Содержание

Введение. 3

1. Миссия, цели и задачи ООО «Альфа-Мебель». 5

2. Внешняя среда ООО «Альфа-Мебель». 8

3. Внутренняя среда ООО «Альфа-Мебель». 10

4. SWOT анализ. 14

5. Формирование конкурентной стратегии. Матрица Портера. 18

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Введение


Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные измене­ния во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще опреде­ляли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в те­чение полувека американская промышленность великолепно об­ходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей дея­тельности. Существует четыре различные группы.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятель­ности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сто­рону критериев оценки обычно называют ориентиром, а коли­чественное содержание — заданием.

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организаци­онной концепцией.

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными прие­мами.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей выбора стратегии на  предприятии ООО «Альфа-Мебель».

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. рассмотрение миссии, целей и задач ООО «Альфа-Мебель»;

2. анализ внешней и внутренней среды организации;

3. проведение SWOT анализа на предприятии ООО «Альфа-Мебель»;

4.выбор конкурентной стратегии на основе матрицы Портера.

1. Миссия, цели и задачи ООО «Альфа-Мебель»


ООО «Альфа-Мебель» занимается производством и продажей мягкой мебели: диван-кроватей; кресел-кроватей; кресел для отдыха; детских кроватей. Фирма действует на рынке мягкой мебели с апреля 1994 года. На протяжении четырех лет продукция фирмы пользуется устойчивым спросом несмотря на большое количество конкурентов. Продукцию фирмы выгодно отличает от продукции конкурентов: низкие цены, возможность выбора комплектации и материала обивки. Руководство фирмы в своей деятельности ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей.

Визитная карточка предприятия

         Название предприятия: ООО «Альфа-Мебель».

         Дата создания фирмы: 18.03.1994г.

         Руководитель фирмы: генеральный директор Тарасов О.В.

         Главный бухгалтер: Шубина Н.И.

         Основные менеджеры с указанием их квалификации, образования, стажа работы:

         главный дизайнер - Лесков Д.С. (высшее образование (Лесотехническая академия); стаж работы - 8 лет (4 года - фабрика «Мягкая мебель», 4 года - «Альфа-Мебель»);

         коммерческий директор - Иванов Ю.С. (высшее образование (Финансово-экономический институт); стаж работы - 7 лет (4 года - специалист по сбыту фабрики «Мягкая мебель»;3 года- «Альфа-Мебель»).

         Организационная структура фирмы с указанием основных организационных, производственных и управленческих подразделений:

Руководит фирмой совет учредителей. Ему подчиняется генеральный директор, в подчинении которого находится бухгалтерия во главе с главным бухгалтером;  отдел дизайнеров во главе с главным дизайнером (разработка продукции; производство продукции (склад; заготовительный цех; цех сборки  мебели)); коммерческий отдел (разработка рекламы; маркетинг; сбыт продукции); гараж[1].

Итак, миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия, а  цель – это желаемое состояние экономической системы, отражающее волю управляющего системой субъекта и имеющее строго определенный срок существования[2].

Таким образом, миссией деятельности ООО «Альфа-Мебель» является удовлетворение общественных потребностей в мягкой мебели

Главной целью фирмы «Альфа-Мебель» является предоставление людям недорогой удобной, комфортной  красивой  мягкой мебели, подходящей также и для малометражных квартир. Дерево целей ООО «Альфа-Мебель» представлено на рис 1.


Надпись: 2.1. Разработка бизнес-планаНадпись: 2.2. Поиск необходимого оборудованияНадпись: 2.3 Участие во всех общественных мероприятиях в городеНадпись: 2.4. Проводить позиционирование рынкаНадпись: 2.5. Снижение себестоимости данной продукцииНадпись: 2.6. Ввести скидки для покупателей

Рис. 1. Дерево целей ООО «Альфа-Мебель»


2. Внешняя среда ООО «Альфа-Мебель»

Основные потребители продукции

Потребителями продукции являются люди, имеющие средний достаток, проживающие в кварталах нормальной и малой метражности. Продукция предназначена для покупателей всех возрастов (детские кровати от 6 лет).

В таблице 1 показан объем сбыта продукции в 2001-03гг., а также прогноз реализации товаров в 2004-05гг.

Таблица 1


Реализация товара


Показатели




Прогноз



2001

2002

2003

2004

2005

1.Предполагаемый объем производства продукции, тыс. руб.

