3 Внутренний аудит денежных средств в кассе и на расчетных счетах

3.1 Аудит кассовых операций



В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, для учета операций с наличными денежными средствами и денежными документами используется счет 50 “Касса”.

Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета[1], счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета: 50-1 "Касса организации",

50-2 "Операционная касса",

50-3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением их остатков по Главной книге с балансовыми данными. Необходимо провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету (не менее чем за 3-4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке которых должно быть уделено особое внимание.

По статье “Прочие денежные средства” отражаются остатки средств, учитываемых на счетах 55 “Специальные счета в банках”, 50-3 “Денежные документы” и 57 “Переводы в пути”.

На счете 55 учитываются денежные средства на текущих, особых и иных специальных счетах в банках на российской территории и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению.

На счете 50-3 учитываются почтовые марки и марки государственных пошлин и сборов, оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха и санатории, проездные билеты, извещения о денежных переводах, не поступивших на счета в банке или в кассу, и др. Акционерные общества могут учитывать в составе денежных документов собственные акции, выкупленные у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования.

При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки и за счет каких средств они оплачены.

Для учета кассовых операций (по счету 50 “Касса”) предназначены журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 к нему. Учет операций по счетам 51 и 52 предприятия ведут с применением журнала-ордера № 2 и ведомости № 2. Для учета операций по кредиту счетов 55, 50-3 и 57 применяется журнал-ордер № 3.

Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах. Среди них: остатки средств на текущих валютных счетах предприятия, открытых в банках на территории страны и за ее пределами; остатки средств на специальных счетах предприятия, открытых на территории страны и за рубежом; платежные документы — векселя, тратты, аккредитивы, чеки и т. п.; остатки наличных денежных средств в кассе предприятия; денежные документы; денежные средства в пути; дебиторская задолженность (по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, по выданным авансам, расчетам со своими работниками по суммам, выданным под отчет на служебные командировки, и др.); ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты и др.); задолженность по займам, предоставленным предприятием другим предприятиям и организациям; кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары и услуги, по полученным авансам, по страхованию и др.); задолженность по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам банков и других кредитных учреждений; задолженность по займам, полученным предприятием у других предприятий и организаций (кроме банков и иных кредитных учреждений).

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать ассистентов.

При проведении аудита кассовых операций проверяющий аудитор должен ставить перед собой следующие цели:

·                   Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.

·                   Проверка обоснованности хозяйственных операций.

·                   Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.

·                   Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.

Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:

1.     Приходный кассовый ордер: необходимо проверить

-         правильность заполнения,

-         отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

-         наличие подписей руководителя предприятия, главного бухгалтера, кассира и лица сдающего денежные средства и ценности;

-          регистрацию в журнале приходных/расходных ордеров).

2.     Расходный кассовый ордер: необходимо проверить

-         целевое использование наличных денег

-         наличие двух подписей – руководителя и главного бухгалтера,

-         фактическое получения денег

-         соответствует ли дата получения денег,

-         отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет.

3.     Журнал регистрации приходных и расходных документов: необходимо проверить

-         Прошнурован ли, пронумерован ли и указано ли количество листов,

-         Наличие подписи руководителя,

-         Наличие регистрации в момент выписки ордера.

4.     Кассовая книга: следует проверить

-         прошнурована ли, пронумерованы ли листы,

-         наличие подписей и печати организации,

-         наличествуют ли исправления (при наличии исправлений – правильность их осуществления).

5.     В журнале ордере №1 и ведомости №1  следует проверить правильность отражения хозяйственных операций.

Следующим пунктом проверки правильности ведения учета наличных денежных средств является проверка соблюдения предприятием установленного лимита денежных средств.

Лимит остатка денег в кассе – это предельное значение количества денег в кассе, которое может оставаться в ней на конец дня. Он зависит от среднедневного поступления денег в кассу.

Лимит денежных средств устанавливается предприятию обслуживающим банком. Предприятие ежегодно рассчитывает потребность в наличных денежных средствах и подает в банк заявку.

Превышать лимит можно в течение 3 дней, включая день получения денежных средств, при выдаче заработной платы.

Проверяется также правильность хранения денег в кассе и безопасность рабочего места кассира.

Для обособленного учета денежных документов, План счетов предусматривает открытие специального субсчета 50-3 “Денежные документы” к счету 50 “Касса”[2]. На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

При проведении аудита денежных документов проверяющий аудитор должен ставить перед собой следующие цели:

·                   Проверка наличия денежных документов и их оценки.

·                   Правильность отражения в учете денежных документов.

·                   Правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов (счет 50/3 – денежные документы, счет 50/2 – операционная касса).

