Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие правового воспитания и правосознания, их значение в современном обществе___________________________________________ 6
1.1. Правовое воспитание и правовое обучение____________________ 6
1.2. Cоздание системы правового воспитания в контексте модернизации общего образования___________________________________________ 8
1.3. Освоение и реализация прав ребенка в гуманистическом образовании 11
Глава 2. Проблематика правового воспитания в РФ________________ 17
2.1. Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса____________________________________________________ 17
2.2 .Проблемы правового воспитания в современном обществе_____ 26
2.3. Преподавание прав человека_______________________________ 29
Заключение____________________________________________________ 33
Список использованной литературы и источников_________________ 35
Введение
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений.
Самым распространенным аргументом людей, которые не видят особого смысла в изучении прав человека в школе, является то, что права человека повсеместно нарушаются и добиться их соблюдения практически невозможно. Пессимистические настроения взрослых порой передаются и детям, но, к счастью, это редкие случаи. Обычно же дети дают многочисленные позитивные ответы на вопрос: "Возможно ли устроить жизнь общества так, чтобы права человека не нарушались?" Дети легко связывают собственное поведение и поступки окружающих с соблюдением или нарушением прав человека. И наиболее часто встречающимся рецептом исправления ситуации является следующий: надо научить детей и взрослых правам человека и создавать специальные организации, которые помогали бы людям защищать их права. В связи с этим задача учителя - помочь ученикам преодолеть фатализм и настаивать на том, что поведение людей, отвечающее требованиям уважения человеческого достоинства и велениям совести, способно избавить человечество от многих ран.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие правовое воспитание в обществе.
Предметом исследования являются понятие и признаки правового воспитания.
Целью работы является раскрытие темы и ее основополагающих моментов, правовое образование в нашей стране, как ни прискорбно, находится в минусе, и правовое воспитание рядовых граждан России удручает.
Что делать? Выход один - насаждать правовоспитание и правовые знания у рядовых граждан.
Проблемы и недостаточная разработанность именно практических механизмов привития правового мышления и воспитания граждан обосновывают актуальность данной работы.
Еще в середине XIX века известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ («О камеральном образовании», 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни - т.е. уже тогда в ученой среде признавалась необходимость наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В программе (содержании) полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом «воспитание в ребенке чувства права и справедливости», путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. Понятно, что не последнее место в этом процессе занимает влияние окружающей среды и обращения взрослых с ребенком.
Более подробно влияние правосознания (как результат правового воспитания) на жизнь человека исследует профессор Л.И. Петражицкий - он подчеркивает, что «оказывая более сильное и решительное давление…., право… более успешно укрепляет социально желательные привычки и склонности…; вообще оно оказывает соответственно более неуклонное и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, чем нравственность». «Правосознание, - по верному положению Петражицкого, - имеет важное воспитательное значение». В чем именно видел Лев Иосифович значение правового воспитания мы опишем ниже, в соответствующей главе данной работы.
Глава 1. Понятие правового воспитания и правосознания, их значение в современном обществе
1.1. Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей. обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. [1]
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д. Сахаров, А. Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу. [2]
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
1.2. Cоздание системы правового воспитания в контексте модернизации общего образования
Содержание правового образования школьников определяется с учётом тех изменений, которые происходят в России. В этих условиях меняется и характер отношений между государством и личностью.
Школа принимает на себя ответственность за воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, чувством долга. В школе разработана система правового воспитания. Она делится на несколько этапов. Содержание правового воспитания каждого этапа определяется с учётом психологических особенностей школьников данного возраста.
