4. Экологичность и БЖД


4.1. Введение


Тема дипломного проекта - «Формирование стратегии управления персоналом и оценка ее влияния на эффективность деятельности компании»

Для обеспечения безопасности работы необходимо создать допустимые условия труда работникам.

В данном разделе пояснительной записки будут рассмотрены основные санитарно-гигиенические факторы, экологичностъ проекта, безопасные методы и приемы работы, пожарная безопасность, возможные чрезвычайные ситуации.

На продавца могут воздействовать следующие производственные факторы (ГОСТ 12.0.003-74, СТ СЭВ 790-77): повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека; колющие, режущие предметы.

На уборщика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы (ГОСТ 12.0.003-74, СТ СЭВ 790-77);-острые кромки, заусенцы и шероховатость пола или убираемых предметов, загроможденность убираемой территории, наличие горячей воды.


4.2. Обеспечение безопасности работающих


С каждым годом все усложняется труд управленческого персонала. Появляется новая техника, новые программы, которые в короткое время необходимо освоить, появляется больше работы и ответственности. Управленческий персонал работает с современной техникой: это и компьютеры, телефоны, ксероксы, диктофоны, факсы, аудио- и видеотехника. Все эти факторы наносят вред человеку, в виде излучения, шума, большинство предприятий находится в непосредственной близости от проспектов, магистральных и других дорог, при открытых окнах в помещение попадает пыль, загазованный воздух и т.д., а также непосредственный вред наносит напряженная и упорная работа. Все эти факторы пагубно сказываются на здоровье и психическом состоянии людей, оказывают угнетающее состояние.

В связи с этим необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы безопасность условий труда рабочих, служащих и их руководителей. Долгое время эта проблема оставалась без должного ей внимания.

В настоящее время разработаны проекты защиты условий труда, относительно специальности. Эти вопросы рассматривает Безопасность Жизнедеятельности (БЖД).

Основная цель БЖД – это защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Необходимым условием достижения БЖД является компетентность людей в мире опасностей и способов защиты от них. Мир технологических опасностей вполне познаваем и у человека есть огромное количество способов защиты от техногенных опасностей.

Все работники аппарата управления предприятий и организаций в зависимости от выполняемых в процессе своего труда функций разделяются на три категории: руководители (линейные и функциональные); специалисты; технические исполнители.

Руководители – это генеральные директора объединений, директора предприятий, начальники цехов, бригадиры, начальники функциональных отделов (ПЭО, ОМТС, ОАСУ и др.), начальники бюро. Специалисты – это инженеры, техники, экономисты. Технические исполнители – учетчики, секретари, машинистки, операторы счетных машин и др.

Содержание труда включает в себя: прогнозирование и планирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль, учет и анализ.

Рассмотрим подробнее обязанности директоров.

Основные требования к организации рабочего места руководителя

Недооценка роли организации труда служащих вообще и руководителей в частности в повышении эффективности производства привела к тому, что в управленческой деятельности производительность труда за последние 50 лет возросла только в два раза, в то время как на производстве – в 30раз.

Основные положения организации труда на рабочих местах производственных участков подходят и для организации рабочих мест и служащих. Главной задачей является экономия физической умственной энергии руководителя с целью повышения произвольности труда. Однако такие особенности работы служащих, постоянная необходимость получения достоверной информации о ходе производства, ее качественной и быстрой обработки в целях своевременного принятия обоснованных организационно-управленческих решений, выдвигают дополнительные требования организации рабочих мест руководителей, особенно в области оснащения их современными средствами информационно-вычислительной и организационной техники, связи и сигнализации.

При проектировании оснащения процесса управленческого труда техническими средствами обеспечивается комплексное использование средств оргтехники по видам работ: накопление, обработка, хранение и передача информации средствами компьютерной техники; составление текстовой документации; обработка входящих и исходящих документов; копирование и размножение документов; хранение, поиск, транспортирование (передача) документов; чертежные работы; вычислительные операции; обеспечение оперативной связи и сигнальной информации; оснащение оборудованием и мебелью служебных помещений.