·                   Соответствие учетного регистра Главной книги.

Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:

·                   Документы подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера).

·                   Описи оценочной стоимости денежных документов.

·                   Денежные документы – авиабилеты, ж/д билеты и др.

·                   Учетный регистр, Главная книга.

При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки и за счет каких средств они оплачены.

Также необходимо проверить правильность оформления и ведения учета денежных документов.

Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах, в том числе и денежных документов[3].

Для осуществления расчетов наличными деньгами предприятие                                     ООО  «Союзэнерго»  имеет  кассу  и соблюдает   требования, установленные Порядком ведения кассовых операций  в Российской    Федерации.

Денежные   средства   ООО  «Союзэнерго»  хранятся    в   банке.   В   то   же   время    предприятие   хранит   определенную  сумму   наличных   денег   в   кассе   для   использования   на  текущие   расходы.   Это    ограничение    называется  лимитом  остатка  наличных    денег  в   кассе    или    просто    лимитом    остатка     кассы.

Лимит   остатка   кассы   определяется    исходя   из   объемов   налично – денежного   оборота   предприятия   с   учетом   особенностей   режима   его  деятельности.

Чтобы установить лимит остатка наличных денег в кассе,                     ООО  «Союзэнерго» представила  в   банк специальный  расчет            по   форме   № 0408020 « Расчет   на   установление   предприятию             лимита   остатка   кассы   и   оформление   разрешения   на   расходование   наличных   денег   из   выручки,   поступающей   в   его   кассу ».                Бланк     расчета   получили   в  обслуживающем    банке,  его форма утверждена    По­ложением    Банка     России   от   5 января 1998 г.  № 14-П.

Расчет   оформили   в   двух   экземплярах,   которые   передали  в банк  для   согласования.

После того как размер лимита установили, оба экземпляра                расчета подписал представитель обслуживающего банка. Один экземпляр расчета остался  в   банке,   второй  экземпляр (с отметками банка)   возвратили   организации.

Лимит  остатка   кассы  согласован банком с руководи­телем организации,  но   при   необходимости   может   быть   пере­смотрен   в   течении   года   в   установленном   порядке.

Сверх  лимита   наличные  деньги   в   кассе  ООО  «Союзэнерго» хранятся   только   для   выплаты   заработной   платы   и    по­собий, но   не   более   3   рабочих   дней   ( включая  день  получения  денег  в    банке).  Всю   денежную   наличность   сверх   лимита   предприятие   сдает   в   банк.

Если   оставить в  кассе  наличные   деньги   свыше   уста­новленного лимита,  организация   может   быть  оштрафо­вана  на сумму от                   40000  рублей   до  500000  рублей.

Все   хозяйственные   операции,   проводимые   организацией               ООО  «Союзэнерго»,   оформляются  первичными   документами,   на   основании   которых   ведется   бухгалтерский   учет.

В   соответствии   со   статьей    9   Закона   о   бухгалтерском   учете,  применяется  перечень  должностных  лиц,  имеющих  право  подписи первичных  документов,   утвержденный   руководителем   организации   и   согласова­нный   с   главным    бухгалтером.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, которые утверждены    постановлением  Госкомстатом России  от   18  августа  1998 года   №  88         по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Ми­нистерством   финансов   Российской   Федерации.

К  форма первичной  учетной документации по учету кассовых операций    на   предприятии   ООО  «Союзэнерго»  относятся:

·        КО – 1  "Приходный  кассовый  ордер";

·        КО – 2  "Расходный   кассовый   ордер";

·        КО – 3   " Журнал  регистрации  приходных  и  расходных  кассовых до­кументов";

·        КО – 4  " Кассовая   книга ";

·        АО – 1  " Авансовый  отчет ".

 Первичные     документы     оформляются    согласно   Положению    по веде­нию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос­сийской Федерации,  утвержденным   приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.       № 34н    и    содержат   следующие   реквизиты:

·        наименование   документа   (формы);

·        код формы;

·        дата составления документа;

·        наименование организации, от имени которой составлен документ;     

·        содержание хозяйственной операции;

·        измерители хозяйственной операции (в натуральном и де­нежном выражении);

·        наименование должностей работников, ответственных за  совершение   хозяйственной  операции  и  правильность ее оформления;

·        личные  подписи  этих  работников  и  их  расшифровки.

Документы   заполняются   в  одном   экземпляре,   четко   и  ясно   чернилами,   шариковой   ручкой   или   на   компьютере.

Печатью заверяются  документы, для которых это предусмотрено законодательством.

Первичные документы в ООО  «Союзэнерго»  оформляться           в момент со­вершения хозяйственной операции, а если это не           представляет­ся    возможным   -   непосредственно    после   ее   окончания.

