Содержание

Введение. 3

1. Развитие банков и финансов. 4

1.1. Появление первых банкиров и их роль в развитии денежного обращения и формировании денежных систем. 4

1.2. Появление бумажных денег и дальнейшее развитие кредитных организаций. Появление центральных банков. 11

1.3. Банки и финансы в России. 15

2. Развитие страховых компаний. 22

2.1. Возникновение рынка страховых услуг. 22

2.2. Страхование в России. 22

2.3. Страхование военнослужащих. 24

Заключение. 29

Список литературы.. 30


Введение

Сегодня, когда банковское дело повсеместно развилось в мощнейшую деловую отрасль, отзвуки той далекой эпохи продолжают напоминать о себе. В Лондоне, в частности, назвали одну из улиц, берущую начало непосредственно от Банка Англии. Ломбард стрит – улицей Ломбардии.

Появление банков открыло новую страницу в истории денежного обращения: банки стали выпускать бумажные деньги.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.

Цели работы раскрыть историю банков, финансов, страховых организаций.

Задачи работы раскрыть появление, развитие банков, появление денег и центральных банков, развитие банков в России, возникновение рынка страховых услуг, развитие страховых организаций в России.



1. Развитие банков и финансов

1.1. Появление первых банкиров и их роль в развитии денежного обращения и формировании денежных систем

Началось с простого: кто-то не хотел хранить на дому накопленные золотые монеты и изделия из драгоценного металла и сдал их в банк, получил взамен расписку. Эта расписка – «note», то есть выданная банкиром «нота», удостоверявшая вес полученного золота, так и стала называться банкнотой. Клиент сдавал банку реальную ценность – золото, а взамен получал бумажку.[1]

Хотя денежное обращение и существовало в древнем мире (имеются в виду прежде всего Древний Рим и Древняя Греция), однако торговый оборот в те времена еще не достиг того уровня развития, когда возникает необходимость в специальном обособлении деятельности менял и превращении ее в самостоятельный предпринимательский промысел. Не способствовали формированию потребности в специальных услугах, обеспечивающих денежное обращение, имевшие место после падения Рима упадок европейских стран и переход к натуральному хозяйству. И только постепенное возрождение торговли, появление самостоятельного сословия – купцов привели к появлению особой формы предпринимательской деятельности. Причем, как подчеркивают отдельные исследователи, речь идет о достижении торговым оборотом определенного уровня развития, когда "следует говорить уже не просто о торговцах (merchants), а о крупных международных купцах (great merchants)". Не случайно в европейских странах стали проводиться даже словесные различия между "торговцем" и "купцом" – в России, между negociant и marchand – во Франции, между Kauffman и Handler – в Германии.

Изменение характера товарообменных операций, т.е. переход от простого бартерного обмена к обмену за деньги, потребовало обслуживания операций по обмену денег одной местности на деньги другой местности (надо заметить, что происхождение слова "банк" некоторые усматривают от итальянского banca, т.е. скамейка, стол, за которым сидел человек, осуществлявший обмен иностранных монет на местные). Иными словами, развитие торговли потребовало развития деятельности менял. Подобную точку зрения на эволюцию деятельности банков высказывал и Г.Ф. Шершеневич: "Соединение менял в союзы и принятие ими на себя солидарной ответственности побуждали частных лиц отдавать им свои деньги на хранение". Постепенно "банкиры взяли на себя за особое вознаграждение производство расчетов между клиентами".[2]

Деятельность менял в средние века имела огромное значение. Достаточно напомнить, что в Западной Европе вплоть до 1660 г., когда впервые во избежание подделок монеты стали чеканить с ребристыми краями, чеканка монет осуществлялась вручную, их производство было децентрализовано, сырье для этих целей, как правило, поставлялось с частных рудников, неподконтрольных государству, монеты часто были затерты, причем порой отнюдь не преднамеренно, а просто в процессе нормального обращения. Кроме того, в течение длительного времени чеканка монет не рассматривалась в качестве монополии государства, за исключением Англии, где это право принадлежало только короне. Князья и государи нередко передавали (продавали) право чеканить монету частным лицам, а иногда само государство "портило" монету, добавляя в сплавы менее ценные металлы. В этих условиях купец-меняла должен был оценить монету с разных точек зрения – ее качества, соотнеся его с эталоном, ее наполнения драгоценным металлом и покупательной способности в сравнении с другими денежными единицами.

