Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Судебная реформа в Российской Федерации__________________ 5

1.1. Судебная реформа в России в контексте глобализма____________ 5

1.2. Судебная реформа Закона "О статусе судей в Российской Федерации" 7

Глава 2. Статус судей в России__________________________________ 16

2.1. Совершенствование взаимодействия ветвей судебной власти____ 16

2.2. Европейская хартия о статусе судей_________________________ 20

2.3. Эксперты Совета Европы о статусе судей____________________ 24

Заключение____________________________________________________ 29

Список использованной литературы и источников_________________ 31


Введение


Правовые системы всех стран не существуют изолированно. Они взаимодействуют друг с другом, ведут нескончаемый культурный диалог. Такая практика позволяет оценить собственный опыт правовой жизни, обрести зеркало для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами . Дошедшая до нас история генезиса большинства когда-либо существовавших великих правовых систем, как правило, начинается с заимствования (афинское, римское право, западное право и т.д.).

При этом, если фрагментарная юридическая аккультурация - обычное явление, проистекающее из повседневных контактов представителей различных правовых систем, то тотальная рецепция - явление исключительное. Она всегда является результатом более широкого культурного заимствования, когда меняются все или многие важнейшие культурно-смысловые парадигмы сознания общества и принятые в нем практики социальной жизни. Как правило, юридическая аккультурация способствует модернизации права страны-реципиента, право обогащается новыми принципами и юридическими конструкциями. Однако, в ряде случаев рецепция чужого права может привести к юридической декультурации.

Последняя выражается в том, что прежнее право отбрасывается, правовая культура реципиента разрушается, в праве возрастает количество противоречий, недопустимых упрощений, что к тому же отнюдь не обеспечивает воспроизведение реципиентом у себя в стране заимствуемой правовой культуры. Поэтому юридическая аккультурация вовсе не является для правовой системы безусловным благом, так как может влечь за собой не только развитие последней, но и ее разрушение. При оценке характера юридической аккультурации важно представлять себе, как она протекает: в результате диффузионного проникновения чужой правовой культуры в страну посредством стихийного копирования отдельными лицами чужих образцов поведения; в результате централизованного переустройства правового строя жизни общества публичной властью; в результате правовых реформ собственного государства.

Россия, включая ее непосредственных государственных предшественников, принадлежит к разряду стран, правовая система которых несколько раз менялась в результате тотальной рецепции. Это было не стихийное копирование чужих образцов жизни, чужих образов, а их сознательное и планомерное заимствование, выступающее как модернизация реципиента, приближение его к этому самому.

Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам.

Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.

Глава 1. Судебная реформа в Российской Федерации


1.1. Судебная реформа в России в контексте глобализма


Суть нынешней волны модернизации права в России - в тотальной рецепции западного опыта. По объему заимствований и точности копирования западной государственно-правовой традиции современные преобразования права, пожалуй, сопоставимы лишь с периодом реформ Петра I. В конце ХХ в. в России пропуск в "западное" будущее опять был найден в точном воспроизведении в стране государственно-правовых порядков западного мира. При этом рецепция Россией западного правового опыта свершается в условиях глобализации, т.е. постепенного преобразования мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, свободно распространяются идеи и передвигаются их носители.

В конце ХХ в. темп жизни России и направление ее развития как, впрочем, и других стран стали определяться глобальным миром.

Фактором глобализации стала деятельность международных публичных организаций. Международные политические и политико-экономические структуры размывают остатки национального суверенитета, Коллективное вмешательство под эгидой ООН во внутренние дела суверенных государств в виде миротворчества либо гуманитарной интервенции для защиты систематически нарушаемых прав человека становится нормой международной политики. Вынесение приговоров национальным политическим деятелям Международным судом в Гааге создает прецедент и закладывает основы новых норм международного права. [1]

Таким образом, у России нет выбора, если она желает встроиться в современный глобальный мир, она должна будет допустить на свою территорию его субъектов. Это автоматически влечет за собой установление благоприятного для них правового режима деятельности. Иными словами, глобализация в качестве принципа культурного, правового, технологического, финансово-экономического развития разных стран утверждает унификацию, причем не только форм экономической активности, систем образования, способов менеджмента, научных знаний, даже потребительской культуры, но и права, а также государственных и политических институтов разных стран. Таким образом Россия в конце ХХ века стала частью стремительно унифицирующегося в правовом отношении мира.

Относительной однородностью права обладают лишь развитые страны.

Для стран, не принятых западным сообществом в число развитых, в том числе и для России, унификация государственно-правовых институтов в соответствии с западными стандартами не может приобрести всеобщие масштабы. Невозможно внедрить западные стандарты социальной обеспеченности, стандарты хозяйствования, экологические стандарты, западные трудовые права и т.д.

Унификация права стран, не полностью интегрированных в западный мир, обретает следующие формы:

Унифицируется правовая теория. Обеспечивается это через систему подготовки кадров. В частности, африканские юристы получают образование в Европе или в африканский университетах, копирующих во многом программы европейских университетов. Кроме того, западные юристы нередко участвуют в качестве экспертов и разработчиков при подготовке нормативно-правовых актов в других странах, вовлекаемых в круг западного влияния. В России также происходит заимствование западной государственно-правовой теории. Марксистско-ленинская правовая теория, доминировавшая в российской юриспруденции до начала 90-х гг. ХХ в., в настоящий момент в России подвергается достаточно жесткой критике. Теории, определяющие отечественную науку в настоящий момент, как правило, заимствованы: теория правового и социального государства, разделения властей, учение о правах и свободах человека и гражданина и т.п.

Унифицируются отдельные сферы правового регулирования. Прежде всего, это достигается прямыми заимствованиями нормативных предписаний из чужого права. В российском праве также интенсивно развивается заимствование западных образцов. Например современная российская конституция в части, касающейся прав человека и гражданина, моделировалась по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Более того, сохранение своеобразия России в этой сфере правового регулирования объективно препятствовало бы принятию страны в Совет Европы, а значит, в какой-то мере препятствовало бы включению в глобальный мир. Стоит отметить, что наибольшие изменения под влиянием Запада в России претерпевает, прежде всего: а) конституционное право; б) гарантии для права собственности; в) обязательственное право; г) регулирование приватизации; д) правила имущественной ответственности; е) права и свободы человека и гражданина; и) пенитенциарное законодательство; и некоторые другие сферы правового регулирования. [2]

Субъекты глобального мира инициируют строительство на территории унифицирующихся стран особых правовых пространств, благоприятных для деятельности этих субъектов. В качестве пространств, обладающих особым правовым режимом, обеспечивающим включение их в мировую экономику и культуру обычно называют следующие зоны: торговые (свободные таможенные. свободные порты, транзитные, внешнеторговые и пр.), производственные с функциями импортозамещения или экспорта (специальные зоны, промышленные парки, оффшорные предприятия или зоны и т.п.), технополисы и технопарки, а также зоны обслуживания (оффшорно-финансового, банковского, информационного, туристского, страхового).