Схема   ведения  кассовых  операций  на  предприятии                          ООО   «Союзэнерго»    представлена   на    рисунке  1. 

Стрелка вправо: ПриходСтрелка вправо: РасходЗагнутый угол: Приходный кассовый ордерЗагнутый угол: Расходный кассовый ордерЗагнутый угол: Кассовая книгаЗагнутый угол: Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеровБагетная рамка: Касса





Рис. 1.   Ведение   кассовых   операций   в   ООО «Союзэнерго»


Поступление наличных денег в кассу  ООО  «Союзэнерго» оформляют  приход­ным  кассовым   ордером. Ордер   выписывается   в   одном   экземпляре    и   подписывается   главным   бухгалтером   и   кассиром.

При  выписке   приходного   кассового   ордера   указывается   в  специ­альной  строке  основание  для  принятия   денег   в   кассу.  Это   может  быть возврат неиспользованной подотчетной суммы, остаток неиспользо­ванного   аванса  на   командировочные   расходы,   возврат   ссуды, возмещение   материального   ущерба,   выручка   и   т.д.

Обязательно указывается, от кого приняты денежные средства:           если от юридического лица, пишется его название,  если от физического          лица -  фамилия, имя, отчество  (в ро­дительном падеже). Сумма   проставляется   цифрами   и   прописью.

В приложении указываются первичные документы, на основании которых составлен приходный кассовый ордер, с указанием их номе­ров              и  дат составления. На приходном кассовом ордере проставляются дата               его выписки и номер. Все остальные указанные на бланке рекви­зиты приходного кассового ордера также заполняются в обязательном порядке. Одновременно заполняется квитанция к приходному кассо­вому ордеру,       которая   подписывается   главным   бухгалтером   или   упол­номоченным  лицом.

Отрывную квитанцию заверяют печатью организации, регистрируют        в  журнале  регистрации   приходных   кассовых   документов  в  хронологической   последовательности    и  передают  человеку,  сдавшему   деньги   в   кассу.   Если наличные деньги (например,          на выдачу зарплаты)   были  получены   в  бан­ке,   то   квитанцию   подшивают    к    банковским    документам.       

Выдача    наличных   денег   из   кассы   организации   оформляется расходным   кассовым   ордером.  Ордер выписывается     в  одном   экземпляре   и    подписывается   кассиром,  главным бухгалтером и   руково­дителем   организации.

Для  выписки  расходного   кассового   ордера  у   работника   бухгалте­рии должно быть основание. Например, расходный ордер на выдачу         денежных средств под отчет на хозяйственные нужды может быть                         вы­писан   только   при   предъявлении   заявления   с   визой   руководителя,  а   на   выдачу   аванса   на   командировочные   расходы — при   наличии   приказа  на  командировку   и  командировочного  удостоверения. Соответственно в расходном кассовом ордере в строке «Основание»  указывается цель, на которую выдаются деньги,  и документ, послуживший основанием для выписки расходного кассового ордера. Документ, являющийся основанием  для  выписки  расходного  кассового   ордера,   указывается   и   в   строке   «Приложение».

Сумма проставляется цифрами в соответствующей рамке в верхней части документа и прописью в строке «Сумма» (за исключением копе­ек, их можно записать цифрами).

Ордер  также подписывает человек, получивший на­личные деньги.           Получатель собственноручно чернилами или шариковой ручкой в строке после         слова «Получил» записывает полученную им сумму: руб­ли — прописью,                 копейки — цифрами, ставит дату получения (при этом название месяца                 пишется   словом,   например,   15 апреля )   и    свою    подпись.

Кассир   записывает    в   соответствующей   графе  его  паспортные   данные.

Чтобы исключить возможность повторного получения денег по                     пер­вичным документам, приложенным к расходному кассовому ордеру,           кассир    погасит  их  (проставить на них штамп «получено» или «оплачено») с   указанием   числа,   месяца,   года.

Расходные   кассовые   ордера     регистрируют  в  журнале  регистрации   расходных  кассовых   документов   в   хронологической   последовательности .

В некоторых случаях при выдаче денег из кассы оформля­ют     расчетно – платежную  ведо­мость.  Ведомость  оформляется  при   выдаче   заработной    платы     работникам   организации.

На общую сумму денег, которая выдается из кассы по ведомости, бухгалтер   оформляет  один  расходный  кас­совый  ордер. Его реквизиты (номер  и   дату   составления)  указы­вают   в   ведомости.

