Крымская война вскрыла все несовершенство крепостнической системы как в экономическом, так и в политическом отношении и оказала огромное влияние на отмену крепостного права .

Армия оказалась вооруженной устаревшим оружием, не соответствующим уровню европейской техники, флот не имел паровых судов, ходил под парусами. В стране отсутствовали железные дороги. Все это явилось следствием технической и экономической отсталости России. Система организации армии была архаичной, а обучение войск рассчитано не на то, что необходимо на войне, а на подготовку к смотрам и плац-парадам. Офицерство в большинстве своем было невежественным, и система подготовки его также не была рассчитана для действий в боевых условиях.

Система лжи, показного благополучия и лицемерия, получившая в период кризиса феодально- крепостнической системы всеобщее распространение, обнаружила все свои отрицательные стороны во время войны. Несмотря на героизм войск, армия терпела неудачу за неудачей. Все это приводит к тому, что правительство начинает понимать необходимость радикальных перемен, невозможность существовать по старому.

Крепостничество также стало серьезным тормозом развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, все более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (а в них к середине 19 века находилось более 70% крепостных крестьян); он выразился в заметном падении производительности барщинного труда. Крестьянин все более тяготел барской работой, стараясь как можно меньше на нее тратить свои силы. Серьезные трудности переживали и оброчные имения. Как показывают материалы вотчинных архивов, начиная с 20-х годов 19 века повсеместно растут недоимки в уплате оброков в оброчных имениях. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам.  Помещики все больше стали закладывать и перезакладывать свои «крепостные души» в этих учреждениях. Если в начале 19 века было заложено 5% крепостных крестьян, а к 30 –м годам -42%, то к 1859г.- уже 65 %. Многие помещичьи имения, обремененные долгами «шли с молотка», к 1833г. из 127 тысяч дворянских семей 18 тысяч уже не имели крепостных, а к 1859 году число семей, лишившихся крепостных крестьян увеличилось до 27 тысяч. Сумма долга помещиков, заложивших свои имения только в государственных кредитных учреждениях, достигла астрономической величины-425 миллионов рублей, что в 2 раза превосходило годовой доход в  бюджете страны. Реформа 1861 года спасла помещиков от финансового краха: государство погасило эти долги за счет вычета их из выкупных платежей крестьян.

Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор- нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов. За первую четверть 19 века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем  по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия уже 1809 волнений (43 волнения за год), а за последние десятилетия перед отменой крепостного права (1851- 1860г.) -1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856-1860 годы. Но помимо волнений протест крестьянства против крепостной неволи проявился и в других формах: убийства помещиков и управляющих имениями, распространение слухов о воле, будораживших умы крестьян. Особое значение имели и такие массового и повседневного характера формы борьбы, не подающиеся никакому статистическому учету и наносившие существенный ущерб помещичьему хозяйству, как, например, заведомо плохое выполнение барщины, неуплата оброка, захват помещичьих земель, лесные порубки, потравы полей и лугов помещика. С 1854 года началось массовое бегство крестьян от помещиков, охватившие многие губернии. 2 апреля 1854 года был обнародован царский манифест о формировании резервной гребной флотилии (морского ополчения). В нее могли записаться и помещичьи крестьяне, но с согласия помещика и с письменным обязательством о возвращении к нему после роспуска флотилии. Указ ограничивал район формирования флотилии всего четырьмя губерниями- Петербургской, Олонецкой, Новгородской и Тверской. Но весть об угрозе всколыхнула крестьян центральных и поволжских губерний. Среди крестьян разнеслась молва о том, «что государь император призывает всех охотников в военную службу на время и что за это семейства их освободятся навсегда не только от крепостного состояния, но и от рекрутства и от платежа казенных повинностей. Самовольный уход для записи в ополчение вылился в массовое бегство крестьян от помещиков. Еще более широкий характер приняло это явление в связи с манифестом 29 января 1855 года о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение». Оно охватило десятки центральных поволжских и украинских губерний. Особым упорством отличалось движение крестьян в Киевской губернии, стремившихся записаться в «вольные казаки». Это движение, получившее название «киевской казачины», было прекращено применение военной силы.