Развитый мир формирует международное право, определяющее общие условия функционирования глобального мира. Естественно, что субъекты, наилучшим образом адаптировавшиеся к условиям жизни в этом мире, выигрывают от внедрения глобальных правил устройства мира. Если еще в XIX в. в теории и в государственной практике торжествовала точка зрения, согласно которой национальное обладает приоритетом над международным и суверенитет государства не должен ограничиваться, то в ХХ в., фактически, утвердился принцип примата международного права над национальным. Международное право превратилось в инструмент унификации национальных правовых систем. Это - язык общения между развитыми странами и остальным миром.

Итак, глобализация явилась вызовом для традиционных атрибутов суверенитета России и ее государственно-правовой системы. Когда в начале 90-х гг. ХХ в. прекратил существовать биполярный мир, разделенный на капиталистический и социалистический лагерь, Россия оказалась перед выбором: адаптироваться в глобальный мир или превратиться в режим-изгой, обреченный на замкнутость в собственных границах.

Перенимая мировой опыт, необходимо учитывать, что судебная система в каждой стране создается на основе своих специфических условий, к которым относятся в первую очередь исторические традиции, особенности культуры данной нации и ее менталитета.


1.2. Судебная реформа Закона "О статусе судей в Российской Федерации"


Первые робкие попытки реформировать советскую судебную систему были предприняты во времена перестройки. Верховный Совет СССР принял поправки к Конституции, повысившие независимость судов. Срок избрания судей увеличился с 5 до 10 лет. Их стали избирать Советы народных депутатов более высокого уровня (например, районные судьи - областными Советами).

При этом перед страной стоял выбор - коренная модификация судебной системы могла быть проведена:

путем изменения по образу построения судебной системы России 19 века;

путем изменения по образцу западных стран;

путем изменения в соответствии с принципиально новыми моделями, учитывающими особенности России.

При этом изменения судебной системы возможны по двум направлениям:

изменения способа её формирования;

изменения её организационной структуры,

Опыт показывает, что порой необходимо следовать одновременно обеими путями, так как именно комплексный подход определяет, в большинстве случаев, наилучший результат.

Рассмотрим более подробно ход и логику судебной реформы в России.

Закон "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. запрещал наказывать судей за решения (если они не были противозаконными или предвзятыми), отмененные впоследствии судом более высокой инстанции. Верховный Совет принял решение о создании суда присяжных, которое, однако, осталось на бумаге, положение не изменилось.

Сторонники судебной реформы понимали бесперспективность отдельных, не связанных между собой попыток корректировки действовавшего законодательства и то, что укоренившиеся ведомственные интересы будут тормозить реформирование судебной системы и правоохранительных органов. Нужна была концепция судебной реформы. Осенью 1991 г. ее представил в Верховный Совет РСФСР Президент Ельцин.

Обсудив представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы в РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановил:

1.Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности. [3]

2.Признать главными задачами судебной реформы в Российской Федерации:

обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;

утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности;

обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.

3. Рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы:

создание федеральной судебной системы;

признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

дифференциацию форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Для реализации основной задачи - сделать судебную власть влиятельной силой, независимой от исполнительной и законодательной властей - был реанимирован суд присяжных, состоящий из председательствующего судьи и 12 присяжных заседателей. Любому обвиняемому в совершении преступления, наказание за которое превышает год лишения свободы, предоставлялось право быть судимым судом присяжных. Аналогично сторонам по гражданскому делу давалось право направить на рассмотрение суда присяжных иск на сумму, превышавшую установленный законом предел. Короче говоря, предлагалось создать более сложную судебную систему по сравнению с действовавшей.

Первые практические шаги реформы были фактически сделаны уже в июле 1991 г. с принятием законов "О Конституционном Суде РСФСР" и "Об арбитражном суде". Действовавшие до того времени государственные арбитражи были по сути административными органами, которые не столько разрешали экономические споры, сколько "укрепляли" плановую государственную дисциплину. Их заменили арбитражные суды, в сферу действия которых попали почти все хозяйственные дела, причем предприятия получили право оспаривать решения государственных органов в сфере экономики. [4]

Закон "О статусе судей в РФ" провозгласил самостоятельность судебной власти, ее независимость от законодательной и исполнительной властей. Наделение судей пожизненными полномочиями, их несменяемость (смена суда или должности возможна только с согласия самого судьи), личная независимость (допросить, арестовать, обыскать судью стало возможным только с согласия соответствующего органа судейского самоуправления - съезда и совета судей, высшей квалификационной коллегии судей), неподотчетность судей никому и подчинение их только закону, ограниченный перечень оснований и сложный порядок лишения судей полномочий, запрещение судьям заниматься политикой, высокое денежное содержание и материально-бытовые гарантии - все это позволяло надеяться на выход судебной системы из глубокого кризиса, в котором она оказалась к 1992 г.

Одной из целей судебной реформы было расширение полномочий судебной власти за счет наделения судов функциями, которые в России традиционно принадлежали прокуратуре. Речь идет о праве граждан обжаловать действия и решения государственных органов и чиновников. Союзный закон "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления, должностных лиц, ущемляющих права граждан", принятый в конце 1989 г., был обставлен таким количеством ограничений, отражавших интересы государственной и партийной бюрократии, что не удовлетворял ни юристов, ни граждан. Практически применять его было крайне трудно.

Российский закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" был принят 27 апреля 1993 г. В соответствии с ним, в отличие от союзного закона, гражданин, чьи права нарушены, мог обращаться непосредственно в суд без предварительной подачи жалобы "по команде" вышестоящему должностному лицу. Количество подобных исков (об отказах в прописке, в разрешении на выезд за рубеж, в обеспечении различной информацией и т.п.) стабильно увеличивалось. Сразу же, в 1993 г., их было подано 8 тыс., или в 4 раза больше, чем двумя годами ранее, а количество удовлетворенных исков возросло с 67 до 75%.

