Содержание

Введение. 3

1. «Космическое мироощущение» в истории культуры.. 4

2.  Жизнь, разум, культура как планетарное космическое влияние. 10

3. Идеи В. И. Вернадского о доминировании ноосферы и процесс «космизации культуры». 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16


Введение

Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной мысли. Вернадский осознал необходимость нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей биосферу. В этих условиях, по мнению Вернадского, человек должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность за судьбу биосферы и за будущее человечества.

Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально – энергетическими процессами, определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

В своих «Философских мыслях натуралиста» В.И. Вернадский от­мечает, что не существует научных оснований для опровержения концепции реинкарнации (концепции переселения души человека из одного тела в другое), и эта концепция, приобретающая все большую популярность во всем мире, начинает робко пробиваться в некоторых научных работах в виде гипотезы. В ситуации непосредственного контакта человека с ближним, а потом и дальним космосом особую значимость приобретает проблема создания новой, космической этики.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с идеями В. И. Вернадского о формировании ноосферы в процессе космизации

1. «Космическое мироощущение» в истории культуры

Мировая война несет с собой человечеству глубокий духовный кризис, который может быть обсуждаем с разных сторон. Последствия такой небывалой войны неисчислимы и не могут быть целиком предвидены. Много есть оснований думать, что мы вступаем в новую историческую эру. И если бросаются в глаза изменения внешние, международные, политические и экономические, то внутренние, духовные изменения приходят неприметно. Это всегда сначала процесс подземный. Наше предвидение будущего должно быть совершенно свободно от обычного оптимизма или пессимизма, от оценок по критериям благополучия. Было бы легкомысленно представлять себе жизнь после такой истощающей войны в особенно радужных и благополучных красках. Скорее можно думать, что мир вступает в период длительного неблагополучия и что темп его развития будет катастрофический. Но ценности, приобретенные человечеством в мировой борьбе, не определяются увеличением или уменьшением благополучия.

Сравнительно много говорят и пишут об экономических и политических последствиях войны. В XIX веке мироощущение и миросознание передовых слоев человечества было окрашено в ярко социальный цвет. Не раз уже указывали на то, что социология заменила теологию, что религиозное чувство потерявшего веру человечества направилось на социальность. Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу, ей были подчинены все другие оценки. Все ценности были поставлены в социальную перспективу. Человеческая общественность была выделена из жизни космической, из мирового целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее целое. Человек окончательно был водворен на замкнутую социальную территорию, на ней захотел он быть господином, забыл обо всем остальном мире и об иных мирах, на которые не простирается его власть и господство. Завоевания человека на ограниченной, замкнутой социальной территории достигались ослаблением памяти, забвением бесконечности. Быть может, и нужно было человеку пережить период этого ограниченного мироощущения, чтобы усилить и укрепить свою социальную энергию. Всякого рода ограничения бывают прагматически нужны в известные периоды человеческой эволюции. Но ограниченность этого социологического мироощущения не могла продолжаться слишком долго. Эта ограниченность таила в себе возможность слишком неожиданных катастроф. Бесконечный океан мировой жизни посылает свои волны на замкнутую и беззащитную человеческую общественность, выдворенную на небольшой территории земли. Мировая война и является такой большой мировой войной, девятым валом. Она обнаруживает для всех, и наиболее ослепленных, что все социальные утопии, построенные на изоляции общественности из жизни космической, - поверхностны и недолговечны. Под напором мировых волн пали утопии гуманизма, пасифизма, международного социализма, международного анархизма и т. п., и т. п. Выясняется не теорией, а самой жизнью, что социальный гуманизм имел слишком ограниченный и слишком поверхностный базис. Не было принято во внимание, что существуют глубокие недра земли и необъятная мировая ширь и звездные миры. Много темно-иррационального, всегда приносящего неожиданность, лежит в этих недрах и в бесконечной шири. Замкнутая и ограниченная человеческая общественность с ее исключительно социологическим миропониманием напоминает страуса, прячущего голову в свои перья. Слишком многое не принимается во внимание в социальных утопиях, всегда основанных на упрощении и искусственной изоляции. Подобно тому, как недолговечно и поверхностно существование оазиса - общины в духе толстовца или утопического социализма, недолговечно и поверхностно и существование всей человеческой общественности в сложной и бесконечной космической жизни. Социальный утопизм всегда коренится в этой изоляции общественности от космической жизни и от тех космических сил, которые иррациональны в отношении к общественному разуму. Это всегда - укрывание от сложности через ограниченность. Социальный утопизм есть вера в возможность окончательной и безостановочной рационализована ли вся природа и установлен ли космический лад. Утопизм не желает знать связи зла общественного со злом космическим, не видит принадлежности общественности ко всему круговороту природного порядка или природного беспорядка. И такие катастрофы, как мировая война, заставляют очнуться, принуждают к расширению кругозора. Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом злом природном мире, как безгосударственная анархическая свобода в этом мире необходимости, как всемирное социальное братство и равенство в этом мире раздора и вражды. О, конечно, великая ценность мира, свободы, социального братства остается непреложной. Но ценности эти недостижимы в той поверхностной и органической области, в которой предполагали их достигнуть. Достижение этих ценностей предполагает бесконечно большое углубление и расширение, т. е. еще очень сложный и длительный катастрофический процесс в человеческой жизни, предполагает переход от исключительно социологического мироощущения к мироощущению космическому.

