Министерство образования Российской Федерации

Институт образовательной политики «Эврика»

 

 

 

 

 




О Т Ч Е Т

о проведении психолого-педагогического

мониторинга

Авторская экспериментальная школа

«Центр образования села Коткозеро Олонецкого района»

Республика Карелия

2004 г.

 
 

Отчет

о проведении психолого-педагогического мониторинга.

1.     Этапы развития образовательного учреждения.

МОУ «Центр образования села Коткозеро Олонецкого района (сельский соцтокультурный комплекс)» - новый вид общеобразовательного учреждения, созданный в ходе многолетнего эксперимента на базе Коткозерской  средней общеобразовательной школы.

         Идея создания экспериментальной школы в селе Коткозеро возникла 15 лет назад. Группой  школьных педагогов-исследователей была поставлена задача спроектировать, создать и апробировать комплексную многофункциональную образовательную систему – нетрадиционную для общеобразовательной практики модель сельского социокультурного комплекса, разработать теоретические и прикладные основы целостной системы образовательно-воспитательной  и социально-педагогической деятельности на селе. На каждом этапе  проводимого эксперимента, менялось содержание и функции нашего общеобразовательного учреждения и, как следствие – изменялось название и статус школы.

В 1993 году была создана Коткозерская экспериментальная школа-комплекс, реорганизованная в 1997 году в Коткозерский сельский социокультурный комплекс. (КССК).

         В 2001 году КССК переименован в МОУ «Центр образования села Коткозеро Олонецкого района».

С 1998 года Центр образования имеет статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования Российской Федерации  и реализует проект « Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования и оздоровления деревни».

В 1999 году школа стала республиканской экспериментальной площадкой Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия по теме «Создание целостной  системы этнокультурного образования в национальном селе».

 В 2002 году учреждению присвоен статус Авторской экспериментальной школы Министерства образования РФ.

В настоящее время в структуре Центра образования функционируют: детский сад, общеобразовательная школа, детская музыкальная школа, детско-юношеский клуб физической подготовки, вечерняя школа, сельская школа  взрослых.


2.     Описание экспериментальной образовательной деятельности.

В 1990-1997 годах в рамках формирующего эксперимента на базе Коткозерской общеобразовательной школы было проведено исследование, нацеленное на поиск новых моделей образования в сельской местности.

В ходе эксперимента была найдена, разработана и воспроизведена на практике одна из наиболее перспективных и, как показала практика,  жизнеспособных форм организации образования на селе – сельский социокультурный комплекс.

Сельский социокультурный комплекс  должен был стать универсальной и наиболее оптимальной  формой организации образовательного процесса в сельской местности:

§  Данная модель, по мнению разработчиков, нацелена на разрешение образовательных проблем различных возрастных и социальных групп сельского населения.

§  Она в настоящей реальности должна была создать механизмы образовательной системы, работающей как на сегодняшний день, так и на будущее сельской территории.

§  Социокультурный комплекс - это открытая и целостная система, позволяющая осуществлять образовательную и социальную поддержку жителям села в любом возрасте на протяжении всей жизни.

§  Предполагалось, что создание социокультурного комплекса должно было значительно расширить функциональные возможности  и обогатить содержательную часть образовательной деятельности учреждения.

§  Создание социокультурного комплекса предполагало преодоление межведомственных преград, существующих между сельскими учреждениями, относящимся к разным министерствам: образования, культуры, социальной защиты, труда и занятости и др.

§  Деятельность комплекса должна была улучшить материально-техническую и учебно-методическую базу, открыть реальные возможности для создания нового экономического механизма.

§  Сельский социокультурный комплекс должен был стать целостной образовательной системой, организующей  и обогащающей образовательную среду деревни.

Основой сельского социокультурного комплекса  должны были стать социально-образовательные центры, которые были созданы для реализации наиболее значимых целевых образовательных программ, организации   различных видов развивающей деятельности (интеллектуальной, оздоровительной, производственной, досуговой и др.) в детской, молодежной и взрослой среде.


3.     Анализ изменений структуры и содержания деятельности школы и их влияния на результаты образовательной деятельности.



В ходе формирующего эксперимента, проводимого в Коткозерской волости Олонецкого района, общеобразовательная школа из узковедомственного учреждения превратилась в социокультурный центр, получила статус сельского социокультурного комплекса (1997 г.).

В ходе экспериментальной работы в соответствии с реальными потребностями социально-образовательной практики, спроектированная на начальном этапе модель, претерпевала изменения, создавались адекватные запросам  сельских жителей структуры.

С 1998 года реализуется проект, направленный на развитие модели сельского социокультурного комплекса как открытой школы, на расширение образовательных возможностей сельских жителей. Цель проекта – распространение идей и методов развития открытого образования в сельской местности на основе кооперации и сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.


§  Деятельность социально-образовательных центров.

 

В структуре сельского социокультурного комплекса в настоящее время функционирует несколько  социально-образовательных центров (комплексов): учебный центр базового образования, физкультурно-оздоровительный, сельскохозяйственный, этнокультурный, художественно-эстетический, центр патриотического воспитания, информационно-технический, центр социальной помощи семье и детям, центр детских и молодежных инициатив.

Каждый социально-образовательный центр – это сложный механизм, объединяющий квалифицированных специалистов, необходимую материально-техническую базу и современное программно-методическое содержание, свою структуру управления и детского самоуправления. На базе социально-образовательных центров создается научно-методическое объединение преподавателей-практиков и специалистов, которые развертывают деятельность кружков, студий, творческих лабораторий, клубов для детей и взрослого населения. 

Каждый центр имеет нормативно-правовое и финансовое обеспечение.

В ходе мониторинга на базе каждого образовательного центра мы наблюдаем появление новых видов деятельности, осуществляемых учащимися в рамках Целевых образовательных программ и реализуемых проектов. (подготовка и выпуск компьютерной газеты на русском и карельском языках, исследовательская деятельность старшеклассников в природе, этнографических экспедициях, поисково-краеведческом полевом лагере, детской редакции радио и телевидения, исследования детей по топонимике родного края и др.).


§  Целевые образовательные программы и проекты.

 

В настоящее время через социально-образовательные центры реализуются Целевые образовательные программы: «Развитие базового образования», «Здоровый ребенок», «Живая деревня», «Карельские корни», «Красивая школа», «Моя Родина», «Мы – сельские граждане», «Я и Мир», «Семья».