Первый этап – 1-4 классы. Ребёнок в этом возрасте приобретает новую социальную роль – «ученик». Расширяется круг его общения, поэтому встаёт вопрос о формировании культуры общения. Он заключается в овладении конкретных правил: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права. Расширяется круг мест, посещаемых им, в том числе самостоятельно. Отсюда становится актуальным приобретение знаний о правилах поведения в своем доме, на улице, транспорте, спортивных, культурных учреждениях. [3]
Во время обучения начальной школе ученик приобретает знания о окружающим мире, что создает условия для первичного сообщения некоторых сведений об Отечестве, государстве, законах. Важно также сообщать о том, к кому школьники могут обратиться для своей защиты, в том числе и в случае жестокого обращения с ними родителей. Актуальна также профилактика правонарушений. Учащиеся познают основы гражданственности через игры «Путешествие в страну Знаний», «Посвящение в ученики». Через программы «Экология и дети», «Мир твоего права». Классные часы «Мы – пешеходы, мы пассажиры», «Красный, желтый, зеленый». Конкурсы рисунков на тему «Войди в природу другом», «История в рисунках детей» и т.д.
Итогами первого этапа является осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Имеют представление о государстве, в котором живут, знают его символику. Учащиеся четко выполняют правила поведения и живут по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников вырабатывается представление о главных ценностях человека.
Второй этап – 5 – 8 классы. На этом этапе, как и в начальной школе, в первую очередь ведется работа по формированию нравственных качеств, происходит знакомство с юридическими знаниями, определяющими их правовое положение. В этот период происходит расширение самостоятельности в различных сферах деятельности (выбор занятий во внеурочное время). В связи с этим необходимо продолжить работу по обучению поведения в общественных местах. [4]
В подростковом возрасте возникает чувство взрослости, подросток, как правило, переоценивает свои умения. Потому есть возможность «по-взрослому» ставить перед учащимися вопрос об ответственности за свое поведение, здоровье. Вопрос об юридической ответственности – часть необходимой информации. Возраст 11 – 13 лет – время быстрого физического развития и полового созревания. И некоторые подростки становятся предметом издевательства, насилия, поэтому необходимо продолжить работу по формированию уважительного отношения к личности.
Все эти новые черты могут привести к противоправному поведению подростков. Это и увлечение алкоголем, наркомания, вовлечение в преступную деятельность. А не осторожное поведение на транспорте – причины получения тяжелых физических травм.
Правовое воспитание на этом этапе осуществляется через детскую организацию «Радуга», программы «Мир твоего права», «Экология и дети», «Детский орден милосердия». Участие в творческом конкурсе «Мои права» и через школьные газеты «Переменка» (статья «Школьная тревожность» и другие), «Школьник и закон». Классные часы «Суд над наркоманией», «Курильщик – сам себе могильщик», экологический утренник «Красная книга». Школьное собрание «Я, мои друзья, моя школа», через Неделю права, деловую игру, уроки граждановедения.
Третий этап – 9 – 11 классы. На этом этапе происходят углубление и интеграция полученных знаний, воспитание идеала в человеке.
Учащиеся этих классов объединяются в организацию «Ровесник». Главная ее программа «Мы – сыны Отечества». Правовые знания учащиеся получают при защите проекта «Я – гражданин России», участвуют в школьном самоуправлении.
Развитию гражданско-правового воспитания помогает участие в школьных, районных, областных программах по праву, олимпиады, встречи с правоохранительными органами.
1.3. Освоение и реализация прав ребенка в гуманистическом образовании
Сегодня, находясь на новом витке исторического развития, наша страна вступила на путь демократизации, превращения из тоталитарного государства - в правовое. Нас ждет долгий и трудный период перехода к цивилизованным формам правления, организации политической, экономической и общественной жизни. Основные факторы, обеспечивающие успех в этом поступательном движении, - совершенствование законодательства и государственного управления. Однако не менее важную роль играет и субъективный фактор: готовность людей к жизни в условиях правового государства, главенства закона, гарантированности прав и свобод человека. Именно их реализация позволяет людям максимально раскрывать свои возможности и способности, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему прогрессу общества. Таким образом, совершенно очевидна сегодня необходимость развития системы правового воспитания в школе.[5]
Можно ли в стране, в которой сложно складывается правовая свобода, говорить об эффективном правовом воспитании? В данный момент уверенно утверждать нельзя, но стремиться к нему, несомненно, нужно. Доказательством того, что мы "проснулись", встали на путь демократизации служит следующее: созданы более благоприятные условия для развития правовой свободы, т.е. мы о ней знаем, и право на свободу узаконено государством. Современная школа обретает полноценный правовой фундамент: "Закон об образовании РФ", "Конвенция о правах ребенка", "Декларация прав человека" и т.д. Резко возрастает роль учителя в правовом воспитании. Свидетельством служит также переход к новой научно-гуманистической системе образования, в которой воспитание свободного гражданина является необходимой стороной триединой цели, наряду с воспитанием культурного человека и творческой индивидуальности.
