№ заказа

№ 1935.6

Тема, вариант

Тема 2

Дисциплина

Крестьянский вопрос в России в первой половине XIX  века

исполнитель

Лещенко Н.А.
















































Введение. 3

Глава1: Решение крестьянского вопроса в царствование Александра I. 4

Глава 2: Основные направления политики в решении крестьянского вопроса в период царствования Николая  I. 6

Глава 3: Деятельность секретных комитетов 1835 и 1839 гг. 8

Глава 4 : Интервентная реформа в западных губерниях. 12

Глава 5: Крестьянская реформа в 1837-1841. 13

Заключение: 16

Библиография: 17





Введение

В правительственной политике второй четверти XIX века одним из острейших был крестьянский вопрос.

Само крестьянство постоянно «напоминало» о себе возраставшими с каждым десятилетием бунтами. По данным материалов центральных архивов, за 1826—-18З5 гг. было зарегистрировано 342 крестьянских волнения, за 1836—1845 гг. —433, а за 1846—1855 гг — 572. Уже в первый год царствования Николая 1 произошло 179 крестьянских волнений, из которых 54 были усмирены с помощью воинских команд. 12 мая 1826 г., в связи с многочисленными крестьянскими волнениями, сопровождавшими упорными слухами о близкой «воле», был обнародован царский манифест, грозившими карами за распространение слухов и неповиновение.[1]

Крестьяне выступали не только против «злоупотреблений» крепостным правом, но и против крепостного права вообще за предоставление им «полной воли». Борьба крестьян за «волю» становилась все более настойчивой. Шеф жандармов А. Х. Бенкендорф- в секретных отчетах царю с тревогой писал об опасности этого явления. дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед ним, — писал он в отчете за 1839 год: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же». В заключение Бенкендорф рекомендовал приступить к решению крестьянского вопроса: “Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа”.

В данной письменной работе передо мной поставлена цель рассмотреть основные направления предпринятые в царской России  первой половины XIX  века для решения возникшего крестьянского вопроса.


Глава1: Решение крестьянского вопроса в царствование Александра I.

          Царствования Александра I было начато с объявления  в день его коронации, что отныне запрещается раздавать крестьян в собственность помещикам. Большая часть крестьян в России рабы, считаю лишним распространяться об унижении человечества и о несчастии подобного состояния. Я дал обет не увеличивать числа их и поэтому взял за правило не раздавать крестьян в собственностью.

Зимой 1801 года было запрещено печатать объявления о продаже крестьян без земли. Разрешалась покупка земли купцам, мещанам и свободным крестьянам.

20 февраля Александром I  издается указ о вольных хлебопашцах. Помещик получил право за выкуп в рассрочку отпускать крестьян на волю. Причем крестьяне должны были освобождаться с землей. Из 20 млн. крепостных по данному указу получили свободу 47 тысяч. Было очевидно, что отмена крепостного права вызовет сопротивление дворянства и приведет к нестабильности в обществе.

В 1816 году было подписано положение об отмене крепостного права в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. По положению крепостное состояние крестьян в Прибалтике отменялось, крестьяне становились лично свободными. Помещики должны были предоставлять крестьянам наделы земли, но на правах аренды. В собственность  землю крестьяне не получили.

Таким образом, личная зависимость крестьян сменялась экономической. Опыт Прибалтики на российские губернии не был распространен, хотя втайне по указанию императора составлялись проекты отмены крепостного права. Н.С. Мордвинов разработал проект, по котором крестьяне освобождались за значительный выкуп и без наделения землей.

Проект Аракчеева предусматривал выкуп крестьян у помещика государством и наделения их землей в две десятины. Земельный надел в две десятины обеспечивал бы лишь ведение натурального хозяйства. Для высокопроизводительного хозяйства, связанного с рынком, необходим был надел в 15 десятин. Крестьяне, не получив необходимого количества земли, вынуждены были бы арендовать ее у помещиков. Аренда обеспечивала бы доход помещикам как возмещение за потерю рабочих рук.

Е.Ф. Канкрин также предлагал постепенно, в течение 60 лет, выкупать за счет государства крестьян с землей.