Вскоре по окончании войны, весной- летом 1856 году наблюдаются массовые побеги крепостных крестьян в Крым из Екатеринославской, Харьковской, Херсонской  и других южных губерний. Поводом к этому явились слухи о том, что переселяющиеся крестьяне получают волю. Движение это приняло огромные размеры. По данным Департамента полиции исполнительной, только в июле из 2-х уездов Екатеринославской губернии бежало около 300 человек. Воинские части, посланные для их возвращения, встретили отчаянное сопротивление.

Эти и подобные массовые крестьянские выступления произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними встал призрак новой «пугачевщины», которая представлялась в то время более опасной, ибо она, как говорили помещики, могла «соединиться с глубоко задуманной демократической революцией. Помещики и власти боялись не только и не столько реальных крестьянских бунтов, сколько возможности общего крестьянского восстания,  которым могли воспользоваться революционные элементы.

Таким образом, перед российским самодержавием со всей неотвратимостью встали экономическое и политические задачи: необходимо было выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешить острые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав.






























РАЗДЕЛ 1 подготовка «крестьянской реформы».

Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром 2 в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. В этой речи Александр 2, упомянув о своем намерении сейчас «дать свободу» крестьянам, вынужден был в то же время заявить о необходимости в принципе  приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранении крепостного права, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху» чем ждать, когда оно  само будет отменено «снизу».

Александр 2 высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие московских крепостников. С одной стороны, царь заявил о своем нежелании отменить крепостное право, с другой- указал на необходимость все же осуществить эту реформу. Однако это выступление нельзя рассматривать как начало подготовки отмены крепостного права. Во- первых, сам Александр 2 понимая необходимость отмены крепостного права в силу создавшихся условий, вместе с тем всячески оттягивал решение этого вопроса, противоречившего всей его натуре, и во- вторых, приступить к подготовке отмены крепостного права  без согласия дворянства, интересы которого выражал царизм было невозможно.

В результате всех этих причин на протяжении 18 века ничего не было сделано по подготовке реформы, за исключением попытки выяснить отношение к этому вопросу дворянства и добиться того, чтобы оно само ходатайствовало перед  царем об отмене крепостного права. Александр 2, сознавая государственную необходимость проведения реформ, в первую очередь крестьянской, царь последовательно шел к намеченной цели. Царя поддерживала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представляли ему ряд своих проектов отмены крепостного права. Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян, что определялось различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Всего было представлено за 1856- 1859 годы более сотни различных проектов.

Интересы помещиков нечерноземных губернии России с более развитием здесь товарными отношениями и широким распространением крестьянских неземледельческих промыслов, а также преобладанием оброчной формы эксплуатации крестьянства отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А.М. Унковского. В своей «Записке» поданной Александру 2 в 1857г. Унковский предлагал освободить крестьян с землей «без переходного состояния», т.е. сразу, но с «вознаграждением» помещиков как за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина – «на все сословия», что по существу, выходило на тех же крестьян, составленных 9/10 населения страны. Проект Унковского отражал стремление помещиков нечерноземной полосы к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах.

Интересы помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство,  связанное с рынком, и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупного полтавского помещика М.П. Позена, изложены им в двух вариантах «Записок о мерах освобождения крепостных крестьян» (подданных Александру 2 в 1856 и 1857гг.). Проект Позена выразил стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в полном обезземелении крестьян: сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками.

Интересы помещиков степной полосы, относительно слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила, помещика Самарской губернии, Ю.Ф. Самарина. В этом проекте, Самарин предусматривал необходимость личного освобождения крестьян с землей и предоставления им гражданских прав. Но в виду недостатка в степной полосе рабочих рук он считал необходимым установить «переходный период» сроком на 10-12 лет, во время которого сохранились бы отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.

Несмотря на различия, все проекты объединяли стремление сохранить  помещичье землевладение, власть помещиков  и самодержавную монархию, они были направлены на создание условии для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства. Однако в конечном счете преследовалась главная цель- предотвратить пугачевщину в стране. Опасность общего крестьянского восстания рассматривалась в большинстве проектов как один из важных аргументов необходимости проведения крестьянской реформы.

Выработка оснований крестьянской реформы  сначала было возложено на Министерство внутренних дел. Этим занялась специальная группа чиновников пол председательством А.И. Левшина- министра внутренних дел. Летом 1856 года Левшин представил «Записку» с изложением принципов предстоящей реформы. Суть их заключалась в том, что за помещиком сохранялось право собственности на всю землю, включая и крестьянскую надельную,  которая предоставлялась крестьянам при их освобождении в пользование, за что они обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка.