Определим основные смыслы понятий. "Свобода - это волеизъявление (добровольное желание)". "Свобода: я свободен в выборе, я подчиняю себя своему выбору, моя свобода не противоречит свободе другого". Важен вопрос: для чего человеку свобода, т.к. чаще всего свобода понимается именно, как свобода "от:", а не свобода "для :". По В. Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решение о своей судьбе, стать другим. В. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. "Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя". Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол.[6]
"Гражданин" понимается как сознательный субъект развития демократических общественных отношений в гражданском обществе и в правовом государстве, творчески реализующий свои права и обязанности в решении общественных и личностно-значимых проблем и задач на основе необходимой культурной компетентности. Поскольку речь идет о школе, то важно, чтобы она становилась субъектом гражданского общества: приобретала действительную самостоятельность, относительную независимость от других уровней системы как юридическое лицо; развивала самоуправление (педагогическое, ученическое и т.д.); осуществляла учебно-воспитательный процесс на основе приоритета интересов детей; имела "Устав", "Программу развития", т.е. все предпосылки и условия для воспитания свободного гражданина.
Как осуществить, обеспечить переход к правовой свободе? Прежде всего, дети спонтанны, произвольны, у них есть свобода движения, свобода чувств. Ребенок сам решает, что ему выгодно, а что нет, у него есть нравственная автономия, он способен сам осознавать, принимать или отталкивать те требования, которые к нему предъявляют. Наше стремление считать, что дети сами не могут решать, что им выгодно, а что нет, что полезно, а что бесполезно, что есть благо, а что нет, - это утопия. Надо согласовать своё видение с видением детей, потому что они могут принять те требования, которые мы предлагаем, только если с ними согласятся, если они почувствуют, что за этим требованием стоит действительное благо для них. Ребенок, естественно, может быть своевольным, но у него есть предпосылки для перехода от своеволия к правовой свободе, если в процессе образования мы сможем убедить его, что своеволие есть ущемление его свободы и невозможность осуществления собственной цели, потому что, когда один человек начинает действовать своевольно, он закономерно встречает сопротивление учителя, других детей. Вырастая, развиваясь, ребенок должен осознать, что он только тогда сможет реализовать свою свободу, если сам умеет ограничивать ее в определенной мере, уважая свободу другого.[7]
Перед педагогами стоит сложная задача - изменить сознание человека, чтобы он освоил ценность правовой свободы, подготовить это сознание. При ответе на один из вопросов анкеты "Что ты знаешь о праве?", проведенной среди учащихся VI-XI классов школы №81, ребята определили основные ценности или права свободного гражданина: право на жизнь, право на образование, на защиту собственного достоинства, здоровья, на собственное мнение, на личную неприкосновенность, на собственность, на общение, на отдых, на уважение учителей, на помощь взрослых, учителей. Таким образом, автономность личности, чувства собственного достоинства, индивидуальность, способность реализовать себя, защищать и отстаивать свои права - ценности, к которым следует приобщать учащихся, чтобы воспитать свободного гражданина.
