Федеральное агентство по образованию


Новосибирский институт экономики и менеджмента


Кафедра экономических наук







КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине: «Технико-экономический анализ деятельности предприятия»

Тема: «Анализ доходов, прибыли, рентабельности и пути их повышения»







Выполнила: Сенечкина Ю.В.

Студентка экономического факультета

Гр. Э-14


Проверила: Бука Л.Ф.

Декан экономического факультета












Новосибирск 2005

Содержание

 

Введение. 3

1. Увеличение доходов хозяйствующих субъектов – основа укрепления экономической эффективности. 5

1.1 Необходимость, значение и источники формирования доходов. 5

1.2 Рост доходов – экономическая основа развития предприятия. 7

2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности ООО «Пассим ТФ». 14

2.1 Анализ внешней и внутренней среды. SWOT- анализ. 14

2.2 Анализ динамики и структуры источников формирования доходов ООО «Пассим ТФ». 28

2.3 Анализ формирования финансового результата. 29

2.4 Анализ показателей рентабельности и факторов изменения их уровня. 30

3. Прогноз доходов и прибыли предприятия. 34

3.1 Методы прогнозирования доходов и финансовых результатов. 34

3.2 Резервы увеличения доходов и повышения рентабельности предприятия. 37

Заключение. 40

Список литературы.. 42

Введение



Российская экономика переживает сложный период вхождения в ры­ночную систему, что требует от предприятий предельной эффективно­сти производства, конкурентоспособности продукции и услуг, внедре­ния новой техники и технологии, совершенных систем управления, иными словами, предпринимательства и инициативы.

В этих условиях роль и значение экономического анализа невоз­можно переоценить. На его основе и по его результатам формируются и обосновываются управленческие решения. Работники экономических служб предприятий, а это во многом сегодняшние студенты, должны хо­рошо себе представлять не только макроэкономические процессы, но и знать и понимать возможности и условия анализа конкретных экономи­ческих ситуаций. Они должны владеть всеми методами анализа и в пер­вую очередь — теми, что соответствуют ситуациям и требованиям рынка.

Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную ситуацию для достижения конечной цели, как правило - получение максимальной прибыли. В условиях рыночной экономики приобретают особую важность конкуренция и обострение проблемы выживаемости, надежности предприятия как партнера.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия –размер полученной прибыли.  Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Деятельность любой коммерческой организации связана с извлечением прибыли. Причем размер получаемой прибыли оказывает прямое влияние на развитие организации в целом. Чем больше полученная прибыль, тем больше возможностей у организации для дальнейшего развития и коммерческих возможностей. Поэтому роль прибыли в деятельности организации представляет значительный интерес не только для внутренних пользователей, но и для внешних.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности любого предприятия. В то же время прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений.

Перечисленные аспекты обусловливают актуальность темы данной работы. Цель данной работы – изучить методы анализа доходов, прибыли и рентабельности, для этого необходимо решить ряд задач:

·        рассмотреть теоретические аспекты формирования доходов предприятия;

·        провести анализ доходов, прибыли и рентабельности на примере ООО «Пассим ТФ»;

·        изучить методы прогнозирования доходов и финансовых результатов.


1. Увеличение доходов хозяйствующих субъектов – основа укрепления экономической эффективности


1.1 Необходимость, значение и источники формирования доходов


Доход – чрезвычайно распространенное, широко применяемое, м в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. Доход предприятия можно характеризовать как увеличение ее активов или уменьшение обязательств, приводящие к увеличению собственного капитала.[1]

В современных условиях социально-экономического развития России важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий пла­тежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое состояние.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности.

Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения[2].

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы.

Основной источник доходов предприятий — выручка от реализа­ции продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом ма­териальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализа­цию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.[3]

Выручка от реализации продукции в соответствующих ценах может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т.д.

Традиционный метод определения выручки от реализации про­дукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет организации в банке, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупате­лю и предъявления ему расчетных документов.

Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем устанавливается самим предприятием на длительный период.

