Содержание
Введение. 3
Глава 1. Элементы профессионального имиджа делового человека. 7
1.1 Стиль как форма облика делового человека. 7
1.2 Одежда и аксессуары делового человека. 8
Глава 2. Влияние внешнего облика на имидж делового человека. Правила внешнего вида. 18
2.1. Формирование внешнего облика делового человека. 18
2.2 Деловой имидж в не официальной обстановке. 30
Глава 3 Анализ прессы, направленный на изучения внешнего облика делового человека. 33
Резюме. 38
Список литературы.. 42
Введение
Многие из нас никогда не задумывались о том. что такое “деловой человек”. Попросите кого-нибудь из Ваших знакомых дать точное и полное определение этому понятию, и Вы увидите, что большинство людей затруднятся ответить на этот, казалось бы, простой вопрос.
Но если Вы спросите о том, как должен выглядеть деловой человек, то подавляющее число ответов будет начинаться так: “Это человек в костюме”. Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятный, подтянутый вид, и многие другие факторы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его внешности практически единодушно и без запинки будет назван костюм.
И это действительно так. Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда настоящих бизнесменов – это, несомненно, костюм. Можно с уверенностью сказать, что он стал “рабочей одеждой” делового человека. В нем деловые люди садятся за стол переговоров, наносят визиты, в нем принято ходить в ресторан, и так далее – всего не перечислить!
Актуальность данной темы заключается в том, что костюм – это “визитная карточка” человека. Ведь, прежде всего, смотрят, как человек одет. Очень часто первое впечатление надолго остается в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрегать своим внешним видом – непростительная ошибка. Вам трудно будет изменять тот образ, который создался у человека при первом знакомстве с Вами. Например, аккуратность и подтянутость в одежде очень часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. И, наоборот, расхлябанность – синоним суетливости, забывчивости, то есть качеств, которые в общении с людьми принято расценивать негативно.
А ведь неправильно подобранный галстук или сорочка (даже при том условии, что узел галстука повязан отлично, а сорочка прекрасно выглажена) способны внести разнобой в общий стиль костюма, и одежда будет выглядеть хаотично. Стоит об этом задуматься!
Здесь необходимо сделать некоторое отступление для того, чтобы пояснить правила носки костюма и некоторые критерии их подбора.
Заметьте, что в нашей стране длительное время ношение галстука или костюма считалось прерогативой крупных чиновников партаппарата и высших начальников. (Если костюм надевался человеком попроще, то это считалось чуть ли не зазорным; нередко их презрительно называли “интеллигент”, “буржуй”.
Даже сейчас, когда костюмы носят относительно большое количество людей, нередко употребляются уменьшительно-ласкательные формы слов “костюм” и “галстук”. Очень часто можно услышать ироничное – в “костюмчике” (так и хочется прибавить – “типчик в костюмчике”), не менее редок оборот – “ты сегодня при галстуке”.
Подобное отношение к костюму было сформировано несколькими поколениями, которые относились к этому виду одежды с недоверием, а зачастую просто его никогда не носили. Потребности в костюме не возникало, жизнь к этому не принуждала, а “ходить при галстуке” по собственной инициативе не имело никакого смысла.
Поэтому сформировавшееся мнение, будто костюм – “ненашенская” одежда, и практически полное отсутствие литературы о том, как нужно правильно носить костюм, определили в нашей стране поистине удивительное отношение к костюмам и к принципам их носки. Галстук одевается любой (лишь бы был), зачастую под настроение; спортивная обувь в сочетании с пиджаком – явление нередкое; костюм без галстука – в этом некоторые даже видят особый шик. На сорочке при этом расстегиваются две верхние пуговицы – считается, что это вид отдыхающего и расслабленного человека. В общем, всего не перечислить.
Ломая ложные стереотипы, хотелось бы рассмотреть все аспекты и правила ношения костюма, начиная с самых элементарных и общих принципов и заканчивая стандартами, принятыми сейчас в большинстве развитых стран. Отдельно необходимо затронуть вопрос о моде и о том, какое влияние она оказывает на такой достаточно консервативный тип одежды, как костюм.
Не удивляйтесь, если некоторые приведенные здесь истины покажутся вам азбучными – ведь есть люди, которые этого не знают!
Нормы, которых стоит придерживаться, расположены как бы в порядке “усложнения” – от самых простых правил, которые относятся в целом ко всему костюму, до его деталей – галстука, сорочки и т. д. Для того, чтобы легче было пользоваться этим разделом книги в качестве повседневного пособия, они пронумерованы.
Многие из этих правил касаются костюмов, которые носятся повседневно, в рабочей обстановке. То, что предлагает мода, зачастую может идти в разрез с этими постулатами, а иногда и прямо противоречить им. К разговору о моде деловых костюмов мы еще вернемся и отметим наиболее существенные моменты. Пока необходимо лишь заметить, что деловой костюм – вещь очень консервативная. Мода в большинстве своем касается таких “ответвлений”, как, например, спортивные пиджаки, парадные костюмы.
Совершенно очевидно, что успех приходит к тем людям, которые обладают не только профессиональной компетентностью, обширными правовыми знаниями, высоким интеллектом, но имеют определенный имидж.
Объектом исследования является рассмотрение элементов внешнего облика делового деловой человека
Предметом исследования является исследование влияния внешнего облика на имидж делового человека, а также рассмотрение правил, способствующие улучшению внешнего облика делового человека.
Методом исследования является контент-анализ.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей внешнего облика делового человека.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Рассмотрение элементов профессионального имиджа делового человека;
2. Влияние внешнего облика на имидж делового человека, а также установление правил для формирования имиджа делового человека.
3. проведение контент-анализа, направленного на изучение внешнего облика делового человека
Глава 1. Элементы профессионального имиджа делового человека
1.1 Стиль как форма облика делового человека
Стиль – как известно, это единство основных идейно- художественных особенностей какого-либо произведения искусства или отличительных черт человека, которых он придерживается как в одежде, так и в поведении.
Однако каждый понимает под этим определением что-то свое, близкое только ему. Существует великое множество стилей, но не все они будут подходить мужчине VIP для создания своего, неповторимого имиджа. А ведь мнение о вас складывается из множества мелочей. Поэтому мужчина VIP должен всегда оставаться на высоте, не забывая, что каждый его шаг может стать решающим.[1]
Один из основных стилей в вашей одежде и жизни деловой, или классический. Он настолько давно существует, что кажется, само понятие стиля пошло именно от людей, одевающихся по определенным правилам и ведущих определенный образ жизни. Зародился он в Великобритании – стране утонченных манер и строгого этикета.
С течением времени форма одежды, манеры, нормы поведения, то есть все, что является показателем какого-либо стиля, постепенно трансформировалось, принимая знакомые вам очертания. Человеческое общество разграничило роды деятельности, определило нормы и правила поведения, а также соответствующую манеру одеваться. И только затем начала развиваться мода в соответствии с каждым из выделенных стилей. И сейчас стиль в одежде, имидж человека определяется в первую очередь родом занятий и его внутренним миром.
Основу делового внешнего облика в современном варианте составляет своеобразный синтез двух эпох. Из того времени, которое сейчас действительно можно назвать классическим, образ делового мужчины получил незыблемую нравственную основу и качества, относящиеся к разряду истинных ценностей. Основная черта делового мужчины, которую выделяли во все времена, - умение держать любую ситуацию под контролем, спокойная уверенность в себе, не допускающая грубости или низкопошибного сленга в общении.
Основываясь на этих чертах, создается не только стиль одежды, но и модель поведения делового человека. Постоянные спутники уверенности – это честность и принципиальность. Для делового человека они имеют гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Это зависит от того, что основной капитал мужчины VIP не на его банковском счету, а имени и репутации.
Как известно, большая часть человечества доверяет респектабельным, солидным людям. Деловому человеку просто необходимо создать такой имидж, который с первого момента знакомства располагал бы к себе окружающих. Всем этим требованиям отвечает классический стиль в одежде, манере поведения, речи.