800

850

953

1200

1230

2. Предполагаемая доля на рынке, %

1

1

3

5

5

3. Предполагаемая продажа, тыс. руб.

750

900

953

1190

1230


Конкурентные фирмы

Информация о конкурентах взята из газет «Витрина», «Деловой Хабаровск» и др. и из журнала «Мебель в Хабаровске». Информация была собрана также в ходе выставок: «Хабаровский мебельный салон», «Стиль - Мебель - Интерьер».

Всего в Хабаровске производством мягкой мебели занимается более 10 фирм. Можно выделить четырех основных конкурентов:[3]

1.   Фирма «Аквилон».

Фирма имеет 3 магазина: Выборгский, Невский, Приморский. Увеличение объема сбыта достигается путем открытия магазинов в разных районах города. Фирма предоставляет право выбора материала обивки, варианта комплектации. Цены выше, чем у «Альфа-Мебель» примерно на 10%. Фирма «Аквилон» участвует в мебельных выставках. Продукция фирмы, а именно, комплект  «Аквилон» - лидер по уровню продаж в мебельном магазине при «Поролоновом заводе». Бесплатной доставки мебели нет.

2.   Фирма «Диана».

Фирма имеет салон на проспекте просвещения. Фирма предоставляет право выбора материала обивки (около 60 видов тканей), варианта комплектации. Цены выше, чем у «Альфа-Мебель» в среднем на 5%. Фирма реализует свою продукцию через мебельные магазины. Фирма предоставляет разнообразную качественную продукцию. Бесплатная доставка мебели есть.

3.   АО «Мягкая мебель».

Фабрика предоставляет 15 наименований качественной и разнообразной мебели. Объем выпуска - 300 комплектов мягкой мебели в год. Продукция реализуется через мебельные магазины. Цены выше, чем у «Альфа-Мебель» в среднем на 15% (из-за торговой наценки). Выбора обивки нет, бесплатной доставки мебели нет.

4.   ООО «Элара».

Фирма имеет два магазина-салона. Ассортимент продукции - небольшой. Большого выбора обивки нет. Цены выше в среднем на 5%. Бесплатная доставка мебели есть.

Сравнительная характеристика фирмы «Альфа-Мебель» и фирм- конкурентов приведена в таблице 2  


Таблица 2

Сравнительная характеристика фирм


Область сравнения

«Альфа-Мебель»


Конкуренты





«Аквилон»

«Альфа-        мебель»

АО «Мягкая мебель»

«Элара»

1. Реклама

5

6

5

7

6

2. Размеще-ние

4

7

4

8

4

3. Продук- ция

6

6

5

7

5

4. Услуги

7

6

7

6

6

5. Цены

8

5

7

5

7

6. Имидж

5

6

4

8

4



Данная таблица показывает, что фирма опережает своих конкурентов по уровню предоставляемых услуг и по уроню цен. Надо заметить, что в целом качество продукции, количество предоставляемых услуг несильно отличается от качества продукции и количества предоставляемых услуг фирм-конкурентов, поэтому увеличение объема продаж фирма может достичь путем выхода на новые рынки.


3. Внутренняя среда ООО «Альфа-Мебель»


            Фирма «Альфа-Мебель» занимается производством мягкой мебели. Производство мебели на сегодняшний момент является перспективным и, в отличии от других производств, доходным делом. Важное место занимает услуга производства мебели на заказ, возникшая в России недавно. Перспективность и доходность производства мягкой мебели объясняется большим количеством потенциальных покупателей из-за нехватки мягкой мебели в России в прежние времена. Необходимо отметить, что в связи с малым строительством нового жилья, а также  в связи с низкими доходами населения, развитие отрасли несколько затруднено.[4]

        

Трудовой потенциал

Распределение сотрудников ООО «Альфа-Мебель»  по категориям можно представить в виде таблицы 3


Таблица 3

Распределение сотрудников по категориям


Наименование группы

Численность по штатному расписанию (чел.)

% от общей численности

Руководители

3

10

Специалисты

9

29

Служащие

4

13

Рабочие

19

48

Итого:

31

100


В следующей таблице представлен образовательный состав кадров в разрезе категорий работников

Таблица 4.


Образовательный состав кадров в разрезе категорий работников

Категория

Высшее

образование

Незаконченное

высшее образование

Среднее специальное образование

Среднее образование

Итого

Руководители

3



-

3

Специалисты

6

2

1

-

9

Служащие

-

1

-

3

2

Рабочие

-

-

16

3

19

Итого, чел.