Лишь при взаимоотношениях с налоговым органом предприятие обязано исчислять выручку от реализации вторым методом, т.е. по отгрузке продукции.

Выручка от реализации продукции является главным видом до­ходов от основной (производственной) деятельности. Кроме выруч­ки от реализации продукции в результате основной деятельности, могут поступать проценты по выданным коммерческим кредитам, авансы от покупателей, суммы в погашение дебиторской задолжен­ности и прочие поступления.

Наряду с основной деятельностью, которая является главным источником доходов, предприятие занимается инвестиционной и финансовой деятельностью, в результате чего также образуются со­ответствующие виды доходов.

Так, от инвестиционной деятельности могут поступать доходы от продажи основных фондов, нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ра­нее выданных кредитов и другие виды доходов от инвестиций.

В результате финансовой деятельности поступают доходы от вы­пуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг.

Все потоки денежных средств по трем сферам деятельности ком­пании взаимосвязаны и по мере необходимости могут перетекать из одной сферы в другую. В российской экономике в настоящее время наблюдается движение средств от всех видов деятельности преиму­щественно в основную деятельность. Это объясняется неустойчивым финансовым положением предприятий на данном этапе развития рыночных отношений, в связи с чем все виды доходов концентриру­ются главным образом в основной деятельности. Отсюда ввиду от­сутствия денежных средств — недостатки в инвестиционной сфере деятельности предприятий.

Таким образом, выручка от реализации продукции - главный вид доходов хозяйствующего субъекта.


1.2 Рост доходов – экономическая основа развития предприятия


Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Различают следующие виды прибыли:[4]

-         прибыль бухгалтерская – прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды;

-         прибыль валовая – часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов;

-         прибыль нормальная -  издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль. Представляет минимально необходимую прибыль для возмещения неучтенных издержек самого предпринимателя (затрат его труда, использования личного имущества);

-         прибыль чистая (остаточная) – прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений, обязательных платежей;

-         прибыль экономическая – разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки. Исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней[5].

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею.

Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (Рисунок 1).

1) Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

2) Прибыль предприятия создаст базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

3) Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.


 
















Рисунок 1. Роль прибыли в условиях рыночной экономики


4) Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях- тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

5) Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6) Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.

7) Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Таким образом, прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации, а также государства в целом. Соответственно рост доходов укрепляет экономическую базу организации и является основой его развития.

2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности ООО «Пассим ТФ»


2.1 Анализ внешней и внутренней среды. SWOT- анализ


Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономи­ческом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку фор­мируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономиче­ской деятельности (см. рис. 2). В первую очередь это бизнес-партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, - клиенты, по­ставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.[6]

 
















Рисунок 2. Комплексная оценка бизнес-среды предприятия



В любом государстве деловая активность немыслима без вмешатель­ства государственных и иных регулирующих органов; серьезное влияние на деятельность предприятия могут оказывать конкуренты, а также соци­альное окружение - местные жители, общественные организации.

Воздействие внешней среды предприятия характеризуется множеством факторов, важнейшие из которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Внешние факторы, определяющие деятельность предприятия

Международные

Общеэкономические

Цикличность экономического развития



Финансовая политика транснациональных



банков и фондов


Стабильность  международной

политики

Заключение   международных   соглашений:

образование свободных экономических зон,

зон свободной торговли




Тарифные соглашения


Международный маркетинг


Международная   конкуренция

Финансовая состоятельность зарубежных

партнеров



Лицензионная торговля


Организация совместных предприятий


Стратегические зоны хозяйствования

Национальные

Политические

Состояние финансовой системы



Отношение к собственности



Принципы    земельной    политики



государства



Отношение   государства   к  



предпринимательству



Налоговая политика



Ограничение монополизма



Зашита конкуренции


Экономические и ддемографические

Покупательная способность (уровень цен,

возможность получения кредита)

Предпринимательская активность

Рыночные

Психология   потребителя

Потребительский выбор



Привычки, традиции и нормы потребления


Научно-технические

Новизна конструкций и технологий



Конкурентоспособность продукции


Формы конкуренции

Уровень издержек производства



Качество продукции



Уровень маркетинга


Факторы, приведенные в таблице 1 называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на природу или проявление внешних факторов не может.

