Содержание

Вопрос №1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике. 3

Вопрос №2. Глобальный компьютерные сети. 7

Задача №10. 14

Список литературы.. 17

Вопрос №1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике

Развитие и широкое применение информационных технологий (далее - ИТ) в социально-экономической сфере и государственном управлении является глобальной тенденцией мирового развития. Как показывает мировой опыт, использование ИТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, развития человеческого капитала, а также модернизации основных институтов государственной власти. Так, широкое применение ИТ практически во всех отраслях экономики позволяет ускорить темпы их роста за счет повышения производительности труда и оптимизации управленческих и производственных процессов. Доля отрасли ИТ в структуре ВВП ведущих стран мира неуклонно увеличивается, а их производство занимает в настоящее время одно из лидирующих мест в структуре мировой экономики.

Темпы развития российского рынка ИТ за последние четыре года также являются опережающими по отношению к экономике страны в целом и составляют в среднем 25 процентов в год, однако по уровню развития и использования ИТ Россия значительно отстает не только от западных стран, но и стран Восточной Европы и Азии. Существующие темпы развития рынка являются недостаточными для преодоления низкой эффективности российской экономики, их сохранение приведет к увеличению технологического отставания России и дальнейшей зависимости экономики страны от сырьевого сектора и импорта высокотехнологичной продукции.

Как показывает мировой опыт, превращение отрасли ИТ в одну их движущих сил экономического роста и модернизации страны в короткие сроки возможно только в случае обеспечения целенаправленной государственной поддержки ускорения темпов ее развития.

Анализ рынка ИТ

Общемировые тенденции

Рынок ИТ является одним из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. За последние 5 лет его объемы росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста мировой экономики 3-4 процента, что привело к значительному увеличению доли отрасли в структуре валового внутреннего продукта как развитых, так и развивающихся стран.

По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста мирового рынка ИТ сохранятся и в течение следующих пяти лет и составят в среднем 9 процентов в год, что обусловлено следующими факторами:

расширением масштаба использования ИТ в социально-экономической сфере и государственном управлении;

увеличением объемов передаваемых организациями сторонним специализированным компаниям заказов, связанных с развитием и обслуживанием используемых ИТ, в результате роста дефицита квалифицированных кадров в этой сфере и стремления многих компаний сократить затраты и сконцентрироваться на основных направлениях своей деятельности.

К основным тенденциям развития мирового рынка ИТ относится также уменьшение доли продаж компьютерного оборудования и комплектующих в его общем объеме и опережающий рост объемов продаж услуг в сфере ИТ по отношению к программным продуктам. Уменьшение затрат на приобретение компьютерного оборудования является следствием снижения спроса потребителей на технику с улучшенными функциональными и эксплуатационными характеристиками, так как ее добавочные преимущества незначительны с точки зрения большинства покупателей. Увеличение доли услуг в структуре мирового рынка ИТ происходит в результате роста комплексности и сложности используемых ИТ-систем, требующих не только значительных затрат на их установку и развитие, но и наличия у персонала уникальных технических навыков по их повседневному обслуживанию и администрированию. Привлечение сторонних организаций для передачи им функций, связанных с ведением и обслуживанием ИТ-систем и инфраструктуры, также является важным фактором увеличения объема рынка услуг в сфере ИТ.

Другим характерным явлением на рынке ИТ является перемещение производства из развитых стран в страны, характеризующиеся низкой стоимостью труда и благоприятными условиями налогообложения, что особенно актуально для производства программного обеспечения, не требующего создания сложной инфраструктуры. Наличие во многих странах развитой и доступной для широкого круга компаний телекоммуникационной инфраструктуры позволяет обеспечить удаленное предоставление услуг в этой сфере, в том числе зарубежным компаниям.

В отличие от традиционных отраслей производства, в которых международное разделение труда уже сложилось, формирование мировой инфраструктуры отрасли ИТ еще не закончено, что оставляет России возможность значительно увеличить свою долю на этом рынке.

