Содержание

Введение. 3

1. Понятие, симптомы и особенности протекания астено-невротического синдрома  4

2. Особенности физических занятий при астено-невротическом синдроме и противопоказания. 5

Заключение. 7

Список литературы.. 8


Введение

Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

Физическая культура – это система укрепления здоровья и развития физических способностей людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены.

Главнейшее место в физической культуре занимает система физического воспитания. В процессе него разрешаются задачи укрепления здоровья, гармонического развития физических качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков и спортивного мастерства, развитие черт нравственности, здоровых эстетических вкусов и привития гигиенических знаний и навыков.

Основным средством физического воспитания являются физические упражнения, т.е. движения и более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием как по содержанию, так и по форме. В практике физического воспитания физические упражнения применяются в виде гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма.

Помимо физических упражнений, в физическом воспитании используются спортивные игры, зарядка, закаливание при помощи естественных факторов (солнце, воздух, вода), создание гигиенических условий труда и быта.

Цель работы рассмотреть астено-невротический синдром и физические занятия при данном диагнозе.

Задачи работы определить понятие астено-невротического синдрома, рассмотреть физические занятия и противопоказания при астено-невротическом синдроме.


1. Понятие, симптомы и особенности протекания астено-невротического синдрома

Неврастения (астенический невроз) – вид невроза, проявляющийся повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощением.

Больной быстро засыпает, но и моментально просыпается от малейшего шороха; чувство голода бывает сильным, но быстро проходит, едва он приступает к еде; легко возникает раздражение, обида, гнев, но и они не продолжительны из-за быстрого их истощения. В ряде случаев неврастения развивается в результате умственного переутомления. В других случаях появление симптомов неврастении обусловлено психической травмой, которой обычно предшествуют ассенизирующие, то есть истощающие, моменты (эмоциональное напряжение, переутомление, недосыпание).

Для начала болезни характерно сердцебиение, повышенная потливость, нарушение сна и аппетита, значительно усиливающиеся под влиянием небольших эмоциональных или физических нагрузок. В дальнейшем повышается чувствительность к различным внешним факторам: больные плохо переносят холод, испытывают затруднения при выполнении кропотливых, точных действий; им трудно по долгу сохранять однообразную позу, сидеть в ожидании приема врача и др.

Если больной неврастенией длительное время не получает лечения или отдыха, астенические проявления усиливаются. На первый план выступают в клинической картине затруднения при умственной работе. Больные не могут сосредоточиться, усвоить прочитанное, удержать в памяти имена, даты и т.п.

При попытке заставить себя работать возникают головные боли, раздражения. Наблюдается чувство общей слабости, разбитости.

Больного любого дело может захватить лишь на короткий период, но затем наступает утомление.

Близки к неврастении астенические состояния, являющиеся симптомом ряда болезней. Они развиваются при длительной интоксикации, в том числе алкогольной, инфекционных заболеваниях, травма черепа, гипертонической болезни, атеросклерозе, болезнях внутренних органов и характеризуются появлением при малейшем эмоциональном и физическом напряжении сердцебиения, слабости, ощущения жара или холода, потливости, головокружения. Эти симптомы, а также реакция раздражения у таких больных более длительны и стойки, чем при неврастении. Такие люди могут успешно работать и справляться со своими обязанностями, но при дополнительных нагрузках вскоре возможно появление астенических симптомов.

При начальных формах неврастении и астенических состояний правильная организация режима труда и отдыха, прогулки, занятия спортом, водные процедуры, полноценное богатое витаминами питание, доброжелательная спокойная обстановка в сочетании с назначенным врачом лечении приводит к выздоровлению. Важно соблюдать режим дня.

Профилактика неврастении состоит в правильной организации труда и отдыха. Возникновение неврастении способствуют длительные перегрузки и однообразные работы и выполнение ее в сжатые сроки.[1]


2. Особенности физических занятий при астено-невротическом синдроме и противопоказания

Тренировка – регулярно повторяемые спланированные физические занятия, имеющие цели и достижения и поддержание физической формы.

Тренировки укрепляют сердечную мышцу, благодаря чему выбрасывается большее количество крови. Кровь в свою очередь доставляет большое количество кислорода к органам и тканям.

Тренировки уменьшают стресс. Тренировки полезны людям любого возраста.

При появлении боли тренировки следует немедленно прекратить. Самый быстрый способ восстановиться после тренировки – отдохнуть.[2]

При данном диагнозе необходимы физические упражнения для улучшения состояния больного. Занятия физкультурой при таком заболевании должны проходить в спокойной обстановке, без принуждения.

Важно помнить, что физическая нагрузка и тем более перегрузка при данном диагнозе только навредят и ни какой пользы от них не будет. Начинать занятия следует с разминки. Во время занятий необходимо делать перерывы для отдыха. После занятий принять душ.

Все физические упражнения должны быть равномерно распределены на все время занятия. Необходимо исключить однообразие и рутинность, так как это быстро утомит больного и у него не будет ни физических ни психических сил продолжать занятия. Необходимо также соблюдать и режим занятий в течении недели.

Нельзя больному говорить о том, что он за одно занятие должен обязательно выполнить определенное количество упражнений, это только может усугубить его состояние.

Лучше, чтобы помещение для занятий было проветриваемое. При данном диагнозе необходимы занятия спортом на свежем воздухе: лыжи, прогулки, игры, туризм.

Необходимо, чтобы занятия физическими упражнениями отвлекли больного от всего постороннего и лишнего. Занятие спортом должно приносить ему положительные эмоции и прилив энергии, а не опустошение в душе и разбитое физическое состояние.

Чувство удовлетворения после занятий физкультурой и тонизирующее действие физических нагрузок действует как лекарство.





Заключение

Физические упражнения применяются в виде гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма.

Помимо физических упражнений, в физическом воспитании используются спортивные игры, зарядка, закаливание при помощи естественных факторов (солнце, воздух, вода), создание гигиенических условий труда и быта.

Физическая культура используется как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения развития пропатологических и патологических изменений, в этиологии которых ту или иную роль играет гиподинамия, как одно из средств активного отдыха.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье

Лица,  регулярно  занимающиеся  физической  тренировкой,  обладают  лучшими  функциональными  показателями,  большей  физической  выносливостью  и  более  совершенной  приспособляемостью  к  новым,  не  всегда  благоприятным  условиям.  Под  влиянием  физической  тренировки  умеренной  интенсивности  повышаются  иммуногенез  и  естественный  иммунитет.

Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.



Список литературы

1.     Популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. Б.В. Петровского. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 704 с.

2.     Современная медицинская энциклопедия. Перевод с английского / Американское издание под ред. Р. Беркоу. / Русское издание под ред. Г.Б. Федосеева. – СПб.: Норинт, 2003. – 1234 с.




[1] Популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. Б.В. Петровского. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – с. 395.

[2] Современная медицинская энциклопедия. / Перевод с английского / Американское издание под ред. пр. Р. Беркоу. / Русское издание под ред. Г.Б. Федосеева. – СПб.: Норинт, 2003. – с. 219