В сочетании с твердостью характера это, пожалуй, самый выигрышный стиль из всех возможных. Так как классический стиль охватывает практически все перспективные сферы жизнедеятельности, он не утрачивает своей популярности не только десятилетия, но и века. Конечно, со времени его зарождения стиль стал более демократичным, раскрепощенным, впрочем, как и сам мир. Тот классический стиль, который существует сейчас, на основе лучшего старого сформировал новый, более свободный образ делового человека конца XX и начала XXI веков.
1.2 Одежда и аксессуары делового человека
Внешний облик любого человека начинается с правильно выбранной одежды. Она - своеобразная визитная карточка, которая указывает, кто этот человек, каковы его вкусы, достаток, жизненные ценности. Не случайно, поэтому столь актуально поговорка: «Встречают по одежке, а провожаю по уму». Любая одежда демонстрирует ваше отношение к окружающим, а, следовательно, создает о вас то или иное мнение. Кроме того, одежда может служить и показателем отношения человека к самому себе. Чем серьезнее и тщательнее вы будете продумывать, как вам стоит одеться по тому или иному случаю, тем выгоднее будете выглядеть в глазах окружающих.
«В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество».[2]
Деловому мужчине подходит только классический стиль, характеризующийся строгостью, консерватизмом и преобладанием холодных и темных тонов в гардеробе. Несмотря на то, что в наше время мода очень демократична, классический стиль претерпевает, пожалуй, меньше всего изменений и сохраняет свои положительные основные черты.
Костюм
Основной компонент классического стиля для мужчины – это, конечно же, костюм строгого покроя с минимум декоративных деталей. Наиболее распространены два вида мужских костюмов – это так называемые двойки, состоящие из пиджака и брюк, и тройки, состоящие из пиджака и брюк, и тройки, дополненные жилетом. Подобный костюм идеально подойдет для вашей повседневной деятельности – деловых встреч и совещаний в официальной обстановке.
Пиджак должен быть идеально подогнан по фигуре, длина рукава должна доходить до основания большого пальца, воротник у классического пиджака обязательно «английский». Такой пиджак может быть одно- и двубортным, то есть пуговицы на нем могут располагаться как с одной стороны, так и с двух.
Силуэт классического костюма должен в идеале повторять фигуру человека, его носящего. Поэтому обеспеченные люди, заботящиеся о своем имидже, предпочитают шить костюмы на заказ в престижных ателье, где работают профессионалы. Вы можете заказать костюм высококвалифицированного портного, который сошьет вам костюм так, чтобы он полностью соответствовал вашей фигуре, подчеркивая ее достоинства и скрывая недостатки.
Костюм делового мужчины обязательно должен быть строгим, чтобы тем самым демонстрировать серьезное отношение человека к делу. Однако вы можете позволить себе и чуть более радикальный покрой. Воротник пиджака может быть немного более открытым, а лацканы – более рельефной формы, чем в традиционном классическом пиджаке. Ткань можно выбрать набивную, с мелким, не бросающимся в глаза рисунком.
Стиль требует, чтобы все детали костюма были выдержаны в одной цветовой гамме: пиджак, брюки и жилет должны быть одного цвета и из одинакового материала или материалов одной фактуры.
Ткани
Для мужского костюма лучше подойдет ткань, состоящая на 100% из шерсти (особенно шерстяной габардин). При покупке костюма необходимо обязательно помять ткань в руке, чтобы определить, насколько он мнется. Осторожно сожмите материал двумя руками, как будто вы его выжимаете. Если после этого он останется мятым, то подумайте, прежде чем купить этот костюм. На дневном совещании костюм должен выглядеть таким же выглаженным, как и утром, когда вы его только что надели.
Рубашки
В соответствии с цветом костюма подбирается и рубашка. Для серого, светло-голубого, синего костюмов подходят рубашки белого, светло-голубого, светло-голубого, серого цветов. Если костюм однотонный, рубашка может быть в мелкую полоску или малозаметную клетку. Если костюм бежевого, коричневого или кирпичного цвета, для него лучше всего подобрать белую или бежевую рубашку. Сочетание черного костюма и белой рубашки считается истинно классическим и является как праздничным, так и повседневным ансамблем. Итак, основное условие классического стиля в одежде – рубашка должна быть на тон светлее пиджака.
Рубашки
классического стиля изготавливаются из тонких, высококачественных тканей: это
может быть хлопок (вариант «на каждый день») или шелк («праздничный» вариант).
Не стоит надевать под классический костюм рубашки из трикотажных, шерстяных и
других плотных тканей. Для делового костюма лучше подбирать рубашку с номером
воротника на размер больше, чтобы без проблем можно было носить галстук. Рукава
рубашки должны быть на
Брюки
Брюки должны быть обязательно прямого покроя и такой длины, чтобы на ботинки они спускались небольшой складкой. Несколько складок на брюках классического покроя делается и у пояса. Одной из черт костюма преуспевающего делового мужчины являются идеально отглаженные брюки с ровными стрелочками по центру каждой штанины.
Галстуки
В
гардеробе уважающего себя элегантного мужчины должно быть не менее десяти
галстуков. Для галстука важна ширина. Сегодня ширина галстука должна быть 7-
рисунок должен равномерно распределяться по всей длине галстука;
нити ткани должны располагаться не вертикально или горизонтально по отношению к оси галстука, а под углом 450 .
Подтяжки
Американцы обычно называют их “suspenders”, англичане - “braces”. Сейчас английское название все чаще употребляется в США. Если выносите подтяжки (как бы они ни назывались), то помните, что галстук должен доставать до пояса брюк. Если вы для своего гардероба выбрали подтяжки, то лучше, чтобы они пристегивались на пуговицы, а не крепились зажимами.
Носки
Цвет носков ранее подбирали так, чтобы он сочетался с цветом галстука. Сейчас же их подбирают к брюкам и ботинкам. Носки должны быть длинными и на один тон светлее или темнее брюк.
Обувь
Большие требования классический стиль предъявляет и к обуви мужчины VIP. Обувь классического стиля отличается строгостью, однотонностью и полным отсутствием украшений. Непозволительны крупные блестящие пряжки, металлические или пластиковые цветные вставки. Ботинки или туфли классического стиля должны быть на тонкой подошве. Обувь необходимо подбирать под цвет костюма – либо того же тона, либо на тон темнее. К костюмам темных цветов подойдет исключительно черная или, на крайний случай, темно-коричневая обувь. К костюмам из светлых тканей подбирается обувь, сочетающаяся с цветом костюма. Например, для серого костюма можно выбрать серую или темно-серую обувь. Для кремового лучше всего подойдет кремового или красно - кирпичного цвета обувь.
Важность аксессуаров
Когда женщина желает узнать о достатке и социальном положении мужчины, она опускает глаза с его воодушевленного знакомством лица на обувь. Если на его ногах красуются белоснежные кроссовки, то, скорее всего он более склонен к путешествиям, подвижному образу жизни. Если мужчина даже осенью ходит в летних туфлях, то он, скорее всего либо беден, либо ездит на дорогой машине. Чтобы определиться с окончательным выводом, нужно посмотреть, есть ли у него часы и, если есть, какие. А если у вашего избранника есть и дорогая обувь, явно не предназначенная для поездок в общественном транспорте, и часы известной фирмы, и даже галстук, то вы можете без лишних размышлений отнести его к разряду респектабельных и обеспеченных людей.
Однако даже такому солидному «щеголю» далеко до настоящего мужчины, мужчины VIP. Часы, галстук, дорогие туфли или ботинки – все это должно быть не просто дорогим, а суперстильным, ультрасовременным и в то же время строгим.
Добившись высокого положения, каждый мужчина VIP вынужден учиться тому, о чем раньше даже не задумывался: азбуке мужского гардероба. Американские эксперты утверждают, что главное в облике современного бизнесмена, а также общественного и политического деятеля (помимо, конечно, дорогого и хорошо сидящего костюма) – аксессуары.