Проекты отмены крепостного права не реализовались. Александр I  для отмены крепостного права не имел опоры  в обществе: основная масса дворянства считало необходимым сохранить крепостнические отношения. На предложение о немедленнйо отиене “позора России» Александр I  ответил: «Некем взять. Изменить коренным образом общественные отношения не удалось. [2]




















Глава 2: Основные направления политики в решении крестьянского вопроса в период царствования Николая  I.

         Николай I в принципе отрицательно относился к крепостному праву, видел его неприглядные стороны и считал социально опасным. Как- то раз, указав своим ближним на собранные в кабинете материалы о крестьянах, записки и проекты разных лиц по крестьянскому вопросу, он сказал, что «намерен начать процесс против крепостного права». Понимая необходимость отмены крепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременность проведения этой меры в данный момент. «Нет сомнения, заявил он в Государственном совете 20 марта 1842 г., что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное, но при касаться к нему  было бы еще более гибельным, и всякий помысел о даровании свободы крепостным людям был бы преступным  посягательством на спокойствие государства». Здесь им было четко заявлено понимание как необходимости, так и опасности освобождения крестьян. Опасность он видел в том, что упразднение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на эту власть. Характерны высказывания царя о помещиках как о своих «ста тысячах полцмейстерах», охранявших «порядок» в деревне. «Господа — говорил он столичному дворянству 21 марта 1848 г. У меня полиции нет, я не люблю ее: Вы моя полиция». Правительство также опасалось, что отмена крепостного права не пройдет мирно оно неизбежно будет сопровождаться народными волнениями. Поэтому проводимые меры в крестьянском вопросе носили паллиативньий характер они были направлены на отмену наиболее одиозных и вопящих сторон крепостничества и преследовали цель снять остроту социальных отношений в деревне.

В царствование Николая I было издано в общей сложности более 100 законодательных актов по крестьянскому вопросу. Был Издан ряд законов, направленных против обезземеливания крестьян. Так по указу 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьянам без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. Указом 1828 года было ограничено право помещика ссылать крестьян в Сибирь. Указ 2 Мая 1833 г. запрещал продавать крепостных с публичного Торга «с раздроблением семейств», удовлетворять «казенные и частные долги», расплачиваясь за них крестьянами с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирал у них наделы. С 1841 г. дворянам было запрещено покупать крестьян, если дворяне не имели имений[3].

Указ 1853 г. запрещал сдавать в аренду помещичьи населенные имения недворянам. Все эти куцые указы в виду их необязательности для помещиков оставались мертвой буквой или находили весьма ограниченное применение.

По образному определению В. О. Ключевского, это были лишь законодательные щипки по больному месту дворянства”. Предпринимались и попытки более общего подхода к решению проблемы крепостного права для чего создавались специальные секретные комитеты. Всего в царствование Николая I было образовано 9 таких комитетов. Не доверял общественному мнению, правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому весьма острому вопросу рассматривая его келейно, чисто бюрократически. Членов секретных комитетов даже обязывали давать подписки о неразглашений сведений об их занятиях. Правительство опасалось не только возбуждения крестьян, но и нежелательной реакции справа — со стороны наиболее крепостнической части помещиков болезненно воспринимавших любые меры правительства, даже в малейшей степени затрагивая их интересы.












Глава 3: Деятельность секретных комитетов 1835 и 1839 гг

Определенное значение к подходу решения крестьянского вопроса из числа секретных комитетов имели два комитеты 1835 и 1839 гг. «Секретный комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» 1835 г. поставил перед собой широкую, но весьма осторожно сформулированную задачу— постепенного перевода крестьян “от состояния крепостного до со стояния свободного». Было намечено три этапа этого процесса на первом предполагалось ограничить работу крестьян на помещика тремя днями в неделю (т. е. провозглашенное законом Павла 1 правило о трехдневной барщине из рекомендательного должно было стать обязательным); на втором этапе крестьяне оставались “крепкими земле” но их повинности четко регламентировались законом; на третьем этапе крестьяне получали право свободного перехода от одного владельца к другому, надельная земля продолжала считаться собственностью помещика, но крестьяне могли арендовать ее по договоренности с ним на определенных условиях. Какого-либо срока завершения этого безземельного освобождения крестьян коми- не устанавливал. Однако даже это предложение не вышло за рамки его обсуждения.

