Содержание

Введение.. 3

1. Понятие перераспределительной функции как одной из экономических функций государства. 5

2. Перераспределительная функция налоговой системы государства. 6

3. Государственный (муниципальный) кредит как инструмент перераспределительной функции государства. 10

3.1. Сущность и формы проявления государственного (муниципального) кредита. 10

3.2. Классификация государственного (муниципального) кредита. 13

3.3.  Отличия государственного кредита от банковского. 14

3.4. Международный кредит и его перераспределительная функция. 15

3.5. Налоговый кредит и его перераспределительная функция. 16

4. Рентоориентированное поведение как крайнее проявление перераспределительной функции и признак несостоятельности государства  17

5. Государственная монополия и таможенные барьеры как средства реализации перераспределительной функции государства. 21

Заключение.. 25

Список литературы... 27

Введение

Любое государство с разной степенью активности,  но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.  В данной курсовой работе  государство  рассматривается с его  функциональной, деятельностной стороны.

Функциональный  подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие  государства, его социальное назначение, увидеть его  историческое предназначение и роль  в  жизни  общества; во-вторых, дает возможность  научно  очертить  содержание  деятельности государства,   его   механизм   в   конкретных  исторических  условиях; в-третьих, служит   целям   совершенствования  организационной структуры  государства   для качественного    осуществления   государственного   управления.

Функции государства – это  основные  направления  его деятельности,  выражающие  сущность и  социальное назначение,  цели  и  задачи  государства   по  управлению  обществом  в  присущих  ему  формах  и присущими  ему  методами.

Функции государства по сути  своей  объективны. Они  обусловлены  закономерностями   взаимодействия  общества и государства, а  потому  у последнего  нет  выбора, выполнять их или не выполнять.

Невыполнение государством  своих  функций,  несомненно,   вызовет  цепную реакцию   негативных последствий   в  общественной жизни.

Государство только тогда  функционирует плодотворно, когда его   функции  в полной мере  соответствуют  объективным  потребностям  общества. Ошибки  и недостатки  в  функционировании  государства  оборачиваются  для  общества  разной остроты  кризисными явлениями.

Функции государства  различны, порядок  их возникновения  и  изменения  зависит  от   очередности  задач, которые  встают   перед обществом  в   ходе   его  эволюции,   и  целей,  которые  оно   преследует.  Задача – это  то,  что  требует  разрешения,  а   функция – вид  деятельности, направленной  на  такое  разрешение.

Целью настоящей курсовой работы является описание перераспределительной функции государства и механизмов реализации государством этой функции.

Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:

1. Дать понятие перераспределительной функции государства как экономического (хозяйствующего) субъекта.

2. Описать роль налоговой системы как важнейшего инструмента реализации распределительной функции государства.

3. Выявить перераспределительную роль государственных (муниципальных) и налоговых кредитов.

4. Рассмотреть рентоориентированное поведение, создание таможенных барьеров и создание монополий как средства для реализации перераспределительной функции государства.

1. Понятие перераспределительной функции как одной из экономических функций государства

Перераспределительная функция является одной из экономических функций государства как хозяйствующего субъекта и живого организма. Поэтому перераспределительную функцию государства целесообразно рассмотреть в контексте краткого обзора остальных экономических функций.

Огромная роль государства и способность его регулировать не­которые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го­сударственными учреждениями с целью приспособления существую­щей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Экономические функции современного государства многообраз­ны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выпол­няемых государством экономических функций:

1. Поддержка функционирования рыночной системы обеспече­ния правовой базы и создания конкурентной среды, защита конку­ренции через антимонопольное законодательство.

2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка рас­пределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уров­нем занятости и инфляции.

3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного меха­низма. Так, ограничение использования рыночных элементов на­блюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инф­раструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.

4. Достижение и сохранение национальных конкурентных пре­имуществ в мировой экономике.

В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных ре­шений, которая определяет, что покупать правительству, как про­изводить товары, для кого предназначаются государственные рас­ходы и т.д.[1]

2. Перераспределительная функция налоговой системы государства

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые за тем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.[2]

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об­ществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономиче­ского воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязатель­ных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

В настоящее  время функционирует трехуровневая система налогооб­ложения предприятий, организаций и физических лиц.

