Содержание
Введение. 3
1. Общие черты методик анализа бюджетных учреждений. 4
2. Методика анализа бюджетных учреждений согласно Бюджетному кодексу РФ 11
3. Методика анализа бюджетных учреждений согласно О.В. Чихиреву. 20
4. Методика анализа бюджетных учреждений согласно Е.Н. Данилову. 26
Заключение. 38
Список литературы.. 39
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. На данном этапе развития для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни и к спасению отечественной науки, образования и культуры. Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы.
Центральным звеном финансовой системы любого государства является государственный бюджет, т.е. бюджет появляется практически с появлением государства.
Целью данной работы является исследование методик анализа бюджетных учреждений. Поставленная цель конкретизируется рядом задач6
1. рассмотреть общие черты всех методик анализа бюджетных учреждений
2. рассмотреть методику анализа бюджетных учреждений согласно бюджетному кодексу РФ
3. рассмотреть методику анализа согласно О.В. Чихиреву
4. рассмотреть методику анализа согласно Е.П, Данилову
1. Общие черты методик анализа бюджетных учреждений
Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и анализе бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.
В условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Особенно возрастает значимость анализа при[5,с . 134]:
· переходе на прогнозное формирование бюджетов;
· отработке методов максимальной мобилизации доходов и
· эффективного их использования;
· решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма;
· реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.
Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета, при решении любых задач.
Анализ должен быть[3,с . 188]:
· конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию;
· системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы – по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;
· оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы;
· объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.
Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем проводится аналитическая обработка, то есть сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап – разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа
Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, то есть показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и другие.
Следующий метод – группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы влияющие на изменение показателей[4,с . 199].
Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе анализа бюджета по доходам и расходам.
Анализировать бюджет по доходам – значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов, то есть увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.
Анализировать бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги анализа бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Цель проведения анализа формирования средств консолидированного бюджета края по доходам заключается в изучении процесса формирования финансовых средств бюджета, определении причин, условий, факторов, влияющих на их изменение.
Основными задачами указанного анализа являются:
· анализ и объективная оценка поступления налогов и платежей в бюджет;
· изучение в динамике состояния доходов;
· содействие составлению реальных прогнозов по доходам;
· выявление влияния отдельных факторов на объем поступления средств в бюджет.
Прогнозирование доходов бюджета проводится поэтапно. На начальном этапе производится сбор и анализ информации об экономических, социальных процессах на территории края, влияющих на состояние финансовых ресурсов. Исследуется экономическая сторона деятельности предприятий и хозяйственных организаций для получения объективной оценки поступления налогов и других платежей в бюджет. Для этого используются экономико-статистические материалы. Указанная информация позволяет проанализировать состояние и развитие экономики территории, определить происходящие изменения в текущем году и сопоставить с соответствующим периодом прошлого года. Показатели рассматриваются в разрезе отраслей.
На основном этапе проведения анализа проводится аналитическая обработка поступающей информации по доходам, строятся графики, диаграммы. Изучается динамика их поступления, устанавливаются факторы, влияющие на анализ краевого бюджета[2,с . 188].
Анализируются поступления доходов за год, месяц и более короткие сроки – по отчетным периодам в разрезе дней.
Таблицы заполняются по каждому виду налога в абсолютных и относительных величинах. Относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы) необходимы для дополнительной характеристики абсолютной величины. Количество изучаемых показателей и их сопоставимость характеризуются следующими расчетами:
Фактическое поступление доходов в отчетном периоде
Темп роста = х 100 %
в % Фактическое поступление доходов в предшествующем периоде
Удельный вес или доля (в %) Фактическое поступление по налогу
суммы налога в общем объеме = х 100%
консолидированного бюджета Фактическое поступление доходов в бюджет
(всего доходов)
Процентное соотношение Фактическая сумма недоимки
суммы недоимки к общему = х 100%
объему доходов Фактическая сумма доходов в
бюджет с начала года
Аналитическая работа начинается с осуществления оперативного анализа, который позволяет детально рассмотреть зачисление средств в консолидированный бюджет края в течение месяца.
Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения бюджетных назначений с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс для обеспечения своевременного и полного поступления налоговых доходов.
Оперативный анализ охватывает[7,с . 155]:
- определение отклонений от плана по основным качественным и количественным показателям работы за сутки, пятидневки, декады, осуществляется по собственно краевому бюджету;
- оценку степени влияния различных факторов на отношения от плана по этим показателям;
- выяснения конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновников недостатков;
- быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение передового опыта.
Источниками информации для проведения такого анализа являются: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, а также материалы личного наблюдения. Чаще в этих документах экономические показатели даются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей – отличительная черта оперативного анализа.
Периодический анализ исполнения консолидированного бюджета края по доходам проводится за отчетные периоды: месяц, квартал, год, позволяет проанализировать ход поступления налогов в бюджет.
Главная задача периодического анализа – объективная оценка результатов деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников.
Периодический анализ осуществляется по важнейшим периодам, по которым подводятся итоги хозяйственной деятельности.
Этот вид анализа имеет и существенный недостаток – выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду.
Особенность методики периодического анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов.
Периодический анализ – наиболее полный анализ, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
Важным качественным показателем структуры доходов является «удельный вес в структуре бюджета», который отражает процент зачисленной суммы по каждому виду налога в объеме консолидированного бюджета за отчетный период.
