ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Контрольная работа по дисциплине:
«Информационные системы в экономике»
Вариант № 19
Исполнитель:
Факультет: Учетно-статистический
Специальность: Бухгалтерский учет,
анализ и аудит
Группа:
Руководитель:
Воронеж 2008 г. Содержание
Задача 19. 3
Постановка задачи. 4
1 Организационно-экономическая сущность задачи. 4
2 Описание входной информации. 4
3 Описание условно-постоянной информации. 5
4 Описание результирующей информации. 6
5 Описание алгоритма решения задачи. 7
Решение задачи средствами MS Access. 8
Литература. 28
Задача 19
Рассчитайте общую сумму начислений для каждого работника. Расчет выполняется путем накопления всех начислений, касающихся работника.
Входная информация: код цеха, табельный номер, код вида начислений, сумма, начисленная по данному виду начислений.
Результирующая информация: код цеха, табельный номер, всего начислено.
Постановка задачи
1. Организационно-экономическая сущность задачи
1.1. Наименование задачи: расчет начислений работников.
1.2. Место решения задачи: бухгалтерия ООО «Посредник».
1.3. Цель решения задачи: составление ведомостей заработной платы для оплаты труда работников, разработка системы стимулирования труда.
1.4. Периодичность решения задачи: ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
1.5. Для кого предназначено решение задачи: бухгалтерия.
1.6. Источники и способы получения информации: бухгалтерия, отдел кадров, цехи предприятия.
1.7. Информационная модель задачи
1.8. Экономическая сущность задачи. Учет заработной платы необходим для планирования затрат предприятия на оплату труда, выявлению «узких мест» с наиболее низкой производительностью. На основании решения задачи производится оплата труда работникам за период и разрабатывается система стимулирования на следующий плановый период.
2. Описание входной информации
2.1. В данном разделе приводится перечень всех первичных документов, используемых для решения задачи.
2.2. В качестве входной информации используется документ «Ведомость начислений», структура которого представлена в виде:
Ведомость начислений
Код цеха |
Табельный номер |
Код вида начислений |
Сумма, начисленная по данному виду начислений |
|
|
|
|
Описание структуры первичного документа
«Ведомость начислений»
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
Способ ввода реквизита |
|
Целые |
Дробные |
||||
Код цеха |
КС |
С |
2 |
|
Из справочника |
Табельный номер |
ТN |
С |
4 |
|
Из справочника |
Код вида начислений |
N |
С |
3 |
|
Из справочника |
Сумма, начисленная по данному виду начислений |
S |
Ч |
4 |
2 |
Вручную |
2.2. Количество документов за период: соответствует количеству цехов.
2.4. Описание контроля ввода документов:
- код цеха: контроль на диапазон значений от 01 до 99;
- табельный номер: контроль на диапазон значений от 0001 до 9999;
- код вида начислений: контроль на диапазон значений от 001 до 999;
- логический контроль сумм.
3. Описание условно-постоянной информации
3.1. В данном разделе приводится перечень справочников, используемых для решения задачи, а также описание их структуры.
Для решения задачи используется справочник:
- справочник цехов: служит для расшифровки кодов подразделений;
- справочник сотрудников: для расшифровки табельных номеров сотрудников;
- справочник начислений: для расшифровки кодов видов начислений.
3.2 Описание структуры справочников.
Описание структуры документа «Справочник цехов» (СПРЦЕХ)
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
|
Целые |
Дробные |
|||
Код цеха |
KС |
С |
2 |
|
Наименование цеха |
NС |
С |
20 |
|
Описание структуры документа «Справочник сотрудников» (СПРСОТР)
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
|
Целые |
Дробные |
|||
Табельный номер |
ТN |
С |
4 |
|
ФИО сотрудника |
FIO |
С |
30 |
|
Профессия |
NP |
С |
15 |
|
Описание структуры документа «Справочник начислений» (СПРНАЧ)
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
|
Целые |
Дробные |
|||
Код вида начислений |
N |
С |
3 |
|
Наименование начисления |
NN |
С |
20 |
|
4. Описание результирующей информации
4.1. Проектируется форма первичного документа.
Начисления за _______________
Код цеха |
Табельный номер |
Всего начислено |
3.3 Приводится описание структуры результирующего документа
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
|
Целые |
Дробные |
|||
Код цеха |
КС |
С |
2 |
|
Табельный номер |
ТN |
С |
4 |
|
Сумма начислений |
SN |
Ч |
4 |
2 |
4.3. Количество документов за период: ежемесячно 1 шт.