Возрождение суда присяжных стало главным событием в реформе судебной системы за 1992-1993 гг. Для начала суд присяжных ввели только в 9 регионах (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях), где предварительно была проведена большая подготовительная работа. Предполагалось, что передача права вынесения приговора двенадцати независимым представителям народа приведет к появлению состязательности процесса, ослабит обвинительный уклон, столь характерный для советской судебной системы, и продемонстрирует общественности, что правосудие освободилось от политического влияния.

В соответствии с законом присяжным заседателем может стать любой достигший 25 лет, несудимый, дееспособный гражданин из перечисленных регионов России. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их заявлению сотрудники правоохранительных органов, судьи, военнослужащие, священнослужители, руководители органов государственной власти и их заместители, а также лица, не владеющие языком судопроизводства, люди старше 70 лет, инвалиды либо лица, имеющие физические или психические недостатки, мешающие им понять, что происходит в зале суда. Для всех остальных участие в процессах в качестве присяжного заседателя в течение 10 календарных дней в году - гражданская обязанность.

Списки потенциальных присяжных заседателей составляет областная (краевая) администрация. После довольно сложной процедуры отбора (на заключительном этапе обвинение и защита вправе без указания причин отвести четырех кандидатов, что требует от прокурора и адвоката знания основ психологии) формируется коллегия присяжных заседателей из двенадцати основных и двух запасных. Запасные присяжные на протяжении всего процесса участвуют в рассмотрении дела и готовы заменить основного присяжного, если тот по какой-то причине выбывает.

Собственно процессу предшествует важная стадия предварительного слушания дела без участия присяжных заседателей, в ходе которой судья должен определить допустимость представленных прокурором доказательств и исключить из дела полученные с нарушением закона. Разница в этом смысле между судом присяжных и общим судом (с участием народных заседателей или судьей единолично) в том, что в последнем доказательства, подлежащие исключению из дела (судьи часто закрывают глаза на "малозначительные" нарушения закона), все равно доводятся до сведения судей и народных заседателей и психологически не могут не влиять на их сознание. А присяжные ничего не знают об исключенных доказательствах.

Присяжные (и никто кроме них) решают вопрос о виновности. Даже Кассационная палата Верховного Суда не вправе отменить вердикт присяжных, если он вынесен без нарушения уголовно-процессуального закона. Народных заседателей (в отличие от присяжных) закон наделил всеми правами судьи и обязал вместе с ним не только устанавливать факты, но и решать вопросы права, в которых они не ориентируются. Когда же народные заседатели, интуитивно чувствуя несправедливость, выражают несогласие с мнением судьи (что бывает крайне редко), у него наготове беспроигрышный способ: он предлагает им самим написать приговор, чего они сделать не в состоянии. Поэтому роль народных заседателей свелась к киванию головой в такт решению судьи.

Судью, который фактически единолично решает дело, можно подкупить, запугать. В суде присяжных это бессмысленно, поскольку исход дела зависит не от него, а от двенадцати народных представителей, каких именно, заранее неизвестно, поэтому воздействовать на них значительно сложнее. Если все же такая угроза существует, то закон "О судоустройстве" обязывает органы внутренних дел немедленно по заявлению присяжного заседателя или по собственной инициативе обеспечить безопасность присяжного и членов его семьи, сохранность принадлежащего ему имущества.

Результаты работы судов присяжных в 9 регионах России оказались обнадеживающими. Хотя процессы в среднем продолжались около 5 дней, что почти вдвое больше среднего срока разбирательства аналогичных дел в судах с участием народных заседателей, новые правила судопроизводства в значительной степени способствовали устранению обвинительного уклона и созданию действительно состязательного процесса. В начале 90-х годов областные (краевые) суды оправдывали 0,5% подсудимых, а присяжные только за 1994-1995 гг. вынесли около 15% оправдательных вердиктов. По каждому четвертому делу присяжные признавали подсудимых виновными в менее тяжких преступлениях по сравнению с теми, которые фигурировали в обвинительных заключениях, подписываемых следователем и утверждаемых прокурором, а по каждому второму признавали осужденного заслуживающим снисхождения или особого снисхождения. Это обязывало судью снизить наказание.

Любопытно, что критики суда присяжных, которые во время прохождения закона через парламент утверждали, будто суды будут в основном оправдывать преступников и направлять дела на дополнительное расследование, теперь могли бы, ссылаясь на приведенные статистические данные, упрекать присяжных в излишней снисходительности, но почему-то этого не делают. Видимо, пришло понимание того, что расправный суд и надлежащая правовая процедура - далеко не одно и то же. Суд присяжных заставляет судей, прокуроров и адвокатов во многом пересмотреть свои взгляды на профессию.

Прокурор больше не может рассчитывать на то, что судья - его сподвижник по борьбе с преступностью - "не заметит" погрешностей предварительного следствия (сколько изломанных человеческих судеб стоит за ними) и "вытащит дело" за прокурора. Адвокату не имеет смысла "договариваться" с прокурором или судьей, а необходимо проявлять профессиональное мастерство. И сам судья начинает понимать: слово "суд" происходит не от "осудить", а от "рассудить".

Сложилась парадоксальная ситуация: параллельно существуют две системы правосудия - традиционная, принятая в подавляющем большинстве судов общей юрисдикции, и состязательная, организованная для нескольких судов с участием присяжных заседателей. Состязательное судопроизводство, оказывая положительное влияние на обычный уголовный процесс (в частности, созданием прецедентов правового решения вопроса о допустимости доказательств), погоды не делает. Оно постепенно деградирует в чуждой среде, не становясь правилом, оставаясь исключением. Так и не реализованы нормы Конституции, обеспечивающие гражданам защиту от произвольных арестов, гарантирующие право обвиняемого предстать перед судом присяжных, провозглашающие принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.

Конечно, суд присяжных далеко не идеальная форма судопроизводства, и не случайно в ряде стран, например во Франции, отказались от него. Возможно, что наиболее эффективно могла бы действовать коллегия из трех судей-профессионалов, но для этого в условиях России нужно иметь большое количество высококвалифицированных судей, а их пока явно недостаточно.

