Содержание

Введение. 3

1. Потребности человека и их классификация, особенности человека как основа его запросов. 4

1.1.Понятие и классификация потребностей человека……………………………4

1.2. Индивидуализация и многообразие жизненных стилей в современном обществе  8

1.3. Индивидуализация жизненных стилей и потребительские предпочтения. 11

2. Понятие, основные факторы и показатели уровня жизни населения. 16

2.1. Понятие уровня жизни населения. 16

2.2. «Стоимость жизни» и «потребительская корзина». 19

2.3. Повышения уровня жизни и совершенствование социальной сферы общества  24

2.4. Основные факторы уровня жизни. 25

2.5. Повышение качества жизни населения России. 30

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Введение

  Уровень  жизни населения и факторы, определяющие его динамику играют важную роль в повышении потребностей населения . 

Все преобразования, которые  так  или  иначе  могут повлечь   изменение   уровня  жизни,  вызывают  большой  интерес   у   самых разнообразных слоев населения.

Переход к рыночным отношениям  внес значительные изменения  в  регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. 

   Уровень жизни – многогранное  явление,  которое  зависит   от  множества разнообразных причин, начиная от территории,  где  проживает  население,  то есть географических факторов, и заканчивая общей  социально-экономической  и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел  в  стране.  На уровень жизни  в  той  или  иной  степени  может  влиять  и  демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные  условия,  объем  и  качество потребительских товаров и др.

В свою очередь уровень жизни оказывает непосредственное влияние на потребности населения, эти потребности зависят, как и уровень жизни  от многих факторов.

Цель работы:  рассмотреть, каким образом уровень жизни влияет на развитие потребностей населения.

Задачи:

1.                             Дать понятие потребностей и определить на основе чего они формируются;

2.                             Рассмотреть понятие и показатели уровня жизни населения.


 



1.   Потребности человека и их классификация, особенности человека как основа его запросов


1.1.    Понятие и классификация потребностей человека


Потребность в самом общем смысле есть состояние нужды, недостатка в чем-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка.

Потребность – одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности[1].

Потребности могут испытывать индивиды, группы, организации, общество в целом. Они могут быть осознан­ными и неосознанными. Неосознанные потребности называются влечениями. Осознанные потребности выступают как интересы, мотивы, ориентации, установки, цели, решения, действия.

Все потребности классифицируются в зависимости от критерия (основания) по различным группам. Можно выделить следующие группы потребностей:

- материальные;

- духовные;

- индивидуальные;

-   групповые;

-   производственные и непроизводственные;

-   рациональные и нерациональные;

-   текущие и ожидаемые;

-   реальные и идеальные;

-   жизненно важные и второстепенные;

-   традиционные и новые;

-   постоянные и временные;

-   возвышенные и низменные.

По критерию (основанию) происхождения потребности делятся на биогенные (первичные) и социальные (вторич­ные).    К   числу   первичных   относятся    потребности    в самосохранении,   т. Е.   пище,   воде,   отдыхе,   сне,   тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др. Ко вторичным   относятся   потребности   в   самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т. Д.; потребности   в   знаниях,   саморазвитии,   в   творчестве, самовыражении. Все потребности человека (вторичные и первичные)    носят    социальный    характер,    формы    их проявления зависят от уровня развития культуры, общест­ва. Само «рождение» различных потребностей человека происходит     в     процессе     общественно-исторического развития. Чем разнообразнее деятельность человека, тем сложнее система ценностей и богаче его потребности, так как    именно    ценности    человека    являются    основами формирования его потребностей[2].

Известный американский социальный психолог Абра­хам Маслоу (1908-1970) создал иерархическую теорию потребностей, которая до сих пор является исходной основой для многих современных моделей мотивации труда и нашла применение на практике (прежде всего при организационных нововведениях).

А. Маслоу исходит из иерархии потребностей, завися­щих от фазы развития индивида и приоритетного ранжиро­вания потребностей. Согласно его теории, человек, прежде чем перейти к следующей категории (иерархии) потребно­стей, должен попытаться удовлетворить доминирующие потребности (потребности более низкой иерархии). Удовлетворение потребностей низшего порядка позволяет более высоким потребностям служить мотиватором человеческого поведения и влиять на него. Интенсивность (настоятельность) уже удовлетворенных потребностей ослабляется, а настоятельность потребностей высшего порядка повышается. Происходит эволюция структуры потребностей в зависимости и от уровня развития индивида, по мере его перехода от общей цели обеспечения жизненного минимума к целям более высокого порядка, относящимся к стилю и качеству жизни

Иерархия потребностей по А. Маслоу Функциональные потребности – это фундаментальные (жизненные) потребности. Будучи удовлетворенными, они перестают быть доминирующими факторами мотивации и более на поведение индивида не влияют. Потребности в безопасности – это потребности в физической и психоло­гической безопасности.  Социальные потребности – это потребности во взаимопомощи, сопричастности, чувстве общности. Потребности в уважении – это потребности в самоуважении, личном достоинстве, в признании, наличии значимого социального статуса. Потребности в самоактуа­лизации — это потребности в самореализации, развитии личности.    В    реальной   жизни    все    категории   (типы) потребностей сосуществуют, причем та или иная категория (тип)   потребностей   приобретает   большую   важность   в зависимости от особенностей индивида или в соответствии с теми обстоятельствами, в которых индивид находится в данное время[3].