Мужская элегантность – это не только вопрос интуиции. Нужно освоить некоторые непреложные истины. Это женщины могут позволить себе наряжаться, следуя не столько определенным законам, сколько разыгравшейся фантазии. А мужчина, тем более, если он – VIP, решая, что надеть (и что к надетому добавить), просто обязан руководствоваться определенными правилами.
Самое важное из них: одежда и аксессуары должны соответствовать месту и времени. Как известно, основное в мужском гардеробе – костюм. У каждого мужчины должно быть несколько костюмов. Прежде чем остановить свой выбор на одном из них, посмотрите … на часы[3]
Часы
Чем ближе к вечеру и официальнее обстановка, тем более темным должен быть костюм. В этом случае уместными считаются броские, блестящие и яркие аксессуары: часы с браслетом необычной формы; красивые и дорогие запонки; остроносые туфли с оригинальной отделкой и фурнитурой вместо привычных ботинок и т.д.
Часы, к примеру – «Меркюри» (фирма «Таймекс») или «Тэнк» (фирма «Картье»). Однако если предпочтение отдается отечественной марки, то можете остановить выбор на каких угодно моделях. Главное, чтобы они отвечали двум основным требованиям: не «врали» и не были слишком массивными. В моде классика и старая добрая старина, то есть надежные механические часы в богатом и вместе с тем современном оформлении. К серому костюму для работы больше подойдут часы, запонки и другие аксессуары-украшения в спокойном стиле, например из тусклого металла, с камнями, а также галстук и носовой платок из ткани спокойных оттенков.
Ручка
Ручка, которую вы носите с собой, должна восприниматься как аксессуар. Ручка предпочтительно должна быть чернильной, модель «Дуопол» (фирма «Паркер»).
Головной убор
Шляпа или кепка? Вместе с модой на классику возвращается и самый элегантный головной убор для мужчин – шляпа. Не знаем, рискнет ли VIP-мужчина водрузить ее себе на голову, но вот другой гораздо более экстравагантный убор, по мнению знатоков моды, надо немедленно снять – это обтягивающая шапочка, внешне похожая на элемент верхней рабочей одежды строителей. А надеть можно клетчатые кепки, шляпы ковбойские велюровые, а зимой – шапки меховые, ушанки ягнячьи. Но не стоит забывать, что самым традиционным головным убором классического стиля остается шляпа, цвет которой должен гармонировать с вашим пальто.
Сумки и перчатки
Мужские сумки теперь могут запросто напоминать военные «планшетки» на длинных ремешках. А вместо пухлых громоздких портфелей снова в моде кейсы. Правда, теперь они значительно меньше прежних и болтаются на длинных ремешках. Что же касается неотъемлемой детали мужского гардероба – перчаток, то теперь они элегантнее.
Очки
Следующие на очереди – очки. Они должны быть либо от «Оливер пиплз», либо от Армани, либо от Ральфа Лорена.
Запонки
Как и много лет назад, для уверенного в себе, консервативного мужчины, какими и являются в большинстве своем представители VIP-группы, запонки сегодня по-прежнему актуальны. И, прежде всего для вечернего гардероба. Именно они определяют стиль, подчеркивают утонченность и изысканность мужского туалета.
Следует помнить обязательное требование: запонки непременно должны сочетаться с другими аксессуарами туалета, и, прежде всего с зажимом для галстука. Кстати, чаще всего они так и продаются в магазинах.
Ремень
Теперь о ремне. Можно надеть простой кожаный ремень с металлической пряжкой или ремень из кожи аллигатора. По цвету эта деталь вашего туалета должна сочетаться с ботинками, а пряжка – несильно бросаться в глаза.
Да, у VIP-мужчины обязательно имеется сотовый телефон, портативный компьютер «лэптоп» и электронный «органайзер». Все эти необходимые аксессуары, в соответствии со стилем мужчины VIP, должны быть в изящных чехлах из тонкой кожи.
И еще: обеспечивать солидных клиентов перечисленными выше аксессуарами – весьма выгодное дело. Совокупный годовой оборот этой отрасли составляет в США более 2 млрд. долларов и продолжает расти.
Прически для деловых мужчин
Трудно представить себе VIP-мужчину – солидного, элегантного, излучающего уверенность в себе и создание собственной привлекательности – с растрепанными или, еще хуже, неухоженными (немытыми и давно нестрижеными волосами). Для такого мужчины прическа, как деталь внешнего облика, имеет огромное значение. Она не только подчеркивает его респектабельность и элегантность – черты, которые, в свою очередь, призваны показать, что мужчины VIP привык не жалеть на себя денег, - но и позволяет в случае необходимости менять свой имидж, превращая его из строгого делового в более изысканный и утонченный.
Вопреки устойчивому мнению, количество мужских стрижек и причесок в настоящее время достаточно велико. В этом нетрудно убедиться – стоит только открыть какой-нибудь модный каталог с иллюстрациями причесок и укладок.
Если брать во внимание особенности характера, манеры поведения и образа жизни мужчины VIP, то можно без особого труда понять, почему большинство представителей данного типа предпочитают короткие строгие стрижки. Во-первых, короткие волосы более практичны и удобны, не требуют много времени на укладку и не нуждаются в особом уходе в течение дня. Они быстро высыхают после душа и, даже не слишком чистые, выглядят безупречно. Во-вторых, короткая стрижка, особенно без челки, подчеркивая черты лица, делает его более молодым, открытым и вместе с тем мужественным и солидным.
Итак, выделяем три основных качеств, позволяющих считать короткую строгую стрижку вполне приемлемой для внешности мужчины VIP. Это простота, удобство и элегантность. Независимо от цвета и типа волос, любой мужчина с такой стрижкой будет выглядеть на все сто процентов в любой ситуации: на важном совещании, в банкетном зале или на автостоянке.
Мужчина VIP никогда не …позволит появиться перхоти на своих волосах рискнет сделать стрижку в дешевой придорожной парикмахерской станет отращивать волосы из-за слишком больших или торчащих ушей
Теперь, вооружившись советами и рекомендациями можно приступать к изменению или еще большему усовершенствованию своего внешнего облика. Главное же – помнить, что у настоящего делового мущчины длинными могут быть только ноги и галстук, но никак не волосы. Так что вперед – навстречу новому – строгому и элегантному – имиджу, который поможет вам добиться все новых и новых вершин в бизнесе и личной жизни!
Вывод: необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера - это его визитная карточка.
Совсем необязательно надевать сверхмодный костюм. Важно, чтобы костюм был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать засаленную старую гармошку. Костюм должен быть к месть и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка - обязательно свежей, глаженой, галстук - не кричащим, ботинки - вычищенными. Элегантность делового человека определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов, которые он привез с собой.[4]
Глава 2. Влияние внешнего облика на имидж делового человека. Правила внешнего вида
2.1. Формирование внешнего облика делового человека
Человек, не сумевший создать собственный "имидж" и установить психологический контакт и комфорт со своим начальником, своими подчиненными, зачастую считает себя "неудачником". Он начинает искать новую работу, однако в другом месте может повториться тот же "спектакль", который разыгрывался в предыдущей фирме. Тогда человеку следует задуматься: "Ведь во всех ситуациях есть один и тот же знаменатель - Я сам. Кто является источником моих бед? Я, руководитель, мои профессиональные знания, мои психологические незнания, или что-то другое?"[5].
В этом случае человеку следует обратиться к английской поговорке, которая гласит: "Станьте человеком, о котором можно сказать: "Он сделал себя сам". [6]
Нормы, которых стоит придерживаться, расположены как бы в порядке “усложнения” – от самых простых правил, которые относятся в целом ко всему костюму, до его деталей – галстука, сорочки и т. д. Для того, чтобы легче было пользоваться этим разделом книги в качестве повседневного пособия, они пронумерованы.
Многие из этих правил касаются костюмов, которые носятся повседневно, в рабочей обстановке. То, что предлагает мода, зачастую может идти в разрез с этими постулатами, а иногда и прямо противоречить им. К разговору о моде деловых костюмов мы еще вернемся и отметим наиболее существенные моменты. Пока необходимо лишь заметить, что деловой костюм – вещь очень консервативная. Мода в большинстве своем касается таких “ответвлений”, как, например, спортивные пиджаки, парадные костюмы.