Санитарно-гигиенические условия труда служащих должны соответствовать установленным общегосударственным нормативам и нормам (табл.4.1.).

Таблица 4.1.

Общегосударственные нормативы санитарно-гигиенических условий труда служащих

Микроклимат

Уровень освещенности

Уровень шума (звука)

Показатели

Значение показателей

Показатели

Значение показателей (ЛК)

Показатели

Значение показателей (дБ)

1. Температура (0 С)


Общий

300

Нижний

60

1.1. Теплый период года

22-25





1.2. Холодный период года

20-22

Всеми источниками света

750

Верхний

75

2. Относительная влажность воздуха (%)

60-90





3. Скорость движения воздуха (м/с)

До 0,3






Обязательно должно быть предусмотрено естественное освещение (СанПиН 2.2.2..542-96). При слишком ярком дневном следует применять жалюзи. Рутинный умственный труд допускает шумовые нагрузки не более 40 дБ (шепот с расстояния 1,5 см составляет 10 дБ, тихий разговор – 40 дБ, громкая речь – 7 (3 крик – 80 дБ). Поэтому дверная обивка, двойные двери и оконные рамы, звукоизоляционные перегородки, ковер на полу – не излишества, а необходимость.

При проектировании рабочих мест служащих следует учитывать эстетические требования к архитектурно-планировочному решению интерьеров служебных помещений. Повышению производительности труда способствует рациональное цветовое оформление. Цветовой климат рабочего помещения основывается на установленной наукой закономерности влияния цвета окружающей среды на глаза и нервную систему человека. Цветовой интерьер в психике человека вызывает множество разных чувств: подъем, подавленность, ощущение прохлады, тепла, легкости, тяжести, настороженности и т.д. Например, светло-голубые тона кажутся холод зеленый цвет относится к оптимальному для глаз, действует; успокаивающе, снижает внутриглазное давление, благотворно влияет на кровообращение и слух. Шум в помещениях с такой окраской воспринимается так остро. Желтый и оранжевый цвета эмоционально согревают, красный цвет возбуждает нервную систему. Помещение, окрашенное в светлые тона, кажется шире, создается зрительное впечатление большой площади. Применение рационального цветового оформления снижает степень утомляемости напряжения, повышает производительность труда при наименьших затратах на искусственное освещение (при этом нужно учитывать отражательную способность стен; при плохом освещении она должна составлять 80%). Следует избегать блестящих поверхностей, предпочитая им матовые или атласные.

Благоприятные климатические условия на рабочих местах руководителей может обеспечить применение вентиляционных установок, “лучистого отопления”, системы кондиционирования воздуха. Для ослабления шумовых воздействий (звуков шагов, передвигаемых стульев, телефонных переговоров), создающих нерабочую обстановку, нужно использовать звукопоглощающие плиты, ковры, специальную телефонную сигнализацию (в виде мелодичного звонка, приглушенных сигналов и др.).

Большое значение имеет декоративное оформление кабинетов, рабочего места: шторы, цветы, продуманное цветовое оформление, красивые светильники. Разумная, художественно выполненная расстановка мебели, поддержание чистоты делают рабочее место привлекательным, повышают работоспособность, улучшают настроение, снижают усталость, делают труд более праздничным. С этой точки зрения присутствие на предприятиях квалифицированного художника экономически оправданно.

Уровень организации рабочего места руководителя зависит от его роли в системе управления предприятием и основных функций, выполняемых им.

Охрана труда: основные положения и характеристики

В соответствии с основным Федеральным законом “Об основах труда в РФ” от 17.07.99 г. основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.

Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получения достоверной информации от работодателя об условиях охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья; обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работников; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда и др.

Финансирование предприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1% сумм затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью – в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96 (“Гигиенические критерии оценки труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”) проводится аттестация рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления занятым на них работникам льгот и компенсаций за вредные и опасные условия труда и выполнение тяжелых работ.

Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Условия труда – совокупность факторов производственной сферы и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Основные факторы, характеризующие условия труда: физический фактор – температура, влажность, подвижность воздуха, шум, вибрация, освещенность, неионизирующие электромагнитные излучения; химический фактор – запыленность, загазованность; биологический фактор – микро- и макроорганизмы; факторы трудового процесса – напряженность труда.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья.

Таким образом, актуальней становится задача обеспечения качества воздуха по всем трем составляющим: доведение количества пыли и вредных газов до нормы; количества отрицательных аэроинов – до уровня не менее 3000-5000 ед.-куб. см; максимальное снижение количества болезнетворных микроорганизмов, плесени, бактерий.

Очистку воздуха от большого количества пыли, газов, аэрозолей и т.д. следует производить с помощью фильтров, пылеуловителей, аэроионизатора – “Люстры Чижевского”.

Видимое излучение, блики и мерцание экрана. Эти факторы способствуют возникновению близорукости и переутомляемости глаз, головной боли, повышают раздражительность, нервное напряжение и могут вызвать стрессы.

Причины расстройства органов зрения – утомление зрительных анализаторов при напряженной работе. Неудовлетворительная освещенность является одной из причин повышенного внимания, особенно при напряженных зрительных работах. Нормализация освещения снижает утомление в 1,5-2 раза, брак в работе на 3-5%, повышает производительность на 1,5-2%.

Низкочастотное поле, может являться причиной следующих недомоганий: обостряются некоторые заболевания кожи (угревая сыпь, себорроидная экзема, розовый лишай и т.д.); может измениться биохимическая реакция в крови на клеточном уровне; отмечены случаи нарушения протекания беременности и увеличение вероятности выкидышей у беременных в среднем в два раза: повышается вероятность нарушения репродуктивной функции и возникновения рака (особенно рака мозга и лейкемия).

Электростатическое поле. Эксперты полагают, что низковольтный разряд способен изменять и прерывать клеточное развитие: при катаракте, вызванной воздействием поля, помутнение развивается на мембране хрусталика; отмечена повышенная частота заболевания глаукомой. Под воздействием повышенной концентрации пыли вблизи ВДТ (частицы пыли приобретают положительный заряд) повышается вероятность возникновения дерматитов лица (прыщи, экземы, зуд кожи).

Ряд ученых считают, что магнитные поля промышленной частоты даже с напряженностью 2-3 мГс могут являться причиной возникновения злокачественных опухолей. Наиболее сильно вредное действие таких патогенных полей проявляется на расстоянии до 30 см от экрана.

В помещениях с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории.

Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в 3 световом климатическом поясе (Челябинск находится в 3-ем поясе).

Расчет КЕО для других поясов светового климата проводится по общепринятой методике согласно СПиН 2.2.542-96 “Естественное и искусственное освещение”.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа Б. При устройстве отраженного освещения допускается применение металлогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.

Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/кв. м, защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов.

Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.

Коэффициент запаса для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1,4. Коэффициент пульсации не должен повышать 5%.

Опасность поражения электрическим током

Тяжесть поражения электрическим током зависит от целого ряда факторов: значения силы тока, электрического сопротивления тела человека и длительности протекания через него тока, рода и частоты тока, индивидуальных свойств человека и условий окружающей среды.

Электробезопасность обеспечивается соответствующей конструкцией электрооборудования, применением технических способов и средств защиты, организационными и техническими мероприятиями.

Конструкция электрооборудования должна соответствовать условиям его эксплуатации, обеспечивать защиту персонала от соприкосновения с токоведущими частями и оборудования - от попадания внутрь посторонних предметов и воды.

Наиболее распространёнными техническими средствами защиты являются защитное заземление и зануление.

Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности заключаются в основном в соответствующем обучении, инструктаже и допуске к работе лиц, прошедших медицинское освидетельствование, выполнении ряда технических мер при проведении работ с электрооборудованием, соблюдении особых требований при работах с находящимися под напряжением частями.