При   работе   с   кассовыми  документами  кассиром   ООО  «Союзэнерго»    соблю­дает    следующие    требования:

·        приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расход­ные кассовые ордера и заменяющие их документы запол­нены четко     шариковой   ручкой;

·        в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исп­равления   (даже   оговоренные);  

·        прием и выдача денег по кассовым ордерам производить­ся только  в   день   их   составления; 

·        в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указы­ваются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним  документы.

Для журнала регистрации приходных и расходных кассо­вых документов предусмотрена специальная форма. В журнале указывают реквизиты  (номера и даты составле­ния) всех приходных и расходных  кассовых   ордеров,   выписан­ных   в    организации. Журнал регистрации   приходных   кассовых   ордеров и  расходных   кассовых   ордеров  построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение        полученных и израсходованных наличных денежных средств        предприятием, проверяется полнота произведенных кассиром операций.   Журнал   ведется   в    течение   года.

Сумму денежных средств, поступившую или выданную из кассы,              в    ООО  «Союзэнерго»  отражают     в   кас­совой     книге.

  В книге указывают сумму наличных денег, выданных или              принятых в кассу организации, а также реквизиты приходных (расходных) кассовых   ордеров,   по    которым   получены   (выданы)  деньги.

Книгу заводят на один календарный год. На одном листе книги отражают операции по приходу или рас­ходу наличных денег за один        день.  Все листы кассовой книги  пронумерованы и прошнурованы. На последнем листе книги указано  их общее количество. Количество листов книги заверено  подписью руководите­ля и главного бухгалтера, а также печатью организации.  При ведении кассовой кни­ги не допускаются          подчистки и неоговоренные исправления. Каждое исправление должно              быть заверено подписями кассира и главного бух­галтера или лица, его заменяющего.

Каждый   лист   кассовой  книги   состоит   из   2-х    равных   частей:  первая  часть  после  заполнения   остается  в  книге,  а   вторая  является   отчетом   кассира   и   отрывается   в   конце   рабочего  дня   после   подсчета   итогов   операций   за  день     и   выведения   остатков   по   кассе   на  следующее   число.  Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, имеющих   одинаковые   номера   страниц,   через    копировальную   бумагу.

Заполненный  лист кассовой книги подписывают кассир и бухгалтер. Документы, по которым получены (выданы) деньги  (приходные и  расходные  кассовые ордера, платежные ведомости и т.д.), подшивают         по   порядку   вместе    с   отрывным   листом    кассовой   книги.

Срок  хранения  приходных   и   расходных   кассовых   ордеров, журнала  регистрации   приходных   и  расходных  кассовых   документов,   кассовой   книги   и   отрывных   листов     в    архиве   организации  -  5 лет.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера. А ответственность за соблюдение правил                  ведения кассовых операций несут три лица — руководитель организации, глав­ный бухгалтер и кассир.

Материальную ответственность за сохранность ценностей, находящихся  в   кассе   организации,   несет    кассир.

В  ООО  «Союзэнерго»   при  приёме  кассира на работу, руководитель организации  ознакомил    его  с   порядком ведения кассовых операций и заключить с    ним договор о полной индивидуальной матери­альной   ответственности.

Договор  предусматривает ответственность кассира за сохранность ценностей в кассе организации и за правильное оформление кассовых документов.

Договор   составлен   в    двух    экземплярах:

- один   экземпляр   остался   у   кассира;

- второй   экземпляр   -    в    бух­галтерию.

Со   стороны   организации   договор  подписал      главный    бухгалтер.

После того как срок действия договора истечет, его хранят в архиве организации в течение 5 лет.

В   связи   с  тем,  что   в   исследуемой   организации   применяется   журнально – ордерная   форма   ведения   учета,   то производится  заполнение   Журнала - ордера №1  с  отражением  в  нём  операций                  по      выдаче   наличных денег   по   счёту   50  « Касса »  с   ведомостью   к нему    №1,  с   отражением  в   ней    операций   по    поступлению    наличных   денег     в    кассу.  Основанием   для   заполнения   учётных регистров служит   отчёт   кассира,   в   котором   бухгалтер   проставляет   корреспонденцию   счетов.

Записи в Журнал-ордер и ведомость производятся итогами                         за день. Итоги за день в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путём подсчёта сумм однородных операций,                     отражённых в кассовом отчёте или приложенных к нему документах. Каждому отчёту кассира в учётных регистрах отводится одна                        строка    независимо    от    периода,   за    который   составлен    отчёт.  Количество   занятых   строк   в   журнале   соответствует   количеству   сданных   кассиром   отчетов.

Остаток   средств  в  кассе   приводится   в   ведомости   на  начало   и   на  конец   месяца.   На   протяжении   месяца,  для   контроля,   используются   данные   об  остатках   средств,   показанные   в   отчетах   кассира.    