В течение  10 лет педагогический коллектив занимается проектной деятельностью. Проектно-исследовательские группы учителей и специалистов Центра образования разработали и реализовали следующие проекты: «Школьный телерадиоцентр», «Учебное телевидение», «Образовательный канал «Телешкола», «Детская редакция школьного радио и телевидения на русском и карельском языках», «Изба-читальня.XXI век», «Коткозерский сельский социокультурный комплекс в Интернет», «Сельская школа – центр гражданской активности населения», «Сельская школа взрослых» и др.

В ходе реализации каждого такого проекта возникают новые виды совместной образовательной деятельности  учащихся, педагогов, родителей.

В начале эксперимента каждая проектно-исследовательская группа первоначально разрабатывала и внедряла проект локально, на базе определенного социально-образовательного центра, на основе собственной образовательной программы. Затем на педсоветах обсуждались замыслы и содержание новых образовательных программ и, в ходе обсуждения, разрабатывалось содержание  программы всеми педагогами школы. Таким образом, программы отдельных групп становились программами всей школы.

     В настоящее время созданы проектно-исследовательские группы, разрабатывающие и реализующие 9 инновационных целевых образовательных программ. Эта инновационная деятельность, в свою очередь, привела к изменению учебного процесса: совершенствовался  учебный план школы, активизировалась работа по созданию проектов, происходил переход от организации учебной работы, часто оторванной от жизни, практики,  к образовательной деятельности Центра образования, приобретающей целостный и системный характер.


§  Развитие общественного управления школой.

 

В результате осуществления эксперимента возникли новые формы общественного управления школой. Был создан  Координационный совет, Попечительский совет, Совет Центра образования (в него входят 3 учителя, 3 родителя, 3 учащихся, 3 представителя общественности, попечители, избираемые путем прямого и равного голосования), Совет по патриотическому воспитанию.

Новая модель управления обеспечивает координацию деятельности всех учреждений и социально образовательных центров, входящих в состав сельского социокультурного комплекса.

Приобщение учащихся к управлению  происходит посредством действующих органов:

§  Большого Совета  актива классов  и детских Советов образовательных центров;

§  Совета старшеклассников (8-11-е классы);

§  Детских Советов образовательных центров: «Интеллект», «ИнтерДА», «Фантазия», «Олимпиец», «Звездочка», в которые входят дети 5-11 классов.

Наиболее ярко детское самоуправление проявляется в еженедельных радиопередачах «Новости школьной жизни», в организации дежурств, в которых принимают участие  7 – 11-е классы, в праве учащихся на свободу высказывания своего мнения и предложений по улучшению школьной жизни.


§  Педагогический проект « Школа как открытое сообщество».

 

Объектом психолого-педагогического мониторинга явилось и создание открытого сообщества учителей, школьников и их родителей, поскольку все они вовлечены в образовательный процесс и заинтересованы в его результативности.

     В ходе осуществления педагогического проекта  «Школа как открытое сообщество» были проведены разнообразные интегрирующие события, посвященные 130-летнему юбилею со дня открытия первой светской школы в деревне Коткозеро:

-         семинар для учителей «Основные положения гуманистического подхода  к взаимоотношениям взрослого и ребенка».

-         КТД «Учитель + ученик = педагогика сотрудничества».

-         родительское собрание « Через познание к взаимопониманию» с посещением и обсуждением открытых уроков в школе.

-         совместная работа учащихся, учителей и родителей по выполнению классных поисково-краеведческих заданий по истории школы и села.

-         торжественное собрание в день 130-летия школы, где участвовали все члены школьного сообщества и выпускники школы различных лет.

На всех этапах проекта проводились устные опросы участников  и анкетирование.

Итоги мониторинга позволили сделать следующие выводы: процесс образования в школе ориентирован не только на повышение уровня преподавания, но и на развитие условий для самореализации личности не только ученика, но и  учителя, родителя как членов школьного сообщества, объединенных образовательными целями и интересами. При этом школа выступает лидером, соединяя созидательную социальную деятельность взрослых и маленьких жителей села.


§  Школа как районный и республиканский методический центр


В течение многих лет школа ведет работу, направленную на становление ее как открытого интеллектуального и социального центра. Ежегодно проводятся районные, республиканские, региональные научно-практические семинары и  конференции по проблемам образования в современной социокультурной ситуации. ( «Проблемы и пути развития современной сельской школы», «Развитие открытой сельской школы в сотрудничестве с семьёй и общественностью», «Кооперация как фактор развития образования в сельской местности», «Сельская школа для всех как результат сотрудничества общественных, муниципальных и государственных структур» и др.).

Важным результатом  экспериментальной образовательной деятельности, основанной на целостном подходе к развитию взаимодействия всех участников образовательного процесса, является включение научных и общественных организаций в решение социально-педагогических задач исследовательской работы.

Так, создание системы этнокультурного образования основывается на партнёрских отношениях с Министерством образования и по делам молодежи РК, Государственным комитетом по вопросам национальной политики РК, Государственной телерадиокомпанией «Карелия», Петрозаводским государственным университетом, Петрозаводским педколледжем № 1, национальной библиотекой г. Олонца, редакциями газеты «Oma mua» («Моя земля») и детского журнала «Kipina» («Искорка»), школами с изучением карельского языка в РК.


§  Семейное воспитание и школа.

 

Проведение разнообразных диагностических обследований позволило изучить проблемы семейного воспитания и образования и их влияние на процесс развития и социальной адаптации ребенка, усвоения им школьной программы.

 Изучение образовательного, социокультурного потенциала семей и социальной среды, возможностей их использования в образовательном процессе позволило провести дифференциацию семей для осуществления индивидуальной социально-воспитательной  и социально-образовательной работы. В ходе психолого-педагогического мониторинга анализировались цели и направления деятельности педагогического коллектива, проводилась рефлексия, на основе которой изменялось содержание и формы работы с семьей. В настоящее время в Центре образования нет детей, не посещающих школу, мы стараемся работать без второгодничества, в течение многих лет нет учащихся, совершивших преступления и нет семей, где родители были бы лишены родительских прав.


§  Развитие образования взрослых.

 

В ходе мониторинга  осуществлялась социальная диагностика образовательных потребностей различных возрастных групп и социальных слоев населения деревни Коткозеро. В числе образовательной деятельности, интересующей мужчин, - курсы водителей различных транспортных средств и сельскохозяйственной техники, освоение забытых народных ремесел, изучение компьютеров и телерадиотехники. В процессе анкетирования было выявлено, что сельские женщины хотят обучаться овощеводству, овладевать навыками народной медицины, лечебного массажа, осваивать секреты кулинарии и швейного дела, изучать иностранные языки.

Идея включения в образовательный процесс всех субъектов сельского социума и удовлетворение образовательных потребностей различных категорий сельского населения получила свое воплощение в школе образования взрослых, открытой на базе сельского социокультурного комплекса при поддержке общественных организаций «Свободное образование» и «Живая деревня».