Текущее состояние рынка ИТ в России

К благоприятным факторам развития российского рынка ИТ относятся продолжающийся экономический рост и высокий базовый уровень образования населения. Экономический подъем, рост управленческой культуры и появление у компаний свободных инвестиционных ресурсов приводит к увеличению доли корпоративных расходов на реализацию масштабных проектов внедрения ИТ в общей структуре затрат. Высокий уровень образования значительной части населения является важным ресурсом обеспечения потребностей отрасли в квалифицированных специалистах и пользователях в сфере ИТ.

Этими факторами и обусловлен стремительный рост внутреннего спроса на ИТ в России. Всего за три года с 2000 по 2003 годы рынок ИТ вырос почти вдвое – с более чем до 6 млрд. USD и, по экспертным оценкам, к концу 2004 г. достигнет 7,5 млрд. USD.

Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы рынка ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4% объема всего ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. USD и составляет более 5% от ВВП. При этом в общей структуре российского рынка импортное аппаратно-технологическое обеспечение составляет львиную долю, в то время как рынок услуг ИТ составляет лишь 30 процентов, а рынок программных продуктов – 14% от общего объема.

На экспорт в настоящее время приходится всего 14% объема российского рынка ИТ. Для сравнения, в других странах, имеющих динамично развивающиеся отрасли ИТ, доля экспорта преобладает в общей структуре и составляет, например, 70% в Израиле и 80% в Индии.

Активным потребителем продукции и услуг в сфере ИТ в Российской Федерации является государство. Как и в развитых странах, доля спроса со стороны государства в течение последних 5 лет на российском рынке ИТ достигала 30 процентов, что стало существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупных компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", РАО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Активным источником спроса на рынке ИТ являются также предприятия финансовой и нефтегазовой отрасли, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают по объемам расходов на ИТ.

Несмотря на наблюдающийся в последние годы стремительный рост использования ИТ населением России в своей повседневной деятельности, абсолютный уровень их распространения еще очень далек от показателей развитых стран.

Отечественный рынок ИТ отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран. Такое положение вызвано общеэкономическими причинами: последствием спада производства в 1990-х годах, неготовностью многих предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низким уровнем материального благосостояния основной части населения.[1]


Вопрос №2. Глобальный компьютерные сети

Классификация сетей

Глобальные сети можно классифицировать по следующим признакам:

1.   По типу средств коммуникаций:

- наземные многоузловые сети;

- спутниковые радиосети;

- комбинированные сети.

2.                       По способу коммутации сообщений:

-   коммутация каналов;

-   коммутация сообщений;

-   коммутация пакетов;

-   адаптивная коммутация.

3.                     По выбору маршрута передачи сообщения:

-   фиксированные пути;

-   направленный выбор пути;

-   случайные пути;

-   лавинный способ.

Наземные многоузловые сети

Рабочими ЭВМ сети могут быть все классы ЭВМ от персональных до суперЭВМ. Используются также отдельные терминалы (Т). Абоненты подключаются к сети посредством телефонных и телеграфных каналов связи в точках подключения (ТП). Доступ пользователей к ресурсам сети осуществля­ется через узлы коммутации. Каждый узел коммутации (УК) обслуживает определенное число пользователей, обычно наиболее близко расположенных к узлу. Архитектуру УК составляют ЭВМ со специальным сетевым программным обеспечением и коммуникационное оборудование. УК могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми, т. е. работающими в автоматическом режиме. УК выполняют важные сетевые функции: анализ и формирование сетевых адресов абонентов, кодирование сообщений, контроль и коррекцию ошибок, появившихся в процессе передачи информации, управление потоками

сообщений, выбор оптимального для данной ситуации маршрута передачи сообщения и др. Один из УК выполняет роль шлюза или моста.