По окончании месяца бухгалтер переносит   итоговые  данные из Журнала - ордера №1   и    ведомости    №1    в    Главную    книгу.


3.2 Аудит денежных средств на расчетных счетах в банках



Методика проверки денежных средств на счетах включает проведение инвентаризации средств на счетах организации и установление соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков.

При проверке правильности документального оформления хозяйственных операций по расчетным счетам выполняются следующие действия.

1. Проверяется достоверность и полнота сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставленных проверяемой организацией в налоговый орган. Эти сведения позволяют аудитору определить, все ли открытые организацией счета отражены в отчетности.

2. Проверяется наличие необходимых первичных документов по счетам - выписок по расчетным счетам и приложенных к ним платежных документов. Выписки вместе с платежными документами должны быть подобраны в хронологической последовательности, раздельно по каждому открытому счету. В целях проверки полноты первичных документов проверяется соответствие исходящего и входящего сальдо по выпискам по расчетному счету организации в те дни, когда имелось движение по счету. Исходящее сальдо по выписке предыдущего дня должно соответствовать входящему сальдо по выписке следующего дня движения по счету. Несоответствие указанных сальдо означает отсутствие части первичных документов.

Подлинность платежных документов можно проверить по наличию отметки банка о том, что данный платежный документ был проведен банком.

В случае, если в ходе проверки установлено отсутствие части платежных документов или отсутствие соответствующей отметки банка, аудитор может предложить организации восстановить недостающие первичные документы.

3. Проверяется соответствие данных выписок по расчетным счетам организации и приложенных к ним платежных документов данным журналов - ордеров N 2, N 3 и ведомости N 2 или данным машинограмм по счетам 51 ("Расчетный счет") и 55 ("Специальные счета в банках").




Виды нарушений:

N п/п

Основные нарушения     

Какой нормативный     документ нарушен     

1   

Допущены исправления в        банковских документах         

Закон N 129-ФЗ, п.5 ст.9  

2   

Отсутствуют оправдательные    документы (платежные          документы, выписки по         расчетным счетам)            

Закон N 129-ФЗ, п.1 ст.9  

3   

Не соответствуют данные       аналитического учета оборотам и остаткам по счетам          синтетического учета         

Закон N 129-ФЗ, п.4 ст.8  

4   

Не соответствуют данные       бухгалтерской отчетности      данным синтетического учета  

Закон N 129-ФЗ, п.1 ст.10 

Безналичные  расчеты   на  предприятии  ООО  «Союзэнерго»  регулируются   Поло­жением  Центрального   банка   «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 года  № 2-П.           Данное   по­ложение   исходит  из  принципа   свободы  выбора          предприятиями форм рас­четов и закрепления их в договорах, а также невмешательства   банка    в     договорные   отношения   предприятий.

Формы безналичных расчетов избираются организациями                  самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых              органи­зациями  с   банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участ­ников   расчетов    рассматриваются  плательщики и получатели средств,   а   также    обслуживающие    их    банки   и   банки-корреспон­денты.

Все   операции по банковским  счетам  осуществляются  на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бу­мажном носителе или в         установленных    случаях   электронного   платежного   документа:

·        распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

·        распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных   средств со счета плательщика и перечисление на счет,           указанный   получа­телем   средств.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются                          с применением пи­шущих или электронно-вычислительных машин           шрифтом черного цвета, за исклю­чением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета).           Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой                 или чернилами черного или синего цвета.   Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего   или   фиолетового   цветов.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и циф­ровых значений реквизитов за пределы полей,          отведенных   для   их   проставления.   Зна­чения  реквизитов должны читаться    без   затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в    предназначенных   для   них   полях   бланков   расчетных   документов.      

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая              дня    их    выписки.                   

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве  экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все           экземпляры расчетного документа   должны   быть   заполнены            идентично.   Второй  и   последующие  экземпляры   расчетных  документов могут быть изготов­лены с использованием копировальной бумаги, множительной   техники   или   электрон­но - вычислительных    машин.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению                   при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей               (первой   и   второй) лиц,  имеющих  право   подписывать  расчетные документы,  или   одной   подписи  (при отсутствии в шта­те организации лица,  которому   может  быть   предоставлено   право   второй   подписи)      и  оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей  и  оттиска  печати.   По   операциям,   осуществляемым филиалами, представительствами, отделе­ниями  от   имени   юридического  лица,  расчетные  документы  подписываются   лицами,  уполномоченными   этим   юридическим   лицом.

Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банка­ми к исполнению при наличии на первом              экземпляре одной подписи, заявленной в карточке с образцами подписей          и оттиска печати, без проставления оттиска печати либо с оттиском печати, если  она   имеется   и   заявлена   в   указанной   карточке.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению  независимо от их суммы. Расчетные документы, оформленные                             с   нарушением    установленных    требова­ний,    приему    не   подлежат.

Формы   безналичных  расчетов   определены   ст. 862   Гражданского   кодекса   РФ.  К  ним   относятся:

­       расчеты  платежными   поручениями;

­       расчеты   по  аккредитиву;

­       расчеты чеками;

­       расчеты   по  инкассо.

В   ООО  «Союзэнерго»   применяют   форму   безналичных  расчетов     платежными    поручениями.

 Платежное  поручение представляет   собой  распоряжение   владельца счета (плательщика) перевести опреде­ленную денежную сумму на счет получателя средств.

Схема  расчетов   платежными  поручениями  на  предприятии            ООО   «Союзэнерго»     представлена    на    рисунке  2. 




Надпись: Платежное поручениеНадпись: Выписка с расчетного счета о зачислении денежных средствНадпись: Выписка с расчетного счета о списании 
средств

6661111




Рис. 2 – Схема     расчетов     платежными      поручениями      в   ООО    

                «Союзэнерго».


   1. Между поставщиком и покупателем заключается договор-контракт.    

2. Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3. Покупатель передает платежное поручение о перечислении          суммы   средств  со   своего   расчетного   счета   на   счет   получателя.

4. Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных   средств.

5.Банк плательщика передает платежное поручение банку        поставщика   и   перечисляет   де­нежные   средства   на  его   расчетный  счет.

6. Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы платежа.

Платежными поручениями могут производиться:

·        перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные   работы,   оказанные услуги;

·        перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюд­жетные фонды;

·        перечисления денежных средств в целях возврата - размещения кредитов (займов)  депозитов  и  уплаты   процентов   по   ним;

·        перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных зако­нодательством   или   договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные        поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ,   услуг   или   для   осуществления   периодических   платежей.

ООО  «Союзэнерго»    сдает    денежную  наличность  по объявлениям   на   взнос   наличными.

 Прядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступлению  их в кассы в              дни работы учреждений банков,  при этом могут устанавливаться  следующие   сроки   сдачи   предприятиями   наличных   денежных средств:

·        для предприятий, расположенных в населенном пункте,                      где  имеются  уч­реждения   банков  или  предприятия  Госкомсвязи  России, - ежедневно  в  день поступления наличных денег в кассы   предприятий;

·        для предприятий, которые в силу специфики своей              деятельности  и   режи­ма  работы,   а   также   при   отсутствии   вечерней   инкассации  или   вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сда­вать наличные денежные средства  в  учреждения   банков   или   предприятия   Госкомсвязи   России,  -  на   следующий  день;

·        для предприятий, расположенных в населенном пункте, где               нет учрежде­ний банков или предприятий Госкомсвязи России,                   а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько   дней.

Причем организации могут вносить наличные деньги только на              свой    расчетный   (текущий)    счет.

Объявление на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящий  из объявления,   ордера   и   квитанции.

 В объявлении на взнос наличными должна быть указана дата их фактического   представления в банк. Они должны быть обязательно заполнены одновременно вручную  или на ЭВМ с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца, номер счета и наименование кредитной организации в объявлениях могут  обозначаться штампами.

При приеме наличных денежных средств от юридических                      лиц операционный   работник  банка проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет  его и передает объявление           на взнос наличными в кассу.  Кассовый  работник,  получив объявление                 на взнос наличными, проверяет заполнение объявления, сличает соответствие сумм  цифрами и прописью, вызывает вносителя                        денег и принимает от него  деньги.  После приема денег кассовый           работник сверяет сумму данную в объявлении на взнос наличными,                    с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии             сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и                   ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег.                      Квитанция, затем прикладывается к расходному ордеру и является оправдательным  денежным   документом.

В тех случаях, когда кассовым работником установлено             расхождение между  сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной                 в объявлении на взнос наличны­ми, объявление на взнос наличными переоформляется   клиентом   на   фактическую   сумму   денег.

На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека,            при   этом    квитанция   прикладывается   к   выписке   банка.


3.3 Рекомендации по проведению внутреннего аудита кассовых операций и операций на расчетных счетах в банках



            После проведенного анализа системы внутреннего контроля на ООО «Союзэнерго» было выявлено следующее:

-         предприятие не имеет системы внутреннего аудита;

-         все обязанности по проверке и контролю системы бухгалтерского учета на предприятии возложены на главного бухгалтера и руководителя;

-         предприятие не проводит плановых проверок системы бухгалтерского учета.

