Содержание
Введение. 2
1. Знакомство с функциональными обязанностями социального педагога в учреждении. 3
2. Выделение, формулирование основных направлений деятельности социального педагога с учетом «проблемных» зон «микросоциума». 6
3. Социальный паспорт учреждения, структурного подразделения, индивидуальная диагностическая карта клиента. 9
4. Методический сценарий проведенного мероприятия. 18
5. Отчет – самоанализ по итогам практики. 28
Список литературы.. 31
Введение
Настоящая работа представляет собой отчет о практике, предполагающей знакомство с деятельностью социального педагога.
Исследование проводилось в проводилась в средней общеобразовательной школе № 191 Ленинского района города Новосибирска в 8 «Б» классе.
Социальный педагог в данной общеобразовательной школе – Петрова Людмила Анатольевна, стаж работы в данной области – 10 лет, в данной школе работает 7 лет.
Целью исследования являлось формирование социальной направленности характера подростков. Количество испытуемых составило 16 человек.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с функциональными обязанностями социального педагога в общеобразовательном учреждении.
2. Изучение структуры микросоциума общеобразовательного учреждения.
3. Рассмотрение диагностической функции в деятельности социального педагога.
4. Рассмотрение организации социально-педагогической деятельности с детьми.
5. В работе проведен анализ и обобщение собственного опыта работы.
1. Знакомство с функциональными обязанностями социального педагога в учреждении
Профессиограмма деятельности социального педагога
В общеобразовательной школе № 191 Ленинского района города Новосибирска действует нижеприведенная должностная инструкция для социального педагога.
Должностная инструкция
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога.
1.2. Социальный педагог назначается и освобождается то должности директором школы
1.3. Социальный педагог должен иметь как минимум среднее профессиональное образование.
1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы
1.5. В своей деятельности Социальный педагог руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями правительства РФ, указами Президента РФ и органов образования всех уровней, Уставом и локальными актами школы. Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными направлениями деятельности Социального педагога являются: социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся; реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты обучающихся; осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию и развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся.
3. Должностные обязанности
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
изучает психолого-медико-педагогические особености личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни; выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им помощь и поддержку;
выступает посредником между личностью обучающихся и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод обучающихся; организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении; способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья; осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; взаимодействует с учителями, родителями обучающихся, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации; выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса; систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в работе педагогического совета школы.
4. Права
Социальный педагог имеет право: участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом; на защиту профессиональной чести и достоинства; знакомится с жалобами и др. документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; защищать свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогической этики; на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом; свободно выбирать и использовать методы и методики социально-педагогической работы; повышать квалификацию; аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения.
5. Ответственность
В установленном законодательством РФ порядке социальный педагог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил школы.
За применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающихся, а также совершение иного аморального проступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность.
Социальный педагог работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором; планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть. План утверждается директором не позднее 5 дней с начала планируемого периода; представляет директору письменный отчет о своей работе объемом не более 5 страниц в течение 10 дней по окончании каждой четверти; получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями, а также с органами опеки и соцзащиты.
2. Выделение, формулирование основных направлений деятельности социального педагога с учетом «проблемных» зон «микросоциума»
Основными направлениями деятельности социального педагога в школе можно назвать: прогностическую деятельность, организаторскую деятельность, диагностическую деятельность, профилактическую деятельность, методическую деятельность.
Задача социального педагога - включать детей и взрослых в процесс трудового и художественного творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы.
В общеобразовательном учреждении социальный педагог: стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать; заботиться о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей общества, традиций семейно-соседских общностей, сельской общины, народной педагогики, культуры, медицины; формирует у людей чувство ответственности за семью и воспитание детей, за преобразование окружающей среды, охрану природы, сохранении и развития культурного наследия народа; диагностирует ситуации, определяет пути решения проблем и организует их осуществление; устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию совместной деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности общины для преодоления трудностей; помогает педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми; стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать.
Задачи деятельности социального педагога в школе № 191: своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; устранения причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросфере ребенка; обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья личности; формировать нравственное сознание, нравственные качества, социально значимые ориентации и установки в жизненном самоопределении и нравственное поведение; создать благоприятные условия в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей ребенка; формировать потребности в саморазвитии, оказывать помощь в саморазвитии, самоутверждении, самореализации; оказывать комплексную социально - психолого - педагогическую помощь и поддержку; создать комфортное гуманизированное воспитательное пространство в микросоциуме; защита прав и организация помощи нуждающимся из числа учащихся и их родителей.