4.3. Экологичность предприятия


Высшее руководство ООО «Эвлен», сознавая свою ответственность перед обществом за деятельность предприятия, которая оказывает влияние на окружающую среду, считает важнейшей целью постоянное снижение вредного воздействия на окружающую среду и неукоснительное выполнение природоохранного законодательства при высоком качестве выпускаемой продукции.

Достижение этой цели руководство ООО «Эвлен» намерено обеспечить путем внедрения на предприятии системы экологического менеджмента, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 14001:1996 и обеспечивающей выполнение следующих задач: применение технологий и оборудования, направленных на снижение негативного влияния на окружающую среду; постоянный контроль объемов и состава потребляемых природных ресурсов и результатов производственных процессов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду; анализ влияния изменений производственных процессов на потребление природных ресурсов и воздействие на окружающую среду; использование ресурсосберегающих технологий; анализ влияния взаимодействия комбината с окружающей средой на сегодняшнее и перспективное экономическое положение комбината; повышение эффективности производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и экологического мониторинга на основе внедрения методов технической диагностики; прогнозирование и предотвращение аварийных ситуаций, смягчение отрицательных воздействий, связанных с такими ситуациями; открытость информации по вопросам экологических проблем, связанных с деятельностью комбината; систематическое обучение персонала и его стимулирование к производственной деятельности, позволяющей уменьшать вредное влияние на окружающую среду.

Руководство ООО "Эвлен", возлагая на себя ответственность за реализацию Экологической Политики, намерено неукоснительно следовать стратегической цели и призывает к этому весь персонал предприятия.

Стандарт ISO 14001 предлагает простой, гармоничный подход к управлению охраной окружающей среды, применимый для всех организаций в различных странах мира. Данный стандарт совместим со стандартами ISO 9001/2 и стандартом DNV OHSMS (на основе BS 8800). Стандарт ISO 14001 содержит в себе все элементы типовой системы управления, такие как стратегия, цели и задачи, программа менеджмента, оперативный контроль, мониторинг и оценка, обучение, внутренние аудиты и анализ менеджмента. Центр внимания данного стандарта сосредоточен на требовании к выполняющим его организациям определить все свои экологические процессы, соответствующие подходы к охране окружающей среды и оценить какие из них являются важнейшими. Проверки и введение поправок к элементам системы гарантируют непрерывное совершенствование основных процессов охраны окружающей среды, при этом истинная причина этих поправок возлагается на несоответствие требованиям стандарта. Текущий анализ менеджмента системы управления окружающей средой EMS и ее отдельных элементов обеспечивает постоянное соответствие, компетентность и эффективность всей экологической программы предприятия.

Процесс сертификации по стандарту ISO 14001 проводится аналогично моделям сертификации систем по стандартам качества и безопасности, их можно интегрировать и гармонизировать.

За последнее время ведущими отечественными предприятиями накоплен большой опыт предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду - при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции. В этой ситуации экологическая деятельность предприятий становится экономически оправданной.

В течение последних 5 - 10 лет в мире наблюдается рост осознания того, что эффективное управление окружающей средой является важным фактором решения основных задач компании, тесно связанным с системой менеджмента качества. Этот фактор принято рассматривать как неотъемлемую часть общей системы управления предприятием, основанную на применении современных информационных технологий.

Все больше и больше компаний используют серию международных стандартов ISO 14000 для внедрения у себя систем управления окружающей средой (СУОС) в соответствии с современными требованиями.

Сам термин управление окружающей средой (environmental management) введен официальным российским переводом этих стандартов как более точный по сравнению с применяемым термином "охрана окружающей среды", поскольку подавляющее большинство предприятий, строго говоря, окружающую среду не охраняет, а портит. И задача состоит в том, чтобы ущерб, наносимый предприятием окружающей среде, был не слишком велик. Иногда управление окружающей средой и соответствующие системы для краткости называют экологическим менеджментом и системами экологического менеджмента.