Предприятию рекомендуется создать систему внутреннего аудита. Для этого необходимо издать приказ руководителя о создании такой системы и ввести в штат должность внутреннего аудитора (или нескольких). Это позволит снизить вероятность появления ошибок в бухгалтерском учете и своевременно исправлять появляющиеся ошибки. К тому же, следует иметь ввиду, что законодательство Российской Федерации в области бухгалтерского учета имеет ряд недостатков, в следствии которых образуются неясности по многим вопросам. Наличие системы внутреннего аудита в организации позволит более объективно оценивать спорные вопросы и выносить по ним более правильные решения, так как бухгалтер имеет одно мнение, а аудитор возможно другое и их взаимодействие при решении спорных вопросов может дать возможность принятия более правильных решений.

Система внутреннего аудита поможет дать пользователям (как внутренним – директор, собственник и т.д., так и внешним – налоговые службы, поставщики и т.д.) более достоверную информацию о финансовом и имущественном положении организации.

Также система внутреннего аудита позволит предприятию снизить затраты на обязательный аудит (в случае если предприятие достигнет определенных имущественных показателей, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»), так данные внутреннего аудита могут использоваться при проведении внешнего. В таком случае у аудиторской организации, привлеченной для проведения внешнего аудита, снижаются затраты на его проведение, что может стать определяющим фактором при установлении цены по договору об оказании аудиторских услуг.       




















Заключение



В  данной дипломной  работе на  тему   «Бухгалтерский   учет   и аудит денежных средств в кассе и на расчетных счетах»   были   проведены    подробные    исследования   методики   бухгалтерского учета и внутреннего аудита денежных   средств  в  ООО  «Союзэнерго».  В работе   подробно рассматриваются   все    вопросы,  свя­занные   ведением   кассовых   операций  и   расчетного   счета     предприятия   ООО  «Союзэнерго».  Рассмотрен  порядок оформле­ния первичных кассовых документов:  расходного   и   приходного    кассовых   ордеров,   кассовой книги,   книги   учета   принятых   и    вы­данных   кассиром  денежных  средств    и    других   форм.  Также   рассмотрен    порядок   оформления    и    ведения   операций   на    расчетном    счете.

В   ходе    исследования    были    рассмотрены    вопросы:

­                нормативно – правового  регулирования  банковской  деятельности   и   ведения  кассовых   операций; 

­                документального   оформления  и   движения   денежных   средств  в  кассе;

­                документального   оформления   и   операции  по  расчетному   счету.

В   ходе изучения   данных  вопросов    было   установлено,   что:

­    расчеты наличными деньгами между организациями,        осуществляемые   через   кассу,   лимитируются    законодательством.

­                по согласованию с банком устанавливается лимит остатка           наличных де­нег в кассе. Все сверхлимитные остатки сдаются в банк     в   установлен­ные   сроки;

­                правила проведения кассовых операций, порядок выдачи и                  приема на­личных денег, а также порядок оформления  кассовых документов   регламенти­руются   специальной  инструкцией ЦБ РФ;

­                наличные деньги на командировочные и административно-хозяйствен­ные расходы выдаются только работникам организации.                     Произведен­ные   ими    расходы    имеют   документальное   подтверждение;

­                расчеты между организациями  производятся в безналичном           порядке   через   их счета, открытые  в банковских организациях           Российской Федерации. Формы расчетных документов   соответствуют   установленным    стандартам;

­                формы расчетов между предприятиями установлены нормативными документами   Банка   России.

Для  поставщика аккредитивная форма расчетов предпочтительнее других.  Во-первых, она гарантирует ему оплату при исполнении им             своих обязательств по поставке и защи­щает его от ненадежных и недобросовестных плательщиков, так как при этой форме деньги для расчетов зарезервированы в банке поставщика еще до осуществления                им поставки материальных ценностей, работ, услуг. Кроме того,          поставщик имеет возможность сразу после отгрузки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг получить деньги, сдав расчетные   документы   в   банк   по   месту   своего   нахождения.

Для покупателя-плательщика, наоборот, эта форма расчетов                   невы­годна, поскольку фактически это предоплата и его денежные           средства всегда замораживаются, а иногда и на длительный срок (если по усло­виям договора, например, аккредитив должен быть открыт до             начала   изготовления   заказа).

Для поставщика с точки зрения надежности и быстроты получения денег выгодна 100%-ная предоплата платежным поручением, для пла­тельщика предоплата также означает замораживание денежных средств, поэтому   соглашаться   на   нее   нужно   только  в  случае  крайней необходимости.