4.4. Количество строк в документе: до 100 (соответствует количеству сотрудников в подразделении (на предприятии))
4.5. Контроль правильности документа: логический контроль полученных сумм
5. Описание алгоритма решения задачи
Для получения ведомости «Начисленная заработная работникам предприятия» расчеты ведутся по каждому работнику:
где
n – количество видов начислений;
SN – размер начислений n-вида по j-му работнику.
Общая сумма начислений по работникам предприятия:
m – число работников предприятия.
Решение задачи средствами MS Access
1. Создание базы данных
1. Вызовем Microsoft Access.
· нажмем кнопку «Пуск»;
· выделим команду «Программы»;
· выберем Microsoft Access;
· нажмем клавишу Enter.
2. Сформируем файл новой базы данных:
· раскроем вкладку «Новая база данных» в разделе «Создание» диалогового окна «Создание файла»: появляется диалоговое окно «Файл новой базы данных»;
· выберем имя текущей папки «Мои документы» в поле «Папки» диалогового окна «Файл новой базы данных»;
· присвоим файлу имя «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия» в поле «Имя файла»;
· нажмем кнопку «Создать»: появляется диалоговое окно с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия» (рис. 1).
Рис. 1. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия»
3. Создадим формы таблиц «Справочник цехов», «Справочник сотрудников», «Справочник начислений».
3.1. Создадим форму таблицы «Справочник цехов»:
· нажмем кнопку объекта «Таблицы», если она не активизирована, в диалоговом окне с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия». Появляется команда «Создание таблицы в режиме конструктора», «Создание таблицы с помощью мастера», «Создание таблицы путем ввода данных»;
· выделим в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора»;
· нажмем клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· осуществим описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже.
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десятичных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязательное поле |
Пустые строки |
Код цеха |
Числовой |
Длинное целое |
- |
- |
0 |
Да |
Нет |
Наименование цеха |
Текстовый |
20 |
- |
- |
- |
Да |
Да |
Содержимое поля «Имя поля» введем с клавиатуры; содержимое остальных полей заполним по указателю .
Зададим ключевое поле для поля Код цеха. Для этого нажмем на этом поле правой кнопкой мыши и выберем значение Ключевое поле.
Сохраним таблицу:
· нажмем кнопку «Закрыть» : в результате появляется диалоговое окно с вопросом;
· нажмем кнопку «Да» на вопрос «Сохранить изменения макета или структуры объекта «таблицы «Таблица1»?: появляется диалоговое окно «Сохранение»;
· введем в поле «Имя таблицы» диалогового окна «Сохранение» имя таблицы «Справочник цехов» (рис. 2):
Рис. 2. Сохранение имени таблицы «Справочник цехов»
· нажмем кнопку OK: появляется диалоговое окно с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия» и указанием в объекте «таблицы» имени сформированной таблицы «Справочник цехов» рис. 3.
Рис. 3. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работников предприятия»
· выделим имя таблицы «Справочник цехов»;
· нажмем «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Справочник цехов» (рис. 4).
Рис. 4. Форма таблицы «Сведения об изделиях»
3.2. Создадим форму «Справочник сотрудников».
· нажмем кнопку «Закрыть» в форме таблицы «Справочник цехов»;
· выделим в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора» диалогового окна с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия»;
· нажмем клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· осуществим описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже.
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десятичных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязательное поле |
Пустые строки |
Табельный номер |
Числовой |
Длинное целое |
- |
- |
0 |
Да |
Нет |
ФИО |
Текстовый |
30 |
- |
- |
- |
Да |
Да |
Наименование профессии |
Текстовый |
15 |
- |
- |
- |
Да |
Да |
· повторим далее действия, аналогичные указанным в 3.1. В результате появляется форма таблицы «Справочник сотрудников» (рис. 5)
Рис. 5. Форма таблицы «Справочник сотрудников»
3.3. Создадим форму «Справочник начислений».
· нажмем кнопку «Закрыть» в форме таблицы «Справочник сотрудников»;
· выделим в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора» диалогового окна с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия»;
· нажмем клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· осуществим описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже.
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десятичных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязательное поле |
Пустые строки |
Код вида начислений |
Числовой |
Длинное целое |
- |
- |
0 |
Да |
Нет |
Наименование начислений |
Текстовый |
20 |
- |
- |
- |
Да |
Да |
· повторим далее действия, аналогичные указанным в 3.1. В результате появляется форма таблицы «Справочник начислений» (рис. 6)
Рис. 6. Форма таблицы «Справочник начислений»
3.4. Создадим форму «Ведомость начислений», куда будут помещены исходные данные о начислениях заработной платы работникам предприятия.