Одевшись по предлагаемым правилам, Вы никогда не будете проигрывать во внешнем виде тем, кто одет “по моде”[7].
Правило 1. Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь.
Дело в том, что это вещи, несовместимые по своему предназначению. Обувь для занятий спортом не может быть использована вместе с одеждой, в которой никто и никогда спортом не занимается. Происходит совмещение несоединимых вещей.
Правило 2. Надев костюм, не берите сумку спортивного типа.
Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке. Если все же возникла необходимость, выберите однотонную сумку, без ярких рисунков и наклеек, желательно темного цвета.
Правило 3. Если Вы надели костюм, всегда одевайте и галстук.
Галстук к костюму необходим. Деловой костюм без галстука не носится. Исключения из этого правила – пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но такие пиджаки практически не используются в деловом общении.
Совершенно недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука. Это все равно, что надеть подтяжки без брюк.
Правило 4. Сорочка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава.
Носить сорочки с короткими рукавами в деловой обстановке не рекомендуется, поскольку считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5–2 сантиметра.
Лучше всего подобрать сорочку, на которой нет нагрудных карманов. Если это невозможно, то по крайней мере желательно, чтобы карман был простым, без клапана, который застегивается на пуговицу. И, конечно, на нем не должно быть никакого рисунка, вышивки или узора, который приемлем в простой сорочке, но недопустим в сорочке, используемой с костюмом.
Правило 5. Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступая из-за его лицевой части.
Наилучший вариант для того, чтобы выступающий конец не был виден – продеть его в петельку, почти всегда имеющуюся на обратной стороне лицевой части галстука. Можно также аккуратно продеть его в сорочку между пуговицами. В этом случае нужно убедиться, что сорочка не топорщится на этом промежутке.
Часто бывает, что галстук слишком большой длины, и затяжной конец выходит из-под лицевой части снизу. Этого также не. стоит допускать, стоит убрать его в сорочку.
Правило 6. Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время.
Это одно из основных правил. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном.
Можно выделить несколько пунктов, которые составляют это правило.
а) Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета костюмов для каждого случая – темно-синий и темно-серый.
б) Не надевайте пестрые или темные сорочки.
в) Подбирайте галстуки не слишком яркие и без броских узоров.
г) Носите носки темных расцветок.
Правило 7. Если Вы не знаете, какие туфли или сорочку выбрать, то предпочтите белую сорочку и черные туфли.
Следуя этому правилу. Вы не ошибетесь в выборе цветовой гаммы. Черную обувь и белую сорочку в принципе можно носить с костюмами любого цвета. Если у Вас есть какие-то сомнения в правильности выбора, знайте: последовав этому правилу, Вы почти наверняка окажетесь в выигрыше.
Правило 8. В завязанном состоянии галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.
Это правило помогает выглядеть максимально элегантно. Галстук, завязанный очень коротко, выглядит смешно, а слишком длинный галстук вносит в костюм несоразмерность. Так что, если Вы уделите немного больше времени для того, чтобы завязать галстук требуемой длины, Вы выиграете гораздо больше, чем если оставите галстук таким, каким он с первого раза “завязался”. Поэтому в последующем при завязывании галстука учитывайте это и старайтесь заранее рассчитать длину галстука.
Правило 9. Ширина галстука должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака.
На этом правиле хотелось бы остановиться поподробнее, чтобы пояснить его связь с модой. Дело в том, что наиболее подверженный прихотям моды элемент делового костюма – это галстук. Мода редко изменяет сам принцип галстука, но довольно часто влияет на его расцветку и ширину.
К модным расцветкам галстука мы вернемся ниже, а о его ширине необходимо поговорить сейчас, поскольку это напрямую связано с нашим правилом.
Ширина галстука периодически изменяется по требованию моды. Эта тенденция заметна довольно отчетливо, если вглядеться в наше недавнее прошлое.
Например, очень часто мы видим на улицах пожилых людей, одетых в пиджак (или костюм) и при галстуке. Но при взгляде на галстук на ум приходит сравнение с “лопатой”!
Да, с точки зрения современной моды этот галстук чудовищен. Но ведь было время, когда такой галстук считался модным.
А пиджак этого человека, заметьте, удивления особого не вызывает. Его все-таки можно носить.
Или другой пример. Вспомните 1987 год, когда на прилавках магазинов появились изделия кооперации, и среди них были галстуки, представлявшие собой тонкую полоску кожзаменителя шириной три– три с половиной сантиметра. Этот галстук не завязывался (узел был склеен) и крепился при помощи растягивающейся резинки. Наибольшее применение он нашел среди молодежи 16–20 лет. Глубоко уверенные, что это и есть мода, молодые люди одевали классический костюм и этот галстук. Несоответствие между шириной галстука и лацканов пиджака бросалось в глаза, но стремление быть модным брало верх.
Поэтому перед тем, как надеть костюм и выбрать галстук, внимательно посмотрите на то, чтобы ширина галстука никоим образом не превышала ширины лацканов, и, соответственно, чтобы галстук не был слишком узким. Дело в том, что здесь есть еще один секрет: при узком галстуке отвороты кажутся чуть шире, при чрезмерно широком галстуке отвороты визуально “сужаются”. Возьмите себе за правило учитывать эту простую соразмерность.
Правило 10. Галстук должен быть светлее костюма и темней сорочки.
Это также одно из основных правил. Наилучшая цветовая гамма достигается тогда, когда галстук по цвету перекликается с пиджаком, но светлее его и темней сорочки. Например, если Вы оденете серый костюм, то светло-серый галстук и белая сорочка придутся как нельзя кстати. Конечно, существуют исключения. Например, Вам нужно одеть темно-синий костюм. Наилучшим вариантом является, по классическим канонам, галстук темно-бордового цвета. Если у Вас нет его, но имеются, скажет, белый, зеленый, черный и темно-голубой, то лучше предпочесть галстук темно-голубого цвета приходится делать в силу обстоятельств, когда “выбывают из строя” пиджак или брюки костюма.
Кстати, попытка найти похожие по цвету брюки взамен “положенных” часто не удается из-за того, что материалы имеют различную фактуру. Почти всегда это заметно, и получается не костюм, а “коктейль”.
Для того, чтобы выполнять эти правила, не нужно прикладывать много усилий – это достаточно просто. Но бывает и так: человек знает все эти правила, и костюм у него прекрасный, но не смотрится, как ни крути. Чаще всего причина такой ситуации – неправильно подобранный цвет галстука, туфель или сорочки. Для того, чтобы избежать этого, мы приводим таблицу сочетаемости расцветок элементов костюма.
Попутно необходимо заметить, что термин “переходный галстук” в таблице использован для определения галстука, который по цвету перекликается с костюмом, но светлей его (см. Правило 10).
Тон костюма |
Сорочка |
Галстук |
Туфли |
Носки |
Серый |
Белая, светло-голубая |
Любого цвета |
Черные |
В тон галстука, черные |
Темно-серый |
Белая, светло-розовая |
Переходный, красно-черный. |
Черные |
Черные |
Темно-синий |
Белая |
Темно-бордовый, в белую, голубую и красную полоску |
Черные |
Темно-бордовые, темно-. голубые |
Черный |
Белая |
Серебристо-серый, красно-черный |
Черные |
Черные, светлосерые, темно-фиолетовые |
Темно-коричневый |
Белая, бежевая, светло-розовая |
Зелено-коричневые полосы или узор, красно-черный, переходный |
Коричневые |
Коричневые, бордо |
Светло-коричневый |
Белая, светло-розовая, светло-коричневая |
Зеленый, бордо, переходный |
Кофейные |
Бордо, светло-коричневые |
Песочный |
Светло-голубая, розовая |
Темно-голубой, пестрый |
Светло-коричневые |
Светло-голубые, светло-коричневые |
Темно-зеленый |
Слоновая кость, светло-розовая |
Коричневая, красная и зеленая полоски (узор) |
Темно-коричневые |
Темно-коричневые |
Темно-голубой |
Белая, слоновая кость |
Белая, голубая и красная полоска, пестрый |
Темно-коричневые |
Серые, бордо |
Многие мужчины любят носить брюки и пиджаки разного цвета. При этом брюки должны быть или черного цвета, или в тональности пиджака. Это, как правило. Возможны и иные варианты (например, темно-зеленый пиджак и коричневые брюки).