Еще одна важная проблема судебной реформы - защита судей и свидетелей от угроз со стороны преступных сообществ. В современных российских судах "заказное правосудие" не ушло в небытие, а лишь приняло новые формы. Когда судья действует вопреки представленным доказательствам, логике и здравому смыслу, понятно, что им движет страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Ведь судья в России не защищен не только от давления, но даже от прямых угроз. Не защищены и свидетели. В развитых странах на защиту свидетелей выделяются огромные средства. Федеральные власти выплачивают им компенсации за физический и моральный ущерб, в отдельных случаях им предоставляется новая работа, меняются место жительства, имя и даже внешность. Затраты государства велики, но и отдача огромная: благодаря такой программе раскрыты сотни тяжелейших преступлений.

Согласно закону "О судебной системе Российской Федерации" в нашей стране действуют федеральные суды (Конституционный Суд, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Федерации (конституционные или уставные суды и мировые судьи). Создание других судов, в том числе чрезвычайных, не допускается.

Конституционный Суд РФ существует самостоятельно, без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов, т.е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть, проверяет законность нормативных актов и соответствие их Конституции. Кроме того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов. Первая группа - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. Вторая группа - военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях. Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел. Для их создания предстоит разработать концепцию организации, деятельности, места в системе судов общей юрисдикции (подведомственность, система обжалования решений и т.д.) В свою очередь, это требует внесения дополнений и изменений в соответствующее законодательство и изыскания источников финансирования.

Система арбитражных судов делится на три уровня: первый - Высший Арбитражный Суд, второй - федеральные арбитражные суды округов, третий - арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что последние создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению. Но система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению (не было этого в законе РСФСР "Об арбитражном суде" от 4 июля 1991 г. и в законе "Об арбитражных судах в РФ" от 5 апреля 1995 г.).

Арбитражные суды, как и КС, слишком отдалены от населения. Порой единственный на область, край или республику арбитражный суд менее доступен, чем суды общей юрисдикции. С учетом российских расстояний, дороговизны проезда мало кто поедет в столицу для защиты своих прав в Конституционном Суде или в областной центр - в арбитражный суд для разрешения экономических споров. В результате право остается нарушенным или находятся незаконные пути.

Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. смягчил проблему федерализма в судебной системе. По закону мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей. Зарплата мирового судьи составляет 60% оклада председателя Верховного Суда, а в городах федерального значения - 64% и начисляется из федерального бюджета. А материально-техническое обеспечение (предоставление помещений, мебели и канцтоваров) возложено на органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. [5]

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

В компетенцию мировых судей входят дела, которые не требуют долгих разбирательств, но неизбежно зависают в перегруженных судах. Это дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении). А также дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе), споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 МРОТ, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы

Глава 2. Статус судей в России


2.1. Совершенствование взаимодействия ветвей судебной власти


Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судов входят Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, иные федеральные суды.

Конституция РФ не устанавливает структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону о судебной системе, который должен установить соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.

Отдельными федеральными законами также регулируются статус судей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы обеспечения деятельности органов судебной власти. Таким образом, единство судебной власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым статусом судей.

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям судебной власти отнесены: конституционный контроль; осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; право законодательной инициативы; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Эти полномочия необходимы для реализации задач, поставленных перед судебной властью Конституцией: гарантий быстрой и эффективной защиты органами судебной власти прав и свобод человека в установленном законом порядке; самостоятельности органов судебной власти и их независимости от законодательной и исполнительной властей; обеспечения взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в формировании судебной системы; доступности правосудия на равных основаниях для всех; рассмотрения дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела отнесены законом; реализации права сторон на пересмотр приговоров суда первой инстанции вышестоящим судом и права граждан на участие в осуществлении правосудия

Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского корпуса впервые становятся предметом конституционного регулирования. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особое значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов и отнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "л" ст. 72 Конституции РФ). [6]

Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлен единый статус судей Российской Федерации. Это единство не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой государства. Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст. 120, 121, 122). Только судьям Конституция предоставляет право при рассмотрении дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по их мнению, не соответствуют закону.

Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный Конституцией порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента (п. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции) и назначение судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 128). Укрепление гарантий служебного положения судей в немалой степени зависит от активности органов судейского сообщества, которым федеральным законом предоставлены широкие полномочия в формировании судейского корпуса.

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебными органами, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежать безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В структуре гл. 7 Конституции отражается система организации деятельности судебной власти: указывается главная и исключительная функция судов - осуществление правосудия, определяются процессуальные формы осуществления судебной власти посредством различных видов судопроизводства. Установление судебной системы делегируется федеральному конституционному закону. Конституция закрепляет основные требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их самостоятельности: независимость, несменяемость, неприкосновенность, государственное финансирование деятельности судов. Ряд основных положений организации разбирательства дел в суде поднимается на конституционный уровень: гласность, состязательность, участие присяжных заседателей.

В рассматриваемой главе Конституции определяется место высших судов Российской Федерации, возглавляющих ветви судебной системы, порядок назначения судей Президентом и Советом Федерации. Установление полномочий, порядка образования и деятельности высших судов Российской Федерации отнесены к ведению соответствующих федеральных конституционных законов. Включение в состав гл. 7 положений об организации единой централизованной системы прокуратуры объясняется приближенностью задач органов прокуратуры к отправлению правосудия, единством правозащитных функций судей и прокуроров.

Согласно Конституции Российской Федерации суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Что же необходимо сделать для того, чтобы реформировать и судебную систему и провести перестройку в сознании судейского корпуса?

Так сложилось, что про судьбу судебной реформы было слышно очень мало. Президент, выступая на съезде судей 27 ноября 2000 г., озвучил только две основные идеи: начинать реформу с нуля никто не собирается, разработки будут проходить в рамках концепции 1991 года (а значит, и в рамках действующей Конституции), и второе - реформировать придется и правила формирования судейского сообщества (пускай и без радикального ограничения срока полномочий). Да еще Верховный суд направил в Госдуму два законопроекта, непосредственно относящихся к реформе: "Об административных судах" и "О Верховном суде". [7]

28 ноября прошлого года появилась на свет рабочая группа, в состав которой вошли 30 человек: представители администрации Президента, всех ветвей судебной власти, представители правительства и ученые-юристы. Их задачей стало формулирование новых идей по судебной реформе за очень ограниченный срок - до 15 апреля 2001 г..

Было выделено 9 приоритетных направлений. Группа собирала все предложения, включая самые экзотические, на заседаниях проводился их отсев. Хотя работа далеко не окончена, первые результаты представлены вниманию тех, кто эту реформу будет непосредственно воплощать в жизнь, - сегодня результаты работы группы оценят члены Совета судей. Ведь сразу после 15 апреля на свет начнут появляться президентские законопроекты в поддержку новых предложений. К тому времени существование каких-то острых разногласий с судейским сообществом недопустимо - это просто пустит реформу ко дну.

