Содержание



Введение. 3

1. Значение и роль прибыли в условиях рыночной экономики. 4

1.1 Экономическая сущность прибыли. 4

1.2 Значение прибыли. 7

1.3 Роль прибыли. 10

2. Стимулирующее значение прибыли. 16

2.1 Стимулирующая функция прибыли. 16

2.2 Состав и распределение прибыли. 18

Заключение. 27

Список литературы.. 28

Введение


Прибыль - одна из основных категорий современной экономической науки. Известная с древнейших времен, в последние годы она получила новое содержание, причем не только для отечественных экономистов, воспитанных на понимании прибыли в изложении "Капитала" К. Маркса, но и для зарубежных бизнесменов, воспитанных в духе рыночной экономики. Акцент понимания прибыли переместился: если ранее прибыль рассматривалась как основное устремление и частное дело участников рынка, то к концу 90-х годов ей отводится макроэкономическая роль главной движущей силы рыночной экономики, обеспечивающей интересы не только собственников и персонала предприятия, но и государства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Прибыль является показателем, кото­рый наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительно­сти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказы­вает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности, что обуславливает актуальность данной работы.

Цель данной работы – рассмотреть прибыль и ее стимулирующее значение. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

·        определить экономическую сущность прибыли, ее роль и значение;

·        рассмотреть стимулирующую функцию прибыли;

·        изучить состав и распределение прибыли.

1. Значение и роль прибыли в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическая сущность прибыли

Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства[1].

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников.

Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения[2].

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.[3]

1.     экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;

2.     стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;

3.     одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. В качестве оценочного показателя прибыль выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Прибыль – это превышение доходов от продажи  товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом):[4]

П = Д – И,

Где П – прибыль;

        Д – доходы;

        И – издержки производства

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действии или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия –размер полученной прибыли.  Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Таким образом, прибыль является обобщающим показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

1.2 Значение прибыли


Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.

Участие лиц, имеющих отношение к предприятию и взаимодействующих с ним, в распределении общих поступлений, которые затем и делятся  между этими лицами, заключается в получении заработной платы, процентов, обязательных платежей, дивидендов и т.д. В наиболее общем виде этот процесс представлен в Приложении 1.

Приведенные на схеме притоки и оттоки финансовых ресурсов разноплановы по многим параметрам, но именно в этих потоках как раз и заключены вознаграждения всех заинтересованных лиц. Несмотря на множественность этих лиц, их можно сгруппировать в несколько групп, и увязать с конкретными показателями прибыли.

Приведенная схема распределения доходов коммерческой организации составлена с учетом интересов четырех крупных групп, имеющих прямое или косвенное отношение к ее деятельности.

Первая группа – это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы – прибыль до вычета процентов и налогов.[5]


Вторая группа – это государство, которое заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя ему с помощью различных льгот, протекции, финансирования и подобных им, государство рассчитывает в свою очередь  на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.

С позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем  источником, из которого государство получает свою долю от общих доходов коммерческой организации. Чем больше значение этого показателя, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.

Третья группа – это владельцы коммерческих организаций. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, то есть один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли. Поскольку основную долю в группе собственников составляют владельцы обыкновенных акций, ключевым индикатором служит прибыль, доступная к распределению среди владельцев обыкновенных акций.

Четвертая группа включает в себя работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, проценты по текущим кредитам и займам, возможность сбыта своей продукции данной организации и т.д.). Вознаграждения этой группы лиц из общей суммы текущих поступлений скрыты в себестоимости продукции и других расходах.[6]

Прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.


1.3 Роль прибыли


Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (Приложение 2).

1) Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы.

И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

2) Прибыль предприятия создаст базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

3) Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

4) Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях- тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

5) Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6) Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества.

 Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.

7) Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и тому подобному.

Рассмотрим, полностью ли лишены «позитива» эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.

Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций (так называемых «арбитражных сделок», основанных на разнице в ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного биржевого рынка - товарного, фондового, валютного - спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска.

Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая «сверхприбыль» от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

Прибыль, полученная предприятием от «теневой» деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема «теневой» прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.

Таким образом, прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации, а также государства в целом.


