Содержание
1. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений. 3
2. Контроль и ответственность руководителей за принятые управленческие решения. 8
Задание 2. 13
Список литературы.. 18
1. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений
Неопределенность — это свойство объекта, выражающееся в его неотчетливости, неясности, необоснованности, приводящее к недостаточной возможности для лица, принимающего решение, осознания, понимания, определения его настоящего и будущего состояния [7,с37].
Риск — это возможная опасность, действие наудачу, требующее, с одной стороны, смелости в надежде на счастливый исход, с другой — учета математического обоснования степени риска.
Практика принятия решений характеризуется совокупностью условий и обстоятельств (ситуацией), создающих те или иные отношения, обстановку, положение в системе принятия решений. Учитывая количественные и качественные характеристики информации, находящейся в распоряжении лица, принимающего решения, можно выделить решения, принимаемые в условиях:
· определенности (достоверности);
· неопределенности (ненадежности);
· риска (вероятностной определенности).
В условиях определенности лица, принимающие решения, достаточно точно определяют возможные альтернативы решения. Однако на практике трудно оценить факторы, создающие условия для принятия решений, поэтому ситуации полной определенности чаще всего отсутствуют.
Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на социально-политические, административно-законодательные, производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней к внутренней среды организации. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Решения министерства обороны о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую изначально неопределенны. Причина в том, что никто не знает — как будет использовано оружие и произойдет ли это вообще, а также какое оружие может применить противник. Поэтому министерство часто не в состоянии определить, будет ли новое оружие действительно эффективным к тому времени, когда оно поступит в армию, а это может произойти, например, через пять лет. Однако на практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.
Вторая возможность – действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.
В ситуации риска можно, используя теорию вероятности, рассчитать вероятность того или иного изменения среды, в ситуации неопределенности значения вероятности получить нельзя.
Неопределенность проявляется в невозможности определения вероятности наступления различных состояний внешней среды из-за их неограниченного количества и отсутствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами.
Приведем несколько общих критериев рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений. [4,с88].
Матрица, приведенная в таблице 1, содержит: Аj — альтернативы, т. е. варианты действий, один из которых необходимо выбрать; Si — возможные варианты состояний окружающей среды; aij — элемент матрицы, обозначающий значение стоимости капитала, принимаемое альтернативой j при coстоянии окружающей среды i.
Таблица 1.
Матрица решений.
Альтернатива |
S (состояние среды) |
|||||
А |
S1 |
S2 |
… |
Si |
… |
Sm |
А1 |
a11 |
a12 |
… |
a1i |
… |
a1m |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Аj |
aj1 |
aj2 |
… |
aji |
… |
ajm |
Аn |
an1 |
an2 |
… |
ajn |
… |
anm |
Для выбора оптимальной стратегии в ситуации неопределённости используются различные правила и критерии.
Правило максимин (критерий Ваальда).
В соответствии с этим правилом из альтернатив aj выбирают ту, которая при самом неблагоприятном состоянии внешней среды, имеет наибольшее значение показателя. С этой целью в каждой строчке матрицы фиксируют альтернативы с минимальным значением показателя и из отмеченных минимальных выбирают максимальное. Альтернативе а* с максимальным значением из всех минимальных даётся приоритет.
Принимающий решение в этом случае минимально готов к риску, предполагая максимум негативного развития состояния внешней среды и учитывая наименее благоприятное развитие для каждой альтернативы.
По критерию Ваальда лица, принимающие решения, выбирают стратегию, гарантирующую максимальное значение наихудшего выигрыша (критерия максимина).
Правило максимакс.
В соответствии с этим правилом выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает риска от неблагоприятного изменения окружающей среды. Альтернатива находится по формуле:
а* = {аjmaxj maxi Пij }
Используя это правило, определяют максимальное значение для каждой строки и выбирают наибольшее из них.
Большой недостаток правил максимакса и максимина – использование только одного варианта развития ситуации для каждой альтернативы при принятии решения.
Правило минимакс (критерий Севиджа).
