Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие внимания. 4

2. Основные свойства внимания. 8

3. Развитие произвольного внимания. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

 

Произвольное внимание является сложноорганизованным процессом, в котором можно выделить по крайней мере 3 составляющие. Это - общий уровень бодрствования (активационный компонент), поддержание необходимого уровня активности (мотивационный компонент) и избирательная обработка релевантного сигнала (информационный компонент).

Произвольное внимание наделяет нас потенциальной возможностью выбирать то или иное состояние, регулировать его и – в конечном счете – трансформировать собственную природу.

Видимо, в этом и заключается тайная мощь внимания и физический смысл экзистенциальной Свободы, которая в зачаточном виде присуща человеку, обладающему даром произвольного управления собственным осознанием.

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности.

Цель работы – рассмотреть условия формирования произвольного внимания.

Задачи работы – дать понятие внимания, рассмотреть основные свойства произвольного внимания, изучить


1. Понятие внимания


Вероятно, любой из вас без особого труда сможет представить человека невнимательного. Его недолго искать: он всегда рядом с нами, часто в нас самих. Вот он кивает с умным видом, а потом подводит в ответственный момент, потому что, оказывается, вас не слушал; начинает с утра новую жизнь, чтобы с полудня продолжить старую; спланировав работу на час, не выполняет ее и за пять; приходит за книгой без читательского билета, а с лекции несет «чистый» конспект.

Что это? Болезнь или житейский недостаток? Наша беда или наша вина? Как мы знаем, вовсе не обязательно быть больным человеком, чтобы суметь развалить какую-либо работу. Невнимательность - как раз такое свойство, которое, даже не выходя за рамки физиологической нормы, способно привести к развалу любой деятельности, в том числе и учебной.

О нашей же ответственности (или мере вины) можно сказать так: если человек не воспитывает внимание, значит он воспитывает невнимательность. И так во всем. Если мы не поднимаемся вверх, значит скатываемся вниз. Топтание на месте - лишь форма отставания.

Внимание - такое психическое качество, без которого человек не мог бы выполнить ни одного направленного действия, ни одной мыслительной операции, так как перед исполнением даже самого незначительного дела мы должны выделить его среди других и на нем сосредоточиться. А сосредоточенность и внимание - почти одно и то же. Внимание так и определяется в психологии - как сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. К.К. Платонов приводит более пространное определение: «Внимание - это выделение сознанием одних воспринимаемых объектов с одновременным отключением от других, это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность психики»[1].

Избирательность. Выделение. В самом деле, вряд ли сейчас найдется один из нас, который бы сумел выполнить одновременно несколько дел и с одинаковым успехом. Зато, говорят, Наполеон мог одновременно выполнять семь различных дел. «Трудно проверить, что это так и было,- замечает К. К. Платонов.- Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое»[2]. История знает и другие примеры. Столетиями мир вспоминает, когда надо сказать о какой-то исключительности, императора Юлия Цезаря, также умевшего одновременно делать несколько дел. Наш современник, мастер психологических опытов Юрий Горный демонстрирует параллельно выполнение десяти действий: одной рукой играет на пианино, другой записывает афоризмы, вслух читает незнакомый текст, тут же подсчитывает количество букв в декламируемых кем-нибудь стихах, извлекает корень из многозначного числа и выполняет еще четыре математических задания. Все это в одну минуту.

То, что поражает наше воображение в приведенных примерах, есть не что иное, как результат феноменального развития преимущественно одного из свойств внимания - распределения. Современной психологии известны и другие его свойства: объём, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Распределяемость внимания характеризуется количеством действий, которые человек может выполнить одновременно. Здесь не обязательно обращаться к историческим феноменам - любой студент должен уметь одновременно слушать и записывать лекцию, успевая еще в какой-то мере обдумывать ее содержание. Это свойство не дается от рождения. Если годовалому ребенку, держащему в руке яблоко, дать в другую руку погремушку, он выронит яблоко, так как не сможет распределить внимание даже на два таких простых действия. Но, как мы убедились, это свойство совершенствуется в ходе той или иной деятельности или посредством тренировок.