     Изучение образовательных потребностей селян является важной составляющей при организации курсов для взрослых накануне  нового учебного года. Учитывая данные анкетирования, составляются учебные программы, вводятся новые курсы, решаются вопросы кадрового обеспечения школы взрослых. Так, в последние годы  интерес у взрослого населения и молодежи деревни  вызывают программы, направленные на освоение на практике  демократических ценностей и принципов гражданского общества.


§  Новые формы общественной активности детей и взрослых.

 

Инновационная образовательная деятельность, осуществляемая сельским социокультурным комплексом, ведет и к возникновению  новых форм активности детей и взрослого населения.

Так, для решения вопросов этнокультурного образования дети и взрослые объединились на основе общественного клуба «Карельские корни», в котором регулярно обучаются проблемы сохранения родного языка и культуры, организуются различные мероприятия с детьми и взрослыми.

     По инициативе педагогов, культработников села была создана общественная организация «Живая деревня» (организация имеет свой Устав, самостоятельный баланс, расчетные счета, круглую печать).

Организация в тесном контакте со школой и другими учреждениями деревни занимается широкой просветительской деятельностью среди населения, поддерживает образовательно-культурные инициативы сельских граждан. Эта деятельность, в свою очередь, привела к созданию на территории села Коткозеро и посёлка «Верхнеолонецкий»  комитетов территориального общественного самоуправления, которые являются центрами гражданской активности сельчан, организуют их на социально значимую для всей деревни деятельность и отстаивают интересы сельских жителей перед властными структурами.


§  Выводы.

 

Эксперимент показал, что идеи открытой школы находят все большую поддержку  в разных  районах республики Карелии и регионах России. В сельской местности , несмотря на отсутствие нормативной базы, создаются образовательные учреждения, в основу которых положена модель сельского социокультурного комплекса и идея социально-образовательных центров.

В практику работы многих школ Карелии внедрены модели этнокультурного, сельскохозяйственного, экологического образования, прошедшие апробацию в Коткозере. В Сортавальском, Питкярантском  и Олонецком районе на базе общеобразовательных учреждений открыты  школы образования взрослых.

В ходе экспериментальной образовательной деятельности педагогическим коллективом комплекса издано несколько сборников научно-методических материалов, создано большое количество учебно-методических видеофильмов, десятки комплектов аудио и видеоматериалов, накоплен значительный научно-методический потенциал по проблемам развития образования на селе

На базе МОУ «Центр образования села Коткозеро Олонецкого района» создан Инновационный Центр повышения квалификации «Сельская школа для всех», реализующий программу подготовки руководителей  образования, педагогов, специалистов к работе в условиях открытой сельской школы.

В ходе опытно-экспериментальной работы возникла широкое проблемное поле, что подтверждает правильность выбранного направления исследовательской работы.

В связи с этим возникла идея распределения наиболее актуальной проблематики исследований среди активных сельских школ региона, проявляющих интерес к инновациям, и объединения этих школ в сеть. В связи с этим в апреле 2004 года на базе Петрозаводского государственного университета создан Региональный центр развития сельского образования на Европейском Севере, одной из задач которого является создание Сообщества инновационных сельских школ и продвижение идей открытого образования в массовую педагогическую практику.


4.     Поисковая экспедиция «Добровольцы».

Педагоги и учащиеся Центра образования села Коткозеро Олонецкого района на протяжении нескольких десятилетий бережно хранят память о людях, защитивших наш край в годы Великой Отечественной войны от фашистских захватчиков. За эти годы не на словах, а на деле создана интересная система патриотической работы. Педагоги, учащиеся, жители села многие годы поддерживают взаимные связи с ветеранам 3 -ей Фрунзенской дивизии  Ленинградской армии народного ополчения, которые в 1941 году воевали на карельской земле. Школьники бережно ухаживают за братскими могилами погибших воинов, пополняют фонды школьного музея экспонатами.

В ходе совместной работы отреставрирован памятник на Братской могиле в селе Коткозеро, заложен Сад Памяти и Дружбы, установлен памятный знак погибшим воинам 3-ей Фрунзенской дивизии в городе Петрозаводске. Ежегодно организуются совместные краеведческие конференции, праздники, встречи ветеранов, педагогов, учащихся. Создаётся содружество школ 3-ей Фрунзенской дивизии Ленинградской армии народного ополчения.

В 1998 году Центр образования села Коткозеро при поддержке Карельской региональной общественной молодежной организации «Поиск» выступил инициатором организации поискового лагеря в Олонецком районе.

В последние годы экспедиция «Добровольцы» приобрела межрегиональное значение: в 2003 году в ней участвовали 14 поисковых отрядов из 7 регионов России с общим количеством участников 120 человек.

В ходе межрегиональной экспедиции «Добровольцы», организованной силами КРОМО «Поиск» и Центра образования села Коткозеро в 1998 – 2004 годах, были подняты и захоронены с воинскими почестями останки более 200 погибших бойцов дивизии.

За это время найдено более 50 медальонов, обнаружены личные вещи и документы, на основе которых установлены имена бойцов дивизии. Продолжается поиск родственников погибших.

Базовое учреждение проекта – МОУ «Центр образования села Коткозеро» имеет значительный опыт участия в межрегиональных сетевых проектах, а также практический опыт разработки и реализации проектов республиканского уровня.

Использование традиционных, «кабинетных», методов гражданского образования и патриотического воспитания, применяемых в массовой практике общеобразовательных школ, как правило, желаемых результатов не дает. Скорее наоборот, вызывает у старшеклассников определенный скептицизм, иронию и даже агрессию в отношении провозглашаемых учителями ценностей.

Результат налицо: отсутствие у значительной части выпускников школ положительной мотивации к службе в армии, слабая физическая и психологическая подготовка к ней, неуважительное отношение к отечественной истории и культуре, ветеранам войны и труда.

Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там,  где  подросток  включается  в серьезное дело с реальными трудностями,

которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Одной из самых результативных форм патриотического воспитания является участие старшеклассников в поисковой деятельности, где в короткие сроки решается целый комплекс образовательных, психолого-педагогических и социальных задач, связанных с самоутверждением подростков, их самореализацией в полезном, общественно-значимом деле.

Приобретенные знания, навыки и умения обучающиеся реализуют в походах и экспедициях. Работа в отряде ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности подростков и молодежи.


§  «Школа поисковика»


Для возрождения поискового движения на базе Центра второй год реализуется программа "Школа поисковика" (2002г. – 2 группы / 42 чел., 2003 – 4 группы / более 70 чел.). Обучающиеся по данной программе принимают участие в профильном лагере и полевых экспедициях.