Расчеты требованиями для поставщика надежнее, чем поручениями          с последующей оплатой за уже поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Но оплата требований   постав­щика   возможна   только   при   наличии   денег   на   счете плательщика.

Для плательщика самой выгодной формой расчетов является               опла­та платежными поручениями за уже поставленные материальные цен­ности,   выполненные   работы,   оказанные   ему  услуги.

Если речь идет о предоплате, то предпочтительнее аккредитивная форма расчетов, чем 100%-ная предоплата платежным поручением, так  как авансовый платеж не гарантирует покупателю исполнения обя­зательств поставщиком, а по аккредитиву деньги поставщику будут выплачены только после отгрузки им материальных ценностей, вы­полнения   работ,  оказания   услуг.

 По результатам исследования темы дипломной  работы  на  материалах   ООО «Союзэнерго» нами  были  сделаны   следующие   выводы:

-  порядок и ведение  кассовых  операций осуществляется в соответствии с требованиями Положения о ведении кассовых операций             в   Российской   Федерации,   утвержденным   ЦБ   РФ   от   22 сентября   1993 года   № 40;

-  все  документы  оформляются  в организации   в  установленном  законодательством   порядке  типовыми  межведомственными  формами первичной учетной документации;

-  в   кассе  хранятся  деньги  в пределах   лимита,   установленного   обслуживающим    банком;

-  в  результате  проведенной  инвентаризации   недостачи  или  излишка  ценностей   в   кассе   не  выявлено;          

-  в   организации    применяют   форму   безналичных  расчетов     платежными    поручениями;

-      денежная   наличность    сдается    по     объявлениям     на     взнос   наличными,

-  на предприятии отсутствует система внутреннего аудита.






Библиографический список



  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. №183-ФЗ принят ГД ФС РФ от 23.10.2002г. (с последующими изменениями и дополнениями).

  2.  Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ, принят ГД ФС РФ от 19.07.2000г. (с последующими изменениями и дополнениями)

3.       Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ, принят ГД ФС РФ от 16.07.1998г. (с последующими изменениями и дополнениями)

4.         Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

5.       Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ, 7 августа 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями).

6.       Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с   ограниченной ответственностью" (с последующими изменениями и дополнениями).

7.       План   счетов   бухгалтерского   учета   финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 07.05.2003).

8.       Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ут­вержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н.

9.       ПБУ 3/2000. «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

10.  ПБУ 4/99 г. «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н.

11.  Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

12.  Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18.

13.  Положение   о правилах организации   наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П.

14.  Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20.10.1999.

15.  Постановление Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

16.  Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

17.  Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации».

18.  Методические   указания   по   инвентаризации   имущества   и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.

19.  Бархатнова А. «Сроки хранения документов и последствия их утраты»/Финансовая газета, №44, 2004.

20.  Бондарь Е. «Учетная политика на 2005 год»/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №50, 2004.

21.  Булатова М.А. «Наличные расчеты»/Главбух, №4, 2004.

22.  Васильева М., Камфер Ю., Степанова О. «Внешний и внутренний аудит на предприятии»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2001.

23.  Васильева М., Михалычева Ю., Карсетсткая Е., Чвыков И., Кирюшина И., Капкова Е., Крутякова Т. «Наличные расчеты»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2004.

24.  Вифлеемский А.Б. «Документы строгой отчетности»/Главбух, №4, 2004.

25.  Документальное   оформление   кассовых   операций.- М.: Бератор, 2003.-112 с.

26.  Головизина А.Т., Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. - М.: 000 «ТК Велби», 2002.

27.  Захарьин  В.Р.     «Справочник     бухгалтера - кассира» - М.: Индивидуальный предприниматель Захарьин В.Р.,2004 - 224 с.

28.  Кокорев Н. «Учет денежных средств» (начало)/Финансовая газета. Региональный выпуск, №16, 2002.

29.  Кокорев Н. «Учет денежных средств» (окончание)/Финансовая газета. Региональный выпуск, №17, 2002.

30.  Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие-М.: Инфра -М., 2001г. - 584с.

31.  Крикунов А.В. «Комментарии о федеральном законе «Об аудиторской деятельности»/Аудиторские ведомости, №10, 2001

32.  Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

33.  Подольский В.И., Савин А.А., Сотников Л.В.  «Основы аудита (Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера)»/Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002

34.  Соловьев И.Н. Как подготовится к документальной проверке?.- М.: «Главбух» 2002 г.

35.  Супряга Р.А. «Как провести инвентаризацию имущества и активов»/Российский налоговый курьер, №24, 2004.





[1] Утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации  от 31 октября 2000 г. N 94н

[2] Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета.

[3] Переоценка производится в соответствии с ПБУ 3/2000