Новая попытка общего решения крестьянского вопроса была предпринята в секретном комитете 1839г., в котором большую роль играл ранее близкий декабристам видный государственный  деятель, сторонник умеренных реформ П. Д. Киселев. Он считал Возможным решить крестьянский вопрос путем правительственной регламентации отношений между крестьянами и помещиками. Стремясь сохранить дворянское землевладение и вместе с тем считая невозможным освобождение крестьян без земли, Киселев предложил, а чтобы помещики при освобождении крепостных на волю предоставляли им наделы за выкуп или за строго фиксированные повинности.[4]

Итогом занятий секретного комитета 1839 г. явилось издание указа 2 апреля 1842 г. об «обязанных крестьянах». Он был призван «исправить вредное начало» указа 1803 г. о вольных хлебопашцах — отчуждение части земельной собственности помещиков (на- дельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай 1 исходил из незыблемости помещичьего землевладения. Он рассматривал земельную собственность помещиков навсегда неприкосновенной в руках дворянства и как гарантию «будущего спокойствия». Поэтому в указе 2 апреля 1842 г. было прямо сказано: «Вся без исключения земля принадлежит помещикам это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может».

По этому указу крестьянин по воле помещика получал свободу надел, но не в собственность, а в пользование, за который был обязан (отсюда и название «обязанный крестьянин») выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же феодальные повинности е (барщину или оброк), но с условием, что помещик впредь не мог уже не отнять у него, не обменять или уменьшить. Никаких определенных норм наделов и повинностей закон не устанавливал-все зависело от воли помещика.  В селениях «обязанных крестьян» вводилось «выборное сельское самоуправление», однако сохранялась вотчинная власть помещика в имении.

 Правительство всегда опасалось реакции крестьян на тот или иной указ. После издания указа 2 апреля 1842 г. местным властям было разослано секретное предписание, чтобы по поводу этого указа «не происходило бы никаких лживых разглашений насчет мнимого  освобождения крестьян, а последние «оставались бы в беспрекословном ‚ повиновении помещикам». И действительно, некоторые крестьяне восприняли его как указ объявляющий «волю», и в связи с этим в 9 губерниях произошли крестьянские волнения. Указ всполошил и помещиков. Путем циркуляров и личных разъяснений  Николай I успокоил помещиков, что данный указ нисколько не нарушает их прав.

Практического значения в разрешении крестьянского Вопроса указ 2 апреля 1842 г. не имел. За время его действия (1842—1858) в категорию «обязанных крестьян» перешло всего лишь 27 173 души муж. пола в семи помещичьих имениях. Это объясняется не только тем, что большинство помещиков встретили этот указ в штыки, но и тем, что и сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные условия, не дававшие им ни земли, ни свободы.

Еще меньшее применение имел указ 8 ноября 1847 г. о праве крестьян помещичьих имений, продававшихся с публичных торгов за неуплату казенных или частных долгов владельца имения. Со гласно указу, крестьяне обязаны были внести выкуп в течение 30 дней со времени объявления о продаже имения. Размер выкупа определился последней на торгах ценой, при этом крестьяне должны были внести всю выкупную сумму сразу, не ожидая никакого пособия от казны». Выкупленная земля предоставлялась в собственность всей общине, а не отдельному крестьянскому двору. Выкупившиеся на волю крестьяне поступали в разряд государственных и несли наравне с ними все подати и повинности за исключением оброка за землю (который платили государственные крестьяне за свои наделы). Поэтому такие крестьяне получали название «безоброчных».

Характерно, что несмотря на стеснительные условия выкупа. от многих крестьянских общин, к удивлению правительства, стали поступать заявления о предоставлении им возможности выкупиться на волю на основании указа 8 ноября 1847 г. За короткое время таких ходатайств поступило 266 — главным образом от крупных оброчных и промысловых селений, в которых у промышлявших крестьян были наличные денежные средства для выкупа и где крестьяне особенно остро воспринимали крепостную неволю, стеснявшую их промысловую деятельность. Поскольку к этому времени почти половина помещичьих имений была заложена и многие их владельцы не могли рассчитаться с долгами, то продажа имений с торгов была нередким явлением. Помещики забили тревогу. Правительство пошло им навстречу: формально не отменяя указа, оно так изменило его различными «разъяснениями» и «дополнениями», что практически свело его на нет. Всего этим указом могли воспользоваться и выкупиться на волю лишь 964 души муж. пола крестьян

3 марта 1848 г. был издан закон, предоставляв помещичьим крестьянам право покупать землю (до этого они ее покупали на имя своего помещика). Однако и этот закон был обставлен рядом стеснительных для крестьян условий. Крестьянин мог купить землю только с согласия помещика, о чем он его заранее должен был известить. Но и приобретенная таким путем крестьянином земля законом не была защищена. Помещик мог безнаказанно завладеть ею, ибо закон запрещал крестьянам возбуждать против своего владельца иск.




