Первая программа проведения трехдневных курсов “Школа поисковика” была разработана в 2000 году и апробирована на межрегиональном семинаре «Поиск в Карелии». Практика и опрос участников  выявили необходимость регулярного проведения подобных “курсов повышения квалификации” поисковиков и обучения тех, кто только начинает заниматься поиском. Поэтому ежегодно, начиная с лета 2000 года, в рамках межрегиональной экспедиции, организуемой КРОМО «Поиск» и Центром образования села Коткозеро,   проводятся недельные обучающие курсы “Школа поисковика”. На базе программы курсов была разработана дополнительная образовательная программа “Школа поисковика”. Программа по направленности является краеведческо-патриотической и ориентирована на социальную адаптацию подростков и молодежи. Предназначена для обучающихся в возрасте 14-20 лет, хотя практика показывает, что программа легко адаптируется и к иным возрастным категориям.


§  Образовательная программа «Школа поисковика»


  Программа предусматривает теоретическую подготовку; освоение методики исследовательской работы с архивами, документами и иными историческими источниками; коллективные занятия и самостоятельные практические работы, творческие задания, экскурсии, приобретение туристских навыков и умения работать с поисковым оборудованием; организацию и проведение полевых поисковых экспедиций, военно-археологических и эксгумационных работ на местности, организует оптимальное сочетание трудовой и образовательной деятельности.

Программа предполагает личностно- ориентированный подход и практико-ориентированные технологии.

Для изучения отдельных тем Программы  привлекаются специалисты (саперы, спасатели, медицинские работники и т.д.).

Цели и задачи программы:

ü Воспитание чувства гражданственности и патриотизма через  изучение военной  истории нашего Отечества;

ü Социальная адаптация молодого человека через общественно-значимую деятельность;

ü Обучение организации поисковой и исследовательской деятельности.

ü Выработка уважительного отношения к истории своей Родины и осознание собственного долга перед Отечеством;

ü Воспитание ответственности за выполняемое дело и происходящее в обществе;

ü Изучение истории страны и родного края в годы Великой Отечественной войны через экспедиции на места боев, архивную работу и встречу с очевидцами событий,

ü Приобретение специальных поисковых, туристских умений и навыков, необходимых для ведения поисковой деятельности;

ü Развитие способностей к самостоятельной выработке умений и навыков;

ü Развитие у подростков навыков самоорганизации, коммуникабельности, инициативности, самообслуживания и др.

ü Развитие аналитических умений и навыков и практическое их применение.


§  Управление процессом реализации проекта


В течение двух лет велось постоянное наблюдение за процессом организации и обучения подростков и молодежи в  «Школе поисковика» с целью выявления его соответствия желаемому результату.

         Для этого проводились специальные мероприятия по отслеживанию качества усвоения знаний и умений обучающихся.

         Сведения о результатах представлялись педагогами в отчётах, анализировались первоначально самими педагогами, а затем и организаторами проекта.

         На основе анализа результатов в случае необходимости производилась корректировка основной программы проекта, его составных частей и сроков их реализации.

В ходе управления процессом реализации проекта были предусмотрены следующие мероприятия:

 


Формы диагностики


Цель


Сроки

Ответственные

Анкета № 1

Выявление на организационном периоде социальных данных и личностных характеристик участников проекта

Январь 2003г.

Конжезерова А.С.

Анкета № 2 

Определение комфортности условий обучения в группах программы «Школа поисковика»

Апрель 


2003г.

Конжезерова А.С.

Анкета № 3

Определение степени удовлетворенности  обучающихся  качеством образовательного процесса

Май 2003г.

Конжезерова А.С.

Анкета № 4

Выявление  мотивации участия в полевой поисковой экспедиции, сопоставление с целью проекта.

Август 2003г.

Конжезерова А.С.

Анкета № 5

Анализ достижений участников проекта


Август 2003г.

Конжезерова А.С.

Анкета № 6

Анкетирование педагогов в рамках  Межрегионального семинара (социальных данных)

Ноябрь 2003г.

Конжезерова А.С.

Анкета № 7

Исследование отношения участников проекта к патриотизму, гражданскому долгу и военной службе

Август  2003г.

Конжезерова А.С.

§  Алгоритм мониторинга

В процессе реализации образовательной программы  нами был составлен алгоритм мониторинга:

1.     Выбор качеств для отслеживания в соответствии с целями и воспитательными задачами программы.

2.     Определение условий, которые необходимо создать для формирования данных качеств. Например, отслеживается формирование лидерских качеств (творческих способностей, коммуникативных умений), для этого необходимы следующие условия:

-         разработка коллективных творческих дел,

-         организация вечеров, «круглых столов»  для группы,

-         участие в конференциях, традиционных делах Центра,

-         участие в работе совета старшин, другом органе самоуправления.

3.     Отслеживание количества проведённых мероприятий в группе и отряде, степень участия обучающихся в этих делах.

4.     Анализ данных и корректировка воспитательных задач образовательной программы, методов работы, условий достижения целей и решения поставленных задач.

Были разработаны уровни достижения обучающихся в освоении материала:

1 ступень – узнавание (информацию запомнили и могут воспроизвести).

2 ступень – понимание (информацией могут пользоваться, передавать своими словами, перевести символы и слова, др.).

3 ступень – применение (информация применяется в новой ситуации без подсказки).

4 ступень – анализ (информацию могут делить на части, устанавливать между ними связь).

5 ступень – синтез (информацию из разных источников могут преобразовать и создать новую, творческая переработка информации, в результате чего появляется новая, позволяющая объяснить явления и факты).

6 ступень – оценка (возможность судить о ценности информации, идеи, метода, проникновение в суть).


§  Итоги мониторинга


По результатам наблюдения, проводимых опросов и анкетирования были зафиксированы основные изменения в поведении, мотивации, самочувствии каждого подростка – участника «Школы поисковика», которые происходят в процессе целенаправленной поисково-патриотической деятельности.

Основные выводы: рост самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, инициативности, проявления уважительного отношения к защитникам Родины, к отечественной истории и стремление участников проекта приносить пользу другим, осознание чувства долга перед своей страной.

При наборе учащихся в «Школу поисковика» и включение подростков в поисковую экспедицию «Добровольцы» организаторы на первом этапе столкнулись с проблемой следующего характера: многие родители не давали разрешения участвовать в полевой экспедиции, опасаясь за жизнь и здоровье детей, связанной с трудными условиями полевой жизни и необходимостью участвовать в проведении саперных и других опасных видов работ.