Мы начинаем правовое воспитание в условиях, крайне неблагоприятных для этого. В стране преобладает правовой нигилизм - неуважение к власти, к закону, потому что закон зачастую не уважает интересы граждан; правовой цинизм - те, кто принимают законы, сами их попирают; правовое невежество. Кроме школы "учебной", существует также школа улицы, школа семьи, школа средств массовой информации, откуда нередко "льется поток грязи и насилия" и где порой обучают не правовым формам действия. Добавим еще одну, далеко не всеми осознаваемую проблему: оказывается, жить в свободе значительно труднее, чем в несвободе, поэтому правовое воспитание с самого начала находится в очень сложной ситуации.[8]
Итак, основная проблема правового воспитания в современной школе - переход от произвольной свободы в действиях всех участников образовательного процесса: родителей, администрации, учителей, чиновников, которые управляют образованием (в хорошем смысле управляют), к правовой свободе. Если речь идет о воспитании свободного гражданина, а это и есть ключевая идея НГСО, то средствами введения в учебный процесс еще одного предмета эту свободу не вырастить. Необходимо, чтобы вся система образования была направлена на востребование свободы ребенка, а это означает: уход от авторитарной педагогики, преобразование всей технократической системы образования в направлении гуманизации и гуманитаризации. В прежней системе образования мы не сможем вырастить свободного ребенка и, тем самым, стать свободными учителями. Чтобы осознание ценности свободы и ее обретения в образовании состоялось, необходимо системное правовое воспитание, которое направлено на воспитание человека как субъекта права. Он должен узнать свои правомочия, т.е. границы предела своих прав; быть готовым реализовывать свои права; иметь определенный правовой статус, т.е. полноту своих прав и вытекающих из них обязанностей.
Правовое воспитание должно быть направлено на свои цели, но достигаемые, реализуемые цели правового воспитания становятся средством для решения других целей; а именно:
- воспитание субъекта деятельности - человека, который самостоятельно, осознанно, целенаправленно осуществляет свою свободу;
- воспитание правовых чувств как основы к развитию правовой культуры, предполагающей диалог с учеником и подразумевающей овладение учителем и учеником ценностно-ориентационной деятельностью.
- воспитание культурной компетентности (не просто знать о культуре, а быть в культуре).
Таким образом, основа правового воспитания является основой всех других форм воспитания: нравственного, физического, трудового и т.д. Система образования обеспечивает процесс социализации детей через обучение детей, воспитание и развитие каждого ребенка. Следовательно, результат правового воспитания должен быть выражен в педагогических качествах личности: в ее правовой социализации; образованности; обученности; воспитанности; развитости. Совокупность этих показателей, если они реализованы, является правовой культурой личности. Воспитание ребенка в этом духе означает, что он становится гражданином, борющимся за демократизацию общества, а это является средством решения не только основной проблемы России, но и глобальных проблем человечества: выбор между насилием и свободой
Глава 2. Проблематика правового воспитания в РФ
2.1. Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса
Без знания своих прав, обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни. Предлагаемый нами справочник дает ответы: на многие вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, защитой прав детей. В нем вы найдете извлечения из основных международно-правовых документов, российского законодательства, касающихся не только защиты прав детей, но и ответственности родителей (лиц, заменяющих их) за их воспитание, а также ответственности несовершеннолетних по гражданскому, административному, уголовному праву.
Права человека, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, имеют универсальный характер, они являются образцом, стандартом для разработки соответствующих национальных документов. Так, в основу Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991г), второй главы ныне действующей Конституции РФ взяты основные положения этого международно - правового документа. Статья же одиннадцатая Всеобщей декларации прав человека практически без изменений содержится в статье 49 Конституции РФ и отражает один из главных принципов юридической ответственности - принцип ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.
“Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.” Положения Конвенции о правах ребенка только в том случае получат реальное исполнение, если найдут свое развитие в “законодательных актах государств мира. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990г. и с этого времени активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Положения этого важного документа вошли в Семейный кодекс РФ, Закон РФ “Об образовании”, областной закон о защите прав детей. Так, глава 11 Семейного кодекса называется “Права несовершеннолетних детей”. Дети - лица, не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия), - имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важно право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Основополагающим является право на защиту прав в законных интересов ребенка, которое должно осуществляться родителями или лицами, заменяющими их (усыновители, опекуны, попечителя), а также органами опеки я попечительства, прокурором я судом. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд. Заметим, что большинство положений Конвенции обращено к правительству, т.е. к тому органу в государстве, которое обладает реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Однако многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.[9]
Таким образом, главные защитники прав ребенка - его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись, в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий защитник' прав детей -государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые денежные средства (Всеобщая декларация прав человека, ст. 29)
Образовательный стандарт определяет тот минимум содержания образования, который является единым для любой общеобразовательной .школы, для любого региона страны. Это минимально допустимый уровень образования. Образовательный стандарт реализуется через содержание учебных программ по всем учебным предметам. Одновременно определяется максимальный объем нагрузки ученика. Все это устанавливается в “базисном учебном плане”, который утверждается совместно федеральным органом управления образованием и федеральным органом управления здравоохранением.