Рассмотрим несколько вариантов.
Тон костюма |
Рубашка |
Галстук |
Обувь |
Носки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Темно-голубой костюм или пиджак |
Белая Темно-голубая Цвета слоновой кости Светло-голубая |
Серо-красный Бордовый Темно-голубой |
Черного цвета |
Черные Серые Бордовые |
Темно- Зеленый костюм или пиджак |
Белая Цвета слоновой кости Светло-розовая Бледно-желтая Салатовая |
Красно- Зеленый Коричневый Зеленый |
Коричневого и черного цвета |
Коричневые Черные |
Светло-коричневый костюм или пиджак |
Белая Розовая Табачного цвета Светло-голубая Бежевая Кремовая Цвета слоновой кости |
Зеленый Бордовый Красно-черный Темно-коричневый |
Красно-коричневого, коричневого (если это костюм) цвета Если черные брюки, то черная обувь |
Бордовые Черные Коричневые |
Кроме этих правил, деловой человек должен помнить следующее. Несколько лет назад была мода на белые носки. Молодые люди надевали черные длинные пальто, белые шарфы и белые носки. Сейчас белые носки можно носить только со спортивным костюмом, на прогулке за городом, с обувью для тенниса, а также с кедами и кроссовками.[8]
Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного (темно-фиолетовый, темно-бордовый и т.п.), но никак не красного цвета – это одежда служащих сферы быта, обслуживания, но не деловых людей.
Из украшений мужчина может носить только перстень или перстень в сочетании с обручальным кольцом (оно не является украшением). Перстень и обручальное кольцо должны быть на разных руках.
Сейчас многие молодые люди носят цепочки. И это стало нормой, при этом цепочку не должно быть видно. Если же ее носят поверх одежды (да еще с нательным крестом) – это проявление дурного тона.
Поскольку имидж включает внешний вид человека, его поведение, манеру говорить, держаться, каждому человеку, особенно деловому (мужчине и женщине в равной мере), необходимо помнить некоторые правила.
· Вырабатывая стиль одежды, нужно обязательно учитывать свои данные: возраст, комплекцию, положение в обществе.
· Следить за своим гардеробом. Это не пижонство, а суровая необходимость.
· Строго соблюдать правила гигиены (менять рубашку, белье, носки не реже одного раза в три дня, руки содержать чистыми, ногти опрятными).
· Перед выходом на улицу не забыть осмотреть себя в зеркале;
· Следить за осанкой, походкой, прической.
· Никогда не размахивать руками. Жестикуляция допускается лишь в ораторском искусстве.
· Мужчине нельзя держать руки в карманах брюк или пиджака, когда он здоровается или разговаривает с женщиной, со старшими по возрасту или положению или идет навстречу им.
· При входе в лифт обязательно нужно здороваться. Надо сказать всем находящимся в нем «Добрый День» в зависимости от времени дня (к этому следует приучать и детей). Соблюдать эти правила, входя в купе, если там уже сидит пассажир, попутчик, здороваться, проходя на место в самолете к окошку.
· В гостях обувь не снимают, но при этом необходимо иметь сменную обувь или привести свою уличную обувь в надлежащий порядок с разрешения хозяев. В России нередко принято предоставлять гостям домашнюю обувь вместо уличной, но это нежелательно!
· Мужчина, выезжающий в заграничную командировку, должен иметь минимум три костюма: а) для работы, б) для улицы до 18 часов, в) выходной – вечерний. Обувь может быть цветной, но для вечера требуются ботинки черного цвета и обязательно на кожаной подошве. Носки следует подбирать в тон костюму, а лучше – галстуку. Платок во внешнем кармашке пиджака должен гармонировать по цвету с галстуком или быть белым.
· Избегать в разговоре выражений типа «он сказал», «она сказала», особенно в присутствии того, о ком идет речь, на кого ссылаются.
· Нельзя употреблять в грубой, уничтожительной форме имена знакомых или даже близких, родных людей («Колька», «Танька») в разговоре о них или при обращении к ним. Всегда следует помнить о такте.
17 |
Правило 11. Не допускайте несовместимости узоров.
Очень часто бывает так, что ткань костюма имеет какой-нибудь узор – полоску или клетку. Как же в этом случае подобрать сорочку и галстук чтобы не ошибиться? Очень просто. В случае, если костюм имеет, например, полоски, то сорочка по расцветке и фактуре должна быть “гладкой”, не имеющей никаких узоров, а галстук может иметь полоску (но необязательно). И, наоборот, если Вы одели “полосатую” сорочку, то галстук и пиджак должны быть гладкими. Правило заключается в том, что два элемента костюма подряд не могут иметь узор. На практике это выглядит так: если Вы оденете галстук в полоску, то сорочка, являющаяся “следующим” элементом, не может быть полосатой, а пиджак – может. Если Вы оденете полосатую сорочку, то галстук и пиджак – гладкие!
В современном деловом костюме сорочки в полоску в принципе не используются – считается хорошим вкусом однотонная, без каких бы то ни было узоров сорочка. Если же на сорочке имеется узор, то он должен быть очень незаметным, образованным фактурой материала, а не цветовой полосой. Узор также должен быть не очень крупным, лучше, например, предпочесть тонкую полоску, нежели широкую. Сорочки в клетку (независимо от размера узора) не используются никогда.
Это одиннадцать основных правил. Их необходимо придерживаться, чтобы выглядеть элегантно, “со вкусом”.
Здесь же нужно сказать несколько слов о костюмах, которые комбинируются из брюк и пиджака разных цветов. Наиболее приемлемы 2 варианта:
Темно-серые брюки, темно-синий пиджак (часто так называемый “клубный”) и серо-голубой галстук. Туфли нужно одеть черные, сорочку– только белого цвета, без узоров, носки – черные.
Серый или светло-серый пиджак, черные брюки, серебристо-черный галстук, черные туфли и носки, белая сорочка.
Приведенные сочетания – наиболее распространенные и практичные. Все остальные попытки сочетания разных по цвету пиджака и брюк требуют большого опыта и вкуса. Бывает, конечно, что это особо необходимо остановиться на термине “пестрый галстук” – он пару раз появлялся в таблице. Эти галстуки вошли в моду недавно (1991 год) и образовали довольно устойчивую группу. Их расцветка представляет собой хаотичное нагромождение цветов, как будто просто “размазанных” по галстуку широкими мазками. При взгляде на него создается впечатление беспорядочного смешения красок. Сейчас галстуки такой расцветки используются очень широко. Но носить их нужно, тоже пользуясь определенными закономерностями. Прежде всего, галстук, расцветка которого преимущественно состоит из ярких, светлых тонов, можно одеть с песочным или светло-серым костюмами.
С другими, более “представительными” цветами костюмов броский галстук лучше не носить. К ним подбирать “пестрый” галстук нужно с большой осторожностью – наилучший вариант, когда основной фон – темный, а контрастные цветовые пятна лишь немного оттеняют его.
Немного подробнее хочется остановиться на, казалось бы, простом вопросе – как носить костюм?
Вот несколько простых советов:
1) Светлые костюмы носите днем, вечером же отдавайте предпочтение темным костюмам.
2) В официальной обстановке пиджак застегнут. В застегнутом пиджаке нужно входить в квартиру к знакомым, в ресторан (особенно в обществе женщины), в кабинет на совещание, в зрительный зал театра. Пиджак должен быть застегнут, если Вы выступаете с докладом. Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно во время ужина или сидя в креслах театра. Поднимаясь, необходимо застегнуть на верхнюю (не на нижнюю!) пуговицу.