Разъяснительная работа с родителями со стороны педагогов и рассказы подростков, принимавших участие не только в работе «Школы поисковика», но и в полевой поисковой экспедиции на местах боев, а так же правильная постановка работы по соблюдению техники безопасности, сняла данную проблему в этом году.

Одним из образовательных эффектов данного проекта явилось ежегодное увеличение количества подростков 14 – 16 лет и ребят более младшего возраста,  желающих обучаться в «Школе поисковика» и участвовать в поисковой экспедиции «Добровольцы».



5.     Опросник



1.     Проранжируйте те сферы активности учащихся,  которые  на данном этапе развития Вашей школы являются, с вашей точки зрения,  наиболее значимыми для их образования (самая значимая деятельность получает первый ранг и т.д.)




Виды активности

Ранг

учеба

  2

внутришкольное проектирование (социальные проекты)

 

  7

внутришкольное проектирование  (учебные проекты)

  1

социальное проектирование

  8

клубная деятельность

  4

сетевые образовательные программы

  6

дополнительное образование

  3

самообразование

  5

2.     Проранжируйте те сферы активности учащихся, которые на данном этапе развития Вашей школы занимают наибольший удельный вес в образовательном процессе (деятельность, имеющая наибольший удельный вес, получает первый ранг)

        

Виды активности

Ранг

учебная деятельность

  1

внутришкольное проектирование (социальные проекты)

  6

внутришкольное проектирование  (учебные проекты)

  5

социальное проектирование

  8

клубная деятельность

  3

сетевые образовательные программы

  7

дополнительное образование

  2

самообразование

  4


 
3. В  ходе реализации образовательного проекта его активными участниками стали

¨ родители

¨

 
иные образовательные учреждения

¨

 
общественные институты

 

4. Образовательное учреждение является субъектом социального действия в городе, районе, микрорайоне, селе и т.д.

¨

 
да

¨ нет


 
5. В школе есть свой сайт

¨ да

¨ нет


6. Информация на школьном сайте обновляется

¨ ежедневно

¨ два раза в неделю

¨ раз в неделю

¨

 
раз в две недели

¨ раз в месяц

¨ реже

7. Школьный сайт содержит

¨

 
визитку школы

¨

 
информацию о проектах, реализуемых в школе

¨ текст образовательной программы

¨

 
сетевую образовательную программу

¨ разделы, модерируемые учащимися

¨ интерактивные формы (форум, чат, гостевую страницу) (нужное подчеркнуть)


 
8. Образовательное учреждение принимает участие в семинарах ИОП "Эврика" (региональных и московских)

¨ чаще, чем раз в год

¨ раз в год

¨ раз в два года

¨ реже


 
9. В школе разработана образовательная программа, которая может быть предложена  в качестве сетевого проекта

¨ в школе готово несколько таких программ для педагогов

¨

 
в школе готова одна сетевая программа

¨ такая программа находится в процессе разработки (детская)

¨ пока такой программы нет


 
10. В ходе разворачивания проекта  сотрудничество с образовательными программами других учреждений

¨ крайне необходимо

¨ желательно

¨ необязательно


 
11. У образовательного учреждения есть опыт сотрудничества с другими образовательными институтами

¨ да

¨ нет

12.       У образовательного учреждения есть опыт сотрудничества с другими социальными институтами

¨

 
Да

¨ нет

 

 

 

13.     

 
У образовательного учреждения есть опыт освоения других образовательных программ, их интеграции в образовательное пространство школы

¨ Да

¨ нет


14.     

 
В результате осуществления образовательного проекта школы возникли новые формы общественного управления школой

¨ Да

¨ нет


15.     

 
В школе есть попечительский совет

¨ Да

¨ нет


16.      Родители имеют возможность принимать активное участие в проектировании образовательной программы школы, в частности,

¨

 
В определении вариативной части учебного плана

¨

 
В разработке конкретных образовательных проектов

¨ В финансировании образовательных программ


17.      Укажите сферы компетенции попечительского совета:


-         Содействие в привлечении внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения.

-         Поддержка в осуществлении наиболее перспективных проектов и образовательных программ.

-         Оказание материальной поддержки в организации конкурсов, олимпиад и других массовых мероприятий.

18. Что можно было бы охарактеризовать как основное содержание образования педагогов школы

¨

 
новые методики преподавания

¨

 
проектная деятельность (образовательное проектирование)

¨

 
проектная деятельность (социальное проектирование)

¨ научно-исследовательская деятельность


19.            Вовлеченность учащихся в школьную жизнь проявляется в:

-         работе  детских советов социально-образовательных центров;

-         162 ученика из 192 учащихся Центра образования занимаются  в спортивных секциях детско-юношеского клуба физической подготовки; 98 % детей являются участниками 2,3-х кружков, студий, клубов по интересам.

-         создании школьной компьютерной газеты, работе в детских редакциях школьного радио и телевидения.

-         участии в школьных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, праздниках.



20.       Вовлеченность родителей в школьную жизнь проявляется в:

-         участии в организации учебно-воспитательных мероприятий;

-         коллективных творческих делах Центра образования;

-         пополнении библиотечного фонда;

-         финансовой поддержке мероприятий и ремонте школы.


21.      В школе существуют следующие возможности для проявления детской инициативы:

-               коллективное планирование общешкольных дел;

-               работа в детских советах школьного самоуправления;

-               при создании школьной газеты «Ларец» и еженедельных выпусках  радиопередач «Новости школьной жизни», телепрограмм канала «Телешкола».


22. В школе существуют следующие возможности для проявления инициативы педагогов:

-               в работе проектно-исследовательских групп по реализации Целевых образовательных программ;

-                в проектной деятельности Центра образования;

-                в инновационной деятельности;

23.      В школе существуют следующие возможности для проявления инициативы родителей:

-               участие в работе социально-образовательных центров, попечительского совета, родительских комитетов классов и школы, общественных клубов, созданных на базе Центра образования, в школе образования взрослых.

24.            В ходе разворачивания проекта возникли следующие  неожиданные эффекты:

-               в ходе деятельности по педагогическому просвещению родителей выяснилось, что они хотели бы учиться и в сфере своих личных интересов. Так на базе общеобразовательного учреждения возникли курсы образования взрослых. Этот опыт был распространен в районе и в настоящее время при поддержке общественных организаций и образовательных учреждений в нескольких районах Карелии создана сеть школ по обучению взрослого населения в сельской местности.

25. Перечислите ожидаемые результаты проектной деятельности Вашей школы:

-               создание системы гражданского образования детей, молодежи и взрослых, увеличение числа сельских жителей, включающихся в обустройство школы и села;

-               модернизация информационно-технического центра, развитие школьной информсреды и включение в нее большей части педагогов и старшеклассников школы;

-               создание системы сельского образования и повышение результативности подготовки детей и молодежи к жизни в условиях деревни.