3 января 1857 гола был образован Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Это был последний, десятый по счету, секретный комитет по крестьянскому вопросу. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем убежденных крепостников комитет затягивал дело.

28 февраля того же года была учреждена специальная «Приуготовительная комиссия» для пересмотра постановления и предположения о крепостном состоянии. «Приуготовительная комиссия» должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу (законы о «свободных хлебопашцах» и «обязанных крестьян»), а также различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного права. Однако члены комиссии, рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению и ограничились изложением личного мнения по этому вопросу.

Нравственная социальная напряженность в стране заставила Александра 2 принять более действенные меры. Он по прежнему стремился добиться от самих помещиков, чтобы они проявили свою инициативу в деле подготовке реформы. Первыми изъявили на это согласие помещики трех западных (литовских) губернии- Виленской, Ковенской и Гродненской.

В ответ 20 ноября 1857 года последовал царский рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов и одной «общей комиссии в г. Вильне» для подготовки местных проектов крестьянской реформы.

5 декабря 1857 года последовал аналогичный рескрипт петербургскому генерал- губернатору П.И. Игнатьеву. В течение 1858 года рескрипты были даны и остальным губернаторам, и в том же году в 45 губерниях, в которых находились помещичьи крестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян. Боясь произнести слово «освобожденный» правительство официально называло их «губернским комитетами об улучшении быта помещичьих  крестьян».   

    С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с этим Секретный комитет 16 февраля 1858г. был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу» для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии». Опубликование рескриптов, даже с их крайне умеренной программой большинство помещиков встретило отрицательно. Так, из 46 тысяч помещиков 13 центральных губерний только 12,6 тыс. выразили согласие на «улучшение быта» своих крестьян. В губернских комитетах развернулась борьба, нередко принимавшая острый харарктер, между либеральным меньшинством и крепостнически большинством. Лишь в одном Тверском комитете преобладали либерально настроенные помещики.

Летом и осенью 1858 года Александр 2 предпринял двухмесячную поездку по России. Он посетил Москву, Тверь, Вологду, Кострому, нижний Новгород, Смоленск и Вильму, где заявил о своей решимости освободит крестьян и призывал дворян поддерживать другие готовящиеся преобразования.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке дальнейшего нарастания крестьянского движения. Если за 1857 год властями было зафиксировано 192 разного  рода крестьянских выступлений, то за 1858 год, когда подготовительные мероприятия правительства приобрели гласность- уже 528. Сам факт начала подготовки реформы послужили толчком к крестьянским выступлениям. В донесениях губернаторов, губернских предводителей дворянства, офицеров корпуса, жандармов и полиции за 1858 год постоянно указывалось, что крестьяне чаще всего восставали «увлекаемые слухами о свободе», «прослышав о вольности из крепостного состояния», «превратно толкуя распоряжение правительства об улучшении их быта». Но о размахе крестьянского движения за последние предреформенные годы следует судить не только по числу отдельных волнений. Здесь особое значение приобрело массовое брожение в крестьянстве, готовое перейти в общее восстание. Донося о случаях открытых крестьянских выступлений, местные власти сообщили, что еще большее количество крестьян охвачено «скрытым волнением». Хотя судьбы крестьянства решались в губернских комитетах и центральных учреждениях, готовивших реформу, а сами крестьяне были устранены от участия в деле, касавшемся их жизненных интересов, тем не менее ни помещики, ни правительство не могли не считаться с настроением крестьянства, которое оказывало значительное воздействие на ход подготовки реформы.

В первой половине 1858 года членами Главного комитета, генералом Ростовцевым и министром юстиции графом Паниным был составлен проект введения по всей России временных генерал- губернаторств, подчиненных непосредственно верховной власти. В каждом уезде должна была быть учреждена должность уездного начальника, представлявшей собой генерал- губернатора в миниатюре.

18 октября 1858 года Александр 2 на заседании Главного комитета дал следующее указания, которые и легли в основу дальнейших работ по подготовке реформы.

а) чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен;

б)чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его ограждены;

в) чтобы сильная власть ни на минуту на месте не колебалась. Отчего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался.