В отличие от максимина минимакс ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли. Правило допускает разумный риск ради получения дополнительной прибыли. Критерий Севиджа рассчитывается по формуле:
min max П = mini [ maxj (maxi Xij - Xij)]
где mini, maxj – поиск максимума перебором соответствующих столбцов и строк.
Расчёт минимакса состоит их четырёх этапов:
1) Находится лучший результат каждой графы в отдельности, то есть максимум Xij (реакции рынка).
2) Определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы, то есть maxi Xij – Xij. Полученные результаты образуют матрицу отклонений (сожалений), так как её элементы – это недополученная прибыль от неудачно принятых решений, допущенных из-за ошибочной оценки возможности реакции рынка.
3) Для каждой сточки сожалений находим максимальное значение.
4) Выбираем решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.
Правило Гурвица.
В соответствии с этим правилом правила максимакс и максимин сочетаются связыванием максимума минимальных значений альтернатив. Это правило называют ещё правилом оптимизма – пессимизма. Оптимальную альтернативу можно рассчитать по формуле:
а* = maxi [(1-α) minj Пji+ α maxj Пji]
где α- коэффициент оптимизма, α =1…0 при α =1 альтернатива выбирается по правилу максимакс, при α =0 – по правилу максимин. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α =0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.
Правило Гурвица применяют, учитывая более существенную информацию, чем при использовании правил максимин и максимакс.
Таким образом, при принятии управленческого решения в общем случае необходимо учитывать следующие факторы:
- спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;
- разработать список возможных альтернатив
- оценить окупаемость всех альтернатив;
- определить вероятность каждого условия;
- оценить альтернативы по выбранному критерию решения.
2. Контроль и ответственность руководителей за принятые управленческие решения
Риск управленческий - принятая руководителем на себя ответственность за реализацию разработанного управленческого решения без полной уверенности (гарантии) в конечном положительном результате. Риск управленческий оправдан, если руководитель обладает специальными качествами - инициативностью, осторожностью, смелостью и большой компетентностью в решаемом вопросе и принимает решение на базе глубокого анализа сложившейся ситуации. Риск управленческий имеет объективную и субъективную стороны. Первая характеризуется изменяющимися условиями хозяйствования; вторая отражает зависимость принимаемых решений от воли, сознания, компетентности руководителя, т.е. риск управленческий есть противоречивое единство объективного и субъективного начал.
Контроль как одна из функций руководства представляет собой неотъемлемую составную часть процесса управления.
Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль — это очень важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль есть элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации.
Для чего необходим контроль? Консультант-психолог по управлению Н.М. Власова считает, что:
1. При контроле исчезает неопределенность. Даже самые тщательно разработанные планы и программы не могут учесть все, что нужно. Контроль требуется для корректировки деятельности органов местного самоуправления и устранения неопределенности;
2. Контроль помогает предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и проблемы, возникающие в процессе работы, переплетаются, если их вовремя не исправить. С помощью контроля можно фиксировать ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации;
3. Контроль выявляет не только ошибки, но и успехи. Он помогает определить, какие именно направления деятельности наиболее эффективны [2,с177].
Финские ученые назначение контроля сформулировали следующим образом:
· констатация и оценка достигнутых результатов деятельности и соответствующие выводы;
· констатация и оценка людей, содействовавших достижению результатов деятельности, и результатов, получение которых связано с поддержанием контактов и развитием, а также соответствующие выводы;
· констатация и оценка осуществления и эффективности мероприятий, содержавшихся в решениях и планах деятельности;
· многосторонняя констатация и оценка успешности ситуационного управления, а также соответствующие выводы;
· формирование обратной связи в целях оценки, поощрения и информирования [8,с188].
При осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшему развитию ситуации принятия решений.
Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, в соответствии с которыми принимаются решения и программы, в проверке хода их выполнения, в обеспечении целей управления в соответствии с принятыми решениями.
Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, сопоставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и предложении при необходимости корректирующих мер. Наиболее эффективен контроль в том случае, если с его помощью заблаговременно выявляются причины отклонений, предупреждаются срывы, обнаруживаются неиспользованные возможности и резервы.