Сама оплата наличными была своего рода кредитной сделкой, поскольку не было в то время такого суверенного государства, которое могло бы гарантировать ценность денег, а в обороте на территории средневековой Европы находилось свыше 100 видов различных серебряных монет. Надо сказать, что денежная система основывалась на доминировании серебряной монеты – пении или денье (denier), ведущих свое происхождение от денежной реформы Карла Великого 794 г., установившего обращение тяжелых (1,7 грамма) серебряных монет по всей Священной империи. Чеканка монеты активно развивалась с возрождением торговли в X веке, и это привело к появлению огромного количества серебряных монет различного качества – от почти чистого высокопробного "стерлингового" пенни (sterling penny) до легковесных неполноценных монет из низкопробного серебра, выпускавшихся итальянскими городами. Лишь к началу XIX в. количество обращающихся монет сократилось до 38 видов.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на достаточно распространенное заблуждение относительно понимания того, что денежная система исторически сформировалась в XVI-XVI вв. "с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка".[3]

Напротив, как показывают специальные исследования в области истории финансового рынка, денежное обращение и обеспечивающая его инфраструктура появились задолго до капиталистического производства в современном его понимании. Более того, именно благодаря развитию денежного обращения, организаций, обеспечивающих существование его инфраструктуры, стало возможным развитие как капиталистического производства, так и национальных, а затем международных рынков.

Труд купца-менялы требовал высокой профессиональной подготовки, аккуратности и точности. Оценив имеющиеся в наличии монеты, меняла по традиции складывал их в мешочки, которые опечатывал своей печатью, указывая при этом тип монет, их номинал и стоимость, выраженную в весе соответствующих драгоценных металлов. На это уходило порой немало времени.

Здесь можно привести исторический факт, связанный с испано-французской войной. В качестве выкупа за плененного в 1529 г. короля Франциска I Франция должна была выплатить Испании 12 млн. эскудо. Проверка и оценка золотых монет, из которых 40 тыс. было выбраковано как не соответствующих стандартам, заняла в общей сложности четыре месяца.

Указание неправильных сведений или фальсификация сведений каралась суровыми наказаниями, вплоть до каторжных работ на галерах.

Динамичное развитие торгового оборота, с одной стороны, а с другой недостаточность запасов драгоценных металлов и определенные трудности, связанные с обращением монет из драгоценных металлов (необходимость переоценки и переподтверждения их ценности всякий раз при совершении сделки, опасность транспортировки, наконец, значительный вес и объем) привели к появлению безналичных форм обращения денег. Значимым изобретением итальянских банкиров XIII в. стал вексель (bill of exchange), который позволил избежать необходимости совершать бартерные операции, проводить сделки и расчеты "лицом к лицу", осуществлять расчеты в объемных и весомых монетах или драгоценных металлах, подверженных опасности быть украденными, а равно прекращать долговое обязательство одного лица в пользу другого взаимозачетом встречного, точнее, другого обязательства третьего лица в пользу должника.

В связи с этим следует указать на неточность утверждения Л.Г. Ефимовой относительно того, что "на каждом этапе исторического развития общества преобладающей была какая-либо одна форма денег, которой соответствовала экономическая теория, объясняющая ее особенности". Между тем вполне очевидно – безналичная форма расчетов достаточно активно применялась уже в период процветания обращения металлических денег, причем ее возникновение было обусловлено, по мнению того же автора, не столько "особенностью банковской деятельности, которая стремится перевести все, с чем работает, в форму бухгалтерской записи"[4], сколько стремлением банков ускорить денежное обращение и уменьшить трансакционные издержки участников операций.

Приведем еще одно высказывание, касающееся происхождения безналичного обращения: "Деньги безналичных расчетов появились вследствие отставания добычи драгоценных металлов от развития обмена. В самом деле, независимо от того, как использовались эти металлы – в виде монет или в виде залога для эмиссии обратимых банкнот, находящихся в хранилищах центрального банка, – рост объема их производства не успевал за бурным развитием экономики после промышленной революции. Уже в средние века первые "банкиры-менялы" стихийно ввели безналичное обращение с помощью векселя (дословно с фр. lettre de change – обменное письмо), передаваемое от ярмарки к ярмарке во времени и в пространстве".[5] Б. Айхенгрин и Н. Сасман называют вексель аналогом банковского перевода.

Банки, занимающиеся расчетами между клиентами, именовались banco di scritta. Впервые этот термин появился в одном из венецианских законов 1318 г. Расчеты между клиентами осуществлялись на основе устного поручения или приказа; документальным подтверждением служили только записи в книгах банка. Лука Паччоли (1445-1517), выдающийся математик, живший в эпоху Возрождения, автор методологии системы так называемого двойного бухгалтерского учета, которая вполне современна и используется до сих пор, писал в Трактате о счетах и записях: "Относительно банков, которые существуют в Венеции, Брюгге, Антверпене, Барселоне и многих других широко известных торговых местах, ты должен знать, что учреждения эти ведут свои книги, потому следует расчеты с ними отражать с особой тщательностью. Я это говорю потому, что ты можешь входить с банком в постоянные сношения, делая для большей безопасности денежные вклады, или же при помощи известного рода сохранных вкладов проводить свои платежи".[6]