При анализе бюджетных показателей по формированию и исполнению бюджета используются отчетность, аналитические данные контролирующих, статистических органов, отраслевых департаментов, занимающихся вопросами экономики:
· по краевому комитету государственной статистики - информация «О социально-экономическом положении в крае»;
· по управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю - отчетность по форме:
- № 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации»;
- № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате штрафных санкций»;
- № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов»;
· департамента экономики и прогнозирования администрации края – данные о: фонде оплаты труда, численности работающих, среднемесячной заработной плате, индексе роста заработной платы за предшествующий год;
· департамента по финансам, бюджету и контролю:
- бухгалтерская отчетность по доходам (месячная и годовая);
- динамика поступлений по налогам за ряд лет, в целом по годам и помесячно;
- анализ макроэкономических показателей;
- расчеты ожидаемого поступления налогов;
- расчет цепного индекса поступлений по налогам;
- анализ недоимки по налогам;
- анализ влияния произведенных безденежных зачетов по налогам на выполнение плана и корректировка прогноза на предшествующий год с учетом произведенных безденежных зачетов и другие показатели.
Цель проведения анализа исполнения краевого бюджета по расходам заключается в изучении процесса управления финансовыми средствами бюджета, согласно установленным объемам государственных расходов.
Основными его задачами являются[6, с. 19]:
1) анализ и объективная оценка расходов бюджета;
2) анализ целевого использования средств;
3) анализ полноты объема использования бюджетных средств.
Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету анализа бюджета. Этот документ – своеобразный отчет о работе соответствующего финансового органа, ведомства, так как свидетельствует о мерах, принятых для анализа бюджета по доходам и расходам; выявление резервов; мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.
Таким образом, проведение комплексного анализа бюджетного процесса позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
2. Методика анализа бюджетных учреждений согласно Бюджетному кодексу РФ
Для успешного функционирования региона, развития регионального хозяйства необходима полнокровная финансовая база. До 1991 года финансовая системы была жестко централизована, законодательно обусловлена и четко отработана, затем произошла полная децентрализация и практический развал всей системы бюджетных отношений. Основой финансовой системы региона является региональный бюджет. Бюджеты субъектов федерации определяются как совокупность организационных форм бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов государства централизуется в распоряжение региональных органов власти на обеспечение функций управления региональным сектором экономики[4, с. 188].
Основу поступлений в региональный бюджет составляют налоговые доходы. Удельный вес налогов в общем объеме собственных доходов регионального бюджета составляет более 90%. Негативным является тот факт, что больше половины налоговых поступлений составляют косвенные налоги, т.е. налоги с потребителя - НДС, налог с продаж, акцизы.
Кроме того источниками формирования доходной части бюджета служат отчисления от регулирующих налогов (эти отчисления через систему Федерального казначейства поступают от бюджета высшего уровня); заемные средства - от кредитных организаций, от выпуска ценных бумаг (рынок региональных ценных бумаг практически в России после 1998 года не функционирует); получение целевых ассигнований из вышестоящих бюджетов.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система, основанная на схеме государственного устройства Российской Федерации, включает бюджеты трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а так же бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Управление бюджетными средствами представляет собой законодательное регулирование бюджетных отношений, выработку бюджетной политики, составление и принятие бюджета и деятельность по исполнению бюджета в рамках принятых законодательных актов. В анализ бюджета входит в том числе кассовое исполнение, распоряжение получателей бюджетных средств выделенным им финансированием, анализ за исполнением со стороны уполномоченных органов.
Как и любой процесс управления, бюджет (являясь частным случаем процесса управления финансовыми потоками) состоит из четырех частей.
Первая - это сметная, планирование доходов и расходов как в долгосрочном периоде, так и кратковременное планирование. Планирование и утверждение бюджета занимает от 6 до 18 месяцев. Составление проекта бюджета начинается с подготовки всех документов, содержащих финансовую информацию, и анализных цифр ,подготовки распорядителями кредита смет.
Одним из способов составления бюджета является анализно-целевой метод управления и выработки решений, который уже несколько лет используется в США. В основу этого метода положено применение экономического программирования. Основой этого метода является выбор конечной цели, а затем выбор наиболее оптимального пути ее достижения с формированием подцелей. После выбора цели и промежуточных пунктов ее достижения разрабатывается программа, и производится корреляция программы с финансовой сметой в виде единого плана - бюджета. Такой метод достаточно долгосрочен, и предусматривает корректировку принятых решений в соответствии с изменениями внешней среды.
На этой стадии бюджетного процесса закладывается объем бюджета, степень покрытия расходов доходами (дефицит или профицит), оптимизация финансовых потоков, главные направления расходования средств, приоритеты в решении социально-экономических проблем.
Кроме сметной части, государственный или местный бюджет включает в себя исполнительную, в том числе кассовую. Анализ бюджета - очень важная часть бюджетного процесса.
Доходы бюджета субъекта федерации в соответствии с БК РФ состоят из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, к неналоговым - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а так же средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; безвозмездные перечислений.
Доходы бюджета субъекта Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ бюджета по доходам подразумевает сбор и зачисление на счет финансового органа платежей, подлежащих зачислению в бюджет соответствующего уровня.