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательст­вом, формируют основу доходной части федерального бюджета.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федера­ции и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (ре­гиональные налоги). Региональные налоги устанавливаются представитель­ными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законода­тельства.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточива­ются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на до­бавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на иму­щество юридических лиц и налог на прибыль.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на со­держание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета ис­ходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в выше­стоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от раз­личных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недви­жимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

3. Государственный (муниципальный) кредит как инструмент перераспределительной функции государства

3.1. Сущность и формы проявления государственного (муниципального) кредита

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора.[3]

Государственный (муниципальный) кредит – это система распределительных денежных отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу:

- мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возмезности и возвратности;

-выдачи бюджетных средств на началах срочности, возвратности и возмезности.

Кроме этого государство может выступать в роли гаранта (поручительство государства за клиента).

Опишем функции государства как заемщика

Источники погашения государственных займов и выплаты процентов по ним – это средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются отдельной строкой. В условиях нарастания бюджетного дефицита государство осуществляет рефинансирование долга, т.е. погашение государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Взятые денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и др., государство превращает их  в дополнительные финансовые ресурсы, которые могут иметь целевое и нецелевое назначение.

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей  государственных ценных бумаг.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона государственных кредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам  и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы  не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашении облигаций  займов.

Рассмотрим функции государства как кредитора.

1. Государственное (муниципальное) кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.

2. Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения:

– финансирование сельского хозяйства;

– финансирование жилищного строительства;

– финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.

Государственные (муниципальные) кредиты выдаются и в Новосибирске и области. Чаще всего данные кредиты направлены на развитие отраслей сельского хозяйства, хотя встречаются и исключения. Так, например, в 2004 году производственная фирма ЗАО «ЗапСибТрейд» (г. Новосибирск) получила от Мэрии г. Новосибирска целевой кредит на общую сумму: 4 млн. руб. Целью кредита было финансирование проекта создания на базе  ЗАО «ЗапСибТрейд» производства принципиально новой системы защиты труб, что несомненно снизило бы расходы на содержание систем водоснабжения и водоотведения.[4]

3.2. Классификация государственного (муниципального) кредита

Государственные (муниципальные) кредиты можно классифицировать по следующим признакам:

I. По срокам действия:

- краткосрочные (до года);

- среднесрочные (1-5 лет);

- Долгосрочные (5-30 лет) (ст. 98 Бюджетного Кодекса РФ – все долгосрочные обязательства РФ погашаются в сроки предусмотренные конкретными договорами, но не могут превышать 30 лет).

II. По субъектам – держателям ценных бумаг:

- реализуются только среди населения;

- только среди юридических лиц;

- среди юридических и физических лиц.

III. По формам выплаты дохода:

- процентно-выигрышные;

- выигрышные;

- беспроцентные целевые государственные займы.

IV. По методам размещения:

- добровольные;

- подписные;

- принудительные.

V. По форме:

- облигационные, предполагающие эмиссию ценных бумаг;

-безоблигационные, оформляемые договорами и соглашениями.

3.3.  Отличия государственного кредита от банковского.

     Государственный кредит  как самостоятельная  форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

Потребность государства в кредите. 

Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего  на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

Условия сделки.

Условием сделки банковского кредита является совпадение  экономических интересов  кредитора и заемщика,  при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной  передачи денежных средств в пользование заемщика.

Целевое назначение.

Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота. Государственный кредит используется глобально. Ресурсы, мобилизуемые   помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

·        Срок возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит.  В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся  добровольно.

3.4. Международный кредит и его перераспределительная функция

Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.

Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные ), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

3.5. Налоговый кредит и его перераспределительная функция

Налоговый кредит также является одним из инструментов государства при осуществлении своей перераспределительной функции.

Налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года. Налогоплательщик вправе получить налоговый кредит в трех случаях, которые перечислены в ст.65 НК РФ: бизнесу причинен ущерб в результате действий непреодолимой силы, задерживается финансирование из бюджета, а также при угрозе банкротства организации, если она выплатит налог единовременно.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором. Такой кредит может быть как процентным, так и беспроцентным.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.[5]

Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или по нескольким налогам.

