, ступени развития первобытнообщинного способа производства.
Такая периодизация разработана в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Ими выделены и охарактеризованы основные этапы развития первобытнообщинного строя: первобытное стадо, родовая община и разложение первобытного общества. Они различаются между собой степенью развития производительных сил, уровнем сначала развития, а затем разложения общего труда и общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Они различаются степенью развития разделения труда, сначала естественного, впоследствии общественного, степенью крепости родовых связей, сначала развивающихся, затем ломающихся.
Основой всей первобытной истории является род. История первобытного общества — это в основном история возникновения, развития и разложения рода (родовой общины), сначала материнского, затем отцовского. Вместе с тем существовал весьма своеобразный начальный этап развития первобытного общества, когда первые люди жили стадами.
Положение о первобытном стаде (или о первобытном человеческом стаде) как о начальном этапе первобытного общества является в значительной мере теоретическим. Оно ни в какой мере не опровергается новыми археологическими, палеоантропологическими и этнографическими материалами, ставшими известными за последние полвека.
Характеристика общественных потребностей эпохи первобытного стада очень трудна. Археологические и палеоантропологические остатки скудны и отрывочны, а среди примитивных племен недавнего времени не известно ни одного, находившегося на данной ступени развития. В материалах по их этнографии приходится вскрывать пережитки более древних периодов общественного развития. Подобные пережитки в той или иной мере имелись у многих племен и народов. Блестящие образцы такого именно подхода к материалам этнографии мы находим в произведениях основоположников марксизма-ленинизма.
Эпоха первобытного стада – глубоко своеобразный, начальный этап развития первобытнообщинного строя, резко качественно отличный от всех последующих. Здесь еще не оформились древнейшие сколько-нибудь стабилизировавшиеся, сколько-нибудь ясно выраженные общественные образования — род и племя, только вызревали предпосылки их оформления. Здесь был налицо один непрерывный процесс, заключавшийся в росте производительных сил, в увеличении власти человека над природой. Древнейшее человечество, от которого до нас дошли древнепалеолитические памятники, жило отдельными, обособленными первобытными стадами, бродившими по крайне редко заселенной территории с места на место в поисках охотничьей добычи и растительной пищи, укрывавшимися от хищных животных и всецело зависящими от природы. Оседлость и искусственные жилища только начали возникать; обитание в таких жилищах чередовалось с постоянными перекочевками. Каждая группа, вероятно, насчитывала 10 — 30 человек; кругозор ее был ограничен, едва ли она вступала в какие-либо постоянные отношения с другими подобными же группами. Труд, изготовление орудий, коллективное производство — основное отличие этих первобытных человеческих групп от стад животных. Но следует учитывать качественное
своеобразие древнейшего труда, еще очень примитивного. «Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда. Состояние общества, когда рабочий выступает на товарном рынке как продавец своей собственной рабочей силы, и то его уходящее в глубь первобытных времен состояние, когда человеческий труд еще не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы, разделено огромным интервалом».[10] Положение К. Маркса о «примитивном», «животнообразном» характере древнейшего труда хорошо иллюстрируется первобытным характером древнепалеолитической (особенно олдувайской) техники, ее чрезвычайно медленным, порой почти незаметным развитием, возвращением человека к старым формам орудий и вторичным отбрасыванием их, отсутствием стандартизации. Именно такие особенности древнейшей техники и ее развития были неизбежны при «животнообразных» формах труда в условиях постоянных перекочевок групп людей с моста на место, распада и вымирания отдельных групп, отсутствия устойчивых межурупповых связей. Эпоху первобытного стада характеризуют аморфность, недифференцированность общественных отношений, вероятно, отсутствие общинного домашнего хозяйства, яркими памятниками которого являются поздненеолитические коллективные зимние жилища с их сложной планировкой.