2. Стимулирующее значение прибыли


2.1 Стимулирующая функция прибыли


Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.[7]

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Таким образом, прибыль – это главный результат предпринимательской деятельности, то ради чего, собственно и осуществляют свою деятельность коммерческие структуры.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства, которое заключается в том, что акционерная, арендная, частная и другие формы собст­венности, получив финансовую самостоятельность, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остав­шуюся после уплаты налогов в бюджет, других обязательных пла­тежей и отчислений.

Предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собст­венности, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование фи­нансовых ресурсов, в том числе прибылей.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким об­разом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показа­теля деятельности предприятия, вместе с тем, не означает ее уни­кальность и универсальность. Анализ стимулирующей роли при­были показывает, что у отдельных хозяйственных субъектов пре­обладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличе­ния фонда оплаты труда в ущерб производственному и социаль­ному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получе­ния «не заработанной» прибыли, т.е. образующейся не в резуль­тате эффективной деятельности предприятия, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интере­сах потребителя. Вместо производства низко рентабельной, не имеющей большого спроса продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорен­табельной продукции.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы обращения, не обеспеченной товарными ресур­сами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссия денег.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием ры­ночных отношений, определяет необходимость правильного ее ис­числения. От того, на сколько достоверно будет определена пла­новая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Руководство предприятия имеет значи­тельную свободу в регулировании величины финансовых результа­тов. Так, исходя из принятых финансовых стратегий предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину общей прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имуще­ства, порядка его списания, установления срока использования и т.д. В современных условиях экономист и бухгалтер должны хо­рошо знать различные методики формирования финансовых ре­зультатов, уметь выбрать и предложить руководству тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию принятой на предприятии финансовой стратегии.


2.2 Состав и распределение прибыли


Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого хозяйствующего субъекта и госу4дарства в целом. Поэтому важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль.[8]

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фон­дов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – основная часть валовой прибыли. В состав валовой прибыли также включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных средств и другого имущества предприятия, внереализационные доходы (Приложение 3).

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Она уменьшается на:

-         сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России;

-         дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-         доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.

Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли исключаются  суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль, который занимает значительную долю в общих налоговых доходах государства. К примеру, в масштабе Новосибирской области налог на прибыль в 2003 году составил 4575,5 млн. руб. (Приложение 4).[9]

После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая находится в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и используется им самостоятельно.

Чистая прибыль предприятий направляется на финансирование НИОКР, а также работ:[10]

-         по созданию, освоению и внедрению новой техники;

-         на совершенствование технологии и организации производства;

-         модернизацию оборудования;

-         улучшение качества продукции;

-         техническое перевооружение;

-         реконструкцию действующего производства.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль используется:

-         для уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств;

-         на приобретение основных средств;

-         уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.

Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из чистой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия работникам, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законодательством Российской Федерации продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание, по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимого на затраты производства в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.

Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависят курс акций данной организации, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.

Учитывая, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая может быть направлена в инвестиции, дивидендная политика влияет на финансовое состояние предприятия. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами: размер предприятия, его положение на финансовом рынке, уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности предприятия со стороны других акционеров.

В силу изложенного решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров общества.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником финансирования не только производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства – уплаты различных штрафных санкций . Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

В случае сокрытия прибыли от налогообложения или взносов во государственные внебюджетные фонды также взыскиваются штрафы, источником уплаты которых является чистая прибыль.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, - потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв, то есть рисковый фонд. Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован:

-         на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию;

-         на разработку и внедрение новой техники;

-         прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка;

-         другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Средства этого фонда имеют целевое назначение – для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска других расходов, возникающих в про­цессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможность выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка чистой прибыли

Если сумма уставного капитала и фонд накопления превы­шают величину полученной прибыли, то можно говорить об устойчи­вом финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнение соотношения этих сумм свидетельствует о предкризис­ном состоянии.

Выявленные пропорции использования чистой прибыли ха­рактеризуют распределительную политику руководства предпри­ятия. Так соотношение фондов потребления и накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании.

Направляя значительную часть чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможность будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложение), способствует ускорению экономического роста, тем самым расши­ряются возможности будущего потребления.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребле­ния. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в соб­ственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопле­ния – в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Раз­личия капиталов и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления – в ре­зультате распределения чистой прибыли.