Основные направления деятельности социального педагога с детьми в образовательном учреждении: помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий; групповое и индивидуальное консультирование детей и родителей по вопросам воспитания, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса и т.п.; выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми; пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов; содействие саморазвитию личности; создание условие для реализации творческого потенциала, способностей, задатков ребенка; поддержать, стимулировать детей в приобретении знаний, умений, развитии их способностей.
К Петровой Л.А. обращаются за помощью, консультацией начинающие педагоги всех районов города, она может поделиться опытом работы по опекаемым детям; дать квалифицированную практическую консультацию по следующим вопросам: номенклатура дел; документы по всем направлениям работы; методика социального обследования; социальный паспорт школы; анкеты по социальному обследованию; индивидуальная документация на каждую социально - опасную семью и социально - опасного ребенка; таблицы социометрии по различным направлениям.
В кабинете имеются материалы для работы по предупреждению наркомании, СПИДа, алкоголизма, по охране прав семьи и детства, нормативные документы по воспитанию и профилактической работе. Людмила Анатольевна обучает студентов-практикантов Новосибирского педагогического колледжа № 2 и Новосибирского педагогического университета.
3. Социальный паспорт учреждения, структурного подразделения, индивидуальная диагностическая карта клиента
Краткая характеристика 8 «Б» класса школы № 191 Ленинского района города Новосибирска.
Все учащиеся 8 «Б» класса школы № 191 Ленинского района из благополучных семей, нормального психического и физического развития, возрастной состав учащихся приведен в табл. 1
Таблица 1
Возрастной состав испытуемых подростков
Девочки: |
Мальчики |
Даша, 13 лет |
Костя, 13 лет |
Катя, 14 лет |
Юра, 14 лет |
Марина, 13 лет |
Витя, 14 лет |
Юля, 13 лет |
Саша, 15 лет |
Ира, 12 лет |
Вася, 13 лет |
Оля, 13 лет |
Игорь, 13 лет |
Маша, 14 лет |
Коля, 14 лет |
Наташа, 15 лет |
Женя, 13 лет |
Прежде чем реализовывать опытно-экспериментальную работу, мы совместно с социальным педагогом провели исследование характера подростков, социальной направленности в характере подростков. В рамках исследования мы изучали у подростков особенности характера, в том числе выявляли акцентуации характера с помощью теста-опросника (Леонгарда-Шмишека).
При анализе параметров шкал опросника нами обращалось внимание в первую очередь на представленность следующих характеристик: тревожность, уверенность или неуверенность в себе, конфликтность, эгоистичность, чувствительность, высокая или низкая контактность, тягощение шумным обществом, добросовестность, склонность к хамству, конфликтам, контроль подростками своего поведения, эмотивность (подростки предпочитают общение в узком кругу), пассивность или активность в конфликтах, обостренное чувство долга, застревающая (умеренная) общительность, особая чувствительность к социальной справедливости, честолюбие, стремление к лидерству, привязанность к друзьям и близким, альтруистичность.
Результаты исследования показали, что у всех подростков наблюдается повышенный уровень тревожности, т.е. проявляют низкую контактность, неуверенность, пассивность, склонны к нерешительности, чрезмерной подчиненности. Кроме того, у Маши и Юры выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. У Юли, Оли, Саши наблюдается выраженная педантичность, что проявляется в высоком самоконтроле и предусмотрительности своих действий. Также у Юли, Маши и Саши выражены серьезная настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Однако ослаблено стимулирование жизнедеятельности, медлительность, заторможенность. Наташа, Костя и Коля склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы. У Даши, Иры, Марины, Жени и Вити слабо выражена возбудимость. Слабо выражено у исследуемых подростков такая акцентуация, как эмотивность, что свидетельствует о слабой чувствительности и сопереживании.
На следующем этапе мы исследовали самооценку подростков и применяли методику «Самосознание» (Самооценка). Шкала самооценки личности разработана А.М. Пригожиным, представляет собой вариант измененной методики Дембо-Рубинштейн и включает наблюдение за выполнением задания, что учитывается при изучении результатов. Методика нормирована на выборке учащихся VII-X классов. Данная методика показывает оценку подростком своих возможностей самим подростком и с точки зрения окружения. Характер самооценки влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения, т.е. на социальную направленность в характере личности. При анализе параметров шкал обращалось внимание на характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная – завышенная или заниженная).
