Содержание
1. Понятие жилищного права как отрасли законодательства. Конституция РФ о праве граждан на жилище: содержание права на жилище, способы и юридические гарантии осуществления права на жилище……..3
2. Основания и порядок выселения граждан без предоставления жилого помещения……………………………………………………………………………...7
3. Разрешение жилищных споров……………………………………………..12
4. Задачи………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………17
1. Понятие жилищного права как отрасли законодательства. Конституция РФ о праве граждан на жилище: содержание права на жилище, способы и юридические гарантии осуществления права на жилище.
Под жилищным законодательством следует понимать совокупность или систему правовых норм, регулирующих жилищные отношения, т. е. отношения, обеспечивающие удовлетворение потребности граждан в жилье.
Действие жилищного права распространяется на такие отношения по удовлетворению потребности граждан в жилье, предметом которых является жилое помещение, пригодное для постоянного в нем проживания, хотя бы оно и было рассчитано на то, чтобы обеспечить граждан жильем лишь на время, при наличии целого ряда условий. Жилищное право регулирует отношения по предоставлению и использованию жилья в общежитиях (в том числе учащимся, сезонным и временным работникам), маневренном фонде, служебных жилых помещений. Оно регулирует отношения по использованию жилья поднанимателями и временными жильцами.
Жилищное право не регулирует отношения по использованию приспособленных под жилье помещений в вагончиках, сборно-разборных сооружениях и иных строениях, не рассчитанных на удовлетворение постоянной потребности в жилье. Они также не входят в состав жилищного фонда.
Жилищное законодательство относится к числу комплексных правовых образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевой принадлежности. Это нормы государственного права, закрепляющие право граждан на жилище, основные принципы его осуществления и охраны, служащие отправными при классификации жилищных фондов; нормы административного права, обеспечивающие управление жилищным фондом, учет граждан, нуждающихся в жилье, распределение жилых помещений, контроль за их надлежащим содержанием и эксплуатацией; нормы гражданского права, регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями; нормы финансового права, обеспечивающие направление денежных средств на капитальный ремонт жилого фонда, иные, нужды жилищно-коммунального хозяйства и т. д.[1]
Конституция РФ в ст.40 закрепила, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Надлежащее жилье входит составной частью в достойный жизненный уровень человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т. е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.
Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст. 40 КРФ конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).
Действующая Конституция РФ отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т. п.
Часть 3 ст.40 КРФ отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.
В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения "в общем котле" для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.
Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т. е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохранится режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.
Конституция РФ расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по Закону об основах федеральной жилищной политики (ст. 12 КРФКРФ) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст. 40 Конституции РФ его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Таким фондом является не только в прошлом общественный, а ныне частный жилищный фонд, принадлежащий на праве частной собственности юридическим лицам, но и частный фонд, принадлежащий гражданам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст. 40 КРФ, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации. Такое же право принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо разновидности жилищного фонда: с учетом совокупного дохода семьи им может предоставляться компенсация (субсидии) на оплату аренды.
Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.
Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд.
Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.[2]
2. Основания и порядок выселения граждан
без предоставления жилого помещения.
Будучи принудительной мерой государственно-правового воздействия, судебное выселение без предоставления другого жилого помещения может выступать в виде санкции за совершенное правонарушение. Но так бывает не всегда. При выселении из служебного помещения работника, прекратившего трудовые отношения, или лица, закончившего обучение, из общежития учебного заведения или при выселении нанимателя из помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, по тем основаниям, что помещение необходимо для проживания самого собственника и членов его семьи, выселение не является санкцией за правонарушение. Речь и применении меры государственной или общественной необходимости или иной меры, перед которой интересы проживающего в данном помещении лица отступают на задний план.
Случаи судебного выселения без предоставления другого жилого помещения предусмотрены п. 2 и 4 ст. 687 ГК, ч.1 ст.35, ч.4 ст.83, ст. 91, ст.133, ч.1 ст.103 ЖК РФ.
Прежде всего, обратим внимание на то, что в ГК РФ нет прямого указания на возможность применения правил ст. 687 ГК РФ о расторжении договора жилищного найма к социальному найму. Поэтому указанные правила можно применять к социальному найму лишь с оглядкой на соответствующие нормы жилищного законодательства.