9

3

17

6

31


При анализе таблицы 4 выявлено, что 77% (37 / 31*100% =77%) работников предприятия ООО «Альфа-Мебель»  имеют образование по специальности, 23% сотрудников имеют высшее образование, 9% имеют незаконченное высшее образование, 45 % имеют среднетехническое образование, 23% - не имеют специального образования. Из руководителей все имеют высшее образование. Среди специалистов 67% имеют высшее образование, 22% имеют незаконченное высшее образование и 11% имеет среднее специальное образование. Среди служащих 30% имеют незаконченное высшее образование, Среди рабочих 61% имеют среднее специальное образование.

Таким образом, все сотрудники,  своим образованием соответствуют занимаемым должностям.


Стоимость товара

А) Фирма «Альфа-Мебель» производит мягкую мебель: диван кровати, кресла для отдыха, кресла-кровати и составляет различные комплекты из перечисленных предметов (комплекты: «Желание», «Лора», «Заря», «Кристина»), также производит тахты «Нежность» и «Полночь», детские кровати с механизмом, позволяющим изменить длину кровати, пуфики: «Чабби» и «Джин».

Вся мебель сделана из экологически чистых материалов: поролона, ДСП и т.д.

Прейскурант цен представлен в таблице 5.[5] 


Таблица 5

Прейскурант цен


Наименование изделия

Цена (цена колеблется в зависимости от вида мебели и обивки) ,  руб.

диван-кровать

1025-1400

кресло для отдыха

500-700

кресло-кровать

605-835

тахта

775-1115

детская кровать

900

пуфик

200


Стоимость товаров в среднем на 10% меньше, чем цены у 70% конкурентов.


Экономичность эксплуатации

Комплекты «Заря» и «Лора» больше разработаны специально для малометражных квартир. Детская кровать с механизмом, позволяющим изменять длину, избавит от постоянной смены кроватей по мере роста ребенка, а также позволяет использовать ее в малометражных квартирах.


Качество продукции

Весь ассортимент, представленный фирмой, обладает высоким качеством. Ткани, применяемые для обивки, обладают высокой прочностью, стойкостью к истиранию. Срок службы мебели равен 30 годам ( на 10лет больше срока службы зарубежной продукции, представленной на рынке Хабаровска).[6]


Надежность и безопасность в эксплуатации

Мебель надежна в эксплуатации. Мебель прошла тест на проверку надежности и безопасности. Механизмы разборки диван-кроватей, а также кресел-кроватей выполнены таким образом, чтобы быть достаточно простыми и надежными. Конструкция мебели обеспечивает полную безопасность: мягкие углы мебели; все закрепления сделаны очень устойчиво.

Особенно большие требования к безопасности предъявлялись к конструкции детской кровати. Проверка кровати показала, что даже при использовании кровати  в течении 25 лет, она не развалится (не сломается раздвижной механизм).

Б) Выгодно отличает фирму от 50% конкурентов - возможность выбора различных материалов обивки (гобелен, бархат, флок)  и цвета обивки (30 цветов), а также приспособленность мебели для типовых малометражных помещений.

В) Реализация продукции обеспечивает норму прибыли 10%.

4. SWOT анализ


Одной из самых эффективных технологий, позволяющих провести всесторонний анализ внешних и внутренних сторон управления организации, учесть сильные и слабые стороны является SWOT-анализ.[7] С помощью него проводиться анализ организации (в данном случае – ООО «Альфа-Мебель»  ) с четырех сторон:

·        сильные стороны – внутренние положительные качества организации;

·        слабые стороны – внутренние отрицательные черты организации;

·        возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы организации;

·        угрозы – внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех организации.

Таблица 3.

Матрица SWOT анализа ООО «Альфа-Мебель» 



Сильные стороны


Слабые стороны


1.     Комплексное предложение услуг;

2.     Удобство парковки автомобиля;

3.     Близость к автотранспортным магистралям;

4.     выдающаяся компетентность;

5.     адекватные финансовые ресурсы;

6.     высокая квалификация;

7.     хорошая репутация у покупателей;

8.     известный лидер рынка;

9.     изобретательный стратег в функциональных сферах деятель­ности организации;

10.            возможность получения экономии от роста объема производ­ства;

11.            защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;

12.            подходящая технология;

13.            преимущества в области издержек;

14.            преимущества в области конкуренции;

15.            наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

16.            проверенный временем менеджмент.