Глава 4 : Интервентная реформа в западных губерниях

Смелее правительство действовало там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов русского дворянства, а именно – в западных  губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Ук раине), и где помещиками были преимущественно поляки. Здесь правительство стремилось ослабить влияние польских помещиков и вместе с тем предотвратить процесс обезземелевание ими крестьян. В 30-х годах была проведена конфискация имения у тех польских помещиков, которые участвовали в восстании 1830— 1831 гг. Крестьяне этих имений были переведены в разряд государственных.

В 1844 г. был образован Комитет западных губерний для выработки «Правил для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям». Были составлены инвентари — описания помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и общего для всех имений количества барщинных дней, которые впредь нельзя было изменять. Инвентарная реформа была проведена в 1847—1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Волынской, Киевской и Подольской), в 1852—1855 гг. — в белорусских губерниях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской).

Инвентарная реформа вызвала недовольство помещиков, выступивших против правительственной регламентации их владельческих прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых она практически не улучшила.











Глава 5: Крестьянская реформа в 1837-1841

Гораздо большее значение имела реформа в государственной деревне, проведенная в 1837-1841гг. Она изменила положения государственных крестьян. В апреле 1835 г. было создано V отделение императорской канцелярии

Специально для разработки проекта реформы государственной деревни. Во главе его был назначен П. Д. Киселев, которого Николай 1 называл своим «начальником штаба по крестьянской части».

П.Д. Киселев говорил, что: « Нет сомнения- что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь- было бы злом, конечно, еще более гибельным»

Летом 1836 г. была проведена ревизия положения государственной деревни в пяти губерниях, представлявших различные в экономическом отношении регионы. На основе данных этой ревизии Киселев представил Николаю 1 обстоятельный доклад, в котором наметил основные направления реформы. В соответствии с этим планом государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в учрежденное  26 декабря 1837 г. Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен П. Д. Киселев. В 1838—1841 гг. последовала серия законодательных актов о введении нового управления государственной деревце о землеустройстве крестьян, упорядочении податной системы, организации начального образования, медицинской и ветеринарной помощи.

На местах создавалась четырехступенчатая система управления: губерния — округ — волость — сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В округ входили один или два уезда, в зависимости от численности в них государственных крестьян. Во главе округа был поставлен окружной начальник. Округа подразделялись на волости из расчета около 6 тыс., душ муж. пола в каждой волости в свою очередь делились на сельские общества примерно по 1500 душ муж. пола в каждом. Сельское общество состояло из одного или нескольких селений. Вводилось выборное сельское и волостное самоуправление из домохозяев от каждых 5 дворов составлялся сельский сход, который избирал сроком на 3 года сельского старшину, а для исполнения полицейских функций сотских и десятских, Волостной сход состоял из домохозяев от каждых 20 дворов. Он избирал сроком на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух «заседателей — по хозяйственной и полицейской части» для раз бора мелких тяжб и проступков крестьян избирались сельские и волостные суды (расправы’). Они состояли из судьи и нескольких добросовестных (заседателей). Впоследствии опыт административного устройства в государственной деревне был использован при формировании сельского самоуправления во время проведения ре формы в помещичьей и удельной деревне.

