Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая основа запасов предприятий. 5

1.1. Роль и задача запасов на малом предприятии. 5

1.2. Необходимость существования запасов на малых  предприятиях. 6

1.3. Категории товарно-материальных запасов. 9

1.4. Классификация товарно-материальных запасов и их          значение. 13

1.5. Методика моделирования системы управления запасами малых предприятий  17

2. Система учета запасов на малом предприятии. 22

2.1. Учет поступления материальных ценностей. 22

и расчетов с поставщиками. 22

2.2. Учет использования материальных ценностей в производственном процессе  26

2.3. Автоматизация учета производственных запасов. 35

Заключение. 39

Список литературы.. 40

Введение

Состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов приобретают все большую значимость.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса связанного с проблемами управления запасами на малых предприятиях

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.                    Определить роль и значение запасов на малых предприятиях

2.                    Рассмотреть классификацию запасов

3.                    Определить систему учета запасов на малом предприятии.

Основной проблемой в системе управления предприятием является неэффективная (часто вообще отсутствующая) система управленческого учета, которая, давая запоздалую, искаженную или слишком обобщенную информацию, может легко подорвать усилия компаний с превосходными разработками, производством и маркетингом.

Следствием этой проблемы является не использование по причине отсутствия системы управленческого учета современных методов управления производственными запасами.

Для решения этой проблемы необходимо создать систему современного управленческого учета, которая подготавливала бы информационную базу для основных элементов управления затратами и себестоимостью продукции промышленного предприятия, которыми являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости продукции, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

 

1. Теоретическая основа запасов предприятий

1.1. Роль и задача запасов на малом предприятии

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требую­щих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воз­действующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и посто­янно недооценива­ют свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им при­ходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.

Изменения объемов товарно-материальных запасов в значитель­ной степени зависят от превалирующего на данный момент отноше­ния к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнкту­рой рынка. Когда основная масса предпринимателей на­строена опти­мистично относительно возможностей экономического роста, они рас­ширяют свои операции, увеличивают объемы инвес­тиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней послед­них не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факто­рами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно техноло­гия управления запасами используется.

Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного ак­селератора» (J = k*D, где J — уровень запасов, ед.,D — спрос и k — коэффициент неравномерности спроса), они пришли к выво­ду, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управле­нию запасами.

Используя больший объем разнообразных данных за весьма дли­тель­ный период, и применяя модифицированный вариант указанно­го аксе­лератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предпо­ложили, что фирмы осуществляют лишь частичную коррек­тировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За двенадцатимесячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удава­лось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основ­ном совершенствованием системы управления запасами на основе исполь­зования компьютерной техники.[1]


1.2. Необходимость существования запасов на малых               предприятиях

Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов.

Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число малых предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.

Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа малых предприятия.

Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на малых предприятиях материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

Одной из причин создания запасов является также возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы малых предприятий «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

В современных условиях хозяйствования в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании малых предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежания падения покупательной способности денег.

С другой стороны, малое предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном  случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что малое предприятие создает запасы данной продукции, дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса малого предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.

Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.

В современных работах по экономике предприятия и логистике выделяют следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов:

-         коммерческие затраты – проценты за кредит; страхование; налоги на капитал, вложенный в запасы;

-         затраты на хранение – содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т.д.); операции по перемещению запасов;

-         затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данного вида материальных ресурсов;

-         потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличения производственной мощности; снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия.

При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на российских малых предприятиях так называемых «неликвидов» - запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям.

Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.[2]

 

1.3. Категории товарно-материальных запасов

Существует три вида товарно-материальных запасов: сырь­евые мате­риалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, нахо­дящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на сле­дующие категории:

-                      технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;

-                      текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение средне­ста­тистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

-                      резервные (страховые или «буферные»): иногда их называют «запасами для компенсации случайных ко­лебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создава­емые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфлик­тами, поднятием цен или отложенным спросом).

Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономи­ческой безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта, не способству­ют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безо­пасности» в глазах руководства фирм, по­скольку объективно проти­воречат повышению эффективности производства.

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефи­цита). При наличии де­фицита запасов существует три вида возможных издержек, перечис­ленных ниже в по­рядке увеличения их отрицательного влияния:

1) издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправ­кой заказанного товара) — дополнитель­ные затраты на продви­жение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов:

2) издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоян­ный заказчик обращается за данной покуп­кой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, поте­рянной из-за неосуще­ствления торговой сделки);

3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсут­ствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торго­вой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показа­телях общей выручки, которую можно было бы получить от реали­зации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).

Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так назы­ваемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтер­нативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, по­скольку гипотети­ческие заказчики разные и соответствующие из­держки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка дан­ного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, кото­рые могли бы иметь место в действитель­ности.

Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сде­лок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за доро­гостоящих перерывов в производстве при переходах между слож­ными технологическими процессами.

Технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются оп­ределенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В тех же случаях материально-технического снабжения, ко­гда перемещение запасов с одного уровня на другой за­нимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длитель­ных сроках реализации заказов (например, при больших промежут­ках времени между изготовлением товара и его прибытием в гото­вом виде на склад) общее количество технологических запасов ока­жется сравнительно большим. Точно так же при больших временных ин­тервалах, между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказ­чиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на дан­ный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки за­казчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.

Для вычисления (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных за­пасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется сле­дующая формула:

J = S*T,

где J — общий объем технологических или переходных (находя­щихся в процессе транспортировки) товарно-материаль­ных запасов; S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени; Т — среднее время транспортировки.

Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы. Особенность большинства предпринима­тельских систем заключает­ся в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к не­обходимым на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных то­варов в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посред­ников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скид­ки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров крупными партиями; налогообложение торговых сделок с минимальным раз­мером партий, делающее невыгодной отправку заказ­чику товаров в количествах меньше установленного размера, и некоторые другие.

При этом существуют определенные ограничения на размер то­варно-материальных запасов. Ограничите­лем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения балан­са между пре­имуществами и недостатками, с одной стороны, зака­зыва­ния, а с другой — хранения товаров.

Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптималь­ного) размера заказа — «economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле»

EOQ=2AD/vr,

где A — затраты на производство; D — средний уровень спроса; v — удельные затраты на производство; г — затраты на хранение.[3]

Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источни­ком снабжения в тех слу­чаях, ког­да спрос на данный товар превышает ожидания. На прак­тике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реали­за­ции заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных то­варно-материальных запасов.

В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной ком­панией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и на­оборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов и соответствии с декларированной ею стра­тегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным ко­лебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при под­держании такого уровня обслуживания своих клиентов.

Следовательно, определение точного уровня необходимых ре­зервных запасов зависит от трех факторов, а именно:

1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;

2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.

Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализа­ции заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, — дело нелегкое. Вероятностная природа вышеука­занных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделиро­вание или имитация.[4]


1.4. Классификация товарно-материальных запасов и их          значение

По месту нахождения

Логистика, имея целью, повышение эффективности функционирования организаций и экономики в целом, занимается управлени­ем потоками материальных ресурсов. Предметом изучения являются не сами материаль­ные ресурсы как таковые, а их движение в простран­стве и во времени. Под движением при этом понимается непрерыв­ное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Именно движение как предмет исследо­вания позволил логистике занять место самостоятельной науки.

Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами матери­альных ресурсов, необходимо увязать по­нятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока, в рамках которого эти запасы создаются.

В предыдущем разделе было показано, как материальные потоки в логистической системе экономики связаны с материаль­ными потоками составляющих эту систему организаций и каким образом ма­териальные потоки движутся внутри организации. Независимо от того, являются ли материальные потоки внешними по отношению к организации или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием за­пасов. Можно сказать, что запас — это форма существования материального потока.

Фиксация места нахождения запаса не ограничивает второго па­раметра движения — времени. Особенно­стью логистики является изучение запаса как постоянно меняющегося во времени объекта. Актуален и вопрос трансформации запасов из одного вида и другой, связанный с изменением их пространственного положения. Таким образом, вопрос классификации запасов необходим для решения, по крайней мере, двух задач:

-                      конкре­тизации объекта изучения в рам­ках заданного материального потока 

-                      управления запасами в рамках за­данной логистической системы.

Критериями классификации могут стать два параметра, опреде­ляющих понятие движения. Это — про­странство и время. Параметр количества запаса неотделим от параметра времени. Параметр качества запаса связан с конкретной потребностью и не приводит к выделению видов запасов.

Прежде чем приступить к описанию видов запасов, необходимо дать определение запасов.

Запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции представляют собой материальные цен­ности, ожидающие производст­венного или личного потребления.

Введение такого определения приводит к трем выводам:

1. Не существует принципиального различия в про­цессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплекту­ющие, готовая продукция), так как единственная функция запаса — обеспечение потребности.

2. Определяющим для размера запаса является характер потреб­ления запаса продукта данного вида.

3. Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.

Первый вывод связан с критерием классификации по месту на­хождения запаса. Мы не будем делать ого­ворки о виде продукта, из которого создается тот или иной запас, так как это несущественно.

Второй вывод связан с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Мы не будем говорить о конкретных размерах запасов, опреде­ляющих границы того или иного вида, а ограничим­ся описанием возможных категорий, так как более деталь­ное изуче­ние запаса связано с особенностями его потребления.

Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классифи­кации — это функция запаса.

Итак, мы определили, что критериями классификации запасов могут быть два параметра движения матери­альных потоков — прост­ранство (или место нахождения) и время, а также функция запаса.

Классификация по месту нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике, опреде­лены как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы, основные и вспомогательные, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Основная часть совокуп­ных за­пасов производства представляет собой предметы производства, вхо­дящие в материальный поток на различных стадиях его технологи­ческой переработки.