1.     нет ясных стратегических направлений;

2.     ухудшающаяся конкурентная позиция;

3.     устаревшее оборудование;

4.     очень узкая производственная линия;

5.     слабое представление о рынке;.

Возможности


1.     Проведение

2.     Открытие филиалов в других частях города.

3.     расширение производственной линии;

4.     увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах


Необходимо использовать  удобство парковки, выгодное месторасположение для привлечения все большего количества клиентов, что даст дополнительные финансовые ресурсы и возможность расширить свою деятельность и со временем открыть филиалы.

Открыв возможность проведения торжеств, свадеб, ночных дискотек, возможно компенсировать недостающий вид развлечений типа кегельбан

Угрозы

1.     Трудное налоговое бремя;

2.     Высокие ставки за кредит.


Расширяя свою деятельность за счет перечисленных сильных сторон  возможно выдержать высокие налоговые ставки и рассчитаться за кредит. Это произойдет за счет привлечения дополнительных клиентов и расширения деятельности клуба

Упор необходимо сделать на организацию рекламной компании, чтобы привлечь дополнительные средства от новых посетителей. Это снизит влияние угроз.


Таким образом, сильные стороны  управления предприятием помогают при правильном использовании внутреннего потенциала  снизить негативное влияние внешней среды и успешно осуществлять коммерческую деятельность.


5. Формирование конкурентной стратегии. Матрица Портера


Стратегия конкуренции компании включает в себя подходы к бизнесу и инициативы, которые она использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления своей позиции на рынке. Конкурентная стратегия компании обычно предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия, предпринимаемые в зависимости от изменения ситуации на рынке. Кроме того, конкурентная стратегия предусматривает краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на ситуацию и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкретные возможности компании и ее позиция на рынке.[8]

Конкурентная стратегия более узкая по масштабу, чем деловая стратегия. Деловая стратегия затрагивает не только вопрос о том, как проводить конкуренцию, но и отражает функциональные стратегии, действия и планы руководства по работе в разнообразных условиях отрасли (не только связанных с конкуренцией), а также то, как менеджеры решают стратегические проблемы. Конкурентная стратегия связана исключительно с планами руководства по ведению конкурентной борьбы и предоставлению дополнительных ценностей для покупателей.

Существует множество вариантов и нюансов стратегии и столько конкурентных стратегий, сколько есть конкурентов. Однако различия имеют сходство, когда рассматривается цель деятельности компании на рынке и тип конкурентного преимущества, которое компания пытается достичь.[9]

Пять основных подходов к стратегии конкуренции (по Портеру)(см . рис2):[10]

1.     Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение полных издержек производства товара или услуги, что привлекает большее количество покупателей.

2.     Стратегия широкой дифференциации направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большего количества покупателей.

3.     Стратегия оптимальных издержек дает возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные (самые низкие) издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.

4.     Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентированная на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства.

5.     Сформулированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами или услугами наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

Рис2 Матрица Портера


Отличительные черты основных конкурентных стратегий представлены в таблице 6.[11]

Таблица 6

Отличительные черты основных конкурентных стратегий

Характеристика

Лидерство по издержкам

Широкая дифференциация

Оптимальные издержки

Сфокусированные низкие издержки и дифференциация

- стратегическая цель

Ориентация на весь рынок

Ориентация на весь рынок

Понимающий ценности покупатель

Узкая рыночная ниша, где покупательские нужды и предпочтения существенно отличаются от остального рынка

- основа конкурентного преимущества

Издержки производства ниже чем у конкурентов

Способность предлагать покупателям что-то, отличное от конкурентов

Предоставление покупателям большей ценности за их деньги

Более низкие издержки в обслуживаемой нише или способность предложить покупателям что-то особенное, соответствующее их требованиям и вкусам

- ассортиментный набор

Качественный базовый продукт без излишеств (приемлемое качество и ограниченный выбор)

Много разновидностей товаров, широкий выбор, сильный акцент на возможность выбора среди различных характеристик

Характеристики товара – от хороших до превосходных, от присущих ему качеств до особых

Удовлетворение особых нужд целевого сегмента

- производство

Постоянный поиск путей снижения издержек без потери качества и ухудшения основных характеристик товара

Нахождение путей по созданию ценностей для покупателей, стремление к созданию превосходного товара