Реформа Киселева государственной деревни сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины. Была реорганизована оброчная повинность. Хотя оброк по прежнему раскладывался “по душам’ (муж. пола), но размеры его определялись с учетом дохода и надела. Для устранения оброчных платежей в соответствии с Доходностью земли был проведен земельный кадастр (межевание земель с их оценкой) для устранения малоземелья предусматривалось наделение крестьян землей из государственного резерва а также переселение их в малонаселенные губернии. 200 тыс. беземельных крестьян получили 1,5 млн. земли. 231 тысяча крестьян, были переселены в другие губернии с предоставлением им 2,5 млн. десятин земли. Кроме того, малоземельным крестьянам было прирезано до 34 млн. десятин. В крупных поселениях были созданы кассы мелкого кредита, из которых нуждающимся крестьянам выдавались ссуды на льготных условиях. Для решения продовольственного вопроса расширялась “общественная запашка, которая призвана была создать необходимый страховой резерв На случай неурожаев устраивались запасы зерна (запасные хлебные магазины). На селе заводились школы (таковых к 1857 г. было заведено 26 тыс. в них насчитывалось 110 тыс. учащихся), медицинские и ветеринарные пункты. Создавались «образцовые государственные фермы» для пропаганды среди крестьян новейших приемов земледелия.

В государственной деревне западных губерний была ликвидирована барщина и отменена практика сдачи казенных селений арендаторам. В 1847 г. Министерству государственных имуществ было предоставлено право покупать за счет казны дворянские населенные имения. Было куплено в казну 55 тысяч душ крепостных 178 помещичьих имений.

Реформа 1837—1841 гг. в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчила земельную “тесноту”, способствовала развитию производительных сил, но, с другой расширила дорогостоящий бюрократический аппарат управления, создала мелочную чиновничью опеку над крестьянами и усилила податной гнет, что вызвало массовые выступления государственных крестьян в 1841—1843 гг. Волнения происходили в 28 губерниях общее число их участников превосходило 500 тыс, человек. Наибольший размах волнения приобрели в Приуралье и в Поволжье, где крестьян в большей степени почувствовали усиление административного и податного гнета. В Пермской, Оренбургской, Казанской и Таибовской губерниях произошли вооруженные столкновения крестьян с карательными войсками.[5]

Второе направление реформы касалось помещичьих крестьян.

В 1842 году был издан указ об обязанных крестьян. Крестьянин по воле помещика мог выкупаться на волю, он получал надел в пользование и обязан был по договоренности с помещиком нести барщину или оброк. Но помещик не имел права изменить вид и размер повинности. В категорию обязанных крестьян по указу перешло около 30 тысяч душ мужского пола.

В 1840 году принимается закон о начале ликвидации посессионной мануфактуры, крепостные крестьяне получали паспорта и отпускались.

В 1848 году крестьяне получили право покупки земли, но только с согласия помещика.




Заключение:

 Таким образом, рассмотрев в данной работе основные направления решения в царской России XIX  века крестьянского вопроса можно подвести следующий итог.

Существовавший в то время общий ход русской жизни так влиял на всю систему крепостных хозяйств и крепостных отношений, что надобно было ждать скорого падения крепостного строя. Патриархальные формы крепостного труда уже не соответствовали изменившимся общественным условиям: крепостной труд вообще был малопроизводителен и невыгоден. Помещичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали в задолженность, особенно в неурожайные годы, когда помещики должны были кормить своих голодных крестьян. Масса дворянских населенных имений была заложена в казенных ссудных учреждениях. Естественным выходом из такой задолженности была окончательная уступка заложеннйо земли и крестьян государству; о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений и беспорядков. Хотя в царствовование Николая не было бунтов, вроде пугачесвкого, но крестьяне волновались часто и во многих местах. Ожидание конца крепостной зависимости проникло в их массу  и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так, что вела к ликвидации крепостного права.[6]











Библиография:

1.     Ж.Г. Боженкова  «Курс лекции по истории России», Магадан 2002г.;

2.     Б.Г. Литвак «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива», М.1991г.

3.      С.Ф. Платов «полный курс лекции по русской истории», Ростов –на Дону, 1997г.

4.     История России  XIX  начала XX века, под ред. В.А. Федорова. М.1998г.







[1] Б.Г. Литвак «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива», М.1991г. С. 7


[2] Ж.Г. Боженкова «Курс лекции по истории Росси», Магадан 2002г. С.143

[3] Ж.Г. Боженкова «Курс лекции по истории России», Магадан 2002г.С.142

[4]  История России XIX – начало XX века, под ред. В.А. Федорова, М.1999г.С.541

[5] [5]  История России XIX – начало XX века, под ред. В.А. Федорова, М.1999г.С.542


[6]  С.Ф. Платов «полный курс лекции по русской истории», Ростов –на Дону, 1997г. С.543