Налоговый кредит предоставляется только в отношении налогов.

4. Рентоориентированное поведение как крайнее проявление перераспределительной функции и признак несостоятельности государства

Рентоориентированным поведением называется любая экономическая деятельность, направленная либо на использование монопольного положения, либо на получение доступа к правительственным субсидиям, в отличие от стремления в рыночной экономике к получению прибыли в процессе конкуренции. Методы присвоения ренты многочисленны, но особое значение имеют следующие: спекуляция, субсидии на импорт, льготные кредиты и номенклатурная приватизация, выгода от обычной монополии, доходы от муниципальной недвижимости, коррупция, рэкет.[6]

Таким образом, под рентоориентированным поведением понимается крайняя форма реализации перераспределительной функции государства, в которой государство ориентировано только на перераспределение доходов, но не на их создание.[7] Очевидно, что такая крайность в реализации функции свидетельствует о несостоятельности государства как хозяйствующего субъекта.

Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда бизнеса содержит совокупность властных предписаний, которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно двусторонние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования таких санкций на этапе заключения контракта. Лишь в случае его нарушения на общих основаниях, как и для любых «горизонтальных» договоров, возможно применение санкций по решению суда.

Между тем на практике контракты между бизнесом и органами власти, имеющие своим предметом продажу товаров, осуществление работ и оказание услуг коммерческими организациями за счет средств государственного или муниципального бюджета, систематически оказываются «вертикальными» договорами. Дело в том, что властные государственные и муниципальные структуры не только принимают решения относительно использования средств своих бюджетов и другого имущества, но и определяют правила использования собственности негосударственных организаций, включая правила заключения и реализации договоров. Тем самым в их распоряжении оказываются принципиально иные инструменты торга при заключении сделок, нежели те, которые имеют в своем распоряжении их коммерческие партнеры. Образно говоря, государство не только играет на поле против коммерсантов, но еще и устанавливает правила игры, меняя их по ходу дела в свою пользу.

Рассмотрение рентоориентированного поведения с точки зрения криминализации экономики имеет как минимум два аспекта.

С одной стороны, криминальная экономическая деятельность является особой разновидностью рентоориентированного поведения.

С другой - наиболее криминализованными являются сферы экономики, обеспечивающие максимальные возможности присвоения ренты. Криминальная активность в переходный период сосредоточена преимущественно в отраслях, на которые падает наибольшая масса присваиваемой ренты: банковская, внешнеэкономическая деятельность, торговля, сырьевые отрасли, особенно топливно-энергетический комплекс, сфера приватизации. В значительной степени криминальным деформациям подвержен и процесс перераспределения рентных доходов. Ранее при анализе деформаций государственных институтов и структурных диспропорций были рассмотрены также иные формы присвоения ренты.

Причинами рентоориентированного поведения, в том числе в криминальных формах, является либерализация экономической деятельности при ослаблении государственных институтов в условиях структурных и ценовых диспропорций. Сверхвысокая доходность рентоориентированного поведения создает благоприятные условия для формирования наиболее опасных организованных преступных сообществ и групп. Это подтверждается как отечественным, так и зарубежным опытом.

Конъюнктурные факторы. Состояние экономической конъюнктуры также оказывает влияние на склонность к сокрытию экономической деятельности и правонарушениям.

Например, во время экономических кризисов экономическая преступность возрастает, что объясняется обострением конкурентной борьбы и стремлением сохранить бизнес в тяжелой ситуации. Наиболее характерно это для преступности корпораций. Достижения техники облегчают сложные и крупные мошеннические операции и позволяют избежать их обнаружения. Совершение одного экономического преступления порождает цепную реакцию. Жесткость конкуренции заставляет подражать партнерам, использующих криминальные методы экономической деятельности. Эта преступность порождает и сопутствующие ей преступления.

В ряде случаев экономический кризис может дать импульс переходу целях отраслей экономики к незаконной деятельности. Последствия таких изменений могут быть необратимыми. Примером является возникновение индустрии наркобизнеса в Колумбии, толчок в становлению которой был дан экономическим кризисом, спадом производства и массовой безработицей.