Говоря о доминировании тех или иных иерархий по­требностей, А. Маслоу вовсе не имел в виду необходимость их  полного  (100 %-ного)  удовлетворения.   Более  того, последовательность потребностей, изложенная А. Маслоу (функциональные, в безопасности, социальные, в самоува­жении   и   самоактуализации),   не   обязательна  для   всех людей.   Биографии   выдающихся   творческих   личностей доказывают   индивидуализацию   структуры   и   иерархии потребностей. Для многих из них потребности в творчест­ве, в самоактуализации становились доминирующими не после удовлетворения потребностей более низкого порядка (физиологических,    в    безопасности),    а    тогда,    когда основные потребности в пище, жилище, безопасности, по сути,   не  удовлетворены   или  удовлетворены   на  «грани выживания». Хотя, конечно, удовлетворение потребностей существования (низшего порядка) на некотором базовом уровне – необходимое условие формирования всех других потребностей.   Следовательно,   в   иерархической   теории потребностей  А. Маслоу следует обратить  внимание на следующие положения:

-        индивидуальные   различия   в  составе,   иерархии   и

значимости потребностей;

-   уровни удовлетворения потребностей,[4]

-   на зависимость потребностей от системы ценностей. Очевидно,    все   категории   (иерархии)   потребностей

можно подразделить на две группы:

-   потребности существования (в пище, одежде, безопас­ности, причастности);

-   потребности достижения целей жизни (материальные, социальные, интеллектуальные, духовные).

Для потребностей существования можно выделить два уровня удовлетворения: минимальный и базовый. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существо­вания может быть представлен затратами времени, которое тот или иной индивид отводит на удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилье, безопасности.

У большинства людей уровень удовлетворения потреб­ностей существования влияет на структуру интеллектуаль­ных, социальных, духовных потребностей.

После достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения цели. При этом материальные потребности считаются нормой для каждой группы населения, если уровень их удовлетворения равен базовому. При превыше­нии базового уровня материальные потребности могут выступать как потребности в роскоши (это же относится и к «демонстративному» потреблению). Социальные потребности также можно разделить на две группы: преимущественно эгоистические и преимущественно альтруистические. К эгоистическим потребностям относятся потребности в свободе, славе, власти, признании, уважении. К альтруистическим – потребности в благотво­рительности, любви к детям, родителям, другим людям. Любовь помимо потребности в привязанности подразуме­вает еще и потребность получать и отдавать любовь.

Интеллектуальные потребности – это потребности в знаниях, творчестве. Духовные потребности – это потребности в духовном совершенствовании, вере, истине, правде.

Перечисленные потребности достижения целей жизни обычно проявляются либо как стремление к большему удовлетворению потребностей существования (потребно­сти в роскоши, признании, во славе); либо как появление новых групп потребностей (в знаниях, в творчестве, духовном совершенствовании)[5].

1.2. Индивидуализация и многообразие жизненных стилей в современном обществе

Неравенство с точки зрения социологической теории не является ценностно-негативным понятием. Оно должно пониматься как инакостъ, несхожесть,, как плюрализация жизненных и культурных стилей. Наряду с социальными проблемами, возникающими вследствие провалов социального государства, сегодня даже в российском обществе наблюдается всеобщая экспансия образования, индивидуализация и плюрализация жизненных стилей и планов, освобождение от традиционной социальной среды. Стало возможным для отдельных категорий населения говорить о «жизненных программах», внешне напоминаю­щих карьерные планы в профессиональной деятельности, но, по сути, не сводимые к ним, а ориентированные на личностную реализацию в самых разных (а иногда и параллельных сферах жизни).

Это увеличение возможностей самореализации соответ­ствует и формальным изменениям стандартного жизненно го цикла. Появились новые возрастные статусы (помимо традиционных: детства, юности, взрослости и старости):

послеюношеская   стадия,   предполагающая   возмож­ность  продления   времени  обучения   и   образования  (по сравнению со старшими когортами);

послеродительская    стадия,   дающая   возможность (прежде всего женщинам) начать «новую жизнь» (когда выросшие дети покидают семью);

пенсионная стадия (для женщин), дающая возмож­ность    (и    диктующая    необходимость)    не    порывать полностью с активной занятостью в народном хозяйстве.

Независимо от того как оценивается данное явление с идеологических позиций, сегодня наблюдается и плюра­лизм форм семейной жизни: Кроме традиционной «ядерной» семьи появляются семьи родителей-одиночек, либо внебрачные союзы с детьми и без детей.