Все предложения сделаны в качестве дискуссионных. Но основной вектор преобразования все-таки видно довольно отчетливо. Члены совета судей оценивают предложения по трем темам. Это вопросы изменения статуса судей, изменения форм организации адвокатского сообщества и предложения по изменению процессуального законодательства.

Что касается статуса судей - здесь предложения наиболее радикальные. Введение возрастного ценза, ограничение нахождения в должности председателя суда (сейчас председатель, как и просто судья, назначается пожизненно), введение в квалификационные коллегии, которые только и могут прекратить полномочия судьи, не судей. Именно эти предложения и могут встретить яростное сопротивление судей, привыкших к существующему порядку дел.

Два других раздела судьями будут поддержаны. Что касается адвокатуры, судьи давно не против упорядочить правила формирования этого сообщества. А на съезде судей прямо заявлялось о необходимости появления социальной - бесплатной - адвокатуры. Предложения по Уголовно-процессуальному кодексу (которые, кстати, практически совпадают с отозванными из Думы - это еще раз подтверждает версию о временном характере отзыва) опять-таки публично поддерживаются председателем Верховного суда. [8]

Интересно, что в "раздаточный материал" не попало еще одно фигурировавшее вначале предложение администрации Президента. Речь в нем шла о создании Совета судебной власти - некоего триумвирата из руководителей трех ветвей судебной власти. Совету предполагалось отдать очень важные функции. Например, в его ведение попадали решение вопроса о приостановке полномочий судей, разрешения на привлечение судьи к уголовной ответственности (сейчас находящиеся в руках квалификационной коллегии, состоящей исключительно из судей) и практически все вопросы материально-технического обеспечения судебной системы. Президиум Совета судей резко восстал против такого предложения, усмотрев в нем "попытки создать орган контроля, стоящий над судами", противоречащий Конституции и ограничивающий самостоятельность судебной системы. Это решение президиума Совета судей характеризует, кстати, весьма серьезное отношение судейского корпуса к вроде бы дискуссионным предложениям администрации Президента.


2.2. Европейская хартия о статусе судей


В национальных системах процедура отбора судьи в узком смысле может отличаться от процедур назначения его на должность и направления лица, назначенного судьей, в определенный суд. Следует уточнить, что решения о назначении и направлении принимаются независимой инстанцией, упомянутой в п.1.3, или происходят по ее предложению, или рекомендации, или с ее согласия, или после ее уведомления.

В Хартии рассмотрены ситуации невозможности занимать должность судьи. В ней нет предположения о случаях совершенной невозможности, связанных с предшествующей деятельностью кандидата или с деятельностью его близких, при назначении на должность судьи. Но отмечается, что при назначении в суд упомянутые обстоятельства необходимо учитывать. Например, адвокат, ранее практиковавший в городе, не может быть направлен в него в качестве судьи, трудно себе представить также, что кто-либо может быть направлен судьей в город, где мэром или депутатом городского совета является его супруг, отец или мать. Таким образом, по вопросу о направлении в определенный суд уставные нормы должны принимать во внимание ситуации, способные законно и объективно породить сомнения по поводу независимости и беспристрастности судей.

В некоторых национальных системах процедура отбора предусматривает испытательный срок, следующий за назначением, до окончательного подтверждения назначения, в других - ограниченный срок полномочий, который может быть возобновлен.

В подобных ситуациях необходимо, чтобы окончательное решение о неназначении и о невозобновлении срока полномочий принималось только независимой инстанцией, упомянутой в п.1.3, или по ее предложению, рекомендации, или после ее уведомления. Ясно, что положения об испытательном сроке или возобновлении достаточно деликатны, если не опасны, с точки зрения, в частности, независимости и беспристрастности судьи, проходящего испытательный срок, который надеется на свое утверждение, или судьи, ожидающего возобновления срока полномочий. Следовательно, здесь должны быть предусмотрены гарантии путем вмешательства независимой инстанции. В той мере, в какой может быть оспорена способность лица, проходящего испытательный срок, занимать должность судьи, Хартия уточняет, что право на обжалование, предусмотренное в п.1.4, применимо к подобному лицу.

Хартия утверждает принцип несменяемости судей, понимаемый как невозможность дать судье новое назначение, новые полномочия без его непосредственного согласия. Однако возможны и исключения: когда решение о перемещении судьи, предусмотренное в национальном уставе в качестве дисциплинарного наказания, было принято в этой связи; когда происходит предусмотренное законом изменение судебной организации, влекущее за собой, например, упразднение суда; когда судья призван помочь соседнему суду в трудной ситуации. В последнем случае направление должно производиться на ограниченный срок, определенный в уставе. Однако, учитывая щекотливый характер вопроса о перемещении судьи, на которое тот не согласен, следует напомнить, что согласно п.1.4 судьи имеют общее право на обжалование решения в независимую инстанцию, которая также может проверить законность такого перемещения. Впрочем, это также и право на обжалование, которое может прояснить ситуации, не учтенные в Хартии.

Хартия определяет критерии стимулирования продвижения по службе как качества и достоинства судьи, выявленные в ходе выполнения им своих полномочий одним или несколькими судьями. Именно на основе этих оценок принимается решение о продвижении по службе независимой инстанцией, упомянутой в п.1.3. Судья, который не был представлен с целью продвижения по службе на рассмотрение независимой инстанции, должен иметь возможность подать туда протест.

Положения п.4.1, естественно, не предназначены для применения в системах, где нет продвижения по службе и иерархии судей, а также в системах, которые в этом отношении надежно защищают их независимость.

Здесь рассмотрен вопрос о деятельности, проводимой параллельно судебным полномочиям. Предусматривается, что судья вне своих судебных полномочий свободно занимается деятельностью, которая является выражением его прав гражданина. Эта свобода может оказаться ограниченной только в том случае, если деятельность является не совместимой либо с доверием к его беспристрастности и независимости, либо отнимает столько времени, что наносит ущерб выполнению полномочий судьи. При этом в Хартии не указываются конкретные виды деятельности, но предусматривается, что судьи должны просить разрешения на занятие различными видами оплачиваемой деятельности, за исключением литературно-художественной.