Расходы бюджета делятся на текущие расходы (т.е. те, которые обязательно должны быть профинансированы - заработная плата работников бюджетной сферы и так далее); расходы на обслуживание долга, расходы на содержание местных бюджетов; расходы капитального характера (бюджет развития); расходы целевых бюджетных фондов. По опыту развитых стран бюджет по расходам можно разделить на две большие части: административный (т.е. расходы на поддержание системы в работоспособном состоянии) и фондовый (или бюджет развития - инвестиции на развитие) .
Административная часть включает в себя все расходы на управление (заработная плата работников бюджетной сферы, социальная помощь), фондовая часть включает в себя все, связанное с покупкой и продажей основных фондов, кредитами, субсидиями и использованием резервов.
В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату труда (и перечисление страховых взносов и внебюджетные фонды); оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным контрактах как для собственного функционирования в пределах утвержденных смет, так и для реализации государственных программ; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законами.
Анализ бюджета по расходам это проведение платежей в соответствии с бюджетными ассигнованиями.
Важнейшим элементом этой стадии бюджетного процесса является кассовый анализ бюджета - организация сбора бюджетных средств на территории субъекта федерации, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности.
Исполнителями расходной части бюджета являются главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.
Третьей составляющей бюджетного процесса является анализная, и последней, четвертой, частью является анализ.
По мнению ряда авторов, роль органа исполнительной власти субъекта федерации ограничивается составлением проекта бюджета, тогда как анализ бюджета по доходам, например, является прерогативой органа, имеющего право вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (т.е. федеральное казначейство или налоговая инспекция); анализ бюджета по расходам опять же в компетенции федерального казначейства, а анализные функции возлагаются на специализированное анализное ведомство (анализно-счетную палату).
По мнению этих авторов ситуация, когда орган исполнительной власти и разрабатывает бюджет, и его исполняет и контролирует, недопустима и неэффективна[3, с. 199].
Основными принципами анализа бюджетной системы Российской Федерации являются принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип гласности это информирование общественности о состоянии бюджетного процесса и ходе анализа бюджета; соответственно из гласности вытекает принцип прозрачности бюджета.
Принцип прозрачности бюджета - или достоверность бюджета -означает надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
За принципом прозрачности логично следует принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, согласно которому все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Очевидно, что достоверность информации не состоится без ее полного отражения.
Еще одним из основных принципов анализа бюджета традиционно считается разграничение доходов и расходов между уровнями бюджета Российской Федерации, это означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за бюджетами разных уровней. При этом необходимо отметить, что закрепление доходов и расходов за уровнями бюджетов регулируется централизовано на федеральном уровне и меняется ежегодно.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы на всех уровнях бюджетов, единой бюджетной классификации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, применение единообразных санкций за нарушения бюджетного законодательства и единый порядок анализа бюджета - финансирования, ведения анализа и так далее.
Принцип самостоятельности бюджетов дает законодательным и исполнительным органам различных уровней бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, что обусловлено наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направления расходования средств и гарантировано недопустимостью изъятия дополнительно полученных доходов.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и анализа бюджетов нужно исходить из необходимости получения максимальных результатов и минимальными затратами (достижение максимальных результатов при определенном объеме бюджетных средств).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с условием их направления на реализацию конкретных целей.
Развитие рыночной экономики в России кроме всех безусловно положительных моментов повлекло за собой множество проблем, в том числе и в части соблюдения бюджетной дисциплины. Сегодня Россия переживает экономический кризис, последствием которого является превышение расходов всех уровней бюджетов над их доходами, т.е. дефицит бюджетов. Это заставляет руководителей всех уровней бюджетной системы искать пути решения проблем бюджета и усиливать анализ за расходованием бюджетных средств.
Решение проблемы бюджетного дефицита, оздоровление экономики, выполнение бюджетом принятых на себя обязательств возможно двумя способами: во-первых за счет увеличения доходов в бюджет, во-вторых за счет сокращения его расходов.
В отличие от бюджета федерации в целом в субъектах федерации практически отсутствуют органы, ответственные за формирование доходной части бюджета. При реформировании экономики были внесены серьезные коррективы в систему финансового контроля, в том числе в части изменения вертикали бюджетного контроля.
Министерство по налогам и сборам (органы налогового контроля) и анализно-ревизионные управления преобразовались в федеральные структуры, фактически ликвидирован внутриотраслевой анализ. Вновь созданные органы федерального казначейства и налоговой полиции занимались обслуживанием федерального бюджета, при этом в функции налоговой полиции входил анализ за соблюдением налогового законодательства, а в функции федерального казначейства - кассовое исполнение федерального бюджета.
Министерство по налогам и сборам контролирует правильность начисления налогов и сборов и их уплату в бюджет региона, но не отвечает за полное поступление налогов в бюджет субъекта.
Таким образом анализ бюджета субъекта федерации и местных бюджетов фактически возложен на финансовые управления субъектов федерации и местных бюджетов, не имеющие для этого необходимой квалификации, да и просто штатной численности.
Финансовый анализ и анализ на уровне законодательной (представительной) власти субъекта федерации представлен в соответствии с БК РФ в трех стандартных формах- предварительный, оперативный и последующий.