Углубленное сознание должно прийти к идее космической общественности, т. е. общественности, размыкающейся и вступающей в единение с мировым целым, с мировыми энергиями. Всегда существовал эндосмос и экзосмос между человеческой общественностью и космической жизнью, но это не было достаточно сознано человеком, и он искусственно замыкался, спасаясь от бесконечности в своей ограниченности. На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии. А это предполагает несоизмеримо большую самодисциплину человека, чем та, которая есть в нем сейчас, высокую степень овладения самим собой, своими собственными стихиями. Лишь тот, кто господствует над самим собой, может господствовать и над миром. Задачи общественности - прежде всего космически-производственные задачи. С этим связана мораль личной и общественной самодисциплины. Это сознание прямо противоположно тому, на котором покоилось наше народничество всех оттенков с его распределительной моралью.[1]

Творческий труд над природой, расширенный до космического размаха, должен быть положен во главе угла. Труд этот не должен быть рабски прикреплен к земле, к ее ограниченному пространству, он всегда должен иметь мировые перспективы. XX век выдвинет такие космические задачи в сфере творческого труда над природой, в области производства и техники, о каких XIX век со всеми своими открытиями не мог и мечтать, не мог и подозревать. Поразительно, что марксизм, который так выдвигал моменты производственные, рост производительных сил в социальной жизни и им давал перевес над моментами распределительными, был совершенно лишен космического мироощущения и явил собой крайний образец социологического утопизма, замыкающего человека в ограниченной и поверхностной общественности. Марксизм верил, что можно до конца рационализировать общественную жизнь и привести ее к внешнему совершенству, не считаясь ни с теми энергиями, которые есть в бесконечном мире над человеком и вокруг него. Марксизм - самая крайняя форма социологического рационализма, а потому и социологического утопизма. Все социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек - космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты. Человек - не муравей и человеческая общественность - не муравейник. Идеал окончательно устроенного муравейника рушится безвозвратно. Но более глубокое сознание возможно лишь на религиозной почве. Мировая катастрофа должна способствовать религиозному углублению жизни.