Проведем анализ внешней среды ООО «Пассим ТФ».

Крупы – это продукты, полученные в результате переработки ряда зерновых культур. Основным сырьем для производства гречневой крупы является гречиха, манной – высшие сорта пшеницы, пшенной – просо, овсяной – овес.

До недавнего времени большинство россиян использовало в качестве основного гарнира к блюдам картофель. Однако в последнее время цены на него значительно выросли и приблизились к ценам на рис и гречку. В связи с этим покупательские предпочтения меняются в сторону последних. Думается, что крупы в ближайшее время займут достойное место в рационе питания россиян, тем более, что крупы входят в перечень продуктов питания первой необходимости, доступных практически всем слоям населения и являются источником полезных микроэлементов и витаминов.

Если после кризиса 1998 г. наибольшим спросом  пользовались весовые крупы и крупы в низшей ценовой категории, то сегодня тенденция изменилась, и доля фасованной крупы неуклонно растет. В последнее время покупатели все чаще отдают предпочтение крупам, расфасованным в потребительскую упаковку. Так, доля фасованной продукции в среднем по России  50-60%.

Среди основных причин вытеснения нефасованной продукции на рынке можно отметить как одну из главных причин – рост благосостояния населения. И, как следствие, желание покупать продукт наиболее удобный в процессе покупки и наиболее подготовленный к процессу приготовления.

В структуре фасовки около 20% предложений Новосибирского рынка составляет крупа, расфасованная по 1 кг, а фасовка по 0,6-0,9 кг занимает от 30 до 40%. Многообразие фасовок свидетельствует о желании производителей снизить конечную стоимость продукции в розничной торговой сети и сделать продукцию более удобной для покупателей.

Наиболее сильно ценовым колебаниям подвержены такие крупы как гречка, горох, геркулес и манка. Менее сильно меняются цены на рис. Это объясняется его преимущественно импортным происхождением и падением курса доллара по отношению к рублю.

Следует отметить, что уровень цен на крупы во многом зависят от цен на продовольственную пшеницу. Считается, что рынок круп является своеобразным «эхом» зернового рынка, а то, что стоимость зерна неизменно растет, очевидно по увеличению стоимости хлебо - булочных изделий.

Как правило, специализации на крупе не бывает. Крупа – одна из тем бакалейной направленности компаний, специализирующихся в этой отрасли.

Крупяной рынок Новосибирска достаточно спокоен, все основные продавцы известны: это порядка шести местных: «Сибирские закрома», «Агромастер», «Монси», «Привоз», «Новосибирский мелькомбинат №1», «Пассим ТФ» и 4 федеральные компании «Увелка», «Мистраль», «Ангстрем», «Макфа».

На рынке имеется тенденция увеличения числа компаний, занимающихся фасовкой и реализацией круп. В последнее время исконно макаронные предприятия также начинают заниматься фасовкой круп. Покупателю сегодня есть из чего выбирать. И здесь главными составляющими успеха являются вопросы ассортимента и качества продукции.

На сегодняшний день компания «Пассим ТФ» вышла на ведущие позиции рынка макаронных изделий. Доля компании «Пассим ТФ» на рынке круп г.Новосибирска составляет 25%, на рынке макарон 15%. Комплекс производит свою продукцию из наилучших твердых сортов пшеницы, выращиваемой в Казахстане.

Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, дейст­вующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе 'финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельно­сти, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития.[7]

В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно предста­вить как совокупность пяти групп факторов (табл. 2), каждая из кото­рых включает десятки конкретных факторов. Комбинация их индивиду­альна для каждого предприятия и зависит от особенностей производимой продукции, величины предприятия, а также внешних условий его функ­ционирования. Значимость отдельных факторов тоже различается для разных предприятий.

