Содержание
Введение. 3
1.Теоретическая часть. 4
1.1. Открытость национального хозяйства: понятие, факторы, критерии, показатели. 4
1.2. Контракт: базисные условия поставки. 8
2. Практическая часть. 16
Задача. 16
Заключение. 19
Список литературы.. 20
Введение
В настоящее время весь мир является ареной взаимосвязанной хозяйственной деятельности людей. В научной литературе и в повседневной речи широко используются понятия мировая экономика, мировое (глобальное) хозяйство.
Мировое хозяйство представляет собой сложную систему международных экономических взаимоотношений отдельных национальных хозяйств.
В современных условиях ни одна страна не в состоянии самостоятельно производить весь спектр необходимой продукции высокого качества, да часто это и экономически нецелесообразно. Странам приходится прибегать к международному сотрудничеству и обмену. Кроме того, странам представляется дополнительный рынок сбыта, расширенный доступ к ресурсам (сырьевым ресурсам, капиталу и рабочей силе). В целом в мире постепенно стираются экономические границы, происходит международная интеграция.
Чем глубже страна или регион интегрированы в мировую экономику, тем шире они могут использовать возможности международного распределения труда и свои сравнительные преимущества.
Абсолютно открытой или закрытой экономики не существует. Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. На степень открытости влияют масштаб страны, численность населения, размер внутреннего рынка, относительная обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности национальной политики государства., характер внешнеэкономических связей.
Цель данной работы – рассмотреть понятия, факторы, критерии и показатели открытости национального хозяйства, а также базисные условия поставки в условиях внешнеэкономической деятельности.
1.Теоретическая часть
1.1. Открытость национального хозяйства: понятие, факторы, критерии, показатели
Открытость национальной экономики увязывается с понятием "взаимности" и "уязвимости". "Взаимность" предполагает преодоление возникающих диспропорций и неравновесий. Примером может служить неравновесие в торговле фабрикатами между Россией и Западной Европой и стремление уравновесить торговый баланс [4,с .1 76].
Под "уязвимостью" понимают зависимость национальной экономики от ситуации на мировом рынке, а также возможность понести убытки под воздействием внешнеэкономических факторов. Так изменение экономической ситуации в одной стране может вызвать цепную реакцию. Основные проблемы для национальных экономик создает зависимость от мировых цен, спроса и конкуренции. Так, повышение цен на нефть и нефтепродукты, выгодное для экспортеров, оборачивается ударом по зависимой от импорта или энергоемкой экономике [5,с . 187].
Понятие "открытая экономика" противопоставлялось замкнутой (автаркической) экономике. Это понятие прошло определенный путь развития по мере углубления интернационализации хозяйственной жизни. В первые послевоеныые два десятилетия под "открытостью" подразумевали определенное значение (обычно более 10%) экспортной и импортной квоты (в% к ВВП). При этом общего мнения о странах, которые можно включить в анализ, не существовало. Хотя строгой закономерности нет, но все же при прочих равных условиях, чем страна меньше, тем у нее больше открытость хозяйства. Это объясняется как незначительной по сравнению с крупными по численности и площади территории странами диверсификацией отраслевой структуры их хозяйства, так и узостью национального рынка сбыта (при одинаковом уровне платежеспособности населения сравниваемых стран). При сравнительно равном уровне развития производительных сил открытость экономики страны тем больше, чем меньше экономический потенциал страны, например, суммарный ВВП. Среди факторов открытости экономики важную роль играет диверсифицированность отраслевой структуры хозяйства. "Утяжеленность" структуры, т.е. значительный удельный вес базовых отраслей ведет к меньшей вовлеченности такого хозяйства в МРТ. При наличии же машиностроения с передовыми отраслями, химической промышленности, происходит углубление МРТ [1,с . 165].
Для России критерием оценки "открытости" экономики в будущем должны служить США, Япония и страны ЕС, вместе взятые. Российская экономика, по мере реализации своего потенциала, будет приближаться к масштабам экономик указанных стран и ЕС. В отношении открытости экономики России существуют разноречивые данные. По оценкам одних авторов, удельный вес импорта составлял 39,1% российского ВВП, а экспорта - 42,6% (1994). Причем расчеты велись только для торговли с дальним зарубежьем. По другим данным, экспортная квота России в 1990 г. составляла меньшую величину - 17% со всеми странами и 5% со странами дальнего зарубежья [4,с . 123].