Тот духовный поворот, который я характеризую как переход от социологического мироощущения к мироощущению космическому, будет иметь и чисто политические последствия и выражения. Будет преодолен социально-политический провинциализм. Перед социальным и политическим сознанием станет мировая ширь, проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара, проблема сближения Востока и Запада, встреч всех типов и культур, объединения человечества через борьбу, взаимодействие и общение всех рас. Жизненная постановка всех этих проблем делает политику более космической, менее замкнутой, напоминает о космической шири самого исторического процесса. Поистине проблемы, связанные с Индией, Китаем или миром мусульманским, с океанами и материками, более космичны по своей природе, чем замкнутые проблемы борьбы партий и социальных групп. До последней степени обострившийся вопрос об отношении всякого индивидуального национального бытия к единому и объединенному человечеству должен быть решен, как вопрос космического размаха. Обращение к глубине национальной жизни обращает вместе с тем и к шири жизни всемирно-исторической. В политике империалистической объективно был уже космический размах и космические задания. Но сознание самих идеологов империализма было ограничено. Идеология эта была буржуазной идеологией, она редко шла глубже и дальше поверхности чисто экономических и политических задач. И в путях империалистической политики было много злого, порожденного ограниченной неспособностью проникать в души тех культур и рас, на которые распространялось империалистическое расширение, была слепота к внешним задачам человечества. Но значение империализма, как неизбежного фазиса развития современных обществ, для объединения человечества на всей поверхности земли и для создания космической общественности может быть признано безотносительно к положительному пафосу империализма. Мировая война есть катастрофический момент в диалектике империалистического расширения.

Чтобы добыть свет в нахлынувшей на мир тьме, необходимо космическое углубление сознания. Если остаться на поверхности жизни, то тьма поглотит нас. Европейские народы, европейские культуры вступают в период истощения. Эти замкнутые культуры склоняются к упадку, дряхлеют. Длительная и истребительная мировая война надорвет силы Европы, а народам Европы трудно будет искать источников новой энергии на большей глубине и в большей шири мировых пространств. Старые чисто социологические ориентировки и оценки жизни непригодны для размеров совершающихся событий, для их сложности и новизны. Отвлеченный социологизм, как целое миросозерцание, обнаруживает свою непригодность во всех отношениях, он приходит к концу и должен уступить место более глубоким и широким точками зрения. Катастрофа этой войны очень резко разделяет людей и совсем не по тем критериям, по которым обычно они разделялись. Они оказались духовно совершенно неподготовленными к этой катастрофе, она разразилась над ними, как великая неожиданность, выбивающая из всех укрепленных позиций. В таком положении оказалась большая часть людей чисто социологического мироощущения. Они наскоро стали приспособлять свои старые точки зрения к новым событиям, но ощутили уныние людей, отброшенных назад. Многие почувствовали себя выброшенными за борт истории. Другие оказались духовно подготовленными к мировой катастрофе, в ней не было для них ничего неожиданного, ничего сбивающего с их точек зрения на жизнь. Таковы люди, у которых и раньше было более космическое чувство жизни, более широкий кругозор. Они знают, что война есть великое зло и кара за грехи человечества, но они видят смысл мировых событий и вступают в новый исторический период без того чувства уныния и отброшенности, которое ощущают люди первого типа, ни в чем не прозревающие внутреннего смысла. Космическое мироощущение менее благополучное, менее рационалистически оптимистическое, более беспокойное, чем социологическое мироощущение, - оно предвидит великие неожиданности и готово вступить в царство неведомого и неизжитого. Это более глубокое и широкое мироощущение и сознание не допускает тех рационалистических иллюзий, для которых будущее мира определяется лишь силами, лежащими на самой поверхности ограниченного куска земли. Действуют силы более глубокие, еще неведомые, приливают энергии из далеких миров. Нужно иметь мужество идти навстречу неведомому дню, идти во тьме к новой заре. Мировая война совершенно бессмысленна для всякого рационалистического оптимизма, для всякого социологического утопизма. Для людей этого духа она не может дать никакого научения, они не хотят перейти к новой жизни через смерть. Но мировая война имеет символический смысл для тех, которые всегда предвидели действие скрытых, не поддающихся рационализации, космических сил. Природа войны - не творческая, отрицательная, разрушительная; но война может пробудить творческие силы, может способствовать углублению жизни. Перед человечеством становятся все новые и новые творческие задачи, задачи творческого претворения энергий, исходящих из темной, изначальной глубины бытия в новую жизнь и новое сознание. Развитие человечества, восхождение человечества, никогда не совершается по прямой линии, путем нарастания однообразных положительных элементов. Это - процесс в высшей степени антиномический и трагический. Приливы тьмы есть то варварство бытия, без которого в жизни человеческой наступает иссякание энергии, застывание. Мировая война есть заслуженное европейской культурой, нахлынувшее на нее варварство, темная сила. В этой тьме многое должно погибнуть и многое народиться, как в нашествии варваров на античную культуру. Но эта варварская сила - внутренняя, а не внешняя. Мы можем сделать вывод. Люди старого, хотя и мнящего себя передовым социологического мироощущения отбрасываются назад. Они - консерваторы вчерашнего и позавчерашнего дня. Люди космического мироощущения духовно готовы идти к неведомому будущему с творческим порывом.[2]