3) Держите выходной (или, как его называют, “парадный”) костюм в полном порядке. Снимая, просмотрите его и, если появится необходимость, приведите в порядок, не откладывая. Это же относится к обуви, запонкам, носкам. Все должно быть под рукой, даже если в ближайшее время ничего не предвидится – случай может явиться неожиданно. Не давайте ему застать Вас врасплох.
4) Часто секрет элегантности кроется просто в том, что костюм удобен, человек чувствует себя в нем свободно и спокойно. Костным не должен “жать”, стеснять движений, мешать нагибаться или поднимать руку. Одним словом, если Вы постоянно что-либо одергиваете, подтягиваете и поправляете, то Вам не удастся выглядеть элегантно. Выбирая для себя костюм, обращайте на этот аспект достаточно внимания.
5) Пытаясь следовать за модой, помните, что она существует не для, полного подражания, а для того, чтобы в основных чертах к ней приспособиться. Иногда случается, что следование моде входит в противоположность с тем стилем, который Вы для себя нашли – смело отвергайте такую моду! Например, люди полного сложения плохо смотрятся в пиджаках с высоко поднятыми лацканами. Если Вы человек полный, а такие пиджаки вошли в моду, то это “совсем не значит, что Вам необходимо обзавестись таким пиджаком. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно – и плохо.
6) Имейте при себе два носовых платка. Первый – “рабочий” – находится в кармане брюк; именно он используется по назначению. Второй – всегда абсолютно чистый – во внутреннем кармане пиджака. Он предназначен для того, чтобы протереть очки, вытащить попавшую в глаз соринку и т.д.
7) Галстук-бабочка, используемый на официальных торжествах или крупных праздниках, одевается только к темным костюмам. Светлые костюмы носятся с бабочкой очень редко. Галстуки к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шелка.
8) Многие задумываются над тем, стоит ли развязывать галстук, снимая его? Если галстук сделан из недорогого материала, то узел можно не развязывать, а снимать галстук через голову, ослабив его. При такой методике недорогие галстуки дольше сохраняют свежий вид.
Если галстук сшит более качественно, То лучше узел развязывать. В этом вопросе все зависит от материала, из которого сделан галстук. [9]
2.2 Деловой имидж в не официальной обстановке
Однако чтобы ваш внешний вид полностью соответствовал классическому стилю, мало подобрать гармонирующие костюм и рубашку. Большое значение имеет и то, как все это будет выглядеть. Главная заповедь настоящего джентльмена – чистота и опрятность[10]
Костюм и рубашка должны быть идеально выглажены, а обувь – блестеть вне зависимости от погодных условий. Стоит обратить внимание и на шнурки на туфлях. Они должны быть такого же цвета, что и обувь.
Как известно, Россия отличается от прародины классического стиля своими морозными зимами. Поэтому особое внимание следует уделить и одежде для холодного времени года. Ведь и здесь классический стиль предъявляет обязательные требования. Для мужчины VIP подойдут плащи и пальто прямого покроя из однотонных, обычно темных плотных тканей или кожи высокого качества. Черный, темно-серый, синий, бежевый, темно-коричневый – вот наиболее приемлемые цвета для подобного вида одежды. Куртки и дубленки спортивного стиля с обликом делового мужчины несовместимы. Несмотря на то, что в моду снова возвращаются дубленки самых разнообразных моделей, вам подойдет дубленка только классического фасона, без различных отделок декоративными швами и вставками из цветной кожи.
Возможно, что некоторые деловые встречи у вас проходят в более неофициальной обстановке. Или же вы собираетесь провести день с друзьями на теннисном корте. И в этом случае вы не должны отступать от имиджа делового мужчины. Как вам следует одеться в этом случае?
Для поездок за город допускается максимальное отступление от строгого классического стиля. Так, на дружеский пикник вы можете надеть светлые летние туфли на тонкой подошве. Даже если костюм останется темным, светлые аксессуары сделают его менее официальным.
Можно надеть брюки и рубашку в классическом стиле, а жилет – из кожи, вельвета, трикотажа. Жилет должен быть в любом случае однотонным или спокойной расцветки, например с этническим узором. От галстука в этом случае лучше отказаться, ведь вы собираетесь отдыхать.
Также можно надеть костюм из легкой ткани, шелковую или хлопчатобумажную рубашку с короткими рукавами. Чтобы выглядеть стильно, но в то же время не слишком официально, наденьте с классическим брюками и строгой рубашкой пиджак свободного покроя. Будет смотреться очень эффектно, если цвет пиджака окажется контрастным по отношению к цвету брюк.
На дружескую встречу, вы можете позволить себе надеть джинсы классического покроя и заменить рубашку классического стиля на шелковую яркой расцветки. Не забывайте, что любая деталь вашего гардероба должна быть выпущена известной фирмой, любые подделки сразу же бросаются в глаза, подтверждая тем известное высказывание, что скупой платит дважды.
Если же вы предпочитаете проводить свободное время в спортзале или же на корте, постарайтесь одеться соответственно образу мужчины VIP. Например, для занятий на корте вам потребуется спортивный специальный костюм белого или же светлого цвета, состоящий из футболки и свободных шорт. Кроме этого, вам, конечно же, потребуются и кроссовки. При приобретении спортивной одежды и соответствующих аксессуаров лучше всего отдать предпочтение продукции определенной фирмы, например Adidas.
Таким образом, вы сможете в любой ситуации оставаться стильными человеком. Одежда, чем бы вы ни занимались на данный момент, будет «работать» на ваш образ, что не менее важно, чем ваши деловые качества. И в кабинете, и на корте вы останетесь для окружающих тем, кто вы есть, - очень важной персоной.
Но деловая жизнь немыслима и без торжественных вечеров, на которых вам приходится общаться с равными по положению и достатку людьми. Посещение театров, элитарных кинотеатров и клубов требует от вас одеваться по определенным правилам. Поэтому мужская одежда классического стиля, предназначенная для праздников и торжеств, также отличается строгостью и лаконичностью деталей.
На торжество, светский раут вам надлежит надеть смокинг – удлиненный одно- или двубортный пиджак с лацканами из шелка и шалевым, то есть имеющим овальную форму, воротником. Под смокинг обязательно надевается жилет. Традиционный цвет смокинга – черный, но в наши дни они бывают самых разных цветов и оттенков. К нему надевают галстук-бабочку, цвет которого зависит от цвета смокинга. Если смокинг черный, бабочка может быть черной или белой, к белому смокингу надевают черную бабочку. К цветным смокингам следует надевать бабочки того же цвета. Рубашка, предназначенная для праздника, в любом случае должна быть только белой.
Однако самый классический элемент праздничного костюма в классическом стиле – это фрак. Фрак шьют из ткани черного цвета. Фалды фрака спереди должны доходить до талии, сзади – до колен. Как и в случае со смокингом, в современной моде получили распространение фраки различных цветов. Лацканы фрака отделывают шелком или атласом. К нему надевают белую сорочку с жестким воротником, углы которого загибают вверх, и повязывают белый галстук-бабочку. Фраки обычно надевают на великосветские приемы, если на приглашении есть особая пометка «белый галстук».
Вывод: внешний облик - это часть имиджа человека. Если деловой человек предлагает заключить какой-либо договор или убедить клиента купить продукцию, подчеркивая, что фирма серьезная (а не однодневка), то и одежда должна убеждать партнера в том же. Если же он будет в старых стоптанных ботинках и “блестящем в некоторых местах костюме”, то его словам и увещеваниям просто никто не поверит, т.к. у окружающих людей существует стереотип успешного человека: он должен быть одет дорого и со вкусом. Гораздо большее значение внешней фактуре придают инофирмы, т.е. деловой человек, перспективный сотрудник не должен быть одет в потертые джинсы и свитер. Хотя, безусловно, не редкость, когда именно так выглядит человек с головой погруженный в свою работу, который не придает особого значения тому, во что он одет и насколько дорого и респектабельно выглядит.
Итак, что же подразумевается под "деловым стилем" в одежде? Естественно, что для мужчин и для женщин требования к внешнему облику различны, но и в том, и в другом случае необходимо соблюдать некоторые общие правила, рассмотренные выше.