Ученики имеют право на:
а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными программами; (Закон РФ "Об образовании", ст.5, п.2).
б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; (Закон РФ "Об образовании", ст. 50, п.2).
в) обучение индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).
г) бесплатное пользование библиотечным фондом; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4). .
д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).
е) участие в управлении учреждением; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п. 4).
ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).
з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.16).
и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.14).
к) добровольное вступление в любые общественные организации; (Закон РФ “Об образовании”, ст.50, п.15).
л) защиту от применения методов физического и психического насилия; (Закон РФ "Об образовании", ст.15, п.6).
м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; (Закон РФ "Об образовании", ст.51, п.1).
н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п. 17).
2. Обязанности учащихся.
Обучающиеся обязаны:
а) выполнять устав образовательного учреждения;
б) бережно относиться к имуществу учреждения;
в) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
г) выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
Права родителей учащихся.
“Родители (законные представители)” несовершеннолетних детей до получения последними основного общего среднего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.”(закон РФ "Об образовании", ст.52, п.1)
“Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.” (закон РФ "Об образовании", ст.52, п. З)
“При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.” (закон РФ "Об образовании", ст.16, п.2)
“Родители (законные представители) имеют право требовать от государственной аттестационной службы направления рекламации на качество образования или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта по решению общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения.” (закон РФ "Об образовании", ст.38, п.1,2)[10]
“Родители (законные представители) имеют право оказывать добровольные пожертвования и целевые взносы...” (закон РФ "Об образовании", ст.41, п.8)
“Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения”.
(Типовое положение об общеобразовательном ”учреждении, п.61)
Данные положения должны найти отображение в уставе школы. Например:
1. Участие родителя в управлении школой может быть осуществлено:
в праве свободного выражения своего мнения на классных и общешкольных родительских собраниях; в возможности быть избранными в совет школы; в праве давать, свои предложения по улучшению организации учебно-воспитательного процесса.
2. “Знакомство с ходом и содержанием образовательного процесса” может реализовываться в возможностях бесед с учителями по различным учебным предметам. • .
3. В уставе школы должно быть отражено, что родитель имеет право присутствовать на педагогическом совете и принимать участие в обсуждении, в случае, когда разбирается вопрос о поведении и успеваемости его ребенка.
Обязанности родителей (законных представителей).
“Родители (законные представители) обучающихся воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения”
(закон РФ "Об образовании", ст.52, п.2)
“Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования” (закон РФ "Об образовании", ст.52, п.4)
“Родители несут ответственность за создание необходимых условий для получения детьми образования” (Типовое положение об общеобразовательном учреждении” п.60)
“Родители учащегося, переведенного в следующий класс “условно”, несут ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года” (закон РФ "Об образовании", ст.52, п.4))
“Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке.” (Конвенция о правах ребенка, ст. 19)
В уставе школы могут быть еще и другие положения, конкретизирующие обязанности родителей, например, посещение проводимых школой родительских собраний.
Родители должны знать требования ст. 5 5 п. 2 закона РФ “Об образовании”:
“Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику”
Следовательно, если родитель хочет, чтобы его жалоба была рассмотрена, он должен подать ее директору школы (или в любую другую организацию)в письменном виде. Копию жалобы или заявления необходимо вручить учителю. Любое письменное обращение родителя фиксируется в “Журнале входящей корреспонденции”. Директор школы в течение месяца обязан дать письменный ответ на жалобу или заявление.
Ответственность школы.
“Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
2. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников.
3. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного процесса.
4. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения”. (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.З)
“...Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.” (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.2.19)[11]
“Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения” (Закон РФ "Об образовании", ст.51, п.1)
“...Предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств...” (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.2.3)
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей жизни, принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме.