Результаты исследования показали, что большинство подростков имеют завышенную самооценку. Однако, почти 50% испытуемых (Даша, Катя, Оля, Наташа, Витя, Игорь и Женя) отметили неуверенность в себе, они также отмечают невысокий авторитет у сверстников. Юля, Саша и Юра отметили высокую самооценку почти по всем показателям. В исследовании акцентуаций характера нами было выявлено, что у данных подростков наблюдается высокая педантичность и твердая жизненная позиция. Заниженной самооценки у подростков не выявлено.
Далее нами были рассмотрены ценностные ориентации подростков, а именно: инструментальные и терминальные ценности. Содержание этих двух групп ценностей позволяет с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия направленности характера личности, а с другой – позволяет выявить умение подростка дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности, что свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
Для построения ценностно-ориентационной системы личности использовалась методика построения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании ценностей. При обработке результатов исследования нас интересовала гармоничность терминальных и инструментальных ценностей, т.к. система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности подростка и составляет основу отношений с окружающим социумом, основу мировоззрения, основу жизненной концепции. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
В результате исследования нами было выявлено четыре типа личностей среди испытуемых. К первому типу были отнесены следующие подростки: Юля, Саша, Юра, Маша, и Ира. Первый тип, наиболее сформированный, характеризуется такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих подростков отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость). Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели). Таким образом, можно заключить, что этот личностный тип испытуемых в плане самореализации ориентирован на практический аспект жизнедеятельности, на формирование профессионализма и карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Для этой группы подростков характерна ориентация на критерии, традиционно рассматриваемые как индивидуалистические: стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть преуспевающими.
Ко второму типу мы отнесли Марину, Витю, Вася, Колю. Группа испытуемых второго личностного типа направлена на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Отвергаемые инструментальные ценности (ценности - средства): счастливая семейная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Такой тип развития личности основывается на познавательных потребностях, составляющих в данном случае, психологическую основу мотивации достижения. Доминирующая, познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах. Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности личности по отношению к исследуемому новому, что составляет одно из оснований развития специальных способностей. На наш взгляд, эта группа подростков требует к себе особого внимания в плане профессионального образования, так как в процессе профессионального самоопределения таких подростков превалируют внутренние значимые профессиональные мотивы творческого развития, самовыражения, самораскрытия, что является серьезным снованием успешного овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками в будущей профессиональной деятельности.
К третьему типу мы отнесли Дашу, Катю, Олю и Наташу. Третий тип ориентирован на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Гуманность личностной позиции и человеколюбие, но с другой стороны некоторая нереалистичность, уход в мир фантазий, особенно в случаях сложных, проблемных ситуаций. Неумение планировать и распределять, предупреждать и предусматривать, неопытность в оценке мотивов поведения других людей и т.д. могут создавать реальные трудности в процессе овладения будущей профессией.
Четвертый тип юношей и девушек (Костя, Женя Игорь) более всего ценит личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности (ценности - цели) как: здоровье, свобода, уверенность в себе. Эти подростки проявляют социально ориентированный профессиональный тип личности. Хорошие коммуникативные качества позволяют сочетать лидерские, организаторские способности, высокую активность, и при подкреплении их твердыми знаниями дают широкие возможности для профессионального развития во многих сферах деятельности.
Выделенные нами типы формирования ценностных ориентаций личности подростков указывают на различия и разнообразия формирующихся отношений к различным сферам жизнедеятельности молодых людей, и в частности, к будущей профессиональной деятельности; выявляют психологическую направленность профессионального развития будущих специалистов, профессиональные потребности и затруднения молодого поколения.
Нами также были определены потребности подростков с помощью шкалы оценки потребностей в достижении. Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало - является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Нас интересовали уровень мотивации достижения, что влияет на успех в жизнедеятельности личности и формирует социальную направленность, а так же настойчивость, принятие ответственности, уверенность или зависимость от мнения окружающих. Методика изучения потребности в достижении представляет собой тест-опросник (Ю.М. Орлов) и шкала мотивации одобрения (Д.Кроун).
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями, что влияет на формирование социальной направленности.
Таким образом, можно отметить, что Наташа, Игорь, Женя, Вася проявляют низкий уровень мотивации достижения, а Юра, Юля, Катя, Костя и Саша – высокий. Остальные испытуемые проявляют средний уровень мотиваций достижения.
В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей - гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он и на нечто другое, также весьма важное - на качество взаимоотношений с другими людьми, формирует социальную направленность личности.
Мы определяли уровень мотивации одобрения с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу
Судя по результатам исследования, можно сделать вывод, что Наташа, Костя и Коля используют в качестве мотивации своих действий одобрение окружающих, что свидетельствует о зависимости данных подростков от мнения окружающих.