Предварительный анализ и анализ осуществляется Законодательным собранием в процессе утверждения проекта бюджета на очередной финансовый год и утверждении или отклонении проектов законов, регулирующих финансовые и бюджетные вопросы на уровне субъекта федерации.
Фактически смысл такого контроля и анализа в сверке предлагаемых показателей проекта бюджета с данными прошлых лет, и получение объяснений по спорным вопросам.
Предварительный анализ и анализ на этом этапе может осуществляться только на основании следующих показателей (представляемых для рассмотрения в проекте бюджета):
· общий объем доходов бюджета (анализ может осуществляться простым сравнением статей доходов с плановыми и фактическими показателями прошлых периодов);
· нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых в бюджеты других уровней бюджетной системы (аналогичным порядком);
· общий объем расходов бюджета;
· объем бюджетного дефицита.
Расходы бюджета показаны в разрезе статей расходов (по функциональной и экономической классификации) и в разрезе распорядителей бюджетных средств. Здесь анализ и анализ так же осуществляется сравнением, и путем анализа отчетов по анализу бюджета и отчетов распорядителей бюджетных средств.
Эффективность контроля и анализа может быть больше в случае привлечения сторонних экспертов, но как правило внутри региона наиболее квалифицированными специалистами по бюджетным вопросам являются работники финансового управления и распорядителей бюджетных средств, которые не являются внешними экспертами.
Последующий анализ и анализ осуществляется в процессе утверждения отчета по анализу бюджета, такой анализ так же базируется на сравнении плановых и фактических показателей и процентами выполнения плана по отдельным статьям за предыдущие периоды. Здесь дополнительным источником информации являются пояснения органов, ответственных за анализ бюджета.
При выявлении фактов, по мнению законодательных органов не соответствующих действующему законодательству или наносящих реальный ущерб бюджету они вправе не утвердить проект бюджета, проекты законов, отчет по анализу бюджета.
Финансовые органы, как органы, анализирующие бюджет, так же должны проводить все три формы финансового контроля.
Но предварительный анализ, который должен заключаться в детальной проверке смет, заявок на финансирование и информации о кредиторской задолженности бюджетных учреждений, практически не осуществляется, поскольку финансовое управление получает агрегированную информацию от распорядителей бюджетных средств (не в разрезе бюджетных учреждений и не подкрепленную первичными документами - заключенными договорами, бизнес-планами и так далее). Предварительный анализ здесь ограничивается сравнением предоставленных данных с фактическим анализом и плановыми данными предыдущих периодов.
Текущий анализ должен осуществляться с целью проверки соблюдения условий получения, целевого использования и возврата бюджетных средств получателями бюджетных средств. Такой анализ, частично осуществляется ревизионными органами финансовых управлений.
Последующий анализ так же осуществляется ревизионными органами и финансовыми управлениями на основе проверки месячных отчетов и путем проверок возвратности выданных ссуд и кредитов.
Распорядители бюджетных средств осуществляют предварительный анализ на этапе проверки смет подведомственных бюджетных учреждений на предмет обоснованности расходов, их целесообразности.
Текущий анализ осуществляется распорядителями в части проверки целевого использования бюджетных средств (при этом учитывая территориальную удаленность бюджетных учреждений и отсутствия в структуре распорядителей бюджетных средств ревизионных органов подобная проверка представляется малоэффективной). Такой анализ может осуществляться только путем проведения проверок, эффективность которых уже обсуждалась выше.
Последующий анализ распорядителями бюджетных средств может осуществляться на основе месячных отчетов подведомственных бюджетных учреждений. Такой анализ будет эффективным только в том случае, если предварительно будет установлена правильность отражения информации в таких отчетах, полное соответствие всех реально осуществляемых операций представляемым распорядителю данным.
3. Методика анализа бюджетных учреждений согласно О.В. Чихиреву
Бюджетный анализ - составная часть финансово–экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.
Вопросы, связанные с анализом бюджета, контролируются Кабинетом министров республики и исполнительными комитетами Советов народных депутатов, главами администраций регионов, городов при обсуждении этих вопросов на заседаниях и через соответствующие местные органы, на которых возложены функции анализа.
Одним из методов проведения бюджетного контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает[5, с. 109].
Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и анализе бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.
Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении, анализе и составлении отчета по анализу бюджета.
На стадии анализа бюджета в процессе финансирования из бюджета плановых мероприятий и аккумуляции доходов бюджета проводится анализ оперативных данных, текущей отчетности по анализу бюджета и выполнении основных плановых показателей. На основе этих данных корректируются назначения по бюджетным учреждениям, выявляются недостатки в выполнении обязательств перед бюджетом.
На стадии составления отчета по анализу бюджета финорганами анализируются отчеты министерств, ведомств, управлений, отделов, предприятий, организаций и учреждений. По результатам анализа с учетом материалов проведенных ранее ревизий и проверок вносятся предложения, направленные на устранение выделенных недостатков и мобилизацию внутрихозяйственных резервов.
Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета при решении любых задач. Анализ должен быть[4,с . 199]:
- конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию;
- системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы - по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;
- оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы;
- объективным, что должно обеспечиваться объективным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.
Каждое направление анализа имеет свои особенности. Например, при формировании бюджета депутатским корпусом изучается соблюдение:
- законодательства при расчете бюджетных показателей;
- социальных гарантированных государством нормативов по расходам;
- принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
- финансового обеспечения, установленного прогнозами экономического и социального развития различных отраслей народного хозяйства, социальной сфер;
- целого ряда других положений.