В Конституции закреплены такие важнейшие вопросы, как основы общественного и государственного строя , система государственных органов и, самое главное, основные права, свободы и обязанности каждого гражданина Российской Федерации, т.е. каждого из нас. Конституция обладает высшей юридической силой, ей не может противоречить никакой закон или подзаконный акт.
Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права.
Субъект права - это человек или какое-то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают им право вступать в правоотношения. Субъекты права обладают правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - это способность иметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и длится всю жизнь.
Дееспособность - способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет” момента полного гражданского совершеннолетия.
Эмансипация - объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным. Для эмансипации необходимо наличие ряда обязательных условий:
a) несовершеннолетний должен достичь 16 лет;
b) несовершеннолетний должен работать или, с согласия родителей, заниматься предпринимательской деятельностью;
c) необходимо согласие обоих родителей несовершеннолетнего. В этом случае объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства. Если же один из родителей не дает согласия, то вопрос об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным решает суд.
Нельзя сказать, что лица, не достигшие 18 лет, совсем лишены дееспособности. Так, дееспособность в трудовых правоотношениях возникает с 16 лет (в исключительных случаях с 15 лет, а частично с 14). К уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет, а за особо тяжкие преступления - с 14 лет.
2.2 .Проблемы правового воспитания в современном обществе
С началом кардинальных социальных и политических изменений в Российском государстве и обществе, построение правового государства стало главной задачей. В рамках реализации концепции построения правового государства стали активно создаваться новые правовые институты и акты для оформления новой структуры социальной жизни.
Главное желание властей – видеть в законе эффективный инструмент регулирования социальных отношений, т.е. видеть требования, содержащиеся в правовых нормах, воспринятыми индивидами, интегрированными в их сознание, становящимися, таким образом, правовыми.
Однако, правовое сознание основной массы Россиян, возрастной категории от 30 лет, сформировалось при другом типе общества, а правосознание молодого поколения формируется в момент кризиса.[12]
Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах Российского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Со всей остротой встала проблема выживания в плохо прогнозируемых условиях.
Непосредственным результатом действия этих факторов является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество на протяжении ХХ века. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Вместе с этим деформируется отношение, как отдельных индивидуумов, так и социальных общностей к действующей системе права. Возникает негативное отношение к законам, как к не способствующим обеспечению правовой защищенности гражданина, его личности, чести, достоинства.
Как результат: рост преступности, увеличение процента тяжких преступлений, «правовой нигилизм».увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Общество сегодня, как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям. Возникла острая необходимость в формировании позитивного правосознания.
Достижение указанной цели не возможно без ясной государственно-правовой идеологии, сформированной с учетом достижений правовой мысли, практики.
Важным для исследования является вопрос: какое значение, в изменившихся жизненных условиях придают люди праву и верховенству закона, которые провозглашаются основными принципами построения правового государства.
Лозунги «перестроечного» периода о необходимости полной деиделогизации общества имели последствием нигилистическое отношение к идеологии вообще. Это привело к разрушению накопленных идеалов советской культуры, и в значительной мере ослабило духовную почву, на которой должно строиться правовое государство и устанавливаться правопорядок.[13]
Осмысление концепции правового развития - правовой идеологии, ее восприятие обществом, невозможно без правового воспитания.
Важное место в формировании личности занимает воспитание исторического мышления, которое приводит к осознанию своего места в общественном историческом процессе, осознанию себя полноправным гражданином, ответственным за передачу культурных и духовных ценностей, стремящимся к нравственно высоким идеалам.
Важную роль в формировании личности, играет правовое воспитание, целью которого является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Причем не посредством «запугивания» неблагоприятными последствиями – санкциями, следующими за нарушения установленных норм поведения, а именно посредством воспитания уважения к закону – признания как важного, необходимого обществу и самой личности, обоснованному процессом исторического развития, жизненной практикой, справедливого, с точки зрения общественной морали, обеспечивающего свободу личности и защищающего саму личность от противоправных посягательств.