Проблема влияния "открытости" экономики на ее структуру и эффективность. Отдельное направление анализа открытости хозяйства страны составляет исследование ее влияния на формирование структуры производственной и непроизводственной сферы, стимулирование экономического и социального развития. В этом плане интересен пример достижения высокой экспортной квоты за счет интенсивной разработки природных ресурсов, высокие цены на которые позволяют стране получать прибыли на мировом рынке. В результате может возникнуть проблема, получившая название "голландской болезни". История проблемы такова. С ростом добычи и экспорта природного газа в Северном море в период стремительного роста цен на газ, сопровождавших оба нефтяных шока, Голландия попала в ситуацию, когда значительный рост прибылей за счет добывающей отрасли привел к спаду производства и экспорта в обрабатывающей промышленности. Считается, что "голландская болезнь" поразила в свое время также Великобританию, Австралию, Мексику и ряд других стран, где велась интенсивная разработка новых месторождений. Сырьевой экспорт оттягивает ресурсы из промышленности и ведет к деиндустриализации. Некоторые исследователи не без основания считают, что Россия также приобрела "голландскую болезнь", экспортируя преимущественно сырьевые ресурсы.
Проблема открытости теснейшим образом связана с проблемой вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Во многих исследованиях доказано, что любое ограничение свободной торговли в виде покровительства со стороны государства отдельным отраслям в конечном счете является удовлетворением групповых экономических интересов за счет всего общества [3,с . 199].
Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого.
Переход стран ко все более открытой экономике был ускорен действиями транснациональных корпораций. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен [6,с . 201]
Заметный прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.
С 60-х годов процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х годов приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин "открытость" вошел в словари многих стран мира, например, арабский - "инфитах", китайский - "кайфан".
Итак, что входит в понятие "открытость экономики"?
Следует различать понятия "свободы торговли" и "открытой экономики". Тезис о "свободе торговли" восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных американских экономистов. (Понятие "открытость экономики" шире тезиса "свободы торговли" как торговли товарами, включая в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.
1 Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики - объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики - это признание стандартов мирового рынка, действие в соответветствии с его законами.
Преимуществами открытой экономики являются;
- углубление специализации и кооперации производства;
- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;
- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;
- рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.
Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в ми: ровое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.
1.2. Контракт: базисные условия поставки
Международная торговая практика выработала базисные условия поставки, то есть специальные условия, на основе которых определяются обязанности Продавца и Покупателя по доставке товара из одной страны в другую, устанавливается порядок распределения расходов между сторонами, а также фиксируется момент перехода риска потери или повреждения товара с Продавца на Покупателя.
Базисными условиями поставки эти специальные условия являются еще и потому, что устанавливают базис (основу) цены товара в зависимости от того, какие расходы принимает на себя Продавец (Экспортер) по доставке товара Покупателю (Импортеру) и включает их в цену внешнеторговой сделки [5, с. 289]:
а) только затраты на производство товара;
б) затраты на производство товара плюс расходы по его поставке в стране Экспортера;
в) затраты на производство товара плюс расходы по его поставке в стране Экспортера плюс расходы на основную перевозку;
г) затраты на производство товара плюс расходы по его поставке в стране Экспортера плюс расходы на основную перевозку плюс расходы по доставке Покупателю в стране Импортера.
В целях обеспечения единообразия в применении и толковании базисных условий поставки торговыми партнерами из разных стран Международной торговой палатой были разработаны и введены в коммерческий оборот в 1936 году "Международные правила толкования торговых терминов" (International Commercial Terms), именуемые «Инкотермс». В последующем дополнения и изменения в «Инкотермс» вносились в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 годах.
С 1 января 2000 г. вступила в силу новая редакция «Инкотермс-2000» (издание МТП № 560) согласно которой, как и ранее, участники внешнеторговых сделок купли-продажи могут заключать контракты купли-продажи, используя тринадцать базисных условий поставки.