Под объёмом внимания понимается количество объектов, которое может быть сознательно воспринято в очень короткий промежуток времени, то есть практически одновременно. Обычно объём внимания определяют для зрительных восприятий. Объем внимания зависит от врожденных особенностей человека, но его можно увеличить путем тренировки.

Устойчивость внимания. Это свойство характеризуется способностью удерживать в поле внимания необходимый объект в течение требуемого времени. Почти любой вид учебной деятельности может служить для нашего внимания испытанием на устойчивость.

Примером глубокой концентрации внимания является напряженный творческий труд. При этом может оказаться замедленной реакция на многие события обыденной жизни (так называемая профессиональная рассеянность, прямое следствие большой сосредоточенности-в отличие от рассеянности лентяя).

Если, читая учебник философии, вы все еще продолжаете в уме решать пример из мат.анализа, значит вы еще не овладели произвольным переключением своего внимания. Переключаемость - очень важное свойство, предохраняющее наше внимание от переутомления, объединяюшее единичные акты осмысливания в поступательный процесс мышления.

Различают два вида внимания: непроизвольное - возникающее без нашего сознательного намерения - и произвольное - специально организованное внимание. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, в результате сильных и неожиданных, новых, контрастных и значимых для нас внешних воздействий. Наше внимание привлекает неожиданно наступившая тишина после продолжительного шума и резкий звук в этой тишине, захватывающе интересный фильм или рассказ, темный предмет на светлой водной глади и т. п. Произвольное внимание требует большего напряжения, чем непроизвольное. Оно возникает лишь в сознательной деятельности и присуще только человеку. Именно с произвольного внимания начинается самоуправление.

Психологи полагают, что критерием или мерилом нашей способности управлять своим вниманием может служить время, затрачиваемое на достижение так называемого послепроизвольного внимания. Считают, что оно близко к непроизвольному, так как требует минимума волевых усилий, но не возникает «само собой», а сознательно достигается путем целенаправленного самопринуждения, которое рано или поздно уступает место всепоглощающему интересу (если деятельность построена не на уродливых началах).

Развитие внимания связано с развитием воли, но, в свою очередь, волевые качества человека зависят от особенностей его внимания. Необходимо тренировать и развивать свое внимание. В частности, для тренировки можно использовать специальные картинки-задания, печатающиеся во многих журналах. Но главным полем борьбы за эффективное внимание была и остается для нас наша повседневная работа. Мощным и универсальным стимулятором внимания, как и всей деятельности человека, является обусловленная значительной необходимостью или интересом, сознательно поставленная или полностью принимаемая им цель (например, достигнуть высокого уровня мастерства в избранной специальности). Постоянное соотнесение промежуточных целей (подготовиться к занятиям, проштудировать учебник, заняться спортом и т. д.) с главной, страстно желаемой целью и будет тем приёмом, который поможет организовать ваше внимание в каждом конкретном деле. Отсутствие такого соотнесения приводит к разладу между намерением и исполнением, словом и делом, формализует цель, делает человека последователем «страусовой политики» - «закрывания» глаз на будущее.

Приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях - вот верный путь воспитания внимания. В этом смысле учебная деятельность открывает перед вами неоценимые возможности. Уже одно конспектирование лекции способно полностью задействовать внимание студента во всех его свойствах. Систематичность тренировки здесь обеспечивается систематической же аудиторной и внеаудиторной работой.

Бесспорно, большое значение в деле воспитания внимания будет иметь для вас самостоятельное накопление эрудиции в этом вопросе (сведения, почерпнутые из книг, лекций, бесед со специалистами). Лучший же способ стать внимательным, как считает психолог К. К. Платонов, «это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно»[3]. Лишь тогда изучаемое вами будет понято всерьез и запомнится надолго. Без хорошего внимания нет, как известно, и хорошей памяти.

2. Основные свойства внимания


Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания. Они легко наблюдаются при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений. Двойственным является изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять здесь налицо колебания внимания: стенка то приближается, то удаляется от зрителя. Колебания внимания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить новую задачу перед собой, например представить, что перед вами изображение комнаты, которую необходимо обставить: справа поставить стол и стулья, слева на стену повесить картину… Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не будет. Выводы из этих опытов, касающиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые задачи. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности[4].