Таблица 2

Внутренние факторы формирования бизнес-среды предприятия


Конкурентная позиция предприятия

Цель деятельности (миссия)


Традиция, репутация, имидж


Квалификация руководства и сотрудников


Доля рынка и стадия жизненного цикла

Принципы деятельности

Форма собственности


Организационная структура управления


Инновационная деятельность


Организация производства


Адаптивность


Форма специализации


Концентрация производства


Диверсификация производства

Ресурсы и их использование

Прогрессивность средств и методов про-


изводства


Длительность производственного цикла


Уровень производственных запасов


Оборачиваемость средств

Маркетинговые стратегия и политика

Сегментация рынка (соотношение массовых


и целевых рынков сбыта, рыночные окна и ниши


Товарная политика


Ценовая политика


Сбытовая политика


Коммуникационная политика


Стратегические цели и прогнозирование сбыта

Финансовый менеджмент

Структура баланса


Платежеспособность


Ликвидность


Соотношение собственных  и  заемных средств


Стоимость капитала


Структура имущества


Инвестиционная привлекательность


Доход на акцию


Уровень прибыли и рентабельности



Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством.

Общая численность ООО «Пассим ТФ» составляет 250 человек, 34 (13,6%) из которых представляют офисные работников (рис.3)

Организационная структура ООО «Пассим ТФ» обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.


 










Рисунок 3. Структура офисных работников ООО «Пассим ТФ»


Содержание выполняемых функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, регламентируют должностные инструкции и положения об отделах, ключевые моменты которых следующие:

·        генеральный директор - руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

·        финансовый директор - организует управление движением финансовых ресурсов организации и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, Обеспечивает разработку финансовой стратегии организации и его финансовую устойчивость. Организует рекламную деятельность. Определяет источники финансирования торгово-производственной деятельности предприятия. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность организации.

·        заместитель генерального директора – организует материально-техническое обеспечение и товарные запасы.

·        бухгалтерия - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

·        отдел кадров - организует работу с персоналом, обеспечивает укомплектование организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Ведет табельный учет фактического времени пребывания работников, осуществляет контроль за их своевременной явкой на работу и уходом с работы, нахождением на рабочих местах.

·        отдел АХО – осуществляет   хозяйственное обслуживание компании, и ее подразделений. Обеспечивает сохранность хозяйственного  инвентаря, его  восстановление  и  пополнение,  а  также  соблюдение  чистоты  в  помещениях  и  на  прилегающей   территории.  Следит  за   состоянием помещений и принимает меры по своевременному их ремонту. Обеспечивает работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода.

·        отдел рекламы организует   работу   по  рекламированию продукции с целью  продвижения на рынки  сбыта, информируя  потребителей о  преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых товаров. Осуществляет планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний. Разрабатывает  планы рекламных  мероприятий  и определяет  затраты на  их проведение. Участвует  в   формировании   рекламной  стратегии.   Осуществляет выбор  форм  и методов  рекламы в  средствах массовой  информации, их  текстового,  цветового и музыкального оформления. Определяет конкретных  носителей рекламы (газеты, журналы,  рекламные ролики и  др.) и их  оптимальное сочетание.  Изучает  рынок  сбыта  и  покупательский  спрос  с  целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы.  Организует изучение  потребностей   покупателей   и  определяет   направленность проведения  рекламных  кампаний. 

·        отдел логистики - организует  обеспечение  компании необходимыми  для  его  производственной  деятельности  материальными  ресурсами требуемого качества и их рациональное использование Обеспечивает    подготовку    заключения    договоров  с поставщиками,  согласование  условий   и  сроков  поставок. Обеспечивает  доставку   материальных  ресурсов   в  соответствии   с  предусмотренными  в  договорах   сроками,  контроль  их   количества,  качества  и   комплектности  и   хранение  на   складах  предприятия.  Руководит  разработкой  стандартов   предприятия  по  материально   - техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных    нормативов    производственных   (складских)  запасов материальных ресурсов.  Обеспечивает контроль  за состоянием  запасов материалов  и  комплектующих   изделий,  оперативным   регулированием производственных  запасов  в компании,  соблюдением  лимитов  на отпуск  материальных  ресурсов  и  их  расходованием в подразделениях по прямому назначению. Организует работу складского хозяйства, принимает меры по  соблюдению необходимых    условий    хранения.    Организует  учет  движения  материальных  ресурсов на складах компании,  принимает участие  в проведении  инвентаризации материальных   ценностей.  