Индивидуализация и плюрализация жизненных стилей выступает как глобальный процесс, затрагивающий и Россию. Именно в борьбе за выживание в российском обществе происходит обогащение жизненно-стилевого репертуара индивидов, появляются свои формы индиви­дуализации и плюрализации современного социокультур­ного развития. К ним можно отнести следующее:

-        резкое даже скачкообразное увеличение количества самых   разнообразных    жизненных    форм    и    стилей, имеющих исключительно культурное происхождение и не сводимых к традиционным формам социальной структуры (сословию, классу, слою). Они не связаны и с категориями демографической, профессиональной или экономической структуры общества;

-        крайняя условность и подвижность профессиональной структуры как результат освоения таких жизненных форм, к которым   люди никогда бы не обратились в стабильной ситуации    (например,    необходимость    приработка    для содержания семьи: ученый может часть своего времени работать водителем такси, рабочим служащим, коммерче­ским посредником и др.). В результате применительно к отдельной  личности  происходит релятивизация (относительность, условность) жизненных стилей, разрушающая стабильные стратификационные идентификации, которые в полной мере уже не могут быть восстановлены даже в условиях возможной социально-экономической стабильно­сти (потеря «стилевой невинности»).

- повышение роли аскриптивных (натуралистических) статусов и соответствующих форм поведения, вызванное, во-первых, борьбой за выживание, успех в которой в значительной мере зависит от природных характеристик, во-вторых, - резким возрастанием распространенности презентативного, инсценировочного поведения. Последнее особенно важно, так как отражает поиск новых идентифи­каций взамен утерянных. В результате инсценируемые культурные стили неизбежно ведут к плюрализации и индивидуализации реализуемых жизненных форм.

-        чрезвычайно широкое предложение в области образо­вания, что ведет прежде всего к горизонтальной дифферен­циации, т. Е. к распределению обучающихся по группам, характеризующимся    различными    формами   и   стилями жизни.   Образование   стало   средством   освоения   новых стилей (наряду с прежней функцией – самоопределением личности).

-        утрата социальной мобильностью своей мотивирую­ щей силы, так как получение образования еще не говорит о подъеме   по   социальной   лестнице,   а   является   только свидетельством  индивидуального  достижения   и  залогом достижений  в  будущем.   Данное  обстоятельство   можно объяснить отсутствием стабильной и единообразной шкалы престижа  профессий  в условиях  переходного  состояния общества   (для   одних   категорий   населения   престижно заниматься    философией,    антропологией,    социологией, психологией и т. П.; для других – естественными науками; для третьих, - престижными могут быть те профессии, которые   не   предполагают   систематического   обучения: персональная  охрана,   шоу-бизнес,   просто  коммерция  и т. Д.). Именно поэтому снижается роль социальной мобильности, которая в принципе ценится только в стабильной системе престижа. В современных российских условиях речь может идти только об индивидуальной оценке престижа профессии или рода деятельности.

-        организационная   специфика   российской   политики, состоящая в том, что практически полностью отсутствует социально-слоевая   идентификация   политических   парий: блоки,    партии,    движения    регулируются    актуальными политическими  темами,   по  которым   может  возникнуть временная общность целей, и конкретными политическими ситуациями.  Насколько подвижны партии, настолько же подвижен избиратель, он неоднократно меняет предпочте­ния исходя из жизненного и культурного стилей.


1.3. Индивидуализация жизненных стилей и потребительские предпочтения

Изложенные в п. 2.1. источники плюрализации и индиви­дуализации   жизненных  стилей   и   форм   обусловливают некоторое     «размывание»     традиционной     социальной структуры   и   усиливают   возможность   индивидуального подхода в такой практической области жизнедеятельности, как   обслуживание.   В   обслуживании   приобретает   все большее значение изучение потребительских предпочте­ний. При этом следует ориентироваться, как становится очевидным,  не  на  группы  в  социальном  смысле,  а на агрегаты в техническом смысле слова, т. Е. на множество индивидов, обладающих определенными, одними и теми же  (или  сходными)   потребительскими  предпочтениями. Сами  же  предпочтения  являются  атрибутами того  или иного жизненного стиля или жизненной формы.

Подобный жизненно-стилевой подход к выявлению предпочтений в области потребления содержит несколько формальных свойств (признаков):

-   целостность;

-   добровольность;

-   характерность;

-   распределение шансов стилизации;

-   распределение стремлений к стилизации.

Под целостностью понимается большая или меньшая полнота проявления в жизненном стиле всех черт индивида или группы (агрегата). Создается целостный образ личности, группы (агрегата), который может складываться даже из мелких жизненных деталей.

Добровольность – это свободный выбор индивидом своего стиля (в отличие от класса, слоя, социальной группы, к которой он принадлежит с рождения).

Характерность – это момент своеобразия, придающий жизненному стилю свой облик, который легко идентифи­цируется и узнается.

Распределение шансов стилизации связано с ценностной и нормативной системами, с уровнем жизни и благосостоя­ния индивида. Ценностный и нормативный плюрализм и общественное богатство – необходимые условия возраста­ния свободы выбора индивида и многообразия «предлагае­мых» жизненных стилей. Так, чем слабее традиционные нормы и регуляции (институциональные, ситуационные), тем очевиднее появление жизненных стилей, «конкури­рующих» между собой за свободно выбирающего индивида. В то же время чем выше материальное благосос­тояние и равенство в распределении благ, ресурсов, возможностей образования, тем больше альтернатив выбора стилей.