Изложенное воззрение на историю происхождения банковской деятельности из торгового оборота и деятельности купцов разделяет в принципе большинство специалистов как юристов, так и экономистов. Между тем существует и другая точка зрения на истоки банковской профессии, которая, однако, подтверждает общий тезис о том, что безналичное денежное обращение возникло параллельно с обращением монет и драгоценных металлов, выполнявших функции средства обращения, и было вызвано стремлением ускорить торговый оборот, снизить издержки, связанные с обременительностью монетного обращения. Так, некоторые экономисты усматривают происхождение банковского бизнеса в деятельности ювелиров и золотых дел мастеров. "Происхождение банковского дела в его современном понимании может быть датировано примерно серединой XVII в., когда торговцы начали хранить свободные остатки принадлежавших им денег и драгоценных металлов в золотых мастерских. Мастера (имеются в виду ювелиры), в свою очередь, стали предлагать торговцам процент на такого рода вклады, поскольку они получали возможность отдать их в рост по еще более высокой цене. Расписки мастеров стали циркулировать в качестве денег. Это со временем породило множество небольших частных фирм, каждая из которых обладала равными правами и занималась выпуском векселей в неограниченных масштабах и вне государственного контроля".[7]

Такая точка зрения интересна тем, что связывает вопрос современной банковской деятельности с обращением бумажных денег, однако она не подтверждается историческими фактами. Деятельность купцов-менял активно развивалась уже в XIII в., в то время как ювелиры стали трансформироваться из ювелиров в банкиров (в Англии) только в XVII в. Кроме того, следует принять во внимание, что кредитование развивалось в условиях, когда в Европе действовали церковные запреты, налагаемые на деятельность, связанную с ростовщичеством. Исследователи истории финансовых отношений отмечают, что эти запреты не столько ограничивали предоставление кредитов, сколько усложняли этот вид деятельности, заставляя соблюдать определенные условности.

Для осуществления кредитования банкир должен был использовать различные правовые формы, по существу являвшиеся кредитованием, однако внешне не имевшие вид предоставления денег под проценты в открытой форме. Примером может служить участие кредитора в предпринимательской деятельности должника (что в итоге привело к развитию различных форм совместной предпринимательской деятельности). Другой формой скрытого кредитования стало использование оборотных документов. "Изобретение западными купцами в конце XI-XII в. понятия оборотности было, конечно, ответом на возникновение в то время развитого товарного рынка. Однако чтобы этот ответ появился, нужно было куда больше, чем экономический стимул. Должен был быть в наличии резервуар самого кредита, ибо без кредита, то есть без уверенности в будущем составляющих рынок лиц, не могло быть ни кредитных документов, ни дополнительного кредита, воплощенного в их оборотоспособности".

Таким образом, появление первых кредитных организаций было связано с расширением товарооборота и торговли, которые, в свою очередь, дали толчок развитию денежных отношений, т.е. привели к появлению денег, выполнявших функцию универсального средства обращения.

Развитие торговли требовало развития денежных отношений и выделения специализированных лиц (организаций), обслуживающих денежное обращение. Банки возникли и развивались как инструмент, обслуживающий в первую очередь торговый капитал. Такое обслуживание, предполагает прежде всего расчетное обслуживание на первом этапе операций купцов, а в дальнейшем любых операций клиентов банка. Другим типом операций, осуществляемых банками, стали операции, связанные с движением денежного капитала, с обслуживанием процесса инвестирования.[8]


1.2. Появление бумажных денег и дальнейшее развитие кредитных организаций. Появление центральных банков

Последующее развитие банковской деятельности привело к возникновению новых форм денежных инструментов (monetary instruments) начиная с векселя и кончая банковскими расписками ("банк-нотами"), обеспеченными драгоценными металлами, по которым банки рассчитывались серебром или золотом. Обращение такого рода ценных бумаг стало своеобразной прелюдией к появлению бумажных денег.

Череда событий, которая, по существу, ознаменовала переход к новой эпохе в развитии не только банковской деятельности и денежного обращения, но и рынка финансовых услуг, имела место в Англии в конце XVII в. Карл II для обеспечения нужд королевского двора активно прибегал к заимствованиям, предоставляемым ему банкирами лондонского Сити. Долг стремительно увеличивался, и в 1672 г. Карл приказал казначейству приостановить выплаты по долгам короны. Это действие надолго подорвало доверие кредиторов и заставило власть искать новые источники финансирования. В результате был учрежден Банк Англии (Bank of England)для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1,2 млн. фунтов стерлингов (в серебряных монетах), которые и составили размер капитала этого Банка на момент его учреждения, незамедлительно переданные им в казну. В обмен Банк получил право выпустить банкноты на указанную сумму. В 1697 г. ему было предоставлено монопольное право на ведение счетов правительства и получение платежей в его пользу, а в 1751 г. переданы полномочия по управлению государственным долгом.