Основания и порядок расторжения договора жилищного найма по требованию наймодателя определены ст. 687 ГК РФ с учетом того, идет ли речь об обычном договоре коммерческого найма, который заключается не свыше пяти лет, а если срок в договоре не определен, то он считается заключенным на пять лет, либо о договоре, заключенном на срок до одного года (краткосрочном найме). При обычном найме договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях невнесении нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев подряд, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме – более двух раз по истечении установленного договором срока платежа.
Как при обычном, так и при краткосрочном найме договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.
Если наниматель и другие граждане, за действия которых он отвечает, используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей, наймодатель может предупредить нанимателя о необходимости устранить нарушения. Если же нарушения продолжаются и после предупреждения, наймодатель вправе в судебном порядке расторгнуть договор жилищного найма.
При обычном найме к нанимателю могут быть применены меры, предусмотренные абз. 4 п. 2 ст. 687 ГК РФ. Нанимателю может быть предоставлен судом срок не более года для устранения допущенных нарушений. Если в течение определенного судом срока нанимателель не устранит допущенных нарушений или не примет необходимых мер для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора. При этом по просьбе нанимателя суд может отсрочить исполнение решения на срок не более года. Все эти меры не могут быть, однако, применены, если речь идет о расторжении краткосрочного договора найма (см. п. 2 ст. 683 ГК РФ).
Последствия расторжения договора жилищного найма определены в ст.688 ГК РФ: наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда о расторжении договора. В указанных случаях они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, что должно быть зафиксировано в резолютивной части судебного решения.
В пп. 2 и 4 ст. 687 ГК РФ право требовать расторжения договора жилищного найма предоставлено только наймодателю. Очевидно, что соседи, не будучи стороной в договоре, требовать расторжения договора не могут. Но соседи не лишены права требовать выселения нанимателя по тем основаниям, что наниматель разрушает или портит жилое помещение или использует его не по назначению или иным путем систематически нарушает их права и интересы (например, создает условия, невозможные для совместного проживания). К участию в рассмотрении таких дел суды должны привлекать наймодателя, а в соответствующих случаях и жилищные органы.
В числе оснований для расторжения договора социального найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и выселения нанимателя в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в ч.4 ст.83 ЖК РФ предусмотрены: невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; разрушение или повреждение жилого помещения; систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использование жилого помещения не по назначению. При этом речь идет о выселении виновных по требованию не только наймодателя, но и других заинтересованных лиц. Очевидно, в указанных случаях могут применяться меры, предусмотренные абз. 4 п. 2 ст. 687 ГК РФ (превентивные и отсрочка исполнения решений о расторжении договора и выселении).
Статьей 91 ЖК РФ предусмотрено выселение нанимателя и (или) прожинающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по договору социального найма. Если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения,
Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).
Что же касается правил ст. 133 и 35 ЖК РФ, то первое из них относятся к выселению из домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов, а последнее — из домов (квартир), находящихся в собственности граждан.
Сам член кооператива может быть выселен из кооперативного дома лишь при условии исключения его из кооператива по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.130 ЖК РФ, и не выплативший полностью паевого взноса (ч.1 ст.133 ЖК РФ). Член кооператива, исключенный из кооператива, подлежит выселению в судебном порядке со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения.
В то же время члены семьи лица, исключенного из кооператива (в том числе и бывшие члены семьи), могут сохранить право на кооперативную площадь при условии вступления одного из них в кооператив. Решение об исключении из кооператива, равно как и отказ в приеме в кооператив одного из членов семьи взамен исключенного, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Разумеется, все эти правила рассчитаны на ситуацию, когда выкуп кооперативной квартиры не произошел и член кооператива еще не стал ее собственником.
Из дома (квартиры), находящегося в собственности гражданина, наниматель может быть выселен в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 35 и ч.4 ст. 83 ЖК РФ. Поскольку речь идет о коммерческом найме, на отношения собственника и нанимателя распространяются правила ст. 687 ГК РФ о расторжении договора найма с учетом, однако, того, что некоторые из них не подлежат применению к найму на срок не свыше года, т. е. к краткосрочному найму.
Выселение без предоставления другого жилого помещения из специализированных жилых помещений при наличии предусмотренных в законе оснований допускается в ч. 1 ст. 103 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:
1. служебные жилые помещения;
2. жилые помещения в общежитиях;
3. жилые помещения маневренного фонда;
4. жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5. жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6. жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7. жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 ЖК РФ, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения (ч.4 ст. 103 ЖК).
3. Разрешение жилищных споров
Право граждан на судебную защиту их прав, в том числе жилищных, закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 46 решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если стороной в споре является гражданин, то такие споры разрешаются судами общей юрисдикции. В тех случаях, когда сторонами являются государственные и иные организации, жилищные споры разрешаются арбитражными судами.[3]
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае - судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.
В ч.1 ст. 22 ГПК РФ определен перечень гражданских дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции:
Суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений и др.
В п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ говорится о том, что суды рассматривают и разрешают "исковые дела". Это означает, что гражданское дело рассматривается и разрешается судом общей юрисдикции по правилам искового судопроизводства.
В порядке искового судопроизводства суды разрешают споры, возникшие из жилищных правоотношений:
Жилищные отношения - это отношения, касающиеся управления жилищным фондом, предоставления жилых помещений, использования жилищного фонда, его содержания и ремонта и др.[4]
Что касается арбитражных судов и дел, отнесенных к их ведению, следует отметить следующее. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами (наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции) и входят в судебную систему РФ.
С 1 сентября 2002 г. действует АПК РФ, которым установлено, что правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
АПК РФ содержит ряд статей, касающихся подведомственности дел арбитражному суду. В частности, в соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Статьей 28 АПК РФ определена подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений. Установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.[5]
В ч. 4 ст. 22 ГПК РФ установлен приоритет судов общей юрисдикции перед арбитражными судами, если заявление в суд содержит несколько связанных между собой требований, подведомственных одному и другому суду. Такие дела, если разделить требования невозможно, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, то суд общий юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем данный суд выносит определение.
Согласно ч.2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Задача № 1
Литвинова обратилась в суд с иском о признании за ней права на жилую площадь - однокомнатную квартиру, нанимателем которой являлся Лоскутов.
Она сослалась на то, что проживала с нанимателем одной семьей с 1989 года без регистрации брака, как член его семьи приобрела самостоятельное право на жилую площадь. 1 июля 1992 г. у них родился ребенок. 21 августа 1992 г. Лоскутов умер.
Какое решение будет принято судом?
Решение
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Следовательно, суд может признать за Литвиновой право на жилую площадь.
Согласно п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в порядке наследования.
Задача № 2
Кудевич обратился в суд с иском к Прибытковым (сестре и мужу) о признании права на жилую площадь в трехкомнатной квартире в г. Москве. До призыва в армию Кудевич проживал в этой квартире, затем был призван на срочную службу в Военно-Морской Флот, через четыре года был демобилизован и поступил на учебу в Мурманский педагогический институт, по окончании которого остался на работе в этом институте по срочному трудовому договору на 5 лет и проработал в нем уже два года. Истец указал, что в соответствии с законом за ним сохранялось право им на жилую площадь в Москве все эти годы, а ответчики препятствуют его проживанию. Прибытковы предъявили встречный иск к Кудевичу о признании его утратившим право на жилую площадь по тем мотивам, что он, оставшись работать на Крайнем Севере по срочному договору, без каких-либо уважительных причин не оформил в установленном порядке (путем бронирования) своих прав на жилую площадь. В силу этого следует считать, что право на спорную жилплощадь утратил. Какое решение должен вынести суд?
Решение
Согласно ст. 5 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В действующем ЖК РФ институт бронирования жилого помещения не предусмотрен, следовательно, суд во встречном иске Прибытковым должен отказать.
В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ (вторая часть) от 22 декабря 1995 г.
3. Жилищный кодекс РФ от 22 декабря 2004 г.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.
5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.
6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. N 138-ФЗ
7. ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»
8. Гражданское право. Том 2. Учебник/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2002.
9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Окунькова Л.А. – М., Норма, 2003.
10. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.П. Ивлиева. – М., 2004.
11. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова - М., 2003.
[1]Гражданское право. Том 2. Учебник/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. – С.212-213.
[2] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Окунькова Л.А. М., 2002.
[3] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Окунькова Л.А. М., 2002.
[4] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.П. Ивлиева. – М., 2004.
[5] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова - М., 2003.