Глава 3 Анализ прессы, направленный на изучения внешнего облика делового человека
В ходе работы был проведен контент-анализ по изучению внешнего облика делового человека в прессе.
Были рассмотрены следующие статьи:
Сергеев В. А.Одежда говорит без слов // Деловой стиль, 2001 -№2
Ипатова Ю Тренинг хороших манер // Менеджер, 2002, - № 4
Моносова А. Внешность эффективного бизнесмена// Бизнес и время, 2002 - №1
Сергеев В. А.утверждал: "Платье и облачает, и разоблачает человека".
Оформление внешности можно сравнить с оформлением витрины. Магазин с устаревшей, безвкусной витриной вряд ли привлечет покупателя - в то же время магазин со стильной, гармоничной витриной так и манит зайти. То же и с оформлением внешности: внешний облик делового человека может привлечь или отпугнуть делового партнера. Одежда в данном случае есть некое обещание - чего можно ожидать от данной личности, что она собой представляет.
Во всех рассмотренных статьях рассматриваются функции ожежды:
Задумываясь об оформлении внешности, следует учесть, что одежда в общении выполняет как минимум три функции: презентационную, регуляторную, информационную.
Презентационная функция заключается в том, что одежда представляет своего владельца миру. Точнее, через одежду происходит самопрезентация, самопредъявление личности, поскольку человек сам захотел, решил или по каким-то причинам вынужден быть одетым именно так.
Регуляторная функция состоит в том, что одежда может регулировать отношения между участниками делового взаимодействия.
Например, просвечивающая блузка и мини-юбка женщины, работающей в деловой сфере (а не деловой костюм, как положено), может подтолкнуть коллег-мужчин к ухаживаниям вместо чисто деловых отношений.
Информационная функция одежды проявляется в том, что одежда транслирует самую разную информацию о своем хозяине, подчас даже ту, которую лучше скрыть. Прежде всего, это информация о том, каким человек представляет самого себя, каким он хотел бы казаться окружающим, что человек думает о своей привлекательности, то есть какова "Я-концепция" личности. Также одежда информирует о происхождении, вкусе, привычках, настроении, доходах своего владельца. Интересно, что в дословном переводе с латинского слово "костюм" означает "образ жизни".
Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека и примерно указать род занятий.
Даже дети успешно используют этот признак. В одном из исследований испытуемым - десятилетним девочкам - предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Оказалось, что испытуемые достаточно точно определили социальный слой, к которому может относиться женщина, носящая "такую" одежду, и черты ее характера.
А что в одежде наиболее информативно? На что в первую очередь важно обратить внимание деловому человеку, подбирая себе одежду?
Большинство авторов так отвечают на эти вопросы: наиболее информативны в одежде признаки статуса личности - это цена, силуэт, цвет.
Цена. Чем она выше, тем выше статус личности в глазах воспринимающих. Цену обычно "вычисляют" исходя из качества одежды, учитывая также частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность).
Силуэт. "Высокостатусным" считается силуэт, приближающийся по форме к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" - силуэт, приближающийся к шару. С высоким статусом несовместим, например, пиджак типа "реглан", свитер, мягкие брюки или джинсы и т.д.
Цвет. В нашей стране признаком высокого статуса выступает ахроматическая одежда, то есть черно-белой гаммы. Чем ярче, насыщенней и чище цвет одежды (не черный и не белый), тем ниже предполагаемый статус.
Таким образом, выбирая деловую одежду, стоит всегда иметь в виду перечисленные признаки и осознавать, что будет транслировать ваша одежда партнерам по общению.
В деловой сфере социально одобряется деловой стиль. Привлекательным будут считать того человека, который придерживается в оформлении внешности именно делового стиля.
Что означает понятие "деловой стиль"?
Деловой стиль для делового мужчины - это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, уверенным в себе, солидным, внушающим доверие, но не без претензии на изящество и элегантность.
Деловой стиль для деловой женщины - это возможность заявить о себе как о достойном деловом партнере. Оказывается, если женщина одета в деловом стиле, то воспринимающие ее другие женщины и мужчины приписывают ей такие качества: критичная, серьезная, уверенная, тактичная, умная, трудолюбивая, организованная.
Деловым женщинам сложнее, чем мужчинам, работать над оформлением своей внешности, так как деталей одежды и их сочетаний в женском гардеробе больше. Кроме того, есть определенные закономерности делового стиля для женщин.
В ходе исследования частота повторений деловой стиль составила 22:, у Сергеев В. А. – 11, Ипатова Ю - 7, Моносова А. – 4, что говорит о высокой роли делового стиля во внешнем облике делового человека
Прежде всего, необходимо помнить, что основой делового имиджа женщины являются три стиля одежды - классический, собственно деловой стиль и стиль Шанель. Такие стили, как романтический, фольклорный, спортивный, фантазийный, авангардный несовместимы с обликом деловой женщины.
Цветовое решение одежды - очень тонкий вопрос, ведь необходимо выглядеть профессиональной, ответственной, серьезной и в то же время быть женственной. Как уже говорилось, статус деловой женщины в глазах окружающих повышают ахроматические цвета - черный, белый, серый. Подходят и такие цвета, как синий, оливковый, коричневый, пастельные тона, "цвета экологии" (это все приглушенные оттенки природы: цвет песка, камня, воды, травы). Яркие и насыщенные цвета не годятся.
Большинство моментов в исследуемых статьях посвящены цветовым решениям их влиянию на уверенность в ходе деловых отношений (общее число повторений слова «цвет» составил 45 раз)
Сколько цветов уместно сочетать в своей одежде деловой женщине? На этот вопрос есть только один ответ - не более трех. Иначе возникает эффект "визуальной вибрации", и женщина воспринимается как новогодняя елка.
Иногда про кого-то можно услышать: "Он (или она) выглядит стильно". Что это означает? Прежде всего, это говорит о том, что человеку удалось создать целостный образ, который не распадается на отдельные детали одежды или аксессуаров. Выглядеть стильно в деловой сфере - значит добиться в оформлении внешности гармоничного сочетания своих природных данных и деловой одежды.
Вывод: Известного модельера Пьера Кардена как-то спросили, что значит "быть хорошо одетым". Он ответил так: "Хорошо одетым можно назвать человека, который считается с собой и другими". Действительно, одежда говорит без слов не только о нас самих, но и о нашем отношении к другим людям.[11]
В ходе контент-анализа установили, что внешний облик играет весьма значимую роль в сфере ведения бизнеса и деловых отношений.
Резюме
Имидж делового человека во многом складывается из составляющих его внешний облик деталей. Независимо от того, сколько человек находится в вашем подчинении — несколько сотен или группа в пять человек, то, как вы выглядите, во многом влияет на ваш авторитет и мнение о вас у подчиненных. Громадное влияние ваш внешний вид оказывает на ваши отношения с деловыми партнерами. Ваш имидж демонстрирует окружающим ваше отношение к себе, вашу самооценку, то, как вы относитесь к внешнему миру и какими качествами вы обладаете. Если педантично одетого мужчину представляют вам как будущего коллегу, вы скорее всего решите, что таким же точным и аккуратным этот человек будет и в работе. Если же вы знакомитесь с человеком, костюм которого нуждается в чистке и глажке, то вы вправе подумать, что он может быть не очень внимателен в исполнении служебных обязанностей.
Ваш внешний вид может коренным образом изменить мнение о вас у коллег, подчиненных и деловых партнеров как в лучшую, так и в худшую сторону. Каким ни парадоксальным выглядит этот факт на первый взгляд, тем не менее многие карьеры рушились из-за неправильно подобранного костюма и нелепого внешнего облика людей, пусть даже обладающих талантами в сфере своей профессиональной деятельности.
Для делового человека, а тем более руководителя очень важно уметь "подать" себя, показать свою личность, характер, деловые качества через свой внешний вид. Подбирать костюм, аксессуары к нему нужно как можно тщательнее. В вашем внешнем облике важна каждая деталь, которая может испортить или улучшить внешнее впечатление от вас. То, как вы выглядите, может повлиять на исход важных деловых переговоров, на то, получите ли вы повышение по службе и даже на то, сможете ли вы найти надежных партнеров в вашей работе.