Банкноты, выпускавшиеся Банком Англии, формально подлежали обмену на металлические деньги, но в связи с начавшимися в 1797 г. военными действиями (закончившимися лишь в 1819 г.) правительство объявило сначала шестимесячный мораторий на обмен банкнот на металлические деньги, который периодически продлевался на новый срок. В этот период банкноты Банка Англии практически служили законным средством платежа, пока в 1812 г. не были официально признаны таковыми.

Опыт Франции, попытавшейся перенести на свою почву английский эксперимент по эмиссии бумажных денег, оказался не столь удачным, и на многие года задержал развитие банковской деятельности в этой стране. Речь идет о вошедшей в классику мировой финансовой истории "афере Джона Ло", имевшей место во Франции в 1716-1720 гг. В этой стране Джон Ло учредил Banque Generale (в 1718 г. преобразованный в Banque Royale), который получил такие же права, какими обладал Банк Англии, в обмен на осуществление им функций, аналогичных функциям Банка Англии.

Banque Generale получил право осуществлять выпуск банкнот, конвертируемых в металлические деньги. Но количество выпущенных банкнот превысило имеющееся в наличие у Банка металлическое покрытие. Более того, часть банкнот была предназначена для приобретения акций "Mississippi Company", оказавшейся известным "мыльным пузырем" (bubble). Цена банкнот росла по мере роста цен на акции компании до тех пор, пока в ноябре 1720 г. этот "мыльный пузырь" не лопнул. В итоге Banque Royale (Banque Generale) стал банкротом, поскольку не мог уже обеспечивать исполнение своих обязательств по обмену бумажных денег на металлические.

После этой катастрофы Франция надолго оставила попытки создать эмиссионный банк, и только в 1776 г. ее министр финансов Тюрго (Turgot) учредил Caisse d'Escompt – партнерство с ограниченной ответственностью, обладавшее правом выпуска банкнот-ассигнаций. С самого начала этот банк имел теснейшую связь с правительством, обеспечивая ему предоставление займа в размере 6 млн. франков. В 1788 г. правительство установило принудительный курс, а через два года признало эти банкноты официальным законным платежным средством. После этого Франция утонула в потоке ассигнаций, доведя Caisse до банкротства, на многие годы сохранив всеобщее неверие в бумажные деньги.

Тем не менее использовать бумажные деньги при нарастании интенсивности торгового оборота оказалось удобно, и это привело к тому, что "одним из важнейших платежных средств в капиталистических странах в течение XIX в. и вплоть до первой мировой войны (а в США – до весны 1933 г.) был банковый билет (банкнота): Банковый билет есть выпущенная банком в порядке его активных операций денежная ценная бумага на предъявителя – документ, по предъявлении которого банк обязуется уплатить держателю определенную сумму звонкой монетой (золотом – при золотом стандарте; серебром – при серебряном стандарте)". Постепенно, с признанием за банкнотами характера законного платежного средства и утратой ими способности быть обращенными в "звонкую монету", банкноты "вовсе утратили свойство денежных ценных бумаг (monnaie papier) и превратились в чистого вида бумажные деньги (papier monnaie)".

На начальном этапе своего существования бумажные деньги были привязаны к стоимости драгоценных металлов (золота) посредством системы так называемых паритетов (par value system) или "золотых стандартов".

В связи с этим следует обратить внимание на отдельные неточности, допущенные А.Г. Братко в учебнике "Банковское право России", ссылка на который дана была ранее. Во-первых, золотой стандарт автор определяет как "использование золота в монетах и слитках в качестве денежного товара. Золотомонетный стандарт означает свободное обращение золотых монет, при котором все расчеты происходят в золоте. Впервые золотомонетный был закреплен в правовой системе Великобритании, а затем и в большинстве других развитых стран во второй половине XIX века".

Золотой стандарт, а точнее, "паритет" связан все же с обращением бумажных денег и означает способность бумажной расписки, выпущенной банком, т.е. банкноты, быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра), и, следовательно, проблема паритета не возникала до появления бумажных денег. Помимо этого, определение А.Г. Братко вступает в противоречие с его же утверждением на предыдущей странице того же учебника: "Еще в древности, с момента возникновения первых денег, а затем на протяжении столетий их стоимость всегда соизмерялась с драгоценным металлом". Возникает вопрос, когда же все-таки, по мнению А.Г. Братко, появился "золотой стандарт" – в древности или во второй половине XIX в. Вторая неточность состоит в утверждении относительно того, что золотой стандарт – это "использование золота в монетах и слитках в качестве денежного товара". Дело в том, что золото в монетах или слитках имеет двоякую ценность. В случае, когда золото в монетах или слитках выполняет функцию денег, оно является мерой стоимости и как таковое противостоит товару, выражая его стоимость, т.е. не может быть "денежным товаром" по своей сущности. В другом случае, когда, например, золотая монета представляет собой нумизматическую ценность, она является товаром, но не может выполнять функцию денег. Поэтому словосочетание "денежный товар" может быть уподоблен словосочетанию "жареный лед".

