Содержание
2. Практическая часть. 3
2.1 Выбрать тип розничного предприятия, разработать его ассортимент. 3
2.2 Обосновать местоположение магазина. 3
2.3 Обосновать режим и график работы магазина. 4
2.4 Определить и обосновать методы продаж в магазине. 4
2.5 Разработать перечень дополнительных услуг, оказываемых магазином. 9
2.6 Описать взаимосвязь и схематически изобразить планировку магазина, учитывая состав продовольственных и непродовольственных помещений. 10
2.7 Перечислить оборудование, используемое в магазине. 11
2.8 Разработать интерьер и рекламно-информационное оформление магазина. 12
2.9 Разработать организационную структуру магазина. 18
2.10 Описать условия труда и правила техники безопасности в магазине «Наутилус». 20
Заключение. 24
Список литературы.. 25
2. Практическая часть
2.1 Выбрать тип розничного предприятия, разработать его ассортимент
Мы рассмотрим организацию коммерческой деятельности, на
примере конкретного предприятия – магазина ООО «Наутилус». Общая площадь
магазина
Ведущим направлением деятельности фирмы является розничная торговля продовольственными товарами, которая производится через одноимённый магазин.
Хлеб, мука, крупы, макаронные изделия, сахар, соль, кондитерские изделия, чай, кофе, пище концентраты, консервированная продукция, детское питание, плодовые соки, составляют постоянный ассортимент магазина. Фирма предлагает продукты питания только высокого качества и по доступным ценам. Кроме того, магазин реализует широкий спектр непродовольственных товаров широкого потребления: галантерейные, канцелярские, хозяйственные и текстильные товары.
Принцип работы «Наутилус» - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных и непродовольственных товаров.
2.2 Обосновать местоположение магазина
Продовольственный магазин «Наутилус» расположен по адресу ул. Тихоокеанская 22. Это местоположение магазина выбрано по следующим причинам:
1) рядом с магазином много жилых домов, т.е. в местах жительства покупателей из целевой аудитории;
2) магазин расположен в районе города с хорошей транспортной развязкой – удобные подъездные пути.
2.3 Обосновать режим и график работы магазина
Магазин работает с 8 часов утра до 10 часов вечера, без перерыва на обед и выходных.
График работы – с 8.00 до 22.00 часов – выбран потому, что это время наибольшего посещения магазина покупателями. Переход на круглосуточный режим работы экономически неэффективен, т.к. не приведет к существенному увеличению притока покупателей. С другой стороны, уменьшение времени работы магазина приведет к оттоку покупателей в другие торговые точки.
2.4 Определить и обосновать методы продаж в магазине
В настоящее время фирма вступила в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности фирмы на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке. Можно утверждать, что для того, чтобы реализовать указанную маркетинговую политику и выиграть в конкуренции на качественном уровне, необходима грамотная и эффективная организация торговой деятельности фирмы.
Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.
Основными принципами организации этих процессов в ООО «Наутилус» являются:
§ Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров
§ Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания
§ Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения
Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.
В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи можно выделить три основные схемы торгового и технологического процессов.
Рис. 2.1. Схема торгово-технологического процесса
Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.
Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.
Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.
Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко. Как правило, в магазинах, одновременно действуют все три схемы.
В общем виде схема торгово-технологического процесса в магазине ООО «Наутилус» представлена на рис. 2.1.
Первой технологической операцией является приемка товаров поступивших в магазин.
Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица и член бригады. При приемке товаров по количеству они проверяют соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все продукты питания должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на ярлыках мешков и коробках должна соответствовать сертификату качества. На скоропортящиеся товары должны быть удостоверения с указанием даты и времени выработки сроков реализации, заверенные настоящей печатью и росписью ответственного лица.
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в охлаждаемые камеры. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. В магазине имеется 3 стационарных камеры, которые находятся в подвале и одна сборно-разборная, которая находится наверху, на улице у магазина (камера работает только летом и в ней хранится молочная продукция). В рыбной камере на стеллажах и подтоварниках хранится рыбная продукция при t 0 – 1оС. В молочной камере хранится маргарин, масло, майонез и др. продукция при t 0 + 6оС. В колбасной камере хранятся колбасные изделия. Остальная продукция хранится в складских помещениях на подтоварниках. Товар хранится рассортированный по группам (печенье, сушка; крупы и т.д.) в заводской упаковке (коробки, мешки, ящики).
Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимается товаровед, который ставит розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишет ценники, где указывает наименование товара, сорт, расфасовку, изготовителя.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Ассортимент товара в магазине поддерживается согласно ассортиментному перечню, утвержденному Госсанэпидемнадзором г. Хабаровска.
Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.
В магазине ООО «Наутилус» продажа ведется с открытой выкладкой. При открытой выкладке товар размещается на рабочем месте продавца. Покупатель самостоятельно осматривает и выбирает нужный товар, при необходимости пользуется консультацией продавца. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товар выкладывается на прилавках, пристенном оборудовании. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную в торговом зале магазина или на рабочем месте продавца. Отпускается, нарезается и взвешивается товар на рабочем месте продавца.
В целях снижения конечной цены реализации товара ООО «Наутилус» решает задачу по поиску поставщиков предлагающих наиболее низкие цены при высоком качестве поставляемой продукции. Этот процесс постоянен. В нашем магазине решением этой задачи занимается директор. Поиск поставщиков осуществляется через рекламные газеты, ознакомление с прайс-листами фирм-поставщиков, посещение специализированных выставок и ярмарок. При нахождении поставщика, цены и условия которого устраивают директора в соответствии со статьями 160, 454, 455, 506 ГК РФ заключают договор на поставку товара.
2.5 Разработать перечень дополнительных услуг, оказываемых магазином.
Руководство ООО «Наутилус» оказывает следующие виды дополнительных услуг покупателям:
¶ связанные с покупкой товаров;
¶ связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Первая группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.
Довольно обширен круг услуг второй группы: организация кафетерия магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазине камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей; оборудование вблизи магазина стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомобилей и крытых площадок для детских колясок и др.
2.6 Описать взаимосвязь и схематически изобразить планировку магазина, учитывая состав продовольственных и непродовольственных помещений
Магазин "Наутилус" представляет собой минимаркет с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.
Доли торговой площади основных групп товаров следующие:
§ продовольственные – 60%;
§ непродовольственные – 40%.
По месту расположения магазин "Наутилус" относится к встроенным магазинам, расположенным на первых этажах жилых зданий.
Такое расположение магазина имеет следующие преимущества: во-первых, он максимально приближен к покупателю, а во-вторых, он не требует значительных инвестиций в строительство отдельно стоящих зданий.
Однако, преимущества не исключают недостатков, которых больше: вытянутая, довольно нерациональная планировка, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затрудняют погрузо-разгрузочные работы. Кроме того, часто жители дома жалуются на захламление двора дома пустой тарой, мусором, на постоянный шум автомашин, прибывающих с грузом.
Пятиэтажное здание, в котором располагается магазин "Наутилус", построено из кирпича. Перед зданием имеется место для парковки автомобилей.
Планировочная структура магазина "Наутилус" определена системой движения товаров и выглядит следующим образом (рис. 2.2).
Таким образом, магазин имеет все помещения, необходимые для осуществления торговой деятельности, а именно:
торговый зал;
помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
подсобные помещения;
технические помещения;
проходы, проезды (площадь связи).
Рис. 2.2. Функциональная взаимосвязь помещений магазина "Наутилус"
Магазин не имеет административных помещений. Предприятие ООО "Наутилус ", как уже отмечалось, имеет офис на ул. Тихоокеанская, помещение под который арендует.
2.7 Перечислить оборудование, используемое в магазине
В магазине используется следующее основное тоговое оборудование:
Тележка покупательская |
Прилавок с остекленным верхом |
Прилавок остекленный |
Прилавок угловой внутренний |
Прилавок угловой наружный |
Прилавок остекленный |
Витрина с распашными дверцами и освещением |
Витрина закрытая с освещением |
Витрина на роликах |
Витрина закрытая угловая с освещением |
Витрина остекленная с ярусными полками |
Витрина с распашными дверцами и освещением |
2.8 Разработать интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
В целом интерьер магазина заслуживает положительной оценки.
В интерьере магазина «Наутилус» основное внимание покупателей обращается на товары, размещаемые на торговом оборудовании. Наиболее распространенными видами торгового оборудования в магазине являются прилавки, свободно стоящие витрины, стенды, горки, полки, кассовые кабины, корзины, вешалки для различной одежды и белья, лотки. Эстетические качества торгового оборудования позволяют организовать художественно оформленный интерьер магазина.
В магазине «Наутилус» выполнено важнейшее требование, предъявляемое к современному торговому оборудованию – оно менее заметное, не отвлекает внимание покупателя от выставленных на нем товаров, более того, представляет товар в лучшем виде. Для показа товаров магазине применяется унифицированное торговое оборудование, сборно-разборные детали которого можно легко собирать и разбирать, менять его конфигурацию, переставлять, а при необходимости изменять планировку торгового зала или технологию обслуживания покупателей в предельно короткое время (в течение одного-трех дней).