В соответствии с этим указанием была разработана новая программа реформы, принятая на заседании Главного комитета 4 декабря. Основные положения ее сводились к следующему:

1) крестьяне получают личную свободу и включаются в состав свободного сельского сословия; 2)в административном отношении крестьяне составляют сельские общества, которые избирают органы мирского управления; 3)помещик должен иметь дело с миром, а не с отдельной личностью крестьянина; 4) помимо обеспечения крестьянина земельным наделом в постоянное пользование, необходимо предоставить ему возможность выкупить этот надел в собственность. В этих целях правительство оказывает содействие крестьянам путем организации кредита; 5) необходимо регламентировать срочно обязанное положение. Эта программа, сохранявшая в значительной степени феодально- крепостнические пережитки, являлась все же шагом вперед по сравнению с программой, изложенной в рескриптах. Боясь крестьянского восстания, правительство вынуждено было поставить вопрос о постепенной отмене крепостного права на основе выкупа крестьянами как земельных наделов, так и феодальных повинностей. Однако, какой- либо определенный срок осуществления этого выкупа установлен не был.

Для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления проекта реформы в марте 1859 года было решено образовать при главном комитете 2 Редакционные комиссии, состоящие из чиновников различных ведомств, а так же экспертов- представителей поместного дворянства.

Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая- «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Но фактически обе комиссии в своей деятельности слились в одну. Это был вневедомственный, «нетрадиционный орган», который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах».

Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовался самостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственные отделы. В их состав входили 38 человек : 17 представителей министерств и ведомств и 21 эксперт от местных помещиков и ученых. Это были компетентные и и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссии был назначен Я.И. Ростовцев. Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни «справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра 2

Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылались ему из третьего отделения императорской канцелярии. В 1859 году было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» 4 тома «Приложений» к ним (статистических данных о состояний помещичьих имений).

Проект реформы, разработанный Редакционными комиссиями, предполагалось  широко обсудить с депутатами губернских комитетов, как было обещано Александром 2 дворянству летом 1858 года. Однако в связи с тем, что точка зрения правительства на содержание предполагаемой реформы из-за напряженного положения в деревне существенно изменилось и находилась в известном противоречии с предложениями, разработанными губернскими комитетами, было решено ограничиться выводом в Петербург отдельных представителей этих комитетов по выбору правительства. Все это и определило этапы работы Редакционных комиссий. Деятельность их была  подразделена по указанию Ростовцева на три периода.

В первый период предполагалось на основе изучения проектов ряда губернских комитетов, закончивших свою работу составить вчерне, как выражался Ростовцев «оболванить» проект реформы. В конце этого периода намечалось вызвать депутатов от этих губернских комитетов и после ознакомления с проектом представить свои соображения.

Второй период посвящался исправлению проекта согласно сделанным замечаниям, а также изучению проектов отдельных губернских комитетов. После этого предполагалась вызвать представителей комитетов этих губерний.

В третий период надлежало окончательно выработать проект реформы.

В первый период деятельности Редакционных комиссии большое внимание было уделено вопросу о выкупе наделов. Комиссии решили, что выкуп должен быть добровольным, т.е. зависеть от воли помещика. Предполагалось, что в течение срочно-обязанного периода, за 12 лет, эти добровольные соглашения будут достигнуты. В отношении наделения крестьян землей Редакционные комиссии заняли позицию отличную от губернских комитетов. Размеры наделов, установленные комиссиями, превышали более чем вдвое нормы губернских комитетов.

Разработка проекта реформы протекала в обстановке ожесточенных споров между представителями различных помещичьих группировок. Решения, принимавшиеся комиссиями, носили компромиссный характер. К концу августа проект реформы был готов.

Деятельность Редакционных комиссий вызвала недовольство дворянства, так как проект реформы, составленный этими комиссиями, в связи с изменившейся правительственной программой значительно отличался от проектов губернских комитетов. Боязнь массовых крестьянских выступлений вынуждала правительство пойти на большие уступки, нежели это было желательно основной массе помещиков.