Возвращаясь к исследуемой теме, надо сказать, что система паритетов в той или иной форме была воспринята во всех странах, переходивших на использование в обороте бумажных денег. Эта система время от времени переживала потрясения, проявлявшихся в виде обесценивания национальных денег, после чего государство вновь переходило к печатанию денег, увязывая их стоимость со стоимостью золота.

Итогом развития системы регулирования на основе установления паритетов стала система регулирования, которая нашла отражение в первой редакции статей Соглашения МВФ, вступившей в силу с 1 июля 1944 г. В соответствии с данной редакцией каждый из членов МВФ принимал на себя обязательство объявить паритет национальной валюты, выраженный в золоте или в привязке к доллару США. При этом привязка к доллару США была своего рода способом косвенной привязки к золотому паритету, поскольку доллар США в то время подлежал обмену на золото.

А в 1978 г. в Устав МВФ были внесены изменения, что было связано с переходом к новой системе регулирования не только валютных отношений, но и денежной политики государств-членов в целом.[9]


1.3. Банки и финансы в России

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

В 1860 году с целью улучшения банковской системы императором Александром II был издан Высочайший именной Указ Правительствующему Сенату «Об образовании Государственного банка». В нем говорилось: «На сей конец с целью постепенного улучшения банковской системы разрешен тем же указом выпуск государственных 5%-ных банковых билетов в обмен на выданные из кредитных установлений билеты по вкладам; допущен по повелению Нашему, в 26-й день декабря 1859 г. последовавшему, прием частных вкладов только в государственном Коммерческом банке и его конторах; и затем благотворительные и воспитательные заведения, содержавшиеся на счет доходов Сохранных казен и Приказов общественного призрения, обеспечены особыми мерами, независимо от кредитных операций.

Ныне, утвердив рассмотренные в Государственном совете предположения Министра финансов относительно преобразования государственных кредитных установлений, мы признали за благо принять следующие меры:

1. Государственный Заемный банк упразднить, передав из оного в санкт-петербургскую Сохранную казну дела, счеты, книги и документы по ссудам. Министр финансов имеет сделать по сему предмету все зависящие от него распоряжения с тем, чтобы по делам, превышающим его власть, было испрашиваемо Наше утверждение.

2. Сохранным казнам санкт-петербургской и московской состоять в непосредственном ведении Министра финансов наравне с другими государственными кредитными установлениями, ему подчиненными.

3. Приказы общественного призрения в отношении возложенных на них действий по кредитной части оставить подведомственными Министру финансов.

4. Государственному коммерческому банку согласно с утвержденным Нами уставом дать новое устройство и наименование Государственного банка с передачей в ведение оного всех существующих контор и временных отделений Коммерческого банка, коим именоваться впредь конторами и отделениями Государственного банка и руководствоваться существующими уставами впредь до изменения их устройства соответственно уставу Государственного банка, о чем Министр финансов имеет войти с особым представлением установленным порядком…

7. Экспедицию государственных кредитных билетов присоединить к Государственному банку, на который возлагаются все обязанности сей Экспедиции, в манифесте 1 июня 1843 г. определенные…

9. Разрешенные Государственному банку по уставу оного операции вводить постепенно, сперва в самом банке, а затем в банковых конторах по ближайшему усмотрению Министра финансов с объявлением к общему сведению правил о производстве банковых операций.

10. Об открытии новых банковых контор в городах, имеющих важное значение во внутренней торговле и промышленности, Министру финансов войти в ближайшее соображение и представить на утверждение наше установленным порядком.

11. Обязанности Коммерческого банка и его контор, определенные Положением о государственных 5%-ных банковых билетах относительно платежа процентов, тиража сих билетов и возврата по оным капиталов, возложить на Государственный банк и его конторы на предписанных в означенном положении основаниях…

17. Суммы, поступающие в означенные установления от частных заемщиков в уплату процентов и погашения по выданным им из тех установлений ссудам, передавать

а) из Санкт-Петербургской Сохранной казны в Государственный банк;

б) из Московской Сохранной казны в московскую банковую контору и

в) из Приказов общественного призрения тех губерний, где банковые конторы имеются, в местные конторы банка, a из всех прочих приказов в Государственный банк или по его распоряжению, куда будет назначено».[10]

До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые – промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка ( Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный ), 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.

Развитие кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовало 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.

В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами.

Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству), слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.

До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа вместе с развитием  товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью  акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

В 30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система “подгонялась” под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и прежде всего у министра финансов.

Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

-        отсутствие вексельного обращения;

-        выполнение банками по существу роли второго госбюджета;

-        списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

-        операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

-        потеря банковской специализации;

-        монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

-        низкий уровень процентных ставок;

-        слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;

-        неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

-        банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;

-        сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

-        реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

-        не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

-        продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

-        банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;

-        не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

-        произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

-        возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;

-        реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных кредитных источников.

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

Госбанк СССР был придатком бюджетной системы СССР, ибо ссудный фонд страны легко "перетекал" на покрытие негласного бюджетного дефицита по распоряжению Совета Министров СССР, который отвечал за исполнение бюджета страны и в подчинении которого находился Госбанк СССР. Отсюда все отношения по образованию и использованию ссудного фонда страны фактически были отношениями по собиранию, распределению и использованию государством денежных средств для решения своих задач, предусмотренных планом экономического и социального развития. Не случайно в финансовую систему СССР долгое время включался и фонд банковского кредитования.[11]


2. Развитие страховых компаний

2.1. Возникновение рынка страховых услуг

Главная предпосылка возникновения рынка страховых услуг обусловлена основным признаком собственно предпринимательской деятельности – деятельности самостоятельной, осуществляемой на свой риск. Как справедливо отмечено М.И. Брагинским, "в еще большей степени подвержено последствиям неодолимых и вредоносных событий то, что именуется предпринимательской деятельностью".

Вместе с тем не только предпринимательская, но и любая другая деятельность связана с принятием на себя ее субъектом тех или иных рисков, что позволяет применить механизм страхования, изначально появившийся в сфере имущественного страхования предпринимательских рисков, к некоммерческим рискам физических лиц в сфере как имущественного, так и личного страхования.[12]

Тем не менее зарождение и возникновение института страхования связано именно с предпринимательской деятельностью и предпринимательскими рисками. По утверждению В.К. Райхера, упоминания об отдельных соглашениях, заключаемых путешественниками, купцами, корабельщиками, о распределении убытков в случае несчастья содержатся в документах времен Хаммурапи, законах Салона, Талмуде и др.[13]


2.2. Страхование в России

Страхование в России имеет давнюю историю. Страхование появилось еще во времена царской России, примерно в XVIII в. Однако зарождение национального страхового рынка относится ко второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Страховой рынок этого периода был представлен акционерными и взаимными страховыми компаниями, но помимо этого существовало и государственное страхование.

К началу ХХ века на российском страховом рынке функционировало несколько десятков страховых компаний, в том числе и иностранных, которые предоставляли страховые услуги по всем известным в то время видам страхования. Более 100 лет назад, в 1894 году, т.е. раньше, чем во многих других промышленно развитых странах, было учреждено и российское ведомство страхового надзора.

После революции 1917 года страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией. Все частные страховые компании были ликвидированы, а в 20-ых гг. было отменено имущественное страхование, что означало начало разгрома страхового дела в стране.

Начиная с 20-х годов прошлого столетия и до конца 80-х, в связи с изменением общественно-политического строя, система страхования была монополизирована, а ведомство страхового надзора было упразднено. В этот период страхованием занимались органы государственного страхования, главным направлением деятельности которых было страхование населения, поскольку в условиях существования общественной собственности на средства производства страхование имущества предприятий в государственной страховой организации считалось нецелесообразным.

В конце 40-х годов было создано страховое общество Ингосстрах, имевшее сеть дочерних компаний и представительств за рубежом для осуществления страхования в сфере внешнеэкономической деятельности. В период социализма страховая деятельность не прекращалась (ее вели государственные страховые компании). Таким образом, к моменту появления первых частных страховых компаний недостатка в отработанных механизмах и квалифицированных специалистах практически не было, хотя требовалось приспособить их к новым рыночным реалиям.[14]

Экономические реформы, происходящие в России, создали реальные предпосылки для организации новой системы страхования. Произошли радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела: в конце 1992 года был принят первый в российской истории закон о страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору за страховой деятельностью.

Решение первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ регулирования страховой деятельности привело к созданию новых условий для работы страховых компаний. В последнее время ведущие экономисты страны стали оспаривать тот факт, что страхование включается в экономическую категорию финансов. Они заявляют, что такое ограничение сферы действия страхования в теоретическом плане создает условия для недооценки страхования на практике[15].


2.3. Страхование военнослужащих

Институт попечения отставных и раненых "служивых людей" возник и развивался вместе со становлением Руси. В начале XIII столетия на Руси стали создаваться богодельни (от слов "Бога дело", или "Бога дела", т.е. – для Бога). Больные и увечные отставные "служивые люди" селились при церквях, монастырях и получали от них полное содержание. В XVII в. количество богоделен увеличилось, но только в царствование Федора Алексеевича были учреждены богодельни преимущественно "для служивых чинов, которые тяжкими ранами на государевых службах изувечены, а приют себе не имеют и должно их по смерть кормить".