Для внедрения СУОС используются следующие основные международные стандарты:

     ИСО 14001. СУОС. Требования и руководство по применению;

     ИСО 14004. СУОС. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;

     ИСО 14010. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы;

     ИСО 14011. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита систем управления окружающей средой;

     ИСО 14012. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

     ИСО 14031. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования.

Существуют и другие стандарты в этой серии.

Подход серии стандартов ISO 14000 к деятельности предприятий отражает очевидный факт: продукцию и отходы предприятие выпускает одновременно. Поэтому уделять внимание продукции и не уделять внимание отходам сегодня уже невозможно.

ООО «Эвлен» планирует внедрить систему управления окружающей средой, на основе внедрения серии стандартов ISO 14000, сертификации системы управления окружающей средой (экологического менеджмента) и привлечении консалтинговой компании, дальнейшую деятельность можно разбить на три основных фазы.

Первая фаза.

Исполнительное руководство должно определить миссию и стратегические цели в области природоохранной деятельности и разработать свою экологическую политику, экологические цели и обязательства предприятия в письменной форме. Этот документ должен быть опубликован в организации и обеспечен поддержкой со стороны управленческого персонала. Следующее действие предприятия - предварительный внутренний аудит имеющейся системы экологического менеджмента, оценка ее соответствия требованиям стандарта ISO 14001.

Вторая фаза.

На этой фазе должны быть разработаны, описаны и внедрены отсутствующие, но необходимые элементы системы, а также проведена модификация тех существующих элементов, которые не полностью удовлетворяют требованиям ISO 14001. Обычно эта работа принимает форму написания и/или корректировки документов - процедур и рабочих инструкций. Экологическая политика и экологические цели должны быть включены в "Руководство по СУОС", которое также разрабатывается на этом этапе.

На данном этапе может потребоваться совершенствование организационной структуры предприятия с учетом сферы ответственности и полномочий сотрудников, включенных в работу СУОС.

Может потребоваться проведение одного или более "нулевых" внутренних аудитов, иногда называемых предварительной оценкой. Эти аудиты выполняются самой организацией, а еще лучше - внешним консультантом, с целью оценки модернизированной СУОС. Если результаты "нулевых" аудитов удовлетворительны, компания переходит к третьей фазе.

Третья фаза.

Третьей фазой является сертификация системы управления окружающей средой. Взаимодействие с консалтинговой компанией необходимо на всех трех стадиях. Именно консалтинговая компания поможет определить стратегический курс развития системы экологического менеджмента, помочь выразить его в Политике, установить достижимые и измеримые цели в области управления окружающей средой, основанные на выбранных приоритетных экологических аспектах.

Помощь специалистов-консультантов полезна при переходе к реальным шагам по внедрению СУОС: разработке и реализации Программы экологического менеджмента, создании и совершенствовании системы мониторинга и измерения окружающей среды, разработке планов реагирования на аварийные ситуации, описании этой и другой деятельности в соответствующих процедурах.

Особое значение имеет внедрение на предприятии программного обеспечения для ЭВМ, позволяющего поднять СУОС на современный уровень. При этом отпадает необходимость в большом количестве бумажных документов, и в то же время каждый работник предприятия своевременно получает всю необходимую для работы информацию.

И, наконец, именно специалисты консалтинговой организации, имеющие большой опыт взаимодействия с представителями сертифицирующих органов, "подставят плечо" при сертификации СУОС, окажут необходимую практическую помощь и помогут при возникновении острых и спорных вопросов.

Среди специалистов НПП "СпецТек" есть аудиторы-экологи, зарегистрированные в Реестре Министерства природных ресурсов РФ.

Схема оказания услуг специалистами НПП "СпецТек" в области СУОС представлена в таблице. Приоритетным является принцип максимальной адаптации методики внедрения СУОС к особенностям и требованиям компании-клиента.

Таблица 4.2

Схема проведения работ на предприятии

Этапы

Отчетные документы

Сроки

Этап 1. Диагностика и обследование.

1 квартал

Выявление экологических аспектов деятельности предприятия и определение законодательных природоохранных требований, применимых к конкретному производству.