Совокупные запасы производства подраз­деляются на два вида: производственные и товарные запасы.

Производственные запасы формируются в организациях-потреби­телях. Товарные запасы находятся у орга­низаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на запасы и пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (или транспортные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребите­лям.

Каждая отдельная организация в логистической цепочке поставщиков и по­требителей является, с одной стороны, организацией-поставщиком, а с другой — организа­цией-изготовителем. Следовательно, производствен­ные и товарные запасы всегда имеются на предприятии.[5]

По исполняемой функции

Классификация по исполняемой функции запасов позволяет рас­членить производственные и товарные запасы на несколько групп. В то же время производственные и товарные запасы в целом имеют свои специфические функции.

Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечи­вать бесперебойность производ­ственного процесса. Производственные запасы учитываются в нату­ральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потреби­телю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения произ­водственного процесса между двумя по­ставками, а также организа­ций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть произ­водственных и товарных запасов. Их величина постоян­но меняется.

Подготовительные запасы (или запасы буферные) выделяются из производственных запасов при необхо­димости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса, на­пример). Подго­товительные запасы товарных средств производства формируются в случае необходимости подготовить мате­риальные ресурсы к отпуску потребителям.

Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных об­стоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий по­ставок от запла­нированных, изменения интенсивности потребле­ния, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов раз­мер гарантийных запасов - величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкос­новенны.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производст­ва продуктов, их потребления или транс­портировки. Сезонные за­пасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного пере­рыва в производстве, потреблении или в транспорти­ровке продукции.

Переходящие запасы — это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназна­чаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следую­щем за отчетным периоде до очередной поставки.

По времени

Классификация по времени позволяет выделить различные коли­чественные уровни запасов.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запа­сами. Этот уровень может превышаться. В различных системах уп­равления макси­мальный желательный запас используется как ори­ентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент уче­та. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, по­роговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийно­му запасу в классификации по испол­няемой запасом функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Можно также выделить неликвидные запасы — так называют дли­тельно неиспользуемые производст­венные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хране­ния, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше кри­териям.[6]


1.5. Методика моделирования системы управления запасами малых предприятий

Нормирование запасов

Управление   запасами   заключается   в   решении   двух   основных   задач:

-            определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

-                       создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

  В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.

Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки:


ТЗ = RСУТ * J,                                            


где ТЗ – текущий запас;

      RСУТ – среднесуточный расход материалов;

      J – интервал поставок, дни.

Системы контроля за состоянием запасов

Контроль за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.

В целом можно выделить следующие системы контроля за состоянием запасов: с фиксированной периодичностью заказа; с фиксированным размером заказа. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.

Контроль состояния запасов по системе с фиксированной периодичностью заказа осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки осуществляется заказ на поставку новой партии товаров.

Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода на этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:


Р = З макс - (З ф - З т),                                         


где З макс - предусмотренный нормой максимальный запас;

      З ф - фактический запас на момент проверки;

      З т - запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.

Методика проектирования логистической системы управления запасами

Методика   предполагает   последовательное   решение   следующих  задач:

1.       Подготовка исходных данных для проектирования логистической системы управления запасами на основе экспертного опроса специалистов организаций-поставщиков и организаций потребителей.

2.       Расчет оптимального размера заказа для всех комплектующих.

3.       Сопоставление по всем комплектующим оптимального размера заказа с принятой и желательной партиями поставки. Необходимо обосновать выбор размера заказа для дальнейших расчетов. В случае значительного (более, чем в 1,5 - 2 раза) расхождения оптимальной, принятой и желательной партий поставки дальнейшие расчеты по комплектующему следует вести отдельно для каждого размера партии поставки. Возможно использование средних величин принятой и желательной партий или оптимальной и желательной партий поставки.

4. Моделирование поведения системы управления запасами с фиксированным размером запаса.

Таким образом, для моделирования эффективной системы управления запасами материальных ресурсов предприятию необходимо разработать экономически обоснованные нормы запасов данных материалов, используя эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Следующим шагом разработки системы управления запасами должно стать проектирование системы контроля уровня запасов. При этом, опираясь на широкий выбор теоретических моделей, менеджерам необходимо проектировать оригинальные варианты таких моделей, которые бы учитывали особенности конкретного производства.[7]


2. Система учета запасов на малом предприятии

2.1. Учет поступления материальных ценностей

и расчетов с поставщиками

В соответствии с производственной программой и нормами расхода предприятия определяют потребность в материальных ресурсах. Для учета и контроля операций приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками используется журнал-ордер № 6, при использовании ЭВМ - машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи в журнале-ордере № 6 ведутся позиционным способом - по каждому расчетному документу.

Материалы на предприятие поступают, в основном, от поставщиков (дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Поставщиками выступают территориальные организации материально-технического снабжения, предприятия, взаимоотношения между которыми регулируются договорами поставки.