2.  Жизнь, разум, культура как планетарное космическое влияние

Именно Вернадскому принадлежат такие работы, открытия, гипотезы, в которых суммируются, обобщаются научные достижения прошлого и на основании новых фактов и обобщений создается современная научная картина мира. В целом все работы Вернадского являются крупным вкладом в познании диалектики природы. Постоянно оставаясь строгим ценителем фактов, глубоко критически анализируя натурфилософские и философские исторические направления, Вернадский развивал и сохранял свое виденье природы, подчас противоречивое, но настолько всепроникающее, что грандиозные очертания этого научного «видения» мира по праву следует назвать современным естественнонаучным отражением диалектики природы.

Во всех своих исследованиях Вернадский выступает как воинствующий материалист. Здесь он постоянно отстаивает свои материалистические убеждения, критически оценивает различного рода идеалистические, метафизические, философские течения и обосновывает принципы максимально объективного отражения результатов наблюдений и исследований.

Исследуя геохимические процессы, роль живых организмов, значения человечества, разума в эволюции планеты, Вернадский научным взором охватывает планетарные процессы не из окружающей нас среды. А, оставив геоцентрический аспект исследований в качестве частного, он как бы наблюдает Землю из космического пространства, и планетарные процессы оценивает как производные и взаимосвязанные с бесконечностью космических потоков материи и энергии. Таким образом, в основу диалектического развития природы постоянно выдвигается, на первое место, космологический аспект. Именно в этом аспекте получают новое освещение историзм, эволюция нашей планеты и ее оболочек. Вся совокупность живых организмов Земли и их истории выделяется как особая геологическая сила, с одной стороны, равная по своим масштабам с другими планетарными процессами, с другой – принципиально отличная от всего иного – неживого, костного вещества материи. Живое вещество, как и костное, рассматривается у Вернадского и в планетарных и в космических масштабах пространства и времени.

Процессы взаимодействия косного и живого вещества в планетарно-космических масштабах неизменно приковывали к себе научную мысль Вернадского. Научная картина мир, представленная им, динамична, существование живого вещества на Земле, его взаимодействие с косным веществом планеты создает особую оболочку Земли – биосферу. Учение о биосфере не просто описание сложной совокупности живых организмов. Такого рода описания существовали и ранее, но именно выделение живого вещества позволяет рассматривать биосферу как единую планетарно-космическую систему. Присутствие на Земле живого вещества позволяет по-новому оценить особый период планетарного развития в космической среде. Живое вещество прерывно и непрерывно, отдельные организмы еще не отражают качественных свойств живого вещества.

В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению Вернадского, специфический поток материи.

Проблема возникновения и развития живого вещества рассматривается, у Вернадского, в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях биосферы.[3]

В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. В 1926 году он писал: Если в научной области и идет крушение старых построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых. Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового, и часть этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не было в нем видно.

В развитии учения о биосфере мысль Вернадского как бы следует за естественной историей природы планеты. С появлением на Земле человека, которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая оболочка Земли – биосфера преобразуется новой силой – человеческим разумом. Человек глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с течением времени. Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы. Но масса всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые проявления в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти равны нулю. Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все вещество, окружающее его, - косное и живое – не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека. Эта новая стадия в эволюции биосферы получила название ноосферы.[4]

3. Идеи В. И. Вернадского о доминировании ноосферы и процесс «космизации культуры»