Отчет о проведении диагностики и результатам анализа.


На основании собранной информации оценка достаточности выделенных ресурсов, таких как оборудование, персонал, средства измерения, финансы, определение и обоснование недостающих ресурсов.

Примечание:

Полученные сведения могут использоваться как основа для принятия высшим руководством предприятия решения о выделении необходимых ресурсов для целей совершенствования СУОС.

Подробный перечень необходимых ресурсов с обоснованием


Создание (при необходимости) временной координационной группы, возглавляемой одним из заместителей директора, основной задачей которой будет являться аккумулирование поступающей экологической информации, ее анализ и принятие решений.

Протокол совещания ВКГ по результатам диагностики


Этап 2. Подготовка и организация.

2 квартал

Разработка декларируемых принципов и обязательств, связанных с экологическими аспектами деятельности предприятия - Экологической политики, обеспечивающей основу для установления экологических целей и задач.

Проект текста Экологической Политики.


Доработка (при необходимости) структуры административного экологического управления - создание (преобразование) экологической службы предприятия.

Проект административно - функциональной структуры СУОС


Организация и проведение необходимого обучения персонала: определение состава обучающихся, разработка и утверждение программ обучение, обучение и мотивация высшего руководства предприятия.

Программы и план обучения, свидетельства о прохождении обучения


Этап 3. Разработка и внедрение.

2-5 квартал

Разработка системы конкретных мероприятий и действий, совокупное описание которых представляет собой Программу совершенствования СУОС экологического менеджмента по:

документированию СУОС;

экспертизе внедренных документов;

консультированию разработчиков;

разработке (доработке) планов реагирования на аварийные ситуации;

анализу эффективности СУОС;

установлению административных, финансовых и информационных коммуникаций;

установлению принципов обратной связи и отслеживания (мониторинга) в СУОС предприятия;

Базовая структура Программы представляет собой совокупность действий и мероприятий, для каждого из которых указывается ответственный исполнитель, сроки реализации, необходимые финансовые и материальные ресурсы и методы определения количественных критериев (показателей) результативности. Внедрение на предприятии компьютерного программного обеспечения, позволяющего повысить эффективность СУОС. Выбор органа по сертификации.

Программа экологического менеджмента


Этап 4. Аудит и оценка эффективности.

5-6 квартал

Организация и участие в проведении внутреннего экологического аудита СУОС предприятия, подготовка аудиторов, программ обучения, планирование проверок и координация их проведения.

Программа и план обучения внутренних аудиторов, план проверок, акты и отчеты о проверках


Участие в анализе СУОС со стороны руководства предприятия. Разработка и внедрение мероприятий, запланированных по результатам анализа СУОС руководством.

Проект протокола анализа СУОС со стороны руководства предприятия


Этап 5. Подготовка и сертификация.

6 квартал

Проведение предсертификационного аудита системы экологического менеджмента. Оформление результатов предсертификационного аудита и представление руководству предприятия. Разработка плана мероприятий по результатам предсертификационного аудита. Подача заявки на сертификацию и подготовка подразделений предприятия к взаимодействию с внешними аудиторами. Сопровождение и методологическая поддержка системы экологического менеджмента при сертификации.

Отчет о предсертификационном аудите. План мероприятий.



Следующим этапом, в проведении экологичности ООО «Эвлен» является проведение политики по сокращению энергоресурсов. Меньшее потребление энергоресурсов способствует снижению уровня загрязнения окружающей среды не только самим предприятием-потребителем (дополнительная экономия на уменьшении экологических платежей), но и позволяет компаниям, генерирующим энергию, сокращать расход и, соответственно, сберегать невосполнимые природные ресурсы (нефть, газ, уголь и т.д.) и также улучшать экологическую обстановку в регионе/


4.4. Экологичность проекта


В соответствии со спецификой работы ООО "Эвлен" в плане вредных выбросов (пыли и газов) абсолютно не представляет опасности для экологии.