Задачи контроля могут быть частными и общими. Частные распространяются только на какую-то одну из сторон объекта (финансовая деятельность, достоверность отчетных данных, соблюдение закона и т. д.). Общие — на все стороны деятельности контролируемых объектов.[7,с103
Среди общих методов контроля них выделяются: [4,с16]
· предварительный;
· направляющий (текущий);
· фильтрующий;
· заключительный.
Предварительный контроль используется до начала какой-либо операции. Его инструменты — договоры, стандарты, должностные инструкции, служебные правила всякого рода, регламенты. Предварительно контролируются ресурсы — человеческие, материальные, финансовые.
В ходе направляющего (текущего) контроля измеряются фактические результаты работы, осуществляется обратная связь с исполнителями, корректируются отклонения.
Фильтрующий контроль применяется на определенном этапе работы. Контролируется выполнение промежуточных целей и соотнесение фактических результатов с намеченными.
Заключительный контроль фиксирует итоговые результаты. При этом оцениваются движение к цели и отклонения, определяются санкции (вознаграждение или наказание), делается анализ для предотвращения ошибок в дальнейшем, обеспечивается мотивация исполнителей на будущее.
В зависимости от задач используются линейный, функциональный и операционный контроль.
При линейном контролируется весь объект в целом. Так, генеральный директор ЗАО НТФ «Медтехника» контролирует состояние и деятельность всех предприятий в целом.
При функциональном контролируется не весь объект, а только часть его (например, начальником службы, отдела).
Контроль только одной какой-либо характеристики состояния и деятельности предприятия называют операционным.
Суть контроля отражают содержательная, организационная и технологическая характеристики.
Содержательная характеристика призвана ответить на вопрос: что делается в процессе контроля?
Организационная: кем и в каком порядке делается?
Технологическая: как делается?
Этапы контроля
В процессе контроля есть три четко различимых этапа:
· Установление желаемого результата исполнения.
· Измерение фактического результата исполнения.
· Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения и выработка мер корректирующего воздействия.
В
качестве синонима понятия «контрольная деятельность» в нормативных правовых
актах и управленческой практике широко используется понятие «контроль». С
учетом этого, данное понятие будет широко употребляться и в настоящей работе.
Понятие «контроль» трудно отличить от понятия «надзор». Чаще их рассматривают
как тождественные. Но в законодательных актах они иногда употребляются в одном
ряду как различные. Так, в постановлении Правительства РФ от 13 августа
Контрольная деятельность имеет непосредственную и конечную цели. Непосредственной целью контроля является предупреждение и пресечение нарушений установленных правил деятельности или поведения субъектов общественных отношений, а также требований (стандартов) по качеству изготавливаемой продукции или оказываемых услуг. Конечная цель контроля совпадает с теми целями, которые преследует само правовое регулирование деятельности, поведения и стандартов.
Конечные цели контрольной деятельности определяют ее общее значение. Оно заключается в обеспечении наиболее важных интересов людей, организаций, государства и общества в целом [6, с93].
Задание 2
При принятии решений в условиях отсутствия информации о вероятности появления тех или иных событий используются критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).
Рассмотрим проблему принятия управленческого решения в условиях неопределённости спроса на медицинскую технику. В условиях неопределённости директору рассматриваемого предприятия необходимо принять решение по выпуску аппарата «Магнитон плюс» из нескольких альтернатив.
Возможны следующие варианты решений:
а1: Продолжать выпускать продукцию, соответствующую по качеству и количеству прежним выпускам (желательное)
а2: Добиться снижения цены путём снижения издержек на данное изделие и увеличить объём выпуска продукции на 10%.(обязательное)
а3: Улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.(обязательное)
В таблице 1 приведены прогнозируемые показатели прибыли (в руб.) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данную продукцию.
Таблица 1.
Альтернатива/Спрос |
Низкий |
Средний |
Высокий |
а1 |
4000 |
7000 |
10000 |
а2 |
6000 |
8000 |
9500 |
а3 |
5000 |
9000 |
12000 |
а3-оответствующие требованиям, а2 – сомнительные, а1- сомнительные.