В этом пункте раскрывается понятие, именуемое "осторожностью" судьи, которое вытекает из ст.6 Европейской конвенции по правам человека и из практики Европейского Суда. Суть этого понятия: судья должен воздерживаться от любого поведения, действия, способного существенно подорвать доверие к его беспристрастности и независимости. Ссылаясь на опасность такого значительного подрыва доверия, Хартия позволяет избежать чрезмерной жесткости, которая привела бы к изоляции судьи от общества и гражданских занятий.

Право на непрерывное образование судьи. Он должен иметь доступ к образованию, оплачиваемому государством, целью которого является гарантирование поддержания должного уровня и углубления профессиональных, социальных и культурных знаний. Государство должно заботиться об организации подобных образовательных акций с соблюдением условий, названных в п.2.3.

Хартия предусматривает дисциплинарную ответственность судьи. Она ссылается сначала на принцип законности дисциплинарных взысканий, констатируя, что поводом для взыскания может стать только невыполнение одной из обязанностей, непосредственно определенных статусом, и что градация взысканий, которые могут быть применены, уточнена в статусе. Кроме того, дисциплинарное взыскание может быть наложено только согласно предложению, рекомендации или с согласия судебного органа или инстанции, не менее половины состава которой составляют избранные судьи, и в рамках состязательного процесса, когда судья, привлекаемый к ответственности, может воспользоваться помощью защитника. Предусматривается также право на обжалование в вышестоящую инстанцию решения о взыскании,

Финансовая и гражданская ответственность судьи. Хартия провозглашает принцип: возмещение ущерба, понесенного незаконно в результате решения или поведения какого-либо судьи при исполнении им его должностных обязанностей, обеспечивается государством. Это означает, что по отношению к потерпевшему государство при любой возможности выступает гарантом возмещения ущерба.

Кроме того, в Хартии сказано, что, когда ущерб явился результатом грубого нарушения судьей норм, регламентирующих его деятельность, государство может потребовать от него возмещения убытков в судебном порядке. Требование наличия грубой ошибки, судебный характер возмещения ущерба представляют собой значительные гарантии избежания обхода процедуры. Дополнительную гарантию составляет предварительное согласие на принятие дела к производству компетентным судебным органом, которое должна дать инстанция, упомянутая в п.1.3.

Здесь рассматривается вопрос о претензиях и жалобах подсудимых по поводу плохой работы правосудия.

Предусматривается возможность для любого лица заявлять в независимый орган претензии о плохом функционировании правосудия по конкретному делу. Если подробное и внимательное рассмотрение бесспорно выявит недочеты дисциплинарного характера в работе судьи, появится возможность обратиться в дисциплинарную инстанцию или по меньшей мере к компетентным властям согласно нормам национального устава для осуществления этого ходатайства.

Независимый орган, о котором идет речь, создан не для того, чтобы заниматься лишь проверкой недочетов в работе судей. Судьи не располагают монополией на все недочеты в функционировании правосудия. Таким образом, представляется, что тот же независимый орган может аналогичным образом обращаться, когда ему это покажется оправданным, в дисциплинарную инстанцию или орган привлечения к ответственности адвокатов, чиновников от правосудия, судебных исполнителей и т.д.

Хартия предусматривает, что профессиональное исполнение должностных обязанностей судьи дает ему право на денежное вознаграждение и на то, чтобы его уровень был способен защитить судью от давления.

Размер оплаты труда судьи может различаться в зависимости от трудового стажа, характера выполняемых обязанностей или важности решаемых задач. Критерии, оправдывающие более высокую оплату труда, должны оцениваться гласно, чтобы избежать расхождений в обеспечении, противоречащих объемам выполненной работы или требуемого для этого времени.

Хартия предусматривает пользование услугами социального обеспечения, т.е. покрытие расходов судьи по классическим социальным рискам (болезнь, отпуск по беременности, инвалидность, старость, кончина).

Уточняется, что судья, достигший предусмотренного законом возраста для прекращения своих полномочий, должен получать пенсию по старости, уровень которой должен быть как можно ближе к уровню последней заработной платы при осуществлении судебной деятельности.

Требуется проявлять бдительность по поводу условий, в которых судья вынужден прекратить свои полномочия. Важно определить причины прекращения полномочий. Это отставка, физическая неспособность, констатированная медицинской экспертизой, ограничение по возрасту, завершение законного срока действия мандата, если полномочия осуществляются в течение ограниченного законом срока, и, наконец, отзыв по решению о дисциплинарной ответственности.

Кроме причин прекращения полномочий, которые могут быть установлены без особого труда, а именно ограничение по возрасту или истечение срока действия мандата, другие причины прекращения функций должны быть проверены инстанцией, упомянутой в п.1.3. Это условие осуществляется автоматически, когда прекращение функций вытекает из отзыва, решение о котором принято именно этой инстанцией, или по ее предложению, ее рекомендации или с ее согласия.


2.3. Эксперты Совета Европы о статусе судей


Эксперты Совета Европы учитывают реалии российской юстиции в том виде, в котором они были изложены: угрозы в адрес судей, отсутствие кандидатов, необходимость сохранять региональный характер всей системы, влияние прошлого, непрочность вновь установленной независимости судей, сложные экономические условия. Это подкрепляет их уверенность, уже выраженную в документе от февраля 2001 г., в том, что реформы следует планировать в перспективе переходного периода. Кроме того, следующие ниже замечания методологически основаны на необходимости сохранять баланс между основными принципами, иногда противоречивыми, например принципом независимости и принципом ответственности.

Поэтому предметом настоящего итогового документа является рассмотрение основных типов проблем, а второстепенные вопросы будут отражены в индивидуальных заключениях каждого из экспертов.

Первый тип проблем связан с набором судей. Эксперты учитывают и понимают те причины, по которым при настоящем положении вещей и, в частности, из-за географических масштабов страны нельзя основывать прямой доступ к профессии на одном только административном конкурсе для проверки компетентности кандидатов, нельзя и устанавливать проведение единого конкурса по всей Федерации. К счастью, этот вынужденный регионализм будет сбалансирован принимаемыми в дальнейшем законами об органах судейского сообщества, что приведет к большему единообразию магистратуры.

При этом эксперты настаивают на том, что важнейшим критерием должна стать правовая компетентность, что отбор кандидатов должен быть основан на этом принципе и что необходимо установить корреляцию этого принципа с профессиональной подготовкой юристов. Необходимо будет принять закон о содержании экзаменов, о конкретных условиях их проведения и о критериях оценки. Одновременно необходимо будет прояснить принцип состава комиссий, на которые будет возложен этот предварительный отбор. В этой области определенную роль должна сыграть Академия правосудия.