В своем учении В. И. Вернадский на основе развития идеи об эволюции биосферы, появления человечества формулирует обоб­щенную идею о переходе биосферы в ноосферу. В работе «Фило­софские мысли натуралиста», оценивая новую форму энергии — жизнедеятельность человеческого общества, он так пишет о значи­мости культуры, наряду с научной мыслью, как планетарного яв­ления: «Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогео­химической энергией, является той формой биогеохимической энер­гии, которая создает в настоящее время ноосферу». Но­осфера представляет собой особое социально-природное образование, носящее космопланетарный характер и обязанное своим возникно­вением социальной деятельности человека. Ноосфера — целостное образование, компонентами которого являются человечество, про­изводство и природа, т. е. сфера, охваченная трудовой, социальной деятельностью человека. Ноосфера появляется вместе с активностью разумной мысли человека, однако в качестве новой геологической оболочки, «лика Земли» зарождается сегодня на волне научно-тех­нического прогресса и взаимодействия локальных культур, ведущего к мировой культуре. Человек вписан в ноосферу и эволюционирует вместе с ней, причем эволюционирует именно как биосоциальное существо.

Для культуры XX века характерен процесс бурной космизации, которая охватывает познание и практику, стимулирует развитие фундаментальных и появление новых научных дисциплин (косми­ческая биология, космическая медицина и др.), способствует интег­рации естественных технических и гуманитарных наук. Процесс космизации не обошел стороной и искусство, и философию, и ре­лигию, заставляя человека по-новому переосмыслить космогониче­ские мифы древности, религиозные доктрины происхождения мира, философские системы, занимающиеся рефлексией о месте человека во Вселенной. Более того, космизация связана с развитием био­сферных и техносферных систем, приобретающих во все большей степени космический характер. Вполне естественно, что сейчас фор­мируется новая картина мира, и здесь значимую роль играет консолидирующая система теоретических и эмпирических знаний и пред­ставлений, получившая название космической антропоэкологии. И хотя данное понятие еще не установилось и истолковывается не однозначно, однако в полном соответствии с учением В.И. Вер­надского о человеке как космопланетарном существе, предмет космоантропологии усматривается в жизнедеятельности человека, вы­ступающего элементом и фактором саморазвития целостной системы живого и косного вещества Вселенной. Выстраиваемая в духе концепции космической антропоэкологии общая картина мира уже не может быть сведена только к физической картине мира, не может абстрагироваться от космопланетарной роли человека и преобразу­ющего воздействия его технической деятельности на окружающую среду. Место оппозиции «человек-природа», «биосфера-техносфера», «Земля-Вселенная» начинает занимать формирующаяся единая кар­тина мира как целостной системы, преобразуемой человеком, не­разрывно связанной с ним как со своим специфическим элементом. Выход человечества в космос не менее значим чем переход жизни из морской среды на сушу, он означает ступень в развитии человечества — прорыв в бескрайние просторы Вселенной, много­обещающие перспективы в решении самых разнообразных проблем. Вполне естественно, что в связи с экспансией человечества в космос возникнут новые проблемы, которые уже просматриваются в ком­плексе научных дисциплин, а именно: проблема изменения природы человека, вызванная необходимостью его адаптации к условиям космического существования, трансформация практически всех на­учных, эстетических, этических и других представлений, имеющих земную природу и т. д. Интересно отметить, что современная ре­лятивистская космология, подобно древним мифам, тесно связана не только с космологией, но и с эсхатологией, т. е. с гибелью нашей Вселенной.[5]


 

Заключение

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере, и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы; идея о государственном объединении усилий человечества.

 

Список литературы







1.                     Баландин О. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. – М.: Логос, 2001.

2.                     Казначеев В.П. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского//Вопросы философии, 2001. - №8. - С. 100-108.

3.                     Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества//Вопросы философии, 2003. - №3. - С. 39-48.

4.                     Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского и философия//Вопросы философии, 2001.-  №4. - С. 101-107.

5.                     Семенова С.Г., Грачева А.Г. Русский Космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-пресс, 2003.




[1]Семенова С.Г., Грачева А.Г. Русский Космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-пресс, 2003. – С. 138

[2] Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского и философия//Вопросы философии, 2001.-  №4. - С. 101-107.

[3] Баландин О. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. – М.: Логос, 2001. – С. 161

[4] Казначеев В.П. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского//Вопросы философии, 2001. - №8. - С. 100-108.

[5] Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества//Вопросы философии, 2003. - №3. - С. 39-48.