Распределение стремлений к стилизации рассматрива­ется на двух уровнях: всего общества и индивидуальном. Па уровне общества стремление к стилизации проявляется сегодня как свойство средних слоев. Высшие слои, как правило, не стремятся к стилизации жизни, так как не стоят перед необходимостью ограничивать себя. Жизненный стиль высших слоев отражает свободу и естественную независимость по отношению к общественным нормам и соглашениям, они без всякого насилия над собой остаются в рамках собственной культурной традиции. Стиль высших слоев – это их традиция. Низшие же слои общества остаются такими, какими есть, но потому, что не могут жить    иначе,    так    как    материальные    обстоятельства постоянно диктуют им тот образ и стиль жизни, в котором нет места для стилизационных экспериментов. На уровне индивида стремление к стилизации также распределяется главным образом по различным этапам жизненного пути: наиболее высоки стремления (как и шансы) в юности и в периоде  взрослости.  В  старости же  многие жизненные стили  становятся    просто    физически    и    биологически недоступными, социальные факторы все больше уступают биологическим. В детстве также возможности и стремле­ние к стилизации невелики, так как, с одной стороны, это период активного внедрения в сознание ребенка моральных норм (что противоречит самой возможности стилизации), с другой, - его видение мира ограничено горизонтом дома и школы,    представляющих    весьма    узкий    «репертуар» стилизационных возможностей.

Распределение шансов и стремлений к стилизации, следовательно, связано с аскрилтивными (пол, возраст, цвет кожи, цвет волос, физическая конституция, соотноше­ние объемов груди, талии, бедер и т. П.) и социальными признаками (уровень дохода, объем и престижность образования, профессии и т. П.). Все эти индивидуальные факторы играют существенную роль, определяя и предписывая конкретные направления и содержание принимаемых и осваиваемых стилей жизни, а как следст­вие – потребительских предпочтений.

Сама постановка вопроса о потребительских предпочте­ниях фиксирует формирование в российском обществе потребительской культуры. Этот процесс происходит под влиянием рекламы, пабликрилейшнз и других маркетинго­вых коммуникаций и новых ранее, невозможных для освоения жизненных стилей. На основе учета стилей жизни маркетолог пытается «нащупать» глобальный продукт системы ценностей личности, ее отношений и активности, а также манер потребления.

При этом используется «психографический» метод, состоящий в том, чтобы составить набор контрольных вопросов (от 300 до 500 в зависимости от цели исследова­ния) и попросить репрезентативную группу респондентов отметить степень согласия или несогласия с ними по пяти

или семибалльной шкале. Параллельно собирается информация о потребляемых товарах и услугах и характе­ристике респондентов (индивидуальной и социальной). Затем маркетолог должен установить соответствие между полученными оценками по всем утверждениям типа «активность личности», «интересы личности», «мнение личности», уровнем потребления товара (услуги) и характеристиками респондентов. Первый опыт использова­ния стиля жизни для выявления потребительских предпоч­тений (на языке маркетинга – для сегментирования покупателя по стилю жизни) позволяет выделить три типа российских покупателей[6]:

-    потребители-«романтики»,   «прожигатели жизни» (молодые  люди,  обладающие  скромными  финансовыми ресурсами,    но    огромной    готовностью    их    тратить). Престижность  товара   (услуги)   они   рассматривают   как средство социализации, способ выразить принадлежность к своей   группе.   Для   них   характерны:    низкий   уровень потребления, готовность тратить,  внимание и доверие к рекламе;

-    богатые прагматики (лица, занятые в частном секто­ре). Для них характерны готовность и возможность тратить значительные   денежные   средства,   осмотрительность   в покупках. Они знают цену деньгам, умеют их зарабатывать и хотят за свои деньги иметь то, что больше всего их устраивает. Для пожилых характерны:  высокий уровень потребления; осмотрительность в тратах; мотивы покупки - престиж; внимание к рекламе в сочетании с осторожным к ней отношением;

-        «социалистически консервативный» тип потребителя (в основном  социально  незащищенная  группа  пожилых людей старше 55 лет). Эта группа ориентирована только на выживание и обладает слабыми способностями к адапта­ ции в новых социально-экономических условиях. Для них характерны:    низкий   уровень   потребления;    нежелание тратить деньги; мотив покупки – доступная цена, раздра Д. Рисмен, исследовавший потребительские предпочте­ния, выявил восемь стилей: борцы, сторонники, стремя­щиеся, делатели, выполнившие, достигшие, познавшие, актуализаторы. Естественно предположить, что такого рода исследования достаточно трудоемки. Пока в России анализ потребительских предпочтений ориентирован на высокодоходные слои населения.

Для создания долговременного покупательского пред­почтения используется такой инструмент маркетинга, как брэндинг (образ марки данного товара). Чтобы стать брэндом, товарный знак должен приобрести известность на рынке и доверие у покупателя. С точки зрения воздействия на покупателя брэнд можно подразделить:

-   на словесную часть марки (brand-name),

-   на визуальный образ марки (brend-image).

В России наиболее эффективно использование макси­мально персонифицированного словесного брэнда (например, фамилия известного владельца, образ лидера известной группы в качестве рекламного брэнда-имиджа, а также запоминающийся слоган).­

2. Понятие, основные факторы и показатели уровня жизни населения

2.1. Понятие уровня жизни населения

По мере развития экономики  последовательно возрастает материальный и культурный уровень жизни членов общества. Важно выяснить содержание этой категории.