При анализе в ведомствах большое внимание уделяется показателям по сети, штатам, контингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам.
Органы казначейства в приоритетном порядке анализируют поступление и распределение доходов по уровням бюджетов; целевое использование бюджетных средств; своевременность их “прохождения” по счетам; другие вопросы.
Анализ бюджета как основного финансового плана государства или его административно-территориального образования базируется на комплексном подходе к его изучению, описанию информации, характеризующей процесс его исполнения, на использовании определенной методики анализа этой информации.
Наряду с методами экономического анализа, характеризующими общий подход к анализу бюджета, существует и методика его анализа, определяющая этапы и приемы аналитической обработки информации.
Этапы анализа можно представить так:
1-й этап - осуществляются проверка, свод, группировка необходимых данных.
2-й этап - собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам; определение причин отклонений от уточненных назначений по бюджету; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями.
3-й этап - подведение итогов анализа, основные выводы.
Заключительный этап - разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.
Методика экономического анализа бюджета условно может быть подразделена на общую и частную.
Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов анализа бюджета, так и конкретных вопросов анализа доходов и расходов. К ней относятся:
- определение задач анализа;
- подбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;
- использование приема сравнения как основного при определении уровня выполнения бюджетных назначений и динамики показателей бюджета;
- применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы сравнения и оценки показателей;
- прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты анализа по доходам или расходам;
- широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин; применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах анализа бюджета.
Практическое применение частной методики определяется:
- уровнем бюджета, который исследуется;
- количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки;
- видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц;
- предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.
Обработка экономической информации в процессе анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Важнейшим приемом анализа является группировка, представляющая изучаемые показатели в виде однородных групп. Показатели анализа бюджета, сгруппированные по качественно однородным признакам, оформляются, как правило, в виде системы аналитических таблиц.
Группировка подразделяется на основные (по видам бюджетов, по целевому направлению, по объектам затрат), комбинированные и вспомогательные. Используя метод группировок, можно выявить зависимость между отдельными факторами и результатами анализа бюджета. Сопоставимость сравниваемых показателей анализа бюджета достигается путем расчета средних и относительных величин. Однако необходимо иметь в виду, что средние величины сглаживают индивидуальные различия, а поэтому должны быть дополнены анализом абсолютных данных, на основе которых они рассчитывались.
Анализировать бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.
Анализировать бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги анализа бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.
Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:
- объективной оценки результатов анализа бюджета;
- выявления причин отклонений от утвержденных показателей;
- разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому бюджету;
- обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов;
- укрепления финансовой дисциплины;
- совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета;
- выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений.
Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об анализе бюджета поквартально и за год. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа[1, с. 129].
Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РТ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.
4. Методика анализа бюджетных учреждений согласно Е.Н. Данилову
Объекты анализа бюджетных организаций определяются характером отношений относительно финансирования, прав собственности, использование предоставленных средств, здесь традиционно учитывается имущество организаций, их обязательства, источники формирования этого имущества и хозяйственные операции.
Изменения, которые произошли в последнее время в системе указанных отношений, дополнили состав объектов анализа во всех его составляющих, а потому, придавая характеристику новым объектам учета бюджетных организаций, надлежит детальнее остановиться на причинах их возникновения. Основная деятельность — предоставление профильных услуг — полностью финансировалась за счет средств государственного и местных бюджетов, дополнительная деятельность осуществлялась на принципах самофинансирования и самоокупаемости, а средства, полученные от реализации продукции указанных мастерских и хозяйств, формировали так званые внебюджетные средства.
Заметим, что изменения в хозяйственной деятельности бюджетных учреждений повлияли не только на объекты учета, но и на задачи и функции учета, а провозглашенный переход отечественной учетной системы к общепринятым международным стандартам поставил вопрос о применении общепринятых принципов учета относительно деятельности бюджетных организаций.
Анализ как система обеспечения жизнеспособности любой хозяйственной единицы выполняет ряд важных функций, что (в целом) является общим для всех видов учета. К основным функциям анализа относят информационную, управленческую, контрольную.
Информационная функция анализа, состоящая из накопления, группирования, переработки и предоставления информации, является главной среди вышеупомянутых функций и выполняет относительно их роль первоисточника. Это объясняется тем, что именно предоставление учетной информации является первым подготовительным этапом процесса управления, регулирования, планирования и контроля. А тот факт, что на долю учетной информации приходится около 70% объема экономической информации, подтверждает первенство указанной функции.
Управленческая функция учета состоит в обеспечении объектов управления различных уровней информацией, необходимой для планирования, регулирование, оценки (анализа) и других составляющих процесса управления.
Функция контроля связана с постоянным сплошным контролем, осуществляемым на всех стадиях проведения хозяйственных операций: предыдущий — к моменту выполнение операции, текущий — на этапе выполнение операции и окончательный — после выполнение операции.
Указанные функции детализируются в виде соответствующих задач. Следует отметить, что на этапе конкретизации функций анализа происходит еще и дифференциация задач относительно видов анализа, а потому правомерно говорить о задачах анализа именно бюджетных учреждений.