В отношении необходимости сохранять региональный аспект при наборе судей, даже при организации экзамена по технической пригодности необходимо стремиться обеспечивать определенное единообразие. Для этого следовало бы рассмотреть две возможности. Во-первых, можно подумать о комиссии по проверке, образуемой на федеральном уровне и на постоянной основе, которая перемещалась бы по территории страны. Или же если будет отобран вариант экзаменационных комиссий для каждого субъекта Федерации, то по крайней мере концепции тем, типы упражнений и необходимый уровень знаний могли бы разрабатываться совместно с каким-либо органом федерального масштаба, например с Академией правосудия.

Второй предлагаемый в проектах критерий связан с моральными качествами кандидата. В этом плане предлагаемая поправка кажется по сравнению с Законом от 1992 года чрезмерной, поскольку согласно ей для отвода кандидатуры потребуется уже не доказательство порочащих поступков, но просто доказательство того, что репутация кандидата не является безупречной, что является слишком расплывчатым критерием, которым к тому же слишком легко манипулировать. Следовало бы сохранить текст Закона от 1992 года и применять его в полной мере. Если же сохранить критерий наличия порочащих кандидата поступков в качестве препятствия для его принятия в состав магистратуры, то наиболее эффективным способом было бы отстранять кандидата на этапе записи на конкурс, а не ждать, пока он пройдет этот первый этап.

Наконец, принцип проверки пригодности по медицинским показателям сам по себе не вызывает возражений, если только будет сделано все для того, чтобы не допустить никаких злоупотреблений или произвола в этом плане.

Учитывая важность отбора кандидатур на должности председателей судов, а затем рассмотрения их в квалификационных коллегиях, решения или заключения коллегий должны быть мотивированными. Это особенно важно в тех случаях, когда их заключение дается в пользу кандидата, получившего более низкие показатели по сравнению с тем уровнем, который требуется на экзамене по профессиональной пригодности для доступа к должности.

Те же гарантии - в частности, на уровне мотивированности - должны быть организованы в обязательном порядке, если по окончании трехлетнего испытательного срока (если таковой будет утвержден) человек должен быть окончательно принят или не принят в корпус судей. В частности, если по истечении трех лет он не будет принят, это может произойти только на основании корректным образом мотивированного решения и в результате процедуры, в ходе которой данное лицо сможет представить свои аргументы, причем решение может быть данным лицом обжаловано.

Второй принципиальный вопрос, поставленный в проектах, - это независимость. Эксперты Совета Европы настаивают на том, что государства обязаны обеспечить судьям прежде всего безопасность, нормальные условия работы и необходимую профессиональную подготовку, чтобы судьи могли спокойно и эффективно выполнять свою задачу. Кроме того, эксперты подчеркивают, что принцип независимости правосудия является одним из условий для правового государства, так как это - необходимый предварительный фактор для принципа беспристрастности правосудия. Что действительно является крайне важным - это гарантия беспристрастности правосудия для участников процесса, т.е. гарантия того, что судьи не будут произвольно принимать чью-либо сторону. Институциональная независимость должна рассматриваться не сама по себе, не как некий абсолютный принцип, но как необходимое условие для беспристрастности. Именно этим объясняется тот факт, что в рамках одной и той же правовой системы гарантируется независимость судей и предусматриваются некоторые механизмы их ответственности.

Более того, решающее значение в этом плане имеет профессиональная подготовка судей, которая должна научить их тому, что они постоянно находятся под угрозой попасть в какую-либо зависимость, причем подобная зависимость может быть не только от внешних факторов (политическое давление, экономическое давление, давление со стороны СМИ и общественного мнения), но и от факторов внутренних (корпоративность, культурные традиции, обыкновения и т.д.), и система должна защищать их и от таких видов зависимости.

Именно с точки зрения этих принципов следует оценивать технические положения, предусмотренные в проектах поправок. Так, эксперты Совета Европы в принципе одобряют ограничение длительности полномочий председателей и заместителей председателей судов, но при условии, что по окончании этого срока судьям гарантируется возможность продолжать карьеру, причем эти гарантии должны быть предусмотрены заранее, при занятии должности председателя и заместителя председателя.

Третий принципиальный вопрос, поставленный в проектах, - это проблема ответственности судей. Принцип независимости судей дает в качестве производных одновременно принцип неприкосновенности и принцип ответственности. Действительно, необходимо, чтобы при исполнении своих функций судья был защищен неприкосновенностью, даже если он совершает оплошности или ошибки при вынесении судебных решений. Аналогичным образом судья не может нести личную или дисциплинарную ответственность за функциональные сбои в работе, связанные с организацией государственной службы правосудия - например, затягивание сроков, - над которыми он не властен.

Одновременно судья, лично и преднамеренно совершающий проступки при исполнении им своих обязанностей - например, регулярно находящийся в состоянии опьянения, небрежно ведущий дела, явно берущий взятки, - должен отвечать за это.

Наконец, само собой разумеется, что судья, совершающий правонарушения - как при исполнении им своих обязанностей (подделки или взятки), так и за пределами своих должностных обязанностей, должен нести за них уголовную ответственность независимо от дисциплинарных мер, которые должны приниматься, когда такие правонарушения вредят его профессиональной деятельности или умаляют авторитет судебной власти.

Если мы остановимся на проблеме дисциплинарной ответственности, то эксперты Совета Европы настаивают на двух моментах.

Во-первых, принцип регулирования законом правонарушений и наказаний, применяемый в дисциплинарной области, требует довольно точного определения поступков, которые могут быть вменены в вину, и возможности для любого судьи заранее определять, как себя вести. Предлагаемый текст поправок должен быть пересмотрен в этом плане, т.е. не следует оставлять в нем ссылку просто на "неадекватное применение", так как она предполагает преднамеренное совершение проступка, зато следует конкретно указать категории неправомерных актов. Эти принципы должны подкрепляться регулярной публикацией решений, принимаемых в дисциплинарной сфере, чтобы со временем складывалась некая доктрина. Это неизбежно требует, чтобы в последней инстанции существовал некий единый орган, который унифицировал бы толкование применяемых норм. Более того, повышение квалификации судей станет прекрасной возможностью для привития им прочных деонтологических традиций, так как дисциплина является всего лишь их продолжением.