Уровень жизни – это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества – рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.

При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают:

1) материальные потребности. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,

2) духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания?

3) социальные потребности. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.

В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:

1) реальные доходы на душу населения;

2) общий объем потребления материальных благ и услуг;

3) уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;

5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;

6) уровень социального обеспечения;

7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;

8) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.

Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

1) уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;

2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;

3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;

4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;

5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.

В современной российской экономике увеличение реальных доходов населения осуществляется прежде всего за счет роста вознаграждения за труд.  Данная тенденция, наряду с ростом выплат прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных) фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизни различных социальных слоев и групп населения.

Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей.

Образ жизни – это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: - труд, формы его социальной организации; - быт, формы использования свободного времени; - участие в политической и общественной жизни; - формы удовлетворения материальных и духовных потребностей; - правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.

Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей в той или иной формации, на той или иной стадии общественного роста. В свою очередь, образ жизни оказывает активное влияние на экономические и общественно-политические процессы в обществе.

Понятия образа жизни и уровня жизни взаимосвязаны, но не являются тождественными. Например, показатели уровня жизни могут характеризовать и образ жизни. Однако уровень жизни представляет собой только одно из условий формирования образа жизни, активно воздействует на жизнедеятельность людей. Вместе с тем при одном и том же уровне жизни образ жизни может существенно отличаться.

В социально неоднородном обществе нет и не может быть единого образа жизни. Глубокие различия в образе жизни, в свою очередь, закрепляют социальную дифференциацию общества.

Так, при капитализме образ жизни господствующих, имущих слоев населения характеризуется постоянным стремлением к максимизации прибыли, преклонением перед деньгами и вещами, олицетворяющими богатство, и вытекающими отсюда конкуренцией, индивидуализмом и прагматизмом людей. Чертами образа жизни работников при капитализме являются неустойчивость материального положения, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза безработицы, страх перед необеспеченной старостью, имущественные барьеры в получении образования, дискриминация по половому, возрастному и национальному признакам. К тому же существуют различия в образе жизни рабочих, крестьян, интеллигенции; жителей города и деревни; представителей индустриального и сельскохозяйственного труда; работников преимущественно умственного и преимущественно физического труда.

Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны.

2.2. «Стоимость жизни» и «потребительская корзина»


В настоящее время в Российской Федерации осложнилась ситуация на потребительском рынке. Это связано с неоправданно высоким ростом общего объема денежных доходов населения, значительно опередившего предложение на рынке товаров и услуг. Особенно страдают в связи с данными процессами отдельные группы населения. Имеет место дефицит практически всех видов товаров первой необходимости, необоснованно растут цены на потребительские товары, «вымываются» товары дешевого ассортимента, расширяется коммерческий рынок. Спрос населения на большинство товаров приобрел ажиотажный характер. В результате сложилось положение малообеспеченных групп населения, семей с фиксированными доходами, заметно возросла социальная напряженность в обществе.

Все эти процессы обусловливают актуальность определения стоимости жизни. Положительный опыт в области определения стоимости жизни был приобретен в нашей стране в 20-х годах. Для этой цели был разработан бюджетный индекс стоимости жизни. Начиная с 30-х годов в силу ряда причин этот опыт был, к сожалению, утрачен. Была утрачена и объективность в области социальной статистики.

В настоящее время возникла острая необходимость в исчислении стоимости жизни, или, точнее, индекса стоимости жизни (ИСЖ). В этой связи необходимо более точно определить сущность и назначение ИСЖ. Категория стоимости жизни может быть использована применительно к определению стоимости рабочей силы. Раскрывая экономическую природу заработной платы как превращенной формы стоимости рабочей силы, следует сказать, что стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Стоимость жизни определяется рядом факторов: - уровнем цен на продовольственные товары и услуги; -динамикой различных видов доходов, сбережений; - улучшением системы бесплатного обслуживания; - изменением налогообложения, личных доходов; - структурными изменениями в потребности населения; - условиями жизни и трудовой деятельности; - требованиями моды и меняющимися вкусами и привычками потребителей;- совокупностью демографических характеристик населения.

При таком понимании термин «стоимость жизни» в большой степени соответствует содержанию уровня жизни населения, его благосостоянию. Для расчета индекса стоимости жизни фиксируется набор потребительских благ – или «потребительская корзина».

Различают рациональный (оптимальный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины». Рациональный состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо. Набор продуктов питания в «продовольственной корзине» определяется по нормативам, разработанным Институтом питания академии медицинских наук Российской Федерации.

Данные свидетельствуют о том, что в последние годы потребление продуктов питания в России в расчете на душу населения существенно снизилось. По ценным продуктам питания оно оказалось ниже рациональных норм потребления, а уровень потребления многих других продуктов питания находится ниже и минимальных норм питания.