В тексте «Инкотермс-2000» базисные условия поставки распределены на четыре группы, расположенные по принципу: от наименьших обязанностей и расходов Продавца по доставке товара (EXW/Ex Works - Франко-завод) до его наибольших обязанностей и pacxoдoв(DDP/Deliveгed Duty Paid - Поставка с оплатой пошлины). Каждая группа обозначается начальными латинскими буквами - E, F, C, D.
Каждый из тринадцати терминов «Инкотермс-2000» определяет обязанности Продавца и Покупателя при исполнении внешнеторговой сделки по следующим вопросам [8, с. 190]:
— предоставление товара в соответствии с договором и уплата цены;
— лицензии, разрешения и формальности;
— договоры перевозки и страхования;
— поставка и принятие поставки;
— переход риска;
— распределение расходов;
— извещение покупателя и продавца;
— доказательства поставки, транспортные документы и эквивалентные электронные сообщения;
— проверка, упаковка, маркировка, осмотр товара;
— прочие обязательства продавца и покупателя.
1. Группа Е (отправление) включает только один термин:
EXW - Ex Works / Франко-завод (... название места)
Согласно этому условию, которое может быть использовано при перевозке любым видом транспорта, Продавец выполняет свои обязательства по поставке и переводит все риски на Покупателя в момент, когда товар передан в распоряжение последнего на своем предприятии (например, на заводе, фабрике, складе и т.д.).
При этом Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное Покупателем, не осуществляет таможенную очистку товара на экспорт и не оплачивает экспортных таможенных пошлин, если соглашением между сторонами не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара от предприятия Продавца до места назначения.
2. Группа F (основная перевозка не оплачена) содержит три термина:
FCA/ФСА - Free Carrier / Франко-перевозчик (... название места отгрузки)
FAS/ФАС - Free Alongside Ship / Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB/ФОБ - Free on Board / Франко борт (... название порта отгрузки).
В соответствии с условиями FCA/ФСА - Free Carrier / Франко-перевозчик (...название места отгрузки) Продавец выполняет свои обязанности по поставке после того, как предоставит товар, прошедший таможенную очистку на экспорт, в распоряжение перевозчика, назначенного Покупателем, в согласованном месте отправления. При этом выбор места передачи товара перевозчику повлияет на обязательства по разгрузке и погрузке товара в данном месте. В случае, если отгрузка осуществляется в помещении Продавца, то он несет ответственность за погрузку на транспортное средство перевозчика. Если же отгрузка осуществляется в другом месте, Продавец ответственности за отгрузку товара не несет. Это условие может быть использовано при перевозке любым видом транспорта.
Согласно условия FAS/ФАС Free Alongside Ship/Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки) Продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар помещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести Покупатель. При этом обязанность провести таможенную очистку товара для экспорта и оплатить экспортные таможенные пошлины возлагается на Продавца.
Это условие применяется при доставке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.
Согласно условия FOB/ФОБ Free on Board/ Франко борт (... название порта отгрузки) Продавец выполнил свои обязательства по поставке с момента перемещения товара через поручни судна в указанном Покупателем порту отгрузки. С данного момента все риски гибели либо повреждения товара переходят на Покупателя. Обязанность проведения таможенной очистки товара для экспорта и оплаты экспортных таможенных пошлин возлагается на Продавца. Это условие применяется при доставке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне [9,с . 109].
3. Группа С (основная перевозка оплачена) содержит четыре термина:
CFR/СФР - Cost and Freight / Стоимость и фрахт (...название порта назначения)
CIF/СИФ - Cost, Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт( ...название порта назначения)
СРТ/СПТ - Carriage Paid To / Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
CIP/СИП - Carriage and Insurance Paid To/ Перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
Согласно условию CFR/СФР Cost and Freight /Стоимость и фрахт (...название порта назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда товар, прошедший таможенную очистку по экспорту, перешел через поручни судна в порту отгрузки. При этом он оплачивает все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный Покупателем порт назначения. Риск потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникающие с указанного момента, переходят на Покупателя. Расходы по выгрузке товара в порту назначения, таможенной очистке по импорту несет Покупатель, который также оплачивает и страховой полис, если таковой имеется.