В то время как антропоиды кормились всегда на очень ограниченной территории, но вместе с тем не имели постоянных стойбищ, куда бы они регулярно возвращались, и ночевали каждый раз на новом месте, древнепалеолитические люди начиная с олдувайской эпохи бродили в поисках охотничьей добычи и растительной пищи на более обширных территориях, но часто возвращались на свои стойбища и приносили туда охотничью добычу. О широких районах перекочевок древнепалеолитических людей по сравнению с антропоидами свидетельствуют находки при раскопках стоянок и пещер древнего палеолита отдельных камней, принесенных за несколько десятков километров. О том, что они периодически возвращались на свои стойбища, свидетельствуют раскопки поселений, которые были заселены людьми (с перерывами) в течение долгого времени. По убедительному предположению [11], расширению ареалов перекочевок древнейших людей в значительной степени способствовало возникновение и распространение у них охотничьего хозяйства. По мере развития систематической охоты, становившейся постоянным элементом хозяйства, дичь, спасаясь от преследования, начинала убегать из районов обитания человека. Это вынуждало людей, преследуя дичь, выходить за первоначальные границы, в пределах которых они кочевали.
Борьба человека с природой была на этой ступени развития исключительно тяжелой и суровой. Уровень развития производительных сил являлся еще столь низким, способы добывания пищи еще столь ненадежными, что частое голодание, а вместе с тем и огромная смертность оказывались неизбежными.
Говоря о большой смертности древнейших людей, необходимо также отметить, что в те эпохи особенно велика была смертность женщин. Большинство их умирало в возрасте до 30 лет. Почти все неандертальцы и позднепалеолитические люди, дожившие до 40 лет,— это мужчины. Особенно ощутимо стала преобладать женская смертность над мужской в мезолите, неолите и в эпоху бронзы. Более ранняя смерть женщин в первобытные времена, вероятно, была обусловлена беременностью и родами, а также гораздо более длительным (по сравнению с отправлявшимися в охотничьи экспедиции мужчинами) пребыванием в антисанитарных жилищах и поселках (теснота, темнота, сквозняки, гниющие отбросы). Последнее обстоятельство объясняет и то, почему преобладание женской смертности над мужской было меньше заметно в древнем палеолите, когда оседлость только начинала возникать и развиваться.
Характерно, что архантропы, неандертальцы, как и сменившие их прзднепалеолитические люди, страдали почти исключительно травматическими повреждениями и ревматизмом. Многих болезней, которым были подвержены люди более поздних эпох, например туберкулез, сифилис, да и кариес зубов, они не знали. В пище палеолитических людей присутствовало почти столь же мало раздражителей, портящих зубы, как и в пище хищников. Грубая пища укрепляла зубы, десны и челюсти: обеспечивала постоянный и многообразный массаж десен, гимнастику для зубов, челюстей и жевательной мускулатуры [12]. Интересно также полное отсутствие признаков рахита на скелетах молодых и взрослых палеолитических людей. Видимо, в раннем детстве они питались пищей, достаточно богатой витаминами [13].
Крайне тяжелые условия существования палеолитического человека, голодовки влекли за собой в отдельных случаях людоедство. Людоедство продолжало встречаться и в позднем палеолите.
Приведенные факты хорошо иллюстрируют слова В. И. Ленина: «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы,— это глупая побасенка… Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».[14]
С большой смертностью было связано крайне медленное увеличение численности человечества. Население было еще очень редким. Французские археологи и антропологи полагают, что на территории Франции жило не более 60 тыс. неандертальцев.
Сплочению выделившихся из животного состояния человеческих коллективов способствовала речь, важнейшее средство общения и передачи информации, а также накопленного опыта.
Мышление возникло у древнейших людей одновременно с речью и было с ней неразрывно связано. Так же как и речь, мышление в своем возникновении и развитии было непосредственно связано с трудом. В процессе трудовой практики человек все более и более овладевал окружающей природой, все лучше познавал окружающее [15].
Можно предполагать, что очень медленно и постепенно внутри первобытного стада развивалось простейшее, естественное разделение труда в зависимости от особенностей пола. Первоначально мужчины и женщины, по-видимому, занимались одним и тем же трудом, в равной мере участвовали в охоте и собирательстве. Но в мустьерскую эпоху внутри первобытного стада охота постепенно начинала сосредоточиваться в руках мужчин, в то время как собирательство целиком оставалось в руках женщин.