В расчете рационального и минимального состава «потребительской корзины» используются наборы продуктов для двенадцати половозрастных групп населения: дети в возрасте 1-3 года, 4-6, 7-10 и II-13 лет; девушки в возрасте 14-17 лет; юноши в возрасте 14–17 лет; мужчины в возрасте 18-59 лет, 60-74 года, 75 лет и старше; женщины в возрасте 18-54, 55-74 и 75 лет и старше. Структура потребления в различных группах населения существенно дифференцирована. Поэтому необходимо обеспечить построение научно обоснованной «потребительской корзины» материальных благ и услуг для каждой из них с выделением отдельных категорий населения: престарелые, инвалиды, одинокие женщины с детьми, многодетные семьи.

Особое значение имеет обоснование стоимости жизни и соответствующей «потребительской корзины», которая признается в качестве минимального прожиточного минимума, Величина этого минимума – одна из основных характеристик жизненного уровня населения, необходимый ориентир при разработке мер по его социальной защите.

Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), а также минимальных потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину».

Наборы продуктов и услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.

Индекс потребительских цен прожиточного минимума является относительной величиной. Он характеризует изменение стоимости минимальной «потребительской корзины», а также показывает, насколько дороже или дешевле стали реальные условия жизни для низкодоходной части населения. Индекс рассчитывается по формуле Ласпейреса.

С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:

- полная индексация. Она осуществляется в точном соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги;

- частичная индексация. Она осуществляется в определенной пропорции к индексу цен.

Чем выше уровень индексации доходов, тем более существенное влияние она оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее рассасывается неудовлетворенный спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы и т. п.

Особенно остро вопрос об индексации стоит в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный уровень доходов или рост доходов которых значительно отстает от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения). В этих условиях необходимы дотации к растущим розничным ценам.

Дотации к розничным ценам являются результатом отклонения цен на ряд товаров ниже их стоимости. Величина дотации определяется как разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Дажб если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.

А откуда берутся государством средства для осуществления дотаций? Их источниками являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.

Таким образом, важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.


2.3. Повышения уровня жизни и совершенствование социальной сферы общества


В повышении уровня жизни населения в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:

1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;

2) социальные гарантии. К ним относятся право на труд, удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;

3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;

4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;

5) развитие социальной активности всех членов общества. Оно предполагает раскрытие и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;

6) гражданская сплоченность всех составляющих общество социальных слоев и групп, усиление социальной однородности общества.

Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.

 

2.4. Основные факторы уровня жизни

 

   Наиболее существенными факторами, которые могут координально  влиять  на изменение  уровня  жизни  населения,  являются  политические  факторы.   Они включают   характер  общественного  (государственного)  строя,  устойчивость института права и соблюдение прав  человека,  соотношение  различных  ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

   Именно политическая власть, которая  способствует  подъему  экономики  и развитию предпринимательства,  создает  необходимые  стартовые  условия  для повышения уровня жизни в стране.

   Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно  взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ''мешать'' друг другу. Это можно проследить на примере не так  давно  легально  появившегося  в российской экономической  действительности  предпринимательства,  которое  в своем   развитии   прошло   несколько   этапов.    На    каждом    из    них предпринимательский  слой  численно  рос  и  обновлялся,  в  него  вливались представители новых социальных  и  возрастных  групп,  обладающие  различной социально-политической культурой.  В  этих  условиях  менялось  и  отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.  ''Теневой  бизнес''  расцвел  еще  в  60-70-е  годы.  В  обществе,  где предпринимательская  деятельность  преследовалась   законом,   а   свободное политическое  пространство  отсутствовало,  дельцы  ''теневой   экономики'', которых  лишь  условно  можно  назвать  предпринимателями,  были   поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности  и  действующие  с  оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене.

   Перестройка открыла  новый  этап  в  развитии  предпринимательства.  Его деятельность  была  легализована,  в   стране   начал   складываться   новый альтернативный сектор экономики, который позволил многом  получить  источник дополнительного  дохода.  Развитие  предпринимательства  совпало  с   мощным демократическим подъемом в стране. В 1988-1990 годах практически  все  члены российского   предпринимательства   включились    в    политическую    жизнь (участвовали  в  митингах,  собраниях,  манифестациях,  работали  в   клубах избирателей). Вновь созданные коммерческие  структуры  оказывали  финансовую помощь  политическим  партиям  и   движениям   демократической   ориентации, финансировали  избирательную  программу  их  кандидатов[7].  То  есть   люди получили возможность не только зарабатывать  деньги,  но  и  непосредственно участвовать в политической жизни страны.

   Таким образом  видно, что изменение концепции  социального  развития,  в нашем случае переход от  прямого и непосредственного  управления  экономикой со  стороны  государства  к  свободному  рыночному  механизму  и  построению общественной  жизни  на  демократических   принципах,   прямо   и   косвенно отражается на  уровне  благосостояния  населения  и   его  отдельных  групп.

Переход России к рыночным отношениям,  развитие  предпринимательства,  отказ от планирования и так далее прежде  всего  отразились  на  реальных  доходах большинства населения  страны.  Далеко  не  все  смогли  сориентироваться  в быстро меняющихся условиях  и  заняться  частным  предпринимательством,  что привело к  скоплению  денежных  сбережений  семей  в  руках  незначительного меньшинства.  Наиболее  подготовленными   к   новому   курсу,   к   процессу приватизации   представители  партийной  номенклатуры  и  лидеры   ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в  перераспределение  пошла  и значительная часть необходимого продукта, то  есть  реальная  оплата  труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате  чего  было  коренным  образом подорвано доверие к новому строю и  к  политической  власти,  осуществляющей курс на рыночную экономику.