Это условие применяется при доставке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.
Согласно условию CIF/СИФ Cost, Insurance and Frеight / Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда товар, прошедший таможенную очистку по экспорту, перешел через поручни судна в порту отгрузки. При этом он оплачивает все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный Покупателем порт назначения, а также осуществляет страхование товара в пользу Покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Риск потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникающие с указанного момента, переходят на покупателя. Расходы по выгрузке товара в порту назначения, таможенной очистке по импорту несет Покупатель.
Это условие применяется при доставке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.
Согласно условию СРТ/СПТ Carriege Paid To/ Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента передачи товара, прошедшего таможенную очистку по экспорту, перевозчику. При этом он оплачивает расходы, связанные с доставкой товара до названного пункта назначения. С момента передачи товара перевозчику все риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы по его доставке переходят на Покупателя. Это условие может применяться при перевозке любым видом транспорта.
Согласно условию CIP/СИП Carriege and Insurance Paid To / Перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента передачи товара, прошедшего таможенную очистку по экспорту, перевозчику. При этом он оплачивает расходы, связанные с доставкой товара до названного пункта назначения, а также осуществляет страхование товара в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. С момента передачи товара перевозчику все риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы по его доставке переходят на Покупателя. Это условие может применяться при перевозке любым видом транспорта [4,с . 111].
Согласно условию DEQ/ДЕК - Delivered Ex Quay / Поставка с причала (...название порта назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда предоставил Покупателю не прошедший таможенную очистку для импорта товар на причале в названном порту назначения. При этом он оплачивает все расходы и несет риски, связанные с доставкой товара в названный порт назначения и выгрузкой его на причал. С указанного момента все риски потери или его повреждения, а также расходы, связанные с таможенной очисткой по импорту, переходят на Покупателя.
Это условие применяется при доставке товара морским или внутренним водным видом транспорта или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на причал в порту назначения.
Согласно условию DDU/ДДУ - Delivered Duty Unpaid / Поставка без оплаты пошлины (...название места назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта, неразгруженный товар с прибывшего транспортного средства в распоряжение Покупателя в названном месте назначения. При этом он оплачивает все расходы и несет риски, связанные с доставкой товара в названный пункт назначения, за исключением любых сборов для импорта в стране назначения, включая таможенную очистку по импорту. Это условие применяется при доставке товара любым видом транспорта.
Согласно условию DDP/ДДП - Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда предоставил прошедший таможенную очистку для импорта неразгруженный товар с прибывшего транспортного средства в распоряжение Покупателя в названном месте назначения. При этом он оплачивает все расходы, связанные с доставкой товара в указанный пункт назначения, включая и расходы за проведение таможенной очистки по импорту. С указанного момента все риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы переходят на покупателя. Это условие применяется при доставке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.
4. Группа D (прибытие) содержит пять терминов:
DAF/ДАФ - Delivered At Frontier / Поставка до границы ( ... название места поставки)
DES/ДЕС - Delivered Ex Ship / Поставка с судна ( ... название порта назначения)
DEQ/ДЕК - Delivered Ex Quay / Поставка с причала (...название порта назначения)
DDU/ДДУ - Delivered Duty Unpaid / Поставка без оплаты пошлины (...название места назначения)
DDP/ДДП - Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения)
Согласно условию DAF/ДАФ - Delivered At Frentier / Поставка до границы (...название места поставки) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта на прибывшем транспортном средстве, в распоряжение Покупателя в названном пункте или месте на границе. При этом он оплачивает расходы, связанные с доставкой товара в указанный пункт на границе. С указанного момента все риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы переходят на Покупателя.
Это условие применяется при доставке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.