4.4.1. Сточные воды


В соответствии с характером загрязнений для отвода сточных вод предусматриваются следующие системы канализаций: хозяйственно-бытовые стоки; производственные стоки; дождевые (ливневые) стоки.

Гидробиологическая очистка хозяйственно-бытовых сточных вод включает в себя первичное отстаивание воды, затем в аэробных условиях при определенной температуре с помощью микроорганизмов происходя! очистительно-восстановительные процессы. Далее, после вторичного отстаивания и осветления воду хлорируют с целью дезинфекции и с нормальным (1,5 мг/м ) остаточным хлором сбрасывают в водоем.


4.4. Чрезвычайные ситуации


На территории РФ действуют «Правила пожарной безопасности РФ, ППБ-01-03», требования которых являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) их работниками, а также гражданами.

Пожаром называется неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Весьма распространённым источником пожара является курение в недозволенных местах. Распространение и источники зажигания, связанны с использованием электрической энергии. Это, прежде всего короткие замыкания, которые сопровождаются большим тепловыделением, образованием в зоне замыкания дуги с разбрызгиванием металла.

Безопасность людей при пожаре, а также сокращение возможного ущерба от них достигается обеспечением пожарной безопасности производственных объектов.

Под пожарной безопасностью понимается такое состояние, при котором с большой вероятностью предотвращается возможность возникновение пожара, а в случае его возникновения обеспечивается эффективная защита людей от опасных и вредных факторов пожара и спасение материальных ценностей. Пожарная безопасность обеспечивается разработкой и осуществлением систем предотвращение пожаров и систем пожарной защиты.

Для снижения уровня пожарной опасности на предприятиях проводятся следующие мероприятия: в помещениях имеются ручные переносные углекислотные огнетушители; устанавливается система электрической пожарной сигнализации с тепловыми и дымовыми датчиками;  для отопления помещения используется только центральное водяное отопление; все провода изолированы, все элементы, находящиеся под напряжением находятся внутри корпусов приборов; стены выполнены из несгораемых материалов с пределом огнестойкости 0,75 ч; работающие в комнате проходят инструктаж по технике безопасности, где уделяется внимание к требованиям пожарной безопасности;

Анализ результатов показал, что наиболее вредными факторами у управленческого персонала следует считать умственные и нервно-психические нагрузки при составлении и отладке программ, а также напряжение зрения, внимания, высокий темп (много мелких движений кистями и пальцами рук).

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в течение всего рабочего дня, недели и т.д. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).

Итак, многие факторы наносят ущерб здоровью людей и непосредственно управленческому персоналу. Разработанных высококвалифицированными специалистами средств защиты недостаточно, директорам предприятий, фирмам, а также любым другим организациям необходимо своевременно заботиться о здоровье рабочего персонала. Необходимо устанавливать оборудование так и таким способом, как указано в специальных справочных материалах, касающихся труда персонала.

Проведение организационных мероприятий по созданию пожарной безопасности

1. В соответствии с джействующим законодательством за обеспечение пожарной безопасности несет ответственность директор (владелец) фабрики.

2. Директор приказом назначает ответственного за организацию мер по обеспечению противопожарной безопасности.

3. Назначаются также, ответственные за пожарную безопасность в каждом цехе и отделе фабрики. Таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, вывешиваются на видных местах-

4. Разрабатываются правила, положения пожарной безопасности для каждого подразделения и инструкции по мерам противопожарной безопасности на каждом рабочем месте.

5. Разрабатывается система оповещения в случае возникновения пожара.

6. После сигнала пожарной тревоги по системе оповещения все лица, назначенные приказом директора ответственными за пожарную безопасность, должны прибыть на фабрику, выяснить причину тревоги, начать эвакуацию людей, а также принять все необходимые меры для тушения и предотвращения распространения огня до прибытия пожарных.

Проведение противопожарной подготовки работников

Противопожарная подготовка состоит из противопожарного инструктажа ( вводного, первичного и повторного) и занятий по программе пожарно-технического минимум а.