При рассмотрении формирования правовой психологии в России следует учесть, что индивидуальные представления о законе и справедливости, постоянно связываются с нормами уголовного права, уголовной юстицией, что указывает на необходимость переориентирования системы ценностей, посредством правового воспитания , ориентированных на гуманизм, справедливость, равенство, гражданственность, патриотизм, уважение к законам.
Особенно важно, в связи с проявляющимися тенденциями нестабильности в обществе, акцентировать внимание на правовом воспитании молодых формирующихся личностей, которые наиболее остро воспринимают негативные проявления кризиса как экономического, так и культурного. Именно педагогам предстоит приложить максимум усилий, для преодоления кризиса, для определения новых идеалов, воспитания личности, способных не только воспринимать идей построения правового государства, но и воплотить идеи в жизнь.
Человек – существо социальное, поэтому от индивидуальной правовой культуры легко перейти к общественной. Построение правового государства только в том случае будет возможно, если это будет не обустройство новых государственных институтов и принятие новых «правовых» законов, - сверху, а соблюдение нравственных и духовных законов жизни, уважения личности, соблюдения прав всех членов общества всеми членами общества.
2.3. Преподавание прав человека
По мнению преподавателей Центра, урок в рамках курса "Права человека" должен представлять собой диалог учителя и учеников. Их отношения должны строиться как отношения свободных и равных собеседников, уважающих мнение друг друга. Это необходимо уже потому, что успех воспитания и обучения в большинстве случаев зависит именно от активности самих учеников. А такие уроки воспитывают в учениках неприятие стереотипов, авторитарности и насилия, стимулируют развитие их социальной активности. Таким образом, одной из важнейших задач курса является "воспитание общения".
Важно, чтобы ученики почувствовали: общение - это путь к общности. Диалог, безусловно, самая эффективная форма общения. Он строится по определенным правилам, которые позволяют сохранить пространство беседы. К ним относятся:
· взаимное доверие, открытость и искренность собеседников;
· естественная доброжелательность их отношений, основанная на признании друг друга равноправными партнерами;
· внимание, сопереживание, интерес друг к другу и т.п.
Именно эти качества и должны характеризовать отношения учителя и учеников на уроке.
Диалог как форма организации урока играет незаменимую роль в достижении его целей. Вовлечение в диалог:
· превращает учеников из "контрольной аудитории" в союзников, полноправных участников процесса обучения;
· позволяет им почувствовать вес собственного мнения;
· осознать ответственность, которую могут нести за собственные взгляды только свободные и самостоятельные люди;
· помогает им преодолеть фатализм и понять, что активная жизненная позиция позволит им преодолеть многие трудности;
· позволяет использовать и развить полученные ранее знания;
· помогает ученикам научиться слушать, слышать и понимать друг друга;
· позволяет вместе друг с другом и с учителем решать общие проблемы;
· помогает каждому ученику определить свою социальную роль;
· помогает решать проблему агрессивности молодежи: ведь залогом мирного разрешения конфликтов служит взаимопонимание, которое достигается в процессе общения и т.п.
Подобная организация урока позволит ученикам приобрести опыт, который значительно упростит процесс их социализации. Напротив, ограничение коммуникативной активности учеников создает предпосылки их социально-психологической замкнутости. В результате, они сами начнут воздвигать между собой и обществом различные барьеры - от добровольного или, скорее, вынужденного затворничества до баррикад. Вспышки насилия при таких обстоятельствах неизбежны, и существует мнение, что "насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, представляет собой контакт или отчаянное стремление к контакту".[14]
Урок может строиться как настоящий, действительный разговор, протекающий в реальном времени, либо "имитация" разговора. В первом случае учитель сможет лишь продумать аргументы, подтверждающие правильность его взгляда на проблему, и подготовить некоторые важные вопросы к ученикам. Более подробно "спланировать" разговор просто невозможно. Во втором случае, если разговор "имитируется", имеет смысл ход урока проработать более тщательно и все вопросы и информационные блоки подготовить заранее.
Но в любом случае одно правило должно оставаться неизменным: любое мнение (будь то мнение учителя или ученика, цитата из учебника, какого-либо документа или художественного произведения, высказывание авторитетного лица и проч.) - это лишь еще одна точка зрения на проблему, которая никак не умаляет значения других, даже противоположных ей.