Согласно условию DES/ДЕС - Delivered Ex Ship/ Поставка с судна (...название порта назначения) Продавец выполнил обязательства по поставке с момента, когда предоставил покупателю не прошедший таможенную очистку для импорта, неразгруженный товар, на борту судна в названном порту назначения. При этом он оплачивает все расходы и несет риски, связанные с доставкой товара в названный порт назначения. С момента передачи товара на борту судна все риски потери или его повреждения, а также расходы, связанные с таможенной очисткой по импорту и разгрузке, переходят на Покупателя.
Это условие применяется при доставке товара морским или внутренним водным видом транспорта или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.
Выбор базисного условия поставки в контракте зависит от способа доставки товара от Продавца к Покупателю. При составлении внешнеторгового контракта купли-продажи, применяя термин базисного условия поставки, необходимо делать в тексте ссылки на это условие с указанием последней редакции «Инкотермс-2000» (например: «Товар поставляется на условиях CIP - Минск и понимается в редакции «Инкотермс-2000»).
Правильное применение и толкование зафиксированных в «Инкотермс-2000» правил позволяет сторонам контракта международной купли-продажи наиболее выгодным для них способом согласовывать коммерческие и юридические условия, связанные с доставкой товара, и избежать спорных ситуаций при выполнении поставок.
2. Практическая часть
Задача
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определите уровень открытости и тенденции развития Бразилии и Германии. Данные за три года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные задачи
Показатель |
1994 |
1995 |
1996 |
Бразилия |
|||
Объем валового внутреннего продукта, млн. долл. |
564,553 |
717,187 |
748,621 |
Национальный доход, млн. долл. |
496,807 |
631,125 |
658,786 |
Экспорт, млн. дол. |
43,623 |
46,605 |
47,747 |
Импорт, млн. долл. |
33,179 |
49,948 |
58,907 |
Германия |
|||
Объем валового внутреннего продукта, млн. долл. |
2046,0 |
2414,1 |
2352,6 |
Национальный доход, млн. долл. |
1800,480 |
2124,408 |
2070,288 |
Экспорт, млн. дол. |
421,397 |
509,028 |
513,472 |
Импорт, млн. долл. |
371,511 |
443,688 |
445,015 |
РЕШЕНИЕ
1. Критерий открытости – доля внешнеторгового оборота в национальном доходе страны. Внешнеторговый оборот есть средняя арифметическая величина экспорта и импорта продукции:
Бразилия:
1994: (43,623 + 33,179 ): 2 : 496,807 = 38,401 : 496,807 =0.077 или 7,7 %
1995: (49,948 + 46,605) : 2 : 631,125 = 48,277 : 631,125 = 0,076 или 7,6 %
1996: ( 58,907 + 47,747) :2 : 658,786 = 53,327 : 658,786 = 0,081 или 8,1 %
Германия:
1994: (421,397 + 371,511) :2 : 1800,48 = 396,454 : 1800,48 = 0,222 = 22, 2 %
1995: (509,028 + 443,688) : 2 : 2124,408 = 476,358: 2124,408 = 0,224 или 22,4 %
1996: (513,472 + 445,015 ) : 2 : 2070,288 = 479,24 : 2070,288 = 0,231 или 23,1 %
Таким образом, уровень открытости экономики Германии выше , чем в Бразилии. Об этом свидетельствует превышение показателей открытости в Германии над аналогами в Бразилии. Однако, следует заметить, что в Бразилии в 1994 году экономика была более открыта, чем в 1995. в 1996 году открытость экономики Бразилии выросла до 8,1 %.
Уровень открытости экономики Германии с каждым годом растет. Так в 1994 году он был равен 22,2 %, а к концу 1995 году – уже 22,4 % , в 1996 году –23,1 %.
2. Коэффициент эластичности есть отношение изменения внешнеторгового оборота в % к изменению национального дохода в %.