К таким задачам следует отнести:
· формирование полной и достоверной информации относительно хозяйственной деятельности бюджетных организаций (их финансового и имущественного состояния) на основе нормативно-правовой базы;
· своевременное обеспечение необходимой информацией внутренних (аппарат управления учреждений, руководители структурных подразделений) и внешних (отраслевые министерства и ведомства, органы государственного казначейства, налоговые органы, потребителе услуг) пользователей в достаточном объеме;
· анализ соблюдения финансовой дисциплины, строгого режима экономии, эффективного использования и сохранения денежных средств и материальных ценностей, для своевременного предупреждения и предотвращения отрицательных шагов в деятельности бюджетных учреждений;
· систематический анализ выполнения сметы расходов бюджетных учреждений, что является основным документом, обобщающим деятельность бюджетных учреждений.
Рассмотрение теоретических основ анализа было бы неполным без рассмотрения принципов анализа, что, в сущности, формируют учетную систему. На сегодня существует 12 принципов учета, которые классифицируются как общепринятые или концептуальные.
Принцип двойственности предусматривает наличие в анализе двух аспектов: первый — активы предприятия, второй — требования к ним. Принципиальное положение состоит в равенства этих аспектов, то есть А = О + К, где А — активы, О — обязательства (привлеченные средства, кредиторская задолженность), К — собственный капитал предприятия. Здесь нужно обратить внимание на традиционную для нашего учета формулу балансового уравнения А = П, где под пассивом понимают все источники средств (как собственные, так и привлеченные). Эта формулировка является разновидностью классического уравнения А = 3 + К, в котором два элемента правой части объединенные в одной совокупности — в пассиве П, что и отражает задолженность фирмы своим вкладчикам — как кредиторам, так и акционерам. Метод записи операций, что обеспечивает соблюдение принципа двойственности, получил название двойной записи.
Согласно второму принципу — принципу автономности предприятия или единицы учета хозяйственная единица, которая идентифицируется в учете и отчетности, отделяется от ее собственников или других субъектов, то есть счета предприятия отделяются от счетов его собственников, совладельцев, других предприятий, рабочих.
Принцип денежного измерения или денежной оценки предусматривает, что деньги являются единым, общим измерителем хозяйственной деятельности и что денежная единица является соответствующей базой для оценки и анализа в анализе.
Принцип непрерывности или принцип деятельности, вытекающий из реальной деятельности хозяйственной единицы в течение определенного периода, если отсутствующее свидетельство об обратном, и нет предпосылок для ее ликвидации в ближайшее время. Этот принцип служит основой для включения в баланс статей по их фактической себестоимости, а не по рыночной цене активов и обязательств, которые будут реализованы в случае ликвидации. Данный принцип является одним из трех фундаментальных принципов (начисление, постоянство и непрерывности).
Соответственно пятому принципу — принципу себестоимости — объекты анализа должны быть оценены по цене приобретения, включая расходы, связанные с их доставкой, установлением, отладкой и введением в эксплуатацию, то есть в анализе оперируют категорией себестоимости, а не рыночной стоимостью. Отметим, что во главе угла указанного принципа лежит предположение относительно стабильности денежной единицы, используемой в учете.
Принцип материальности означает, что в анализе можно не принимать во внимание незначительные обстоятельства и вместе с тем учитывать все существенное. Разделение операций на существенные и несущественные является субъективным. Как правило, к существенным относят операции, в результате которых изменяется финансовое состояние предприятия, но формальных правил по этому поводу не существует. В качестве примера действия указанного принципа можно привести решение руководства фирмы, предприятия об отнесении того или иного объекта к соответствующей категории материальных ценностей: результат зависит от того, какое значение придает ему собственник. Так, на одном предприятии объект может быть отнесен к основным средствам, а в другом — списан сразу на затраты данного отчетного периода.
Принцип периодичности предусматривает, что хозяйственная деятельность предприятия искусственно может быть разделена на периоды. Таким образом, важным аспектом в анализе становится факт отнесения каждой деловой операции или события к определенному отчетному периоду.
Принцип прироста (начисления) связан с принципом записи операций в момент их выполнения и означает, что доходы записываются тогда, когда они начислены, а не при условии наличия денежных средств, а расходы — тогда, когда они понесены, при этом денежные средства могут быть еще не уплаченные.
Достаточно важным является принцип регистрации дохода или принцип реализации, определяющий особенности регистрации (записи) дохода. Этот принцип дополняет принцип начислений и предусматривает запись доходов тогда, когда они заработаны, получены или могут быть получены. Если управленческое звено не уверено в погашении задолженности по уплате реализованных товаров, в отчете о прибыли начисляется резерв для безнадежных долгов в одном и том же отчетном периоде, в котором получена валовая выручка от реализации продукции и услуг. Отметим, что большая часть доходов регистрируется в момент их реализации, но существуют исключения, например метод постоянного включения и метод продажи в кредит.
Следующий принцип — принцип соответствия — определяет выбор периода для регистрации расходов, и в отчетном периоде отражаются лишь те расходы, которые содействовали получению доходов отчетного периода. Если взаимосвязь между доходами и расходами отчетного периода тяжело определить, рекомендуется использовать метод «рационального систематического» распределения расходов, который приближается по смыслу к принципу соответствия (например, распределение стоимости долгосрочных активов в течение всего периода их использования).