Ухудшение финансового положения предприятий. Финансовое положение предприятий, как показывают результаты исследований, оказывает существенное влияние на степень распространения теневого производства и экономических правонарушений. Это связано с тем, что деловые партнеры весьма низко оценивают надежность этих предприятий как клиентов и требуют расчета наличными. Стимулирует использование наличных при расчетах также повышенный риск использования безналичных расчетов в связи с наличием задолженности перед бюджетом и возможности обращения взыскания на средства на банковских счетах. Так, при расчетах с поставщиками в среднем доля расчетов наличными с поставщиками кризисных предприятий составляет 27%. Для благополучных предприятий этот показатель составляет 16%.[8]

В кризисный период общий рост экономической преступности объясняется обострением конкурентной борьбы и стремлением сохранить бизнес в тяжелой ситуации. Совершение одного экономического преступления порождает цепную реакцию. Жесткость конкуренции заставляет подражать партнерам, использующих криминальные методы экономической деятельности. Эта преступность порождает и сопутствующие ей преступления.

Анализируя эту ситуацию, необходимо принимать в расчет также и тот факт, что конкретные представители государства – чиновники – принимают хозяйственные решения (в частности, заключают контракты с негосударственными фирмами), распоряжаясь при этом не собственными (личными, частными), а чужими (государственными) ресурсами. При этом эффективность использования последних лишь весьма косвенно сказывается на уровне индивидуальных доходов чиновников. Тем самым, в такого рода ситуациях объективно имеются стимулы для возникновения так называемого рентоориентированного поведения – стремления получить личную выгоду от принятия хозяйственных решений в пользу их конкретного негосударственного исполнителя.[9]

Мировая практика показывает, что предотвратить рентоориентированное поведение чиновников могут лишь два фактора – высокие нравственные устои индивида и жесткий общественный (включая государственный) контроль за использованием бюджетных средств и иного государственного и муниципального имущества. В современной России второй из этих факторов крайне ослаблен, уровень легальной защиты правомочий собственности, договоров и контрактов очень низок, действенная система исполнения судебных решений фактически только начинает формироваться, поэтому масштабы рентоориентированного поведения очень значительны, а эффективность использования бюджетных средств в интересах населения, напротив, невысока.

Эти общеизвестные обстоятельства текущего периода функционирования отечественной экономики определяют еще один разрез контрактной политики любого предприятия: речь идет о выборе между ориентацией на заключение договоров преимущественно «горизонтального» характера с коммерческими партнерами или же «вертикального» характера с властными структурами.

5. Государственная монополия и таможенные барьеры как средства реализации перераспределительной функции государства

Особый случай реализации перераспределительной функции государства наступает в условиях чистой (закрытой) государственной монополии.[10]

Можно рассматривать государство как дискриминирующего монополиста, который обеспечивал правопорядок, назначая различные цены различным группам своих подданных в зависимости от их переговорной силы. Но эти модели были бы неполными, если бы не принимали во внимание стремления групп специальных интересов к влиянию на государство, что позволило бы им извлекать прибыль, эксплуатируя сравнительные преимущества государства в осуществлении насилия. Фактор деятельности этих групп интересов особенно важен применительно к современным формам экономических отношений.

Монополия - способ производства, для которого характерно наличие запретительно-высоких барьеров для входа. И государство может быть использовано, как механизм создания таких барьеров, даже если их нет в реальности. Рентоориентированность поведения проявляется здесь в том, группы интересов могут добиваться получения эксклюзивных (монопольных) прав на осуществление подобной деятельности, и тем самым на получение монопольной прибыли.

Деятельность по созданию таможенных барьеров направлена на создание правил, которые обеспечивают преимущественное положение отечественных производителей по сравнению с иностранными. Эта деятельность может принимать такие формы, как блокирование законов, позволяющих осуществлять прямые иностранные инвестиций, или ужесточение режима импорта близких заменителей, что, естественно, повышает цену на отечественный товар.