           





6.     Приложения (анкеты используемые для сбора информации при проведении психолого-педагогического мониторинга)


Анкета №1

«Учитель глазами родителей».

 

Уважаемые родители!

 

         Просим вас принять на себя роль заинтересованного эксперта и оценить деловые и личные качества учителя, который обучает Вашего ребенка по ______________учебному предмету.

            Оценить по 5  бальной шкале нужно те качества, которые перечислены после вступления.

            Оценки ставьте  по такому принципу:

5 баллов – качество заметно выражено

1 балл – такого качества мы не замечали

0 баллов – Вы об этом, к сожалению, ничего не знаете.



Качества

Балл

1

Открытость по отношению к ребенку



2

Готовность поддержать ребенка в трудные моменты



3

Справедливость



4

Хорошее знание своего предмета (компетентность)



5

Требовательность к выполнению школьных обязанностей ребенком



6

Способность чувствовать настроение ребенка



7

Способность воспитывать и  передавать духовные ценности



8

Способность хорошо (эффективно) учить предмету



9

Хорошее влияние на мысли, поступки характер вашего ребенка



10

Стремление к сотрудничеству




Итого: 

Спасибо


Анкета №2

«Ученик – учитель».

Ребята!

 Просим Вас оценить по 9-бальной шкале работу и личные качества вашего учителя.


0 баллов – не могу оценить, затрудняюсь, не знаю

1 балл – качество не проявляется, отсутствует

2-3 балла – качество проявляется редко

4-5 балла – качество проявляется часто

8-9 баллов это качество проявляется всегда или очень часто


Качества

балл

1

Выделяет главное при объяснении материала



2

Разъясняет сложные места



3

Излагает материал урока ясно, доступно



4

Побуждает к общению на уроке, к дискуссии



5

Умеет вызвать и поддержать интерес



6

Внимателен к настроению учеников



7

Умеет снять напряжение и усталость



8

Помогает понять, как использовать то, что изучается на уроках, в будущем, в профессиональной деятельности


9

Объективен в оценке знаний



10

Хорошо знает свой предмет



11

Справедлив



12

Допускает грубости, бестактность по отношению к ученикам



Итого:

Спасибо!




Анкета №3

«Учитель глазами коллег».

 

Уважаемый  коллега!

 

          Просим Вас принять на себя роль эксперта и оценить деловые характеристики и личные качества вашего коллеги.

         Оценить нужно по 5-бальной шкале:


5 баллов – качество развито до совершенства


1 балл – качество не выражено


0 баллов – вы об этом, к сожалению, ничего  не знаете



Качества

Баллы

1

Компетентность – хорошее знание предметной области



2

Разнообразие приемов и методов в обучении (творческий характер обучения)


3

Оригинальность методов и подходов в обучении



4

Целенаправленность, целеустремленность



5

Открытость учащимся



6

Понимание внутреннего мира ребенка



7

Общительность с коллегами



8

Способность контролировать свои состояния и поступки



9

Наличие собственной (оригинальной) позиции



10

Стремление к повышению своей квалификации, компетентности


11

Готовность, желание распространять собственный опыт работы


12

Доступность опыта: возможность использования его другими (например, молодыми учителями)


13

Нравственно-духовная направленность личности, стремление к духовным ценностям


                                                                                              Итого:

Спасибо!

Анкета №4

«Совет старшеклассников»

Ребята!

 Мы хотим знать ваше мнение  о работе Совета старшеклассников в этом учебном году. Мы надеемся, что ваши предложения помогут совершенствовать его работу в будущем.

1.    Что в жизни и организации образования в нашей школе тебе больше всего нравится? Есть ли в этом заслуга старшеклассников? _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

2.    Что бы ты предложил организовать новому Совету в новом учебном году?

§  для получения полноценного и свободного образования____________________________________________________________________________________________________



§  для того, чтобы ребята нашей школы заботились о тех, кому

§  трудно живется (больных, одиноких пенсионеров, многодетных семьях)

 

§  для того, чтобы атмосфера в школе была более доброй и никто не чувствовал себя униженным



§  Для того, чтобы в школе было больше интересных дел________




Анкета №5

 
Фрагмент анкеты по выявлению образовательных потребностей

жителей села Коткозеро.

Если бы по месту жительства в удобное для Вас время были организованы краткосрочные курсы, то какие из них Вы бы посещали?

10.1. Сельское хозяйство

  овощеводство —

  садоводство —

  пчеловодство —

  животноводство —

  цветоводство —

    другие –                     

10.2. Ремесла

  деревообработка —

  плотницкое дело —

  столярное дело —

изделия из бересты —

изделия из природных материалов —

ткацкое дело —

швейное дело —

изготовление и ремонт обуви

другие —

_____________________

_____________________

10.3. Техника

курсы водителей автомобиля —

курсы водителей мотоцикла —

курсы трактористов —

курсы электросварщиков —

курсы газосварщиков —

заготовка и переработка леса —

другие

_____________________

____________________________________



10.4. Кулинария

изготовление праздничных блюд —

хранение и консервирование продуктов питания —

карельская кухня —

другие

_____________________

_____________________

10.5. Здоровье

народная медицина —

лечебный массаж —

другие —

_________________________________________________

10.6. Иностранные и родные языки

английский —

финский —

русский —

карельский —

другие —

_____________________

_____________________

10.7. Искусство

изобразительное искусство —

макраме —

хореография —

сольное пение —

хоровое пение —

обучение игре на музыкальных инструментах (каких?) —

_____________________

10.8. Спорт

тяжелая атлетика (бодибилдинг) —

спортивные игры (какие?) —

_____________________

_____________________

легкая атлетика —

другие виды спорта —

_____________________

_____________________

_____________________

10.9.Оргтехника

пользователь ЭВМ —

  машинопись —

10.10.         Фотография, видеосъемка и видеомонтаж

основы черно-белой фотографии —

основы цветной фотографии —

  основы видеосъемок —

10.11.                  Экономика и правоведение

основы предпринимательства —

введение в бизнес —

основы маркетинга —

как создать свое предприятие? —

основы права —

    другие

Формы диагностики при проведении психолого-педагогического мониторинга модельного события.

АНКЕТА №1


1.      Фамилия, имя:___________________________________________________________________________________


2. Возраст, дата рождения (число, месяц, год)____________________________________________________________


3. Чего больше Вы ждете от участия в проекте? (обведите кружком не более трех ответов):

v  Подружиться с ребятами, найти друзей;

v  Приобрести новые знания , умения, навыки;

v  Укрепить свое здоровье, улучшить физическую п------------------одготовку;

v  Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя;

v  Просто интересно и весело провести время;

v  Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.