Унифицированное торговое оборудование магазина «Наутилус» в основном состоит из каркасных стоек с набором плоскостных, стержневых и объемных элементов. Оно применяется как самостоятельно, так и комплексно в блоке.
Широко используются навесные (настенные) каркасы, отдельно стоящие опоры из профилированного элемента, стойки, частично встроенные в пол, потолок и стену. Это позволяет максимально использовать площадь торгового зала, увеличиваю экспозиционное пространство. Универсальные опоры создают возможность маневра при применении навесов разных видов.
Практикой определены наиболее удобные размеры основных элементов: глубина полок 32, 40, 56 и 64 см, высота верхних полок – 175-180 см над уровнем пола.
Однако в магазине в недостаточном объеме реализованы возможности наружной рекламы. В качестве таковой имеются вывеска над входом со стороны второстепенной улицы и указатель на главной улице.
Магазин имеет выгодное расположение. Он одновременно располагается на двух улицах (так как находится на углу) и при этом имеет выход на них окон. В связи с этим имеется перспектива использования обоих окон (предпочтительнее окно, выходящее на главную улицу) в качестве товарно-декоративной витрины.
Строительные нормы и правила позволяют увеличить это окно до размеров 2,5×2,5, превратив в своеобразную «стеклянную стену».
Часть торгового зала перед этим окнами целесообразно превратить в товарно-декоративную витрину.
Товарно-декоративная витрина магазина будет иметь следующие основные признаки.
По признаку товарного профиля данная витрина будет относиться к специализированным витринам (с товарами одной товарной группы). В качестве этих товаров будут выступать портьеры для спальни, спальное белье, одеяла и подушки, одежда (халаты, пижамы, ночные рубашки).
По конструкции данная витрина – сквозная в сторону торгового зала. Через витрину хорошо будет виден интерьер магазина, непосредственно торговый зал, что будет привлекать покупателей. Композиция витрины будет видна и со стороны второстепенной улицы, через другое окно.
В зависимости от принципа отбора товаров эта витрина будет относиться к представительным витринам, т.е. она будет демонстрировать самые красивые, привлекательные товары (постельное белье, одежду и портьеры для спальни), но и более дорогие.
В общем, задумано создание товарно-декоративной витрины в виде спальни с хорошим интерьером.
1. Размещение.
Строительными нормами и правилами предусматриваются размеры витрин для универсальных или специализированных магазинов в следующем соотношении:
- высота: 2,9 м;
- глубина: 2,5 – 3м.
В нашем случае соотношение высоты и глубины будет: 2,5×2,5.
Основание витрины коробки (т.е. пола витрины) будет размещаться на уровне 40 – 50 см от тротуара, что соответствует требованиям размещения витрин для удобства покупателей.
2. Отделка и окраска.
Менять пол магазина в витрине, например, на древесностружечные плиты не имеет смысла, т.к. крепить к нему какие-либо декоративные элементы нужно не будет. Поэтому пол останется прежним – из каменных плит. Однако в части витрины в качестве экспозиционного элемента на полу будет лежать ковер.
Спальня, представляющая собой витрину, будет иметь свои обои, отличающиеся от отделки стен торгового зала. Но они по своей графике и цветовой гамме будут сочетаться с отделкой стен остальных помещений.
Обои спальни, как товарно-декоративной витрины, будут цветными с четким графическим рисунком. Цветовая гамма обоев будет представлена светлыми приглушенными цветами (бледно зеленый, бледно желтый и бледно оранжевый). Такая цветовая гамма задумана с тем, чтобы периодически (причем очень часто) изменять аксессуары, представленные на витрине. Имеется в виду, например, раз в три дня менять портьеры, покрывала, подушки, одеяло, одежду, аксессуары на новые. При этом они должны хорошо сочетаться со стенами спальни.
Для этого также будет предусмотрено специальное освещение разных цветовых тонов.
3. Внешнее остекленение.
Стекло витрины будет располагаться под углом для уменьшения блесткости витрины (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Расположение стекла витрины под углом для уменьшения блесткости витрины
Против замерзания и запотевания витринных стекол можно использовать специальные защитные составы или устройства. Например, в раме сделать небольшие отверстия на расстоянии 10-15 см, через которые холодный воздух улицы будет проникать в межвитринное пространство и, перемешиваясь с теплым воздухом, выходить через верхние отверстия диаметром 1,5-2 см.
Стекломойка и пылесос в магазине уже есть, поэтому новая витрина не потребует дополнительно их покупки.
4. Освещение.