На материалы, поступившие от поставщиков согласно заключенным с ними договорам, предприятие получает сопроводительные документы: платежные требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, в журнале учета поступающих грузов и проверяются с точки зрения соответствия их условиям поставки, предусмотренным договором: по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроку отправки и другим. Проверенные сопроводительные документы предприятие акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего эти документы передают в бухгалтерию предприятия для оплаты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685 предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 года перешли на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 года № 514 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок  и требования к их ведению.

Механизм применения счетов-фактур изложен в Письме Государственной налоговой службы и Министерства Финансов Российской Федерации от 25 декабря 1996 года № ВЗ-6-03/890, №109 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года».

Каждое предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги на основе книги продаж и подлежащему зачету на основе книги покупок или восстановлению по НДС, уплаченному в соответствии с требованиями Инструкции 39 Госналогслужбы.

В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков за приобретенные основные средства и нематериальные активы, поступившие производственные запасы, малоценные предметы, товары и оказанные услуги. Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»). Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, так как по ним не производится зачет НДС входящего (уплаченного). Это связано с тем, что принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении двух обстоятельств - оплате счетов-фактур и оприходования товаров. Как представляется, с целью получения более полной и достоверной информации о суммах НДС, подлежащих зачету в книге покупок, должны быть зарегистрированы также все счета-фактуры и чеки кассовых аппаратов при наличии товарных чеков за материалы, работы и услуги, оплаченные наличными из кассы или из подотчетных сумм.

Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации бухгалтерия выписывает экспедитору доверенность.

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документам поставщика и если расхождений нет, то выписывает приходные ордера на все количество поступившего груза в одном экземпляре в поступления материалов. Если расхождений между фактически принятым количеством материальных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика, нет. То оприходование можно оформить и без выписки приходного ордера - на основании документов поставщика.

Если при приемке от поставщиков будет установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишек, пересортица) или если имела место неотфактурованная поставка (поступление материалов без счета-фактуры поставщиков), то заведующий складом вместе с представителем поставщика или незаинтересованной организации составляет акт о приемке материалов в двух экземплярах. В этом случае приходные ордера не составляются, а акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта направляют поставщику. Данные по поступившим материальным ценностям ежедневно передаются на информационно-вычислительный центр, где по каждому складу составляется табуляграмма «Список поступивших материалов».

В установленные сроки заведующий складом передает все первичные документы в бухгалтерию предприятия по реестру, выписываемому обычно в двух экземплярах: первый с приложенными оправдательными документами остается в бухгалтерии, второй с распиской бухгалтера о количестве принятых приходных и расходных документов - у заведующего складом. Как правило, документы передаются ежедневно, но не реже одного раза в неделю.

Материалы могут поступать (дебет счета 10 «Материалы») от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами») вследствие выбытия пришедших в негодность основных средств (кредит счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств») и могут быть изготовлены собственными вспомогательными производствами (кредит счета 23 «Вспомогательные производства»). На этапе образования предприятия материалы могут поступать от учредителей в качестве их вклада в уставный (складочный) капитал (дебет счета 10 «Материалы», кредит субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»). Может иметь место безвозмездное получение материалов (дебет счета 10 «Материалы») от физических и юридических лиц (кредит субсчета 87-3 «Нераспределенная прибыль»).

Операции по доставке приобретенных материальных ресурсов, их погрузке и выгрузке включается в себестоимость заготовленных производственных запасов (дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы») с кредита счетов (23, 60, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в зависимости от вида расходов (если учетной политикой не предусмотрено использование счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»).

Уплачиваемый при приобретении материалов НДС отражается в учете по субсчету 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», только если он выделен в расчетных документах отдельной позицией (дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). К расчетным документам относятся платежные требования, платежные требования-поручения, платежные поручения, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива при переводе средств продавцом. Если в расчетных документах НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятия принимают на учет материалы вместе с уплаченным НДС. Поэтому необходимо отслеживать такие документы и возвращать их для переоформления. В дальнейшем ежемесячно НДС подлежит зачету (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит субсчета 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и списанию (дебет счетов 08, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 43, 47, 65, 80-3, 81-2, 84, 88, 96) в порядке предусмотренном Инструкцией № 39 ГНС России «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Суммы НДС по приобретенным производственным запасам (дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») подлежит зачету (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям») в том месяце, когда происходит оплата этих ценностей (дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет»). Так, если материалы поступили в апреле и расчетный документ поставщика за данную поставку оплачен в апреле (мае), то и сумма уплаченного НДС будет зачтена в апреле (мае).

Материалы и малоценные предметы, приобретенные за наличный расчет на предприятиях оптовой и розничной торговли, приходуют (дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами») вместе с НДС, уплаченном при их приобретении.[8]

2.2. Учет использования материальных ценностей в производственном процессе

Материалы со складов предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и не нужные. Как и при поступлении, так и при выбытии материалов со склада на информационно-вычислительный центр передаются данные, где ежедневно составляется табуляграмма «Список выбывших материалов со склада». Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство.

Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.

Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта. Она является оправдательным документом для списания товарно-материальных ценностей со склада.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия, главного инженера или лиц, ими на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск материалов.

По лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется. Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

Применение накладных-требований не исключает контроля за лимитами отпуска материалов. Для этого используются ведомости использования лимитов. Они являются оперативным документом, в котором делаются соответствующие отметки разовых отпусков материалов. В целях сокращения числа первичных документов там, где это целесообразно (например, из цеховых кладовых), можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов.

При использовании вычислительной техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета расхода материалов в производство. По данным карточек выдается машинограмма (ведомость) расхода материалов за подписями цеха-получателя материально-ответственного лица склада, отпускавшего ценности.

Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Используя вычислительные машины, можно централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их цехам (участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами (участками) для получения материалов со складов. Кроме того, значительно улучшает снабжение цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест материалами их централизованная доставка. При такой доставке материалов составляется специальный документ на отпуск (план-карта), в которой отражается лимит отпуска и сроки подачи материалов в производство. По этому документу склад сам выписывает расходные документы на отпуск материалов в пределах месячного лимита и доставляет их в производство в утвержденные сроки. Это значительно сокращает расходы на транспортировку и освобождает производственников от забот о материальном обеспечении.

Материалы отпускают со склада предприятия (кредит счета 10 «Материалы») на изготовление продукции (дебет счета 20 «Основное производство»), нужды вспомогательных производств (дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы») и общехозяйственные (дебет счета 28 «Брак в производстве»), коммерческие расходы (дебет счета 43 «Коммерческие расходы»), ремонт основных средств (дебет счета 20, 23, 24, 25, 31, 43, 89), освоение производства новых видов продукции (дебет счета 31 «Расходы будущих периодов»).

Расходы материалов на проведение ремонтов всех видов (текущих, средних, капитальных) включаются в себестоимость продукции предприятия. Основанием для списания материалов на издержки производства служат составляемые бухгалтерской службой ведомости распределения материалов по направлениям расходов (центром затрат) на основе первичных документов на отпуск материалов.

Суммы НДС, фактически уплаченные поставщиками материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки производства, полностью принимаются в зачет по этим налогам (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям) в бюджете.

Учет операций по отпуску материалов на непроизводственные цели. Материалы со склада могут быть отпущены: на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом (дебет счета 08 «Капитальные вложения», кредит счета 10 «Материалы»); на нужды обслуживающих производств и хозяйств (дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», кредит счета 10 «Материалы»); в счет вклада в уставный (складочный) капитал дочернего (зависимого) предприятия (дебет счета 48 «Реализация прочих активов», кредит счета 10 «Материалы»); переданы безвозмездно в порядке спонсорской помощи юридическим и физическим лицам (дебет счета 87 «Нераспределенная прибыль», кредит счета 48 «Реализация прочих активов», дебет счета 48 «Реализация прочих активов», кредит счета 10 «Материалы»). Суммы НДС по материальным ресурсам, уплаченные поставщикам, израсходованным на капитальное строительство, принимаются к зачету на расчеты с бюджетом (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»). Суммы НДС, уплаченные поставщикам и зачтенные (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»), приходящиеся на материалы, использованные для непроизводственной сферы, как имеющие специальные источники финансирования, подлежат восстановлению на счете 68 « Расчеты с бюджетом» (дебет счета 29, 80-3, 81-2, 84, 86, 87, 88, 96, кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом»).

К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся находящиеся на балансе предприятия (или отдельном балансе) принадлежащие ему объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилые дома, общежития, водопровод, канализация), бытового (парикмахерские, бани, прачечные, гостиницы), социального (пекарни, столовые, буфеты, дома отдыха, пансионаты, санатории, детские дошкольные учреждения, поликлиники, лагеря отдыха) и культурного (библиотеки, дома культуры) назначения, подсобное сельское хозяйство.

При безвозмездной передаче материалов физическим лицам, включая членов трудового коллектива, следует помнить, что стоимость таких материалов в оценке по рыночной цене включается в их доход и подлежит налогообложению подоходным налогом. Эти лица обязаны внести в кассу предприятия сумму подоходного налога (дебет счета 50 «Касса», кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом») для последующего перечисления в бюджет (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 51 «Расчетный счет»).

Учет операций по реализации материалов. По мере отпуска материалов покупателю их продажная цена отражается в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредиту счета 48 «Реализация прочих активов» и одновременно списывается фактическая себестоимость (дебет счета 48 «Реализация прочих активов», кредит счета 10 «Материалы»). Выявленный на счете 48 «Реализация прочих активов» финансовый результат от реализации материалов списывается на счет 80 «Прибыли и убытки», субсчет 2 «Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов» как прибыль (дебет счета 48 «Реализация прочих активов», кредит субсчета 80-2 «Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов») или убыток (дебет субсчета 80-2 «Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов», кредит счета 48 «Реализация прочих активов»).