"Все права и свободы человека, - точнее их смысл, суть, а не сугубо юридические нормы, - можно довести до слушателей не через рассказ, а через систему вопросов к ученикам... и, через их ответы, которые обобщит и отрезюмирует педагог".[15]
Вступая в разговор и задавая ученикам вопрос, необходимо помнить, что:
· к ученикам следует относиться как к собеседникам;
· вопросы должны демонстрировать интерес к мнению собеседника и втягивать партнера в разговор;
· вопросы должны быть сформулированы кратко и ясно;
· не стоит "засыпать" собеседника градом вопросов, - это напоминает "допрос" и быстро надоедает;
· преимущество должно быть за "открытыми" вопросами, ответы на которые не предполагают односложного ответа "да/нет".
· по возможности, следует избегать "педагогических" вопросов, ответы на которые, очевидно, известны учителю, и ученикам остается только "подогнать" под них собственную мысль;
· следует избегать иронии, если собеседнику трудно ответить на вопрос;
· имеет смысл задать дополнительные вопросы, если ответ вас не удовлетворяет;
· важно делать паузы и давать собеседнику время подумать над ответом;
· вопросы должны апеллировать в равной мере и к разуму, и к эмоциям собеседника и т.п.
Заключение
В воспитании патриотов заинтересована любая страна. В Российской Федерации воспитанию патриотических настроений посвящена Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы[16], целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».
Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.
Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.
У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (адвокатура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.
С долей большой уверенности можно сказать, что учащиеся современных школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в России не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах России, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.
Список использованной литературы и источников
Нормативные акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря – 1993 г.
2. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г., № 9, ст. 862.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.
Специальная литература
4. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. – Электронная версия на: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/
5. Детское управление школой // Первое сентября – 1999г. - №9.
6. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ – М., 1910 г.
7. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.
8. Ленин В.И. Полн.Собр. соч. - М.: Прогресс, 1965. - т. 31.
9. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. – взято с сайта http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm
10. Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева - Нижний Новгород – 1993 г.
11. Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. – М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. – 312 с.
12. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. Сборник речей по случаю 25-тилетия со дня кончины. – С.-Петербург, - Типография товарищества «Общественная Польза», 1896.
13. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8.
14. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.
15. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. – С.-Петербург, - 1909г.
16. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук - Нижний Новгород – 2000г.
17. Подласый И.П. педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
18. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Издание Юридического книжного склада «ПРАВО». - Петроград, - 1917 г.
19. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. наук. М., - 2001 г.
20. Правовые установки граждан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград – 2002.
21. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. - Екатеринбург - 2003.
22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – 490 с.
23. Теория права и государства. Под ред. проф. Г.Н. Манова. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 336 с.
24. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // «Журнал российского права», - № 1 - 2002 г.
25. Юридический словарь. Том 2. – Государственное издание юридической литературы. – М. – 1956 г.
26. Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития М., 2003
27. Бережнов Г.А. Политика и права человека. - Омск, 1993.
28. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
29. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. - М., 1999.
30. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1999
31. Коркунм Н. М. Лекции по общему государственному праву СПб.,2003.
32. Лебедев Л.И. Гражданское общество в правовом государстве. - М., 1998.
33. Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992.
34. Деларош П. Международный журнал Красного Креста. № 17. - Женева, июль-август 1997. - С. 424.
35. Права человека. Новое знание. Автор и составитель А.Я. Азаров. - М., 1995. - С. 67.
[1] Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. наук. М., - 2001 г.
[2] Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1999
[3] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[4] Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков.
[5] Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития М., 2003
[6] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[7] Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8.
[8] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[9] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[10] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[11] Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.
[12] Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития М., 2003
[13] Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.
[14] П. Деларош. Международный журнал Красного Креста. № 17. - Женева, июль-август 1997. - С. 424.
[15] Права человека. Новое знание. Автор и составитель А.Я. Азаров. - М., 1995. - С. 67.
[16] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г., № 9, ст. 862.