Для определения личностной направленности подростков в настоящее время используется ориентационная анкета Б. Басса. С помощью методики мы выявляли, на что направлена личность подростка: ориентацию на прямое вознаграждение и уровень безотносительности работы и окружения, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность, стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентацию на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретного задания или оказание искренней помощи, ориентацию на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональные отношения с людьми, заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы, ориентированной на деловое сотрудничество, отстаивание в интересах дела своего мнения.
С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д).
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: Юре, Юле, Косте, Саше свойственны: ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Наташе, Жене, Васе свойственны стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Марине, Оле, Даше, Кате, Игорю, Вите, Маше, Ире, Коле присущи заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Итак, на основе данных, полученных в результате диагностических исследований, можно сформулировать следующие особенности подростков в отношении социальной направленности личности и выделить проблемы, на которые должна быть направлена коррекционная работа по формированию социальной направленности характера подростков.
По результатам исследования особенностей характера и его акцентуаций были выявлены следующие проблемы у детей: у всех детей наблюдается повышение уровня тревожности; у двоих детей (Маши, Юры) наблюдается повышенная конфликтность; у троих детей (Юли, Маши, Саши) наблюдается слабое стимулирование жизнедеятельности, медлительность, заторможенность; у троих детей (Наташи, Кости, Коли) наблюдается склонность к сильной привязанности к друзьям, глубокое переживание чужих проблем; у пяти детей (Даши, Марины, Иры, Жени, Вити) слабо выражена эмотивность (чувствительность, сопереживание).
При исследовании самооценки подростков наблюдаются проблемы завышенной и заниженной самооценки у детей. У шести детей (Иры, Марины, Маши, Кости, Васи, Коли) отмечена завышенная самооценка; семь детей (Даша, Катя, Оля, Наташа, Витя, Игорь, Женя) имеют заниженную самооценку (неуверенность в себе). По результатам исследования ценностных ориентаций выяснено, что Юля, Саша, Юра, Маша, Ира отвергают инструментальные ценности (средства) такие как честность, чуткость (заботливость). Для них оказываются несформированными терминальные ценности (ценности цели).
Четверо детей (Марина, Витя, Вася, Коля) отвергают счастливую семейную жизнь. Еще четверо детей (Даша, Катя, Оля, Наташа) отвергают инструментальные ценности средства – образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов. Трое детей (Костя, Игорь, Женя) отвергают терминальные ценности – здоровье, уверенность в себе.
При исследовании уровня мотивации достижения были выделены следующие проблемы у подростков:
У четверых детей (Наташи, Игоря, Жени, Васи) выявлен низкий уровень мотивации достижения. У семи детей (Юры, Даши, Марины, Иры, Оли, Маши, Вити) проявляется средний уровень мотивации достижения. Трое детей (Наташа, Коля, Костя) в качестве мотиваций своих действий используют одобрение окружающих, что свидетельствует о зависимости от чужого мнения.
При исследовании направленности личности были выделены следующие признаки. У четверых детей (Юры, Юли, Саши, Кости) выявлены направленность на вознаграждение, удовлетворенность безотносительно работы и окружающих, агрессивность, склонность к раздражительности и тревожности. У четверых детей (Наташи, Жени, Васи) выявлена направленность на социальное одобрение, зависимость от группы.
На основе изложенных проблем у подростков, которые могут мешать формированию позитивной социальной направленности характера в дальнейшем части нашего исследования был разработан план по формированию социальной направленности подростков.
4. Методический сценарий проведенного мероприятия
Социально-педагогическая работа по формированию социальной направленности подростков состояла из двух этапов: просветительный и практический.
Просветительный этап включает: лекции, консультации, рекомендации для родителей, семинар для педагогического коллектива.
Практический этап состоит из лекционно-практического курса для подростков, семинарских занятий, групповых дискуссий, тренинг-упражнения, досуговую программу общественно-полезного и познавательного характера.
При разработке плана социальным педагогом совместно с психологом были учтены выявленные особенности характера подростков. Работа была направлена на формирование благоприятных, а также не сформированных черт характера учащихся, снижение тревожности, развитие социальных установок, которые способствуют осознанию жизненной перспективы, жизненных целей, гармоничному развитию и успешной социализации в обществе.
Просветительная работа: на первом этапе были проведены лекции для родителей и учащихся, рассчитанные на 3 часа.