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Понятие «объем внимания» близко к понятию «объем восприятия». Понятия – «поле ясного внимания» и «поле неясного о внимания» очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуировать материал[5].


3. Развитие произвольного внимания

 

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте  состоит  в  том,  что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые  средства.  Истоки  произвольного  внимания  лежат  вне  личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания  не приводит к  возникновению  произвольного  внимания.  Последнее  формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.  Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью  которых  он впоследствии начинает сам управлять вниманием.

В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по  типу игры в фанты с запретами : «Да» и «Нет» не говорите, белого  и  черного  не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд  вопросов.  Ребенок  должен  был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию

1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого;

2) не называть дважды один и тот же цвет;

Эксперимент был построен так, что  ребенок  мог  выполнить  все  условия игры, но это  требовало  от  него  постоянного  напряжения  внимания,  и  в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался, когда  взрослый  предлагал  ребенку  в  помощь набор  цветных  карточек,  которые  становились  внешними  вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали  использовать  эти  вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый  и  черный,  откладывали  в сторону соответствующие  карточки  и  в  процессе  игры  пользовались  теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных средств, организующих  внимание  в  связи  с  конкретной частной задачей, существует универсальное  средство  организации  внимания - речь.  Первоначально  взрослые  организуют  внимание  ребенка  при   помощи словесных указаний.  Ему  напоминают  о  необходимости  выполнять  заданное действие, учитывая при этом  или  иные  обстоятельства  Позднее ребенок начинает сам  обозначать словесно те предметы и явления, на которые  необходимо  обращать  внимание, чтобы добиться нужного результата.

   По мере развития планирующей функции речи ребенок  обретает  способность заранее   организовать   свое   внимание   на   предстоящей   деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной само инструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти  карточек  с изображениями животных отобрать  те,  на  которых  было  хотя  бы  одна  из указанных  изображений (например, курицы или лошади), но ни в  коем  случае не брать карточки,  на  которых  было  запрещенное  изображение  (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально  ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В  этих  условиях он с трудом выполнял задание, часто  сбивался.  Однако  ситуация  менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух  инструкцию  (после  внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки  можно брать, а какие  нельзя).  Наблюдения  показали,  что  после  проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного  возраста, дают правильные решения, даже  если  в  последующие  задания  вводят  новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания  в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста использование  речи  для  организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции  взрослого,  дети  старшего  дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в  дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка[6].

 

 

Заключение

 

Чтобы сформировать новый акт произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать задание проверять ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность. Все это сначала нужно давать во внешнем плане, т.е. начинать следует не со внимания, а с организации контроля как определенного, внешнего, предметного действия. А дальше это действие путем поэтапной отработки доводится до умственной, обобщенной, сокращенной и автоматизированной формы, когда оно и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию.

Произвольное внимание развивается из непроизвольного и требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: Оно формируется у ребенка в процессе общения с взрослым. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослыми и ребенком Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом; ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово[7].

Список литературы

 

1.     Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника - М.: Психология, 1996.

2.     Платонов К.К. Психология внимания. М.: Просвещение, 1991.

3.     Рогов Е.И. Общая психология. М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2000.

4.     Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001.

5.     Якобсон С. Г. Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произ­вольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии, 1999. №5. С. 3-10.

 


[1] Платонов К.К. Психология внимания. М.: Просвещение, 1991. С. 16.

[2] Платонов К.К. Психология внимания. М.: Просвещение, 1991. С. 22.

[3] Платонов К.К. Психология внимания. М.: Просвещение, 1991. С. 57.

[4] Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника - М.: Психология, 1996. С. 144-145.

[5] Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001. С. 108-109.

[6] Якобсон С. Г. Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произ­вольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии, 1999. №5. С. 3-10.

[7] Рогов Е.И. Общая психология. М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2000. С. 191.