·        торговый отдел организует сбыт продукции, ее  поставку потребителям в  сроки и объеме  в  соответствии  с  заказами  и  заключенными  договорами.  Проведение  маркетинговых   исследований   по   изучению   спроса   на  продукцию компании, перспектив развития рынков сбыта. Обеспечивает контроль выполнения    подразделениями    предприятия    заказов,   договорных обязательств,  состояние  запасов   готовой  продукции  на   складах. Организует    приемку    готовой    продукции    от  производственных подразделений  на  склады,  рациональное  хранение  и  подготовку   к отправке  потребителям,   определение   потребности  в   транспортных средствах,  механизированных  погрузочных  средствах,  таре и рабочей силе  для  отгрузки  готовой  продукции. Организует оптовую торговлю выпускаемой  продукции. Принимает  меры по обеспечению  своевременного поступления  средств за  реализованную продукцию.

Остальной персонал компании в количестве 216 человек трудится в производственном цехе и на складах компании.

Компания «Пассим ТФ» является одной из крупнейших крупяных фирм РФ, имеет в своей собственности: офис в центре Новосибирска, сеть складских комплексов в городе и области, автопарк и цех по фасовке сыпучих продуктов (до 2000т в месяц), завод по переработке сельскохозяйственной продукции, собственное рекламное агентство.

Компания ООО «Пассим ТФ» представляет собой мощный производственно-технический комплекс общей площадью 3060 кв., состоящий из:

·        производственного цеха площадью 600 кв. м;

·        склада готовой продукции площадью 1200 кв. м;

·        склада сырья и материалов площадью 800 кв. м;

·        бытовых помещений площадью 200 кв. м;

·        административное помещение площадью 260 кв. м.

На балансе компании числятся три легковых автомобиля общей стоимостью 750 тыс. руб., два автомобиля марки «ГАЗель» общей стоимостью 440 тыс. руб., два грузовых автомобиля марки «МАЗ» с полуприцепами на 18 тн общей стоимостью 820 тыс. руб..

На складах установлены 5 фасовочных автоматов для расфасовки крупяных и макаронных изделий. Погрузка продукции и разгрузка сырья осуществляется при помощи 3 погрузчиков и двух дизельных кар.

Реклама, как известно, двигатель торговли. И компания «Пассим ТФ» успешно осуществляет рекламную деятельность по продвижению своей продукции.

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация  о  физическом  или  юридическом  лице,  товарах,  идеях и начинаниях   (рекламная   информация),   которая   предназначена  для неопределенного  круга  лиц  и  призвана формировать или поддерживать интерес  к  этим  физическому,  юридическому  лицу,  товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Компания «Пассим ТФ» применяет следующие виды реклам:

-         реклама в местах продажи – разновидность рекламы, которую можно разделить в целом на два вида: витрины магазинов и внутримагазинные экспозиции на прилавках и стеллажах;

-         реклама информативная – реклама, создающая первичный спрос и информирующая потребителя о существовании товара, его свойствах;

-         реклама марки – рекламная деятельность с целью долговременного выделения, запоминания конкретной товарной марки «Пассим», «Султан»;

-         реклама на сферу торговли – разновидность рекламы, адресованной розничным и оптовым продавцам, которая осуществляется с помощью прямой почтовой рассылки, а также в специализированных журналах;

-         реклама на транспорте – разновидность рекламы, ориентированная на людей, которые пользуются общественным транспортом. Реклама на транспорте размещается в виде внутрисалонных рекламных планшетов и постеров в общественном транспорте.

Распространение    рекламы    на    транспортных  средствах осуществляется на основании  договоров с собственниками  транспортных средств или  с лицами,  обладающими вещными  правами на  транспортные средства.

Кроме того, применяется социальная реклама в виде благотворительной помощи детскому дому №1.