   Для  завоевания  этого  доверия  необходимы  реальные  меры  в   области национальной трудовой политики, которые охватывали бы  различные  компоненты уровня жизни,  а  именно  занятость,  условия  и  оплата  труда,  социальные гарантии, и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений.

   Сильное влияние  на  уровень  жизни  населения  оказывают  экономические факторы,  куда  относятся  наличие  экономического  потенциала   в   стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.

   Об уровне жизни в стране можно судить и по  соотношению  обеспеченных  и бедных слоев населения. В мировой  практике  различают  две  основные  формы бедности: абсолютная – при отсутствии дохода, необходимого  для  обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или  семьи,  и  относительная  – когда доход не превышает 40-60% среднего  дохода  по  стране[8]. Межстрановое сопоставление бедности носит условный  характер  в  силу  неодинаковой  базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для  расчета  порога бедности.

   В России доля населения, проживающего за чертой бедности,  за  последнее десятилетие сильно увеличилась. Минимальные  жизненные  потребности  россиян оцениваются в настоящее время  по  набору  товаров  и  услуг,  включенных  в прожиточный  минимум.  Продовольственный  набор  для  расчета   прожиточного минимума   разрабатывается   специалистами   Института   питания    Академии медицинских наук России. Структура бюджета прожиточного минимума включает  в себя, помимо расходов на питание,  расходы  на  непродовольственные  товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

   Наиболее отстающим компонентом уровня жизни, особенно в сопоставлении  с развитыми  странами,  являются  в  Российской  Федерации  все   виды   услуг населению.

   В развитых странах платные услуги  занимают  в  потребительском  бюджете населения, как правило, большее место, чем питание. Эти  услуги,  во-первых, не  сопоставимы  с  российскими  по  составу,  во-вторых,  весомо   различие качества этих услуг, соответственно и цены на них.

   Важной составной частью экономического потенциала является  национальное богатство, которое представляет собой  совокупность  материальных  ресурсов, накопленных  продуктов  прошлого  труда   и   учтенных   и   вовлеченных   в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество[9].

   Остающаяся за вычетом потребленных в процессе производства средств труда и материальных затрат  часть  совокупного  общественного  продукта  является национальным  доходом,  рост   которого   позволяет   государству   повышать минимальный размер  оплаты  труда  и  пенсии,  размеры  социальных  пособий, осуществлять различные социальные программы  и тому подобное.

   Уровень и  динамика  производительности  труда  также   является  важным фактором роста ВВП  и  национального  дохода,  а  значит,  и  уровень  жизни изменяется в  зависимости  от  динамики  производительности  труда.  В  свою очередь производительность труда зависит от развития НТП,  совершенствования организации  труда,  производства  и  управления,    социально-экономических факторов.

   Развитие  социальной   сферы   (науки,   образования,   здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение  социальных  потребностей  населения, способствует развитию интеллекта нации,  влияет  на  экономическое  здоровье общества и так далее.

   В мировой практике  уровень и  динамика здоровья населения  ставятся  на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку  рассматривается  как базисная потребность человека и главное условие его деятельности.  Основными измерителями   здоровья    общеприняты    показатели    средней    ожидаемой продолжительности  жизни  при  рождении  и  коэффициент  смертности.  Кризис последних лет привел ко  все  большему  сокращению  продолжительности  жизни россиян,  а  смертность  все  больше  возрастала.  Динамика   смертности   в значительной   мере   определяется    ослаблением    здоровья,    ухудшением здравоохранения и питания людей.

   Характеризуя условия здравоохранения, необходимо  иметь  ввиду  как  его результаты,  так  и  используемые  средства,  а  именно,  не  только   число больничных коек, но и все медицинское  оборудование  –  все  основные  фонды здравоохранения, и не только численность врачей,  но  и  всего  медицинского персонала, включая средний и младший.

   Обобщающим индикатором уровня  культуры  в  мировом  сообществе  принято считать среднее число лет  обучения населения (в возрасте 25 лет и  старше). За последние 20 лет этот показатель  в Российской Федерации поднялся  в  1,5 раза.

   С  начала  90-х  годов  из-за  недостатка  финансовых   и   материально- технических  ресурсов  в  РФ  наблюдается   процесс   известной   деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят  обучение на коммерческую основу,  уменьшилась  издательская  деятельность,  закрылись многие  библиотеки,   дома   культуры,   снизилась   посещаемость   театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд[10]

   В настоящее время гораздо меньше средств тратиться  на  развитие  науки, что также отрицательно сказывается на положении страны.

   Для  преодоления  этих  негативных  факторов  необходимо  дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в сегодняшних условиях  России, но очень важно для дальнейшего развития и благополучия страны.