4. Отметьте, пожалуйста, те качества, которые по Вашему мнению, очень важны для людей (не более 6 качеств)

v  Любознательность;

v  Предприимчивость;

v  Доброта;

v  Смелость;

v  Дисциплинированность;

v  Трудолюбие;

v  Инициативнность;

v  Справедливость;

v  Честолюбие;

v  Милосердие;

v  Требовательность к себе.


5. Что из перечисленного удается Вам без особых затруднений?

v  Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор;

v  Найти интересное для себя дело без помощи других;

v  Организовать ребят для выполнения какого-либо дела, занятия;

v  Справиться с возникающими в жизни сложностями;

v  Довести задуманное дело до конца;

v  Прийти другим на помощь в случае необходимости;

v  Выступить с каким-либо предложением;

v  Самостоятельно решить вопрос, который актуален для группы.


6. Приходилось ли Вам проявлять инициативу в указанных  областях?

А   В работе детского объединения:

v  Да, довольно часто;

v  Да, но редко;

v  Не могу вспомнить.

Б  В трудовой деятельности

v  Да, довольно часто;

v  Да, но редко;

v  Не могу вспомнить.

В   В оказании помощи другим:

v  Да, довольно часто;

v  Да, но редко;

v  Не могу вспомнить.



Г   В занятиях по интересам:

v  Да, довольно часто;

v  Да, но редко;

v  Не могу вспомнить.

Д  В отношениях с родителями, в семье:

v  Да, довольно часто;

v  Да, но редко;

v  Не могу вспомнить.



7. О себе хочу дополнительно  сообщить  (если Вам есть, о чем рассказать, то сделайте это):______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ !

           


АНКЕТА № 2.

Уважаемый друг!

Согласен ли ты с предложенными суждениями?

Подчеркни соответствующее твоему мнению слово.



1. Я пришёл сюда, потому что здесь занимается мой друг.

Да

Нет

2. Я занимаюсь в этой группе с удовольствием.

Да

Нет

3. Я хочу перейти в другую группу.

Да

Нет

4. Я чувствую себя в этом коллективе уверенно.

Да

Нет

5. Меня обижают в группе.

Да

Нет

6. Я нашёл здесь новый друзей (друга)

Да

Нет

7. Я готов помочь любому в группе

Да

Нет

8. Я уверен, что получу помощь в трудной ситуации от ребят из нашей группы.

Да

Нет

9. Я вижу, когда у кого-то из ребят в группе возникла проблема, случилась беда.

Да

Нет

10. Я могу рассказать о своих проблемах ребятам в группе и получить от них поддержку

Да

Нет


БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ !






























АНКЕТА № 3

 

Инструкция : Оцените по 11-бальной шкале соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в коллективе  Вашего учреждения. Вы  отмечаете 0, если утверждение полностью не соответствует, и 10, если оно полностью соответствует ситуации в вашем коллективе. Промежуточные оценки даются в зависимости от степени соответствия – несоответствия. Если утверждается, что «всегда» или «во всех случаях», то оценка определяется тем, для какой доли подобных ситуаций это утверждение справедливо.



1.      Вы испытываете удовольствие от общения с  педагогами                                                                             012345678910

2.      Педагог стремится   заинтересовать и привлечь обучающихся  к учебному материалу                             012345678910

3.      Педагог заинтересован в реализации проекта и  старается привлечь к нему обучающихся                      012345678910

4.      Педагоги оценивают Вашу деятельность всегда объективно                                                                        012345678910

5.      Педагоги всегда учитывают индивидуальные   особенности обучаемых                                                     012345678910

6.      Если у обучающихся возникают проблемы они  всегда могут обратиться за помощью к организаторам проекта  или  педагогу                                                                                                                                                               012345678910

7.      Вы в достаточной мере владеете знаниями по школьным предметам                                                          012345678910

8.      Вы знаете достаточно предметных теоретических понятий необходимых для дальнейшей жизни          012345678910

9.      Вы умеете самостоятельно учиться                                                                                                                  012345678910

10.  Вы можете решать творческие, необычные задачи                                                                                  012345678910

11.  Вы можете самостоятельно оценить поступок, явление                                                                         012345678910

12.  Вы выбрали будущую профессию.                                                                                                            012345678910

13.  Вы сможете сориентироваться в незнакомой ситуации                                                                          012345678910

14.  Вы можете сказать, что имеете свой взгляд на различные явления                                                       012345678910

15.  Для Вас созданы все условия получения   качественных знаний                                                                  012345678910

16.  Для Вас созданы все условия  творческого    самовыражения                                                         012345678910

17.  Каждый обучающийся  имеет доступ   к необходимой для него информации                                             012345678910

18.  Каждый обучающийся может развивать   свои способности                                                                       012345678910

19.  Вы много участвуете в различных  мероприятиях                                                                       012345678910

20.  Вы охотно принимаете участие в праздниках и мероприятиях

21.  Ваш отряд очень дружный и сплоченный                                                                                             012345678910

22.  В нашем отряде охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания            

012345678910

23.  В нашем отряде  ответственно относятся к неудачам и недостаткам всей группы                                 012345678910

24.  В нашем коллективе  доброжелательно относятся к новым обучающимся

и помогают им быстрее войти в отряд                                                                                            

 012345678910

25.  Вы способны самостоятельно организовать какое-либо мероприятие

без помощи руководителя        

      012345678910                                                                                    

                            

БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ !





АНКЕТА № 4


Инструкция к заполнению: Вы отмечаете 0, если на утверждение отвечаете «нет», отмечаете 10, если утверждение полностью соответствует и уже делал это,  отмечаете 5, если не делали на практике, но готовы и знаете как сделать, промежуточные оценки отмечаете в зависимости от степени соответствия.


Профиль умений

Самооценка

в баллах


Общение

1.

Умение обучать

1.Я могу составить словесную инструкцию по  …

012345678910

2.Я могу помочь товарищу догнать группу, если он пропустил занятие

012345678910

3.Я могу проверить товарища по теме занятия

012345678910

4.Я могу провести занятие по изученной теме для, кто его пропустил

012345678910

2.

Умение работать в группе

5.Я умею работать в паре

012345678910

6.Я умею работать в группе по созданию коллективных работ

012345678910

Социальные навыки

1.

Участие в массовых мероприятиях

7.Я могу принять участие в выставке работ группы

012345678910

8.Я могу принять участие в конкурсе Карельский республиканский детский морской центр "Норд-Вест"

012345678910

9.Я могу организовать выставку значков, или марок, или календариков, или другую в своей группе

012345678910

10.Я могу подготовить общий праздник или конкурс в группе с помощью педагога

012345678910

2.