Лекция 1 «Особенности подросткового возраста». Текст лекции приведен в приложении 7. В данной лекции мы рассказывали об основных проблемах подросткового возраста, их причинах и способах разрешения. Она направлена на то, чтобы дать родителям необходимую базу знаний для наилучшего понимания своих взрослеющих детей и оказания им необходимой помощи. На лекции присутствовало 12 родителей. Психологом была изложена необходимая база знаний для наилучшего понимания подростков, социальным педагогом подготовлены и освещены проблемы подростков в ходе диагностической работы с детьми. После обсуждения первой лекции были выяснены следующие результаты. Для родителей Маши, Иры и Кости было удивительно услышать о «переходном возрасте» у восьмиклассников, т.к. они считали, что проблемы у детей возникают в более старшем возрасте. На вопрос нужно ли учить детей в семье формированию социальной направленности характера, применять методы похвалы, поощрения, мнения родителей разделились. Шесть родителей считали, что основную задачу по воспитанию должна брать на себя школа, но в конце лекции поняли, что только совместными усилиями можно помочь детям гармонично развиваться, сформировать социальную направленность характера.
Лекция 2. «Конфликты и способы из преодоления».Данная лекция была направлена в первую очередь на преодоление внутрисемейных конфликтов, как главных проблем подростков, мешающих нормальной социализации личности.
После проведения лекции родителям был предложен тест, помогающий определить, насколько родители подвержены конфликтам с собственным ребенком. Тест приведен в приложении. Результаты проведения теста по определению внутрисемейных конфликтов подростков с родителями показали, что большинство родителей набрали среднее количество баллов. Таким образом, можно отметить, что существующие проблемы родителей и детей носят временный характер. Родителям были даны рекомендации по улучшению взаимоотношений с детьми.
Лекция 3. «Отношения родителей и подростков». В данной лекции рассказывалось об основных типах отношений между родителями и подростками. Родителям давались советы для наилучшего понимания своих детей.
В конце лекций был поставлен вопрос, надо ли проводить просветительную работу, консультации по поводу преодоления конфликтных ситуаций между родителями и детьми. На данный вопрос ответы родителей были положительными. Трое родителей в конце лекции подошли с целью получить индивидуальную консультацию по поводу преодоления конфликтный ситуаций между родителями и детьми.
Для педагогического коллектива социальный педагог организовал семинарское занятие, где кратко были изложены основные проблемы 8 «Б» класса. На обсуждении была предложена разработанная программа социального педагога совместно с психологом.
В результате были выбраны наиболее правильные методы и способы по решению выявленной проблемы. После этого мы перешли к практической части.
Совместно с психологом был проведен тренинг для подростков, направленный на снижение уровня тревожности, снятие барьеров общения, развитие понимания других людей, снижение неуверенности, конфликтности, формирование мотивации достижения.
Тренинг состоял из ряда упражнений, проведенных в три занятия. Во время тренинга социальный педагог помогал детям раскрепоститься, создавал доброжелательную обстановку, участвовал в совместной деятельности, применял методы похвалы и поощрения с целью корректировки выявленных проблем.
План работы:
Занятие 1
1. «Мой благородный поступок» направлено на выявление положительных сторон характера у себя и других детей в группе.
В ходе упражнения было выяснено, что Юра всегда уступает место в автобусах пожилым людям и малышам. Наташа кормит бездомных кошек и собак. Костя как-то взял на себя вину брата и его сильно наказали, брату стало стыдно, и тот признал свою вину. С тех пор Костя всегда старается говорить правду. Даша летом нянчится с малышами во дворе. Марина и Саша всегда заступаются за слабых. В ходе этого упражнения ребята смогли узнать друг о друге много нового и хорошего.
2. «Список личностных претензий» направлено на выявление возникших проблем при общении с учителями, родителями, друзьями, что поможет дать рекомендации для родителей подростков и учителей, устранить барьеры в общении.
Детям предлагалось высказать свои претензии всем, кому они хотели – учителям, родителям, друзьям. Ребята рассказывали, что им не нравится, что их тяготит, что им хотелось бы изменить. Так, Юре очень не нравится, когда мама заставляет его что-то делать, так как Юра считает, что он сам знает, что ему нужно. Маше не нравится, когда с ней не согласны и оспаривают ее точку зрения, Маша легко вступает в конфликт по этому поводу. Вите не нравится, когда друзья приглашают его на вечеринки, он всячески отказывается и обижается, что его считают «ботаником». А Витя просто хочет быть умным и разносторонним человеком. Наташе напротив, не нравится учиться, особенно тяжело ей даются точные науки. Наташа очень переживает, что родители считают, будто ее любимое занятие – музыка отвлекает Наташу от учебы и даже хотят запретить Наташе ходить в музыкальную школу. Косте не нравится, что родители не разрешают ему долго общаться с друзьями. Даша и Оля очень переживают, что не имеют высокого авторитета у сверстников. С ними из класса практически никто не общается, считая из «заучками».