Продажи продукции осуществляются в сети «Холидей-классик»:

1)    Рис 32% (круглозерный – 19%, длиннозерный – 13%).

2)    Гречка 14% (ядрица –9%, продел – 5%)

3)    Горох – 11% (целый – 3%, колотый – 8%).

В работе с покупателями компания применяет гибкую систему скидок и бонусов. При заключении дилерского договора клиент получает фиксированную скидку. Помимо нее существуют дополнительные скидки, которые зависят от разных факторов: условий оплаты, количества заказанной продукции и тд. Дополнительные скидки, а также условия оплаты оговариваются отдельно. Дополнительные скидки распространяются и на тех клиентов, кто не подписал дилерский договор.

Кроме скидок, во взаимоотношениях с клиентами компания «Пассим ТФ» применяет систему бонусов.

Бонусы - это денежные средства, которые компания выплачивает только тем клиентам, с которыми заключен дилерский договор. Они выплачиваются при выполнении дилерами определенных условий: минимально оговоренный в договоре и выбранный объем продукции, заказ на полный ассортимент торговой марки, предварительное согласование на месяц вперед планов продаж, составление дилером отчетов о движении товара. По желанию дилера бонус может не выплачиваться, а засчитываться при следующей поставке. Поставка продукции в пределах Российской Федерации осуществляется бесплатно. Компания самостоятельно оплачивает ж/д тариф на условиях франко-вагон до станции получателя. Поставки осуществляются автотранспортом в близлежащие регионы, а вагонами и контейнерами в любую точку РФ.

География поставок – рынки Сибири, Дальнего Востока, Урала, Европейской части России.

Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово - хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах.

Говоря о ceгодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недос­татки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения даль­нейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возмож­ностей и угроз.

SWOT-метод был разработан американскими экономистами и называется так по первым буквам английских слов, составляющих основное со­держание анализа (Strength -достоинство, Weakness - недостаток, Oppor-tunities - возможность, Threat - угроза). Использование SWOT-анализа для комплексной оценки рыночного положения и перспектив деятельности рассмотрим на примере ООО «Пассим ТФ» (табл. 3).

Таблица 3

Преимущества

Возможности

  1. Офис в центре города, сеть складских комплексов, автопарк, цех  по фасовке сыпучих продуктов, завод по переработке сельскохозяйственной продукции, собственное рекламное агентство.
  2. Мощная производственная база, наличие современного оборудования и применение современных технологий для изготовления и расфасовки продукции.
  3. Применение гибких систем скидок и бонусов
  4. Широкая география поставок
  1. Расширение географии поставок, выход на международный рынок крупяных изделий
  2. Заключение долгосрочных контрактов
  3. Внедрение новейших современных технологий при производстве и расфасовке продукции
  4. Применение современных рекламных технологий для расширения рынка сбыта продукции

Недостатки

Угрозы

  1. Отсутствие единой концепции продаж
  2. Отсутствие обоснованной маркетинговой концепции, ориентированной на конечного потребителя
  3. Единообразие продукции
  4. Ценообразование по принципу «торг уместен»
  1. Зависимость урожая от погодных условий
  2. Снижение покупательского спроса на крупяные изделия
  3. Неэффективное использование производственно-складского комплекса

2.2 Анализ динамики и структуры источников формирования доходов ООО «Пассим ТФ»


Основной доход компания «Пассим ТФ» получает от реализации собственной  продукции – крупяных изделия (табл.4). При этом имеется положительная динамика доходов от обоих видов деятельности. В 2004 году по отношению к 2003 году доход от реализации продукции увеличился на 82 769 тыс. руб. при росте 102,35%, доход от участия в других организациях увеличился на 163 623 тыс. руб. при росте 137,5%. 

Таблица 4

Анализ доходов ООО «Пассим ТФ за период 2003-2004 гг.


Вид доходов

2203 год

2004 год

Изменения к 2003 г.

 

 

 

тыс. руб.