При реализации материалов предприятие в обязательном порядке должно включить в расчетные документы на оплату отдельной позицией в установленном размере НДС, который подлежит начислению (дебет счета 48 «Реализация прочих активов», кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом») и перечислению в бюджет (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 51 «Расчетный счет»).

Не облагаются НДС продажа, обмен и безвозмездная передача материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных с НДС для непроизводственной сферы, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену покупки.

Для целей налогообложения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (включая материалы» с 1 января 1996 года установлен порядок, учитывающий влияние инфляции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.96 № 315 определено, что индекс будет ежемесячно публиковаться в «Российской газете».

Во всех случаях отрицательный результат (убытки) от реализации материалов (дебет субсчета 80-3 «Прибыли и убытки», кредит счета 48 «Реализация прочих активов») в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Если материалы реализуют физическим лицам (включая членов трудового коллектива) по цене ниже рыночной, то разница между рыночной и продажной ценой считается прибылью физического лица и подлежит обложению подоходным налогом у покупателя. Поэтому последний должен быть внесен в кассу покупателем (дебет счета 50 «Касса», кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом») для последующего перечисления в бюджет (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 51 «Расчетный счет»).

Списание материалов, утраченных в результате экстремальных ситуаций или стихийных бедствий. Если материалы утрачены (испорчены) в результате стихийных бедствий и экстремальных ситуаций, то их списывают за счет страховой организации в пределах страховой суммы (дебет счета 65 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», кредит счета 10 «Материалы»), за счет резервного капитала (дебет счета 86 «Резервный фонд», кредит счета 10 «Материалы») в пределах имеющихся в нем средств, а оставшуюся сумму относят на внереализационные потери (убытки) (дебет субсчета 80-3 «Прибыли и убытки», кредит счета 10 «Материалы»).

Учет топлива. Для учета топлива предназначен субсчет 10-3 «Топливо». На этом субсчете учитывают наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработке электроэнергии и отопления зданий, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.

Бухгалтерский учет нефтепродуктов ведут по их видам, местам хранения и материально-ответственным лицам, используя следующие позиции: 10-3.1 «Нефтепродукты на складе», 10-3.2 «Нефтепродукты по талонам», 10-3.3 «Топливо в баках транспортных средств».

На основании путевых листов горюче-смазочные материалы (ГСМ) списываются на издержки производства (дебет счета 20, 23, 25, 26, 29, 43, кредит субсчета 10-3.3) и по другим направлениям (дебет счета 08, 48, 80-3, 81-2, 84, 86, 87, 88, 96). Инвентаризацию горюче-смазочных материалов рекомендуется проводить ежемесячно с тем, чтобы обеспечить действенный контроль за их сохранностью.

Движение горюче-смазочных материалов отражают в накопительной ведомости фактического расчета топлива за отчетный период. Аналитический учет горюче-смазочных материалов осуществляется по каждой марке бензина и дизельного топлива.

Если горюче-смазочные материалы приобретены за наличный расчет у автозаправочных станций при наличии чеков АЗС, к зачету принимается НДС, уплаченный по расчетной ставке (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»). В 1998 году расчетная ставка НДС равна 13,79%.

Периодически размер расчетной ставки НДС уточняется Государственной налоговой службой России по согласованию с Минфином России.

Учет запасных частей. На предприятии учет запасных частей осуществляется на одноименном субсчете 10-5 «Запасные части», в развитии которого открывают позиции: 10-5.1 «Запасные части» и 10-5.2 «Обменный фонд».

По позиции 10-5.1 «Запасные части» учитывают наличие и поступление приобретенных (дебет субсчета 10-5 «Запасные части», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками») или изготовленных собственными подразделениями (кредит счета 23 «Вспомогательные производства») запасных частей, предназначенных для ремонтов, замены изношенных частей машины, оборудования и транспортных средств.

По позиции «Запасные части» также ведут учет автомобильных шин в запасе и обороте.

Автомобильные шины (покрышка, камера, ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, включаемые в инвентарную стоимость этого автомобиля, учитываются в составе основных средств.

Запасные части отпущенные на эксплуатационные и ремонтные цели, списывают с кредита субсчета 10-5 «Запасные части» в дебет разных счетов (20, 23, 25, 26, 29, 89) в зависимости от характера расходов. Зачасти, израсходованные при выполнении особо сложного ремонта основных средств, списываются на счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» в случае, когда на предприятии учетной политикой предусмотрено образование ремонтного фонда.

Новые запасные части выдают из кладовых по требованию в обмен на изношенные. Изношенные запасные части, подлежащие ремонту, передают в ремонтный цех (участок), а после ремонта возвращают на склад. Негодные запасные части актируют и приходуют по массе лома как прочие материалы (дебет субсчета 10-6 «Прочие материалы», кредит субсчета 10-5 «Запасные части»).