Выберем необходимое решение, используя критерии и правила принятия управленческих решений в условиях неопределённости.
По правилу максимин (критерий Ваальда) из данных альтернатив выбираем ту, которая при самом неблагоприятном состоянии спроса имеет наибольшее значение прибыли. С этой целью в каждой сточке матрицы фиксируем альтернативы с самым маленьким значением прибыли, и из отмеченных минимальных выбираем максимальное. Результаты расчётов представлены в таблице2.
Таблица 2.
Альтернатива/Спрос |
Низкий |
Средний |
Высокий |
mini |
а1 |
4000 |
7000 |
10000 |
4000 |
а2 |
6000 |
8000 |
9500 |
6000* |
а3 |
5000 |
9000 |
12000 |
5000 |
Максимумом минимальных значений является значение прибыли для альтернативы а2. Следовательно, руководствуясь правилом Ваальда, следует принять вторую альтернативу.
В соответствии с правилом максимакс выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением прибыли. Используя это правило, определяют максимальные значения для каждой строки и выбирают наибольшее из них. Данные расчётов представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Альтернатива/Спрос |
Низкий |
Средний |
Высокий |
mini |
а1 |
4000 |
7000 |
10000 |
10000 |
а2 |
6000 |
8000 |
9500 |
9500 |
а3 |
5000 |
9000 |
12000 |
12000* |
Следуя правилу максимакса, необходимо выбрать третью альтернативу.
В отличие от максимина минимакс (критерий Севиджа) ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли.
Расчёт минимакса происходит в четыре этапа:
- находится лучший результат каждой графы в отдельности;
- определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы;
- для каждой строчки матрицы сожалений находится максимальное значение;
- выбирается решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.
Результат расчётов представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Альтернатива/Спрос |
Низкий |
Средний |
Высокий |
mini |
а1 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
а2 |
0 |
1000 |
2500 |
2500 |
а3 |
1000 |
0 |
0 |
1000* |
В данном случае следует выбрать третью альтернативу.
В соответствии с правилом Гурвица, которое называют также правилом оптимизма-пессимизма, оптимальную альтернативу рассчитывают с помощью коэффициента оптимизма α. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α=0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.
Расчётные данные представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Альтернат-тива/Спрос |
Низкий |
Средний |
Высокий |
(1-0,3)miniП |
0,3maxiП |
(1-0,3)miniП +0,3maxiП |
а1 |
4000 |
7000 |
10000 |
2800 |
3000 |
5800 |
а2 |
6000 |
8000 |
9500 |
4200 |
2850 |
7050 |
а3 |
5000 |
9000 |
12000 |
3500 |
3600 |
7100* |
Согласно критерию Гурвица последняя графа содержит значение целевой величины, получаемой при α=0,3. Наибольшее значение целевой величины в данном случае имеет альтернатива а3..
Вероятность (событие действительно произойдет):
10- событие определенно произойдет
1- событие маловероятно
Серьезность (степень влияния данного события)
Альтернат-тива/Спрос |
Вероятность |
Серьезность |
а1 |
1 |
1 |
а2 |
10 |
1 |
а3 |
10 |
10 |
На основании проведённых расчётов директор предприятия «Югмедтехника» делает вывод о том, что альтернатива а3 является наиболее приемлемой и выгодной в данных условиях. Следовательно, предприятию «Югмедтехника» необходимо в ближайшем будущем улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.
Список литературы
1. Голубков Е.П. Какое принять решение? – М.: Экономика, 2001.
2. Власова Н. И. Проснешься боссом: Справочник по психологии управления. — Кн. 1. — Новосибирск: ЭКОР, 2003.
3. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 2001.
4. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: МиМ, 2001.
5. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. - М: Политиздат, 2001.
6. Санталайнен Т., Воутилайнен Э. Управление по результатам / Пер. с фин. — М.: Прогресс, 2003.
7. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения – М.: Интел-синтез,2002.