Умение предъявить результат

11.Я могу организовать минивыставку своей коллекции или своих работ в группе

012345678910

12.Я могу написать статью о занятиях для местной газеты

012345678910

3.

Умение содержать в порядке рабочее место

13.Я знаю правила содержания рабочего места в порядке и выполняю их.

012345678910


 
БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ !










АНКЕТА № 5

Отвечая на анкету, нужно внимательно прочитать вопросы и возможные ответы на них, выбрать из имеющихся вариантов тот, который соответствует вашему мнению.


1.      Что является для Вас наиболее значительным?

А – любовь к родителям

Б – развитие и самосовершенствование себя как  личности

В – материальное благополучие

Г – отношение к любимому человеку

Д – дружба

Е – возрождение России как сильной державы

Ж – любимые увлечения

2.      Какое из нижеперечисленных событий являются для Вас наиболее значимыми?

А – окончание школы

Б – семейное торжество

В – новогодний праздник

Г – экономическая и финансовая стабилизация в стране

Д – важное событие в коллективе при Вашем активном участие

Е – приобретение долгожданной, очень нужной Вам вещи

Ж – Ваша свадьба (в том числе и будущая).

3.      В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?

А – в успешной учебе в школе, другом учебном заведении

Б – в активном выполнении трудовых заданий

В – в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных сил

Г – в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях

Д – в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.

Е – в активном участии в коммерции, бизнесе и т.д.

4.      Присущи ли, по Вашему мнению, большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь, следующие качества:

А – высокая нравственность

Б – ответственность

В – добросовестность

Г – трудолюбие

Д – взаимопомощь и взаимовыручка

Е – социальная активность

Ж – уважение к старшим

З – чувство чести и личного достоинства

5.      Как Вы считаете, присущи ли большинству членам коллектива, котором Вы находитесь, такие чувства:

А – безнравственность или низкие нравственные качества

Б – безответственность

В – эгоизм

Г – индивидуализм

Д – леность

Е – недобросовесность

Ж – пассивность и равнодушие

З – нечестность

И -  личная неорганизованность и недисциплинированность

К – способность совершить хулиганский поступок, оскорбить и унизить человека

6.      Какие из нижеперечисленных качеств, на Ваш взгляд, уже сформировались у большенства членов коллектива, в котором Вы находитесь, и будут проявляться ими в условиях военной службы?

А – поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами

Б – проявлять ответственность в отношении к делу

В – проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива

Г – готовность прийти на помощь, защитить слабого

Д – укрепить лучшие традиции в коллективе, семье

Е – проявлять постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающим и, по возможности, участвовать в их решении.

Ж – трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих, но и в интересах других, всего общества.

7.      Какие, по Вашему мнению, из ниже перечисленных качеств проявляются у большинства членов Вашего коллектива и будут  отрицательно влиять на положение дел в нем?

А – следовать во всем, исходя из личных интересов

Б – проявлять безответственное отношение к делу

В – добиваться привилегий, послаблений и испытывать от этого моральное удовлетворение

Г – использовать моральное и физическое подавление в отношении товарищей

Д – проявлять пренебрежительное отношение к старшим и их требованиям

Е – противопоставлять себя коллективу

Ж – проявлять более положительное отношение передовым странам мира, нежели к своему Отечеству

З – не стремиться  к изучению истории, культурного наследия своей страны

И – проявлять безразличие к ухудшению положения в обществе, жизни многих людей.

8.      Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у ваших сверстников нравственно-патриотических качеств?

А – ненормальная обстановка в семье

Б – отрицательное влияние друзей, товарищей

В – отсутствие хорошего и дружного коллектива

Г – недостатки в воспитательной работе учителей

Д – отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей

Е – отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле

Ж – сложная и трудная обстановка в стране.

9.      Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма?

А – научные труды, публикации и т.д.

Б – знания, полученные от учителя

В - сведения, полученные от родителей и близких

Г – сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии

Д – сведения, полученные через средства массовой информации (телевидение, радио, периодическую печать и т.д.)

Е – чтение художественной и др. литературы, мемуаров

Ж – личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества

10.  Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях?

А – высокий

Б – не очень высокий

В – низкий

Г – очень низкий

11.  Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?

А – Воинская служба представляется интересной и привлекательной

Б – служба в армии необходима обществу и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга,

В – служба в армии представляется трудной и не интересной

Г – я отношусь к службе отрицательно.

12.  Кто (или что) в наибольшей степени повлиял (о) на Ваше отношение к службе в вооруженных силах

А – средства массовой информации

Б – учителя в школе, преподаватели в других учебных заведениях

В – события, происходящие в обществе, характерные изменения в сознании молодежи

Г – трудности, сходные с теми, которые характерны для военной службы

Д – семья

Е – друзья, знакомые, особенно, отслужившие в армии

13.  Как Вы относитесь к Закону РФ «О Воинской обязанности и военной службе», который бы предусматривал обязательное прохождение военной службы всей молодежью призывного возраста

А – считаю, что военную службу должны проходить все молодые люди, достигшие призывного возраста

Б – определенные категории должны быть освобождены от прохождения воинской службы (студенты ВУЗов, лица, проявившие большие способности в науке, искусстве и т.д., слабые здоровьем, испытывающие семейные трудности и т.п.)

В – необходимо ввести альтернативную службу

Г – в армию должны идти по желанию, это должно подкрепляться определенными материальными стимулами (ежемесячная зарплата и т.д.)

14.  Как Вы относитесь к ослаблению России, как мировой державы, падению ее престижа

А – мне очень больно осознавать это

Б – с тревогой и обеспокоенностью

В – отношусь к этому спокойно

Г – стараюсь об этом меньше думать

Д – мне это безразлично

15.  Участвовали ли Вы в мероприятиях, особенно организационных, патриотического или военно-патриотического характера, за  последние два - три года?

А – довольно часто и регулярно

Б – неоднократно

В – очень редко

Г – не участвовал

16.  Существует ли, по Вашему мнению необходимость воссоздания системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских  лет?

А – безусловно, существует,

Б – думаю, что существует

В – в этом нет особой необходимости

Г – такой необходимости нет

Д – затрудняюсь ответить

17.  Что, на Ваш взгляд, необходимо, в первую очередь, сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?

А – повернуть лицом к этой работе деятельность образовательных учреждений

Б – активировать работу на местах и регионах

В – оказать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности

Г – усилить патриотическую работу со сторону Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск

Д – добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

Е – коренным образом отношение к проблеме патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты

Ж – предоставить больше возможности Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество.




БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ!