Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по мировой экономике на тему:

 «Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования»




Москва, 2007

ПЛАН РАБОТЫ



1. Причины и основные черты усиления  мобильности капитала............................ 3

2. Государственное   и   международное   регулирование движения   капитала.... 8

3. Тесты..................................................................................................................... 13

Список   использованной   литературы................................................................... 15





1.      ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УСИЛЕНИЯ  

МОБИЛЬНОСТИ КАПИТАЛА


Капитал – термин, используемый в хозяйственных отношениях для определения совокупных ресурсов, применяемых в бизнесе: например, акционерный капитал, единоличный капитал, товарищеский капитал.

По Карлу Марксу – стоимость, которая в результате использования наемного труда приносит прибавочную стоимость, т.е. самовозрастает.

 В широком смысле – это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле –  это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал).

Миграция капитала – перемещение капитала в пределах территории одной страны, а также из одной страны в другую (международная миграция капитала) в поисках сфер более прибыльного приложения.

Внутренняя миграция связана с открытием новых месторождений полезных ископаемых, возможностью использования более дешевой рабочей силы, более дешевой земли и др. Она может ускорить экономическое развитие территорий, где ослабли процессы капиталообразования.

Миграция капитала вместе с собственником значительно ускоряет экономический рост в стране его приложения, так как получаемая на капитал прибыль, как правило, остается в стране и используется для дальнейшего накопления. В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она стала одной из сфер государственного регулирования. Валютные ограничения, например, существенно сдерживали международную миграцию капитала.

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость — во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России.

 Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но отнюдь не то, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит).

Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично. Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д.

Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, землю), высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности.

Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный.

Россия не только ввозит, но и вывозит капитал, в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим.

Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты не поступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям. Ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.

Ведущей формой вывоза капитала из России в период 1991— 1993 гг. являлся экспорт ссудного капитала в бывшие советские республики. Россия субсидировала их на сумму, составившую около 8% российского ВВП, предоставляя им так называемые технические кредиты для покупки российских товаров и занижая цены на них по сравнению с мировыми. Однако в последние годы государственные кредиты невелики, их роль на себя взяли экспортные кредиты предприятий, а также те поставки товаров в страны — члены СНГ, которые часто не полностью оплачиваются и превращаются в задолженность этих стран России.

Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти инвестиции преимущественно размещены в Западной Европе в целях создания товаро- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний.

Представляется, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность. Однако в настоящее время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200—300 млрд долл.

Между тем, уровни мобильности капитала исторически непостоянны. Они были сравнительно высоки в начале XX века, затем в период между двумя мировыми войнами, когда усилилась национальная экономическая замкнутость, и правительства ввели существенные ограничения на движение капитала через границы, мобильность его снизилась.

Однако, в последние несколько десятилетий, наблюдается существенный рост международной мобильности капитала. Этот рост является одним из важнейших проявлений процесса мировой экономической интеграции и происходит в неразрывной связи с основными его аспектами, такими как формирование и экспансия международных финансовых рынков, подъем ТНК, развитие международной торговли и пр.

Он обусловлен целым рядом причин, среди которых:

·         бурный прогресс в развитии средств коммуникации и информационных технологий;

·          политика правительств, которые провели либерализацию контроля над капиталом, ослабив или отменив многие правовые и технические ограничения на его движение через границы;

·         появление новых финансовых инструментов, облегчающих трансграничные потоки капитала, и пр.

Мобильность капитала чрезвычайно возросла в последнее время. Об этом свидетельствует резкое повышение роли международных, прямых и портфельных инвестиций в экономической жизни большинства стран мира.

Конечно, следует отметить, что международная мобильность капитала и сегодня имеет довольно ограниченный характер, как, впрочем, и сама экономическая интеграция.

Во-первых, все еще преобладают национальные экономические сети: основную роль в экономиках большинства стран продолжают играть не высокомобильные транснациональные компании, а ориентированные исключительно на национальный рынок предприятия, мобильность которых весьма ограниченна.

Во-вторых, мобильность капитала носит, по преимуществу региональный и блоковый характер: основная масса, порядка 70%, иностранных инвестиций, направляется из одних развитых стран в другие, а не в развивающиеся государства).

Тем не менее, существенный рост мобильности капитала, а, следовательно, и лежащей в основе его структурной власти способности капиталистов «наказывать» правительства, изымая из экономики капитал, в последние десятилетия неоспорим.

В нынешних условиях неблагоприятная с точки зрения бизнесменов политика может спровоцировать особенно значительный, быстрый и пагубный для экономики отток капитала из страны.

Рост мобильности капитала негативно влияет на «социальное государство» постольку, поскольку ограничивает способность правительств повышать налоги на капитал и, напротив, подталкивает их к снижению налогового бремени. Таким образом, сокращаются возможности государственной элиты извлекать посредством налогообложения доходы, необходимые для социального обеспечения граждан.

Согласно т.н. «теории налоговой конкуренции» рост мобильности и структурной власти капитал наносит смертельный удар по способности правительств облагать капитал налогом.

Утверждается, что государства конкурируют друг с другом за мобильный капитал посредством снижения налогов, что в конечном итоге, может привести к падению налоговых ставок до «наименьшего общего знаменателя», т.е. нуля. Это, в свою очередь подрывает способность государства финансировать социальные программы, и заставляет его демонтировать систему социальной защиты.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ   И   МЕЖДУНАРОДНОЕ   РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ   КАПИТАЛА


Учитывая огромные масштабы международного движения капитала и растущую степень его воздействия на национальные экономики стран мира, данный процесс не может быть стихийным, должны применяться соответствующие меры и инструменты его регулирования.

В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное.

Государственное регулирование международного движения капитала

Одна из важнейших тенденций в МДК – активное воздействие государства в этот процесс. При этом государство осуществляет следующие основные функции:

·             регулирования;

·             контроля;

·             стимулирования.

Однако в государственном регулировании международного движения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой – принимают меры по его ограничению.

Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, поскольку их существование связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национально-экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (импорт) капитала.

Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей стороны.  Это значит, что условия хозяйственной деятельность для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.

Однако иностранные инвестиции на практике нередко связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются резиденты – хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран нередко предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот:

·             освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от налогов на доходы, прибыль и дивиденды;

·             предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);

·             льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений ин специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контактных началах;

·             освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т.д., которое идет на развитие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.

Если законодательство страны, принимающей капитал, изменяется в худшую для инвестора сторону, то в течении определенного времени для уже действующих инвестиционных проектов правовые нормы остаются прежними.

Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция – льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой. Поэтому, стремясь расширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдельными странами путем предоставления им льготного режима).

Существенную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например:

·             предоставление государственных гарантий;

·             страхование иностранных инвестиций;

·             урегулирование инвестиционных споров на основе национального законодательства принимающей страны (или национального законодательства страны базирования прямого инвестора) и международного арбитража;

·             исключение двойного налогообложения;

·             административная и дипломатическая поддержка.

Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут переговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (отечественных) инвесторов. Кроме того, нац инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты экономических советников посольств стран, ввозящих капитал, и т.д.

Международное многостороннее регулирование движения капитала

Помимо двусторонних соглашений по иностранным инвестициям осуществляются и различные формы многостороннего регулирования, связанные с подписанием и реализацией соответствующих универсальных соглашений или конвенций.

Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров МБРР была принята Вашингтонская конвенция – «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами». В 1985 г была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций МБРР.

Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интеграционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. здесь формируются или уже сформированы единообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.

Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени охвата  стран современного мира, является принятое в рамках ВТО Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС – TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.

ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать  влияние на иностранные инвестиции, и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму.

Например, нельзя принуждать ин инвесторов использовать в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а так же требовать от  предприятия с иностранными инвестициями покупки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции.

Наконец, в соответствии с ТРИМС, нельзя требовать от иностранного инвестора обязательного экспорта фиксированной доли произведенной им продукции.

До недавнего времени большая проблема было связана с взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые практически не имели никаких преимуществ перед российскими инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых пошлин и налогов.

Меры государственного регулирования структуры международного движения капитала следовало бы дополнить тщательным мониторингом, позволяющим сделать выводы о ее соответствии макроэкономическим задачам России. Подобный мониторинг должен включать:

1)          сопоставление стоимостных характеристик обслуживания экспорта и импорта капитала Российской Федерацией с международными и внутрироссийскими финансовыми показателями;

2)          структуру использования привлеченных иностранных ресурсов на обслуживание и рефинансирование ранее взятых долгов, вложений в модернизацию отечественных производств и приобретение импортного оборудования производственного назначения;

3)          анализ уровня проникновения иностранного капитала в акционерный капитал российских компаний и контроль над сохранением экономической безопасности Российской Федерации;

4)          выявление объемов привлеченного иностранного капитала отечественного происхождения и уровень нагрузки на прибыль отечественных предприятий, связанный с репатриацией доходов нерезидентами за рубеж.

Данный комплекс мер позволит достигнуть сбалансированности государственных и частных экономических интересов России в области иностранных и отечественных инвестиций, обеспечить эффективное использование капитала, мобилизованного с международных рынков, для поступательного развития экономики России, снизить риск эксплуатации отечественного экономического потенциала.








3. ТЕСТЫ



1.                 Приток иностранных инвестиций в страну обеспечивается созданием  следующих условий для их реализации (выберите верные ответы):

а)             необходимо предоставить дополнительные льготы и привилегии;

б)             необходимо защитить их от «некоммерческих» (политических) рисков;

в)             достаточно предоставить иностранному инвестору стандартный, минимальный набор международных правил инвестирования;

г)              для иностранного инвестора вполне достаточен  национальный режим инвестирования.


2.                Предоставление иностранному инвестору национального режима принимающей страны означает (укажите верные ответы):

а)             предоставление дополнительных льгот и привилегий;

б)             недискриминация иностранных инвесторов по сравнению с местными;

в)             иностранные инвестиции органически входят в экономическую и правовую систему принимающего государства;

г)              предоставление дополнительных гарантий.


3.                Вопросами международного регулирования финансовых потоков занимаются следующие организации (отметьте верные ответы):

а)                МВФ;

б)               МОТ;

в)                НАФТА;

г)                ЕС;

д)               Всемирный банк.







ОТВЕТЫ   НА  ТЕСТЫ


1.           Приток иностранных инвестиций в страну обеспечивается созданием  следующих условий для их реализации: а, б.






2.           Предоставление иностранному инвестору национального режима принимающей страны означает







3.           Вопросами международного регулирования финансовых потоков занимаются следующие организации а, д.







СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ



1.     Андрианов В. «Иностранный капитал в экономике России» //Экономист, 1997, №3.

2.     Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П. Фаминского.-М., 2000.

3.     А. В. Навой «Структурный анализ международного движения капитала» // Деньги и кредит,  2007, №1.

4.     Смитиенко Б. «Внешнеэкономическая деятельность», изд-во "Академия", 3-е издание, , 2006.

5.     Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:

ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

6.     Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика / Под общ. ред. М.И. Молдованова.-Киев, 1993.

7.     www.nuru.ru/ek/general.