Определим световой коэффициент для магазина «Соната». Площадь застекленной поверхности (окон) с учетом изменений при создании витрины будет составлять 19,14 м2. Площадь пола торгового зала составляет 50м2. Значит световой коэффициент будет равен:
Кс = 19,14 / 50 = 0,3828
Так как полученное значение намного больше 0,125, значит естественного освещения в магазине достаточно.
В магазине в настоящее время и после создания витрины будет использоваться комбинированная система освещения, которая обеспечит освещенность всего магазина.
Данная комбинированная система включает общее и местное (локальное) освещение.
Для освещения витрины будут использованы светильники, которые также являются декоративными ее элементами (торшер и светильник). Кроме того, будут использованы специальные, мало заметные, прожекторные светильники с цветными фильтрами для создания особой уютной атмосферы спальни, представляющей товарно-декоративную витрину.
Большая часть инвентаря, который понадобится для товарно-декоративной витрины, будет относиться к декоративному, за исключением манекена. В следующей таблице представлен список необходимого инвентаря, оборудования и декоративных элементов.
Композиция витрины задумана в виде сюжета: сцена спальни. Поэтому и цвет, и освещение должны быть такими, чтобы они создавали своеобразную атмосферу уюта и комфорта.
Таблица 2.1
Перечень необходимых образцов товаров, декоративных элементов, витринного инвентаря и оборудования
Элемент инвентаря, оборудования, образца |
Необходимое количество, шт. |
1. Декоративный инвентарь и элементы |
|
1.1. Кровать |
1 |
1.2. Тумбочка |
2 |
1.3. Светильник |
1 |
1.4. Торшер |
1 |
1.5. Картина |
1 |
1.6. Гардина |
1 |
1.7. Ваза с цветами |
1 |
1.8. Ковер |
1 |
2. Специальный инвентарь |
|
2.1. Манекен |
2 |
3. Оборудование |
|
3.1. Светоустановка |
1 |
3.2. Стекломойка |
1 |
4. Образцы товаров |
|
4.1. Комплект спального белья |
1 |
4.2. Одеяло |
1 |
4.3. Подушка |
2 |
4.4. Портьеры |
1 |
4.5. Халат |
1 |
4.6. Пижама |
1 |
Как уже отмечалось, обои спальни будут отличаться от отделки стен торгового зала. В связи с этим при входе в магазин будет создаваться впечатление, что в нем отдельно сделали спальную комнату. Обои будут сочетать светло-зеленый, светло-желтый и светло-оранжевый цвета.
Пол витрины будет представлять отделываться белой глазурованной плиткой большого формата, на котором будет лежать небольшой ковер.
Кровать, тумбочки и картина будут из светло-коричневого дерева. Торшер и лампа будут сочетать белый и светло-зеленый цвета.
Портьеры, халат, пижама и комплекты спального белья должны будут иметь повторяющиеся цвета: светло-зеленый, белый, светло-оранжевый, светло-желтый. Более выраженных цветов могут быть цветы в вазе и ковер. Но сочетание их цветов должно быть не слишком ярким, чтобы не отвлекать внимание покупателя.
Специальные скрытые приборы прожекторного типа с цветовыми фильтрами (светоустановка) будут подсвечивать кровать с постельным бельем, манекены в халате и пижаме. Свет от лампы и торшера будут создавать мягкую, уютную и загадочную атмосферу спальни.
2.9 Разработать организационную структуру магазина
Организационную структуру магазина можно представить в виде следующей схемы:
Директор |
Бухгалтер |
|
Зав. отделом |
Водитель-экспедитор, Грузчики |
|
Продавец-кассир |
|
Продавец–кассир |
Продавец |
|
Уборщица |
Рис. 2.4 Оргструктура магазина «Наутилус»
Директор выполняет функции общего руководства деятельностью магазина, а также занимается поиском поставщиков и заключением различных договоров.
Бухгалтер производит калькуляции, расчёт з/п, отвечает за начисление и уплату налогов и сборов.
Заведущая отделом осуществляет непосредственное руководство продавцами, а также выполняет функции товароведа.
Продавец-кассир занимается консультативным и торговым обслуживанием клиентов.
Продавец занимается консультативным обслуживанием покупателей.
Водитель-экспедитор занимается доставкой товара и сопутствующих документов в магазин со складов и оптовых баз.
За своевременную разгрузку и качественное складирование товара отвечают грузчики.
Уборщица работает неполный рабочий день (утром и вечером).