%

Доход от реализации продукции

3 520 324

3 603 093

82 769

102,35

Доход от участия в других организациях

436 301

599 924

163 623

137,50

Итого доходов

3 956 625

4 203 017

246 392

106,23


Из таблицы 4 видно, что темп роста доходов от участия в других организациях превышает темп роста доходов от основного вида деятельности на 35,15% (137,5-102,35).

В структуре доходов преобладают доходы от основного вида деятельности – изготовление и реализация крупяных изделий. Удельный вес доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов составил в 2003 году 89%, в 2004 году 86% (рис. 4). Снижение доходов от основного вида деятельности на 3% (86-89) в общей структуре доходов в 2004 году произошло за счет роста дохода от участия в других организациях.


Рисунок 4. Структура доходов ООО «Пассим ТФ» за 2003-2004 гг.


2.3 Анализ формирования финансового результата


Анализ формирования финансового результат ООО «Пассим ТФ» проведем по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1). С целью облегчения расчетов анализ целесообразно проводить в электронных таблицах (Табл. 5)

Таблица 5

Анализ динамики показателей прибыли ООО «Пассим ТФ»


Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2003

2004

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2003 год

2004 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

010

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

020

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

029

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

030

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

040

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Прибыль (убыток) от продаж

050

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

060

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате

070

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

080

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы

090

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

100

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы

120

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы

130

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7



Анализируя полученные расчеты в таблице 4 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2004 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».


2.4 Анализ показателей рентабельности и факторов изменения их уровня


Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает компания рассчитаем коэффициенты рентабельности (табл. 6)

Таблица 6

Динамика коэффициентов рентабельности ООО «Пассим ТФ»

за 2003-2004 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2003 год

2004 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

стр.010-стр.020

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж (стр.029/стр.010)

 

 

 

Коэффициент общей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности

(стр.190/стр.010)

 

 

 

Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

собственного капитала

 III баланса

 

 

 



Как видно из таблицы 6, компания «Пассим ТФ» очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2004 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности[8]

Анализ рентабельности и деловой активности проводится посредством расчета коэффициентов оборачиваемости и рентабельности (табл.7)

Таблица 7

Анализ рентабельности и деловой активности ООО «Пассим ТФ» за 2004 год


Наименование коэффициента

Порядок расчета

Расчетная величина


На начало года


На конец года

Рентабельность продаж

Прибыль / Выручка от продаж

575324 / 3520324 = 0,16

653409/ 3603093 = 0,18

Рентабельность капитала

Прибыль / Валюта баланса

594760 / 1190816 = 0,50

779476 / 1383803 = 0,56

Рентабельность внеоборотных активов

Прибыль / Итог раздела I баланса

594760 / 4651 = 127,9

779476/ 6870 = 113,5

Рентабельность собственного капитала

Прибыль / Итог раздела III баланса

594760 / 1124760 = 0,53

779476 / 1309476 = 0,60

Оборачиваемость собственного капитала

Выручка от реализации / Итог раздела III баланса

3520324 / 1124760 = 3,13

3603093 / 1309476 = 2,75



Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост коэффициента с 0,16 до 0,18 может означать либо рост цен при постоянных затратах, либо снижение затрат на осуществление хозяйственной деятельности при постоянных ценах. Думается, в данном случае имеет место и то, и другое.

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Рост данного коэффициента с 0,5 до 0,56 означает о росте спроса на продукцию предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величину прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Снижение данного коэффициента с 127,9 до 113,5 показывает о снижении величины прибыли на единицу стоимости средств.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Рост данного коэффициента с 0,53 до 0,60 свидетельствует об эффективном использовании собственного капитала.

Оборачиваемость собственного капитала отражает скорость оборота собственного капитала предприятия. Снижение данного показателя с 3,13 до 2,75 отражает тенденцию к бездействию части собственных средств. Данная ситуация объясняется социальной миссией, которую осуществляет ООО «Пассим ТФ».

3. Прогноз доходов и прибыли предприятия

3.1 Методы прогнозирования доходов и финансовых результатов


Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предприни­мательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснован­ным - это позволит осуществлять своевременное и полное финанси­рование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них — метод прямого счета  и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в органи­зациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как раз­ница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и нало­га с продаж.