С одним из УК совмещается центр управления сетью (ЦУС), на котором работает администратор сети. В ЦУС, как правило, входит наиболее мощная ЭВМ сети со специальным программным обеспечением.

Между УК прокладываются, как правило, магистральные скоростные каналы передачи данных (МСКПД) на основе Коаксиальных, многожильных и оптоволоконных кабелей. В крайнем случае используются телефонные линии связи, обладающие средней скоростью передачи данных.

Достоинства многоузловой сети:

-    возможно использование ранее проложенных каналов связи;

-    допустимо применение в разных частях сети различных физических сред и скоростей передачи данных;

-    возможность применения различных способов коммутации и выбора путей передачи сообщений.

Недостатки:

-сложность прокладки в труднодоступных местах (горах, болотах, пустынях, в воде);

- невозможность связи с движущимися абонентами.

Способы коммутации и выбор пути передачи сообщения

Способами коммутации при передаче сообщений являются: Коммутация каналов устанавливает физическое соединение между абонентом-отправителем сообщения и получателем. Отправитель посылает специальный сигнал, который перемещается от одного УК к другому и устанавливает физический прямой канал связи между отправителем и получателем. После установления физического канала связи получатель посылает об этом отправителю специальный сигнал. Получив сигнал, отправитель посылает сообщение. После передачи всего сообщения канал связи разъединяется. Способ коммутаций каналов прост в реализации, но дает наибольшую задержку при передаче сообщения и снижает пропускную способность сети.

Коммутация сообщений не устанавливает физический канал связи между абонентами. Определяется логический канал связи, т. е. указывается адрес получателя сообщения, адрес отправителя и путь передачи сообщения. Поступившее в УК сообщение запоминается и ждет до тех пор, пока не освободится канал к следующему УК. Сообщение в каждый момент времени занимает только канал между двумя соседними УК. Это повышает пропускную способность сети и уменьшает задержку передачи сообщения.

Коммутация пакетов. На транспортном уровне ЭМВОС сообщение разбивается на одинаковой длины фрагменты. На более нижних уровнях фрагмент сообщения снабжается заголовком и концевиком. В заголовке записывается: адрес получателя, порядковый номер фрагмента, маршрут его движения и информация для управления каналом связи. В концевик пишется информация (код) для контроля правильности передачи сообщения по каналу связи. Фрагмент сообщения с заголовком и концевиком называется пакетом. Пакеты передаются по сети независимо друг от друга и могут проходить по разным путям.

Преимущества способа коммутации пакетов:

-    увеличение пропускной способности сети;

-    уменьшение задержки передачи сообщений;

-    увеличение скрытности передачи, так как пакеты могут передаваться по разным путям.

Недостатком способа является усложнение программных и технических средств коммутации.

Адаптивная коммутация учитывает достоинства и недостатки различных способов коммутации. Так как при длинных сообщениях более экономичным является коммутация каналов, а при коротких - коммутация пакетов, то в реальных сетях целесообразно совмещение обоих способов. Поэтому наиболее эффективным способом коммутации каналов является адаптивная коммутация, которая предполагает автоматическое переключение способов коммутации каналов и пакетов в зависи­мости от загрузки сети. Правильный выбор пути передачи сообщения уменьшает задержку в передаче, увеличивает пропускную способность сети и повышает надежность передачи сообщения.

Фиксированные пути устанавливают постоянные маршруты передачи сообщений между каждой парой абонентов в сети. С этой целью составляется таблица маршрутов, т. е. конкретные УК, через которые должно пройти сообщение при передаче между абонентами. При видимой простоте метод имеет недостатки: низкая надежность ввиду отсутствия резервных путей и неадаптивность сети к перегрузкам на отдельных участках.

Направленный выбор пути является развитием метода фиксированных путей. В таблице маршрутов кроме основных путей указываются резервные пути в порядке их приоритетности. Выбор пути делается с учетом его приоритета, а также состояния отдельных участков сети (наличия отказов и перегрузок).