В указанный период на Руси существовал и другой "прообраз" государственных страховых мероприятий. Общеизвестно, какую роль играло в историческом прошлом России близкое соседство со степными, кочующими народами. Даже после свержения татарского владычества и распада Золотой Орды еще долго на русские рубежи совершались многочисленные набеги, особенно с юга, со стороны крымских и ногайских татар. Главной целью этих набегов была добыча пленников и продажа их в рабство.

Освободить пленников из рабства можно было с помощью выкупа. И правительство Московской Руси, заинтересованное в сохранении людских поселений на окраинах государства, и особенно в сохранении своих военных и других "служивых людей", считало необходимым обеспечивать этот выкуп соответствующей финансовой поддержкой. В гл.72 Стоглава "Об искуплении пленных" говорится о трех формах выкупа из плена. Либо пленные "сами откупятся", либо их откупают "царевы послы в ордах и во Цареграде, или Крыму, или Асторохании, или в Кафи" (Феодосия), либо выкуп производится из вторых рук, в самой Москве, куда "греки и турчане и армени" или иные "гости" приводят с собой "окупленных" ими из плена "православных крестьян".

Во всех указанных случаях выкуп финансировался "из царевой казны". Но затраченные на это казной средства возвращались путем ежегодной "разнарядки" среди населения по существующим тогда единицам (сохам) и притом на уравнительных началах.

В дальнейшем от системы "разнарядки" перешли к системе регулярных твердых платежей, образующих специальный фонд выкупа пленных. Эта новая система закрепляется в Уложении царя Алексея Михайловича, предписывающем на всей территории Московского государства "збирать деньги ежегод" со специальным назначением – "полоняником на окуп".

В организации финансирования выкупа пленных, несмотря на ее налоговые формы, уже присутствовали все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения: и обязательные ежегодные, по твердым ставкам, страховые платежи, образующие страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа – хранителя и распределителя страховых средств.

При Петре I армия стала формироваться посредством регулярных наборов. Срок службы был установлен пожизненный, т. е. человек, оторванный от родного очага, терял его навсегда, оставался солдатом и служил до тех пор, пока имел силы и здоровье. Заботу о военном человеке должно было взять на себя государство.

После возвращения из Прутского похода Петр I приказал основать во всех губерниях богодельни, которые содержались из денежных сумм духовного ведомства. Для довольствия назначалось по четверику хлеба в месяц и по копейке жалованья на человека в день. Признанные неспособными к продолжению военной службы, престарелые, раненые, за исключением семейных и имеющих дома и промыслы, могли избрать для проживания любую богодельню.

Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монашество кого бы то ни было, а на все открывающиеся монашеские вакансии определять только отставных солдат. Вместо "хлебной дачи" натурой все чины могли получать ее стоимость деньгами.

В середине ХIХ в. в России стали создаваться эмеритальные кассы (от слова "эмеритура" – пособие) – страховые кассы служащих, учрежденные для обеспечения участников кассы и членов их семей пенсиями и пособиями. Капитал эмеритальных касс создавался посредством вычета из содержания служащих определенного ведомства, достаточного для обеспечения пожизненных пенсий и пособий участникам кассы, независимо от тех пенсий и пособий, какие полагались на основании общих законов, особых постановлений и Высочайших повелений. Эмеритальные кассы военно-сухопутного ведомства России были утверждены в 1859 г. для обеспечения оставивших службу чинов военного ведомства, а также их вдов и сирот. С этой целью эмеритальные кассы выдавали вышедшим в отставку их участникам пожизненную пенсию, а их семействам – пенсии или единовременные пособия.

С началом Первой мировой войны с особой остротой встал вопрос о заботе государства о своих защитниках. Летом 1914 г. императором Николаем II был утвержден Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну: "Русские воины не должны тревожиться за судьбы оставшихся дома жен и детей своих. Заботу о них возьмут на себя те, кто не призван на войну".

В июне 1914 г. начал свою деятельность Романовский Комитет по оказанию помощи детям воинов, задача которого – забота о сиротах русских воинов. Офицерам, эвакуированным с театра военных действий в Россию вследствие ран или болезней, предоставлялось право, по их желанию, получать денежное довольствие, назначенное им в момент убытия из частей и учреждений, за исключением добавочных окладов военного времени, причем содержание назначалось исходя из основных окладов. Раненым офицерам армии и флота, которые вследствие ранения или внезапного отправления в военно-врачебные заведения лишались части своего имущества, по удостоверении размера стоимости потери командиром отдельной части могло быть назначено единовременное пособие в размере не свыше военно-подъемных денег.

Поражение Российской империи в ходе Первой мировой войны и последовавшие за ним социально-политические потрясения привели к разрушению всех правовых гарантий государства.

После Октябрьской революции 1917 г. в процессе строительства Красной Армии начала создаваться новая система гарантий прав военнослужащих, уволенных с военной службы.

7 августа 1918 г. Декретом СНК было введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат РККА, а членов их семей – по случаю потери кормильца.