· нажмем кнопку «Закрыть» в форме таблицы «Справочник начислений»;
· выделим в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора» диалогового окна с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия»;
· нажмем клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· осуществим описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже.
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десятичных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязательное поле |
Пустые строки |
Код цеха |
Числовой |
Длинное целое |
- |
- |
0 |
Да |
Нет |
Табельный номер |
Числовой |
Длинное целое |
- |
- |
0 |
Да |
Нет |
Код вида начислений |
Числовой |
Длинное целое |
- |
- |
0 |
Да |
Нет |
Сумма, начисленная по данному виду начислений |
Денежный |
- |
Денежный |
2 |
0 |
Нет |
- |
· повторим далее действия, аналогичные указанным в 3.1. В результате появляется форма таблицы «Ведомость начислений» (рис. 7)
Рис. 7. Форма таблицы «Ведомость начислений»
4. Введем входные данные в таблицы «Справочник цехов», «Справочник сотрудников», «Справочник начислений», «Ведомость начислений».
4.1. Введем данные в таблицу «Справочник цехов»:
· выделим наименование таблицы «Справочник цехов» и нажмем «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Справочник цехов»;
· введем данные по каждой строке таблицы (рис. 8).
Рис. 8. Таблицы «Справочник цехов» с данными
4.2. Введем данные в таблицу «Справочник сотрудников»:
· выделим наименование таблицы «Справочник сотрудников» и нажмем «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Справочник сотрудников»;
· введем данные по каждой строке таблицы (рис. 9).
Рис. 9. Таблица «Справочник сотрудников» с данными
4.3. Введем данные в таблицу «Справочник начислений»:
· выделим наименование таблицы «Справочник начислений» и нажмем «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Справочник начислений»;
· введем данные по каждой строке таблицы (рис. 10).
Рис. 10. Таблица «Справочник начислений» с данными
4.4. Введем данные в таблицу с исходными данными о начислениях заработной платы работникам предприятия «Ведомость начислений»:
· выделим наименование таблицы «Ведомость начислений» и нажмем «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Ведомость начислений»;
· введем данные по каждой строке таблицы (рис. 11).
Рис. 11. Таблица «Ведомость начислений» с данными
5. Организуем взаимосвязи между таблицами «Справочник цехов», «Справочник сотрудников», «Справочник начислений», «Ведомость начислений»:
· нажмем «Сервис» и в его контекстном меню – «Схема данных»: появляется диалоговое окно «Схема данных»;
· нажмем «Связи» и в его контактном меню – «Добавить таблицу»: появляется диалоговое окно «Добавление таблицы» (рис. 12);
Рис. 12. Диалоговое окно «Добавление таблицы»
· выберем по очереди каждое наименование таблицы и нажмем кнопку «Добавить»; после набора названия последней таблицы нажмем кнопку «Закрыть» : появляются таблицы;
· перетащим левой кнопкой мыши поле «Код цеха» из таблицы «Справочник цехов» в таблицу «Ведомость начислений» и совместим его с полем «Код цеха»: появляется диалоговое окно «Изменение связей»; установим флажок «Обеспечение целостности данных» (рис. 13);
Рис. 13. Диалоговые окна «Схема данных» и «Изменение связей»
· проверим тип отношений «Один-ко-многим» и нажмем в диалоговом окне «Изменение связей» кнопку «Создать»: в диалоговом окне «Схема данных» появляется линия связи по полю «Код цеха» между таблицами «Справочник цехов» и «Ведомость начислений».
· аналогичные операции произведем для таблиц «Справочник сотрудников» и «Справочник начислений» (рис. 14).
Рис. 14. Организация взаимосвязи между таблицами «Справочник сотрудников», «Справочник начислений» и «Ведомость начислений»
6. Сконструируем запрос «Расчет начислений для каждого работника»:
· нажмем кнопку «Закрыть» в диалоговом окне «Схема данных»;
· нажмем кнопку объекта «Запросы» в диалоговом окне с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия»: появляются команды «Создание запроса в режиме конструктора», «Создание запроса с помощью мастера»;
· выделим в объекте «Запросы» команду «Создание запроса в режиме конструктора»;
· нажмем клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку» и диалоговое окно «Добавление таблицы»;
· выберем по очереди каждое наименование таблицы в диалоговом окне «Добавление таблицы» и нажмем кнопку «Добавить». После набора последней таблицы нажмем кнопку «Закрыть» : появляются таблицы (рис. 15).