Случайный выбор пути. Сообщение из УК посылается по случайно выбранному маршруту, лишь бы канал был свободен. Будучи простым по реализации, метод дает самое большое среднее время задержки сообщения.

Лавинный метод. Сообщение из каждого УК посылается по всем направлениям. Достоинством метода является его высокая надежность и наименьшая задержка передачи сообщения. Однако при этом резко возрастают нагрузки на сеть и снижается пропускная способность.[2]

Спутниковые и комбинированные сети.

 Применение   космических   спутников   связи   привело   к   возможности создания глобальных радиосетей. Средства коммуникаций включают спутники связи, наземные радиостанции и проводные каналы связи между ЭВМиРС

 Достоинства сети:

-    используя разные частоты, можно организовать несколько сетей, работающих параллельно и не мешающих друг другу;

-    достаточно просто реализовать связь с движущимися абонентами;

сравнительно недорого  проложить каналы  связи в труднодоступных местах.

Недостаток: высокая стоимость реализации спутниковой связи.

В настоящее время среди глобальных сетей все большее распространение получают комбинированные сети, в которых передача данных через наземные УК дополняется радиосвязью абонентов с УК, а при необходимости - и спутниковой связью.

Примеры глобальных сетей

В СНГ в последние годы интенсивно внедряется сетевая компьютерная инфраструктура. Независимые государства развивают свои компьютерные сети и активно включаются в мировое информационное сообщество на базе глобальных международных сетей.

В сетях СНГ основными каналами связи являются; коммутируемая телефонная сеть общего пользования, выделенные телефонные линии связи, специальные сети передачи данных (ПД-200, «Искра») и сеть абонентского телеграфа. В последнее время используются также линии связи на оптоволоконных кабелях, сотовая связь и радиосвязь. Основные национальные сети, а также международные сети, услугами которых могут пользоваться граждане СНГ:

БЕЛИКОС - белорусский узел коммерческой сети СИТЕК, работающей на территории СНГ, Балтии и Болгарии.

ИКСМИР (информационно-коммерческая сеть «Мировой информационный рынок») - сеть функционирует в 12 регионах СНГ. Обеспечивает электронную почту, коммерческие предложения, рекламу, курсы валют, биржевые новости, цены на рынках, законодательства стран и расписания движения железнодорожного и авиационного транспорта.

СИТЕК - объединение национальных и региональных сетей коммерческого направления: биржевой и валютный рынки, товары и услуги, законодательство.

ЭСТ - электронная система торгов Белорусской фондовой биржи дает возможность удаленным клиентам участвовать в торгах биржи.

BASNET - сеть Академий наук РБ. Объединяет научно-исследовательские, проектные и информационные центры Республики Беларусь и предоставляет пользователям услуги международных сетей.

BELPAK - сеть, имеющая статус государственной сети. Ориентирована на государственные административные структуры, крупные промышленные предприятия и коммерческие организации. Для развития сети получен кредит Европейского сообщества. Передача сообщений ведется посредством коммутации пакетов. Управляет сетью специальное подразделение Правительства РБ.

EUNET / RELCOM - международная коммерческая сеть, ориентированная в основном на предприятия и организации среднего класса. Популярность сети обусловлена приемлемым уровнем сервиса и относительно низкими ценами.

FIDONET - международная некоммерческая сеть, обеспечивающая свободный обмен информацией через BBS - электронные доски объявлений. Абоненты сети пользуются информацией BBS бесплатно.

PAY - система электронных платежей, объединяет многие банки Беларуси, России, Украины, Казахстана и Кыргызстана, а также позволяет производить платежи в Азербайджане, Узбекистане и государствах Балтии.