16 июля 1940 г. СНК СССР утвердил постановление "О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям", а 5 июня 1941 г. – постановление "О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям".

После разгрома фашистской Германии и окончания Второй мировой войны у государства вновь появилась возможность проявить заботу о социальной защите военных пенсионеров и членов их семей.

Постановлением Совета Министров СССР от 1954 г. офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953 г. из Советской Армии и Военно-Морского Флота по возрасту, болезни, сокращению штатов и ограниченному состоянию здоровья, устанавливалась пожизненная пенсия в размере 40% от окладов содержания по должности и воинскому званию, независимо от возраста ко дню увольнения.

Современная система обязательного государственного личного страхования военнослужащих сложилась относительно недавно. В законодательстве СССР отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

30 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР № 1393 было введено обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц. Первоначально оно осуществлялось через Госстрах СССР (с 10 февраля 1992 г. – ОАО "Росгосстрах"), единственную в тот период страховую организацию, проводившую обязательное государственное личное страхование.[16]


Заключение

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

Появление первых кредитных организаций было связано с расширением товарооборота и торговли, которые, в свою очередь, дали толчок развитию денежных отношений, т.е. привели к появлению денег, выполнявших функцию универсального средства обращения.

Главная причина возникновения рынка страховых услуг обусловлена основным признаком собственно предпринимательской деятельности – деятельности самостоятельной, осуществляемой на свой риск.

В России страхование появилось еще во времена царской России, примерно в XVIII в. Однако зарождение национального страхового рынка относится ко второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Причем страховой рынок этого периода был представлен акционерными и взаимными страховыми компаниями, но помимо этого существовало и государственное страхование.




Список литературы

1.     СПС Гарант. Высочайший именной Указ Правительствующему Сенату от 31 мая 1860 г. «Об образовании Государственного банка»

2.     Алмазова О.Л., Дубоносов Л.А. Рынок против рынка. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 336 с.

3.     Братко А.Г. Банковское право России: Учебник. – М.: Юридическая литература, 2003. – 696 с.

4.     Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. – М.: Юридическая литература, 2001. – 420 с.

5.     Матук Ж. Финансовые системы Франции. – М.: Финстатинформ, 1994. – 464 с.

6.     Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. – М., 1992. – 360 с.

7.     Смит В. Происхождение центральных банков. – М.: Институт национальной модели экономики, 1996. – 382 с.

8.     СПС Гарант. Викторов В.В. Обязательное государственное страхование и единовременные пособия для военнослужащих, получивших повреждение здоровья. // За права военнослужащих, 2003 г.

9.     СПС Гарант. Карасева М. «Финансово-правовые отношения с участием банков» // Хозяйство и право, 1997, № 11

10.СПС Гарант. Предпринимательское право Российской Федерации. / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2003.

11.СПС Гарант. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг (правовые аспекты). // Законодательство и экономика, № 1, январь 2004 г.

12.СПС Гарант. Щербак Н.В. Общества взаимного страхования // Законодательство, № 9, сентябрь 2001 г.

13.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. – М.: Статут, 2003. – 640 с.

14.Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория. //Финансы 1997г. № 2 – стр. 38-41


[1] Алмазова О.Л., Дубоносов Л.А. Рынок против рынка. – М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 7

[2] Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. – М.: Статут, 2003. – с.409.

[3] Братко А.Г. Банковское право России: Учебник. – М.: Юридическая литература, 2003. – с. 593

[4] Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. – М., 2001. – с.191, 139

[5] Матук Ж. Финансовые системы Франции. – М.: Финстатинформ, 1994. – с. 69

[6] Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. – М. "Финансы и статистика", 1983. – с.45

[7] Смит В. Происхождение центральных банков. – М.: Институт национальной модели экономики, 1996. – с.37.

[8] СПС Гарант. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг (правовые аспекты). // Законодательство и экономика, № 1, январь 2004 г.

[9] СПС Гарант. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг (правовые аспекты). // Законодательство и экономика, № 1, январь 2004 г.

[10] СПС Гарант. Высочайший именной Указ Правительствующему Сенату от 31 мая 1860 г. «Об образовании Государственного банка»

[11] СПС Гарант. Карасева М. «Финансово-правовые отношения с участием банков» // Хозяйство и право, 1997, № 11

[12] СПС Гарант. Предпринимательское право Российской Федерации. / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2003.

[13] Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. – М., 1992. – с.34-40

[14] СПС Гарант. Щербак Н.В. Общества взаимного страхования // Законодательство, № 9, сентябрь 2001 г.

[15] Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория. //Финансы - 1997г. - № 2 - стр.38-41

[16] СПС Гарант. Викторов В.В. Обязательное государственное страхование и единовременные пособия для военнослужащих, получивших повреждение здоровья. // За права военнослужащих, 2003 г.