Бразилия:
1995 год к 1994 году: (48,277 : 38,401*100): (631,125: 496,807*100) = 125,7 : 127 = 0,99
Единичная эластичность
1996 год к 1995 году: (53,327 : 48,277*100) : (658,786 : 631,125*100 ) = 110,5: 104 = 1,06
Коэффициент близок к 1 – единичная эластичность
Германия:
1995 год к 1994 году: (476,358 : 396,454 *100) : ( 2124,408 : 1800,48 * 100 )= 120: 117 = 1,03
Коэффициент больше единицы - эластичность
1996 год к 1995 году: (479,24: 476,358* 100) : (2070,288 : 2124,408 * 100) = 100,6 : 97 = 1,04
Коэффициент больше 1- эластичность
3. Экспортная квота – отношение экспорта к ВВП
Бразилия:
1994 : 43,623 : 564,553 * 100 = 7,77
1995: 46,605: 717:187 *100 = 6,5
1996: 47.747: 748,621 * 100 = 6,38
Германия:
1994: 421,397: 2046 * 100 = 20,6
1995: 509,028: 2414,1 *100 = 21,09
1996: 513,472 : 2352,6 * 100 = 21,83
4. Импортная квота – отношение импорта к ВВП
Бразилия:
1994: 33,179 : 564,553 * 100 = 5,88
1995: 49,948 : 717,187 * 100 =9,96
1996: 58,907: 748,621 * 100 = 7,87
Германия:
1994: 371,511* 100 : 2046 = 18,16
1995: 443,688: 2414,1 * 100 = 18,38
1996: 445,015 * 100 : 2352,6 = 18,92
5. Внешнеторговая квота – отношение внешнеторгового оборота к ВВП:
Бразилия:
1994 год: 38,41:564,553 * 100 = 6,8
1995 год: 48,277 * 100 :717,187 = 6,73
1996 год: 53,327* 100 : 748,621 = 7,12
Германия:
1994 год: 396,454 *100 : 2046 = 19,38
1995 год: 476,358 * 100 : 2414,1 = 19,73
1996 год: 479,24 * 100 : 2352,6 = 20,37
Таким образом, судя по показателям, уровень открытости экономики в Германии и Бразилии в 1996 году вырос по сравнению с 1994 годом. Однако уровень открытости экономики Германии намного выше, чем в Бразилии.
Заключение
Подводя итоги изложенному выше материалу можно сделать определенные выводы:
1) Основными показателями открытости национальной экономики являются: внешнеторговая квота в ВНП, доля экспорта в производстве, доля импорта в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.
2) Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.
3) Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др.
4) Международная торговая практика выработала базисные условия поставки, то есть специальные условия, на основе которых определяются обязанности Продавца и Покупателя по доставке товара из одной страны в другую, устанавливается порядок распределения расходов между сторонами, а также фиксируется момент перехода риска потери или повреждения товара с Продавца на Покупателя.
Базисными условиями поставки эти специальные условия являются еще и потому, что устанавливают базис (основу) цены товара в зависимости от того, какие расходы принимает на себя Продавец (Экспортер) по доставке товара Покупателю (Импортеру) и включает их в цену внешнеторговой сделки
Список литературы
1) Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - Москва, 2000
2) Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.- Москва, 2000
3) Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - Москва: «Финансы и статистика», 2000
4) Воинов Ю. Россия – страны Центральной и Восточной Европы: новый выбор// Внешняя торговля. -2003. - № 7-9
5) Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на современном этапе. - М.: Наука, 2000
6) Киреев А. Международная экономика, часть 1, М.: Международные отношения, 2000 . – 197 с.
7) Коньюктура мировых товарных рынков в 2003 году и её влияние на динамику российского экспорта// Внешняя торговля. – 2004. - № 4-6.
8) Манько А.М. Россия на мировых рынках- взгляд в прошлое// Внешняя торговля. – 2003. - № 4. – С. 42.
9) Милованов В. В. Внешнеэкономические связи югославянских государств с Россией// Внешняя торговля – 2003. - № 4-7.
10) Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация.- М.: Инфо-м.,2002.- с.201
11) Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник. - Москва, 2000
12) Скакун П. П. О регулировании внешней торговли и другом// Внешняя торговля . – 2003 . - № 7-9
13) Хабулатов Р.И. Мировая экономика. - Москва: “Инсан”, 2000
14) Ходов Л. Рынки стран Персидского залива и возможности российского экспорта// Внешняя торговля. – 2003. - № 1
15) Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - №11-12 – с.72, с.7.