Учет запасных частей по субсчету 10-5 «Запасные части» на складе ведут отдельно по учетным позициям: «Запасные части новые», «Запасные части отремонтированные», «Запасные части, подлежащие ремонту». Этот учет осуществляет заведующий складом по видам и номерам.

Реализация контрольных функций учета за сохранностью запасных частей предполагает систематическое проведение инвентаризаций их запасов на складе (выборочных и сплошных) и под отчетом за ответственными лицами.

Учет тары. Он имеет свои особенности, которые объясняются прежде всего ее предназначением. Тара, предназначенная для постоянного хранения материальных ценностей на складах или для осуществления технологических процессов производства продукции, в зависимости от ее стоимости учитывается в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» - стоимостью, равной 100 минимальным размерам оплаты труда за единицу и более) или малоценных предметов (на счете 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» - стоимостью менее указанного предела за единицу) как хозяйственный инвентарь. Тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции, учитывается на субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» по видам: тара из древесины, картона и бумаги, металла, пластмассы, стекла, тканей и нетканых материалов. На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывают также отдельной позицией материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.

Предприятие приобретает тару со стороны (дебет субсчета 10-4 «Тара и тарные материалы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками») или изготавливает ее самостоятельно (кредит счета 23 «Вспомогательные производства»). Использованной на упаковку готовой продукции тару, если ее стоимость включена в отпускную (продажную) цену продукции, списывают (кредит субсчета 10-4 «Тара и тарные материалы») и включают в производственную стоимость продукции (дебет счета 20 «Основное производство»), когда затаривание осуществляют на коммерческие расходы (дебет счета 43 «Коммерческие расходы»), когда продукцию упаковывают после ее сдачи на склад готовой продукции.

В синтетическом учете тара отражается по фактической себестоимости. Аналитический учет тары ведут в натуральных измерителях и стоимостной оценке по складам, цехам, производственным участкам и другим местам ее хранения, по материально-ответственным лицам, видам и группам тары и ее назначению.

Операции движения тары (поступления от поставщиков, из тарных цехов и участков своего предприятия, отпуск на сторону и в производство для упаковывания, внутреннее помещение) оформляют унифицированными формами первичной учетной документации. Списание тары, пришедшей в негодность вследствие износа, поломки, сбоя или порчи, оформляют актом, составленным комиссией, которую назначает руководитель предприятия. Негодную тару списывают после подтверждения акта руководителем предприятия. В целях контроля за сохранностью тары предприятия обязаны проводить ее инвентаризацию.[9]

2.3. Автоматизация учета производственных запасов

В условиях функционирования автоматизированной системы управления предприятием важное значение уделяется автоматизации расчетов по планированию, учету и анализу использования материальных ресурсов. Эти расчеты обычно выполняются в таких функциональных подсистемах, как управление материально-техническим снабжением, оперативным управлением основным производством, бухгалтерского учета и др.

Исходя из экономического содержания управления материальными ресурсами, под которыми мы понимаем процессы планирования, учета, контроля и анализа их использования и принятие решений по разработке и осуществлению мероприятий, позволяющих ликвидировать выявленные отклонения, обеспечить функционирование объекта в требуемых условиях, правомерно говорить о создании (или выделении) в автоматизированной системе управления предприятием комплексной подсистемы управления материальными ресурсами предприятия. Такая подсистема должна включать комплексы задач из различных функциональных подсистем, которые объединяются на основе организационного, информационного, технического, технологического и программного обеспечения.

Эта система создается для организации качественного управления материальными ресурсами на основе комплексного использования экономико-математических методов и современных средств вычислительной техники. Ее главная цель - оптимизация планирования, учета, анализа, регулирования и контроля процессов снабжения, использования и хранения материальных ресурсов; автоматизация различных процедур обработки информации; сокращение трудоемкости и снижение стоимости обработки информации; улучшение качества исходной и результативной информации. Необходимыми предпосылками повышения качества и оперативности в управлении материальными ресурсами на предприятии являются рациональная организация информационного обеспечения, оптимизация документооборота, совершенствование структуры управления предприятием.

Процессами управления материальными ресурсами на предприятии занимаются различные подразделения: отделы материально-технического обеспечения, комплектации и кооперирования, главного технолога и главного конструктора, отдел главного механика и главного энергетика, склады отделов материально-технического снабжения, центральная бухгалтерия и другие. В условиях автоматизированных систем управления в контур управления материальными ресурсами вписывается информационно-вычислительный или вычислительный центр. Таким образом, управляемой частью подсистемы будут являться отделы материально-технического снабжения, комплектации и кооперирования, главного механика, главного технолога, главного конструктора, главного энергетика, центральная бухгалтерия, информационно-вычислительный центр. Управляющая часть подсистемы - процессы организации планирования, учета, регулирования, контроля и анализа материальных ресурсов.