По аналогии с австралийцами и эскимосами XIX в., находившимися, правда, на значительно более высокой ступени развития, чем люди мустьерской эпохи, П. П. Ефименко высказал мысль, что мустьерские скребла были женскими ножами, служившими дли обработки продуктов охоты и собирательства, в то время как мустьерские остроконечники — это мужское оружие - наконечники копий, кинжалов, ножей.
В первобытном стаде даже в более позднюю эпоху его развития имелось немало пережитков звериного, вероятно, не только в отношениях между отдельными людскими группами, но и внутри каждой группы.
Даваемая здесь характеристика первобытного стада, его диких потребностей, является в значительной степени негативной: аморфность, недифференцированность, отсутствие. Но люди этой эпохи обладали трудом и речью, изготовляли каменные и деревянные орудия, коллективно охотились на разнообразных животных и собирали растительную пищу, имели стойбища, на которые периодически возвращались Они крайне медленно совершенствовали свои орудия, способы добывания пищи, начинали сооружать искусственные жилища, овладевали огнем. За этим скрывается длительный процесс развития потребностей первобытного общества, переход к более сложным формам первобытнообщинных отношений.
2.2. Потребности в период позднего палеолита
Мустьерская археологическая эпоха сменилась поздним (или верхним) палеолитом, возраст которого примерно 35—10 тыс. лет назад. Переход к позднему палеолиту выразился в очень важных изменениях в технике, формах хозяйства, образе жизни, общественных отношениях, идеологии, в самом физическом типе человека. Остановимся сначала на изменениях в области техники обработки камня.
В позднем палеолите широкое, массивное, дисковидное ядрище (нуклеус) мустьерского времени сменилось хорошо ограненным, вытянутым ядрищем призматических очертаний. От него откалывались уже не широкие отщепы, а узкие удлиненные кремневые пластины с правильным параллельным огранением. Эти пластины имели острые прямые края. Многие из них без всякой вторичной обработки (ретуши) использовались для резания и скобления. Часть же превращалась с помощью ретуши и сколов в разнообразные, хорошо выраженные изделия. Функции резания, пиления, скобления, долбления, прокалывания того или иного материала теперь в гораздо большей степени, чем в древнем палеолите, разделились между различными орудиями.
Пластины иногда откалывались от призматического ядрища с помощью каменного отбойника. Отделение их могло производиться и костяными отбойниками, подобными тем, которые употреблялись коряками еще в XIX в. При откалывании пластин использовался и посредник — продолговатый заостренный кусок кости, который упирали в ядрище и по которому ударяли каменным отбойником. Так отбивали камень в XVIII—XIX вв. многие племена североамериканских индейцев. Некоторые группы позднепалеолитических людей, жившие в южных широтах по морским берегам, могли оббивать ядрища и с помощью твердых раковин, употреблявшихся в качестве отбойника.
Однако чаще всего кремневые пластины отделялись не с помощью удара, а с помощью сильного нажима на край ядрища костяным или каменным отжимником. У некоторых племен индейцев Северной Америки еще в XIX в. это делалось следующим образом. Ядрище лежало на земле и придерживалось ногами. Сверху на него давили отжимом, привязанным к концу длинной палки; в эту палку работающий упирался обеими руками и грудью.
В позднем палеолите наряду с оббивкой камня распространился и новый, весьма совершенный для этого времени технический прием — отжимная ретушь. О ее существовании свидетельствуют прекрасные, так называемые солютрейские кремневые наконечники копий, имеющие правильную листовидную форму, очень тонкие и тщательно отретушированные с обеих поверхностей.
Выщербинки, получившиеся в результате ретуширования, плоские и длинные; они сплошь покрывают поверхность орудия, а не сосредоточены лишь у краев. Такая ретушь, как свидетельствуют многочисленные этнографические наблюдения, могла получиться лишь в результате нажима.