   Кроме  рассмотренных  выше  к  факторам,  определяющим   уровень   жизни относятся:   условия  труда,   условия   отдыха,   социальное   обеспечение, социально-бытовая  обстановка (в том числе  экологические  условия,  уровень преступности и тому  подобное),  личные  сбережения.  Как  показывает  опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих  факторов  и  по  ним  в целом  практически  невозможны.  Эти  условия  жизни  находятся   в   прямой зависимости  от  наличных  в  стране  общих  ресурсов  для   потребления   и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

2.5. Повышение качества жизни населения России


Мировая практика накопила значительный опыт в области повышения престижности и качества жизни работников. На протяжении длительного времени на многих предприятиях апробируются новые методы стимулирования, побуждающие работников трудиться более эффективно, что является одним из важнейших факторов создания благоприятных условий для повышения качества их жизни, использования в этих целях методов близкой и дальней мотивации.

Повышение качества жизни осуществляется на основе специально разрабатываемых для этих целей корпоративных программ, систем, моделей, которые включают в себя широкую гамму вопросов:

выбор и апробацию новых форм организации и стимулирования труда;

совершенствование планирования индивидуальной и коллективной деятельности;

ротацию трудовой деятельности;

участие работников в распределении прибыли;

создание «кружков качества»;

делегирование полномочий в принятии решений;

создание коллективных органов управления производством;

использование методов повышения качества трудовой жизни (безопасность и здоровые условия труда, развитие способностей, справедливость, развитие трудовой демократии, профессиональный рост, удовлетворение потребностей в самовыражении, защищенность работника).

Модели мотивации повышения качества жизни и трудовой деятельности работников как в России, так и в других странах строятся таким образом, чтобы максимально побудить индивида или коллектив к деятельности по достижению личных и коллективных целей.

Применительно к российской экономике предпосылок для повышения качества жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:

во-первых, в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением качества жизни работников;

во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования заработной платы не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающих. По состоянию 1996 г. в ряде отраслей до 40% работающих получают заработную плату ниже прожиточного уровня. Произошла резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз;

в-третьих, на качество жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются;

в-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению качества жизни;

в-пятых, повышению уровня качества жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;

в-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.

Акцентируя внимание на необходимости разработки систем мотивации, в основу которых закладываются определенные процедуры и правила, с помощью которых достигается конечная цель мотивационной системы – повышение жизненного уровня работников, нельзя не замечать, что эффективность мотивации проявляется на каждом в отдельности предприятии или фирме с учетом их специфических особенностей, характерных только для данного предприятия. Эффективность проявляется от вышеперечисленных методов мотивации и множества других не учтенных нами выше. Об этом, в частности, свидетельствует опыт многих фирм наиболее развитых в экономическом отношении стран.

В отличие от других стран в России уровень жизни населения измеряется своими социально-экономическими индикаторами:

денежные доходы и расходы населения, их состав и использование;

динамика реальных доходов населения;

показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню доходов, концентрация доходов, индекс Джини);

уровень бедности;

потребление продуктов питания;

покупательная способность денежных доходов населения;

уровень потребительской корзины (прожиточный минимум).

В данных Госстатистики Российской Федерации приводится понятийный аппарат и структура элементов, характеризующих уровень жизни.

Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления из финансовой системы и прочие.

Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.

Прожиточный минимум рассчитывается на основе методики Министерства труда Российской Федерации, утвержденной 10 ноября 1992 г., с учетом половозрастного состава населения. В соответствии с методикой в прожиточный минимум включаются: расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, определенных Институтом питания РАМН, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Минтруда России совместно с зарубежными специалистами; расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи – исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей.

Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально-экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д.


Заключение


Итак, уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности чаще всего напрямую зависят от повышения уровня жизни населения и выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

Список литературы



1.     Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-

2.     Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-

3.   Генкин Б.М. Экономические, психологические и синергетические аспекты обшей теории потребностей человека// Развитие рыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования России.- СПб.: УЭиФ, 2000.-

4.   Григорьева О.Ю.  Справочник предпринимателя, изд. «Наука», 1999 г.

5.   Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // СОЦИС.- 1996.- № 3

6.     Крылов И. Маркетинг. – М.; Центр, 1998.-

7.     Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве.//Мировая экономика и международные отношения , 1993.-№ 6.-

8.     Питер Диксон, Управление Маркетингом, изд. «Бином», 1999 г.

9.     Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности. Новосибирск 2002.-

10.           Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. академика РАН Г.В. Осипова - М., 1995. -


[1] Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. академика РАН Г.В. Осипова - М., 1995. - С.572


[2] Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности. Новосибирск 2002.- с.44


[3] Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности. Новосибирск 2002.- с.45


[4] Генкин Б.М. Экономические, психологические и синергетические аспекты обшей теории потребностей человека// Развитие рыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования России.- СПб.: УЭиФ, 2000.-С. 113-116

[5] Генкин Б.М. Экономические, психологические и синергетические аспекты обшей теории потребностей человека// Развитие рыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования России.- СПб.: УЭиФ, 2000.-С. 116

[6] Крылов И. Маркетинг. – М.; Центр, 1998.-с.80

[7] Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве.//Мировая экономика и международные отношения , 1993.-№ 6.-с.43-44.

[8] Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-с.57.

[9] Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-с.31.

 

[10] Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-с.52-54.