В конце августа 36 человек от 21 губернского комитета, так называемые депутаты «первого приглашения» прибыли в Петербург. Это были представители преимущественно нечерноземных губернии, большинство которых были сторонниками наделения крестьян землей. Почти все депутаты возражали против установления раз навсегда определенных повинностей за предоставление крестьянам в «постоянное пользование» полевые наделы, полагая, что при непрерывном возрастании цен на землю подобная мера несправедлива. Часть депутатов, преимущественно от промышленных губернии, требовала обязательного выкупа, часть напротив, стояла за возвращение помещику всей земли по истечении срочно обязанного периода. Многие депутаты считали установленные комиссиями наделы слишком высокими, а нормы оброка слишком низкими.

Во втором периоде деятельности Редакционных комиссии изучались остальные проекты губернских комитетов и пересматривались отдельные постановления, принятые в первый период. В  это время, в феврале 1860 года умер Ростовцев, и председателем Редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф Пашин. Назначение Пашина, ярого крепостника, было определенной уступкой дворянской оппозиции. В середине февраля в Петербург прибыли 45 депутатов от 25 губернских комитетов, так называемого второго приглашения. Депутаты «второго приглашения», представлявшие главным образом черноземные губернии, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли, а также вотчиной власти помещиков. Редакционные комиссии вынуждены были пойти на некоторые уступки этим требованиям: в ряде черноземных губерний были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, преимущественно с развитыми крестьянским промыслами, повышены нормы оброка и предусмотрена так называемая «переоброчка»- пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания «Положения о крестьянах».

Третий период деятельности Редакционных комиссии был посвящен окончательной кодификации проекта с учетом отзывов депутатов первого и второго приглашений. Изменение проекта преимущественно касалась уменьшения размеров надела, увеличение повинностей и установления переоброчки через 20 лет.

10 октября 1860 года Редакционные комиссии закончили свою работу, и проект реформы был передан для обсуждения в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем которого был назначен князь Константин Николаевич, что существенно изменило соотношение сил в нем в пользу либеральной демократии. Обсуждение проекта продолжалось до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков. Прежде всего, вновь были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в тех из них, где имелись «особые промышленные выгоды».

28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Открывая его заседания, Александр 2 произнес речь, в которой, указывая на необходимость скорейшего разрешения крестьянского вопроса, заявил: « Дальнейшее ожидание может только еще более возбудить страсти и повести к самым вредным и бедственным последствиям, для всего государства вообще и для помещиков в особенности».

Далее, характеризуя представленный в Государственный совет проект закона, он сказал: «Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано. Однако члены Государственного совета сочли необходимым ввести новое дополнение к проекту в пользу помещиков. По предложению крупного землевладельца Г.П. Гагарина был внесен пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам (правда по соглашению с ними) сразу в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Предполагалось, что перспектива получения бесплатного, хотя и мизерного, надела при ликвидации сразу всех обязательств перед помещиками привлечет крестьян, а самому помещику даст возможность сохранить в своих руках максимум земельных угодий и обеспечит его дешевой рабочей силой.

16 февраля 1861 года в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений было приурочено к 19 февралю- 6-ой годовщине восшествия Александра 2 на престол. Одновременно им был подписан Манифест «возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Манифест проводил идею «добровольности» и «жертвенности» дворянства, от которого якобы исходила инициатива освобождения крестьян и навстречу пожеланиям которого пошел государь. Манифест призывал крестьян к «спокойствию и благоразумию», к неукоснительному выполнению установленных законом повинностей.

В тот же день,19 февраля был учрежден Главный комитет  об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и был призван осуществлять высшее наблюдение за ведением в действие «Положений» 19 февраля 1861 года, рассматривать проекты законов в дополнении и развитие этих «Положений», изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Правительство прекрасно понимало, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян, поэтому был принят ряд чрезвычайных мер для подавления крестьянских восстаний, которые могли вспыхнуть в ответ на «даруемую волю». Заранее были составлены подробные предписания и инструкции о  дислокации и действиях войск на случай крестьянских «беспорядков». В течение декабря 1860 г- января 1861 года происходили секретные совещания военного министра, министра внутренних дел и министра двора, военного- генерал- губернатора Петербурга и начальника 3 отделения: обсуждались меры по охране правительственных зданий и царских дворов во время объявления Манифеста «о воле». Приходскому дворянству разослано было предписание от Св. Синода, чтобы они в своих проповедях убеждали крестьян сохранять спокойствие и повиновение властям.