Этот способ обработки камня можно представить из имеющегося описания изготовления наконечников копий коренным населением Западной Австралии еще в конце XIX в. От кварцитового ядрища ударом каменного отбойника, тесла или костяного долота откалывали отщеп треугольных очертаний. Брали его в левую руку и оббивали со всех сторон каменным молоточком. После такой предварительной формовки приступали к отделке краев. Это было очень трудное занятие, требовавшее терпения и длительного времени. Большой кусок камня служил рабочим столом или наковальней. В качестве подстилки использовали два-три слоя коры. Австралиец садился перед камнем. Пальцами левой руки он брал наконечник, прижимая его одним краем к наковальне; в правой руке он держал отжимник — короткую заостренную палочку и кости кенгуру или эму — и, надавив острым концом отжимник на край наконечника, отделял от последнего тонкие чешуйки кварцита. По мере повторения таких действий отжимник постепенно передвигался от основания к острию наконечника. Затем наконечник переворачивался на другую сторону, и работа возобновлялась. Время от времени австралиец натачивал конец костяного отжимника на куске базальта, иногда натачивал на базальте и сам наконечник. В процессе работы острие нередко ломалось, когда наконечник был уже готов, и все приходилось начинать снова.
Отжимная ретушь была в XIX в. широко распространена и у других племен, сохранивших в своем быту каменные орудия. Есть ее описание у эскимосов, североамериканских индейцев, огнеземельцев. Эскимосы, изготовляя наконечники копий и стрел, кусок кремня раскалывали отбойником, а затем получившиеся таким образом отщепы тщательно обрабатывали отжимником. Отжимник состоял из двух частей: рукоятки из моржового клыка и крепко привязанной к ее концу заостренной палочки из твердой кости или рога.
Считается общепризнанным, что шлифовка камня возникла и распространилась только в неолите. Однако это не совсем верно. Не говоря уже о том, что в позднем палеолите развились натачивание и шлифовка кости, здесь зародились также натачивание и шлифовка камня. В позднепалеолитических поселениях Костенки IV на Дону, Молодова V на Днестре, Виллендорф в Австрии, Буреть на Ангаре найдены небольшие шлифованные диски из камня. Но примеры шлифовки камня в позднем палеолите исключительно редки. Шлифовка камня не играла сколько-нибудь существенной роли в технике того времени.
В позднем палеолите возникло также сверление, применявшееся по преимуществу к кости, но иногда и к камню. Тем самым был практически открыт принцип ротационного вращательного движения, лежащий в основе ворота, блока и, главное, колеса. Без колеса, как и без огня, не была бы возможна вся наша современная техника и культура.
В качестве материала для приготовления орудий первобытные люди наряду с камнем широко использовали кости убитых на охоте животных. Кость была ценна благодаря ее твердости, вязкости, упругости и сравнительной легкости обработки. Но обработка кости распространилась не сразу. В древнем палеолите она развита еще слабо. Костяных изделий было немного. И они являлись очень примитивными. Широко же распространились разнообразные орудия из кости, рога и бивня мамонта только в позднем палеолите.
Это, вероятно, было связано с развитием охотничьего хозяйства, а также с общим ростом трудовых навыков и трудового опыта. Кость представляет собой продукт охоты, и степень ее освоения в первобытной технике является одним из показателей высоты развития охотничьего хозяйства. В то же время обработка кости у различных групп первобытных охотников практиковалась очень неравномерно.
Больше всего она была распространена у обитателей северных приледниковых тундр и холодных степей, не имевших в достаточном количестве дерева для своих хозяйственных надобностей. У позднепалеолитических обитателей тропикоэкваториального пространства она была развита в значительно меньшей степени. Там кость, да и кремень заменялись твердыми породами дерева, и особенно бамбуком. Стебли бамбука очень прочны, тверды, содержат много кремнезема. Они сравнительно легко раскалывались, давая при этом твердые острые обломки и лучинки, которые могли успешно заменять костяные и кремневые наконечники копий и дротиков, а также другие орудия из кости и кремня.
Палеолитические орудия из бамбука, как и подавляющее большинство деревянных, не дошли до нас. В результате палеолитическая техника тропических стран при сравнении с палеолитической техникой Сибири и Европы выглядит более бедной, чем она была в действительности.
Показательно, что в XIX в. эскимосы и многочисленные племена северо-востока Сибири изготовляли разнообразные орудия и оружие из кости, ископаемых бивней мамонта, рога северного оленя и клыков моржа, тогда как у тасманийцев, австралийцев, охотничьих племен Индокитая и Индонезии, бушменов Южной Африки обработка кости была развита очень слабо.