Принцип консерватизма или осторожности заключается в том, что доходы учитываются тогда, когда возможность их получения становится достаточно реальной, а расходы — тогда, когда возможность их понесения является достаточно возможным событием. Следовательно, осторожность — это большая готовность к учету потенциальных убытков или пассивов, чем к учету потенциальных прибылей или активов. Это проявляется, в частности, в том, что аналитик при любых обстоятельствах стремится «получить» прибыль, но не исключает и возможности убытков, а также в том, что при наличии альтернативных вариантов в оценке избирается тот метод, который отражает меньшую стоимость. Благодаря этому уменьшается риск решений, которые принимаются.
Важным в методологическом плане является принцип постоянства, суть которого заключается в неизменности принятой методологии отображения хозяйственных операций. То есть каждая фирма избирает тот метод ведения анализа, который дает более полное, объективное представление об основных направлениях ее деятельности. Однако это невозможно, если в текущем году используется один метод, в следующем — другой, а в прошлом — третий. Постоянное изменение методов приведет к искажению размера прибылей, которые определяются на основании данных анализа. Чтобы предотвратить такую ситуацию, используют принцип постоянства. Вместе с тем, действие этого принципа не означает, что фирма должна придерживаться одного метода в течение всего своего существования. Используемый метод может быть изменен, но только при достаточно весомых обстоятельствах. Когда же происходит изменение, и оно влияет на начисление прибылей за данный период, то результат этого влияния должен быть отображен на счете прибылей и убытков или в одном из его сопроводительных счетов. Этот принцип дает возможность в определенной степени регламентировать деятельность фирмы, при этом, оставляя свободу выбора метода анализа за фирмой, что, в свою очередь, оказывает содействие развитию самостоятельности субъекта хозяйствования.
Хозяйственная деятельность любой организации или учреждения сопровождается значительным количеством операций, подавляющее большинство которых должны быть отражены в системе анализа. Такие операции носят название трансакций. Отметим, что трансакции вносят изменение в обе части балансового уравнения — как в активную, так и в пассивную. Однако простого отображения указанного события относительно активов и пассивов недостаточно, поскольку для полноценного управления, планирования, оценки и контроля деятельности нужна более детализированная информация в разрезе структуры хозяйственных средств и источников их возникновения.
Для упрощения процесса анализа, быстрого и качественного обобщения информации на макроуровне (относительно состояния активов и пассивов микроуровня) разрабатывается единый план счетов или несколько планов, как правило, по отраслевым признакам.
Анализ показателей бюджетных учреждений проводится по следующим группам средств предприятий.
Группировки-признаки имеют название разделов и насчитывают 15 наименований:
1. Основные средства.
2. Материальные запасы.
3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
4. Затраты на производство.
5. Денежные средства.
6. Внутриведомственные расчеты по финансированию.
7. Расчеты.
8. Расходы.
9. Финансирование.
10. Фонды и средства целевого назначения.
11. Реализация продукции.
12. Доходы.
13. Краткосрочные ссуды из бюджета.
14. Средства переданные и полученные.
15. Результаты выполнения бюджета.
16. Забалансовые счета.
Раздел I «Основные средства» содержит 2 счета, на которых концентрируется информация относительно наличия, движения, а также состояния (износа) имущества долгосрочного использования.
Раздел II «Материальные запасы» формирует данные о наличии и движении этих запасов. Характерной особенностью данного раздела является то, что в указанную экономическую группу включены не только материальные запасы, приобретенные извне, но и собственные изделия и продукция производственных мастерских и подсобных хозяйств бюджетных учреждений. Этот раздел насчитывает 4 счета.
Раздел III «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» представлен одним счетом, на котором фиксируется информация о движении и наличии указанной категории материальных ценностей.
Таким образом, первых три раздела плана счетов представляет блок ресурсов бюджетного учреждения, которое включают как предметы, так и средства труда.
Раздел IV «Затраты на производство и прочие цели» содержит один счет и отображает как основную деятельность бюджетных учреждений, а именно научной сферы, так и вспомогательную (подсобные сельские хозяйства и производственные мастерские).
Раздел V «Денежные средства» насчитывает 5 счетов, на которых обобщается многоуровневая информация, которая может быть классифицирована по следующим признакам:
по назначению средств — для собственных потребностей, для передачи нижестоящим распорядителям кредитов;
по источникам поступления — средства, полученные в виде финансирования; средство-жалованье за предоставленные услуги или выполненной работы; спонсорская помощь;
относительно отечественной денежной единицы — средства в гривнах; валютные средства.
Особенностью указанного раздела является его анализно-аналитическое назначение, которое обеспечивается благодаря учету кассовых расходов бюджетного учреждения.
Раздел VI «Внутриведомственные расчеты по финансированию» имеют один счет, который имеет достаточно специфическую функциональную нагрузку — учет расчетов по финансированию с бюджетом.
Раздел VII «Расчеты» объединяет 5 счетов, на которых накапливается и обобщается информация обо всех видах расчетов с юридическими и физическими лицами.
Раздел VIII «Расходы» состоит из двух счетов, назначение которых заключается в фиксации информации относительно фактических расходов, то есть соответствующей действительности расходов бюджетного учреждения в процессе ее хозяйствования. Как и раздел V, имеет равноправное с учетной функцией анализно-аналитическое назначение. Информация относительно этого раздела на различных уровнях и этапах управления рассматривается в увязке с данными раздела V.