Рис. 15. Макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку» с указанием связей между таблицами
· осуществим последовательно выбор в каждом столбце нижней части запроса: 1) имени таблицы и 2) имени поля;
· в первом столбце запроса выберем имя поля «Код цеха» из таблицы «Ведомость начислений», во втором – Табельный номер из таблицы «Ведомость начислений», в третьем столбце в имени поля введем формулу: Всего начислено: [Сумма], а в имени таблицы «Ведомость начислений»;
· на панели инструментов нажмем на кнопку : появляется поле «Групповая операция»;
· в этом поле для столбцов с именем поля «Код цеха» и «Табельный номер» выберем «Группировка», а для поля «Всего начислено» функцию Sum;
Рис. 16. Макет сформированного запроса «Запрос1: запрос на выборку»
· нажмем кнопку «Закрыть» : в результате появляется диалоговое окно с вопросом;
· нажмем кнопку «Да» на вопрос «Сохранить изменения макета или структуры объекта запроса?: появляется диалоговое окно «Сохранение»;
· введем в поле «Имя запроса» диалогового окна «Сохранение» имя таблицы «Расчет начислений для каждого работника»;
· нажмем кнопку ОК: появляется диалоговое окно с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия». В объекте «Запросы» отражается наименование запроса «Расчет начислений для каждого работника».
· выделим наименование запроса «Расчет начислений для каждого работника»;
· нажмем «Открыть» в меню диалогового окна: появляется таблица «Расчет начислений для каждого работника» (рис. 17).
Рис. 17. Расчет начислений для каждого работника
7. Выдача отчета «Расчет начислений работников предприятия».
· нажмем кнопку «Закрыть» в таблице «Расчет начислений для каждого работника»;
· нажмем кнопку объекты «Отчеты» в диалоговом окне с именем файла «Сведения о начислении заработной платы работникам предприятия»: появляется команды «Создание отчета в режиме конструктора», «Создание отчета с помощью мастера»;
· выделим в объекте «Отчеты» команду «Создание отчета с помощью мастера»;
· нажмем в меню диалогового окна «Создать»: в результате появляется диалоговое окно «Новый отчет»;
· выделим команду «Мастер отчетов» в диалоговом окне «Новый отчет»;
· выберем в качестве источника данных в диалоговом окне «Новый отчет» запрос «Расчет начислений для каждого работника» (рис. 18);
· нажмем кнопку OK: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» (рис. 19);
Рис. 18. Диалоговое окно «Новый отчет» с указанием команды и источника данных
Рис. 19. Диалоговое окно «Создание отчетов»
· подтвердим с использованием контекстного меню в окне «Таблицы и запросы» выбранный ранее запрос «Расчет начислений для каждого работника»;
· выделим последовательно в окне «Доступные поля» и каждое выбранное нами поле перенесем также последовательно в окно «Выбранные поля» с помощью кнопки или для переноса всех полей сразу (рис. 20);
Рис. 20. Диалоговое окно «Создание отчетов» с выбранными полями
· нажмем кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида представления данных (рис. 21);
Рис. 21. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида представления данных
· нажмем кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления (рис. 22);
Рис. 22. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления
· нажмем кнопку «Итоги»: появляется диалоговое окно «Итоги», в котором поставим флажки: 1) «Sum – Сумма, начисленная по данному виду начислений»; 2) «данные и итоги» (рис. 23);
Рис. 23. Диалоговое окно «Итоги» с указанием флажков
· нажмем кнопку ОК: происходит возврат в диалоговому окну «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемых для записей;
· нажмем кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида макета для отчета;
· выберем ступенчатый вид макета и книжную ориентацию, поставив соответствующие флажки (рис. 24);
Рис. 24. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида макета
· нажмем кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора требуемого стиля отчета;
· выберем обычный стиль (рис. 25);
Рис. 25. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора требуемого стиля отчета
· нажмем кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для присвоения имени отчета;
· введем название формы отчета «Расчет начислений работников предприятия ООО «Посредник» Флажок должен указать действие «Просмотреть отчет» (рис. 26);
Рис. 26. Диалоговое окно «создание отчетов» для присвоения имени отчета
· нажмем кнопку «Готово»: появляется диалоговое окно «Расчет начислений работников предприятия ООО «Посредник» с отражением отчета (рис. 27);
Рис. 27. Диалоговое окно «Расчет начислений работников предприятия ООО «Посредник»»
Литература
1. Дайитбегов Д.М. Информационные системы в экономике: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса. – М.: Вузовский учебник, 2007.
2. Одинцов Б.Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике. – М.: Вузовский учебник, 2006.
4. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса. – М.: Вузовский учебник, 2007.
5. Робинсон С. Microsoft Access 2000; учебный курс. СПб: Питер, 2000.