Один из важнейших технических приемов, которым обрабатывались кость и рог, — резание, вероятно, первоначально возник при обработке дерева, при изготовлении деревянных орудий. Есть все основания предполагать, что в позднем палеолите техника обработки дерева также усовершенствовалась, а применение его стало более разнообразным.
У австралийских племен XIX в. дерево служило для изготовления копий, копьеметалок, дубин, бумерангов, копательных палок, снарядов для добывания огня, рыболовных крючков, корытец, лодок-однодеревок, рукояток топоров, тесел и ножей.
Приемы обработки дерева у австралийцев были довольно разнообразны Простая дубина изготовлялась перед охотой с помощью топора и тесла из подходящего сука дерева; она подвергалась лишь очень незначительной обработке и поэтому была обычно кривой и неровной. После охоты ее выбрасывали или же сжигали в костре. Иначе делался бумеранг — своеобразная плоская и изогнутая метательная дубина, одно из искуснейших орудий австралийцев. Для изготовления бумеранга отрубали кусок твердого дерева с подходящим изгибом. Топором с него снимали кору. Кусок дерева клали на землю и, плотно придерживая ногой, резали, а потом скоблили каменным теслом. Отделывали бумеранг каменным скребком, после чего шлифовали на шлифовальном камне. Когда бумеранг становился совершенно гладким, на его поверхность каменным сверлом наносили узор. Затем бумеранг клали на несколько недель в воду, на несколько дней — в песок, нагревали на огне и, наконец, обмазывали жиром, чтобы предохранить от раскалывания. Только после этого бумеранг был готов. Дерево для древка копья австралийцы отрубали с помощью топора, обрабатывали каменными теслами и скребками, скребками из раковин и подшлифовывали на шлифовальном камне. Если копье было целиком из дерева, то его острие для большей твердости закаляли на огне, иногда древко копья делали составным — из древесных пород различной твердости и веса. Подобным же способом обрабатывали рукоятки топоров. Для того чтобы размягчить и согнуть прут, служивший рукояткой, его помещали в тлеющий огонь или в горячую воду.
Можно предполагать, что технические приемы, которые употреблялись в позднем палеолите при обработке дерева, во много» напоминали описанные приемы, бытовавшие еще в XIX в. у австралийцев.
В древнем каменном веке общественное разделение отсутствовало. Постепенно развивалось только естественное разделение труда по полу и возрасту. Отсутствовали ремесленники, специально занимавшиеся изготовлением каких-либо изделий для обмена, для продажи. Техника и хозяйство были еще столь примитивны, что каждый член первобытной общины умел в равной степени охотиться, ловить рыбу, собирать растительную пищу, изготовлять необходимые каменные, деревянные, костяные орудия, обрабатывать шкуры, сооружать первобытные жилища. Сравнительный этнографический материал, относящийся к XVIII— XIX вв., показывает, что у первобытных охотничьих племен в области изготовления орудий существовало только естественное разделение труда по полу и возрасту. Обычно каменные орудия (как и оружие) делались взрослыми мужчинами; это относилось даже к орудиям женского труда — женским ножам, скребкам. У тех племен, где обработка камня достигала относительно высокого совершенства и овладение ею требовало значительного опыта и сноровки, изготовлением каменных орудий занимались наиболее опытные мужчины, иногда старики. Это можно было наблюдать у обитателей островов Адмиралтейства и у австралийцев.
Как уже указывалось, при переходе от древнего к позднем палеолиту одновременно с усовершенствованием техники раскалывания и обработки кремня появились разнообразные кремневые орудия, изготовленные из удлиненных пластинок. Типов орудий насчитывалось свыше 100.
Заключение
Необходимо учитывать сложность процесса перехода от животного к человеку. На начальном этапе развития первобытного общества, в эпоху первобытного стада, сохранялось еще немало пережитков животного состояния. Характернейшим является то, что в эту эпоху в отличие от всех последующих менялись не только техника, орудия, хозяйственные отношения, но и сам физический тип человека; при этом в формировании физического типа человека большую роль играли биологические факторы: приспособление к среде, отбор, содействовавший этому приспособлению.