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед торговыми предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны коммерческой деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для руководителей предприятий - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
2.10 Описать условия труда и правила техники безопасности в магазине «Наутилус»
Условия труда сотрудников магазина «Наутилус» созданы с учетом многиз факторов: климатических, демографических, экономических и социальных.
Магазин «Наутилус» относится к стационарной торговой сети. Размещается магазин на первых этаже жилого здания. Магизин «Наутилус» использует преимущества стационарной торговой сети: широкий ассортимент товаров; можно применять прогрессивные формы продажи и дополнительного обслуживания покупателей; есть условия для хранения продуктов и сохранности товарноматериальных ценностей; есть возможность готовить товар к продаже, сортировать его и обрабатывать; можно применять механизацию и автоматизацию торгово-технологических процессов; бесспорны и широкие возможности по обеспечению более высокой культуры обслуживания и созданию благоприятных условий труда для работников торговли.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивировать людей на достижение целей организации можно тремя группами методов управления: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.
Организационно-распорядительные методы это методы которые определяют прямое воздействие субъекта управления на объект управления. Это воздействие имеет обязательную силу для объекта управления, и оно основывается на директивных актах органов управления. Эта группа методов обеспечивает внутреннюю стабильность объекту управления (предприятия).
Среди основных видов организационно-распорядительных методов можно выделить следующие:
1. Методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, в нашем случае в ООО «Наутилус», т. е. устанавливают основные элементы функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции, например, устав общества.
2. Методы организационного нормирования, которые служат основой производственных процессов и процессов управления. К ним в ООО «Наутилус» можно отнести:
§ Номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет. Другой пример - положение об обязательном ассортименте продовольственных продуктов в магазине. Его задача установить обязательный перечень продуктов питания, которые должны постоянно быть в продаже;
§ Организационно-технические нормативы. В качестве, которых выступают ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.
§ Административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.
3. Методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования можно отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета в магазине, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д. Для оперативного и своевременного ознакомления с методической информацией на персональном компьютере бухгалтера установлена информационно-справочная система «Консультан-Плюс»
Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника).
Механизмы осуществления экономических методов могут быть различными. Одной из эффективных форм проведения этой группы методов жизнь могут быть хозрасчетные отношения. Но хозрасчет в ООО «Наутилус» не применяется. Из оставшихся методов можно выделить систему премирования за результаты труда, а также выплату определенного процента от суммы проданного товара для стимулирования продавцов.
Под социально-психологическими методами понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.
В ООО «Наутилус» эти методы представлены не так ярко. Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). В магазине социальные методы представлены в следующих формах:
§ социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);
§ социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
§ социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);
В магазине применяются также из психологических методов методы гуманизации труда (кондиционеры, безопасные компьютерные мониторы, удобство рабочего места). При приеме на работу на некоторые должности проверяют также психологическую пригодность (методы профессионального отбора).
Заключение
Результируя всё вышесказанное можно выявить направленность развития коммерческой деятельности в розничной торговле на обеспечение рационального ведения хозяйства в условиях острой конкуренции, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоления малой эффективности регулирования производства административными методами. Система организации коммерческой деятельности в розничной торговле отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной, в чём мы убедились на примере ООО «Наутилус».
Можно с достаточной обоснованностью утверждать, что с переходом на новые условия хозяйствования в России будут нарастать позитивные процессы, позволяющие вопрос об эффективной организации коммерческой деятельности предприятиями ставить как практическую задачу.
Понятно, что такой деятельности будет иметь много специфических особенностей в зависимости от степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, характера реализуемой продукции — предметов народного потребления или средств производства.
Совершенствование организации коммерческой деятельности, более четкая детализация функций и задач управления на основе современных методов и технических средств определяют и во многом решают проблему повышения качества управления экономики в целом.
Список литературы
1. Быкова Е. В. Финансовое искусство коммерции. – М.: «Перспектива», 2005.
2. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М: «Дело», 2002.
3. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Издательство «Экономика», НОРМА, 2003.
4. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: «Высшая школа», 2004.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М.: «Прогресс», 1990.
6. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. - М.: «Финстатинформ», 2004.
7. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг, С.П-б.: «Наука», 2003.
8. Лоскутова Н.Ю. Определение потребности в товарах. – Н-ск.: СибУПК, 2000.
9. Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 1996.
10. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
11. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
12. Потрубач Н.Н., Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку. - Сарат. Ун-т: 1993.
13. Романов Д. А. Мерчендайзинг, - М.: «Юнити», 2001.
14. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг. - М.: «Финансы и статистика», 2001.
15. Шайдурова Н.И. Изучение и прогнозирование спроса. – Н-ск.: СибУПК, 2001.