Составляющими компонентами подсистемы управления материальными ресурсами являются различные виды обеспечения, к числу которых относятся организационное, информационное, техническое, технологическое и программное.

Организационное обеспечение подсистемы включает проведение технико-экономического анализа существующей системы управления материальными ресурсами, выбор и постановку задач автоматизации, разграничение функций подразделений в условиях автоматизированного выполнения расчетов. Основой для этого являются материалы предпроектного обследования и выводы о необходимости совершенствования существующей системы управления.

Для проектирования подсистемы важно проанализировать этапы управления материальными запасами. Анализ показал, что таких этапов (функций) можно выделить четыре: планирование, учет, аудит и анализ, регулирование.

Информационное обеспечение подсистемы подразделяется на внемашинное и внутримашинное. Внемашинное информационное обеспечение включает классификаторы и коды информации; первичную документацию (Нормативно-справочную и оперативную), документооборот. Внутримашинное обеспечение содержит систему программ организации, ведения и доступа данных, состав массивов на машинных носителях.

К числу применяемых относятся следующие коды: цехов и отделов предприятия, включая склады; участков; материальных ресурсов (номенклатурных номеров материальных ресурсов), операций по движению материалов, единиц измерения, направлений расхода материала (производственных затрат), готовой продукции, поставщиков материалов.

Работу по кодированию новых материалов выполняет бюро нормативно-справочной информации информационно-вычислительного центра. Кроме этого подразделения присваивать коды новым материалам никто на предприятии не имеет права. После окончания кодирования полученная информация была перенесена на машинограммы, проконтролирована, введена в ЭВМ, записана на магнитные диски (дискеты), где хранится как нормативно-справочная.

Система документации включает нормативно-справочную и оперативную. Нормативно-справочная содержит технологическую, справочную и кондукторскую документацию, в которой содержится такая информация, как наименование деталей, сборочных единиц; название единиц измерения, материалов; по детальные нормы расхода материалов; номенклатуру-ценник сырья, материалов и комплектующих изделий; классификатор групп материалов для объединения в свободную номенклатуру; соответствие диапазона кода материалов кодам оперативных бюро в отделе материально-технического снабжения.

Важное место среди оперативной документации занимает учетная. Она подразделяется на приходную и расходную. К приходным документам относятся приходные ордера, накладные приходные документы на перемещение. К расходным документам относятся лимитно-заборные карты, требования на перемещение, накладные на отпуск материалов на сторону.

Следует отметить, что расходных документов, выписываемых вручную, сведено до минимума. Основной первичный документ - лимитная карта для цехов основного производства - печатается на ЭВМ. Применение типовой первичной документации позволило сократить число форм, унифицировать привила заполнения, сократить трудоемкость выписки и последующей обработки данных. Внутримашинное информационное обеспечение представлено в виде соответствующих массивов (файлов) информации, хранящихся на магнитных дисках и магнитных лентах.[10]

 

Заключение


Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

1.      Определена роль и значение запасов на малых предприятиях

2.      Рассмотрена классификация запасов

3.      Определена система учета запасов на малом предприятии.

Для осуществления беспрерывного процесса товарного обращения необходимые определенные запасы товаров. Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:

-                      обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

-                      удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

-                      характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:

-                      непрерывностью процессов обращения;

-                      сезонностью производства и потребление;

-                      неравномерностью размещения производства и районов потребления;

-                      непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

-                      необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

-                      необходимостью образования страховых резервов, 

-                      другими причинами.


Список литературы





1.       Гаджинский А. М. Логистика. - М.: Маркетинг, 2002.

2.       Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3.       Иванченко А. Г. Учет запасов//Бухгалтерский учет, 2002. - № 4 - С. 39-46.

4.       Кейлер В. А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002.

5.       Логистика./Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003.

6.       Луговой В.А. Учет запасов. -  М.: Аудит, 2002.

7.       Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. - М.: ЮНИТИ, 2004.

8.       Раицкий К. А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг, 2004.

9.       Финансовый менеджмент./Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2003.

10.  Шевченко Н. С., Черных А. Ю., Тиньков С. А., Кузьбожев Э. Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами. - Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2003.








[1] Гаджинский А. М. Логистика. - М.: Маркетинг, 2002. – С. 95

[2] Логистика./Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С.117

[3] Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 184

[4] Кейлер В. А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 152

[5] Раицкий К. А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг, 2004. – С. 138

[6] Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 196

[7] Шевченко Н. С., Черных А. Ю., Тиньков С. А., Кузьбожев Э. Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами. - Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2003. – С. 217

[8] Финансовый менеджмент./Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2003. – С. 166

[9] Луговой В.А. Учет запасов. -  М.: Аудит, 2002. – С. 84

[10] Иванченко А. Г. Учет запасов//Бухгалтерский учет, 2002. - № 4 - С. 39-46.