Отличие человеческого общества от объединений животных столь велико, что не может быть речи о мгновенном превращении объединения животных в общество. С неизбежностью должен был существовать период превращения объединения животных в человеческое общество, т.е. становления человека (антропогенеза) и формирования общества (социогенеза). В период антропосоциогннеза человеческое общество одновременно существует, ибо оно уже возникает, и не существует, ибо оно еще не возникло.
Различий между древним временем и поздним палеолитом было несравненно меньше, чем между поздним палеолитом и XX веком. Ведь и первая, и вторая половины древнего каменного века соответствуют определенным, и притом довольно ранним этапам одного и того же первобытнообщинного строя. Однако различия в способностях той и другой эпохи очень велики.
Лишь при переходе к позднему палеолиту возник подготовленный миллионами лет предыдущего развития тип человека, строение которого давало возможность не только изготовить кремневый нож, но и управлять электростанцией, а также не ставило препятствий для дальнейшего безграничного развития техники и культуры. В позднем палеолите и в последующие эпохи человек, воздействуя на окружающую природу, изменял и свою собственную — это заключалось в выработке новых рефлексов, новых навыков труда, новой культуры.
Труд сделал самого человека. Решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку было возникновение у наших предков прямой походки, переход обезьян к прямохождению. Тем самым их руки стали свободными. В процессе труда руки сосредоточивались на изготовлении орудий, и благодаря этому прямая походка наших предков на двух ногах закреплялась.
В дальнейшем руки достигали все большего и большего развития, а взаимосвязано с этим развивалось все физическое строение, и в частности головной мозг. Овладение трудовыми процессами постепенно компенсировало биологическую невооруженность древнейших людей и создавало для них заметное преимущество в борьбе с окружающей природой.
В процессе труда, в процессе изготовления орудий, постепенно, медленно развивались способности людей.
Список литературы
1. Абрамова З. А. К вопросу об охоте в верхнем палеолите. – СА, 1964, № 4.
2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 2000.-562с.
3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 2000.-679с.
4. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытного общества. М.: Наука. 2002.-744с.
5. Борисовский П. И. Древнейшее прошлое человечества. – Л.: Наука, 1979. – 240 с.
6. Герасимов И. И. Люди каменного века. – М.: Вузиздат, 1964.–438 с.
7. Деревяненко А.Ожившие древности. М.: ИНФРА, 2002.-726с.
8. Дьяков В.Н., С.И. Ковалев. История древнего мира. СПб: Дельта, 2002.-639с.
9. Крывелев И.А. История. М.: ИНФРА, 2001.-498с.
10. Ленин В. И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». – Полн. собр. соч., Т. 5. –М.: Наука, 1976. – 639 с.
11. Новгородова Э.А. В стране петроглифов и эдельвейсов. М.: Наука, 2002.-657с.
12. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М.: Просвещение, 2002.-645с.
13. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 2001.-721с.
14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: ИНФРА, 2002.-697с.
15. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20. – М.: Политиздат, 1989. - 499 с.
16. Якимов В. П. Черты прерывности в эволюции человека. – М.: Просвещение, 2003. – 532 с.
[1] Якимов В. П. Черты прерывности в эволюции человека. – М.: Просвещение, 2003. С. 112.
[2] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: ИНФРА, 2002. С. 90.
[3] Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 2001. С. 18.
[4] Там же. С. 19.
[5] Дьяков В.Н., С.И. Ковалев. История древнего мира. СПб: Дельта, 2002. С. 108.
[6] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытного общества. М.: Наука. 2002. С. 89.
[7] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20. – М.: Политиздат, 1989. С. 78.
[8] Там же. С. 80.
[9] Там же. С. 85.
[10] Там же. С. 160.
[11] Борисовский П. И. Древнейшее прошлое человечества. – Л.: Наука, 1979. С. 176.
[12] Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М.: Просвещение, 2002. С. 106.
[13] Там же. С. 109.
[14] Ленин В. И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». – Полн. собр. соч., Т. 5. С. 103.
[15] Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М.: Просвещение, 2002. С. 32.