В конце занятия происходило обсуждение темы. Дети высказывали свое мнение, для них было неожиданно узнавать какие-то вещи об одноклассниках. Оказалось, что у многих детей похожие проблемы. Подросткам было странно узнать о переживаниях своих сверстниках. К примеру, Дашины переживания подростки слушали с особым интересом, так как считали ее высокомерной девочкой.
Занятие 2
«Конфликтная ситуация». Участникам предлагалось поучаствовать в конфликтной ситуации. Упражнение представляет собой ролевую игру, признанную продемонстрировать некоторые аспекты общения. После проигрывания ситуации подростки должны обсудить впечатления, переживания, возникшие у участников ситуации, а затем у остальных членов группы.
В ходе проведения упражнения выяснилось, что девушки и юноши по-разному реагируют на конфликт. Так, Даша, играющая роль путешественницы, решила разрешить конфликт без скандала, просто попросив заменить ей блюдо. В результате ей не только заменили блюдо, но еще и предложили бесплатно отведать фирменное блюдо. Юра отреагировал на конфликтную ситуацию иначе. Он кричал, чтобы ему вернули деньги, в противном случае он будет жаловаться. Витя просто встал и ушел из ресторана, избежав конфликтной ситуации.
2. «Комплимент» направлено на умение управлять ситуацией, вести переговоры, на развитие контактности.
В ходе выполнения упражнения первоначальные лидеры контакта стремились удержать инициативу. Однако в большинстве случаев собеседникам удавалось предъявить веские аргументы и перехватить инициативу. В результате выполнения упражнения Наташа стала более инициативной в разговоре, Коле удалось лучше отстаивать свою позицию, что свидетельствует о положительном результате упражнения.
3. «За что мы любим» помогало увидеть положительные качества в окружающих, в сверстниках, способствует развитию позитивных социальных установок к себе и окружающим, а также помогает выявить те качества, которые по какой – то причине не отмечены окружающими, которые необходимо развить у себя, повышение уровня самооценки. В ходе выполнения упражнения дети узнали о себе мнение своих сверстников. Так, к примеру, Витя был очень удивлен, что девочки считают его умным и интересным собеседником. В Наташе дети отметили способность к сопереживанию, Юра и Юля были польщены тем, что их наделили хорошими организаторскими способностями, в Даше ребята оценили самообладание.
4. «Просьба». Данное упражнение проводилось с целью развития у подростков социального взаимодействия, снижения конфликтности.
В ходе проведения упражнения было выявлено, что на просьбу лучше откликаются тогда, когда она начинается с комплимента, любезности. Мальчики на просьбы откликаются охотнее, чем девочки.
5. «Волшебная рука» было направлено на познание и обсуждение нового о себе, понимание, в чем разница между тем, как мы себя воспринимаем и как нас воспринимают другие, раскрытие в себе новых сторон характера.
В ходе выполнения упражнения выяснилось, что многие подростки и не догадывались, как их воспринимают окружающие. Так, например, Костю многие считают душой компании, а Колю, напротив ребята воспринимают как «выскочку».
6. «Мне нравится в тебе, что ты…» направлено на познание подростками самих себя, выявление положительных черт в своем характере, повышение самооценки, умение увидеть хорошее в других. В ходе упражнения большинство подростков обращало внимание на внешность собеседника. В качестве положительных свойств характеров были отмечены: доброта у Наташи, ум у Вити, хорошие организаторские способности у Юры.
7. «Планирование будущего» было направлено на умение ставить цель, планировать свое будущее, оценивать свои достоинства и недостатки, которые могут влиять на успешность достижения целей, формировать направленность характера.
В ходе выполнения упражнения оказалось, что Наташа хочет стать учителем. В этом ей, безусловно, поможет такое качество характера как способность к сопереживанию, однако сама Наташа отмечает у себя недостаток организаторских способностей и авторитета личности. Витя хочет стать ученым. У Вити можно наблюдать стремление к достижению к цели, т.к. Витя уже сейчас стремится познать многое, чем вызывает недопонимание окружающих. Маша и Юра осознали в характере такой недостаток как конфликтность.
Занятие 3
1. «Принимаю решение по изменению в себе» направлено на устранение негативных, отрицательных черт характера.
Каждый участник отмечал, что он собирается менять в себе в дальнейшем. Так, Саша пожелал себе быть более общительным, Маше захотелось стать более спокойной.