Внедрение особых качеств и характеристик при низких издержках

Производство товара, соответствующее данной нише

- Маркетинг

Выделение тех характеристик товара, которые ведут к снижению издержек

Создание таких качеств товара, за которые покупатель будет платить. Установление повышенной цены, покрывающей дополнительные издержки на дифференциацию

Предложение товаров, аналогичных товарам конкурентов, по более низким ценам

Увязка сфокусированных уникальных возможностей с удовлетворением специфических требований покупателя

- Поддержка стратегии

Разумные цены/хорошая ценность

Создание различий характеристик, за которые будут платить. Концентрация на нескольких ключевых отличительных чертах, усиление их и создание репутации и имиджа товара

Индивидуальное управление снижением издержек и повышением качества продукта/услуги одновременно

Поддержка уровня обслуживания ниши выше, чем у конкурентов, задача – не снижать имидж компании и не распылять усилия, осваивая другие сегменты или добавляя новые продукты для расширения присутствия на рынке


В нашем случае воспользуемся стратегией оптимальных издержек, так как она ориентирована на предоставление покупателям больше ценностей за их деньги. Это подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки, одновременно предоставляя покупателю несколько больше, чем минимально приемлемые качество, обслуживание, характеристики и привлекательность товара. Идея – создание повышенной ценности, отвечающей или превышающей покупательские ожидания в шкале» качество – обслуживание – характеристики – внешняя привлекательность товара» и одновременно убеждении покупателей в разумности цены.

Стратегическая цель

·        производство мягкой мебели с низкими издержками и отличительными характеристиками от хороших до превосходных

·        снижение цены по сравнению с аналогичными товарами, производимыми конкурентами.

Преимущества:

·        близость по ключевым параметрам к конкурентам

·        превосходство над конкурентами по издержкам

·         возможность конкурентного маневрирования

Таким образом, реализация выбранной стратегии позволит ООО «Альфа-Мебель»  обеспечить конкурентное преимущество своей продукции.



Заключение



В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче­ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта

В результате проделанной работы был рассмотрен объект управления (ООО «Альфа-Мебель»).

Рассмотрены цели, миссия организации, построено дерево целей ООО «Альфа-Мебель». Миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия, а  цель – это желаемое состояние экономической системы, отражающее волю управляющего системой субъекта и имеющее строго определенный срок существования.

Проанализирована внутренняя и внешняя среда ООО «Альфа-Мебель».. Сильные стороны  управления предприятием помогают при правильном использовании внутреннего потенциала  снизить негативное влияние внешней среды и успешно осуществлять коммерческую деятельность.

Выбрана конкурентная стратегия на основе матрицы Портера: стратегией оптимальных издержек, так как она ориентирована на предоставление покупателям больше ценностей за их деньги. Это подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки, одновременно предоставляя покупателю несколько больше, чем минимально приемлемые качество, обслуживание, характеристики и привлекательность товара


Список литературы


1.     Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью – М.: Знание, 2001.

2.     Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

3.     Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева – М.: Логос, 2001.

4.     Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – М.: Финстат, 2003.

5.     Боумэн К. Основы стратегического менеджмента - М.: ЮНИТИ, 2002

6.     Виханский О. С. Стратегическое управление - М.: Гардарика, 2002.

7.     Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций – М.: ЮНИТИ, 2002.

8.     Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: перевод с английского. Научный редактор и автор послесл. В.А. Приписнов – М.: Просвещение, 2003.

9.     Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 2001. 

10.           Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

11.           Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

12.            Насонова М. С. Развития конкуренции мебельной продукции // Мебель в Хабаровске , 2002-№4



[1] Насонова М. С. Развития конкуренции мебельной продукции // Мебель в Хабаровске , 2002-№4 – с 32

[2] Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 2001.  – с 59.


[3] Насонова М. С. Развития конкуренции мебельной продукции // Мебель в Хабаровске , 2002-№4 – с 33

[4] Насонова М. С. Развития конкуренции мебельной продукции // Мебель в Хабаровске , 2002-№4 – с 34

[5] Насонова М. С. Развития конкуренции мебельной продукции // Мебель в Хабаровске , 2002-№4 – с 34

[6] Насонова М. С. Развития конкуренции мебельной продукции // Мебель в Хабаровске , 2002-№4 – с 35

[7] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента - М.: ЮНИТИ, 2002 – с 78


[8] Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций – М.: ЮНИТИ, 2002 – с 101

[9] Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – с 104

[10] Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: перевод с английского. Научный редактор и автор послесл. В.А. Приписнов – М.: Просвещение, 2003 – с 156.

[11] Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001 – с 106