Фонд накопления объединяет ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена для строи­тельства и приобретения основных фондов, т.е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов нако­пления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производст­венного и непроизводственного назначения и осуществление дру­гих капитальных вложений. Часть средств фонда накопления, на­правленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвоз­вратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числи­лись в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалент­ная стоимость другого имущества, созданного на эти средства и также отраженного в активе, но по другой статье.

Для контроля за движением средств в составе фонда накоп­ления рекомендуется выделить фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.

Средства фонда потребления предназначены для финансиро­вания расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложе­ний в социальную сферу) и материальное стимулирование коллек­тива предприятия. За счет средств фонда потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными ре­зультатами, различного вида поощрения, вознаграждения за дол­голетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Специальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установлен­ных законодательством, также осуществляются за счет фонда по­требления. К социальным выплатам относятся:

1)    Материальная помощь;

2)    Оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых;

3)    Приобретение за счет предприятия медикаментов.

Безфондовый метод чаще всего использую малые предпри­ятия. Фондовый метод использования прибыли предполагает рас­пределение чистой прибыли в соответствии с учредительскими до­кументами по фондам, в которых предусмотрена величина отчис­лений. Порядок формирования и расходования средств фондов оп­ределяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия.

Таким образом, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.

Очевидно, что на размер отчислений от прибыли влияет размер этой самой прибыли, величина которой зависит от различных факторов, способных оказать влияние на ее величину. Поэтому предприятия заинтересованы максимизировать прибыль, остающуюся в их распоряжении. Государство, в свою очередь, заинтересовано в максимизации валовой прибыли, подлежащей налогообложению. Известно, что предприниматели по мере возможности стараются сокрыть свои доходы, чтобы не платить налог на прибыль. С этой целью, в последние годы государство снизило налог на прибыль с 35% до 24%, что послужило стимулом вывода части доходов из «теневой экономики».




Заключение


Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что прибыль является мощным генератором экономики. Стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса.

Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.

Функционирование предприятий на началах коммерческого расчета приводит к тому, что прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но и источника удовлетворения разнообразных потребностей как самого предприятия, так и общества в целом.

Прибыль — важный источник расширения производства и обеспечения других внутрихозяйственных потребностей; часто ее используют для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов; постоянно возрастает роль прибыли в формировании бюджетных, внебюджетных и благотворительных фондов.

В условиях, когда прибыль удовлетворяет разнообразные потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников.

Предприятия свободны в распределении прибыли за исключением обязательных отчислений в резервный фонд, формирование которого в соответствии с законом обязательно для некоторых видов юридических лиц (АО), а также сумм санкций вносимых в бюджет за счет чистой прибыли (пени, платежи за загрязнение окружающей среды и т.п.)

В ходе выполнения работы была определена экономическая сущность прибыли, ее роль и значение, рассмотрена стимулирующая функция прибыли, а также изучен состав и распределение прибыли, что соответствует поставленной цели. При этом было установлено:

·        как экономическая категория прибыль характеризует результат предпринимательской деятельности;

·        прибыль является основой развития предприятия и одним из основных источников дохода государства;

·        прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества;

·        прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива и в этом заключается ее стимулирующее значение;

·        особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации.


Список литературы

1.     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003.

2.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3.     Новосибирская область в 2003 году: Краткий статистический сборник / Новосибирский областной комитет государственной статистики. – Новосибирск: 2004.

4.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

5.     Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. -  М.: НОРМА, 2003.

6.     Справочник финансиста предприятия / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2004

7.     Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2003.

8.     Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003

9.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

10.                       Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003.

11.                       Экономика: краткий курс / Авт. Сост. Руденко В.И.  – М.: Дашков и К0 , 2004.


[1] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 220

[2] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003. – с. 99.

[3] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 221-222


[4] Экономика: краткий курс / Авт. Сост. Руденко В.И.  – М.: Дашков и К0 , 2004. с. 57

[5]Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 369

[6]Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 371

[7]Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166


[8]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.221

[9]Новосибирская область в 2003 году: Краткий статистический сборник / Новосибирский областной комитет государственной статистики. – Новосибирск: 2004. – с. 27

[10]Справочник финансиста / Группа авторов. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 133