2. «Пожелания для меня» было направлено на осознание детьми черт своего характера, которые надо развивать у себя, адекватность самооценки, успешной деятельности и общения.
В ходе проведения упражнения Саше пожелали быть более заботливым и чутким, Кате пожелали более настойчиво отстаивать свое мнение, Вите пожелали легче идти на контакт со своими сверстниками, а Маше пожелали быть менее конфликтной.
На следующем этапе с подростками проводился лекционно-практический курс, который состоял из трех блоков: «Я человек», «Я личность» и «Я гражданин».
Я человек
Мы знакомили подростков с психологическими явлениями в жизни человека, развитие интереса подростков к изучению себя, актуализацию знаний в области психологии, диагностику и коррекцию личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям. Примерные темы: Немного о себе; Мое самочувствие; «Основной принцип жизни»; Характер и темперамент и как с этим бороться; Эгоизм; Портрет друга; Ломка стереотипов; Я тебя понимаю; Надежный человек; Навсегда забыть; Я – первый; Какой я; Любимые роли, социальные роли.
Я личность
Затем мы способствовали изучению и овладению приемами межличностного взаимодействия, развитию способности адекватного и наиболее полного познание себя и других людей в общении. Также происходит знакомство с грамматикой эффективного общения, развитие способности конструктивного решения конфликтных ситуаций, повышение уровня культуры межличностных отношений (приведено в приложении). Примерные темы занятий: Я – личность; Психологическая культура личности; Что мне нужно для жизни или 33 несчастья; Стили общения; Умение слушать и слышать; Эмпатия; Основные навыки выступления; Умею ли я сотрудничать; Приемы ведения дискуссии; Конфликт поколений; Умеем ли мы общаться; Миссия.
Я гражданин
Примерные темы занятий: Я и мои друзья; Подростковые субкультуры - плохо или хорошо?; Подростковая энергичность и активность; Социально-зрелая личность; Роль личности в социальной среде; Я и общество - проблемы и перспективы; Человек, личность, гражданин; Гражданин или обыватель; Мир, в котором хотелось бы жить; Добровольчество и волонтерство. Или как помочь обществу; Добровольчество в России. Всеобщая декларация добровольцев; Что такое социальный проект?; Пишем проект.
Данный блок предполагает развитие активной социальной позиции подростков, формирование способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни общества, выявление уровня нравственной воспитанности подростков, развитие навыка самостоятельного принятия решения, развитие навыка организации социально-продуктивной деятельности, приобретение практического опыта, знакомство с обобщенным опытом организации зарубежных и российских волонтерских служб.
Работа во всех блоках опиралась на принципы: ценностного отношения к человеку, субъектности, гармонизации личности и среды, гуманизации и ориентируется на развитие самостоятельности и инициативы. Наиболее эффективным подходом в реализации деятельности является вовлечение учеников в активное, совместное, основанное на критическом анализе взаимодействие. Каждому подростку предлагалось выступить по одной из указанных тем, затем проводилась групповая дискуссия на указанную тему. Данная работа обучает подростков приемам межличностного взаимодействия, способствует формированию адекватной самооценки.
В процессе выполнения упражнений было отмечено, что ребята с интересом дискутировали между собой. На первом занятии (Блок 1) ребята с особым удовольствием рассказывали о себе, о своем самочувствии, основных принципах жизни, характере и темпераменте и т.д. К примеру, Юра рассказал, что основным принципом жизни считает достижение намеченной цели. Ребята анализировали характер и темперамент друг друга. Так, оказалось, что Наташа и Саша по темпераменту относятся к меланхоликам, Витя – к сангвиникам. Юля и Юра – к холерикам.
На втором занятии (Блок 2) ребята выясняли, умеют ли они слушать друг друга, сотрудничать, общаться друг с другом. Для этого ребятам было предложено разделиться на четыре команды. В результате проведения занятия выяснилось, что ребята в целом научились сотрудничать друг с другом, стали менее конфликтны. К примеру, Маша совершенно неожиданно проявила себя очень коммуникабельной, не спорила с ребятами, охотно выслушивала другую точку зрения.
На последнем занятии (Блок 3) ребята обсуждали важные социальные темы. Интересным результатом явилось то, что ребята подошли к данному занятию с особой ответственностью и энтузиазмом. Ребята подготовили доклады по основным темам занятия и внимательно слушали друг друга в ходе выступления. У многих детей в ходе занятия было отмечены неплохие ораторские способности. Возможно, данное явление возникло в результате преодоления ребятами взаимного стеснения и большей сплоченности коллектива.