Во-вторых, в плане максимального повышения авторитета этого института эксперты Совета Европы подчеркивают, что если в составе дисциплинарного органа все члены или большинство из них являются судьями, то процедура санкций должна быть максимально открытой для третьих лиц, в то время как если дисциплинарный орган открыт для представителей гражданского общества, то значительная часть процедур в нем может оставаться закрытой от общественности. Здесь речь идет о необходимости защитить данный институт от подозрений в корпоративности.

Именно с этих позиций следует оценивать будущую организацию органов судейского сообщества, основные элементы которой пока находятся в стадии обсуждения. Подробно оценивать ее нет возможности, так как проект еще на эмбриональном уровне. Но, во-первых, эксперты Совета Европы поддерживают идею о том, что условия доступа в представительные органы будут регулироваться законом как в отношении судей, так и в отношении представителей гражданского общества. Во-вторых, следует поощрять такую объединительную структуру, которая ведет к упрощению функционирования и к большей политической независимости, а также к большей беспристрастности квалификационных коллегий, что может как минимум облегчить отношения между российским судейским сообществом и другими, в частности европейскими, судейскими сообществами.

Из всех предшествующих оценок следует, что вопрос первоначальной профессиональной подготовки и повышения квалификации судей занимает центральное место. Именно поэтому Академия правосудия, занимающаяся этим, является интересным примером, и эксперты Совета Европы придают ей огромное значение. Следовало бы, чтобы это значение было поддержано законом, в котором была бы отмечена эта роль как роль, порученная такому-то независимому учреждению.

В более широком плане эксперты отмечают стремление создавать механизмы профессиональной подготовки, причем выполнение этих проектов задерживается лишь по экономическим причинам. Первоначальную профессиональную подготовку нельзя доверять одним только судьям, в ее ходе судьи должны укреплять контакты со всеми другими профессиями, участвующими в работе правосудия. Академия правосудия могла бы принять эстафету тех мероприятий по профессиональной подготовке, которые проводятся в судах, - в частности, когда она выйдет на оперативный простор и сможет помогать не только в повышении знаний, но и в изучении новейших правовых дисциплин, соответствующих новациям в законодательстве. В этом плане был бы полезен многопрофильный подход (например, экономика и право). Кроме того, это будет соответствовать необходимости готовить специализированных судей.

И первоначальная профессиональная подготовка, и повышение квалификации должны быть децентрализованными, причем принцип такой системы уже принят, но с опорой на координацию магистратов для сохранения единства в системе.




Заключение


Судебная власть - не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти. Дальнейшее развитие судебной реформы и становление судебной власти действительное, а не мнимое, возможны при условии законодательного включения органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти и в механизме административного управления по обеспечению судебной деятельности

Правосудие пока не стало в России доступным и надежным средством защиты прав и законных интересов людей. Это вызвано, в частности, устарелостью организационной модели судебной власти, нехваткой не просто квалифицированных суде, но судей вообще; совпадением судебной юрисдикции с административным делением, что обусловливает зависимость судов от местных властей; нехваткой финансовых средств на собственно судебную деятельность (вызов свидетелей, оплату присяжных, почтовые расходы и прочее). Чрезвычайно остра проблема коррупции в судебных органах. Судебная система не обеспечивает надежную защиту права собственности, обязательных прав, личных неимущественных и иных прав. Не обеспечено реальное равноправие граждан и хозяйствующих субъектов в их спорах с государством. Крайне низок уровень доверия россиян к институтам правосудия.

Цель реформы в судебной сфере - гарантировать гражданам и хозяйствующим субъектам доступное и справедливое правосудие.

Для этого необходимо принять неотложные меры в нескольких направлениях:

1. Всесторонняя реформа судебной системы.

2. Реформирование судейского сообщества.

3. Реформирование процессуального права.

Всесторонняя реформа судебной власти должна быть направлена на создание судебной системы, обеспечивающей единый стандарт защиты гражданских прав, свобод и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов (вне зависимости от того, к какой сфере -частной в собственном смысле слова, предпринимательской, публичной - относится правоотношение) и стабильность этих отношений.

Выступая на открытии 5 съезда судей, Президент РФ Владимир Путин отметил, что судей в стране мало, их количество не соответствует потребностям. Но это не значит, что "независимость судебной власти должна превращаться в личную зависимость от судьи". Глава государства посетовал, что работа над процессуальным законодательством растянулась на долгие годы, а ряд статей действующего законодательства противоречит Конституции РФ.

Владимир Путин заверил, что никаких новых судебных реформ не будет, надо доводить до конца начатую.

Не надо создавать новую концепцию судебной реформы, следует просто взять и посмотреть что за 9 лет сделано, и постараться доделать оставшееся. Как сказал Президент России, надо совершенствовать то, что есть, а не ломать созданное. Кроме того, необходимо с помощью государства поднимать престиж судебной работы.

Вот тогда концепция судебной реформы будет реализована. И тогда суды станут сильными, независимыми, а правосудие настоящим.

Список использованной литературы и источников


1.     Конституция Российской Федерации

2.     Постановление Совета судей РФ от 30 января 2001 г. N 43 "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы"

3.     Постановление V Всероссийского съезда судей 29 ноября 2000 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы"

4.     Постановление Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. N 3 "О мерах по повышению эффективности участия международных финансовых организаций в проведении правовой и судебной реформы в России"

5.     Н. П. Яблоков. Судебная реформа в России. М., 2001

6.     Питер Г. Соломон. Судебная реформа в России: движение сквозь вакуум. 2003

7.      Страсти по судебной реформе (В. Маевский, "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2001 г.)

8.      От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы (В.Лебедев, "Российская юстиция", N 3, март 2000 г.)

9.      "Тревожные будни судебной реформы" (интервью с С. Пашиным, судьей Мосгорсуда в отставке) ("эж-ЮРИСТ", N 1, январь 2004 г.)






[1] Н. П. Яблоков. Судебная реформа в России. М., 2001

[2] Питер Г. Соломон. Судебная реформа в России: движение сквозь вакуум. 2003

[3] Страсти по судебной реформе (В. Маевский, "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2001 г.)

[4] Н. П. Яблоков. Судебная реформа в России. М., 2001

[5] Н. П. Яблоков. Судебная реформа в России. М., 2001

[6] Страсти по судебной реформе (В. Маевский, "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2001 г.)

[7] От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы (В.Лебедев, "Российская юстиция", N 3, март 2000 г.)

[8] От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы (В.Лебедев, "Российская юстиция", N 3, март 2000 г.)