SPRINTNET - крупнейшая в мире сеть электронной почты. Основной физической средой передачи данных является оптоволоконный кабель, включая трансатлантический канал. Сеть осуществляет передачу сообщений на факсимильные аппараты, средства телексной и телетексной связи, обеспечивает электронные платежи и международные расчеты. Дает возможность пользователям доступа к большинству мировых сетей,

SWIFT - общество международных межбанковских финансовых телекоммуникации. Сеть гарантирует оперативную пересылку и безопасное хранение финансовых документов абонентов в 130 странах мира и бесперебойное обслуживание клиентов в течение 24 часов.

UMBEL - сеть образования и науки РБ. Сеть объединяет соответствующие министерства и ведомства, ведущие вузы, научно-исследовательские и проектные организации, библиотеки и др. Основная задача сети: обеспечение доступа белорусских пользователей к информационным ресурсам РБ и в мировое сообщество научных, образовательных и общественных кругов. Управляет сетью Министерство образования и науки РБ.

Особая роль среди глобальных сетей принадлежит мировому сообществу сетей Internet.[3]


Задача №10


1.                        Рассчитать начисление комиссионных сотрудникам малого предприятия.

2.                        Выдать список сотрудников, объем продаж, которых составляет от 50000 руб. до 100000 руб.

3.                        Определить количество сотрудников, у которых объем продаж менее 50000 руб.

4.                        Построить гистограмму объема продаж по сотрудникам и круговую диаграмму начисления размера комиссионных.


Решение:

Рассчитаем начисления комиссионных сотрудникам малого предприятия. Для этого воспользуемся формулой, ЕСЛИ, которая находится на панели инструментов, у нас получиться:

Номер п/п

Ф. И. О.

Выручка, руб.

Комиссионные, руб.

1

2

3

4

1

Мотров А. А.

100000

0,03

2

Турканов О. И.

550000

0,04

3

Баскин Г. Т.

340000

0,03

4

Попов С. А.

60600

0,03

5

Антонов П. П.

23800

0,02

6

Суслов Е. И.

5000

0,02


Итого

1079400



Теперь выдадим список сотрудников, объем продаж, которых составляет от 5000 руб. до 100000 руб.

Для этого воспользуемся Меню/Данные/Фильтр/Автофильтр. Получается:

Номер п/п

Ф. И. О.

Выручка, руб.

Комиссионные, руб.

1

2

3

4

1

Мотров А. А.

100000

0,03

4

Попов С. А.

60600

0,03


Это означает, что только двое сотрудников – Мотров А. А. и Попов С. А. подпадают под эти ограничения.

Определим теперь количество сотрудников, у которых объем продаж менее 5000 руб.

 Так же воспользуемся функцией Автофильтр. У нас получилось:

Номер п/п

Ф. И. О.

Выручка, руб.

Комиссионные, руб.

1

2

3

4

5

Антонов П. П.

23800

0,02

6

Суслов Е. И.

5000

0,02


Это означает, что объем продаж менее 50000 руб. наблюдается только  двух сотрудников – Антонов П. П. и Суслов Е. И.

 Построим теперь гистограмму объема продаж по сотрудникам.

Для этого воспользуемся Меню/Вставка/Диаграмма/Гистограмма. Получилось:

 Теперь построим по тому же принципу круговую диаграмму, где отразим начисления размера комиссионных. Получилось:


 

Список литературы







1.           Косовцева Т.Р.,  Маховиков А.Б.,  Муста Л.Г.  Информатика. -  СПб.:  Нева, 2002..

2.           Коуров Л.В. Информационные технологии. – Минск: Ам ал фея, 2002.

3.           Макарова Н.В. Информатика. -  М.: ЮНИТИ, 2003



[1] Коуров Л.В. Информационные технологии. – Минск: Ам ал фея, 2002. – С. 219

[2] Макарова Н.В. Информатика. -  М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 317

[3] Косовцева Т.Р.,  Маховиков А.Б.,  Муста Л.Г.  Информатика. -  СПб.:  Нева, 2002. – С. 247