На последнем этапе формирования социальной направленности у подростков мы проводили совместно с социальным педагогом и классным руководителем КВН, а также готовили школьную газету. Социальным педагогом была выявлена инициативная группа детей в классе. Инициативная группа распределила роли учащихся в проведении КВН, выпуска стенгазеты, изготовлении медалей для награждения победителей, поощрительных призов, поздравительной программы, технического оснащения классной комнаты для проведения КВН, вручения призов, чаепития. Примечательно, что желание участвовать в данном мероприятии проявили большинство детей. Общим голосованием выбрали капитана команды – Юру. В процессе подготовки школьной газеты ребята учились деловому сотрудничеству, учились понимать и поддерживать друг друга, помогать друг другу. Основными темами школьной газеты являлись те, что заботили самих учащихся, к примеру: «Подготовка к выпускному балу…» или «Как сдать ЕГЭ…», «Какой Вуз выбрать и почему?...», «Что нужно подростку для счастья?...», «Где подзаработать?...» и т.д.
Организация социальным педагогом такого мероприятия является формой проведения досуговой деятельности детей, целью которой является сплочение коллектива, выработка взаимопонимания, правильного общения, формирования чувства коллективизма, заботы друг о друге.
После проведения всех указанных мероприятий с подростками была проведена повторная диагностика уровня самооценки подростков. Результаты свидетельствуют о том, что подростки стали более раскованны, более контактны.
Марина при повторной диагностике помимо таких ценностей, как возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, направленности на постоянное физическое и духовное самосовершенствование добавились такие ценности как продуктивнуя жизнь, эффективность в делах, высокие запросы.
Катя и Оля добавили для себя такие ценности, как переживание прекрасного в природе и в искусстве, направленность на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Кроме того, девочки отметили такие качества, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения.
Даша и Наташа отметили для себя важными качествами личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность.
Методика мотивации в достижении показала, что у Наташи и Игоря несколько повысился уровень мотивации достижения.
5. Отчет – самоанализ по итогам практики
Таким образом, совестно с социальным педагогом мы провели исследование социальной направленности личности с помощью диагностических методик, которое выявило следующие особенности:
Наиболее выраженными акцентуациями характера подростков являются повышенный уровень тревожности, т.е. дети склонны к робости, нерешительности, чрезмерной подчиненности. Почти 50% испытуемых отметили неуверенность в себе, они также отмечают невысокий авторитет у сверстников. У нескольких подростков выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. Также у нескольких подростков наблюдается выраженная педантичность, что проявляется в высоком самоконтроле и предусмотрительности своих действий, можно также отметить серьезную настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Некоторые испытуемые склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы.
В результате исследования ценностных ориентаций личности были выявлены четыре личностных типа подростков. Наиболее желательным является четвертый тип подростков. На втором месте стоит третий тип подростков. Третье место занимает второй тип подростков, на четвертом месте – первый тип подростков.
Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной направленности включала лекции для родителей, лекционно-практические занятия с подростками, тренинговую работу с подростками, а также коллективно-творческую работу с подростками. Программа проводилась совместно с такими специалистами как психолог, социальный педагог, классный руководитель.
После проведения работы выяснилось, у некоторых подростков произошла переориентация жизненных ценностей. Так, для Марины стали важны такие ценности как продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Для Кати и Оли стали важны такие ценности, как переживание прекрасного в природе и в искусстве, направленность на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Кроме того, девочки отметили такие качества, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Для Даши и Наташи стали важны личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность
Практически у всех подростков можно отметить, повышение самооценки по таким показателям, как уверенность в себе, авторитет у сверстников, умственные способности. Результаты свидетельствуют о том, что подростки стали более раскованны, более контактны.
Таким образом, совместно с социальным педагогом была проведена работа с детьми, позволяющая решить одну из задач деятельности социального педагога - изучать интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности, создать с учетом этого более комфортные условия для их развития и реализации в социуме, помочь ребенку выбрать свое место в реальной жизни, причем такое, которое наиболее благоприятствует его становлению и росту, нацелив его на решение своих проблем.
Список литературы
1. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Дисс.докт.наук. М.: РАГС. 1999. С.46.
2. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С.26-36.
3. Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций // Семья в крупном городе. Л., 1983. С.171-174.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. С.153.
5. Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: Просвещение. 1989. С.255.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.464.
7. Прихожан Л.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание. 1990. С.80.
8. Журавлев А. Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека: (по материалам исследований ИП РАН) // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 107-117
9. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 34-43.
10. Результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 4. - С. 20- 24