Вводный и первичный инструктажи по пожарной безопасности проводятся при приеме на работу.

Первичный и повторный инструктажи проводит на рабочем месте лицо, ответственное за пожарную безопасность в данном подразделении.

Занятия по пожарно-техническому минимуму проводятся по специально утвержденной директором торгового центра программе с работниками, ответственными за противопожарную безопасность. По окончании обучения проводится зачет, результаты которого заносят в ведомость.

Для обеспечения строгого противопожарного режима в торговых центрах разрабатываются специальные инструкции, в которых излагаются основные рекомендации по мерам пожарной безопасности и правилам поведения при пожаре. Ответственные лица за противопожарную безопасность должны ознакомить с этими инструкциями каждого арендатора торгового центра.

Проведение противопожарной профилактики

Противопожарная профилактика - это комплекс организационных и технических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации пожаров, а также по обеспечению безопасной эвакуации людей и материальных ценностей в случае пожара.

Противопожарная профилактика включает в себя: профилактику пожаров на этапе проектирования и строительства; применение системы автоматической пожарной сигнализации; использование средств и систем пожаротушения; применение системы оповещения о пожаре; отработка системы действий в случае пожара и эвакуации людей.

Профилактика пожаров на этапе проектирования и строительства. Профилактика пожаров на фабрику начинается еще на этапе проектирования и строительства здания. (СниП 21-01-97, НПБ 88-01. СНиП 2.07.01-89, СниП 2.09.04-87, НПБ 110-03). Правилами пожарной безопасности для торгового центра предусматривается специальная планировка здания, устройство противопожарных преград, отсеков, изолированных несгораемыми конструкциями. При помощи противопожарных стен, перекрытий, дверей можно в пределах одного здания или сооружения изолировать пожароопасные помещения и не допустить распространение огня в случае его возникновения. Средства и системы пожаротушения.

1. Установка автоматического газового пожаротушения. Устройства газового пожаротушения устанавливаются в помещениях трансформаторной подстанции и главного распределительного щита (Галон), а также в помещениях хранения дизельного топлива. Устройства срабатывают от дымовых и тепловых датчиков, расположенных в этих помещениях. При этом сигнал о пожаре поступает на пульт ЦДП.

2. Установка автоматического водяного пожаротушения. Установка автоматического водяного пожаротушения- это целая сеть труб, заполненных водой под давлением, расположенных во всех коридорах и помещениях торгового центра. На трубах находятся спринклерные (распылительные) головки. Основным рабочим элементом является легкоплавкий замок в этой головке, который при температуре 50° С плавится, и вода через распределитель покрывает защищаемую площадь горящего помещения.

3.Внутренний противопожарный водопровод. На вертикальных трубопроводах по всем этажам должны быть смонтированы внутренние пожарные краны (патрубок с вентилем), к которым подсоединены пожарные рукава, а к ним стволы.

Пожарный рукав должен быть смотан, уложен со стволом в корзину, расположенную в специальной нише, и закрыт дверкой с условным изображением. Длина каждого рукава - 20 м. места их расположения в торговом центре должны быть указаны на поэтажных планах эвакуации. Действия дежурного персонала при эвакуации людей:

1. Руководитель тушения пожара, в зависимости от сложившейся ситуации, при пожаре принимает решение начать эвакуацию людей путем включения системы оповещения и управления эвакуацией.

2. Эвакуация людей осуществляется в соответствии с имеющимися планами эвакуации.

3. Сотрудники, прибывшие в распоряжение руководителя тушения пожара, могут привлекаться(если им не угрожает опасность): для эвакуации посетителей и персонала; для проверки всех этажей, офисов и подвальных помещений с целью указания еще не эвакуировавшемуся персоналу и посетителям кратчайших путей к выходам; для спасения наиболее ценных документов, денежных средств, материальных ценностей и т.п.

ООО «Эвлен» является экологически чистым предприятием, не наносящим вред окружающей среде, работникам созданы оптимальные условия труда, обеспечена безопасность труда.