 

Существует множество и более тонких примеров запретительного поведения – скажем, запрет на использование автомашин с правым рулем или запрет госчиновникам использовать в качестве служебных автомашины иностранного производства, хотя в эксплуатации они дешевле. Такие законы являются в некотором смысле протекционистскими. Известная дискриминация по качеству, когда соответствующие барьеры для иностранных производителей продуктов гораздо выше, чем для отечественных - тоже пример протекционистской политики. Грубо говоря, на рынке бабушки могут продавать все, что угодно, но в соседний магазин можно из Финляндии завозить только качественное масло.

Итак, в случае чистой монополии продавец (в нашем рассмотрении государство) обладает очень высокой степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия. Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение различных целей. Например, установление цены ниже себестоимости сделает товар, имеющий важное значение для покупателей, более доступным. Для сокращения потребления может устанавливаться очень высокая цена. Цена может быть назначена с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов.

Не всегда само государство выступает в роли монополиста – государство может регулировать деятельность предприятия-монополиста (например, естественную монополию), осуществляя через это, в частности, свою перераспределительную функцию.

В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений. Нерегулируемая монополия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок. Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену. В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спроса. “Чистый” монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Таким образом, власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой стороны – боится введения государственного регулирования.[11]

И, наконец, инструментом в осуществлении государством своей перераспределительной функцией является создание таможенных барьеров на импорт-экспорт товаров. Высокие таможенные пошлины, строгие санитарные нормы, условия лицензирования – эти барьеры на пути экспорта, которые для многих товаропроизводителей труднопреодолимы; такая же ситуация может создаться государством для предприятий-импортеров[12]. Строго говоря, создание таможенных барьеров является средством создания закрытой (чистой, регулируемой) государственной монополии, в условиях которой государство осуществляет свою перераспределительную функцию.

Заключение

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Как было отмечено во введении, перераспределительная функция является одной из важнейших функций государства

Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. С одной стороны, функции государства направлены на экономическую составляющую жизни общества, с другой стороны, о своему характеру, содержанию и назначению функции  государства никогда не бывает социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. Так и перераспределительная функция государства имеет двоякую сущность: с одной стороны, эта функция позволяет аккумулировать средства для поддержания государства как структуры, так и для обеспечения социальной защиты тем слоям населения, которые в этом особенно нуждаются.

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Так и в перераспределительной функции. Например, в сфере налогообложения государство может (и на практике применяет) как регламентацию налоговых сборов через нормативно-правовую базу, так и разъяснение с принуждением и наказанием за налоговые преступления в случае необходимости.

Список литературы

1.          Баканов М.И. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.

2.     Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции. – М.: Дело, 2003.

3.          Денисов А. И. Сущность и формы государства. – М.: Государство и право, 2000.

4.          Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003. – 480 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»)

5.          Какс Л. И. Функции и структура государства. – Спб.: Проспект, 2002.

6.          Манов Г. И. Признаки государства: Новые прочтения. – М.: Право, 2003.

7.          Марков А.Д. Механизмы диктатуры монополий. – М.: Дело, 2004.

8.          Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 2004, № 6.

9.          Нестеров В.В. Сущность налога, его общественное назначение // «Налоговый вестник», 2000, № 2.

10.     Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. – М.: Луч, 2000.

11.     http://www.carnegie.ru/ru/print/72135-print.htm


[1] Манов Г. И. Признаки государства: Новые прочтения. – М.: Право, 2003. – с. 122.

[2] Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003. – с. 32.

[3] Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003. – с. 155.

[4] http://www.carnegie.ru/ru/print/72135-print.htm

[5] Макарова Е.О. Условия предоставления налогового кредита //  "Налоговое планирование", N 2, 2004.

[6] Денисов А.И. Сущность и формы государства. – М.: Государство и право, 2000. – с. 155.

[7] Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. – М.: Право, 2003. – с. 101.

[8] Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 2004, № 6. – с. 11.

[9] Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции. – М.: Дело, 2003. – с. 177.

[10] Марков А.Д. Механизмы диктатуры монополий. – М.: Дело, 2004. – с. 177.

[11] Денисов А. И. Сущность и формы государства. – М.: Государство и право, 2000. – с. 78.

[12] Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 2004, № 6. – с. 9.