На внешний вид делового человека влияет не только качество и подбор официального костюма, но и множество сопутствующих деталей: прическа, аксессуары, украшения, уход за своим лицом и телом.
Необходимый элемент имиджа бизнесмена — ручка, на нее тоже обращают внимание и ваши партнеры, и подчиненные. Дешевая шариковая ручка в ваших руках вызовет у них недоумение. Приобретите дорогую, предпочтительно чернильную, ручку, которая будет свидетельствовать о вашем высоком должностном положении и финансовом достатке, что очень важно для вашей репутации в деловом мире.
Разговор о костюме современного делового мужчины начнем с галстука. Какие бы цвета ни диктовала мода, галстук бизнесмена должен быть строгим, неброским и идеально сочетаться с цветом костюма. Для делового мужчины начала XXI столетия подойдет шелковый галстук темного оттенка, который подойдет к любому костюму — как повседневному, так и праздничному. Особое внимание уделите застежке для галстука — она должна сочетаться по цвету с галстуком. Для делового костюма подойдет застежка нейтрального цвета, желательно однотонная, на тон темнее или светлее галстука.
Костюм делового человека является его своеобразной визитной карточкой. Костюм показывает окружающим очень многое, например, какое социальное положение и какую должность занимает его обладатель. Костюм также может рассказать о характере своего владельца — педант тот или, наоборот, слишком неаккуратен. То, как и во что вы одеты, показывает вашим подчиненным и коллегам наличие или отсутствие у вас вкуса. Если вы придете в офис в мятых зеленых брюках, малиновом пиджаке и коричневых лакированных туфлях, вполне возможно, что ваш авторитет среди подчиненных покачнется, а у ваших партнеров и начальства будет повод задуматься о том, можете ли вы хорошо справляться со своими обязанностями, если даже подбор костюма для вас оказался делом непосильным. Здесь мы, конечно, слегка преувеличили влияние костюма на деловую жизнь, но тем не менее принижать его тоже ни в коем случае не стоит.
В существующей на современный момент моде сложилось устойчивое понятие о деловом костюме. Несмотря на постоянно меняющиеся тенденции в моде, деловой костюм остается довольно консервативным и не претерпевает особых изменений.
Одна из характерных черт делового костюма — строгость. В нем не должно быть лишних, особо заметных декоративных моментов, украшений, он не должен быть изготовлен из яркого или прозрачного материала. Покрой делового костюма должен быть как можно более приближенным к силуэту фигуры.
Все составные части делового костюма должны принадлежать к единому стилю. Например, к строгому пиджаку нужно подобрать однотонную неяркую рубашку и галстук, а вот рубашка спортивного типа сочетаться с таким пиджаком не будет. Или вспомним образ "делового человека" из недавнего советского прошлого, когда номенклатурщики одевались в костюм-"двойку" (пиджак и брюки) и умудрялись сочетать его с сандалиями на ногах. Подбор всех составляющих костюм частей должен быть очень тщательным — ведь иногда даже небольшая деталь может испортить впечатление от всего костюма.
Очень важно учесть все элементы, составляющие костюм, для того чтобы вы в нем чувствовали себя уверенно и удобно, — ведь ваше эмоциональное состояние, на которое влияет ваш костюм, обязательно отразится на ведении дел. В то же время ради того, чтобы выглядеть достойно, вам придется "пострадать" и не расставаться со строгим костюмом в своем офисе и на всех деловых встречах. Этикет не позволяет бизнесмену появляться на всех деловых мероприятиях без костюма — пиджака и брюк, рубашки и галстука. Даже во время сильной жары не стоит давать себе послабление и отправляться на деловые переговоры без пиджака или галстука. В этом случае вы можете надеть костюм и рубашку из легкой ткани и легкие туфли. В офисе жизнь при жаркой погоде в деловом костюме вам намного облегчит кондиционер.
Обувь должна сочетаться с цветом вашего костюма. Для темного костюма подойдут ботинки черного цвета, для костюма коричневых тонов — ботинки такого же оттенка. Черные ботинки — это, можно сказать, универсальная обувь, которая будет сочетаться почти с любым костюмом. Ботинки или туфли подбирайте строгие, однотонные, без излишних украшений, на тонкой подошве. Обувь бизнесмена должна быть элегантной, свидетельствующей о материальном достатке и аккуратности того, кто ею обладает. Особенностью современной моды в деловой одежде является то, что к деловому костюму бизнесмены даже самого высокого уровня надевают обычные прогулочные туфли или ботинки, которые сочетаются с ним по цвету. В этой тенденции проявились практичность и быстрый темп жизни, характерные для современного делового человека.
Обувь бизнесмена должна быть не просто строгой и дорогой. Ботинки или туфли должны быть чистыми и смазанными водостойким кремом.
К костюму нужно тщательно подобрать различные дополнительные детали — аксессуары. Одним из аксессуаров, на которые обязательно обратят внимание ваши коллеги, если встретят вас на улице, у дверей офиса, — это ваш шарф. Шарф должен сочетаться по цвету с вашим пальто или плащом и костюмом. Шарфы из легких тканей, например, шелка, которые были модными совсем недавно, уже неактуальны. В настоящее время более уместны шарфы из кашемира, шерсти, смеси кашемира с другими материалами. Кроме того, что шарф должен сочетаться с костюмом по цвету, материал, из которого он изготовлен, должен соответствовать ткани как верхней одежды, так и костюма.
Список литературы
1. Агеев В. С. Этика деловых отношений. - М.: Высшая школа, 2002.
2. Богданов В. А. Имидж деловых людей - М.: ЮНИТИ, 2001
3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений – М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Войкунский А.Е. Этика делового человека. - 2-е изд., дораб. и дополн. - М.: Знание, 2000.
5. Дебольский М.Н. Психология, мораль и этика деловых людей. - М.: Наука, 2001.
6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. - М.: Инфра-М, 2002.
7. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. - М.: Инфра-М, 2001.
8. Ночевник М.Н. Этика деловых отношений. - М.: Политиздат, 2001.
9. Сабат Э.М. Бизнес-этикет/Пер. с англ. Б.Н.Осетрова – М.: ФАИР-ПРЕСС,2001.
10. Социальные истоки психологии и этики делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, 2003
11. Стил Л. Стиль жизни для мужчин. – М.: РИПОЛ КЛАССИК,2001.
12. Шмелев А.Г. Имидж. - М.: Знание, 2002.
13. Ипатова Ю Тренинг хороших манер // Менеджер, 2002, - № 4
14. Моносова А. Внешность эффективного бизнесмена// Бизнес и время, 2002 - №1
15. Сергеев В. А.Одежда говорит без слов // Деловой стиль, 2001 -№2
[1] Стил Л. Стиль жизни для мужчин. – М.: РИПОЛ КЛАССИК,2001. – с 10
[2] Ночевник М.Н. Этика деловых отношений. - М.: Политиздат, 2001.
[3] Сабат Э.М. Бизнес-этикет/Пер. с англ. Б.Н.Осетрова – М.: ФАИР-ПРЕСС,2001. – с 66
[4] Агеев В. С. Этика деловых отношений. - М.: Высшая школа, 2002. – с 46
[5] Социальные истоки психологии и этики делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, 2003 – с 78
[6] Богданов В. А. Имидж деловых людей - М.: ЮНИТИ, 2001 – с 28
[7] Шмелев А.Г. Имидж. - М.: Знание, 2002. – с 65
[8] Войкунский А.Е. Этика делового человека. - 2-е изд., дораб. и дополн. - М.: Знание, 2000. – с 85
[9] Шмелев А.Г. Имидж. - М.: Знание, 2002. – с 81.
[10] Сабат Э.М. Бизнес-этикет/Пер. с англ. Б.Н.Осетрова – М.: ФАИР-ПРЕСС,2001. – с 79
[11] Сергеев В. А.Одежда говорит без слов // Деловой стиль, 2001 -№2 – с 14