Расчет ведется по формуле:[9]

П = (ВхЦ)-(ВхС),

где    П -  плановая прибыль, руб.;

В -   выпуск товарной продукции в плановом периоде в нату­ральном выражении;

Ц -  цена за единицу продукции (за вычетом налогов), руб.; С —   полная себестоимость единицы продукции, руб.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной се­бестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на скла­де и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как допол­нение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преиму­щество этого метода состоит в том, что он позволяет определить вли­яние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравни­мой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим мето­дом состоит из трех последовательных этапов:

- определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость срав­нимой товарной продукции за тот же период;

- исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

- учет влияния на плановую прибыль различных факторов: сниже­ния (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце от­четного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV кв.).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уров­нем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истек­шего года имели место изменения цен или ставок НДС и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определе­нии ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 ок­тября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабель­ности и планируемого объема товарной продукции по себестоимос­ти отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора - изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от ба­зового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влия­ние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расче­та плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая при­быль определяется как общая сумма без выявления конкретных при­чин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявля­ются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе ва­ловой прибыли, как уже отмечено, учитывается прибыль от реализа­ции прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также плани­руемые доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планиру­ется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности про­шлого года.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется как правило, на основе опыта прошлых лет.

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.


3.2 Резервы увеличения доходов и повышения рентабельности предприятия


Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повы­шение качества товарной продукции, реализация ее на более выгод­ных рынках сбыта и т.д. (рис. 5).[10]


 










Рисунок 5. Основные направления поисков резервов увеличения прибыли от реализации продукции


Рассчитаем резерв суммы прибыли для компании ООО «Пассим ТФ» на 2005 год:

Сумма выручки от продажи продукции составит произведение суммы выручки за 2004 год на темп роста:

3 603 093*102,35% = 3 687 765 тыс. руб.

Себестоимость продукции составит как произведение себестоимости 2004 г. на темп роста:

2 949 684 * 100,2% = 2 955 583 тыс. руб.

Валовая прибыль от реализации продукции составит:

3 687 765-2 955 583 = 732 182 тыс. руб.

На прибыль от реализации продаж оказывают влияние коммерческие и управленческие расходы, поэтому определим резерв по этим видам расходов.

Коммерческие расходы на 2005 год определим как произведение суммы коммерческих расходов в 2004 году, умноженной на темп роста:

122302*(100-0,7)% = 121348 тыс. руб.

Управленческие расходы на 2005 год определим как произведение суммы управленческих расходов в 2004 году, умноженной на темп роста:

105405*(100-0,5)% = 100662 тыс. руб.

Тогда прибыль от продаж составит:

732182-121348-100662 = 510172 тыс. руб.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельно­сти продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

Рентабельность продукции составит:

732 182 / 3 687 765*100 = 19,85%

Заключение


Актуальность темы данной работы обусловлена ролью прибыли в деятельности хозяйствующего субъекта. Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Для того, чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.

Поэтому, актуальным вопросом является анализ финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности предприятия, так как именно в системе показателей финансовых результатов получают свою законченную денежную оценку различные стороны финансово-хозяйственной деятельности коммерческой фирмы.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать новых форм хозяйствования.

В ходе выполнения работы были изучены методы анализа доходов, прибыли и рентабельности, рассмотрены теоретические аспекты формирования доходов предприятия, проведен анализ доходов прибыли и рентабельности компании ООО «Пассим ТФ», изучены методы прогнозирования доходов и финансовых результатов, что соответствует поставленной цели и задачам. При этом было установлено, сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое положение.

В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является – получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности.

Список литературы



1.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов – на – Дону. Феникс, 2003.

2.     Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: Финансы и статистика, 2002.

3.     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003

4.     Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004.

5.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:Проспект, 2004.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

7.     Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001

8.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2004

9.     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003

10.                       Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003




[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 95

[2] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003. – с. 99.

[3] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 213

[4]Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 133

[5] Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166

[6] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:Проспект, 2004. – с. 371

[7] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:Проспект, 2004. – с. 372

[8] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 99

[9]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 226

[10] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 111