Раздел IX «Финансирование» содержит один счет, используемый главными распорядителями кредитов.
Раздел X «Фонды и средства целевого назначения» включает 3 счета. За их помощью обобщается информация о стоимости имущественных ценностей, которые находятся в распоряжении бюджетных учреждений, а также о средствах, которые формируют различного рода социальные фонды.
Раздел XI «Реализация продукции» состоит из одного счета. Информация по указанным счетам отображает результаты деятельности бюджетного учреждений, поскольку адресность сальдо по этому счету указывает на прибыль или убыток, который понесло учреждение.
Раздел XII «Доходы» насчитывает 2 счета, которые в совокупности дают представление о финансовом состоянии учреждения в части внебюджетных средств.
Разделы XIII «Краткосрочные ссуды из бюджета», XIV «Средства, переданные и полученные», XV «Результаты выполнения бюджета» содержат по одному счету. Использование указанных разделов ограничено, поскольку они призваны освещать финансовую деятельность исполнительных комитетов Советов народных депутатов различных уровней.
Как отмечалось, общие изменения в отечественной экономике обусловили адекватные события в бюджетной сфере. В частности, это касается образования новой группировки источников финансирования указанной сферы. Последствием формирования новых финансово-экономических отношений стало расширение состава объектов учета бюджетных учреждений, которое, в свою очередь, вызывало потребность в методике фиксации в учете экономически новой, нетрадиционной информации для бюджетных учреждений.
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций указывает на то, что процесс привлечения бюджетных учреждений к системе товарно-денежных отношений углубляется. Об этом свидетельствует широкий спектр платных услуг различных профилей, состав которых постепенно увеличивается. Отметим, что становление субъектов бюджетной сферы как товаропроизводителей и привлечения дополнительных средств в виде платы за их продукцию ослабляет финансовую напряженность в части госбюджетного финансирования, а иногда является гарантом более или менее нормального существования таких учреждений. Однако успешная реализация производственной деятельности невозможна без научно обоснованной методики отображения этой деятельности, а именно — методики учета затрат и калькулирования услуг бюджетных учреждений[9, с. 10].
Следовательно, первым направлением усовершенствования анализа бюджетных учреждений является разработка методики учета затрат и калькулирования главного результата, продукта их деятельности — услуги.
Информация относительно хозяйственных операций в процессе анализа трансформируется в цифровые данные, которые аккумулируются на счетах. Поэтому логичным было бы предположение, что качественные и количественные изменения относительно круга трансакций требуют соответствующих изменений в системе счетов. Практика ведения учета бюджетных учреждений подтверждает наличие такой связи, причем это касается изменений в сторону как увеличение (трансакции, бухгалтерские счета), так и уменьшения.
Поскольку бухгалтерские счета существуют не отдельно, а в виде упорядоченной совокупности, имеющей название плана счетов, речь идет о просмотре плана счетов бюджетных учреждений.
Поставленные проблемы определяют следующее направление усовершенствования анализа бюджетных учреждений — полную компьютеризацию труда аналитика учетных работников бюджетных организаций. При этом следует подчеркнуть, что очень важным условием рационализации этого процесса является тесное сотрудничество работников аналитического отдела и программистов.
Для рациональной организации любого аналитического процесса нужна высокая квалификация учетных работников, которая состоит из полученных в различных высших учебных заведениях знаний и практических навыков, приобретенных в процессе трудовой деятельности.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и анализе бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.
В условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем проводится аналитическая обработка, то есть сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап – разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа
Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету анализа бюджета.
Список литературы
1)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс». 2)Федеральный закон Российской Федерации от 15.08.96г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс». 3)Приказ Минфина России от 30.12.99г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс». 4)Приказ Минфина России от 15.06.2000г. № 54н «Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью» // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс». 5)Акперов И., Головач С., Аполлонова – Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 352 с. 6)Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. – 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2003. – 409 с. 7)Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях : Учеб.пособие. – Мн.:Интерпресссервис; Экоперспектива, 2003. – 336 с. 8)Горелов Б.А., Горелов Б.Б. Разработка модели данных для целей оперативной аналитической обработки финансовой информации университета // Университетское управление. – 2002. - №4. – С.14 – 21. 9)Гребенникова Е. Особая зона предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2001. - № 12. - С.35-37. 10)Данилов Е.Н. Анализ как функция управления деятельностью бюджетных учреждений : Материалы научно – практической конференции. Мн.: БГЭУ, 2001. – 120 с. 11)Данилов Е.Н. Анализ основных средств в бюджетных учреждениях // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2001. - №3. – С. 26-46. 12)Данилов Е.Н. Анализ наличия, движения и использования трудовых ресурсов в бюджетных учреждениях // Отдел кадров. – 2002. - №3- С. 18-24. 13)Кондраков И.Н. Кондраков И.П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М. : Проспект, 2003. – 232 с. 14)Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М. : Книга сервис, 2002. – 128 с. 15)Павлова М.В., Кельчевская Н.Р. Анализ финансово – хозяйственной деятельности государственного вуза как основа инновационных решений и программ (на примере УГТУ – УПИ) // Университетское управление. – 2000. - №4 (15). – С.38 - 42. 16)Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. - 127 с.