1.    Какие действия персонала клиента могут выступать признаками мошенничества?

Мошенничество – преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей или сотрудников субъекта или третьими лицами и повлекшее за собой неправильное представление финансовой отчетности.

Согласно МСА 240 «Мошенничество и ошибки» мошенничество может выражаться в действиях:

1)     манипуляция, фальсификация, изменение учетных записей или документов;

2)     незаконное присвоение активов;

3)     сокрытие или пропуск информации об операциях в учетных записях или документах;

4)     отражение в учете несуществующих операций;

5)     неправильное применение учетной политики.

Руководство проверяемого субъекта несет ответственность за предотвращение и обнаружение фактов мошенничества или ошибок с помощью эффективных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проведения ежегодного аудита. На аудитора не переносится ответственность за предотвращение ошибок или мошенничества.

2.     Что представляют собой ошибки в финансовой отчетности?

Согласно МСА 240 «Мошенничество и ошибки» ошибки – непреднамеренные погрешности, допущенные в финансовой отчетности (например, математические просчеты, описки, упущение фактов или их неверная интерпретация, неправильное применение учетной политики).

3.     Какие действия предпринимает аудитор при обнаружении мошенничества или ошибок?

В процессе планирования, аудитор должен:

1) запросить у руководства данные о ранее обнаруженных фактах мошенничества и ошибок;

2) оценить зависящий от них риск существенного искажения финансовой отчетности;

3) разработать процедуры, с помощью которых возможно обнаружить эти существенные искажения.

При проведении аудита субъектов, использующих компьютерные информационные системы, дополнительно обращается внимание на невозможность получить информацию, записанную в компьютерных файлах; изменения в программах, не отраженные документально; общее несоответствие компьютерных данных и показателей финансовой отчетности.

Несмотря на правильное планирование, стандартное проведение аудиторских процедур, наличие эффективных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует риск необнаружения существенных искажений, причем этот риск выше в отношении искажений, возникших в результате мошенничества, так как направлены на его сокрытие и предоставление аудитору недостоверной информации.

Аудитор должен рассмотреть риск существенного искажения отчетности, которое может возникнуть в результате мошенничества и ошибок.

Если результаты аудиторских процедур указывают на наличие искажений, аудитор должен оценить существенность отклонений. Если оценка размера искажений превышает уровень существенности, аудитор должен провести модифицированные или дополнительные процедуры.

Если результаты этих процедур не рассеяли подозрения аудитора, то он должен обсудить ситуацию с руководством субъекта, обратить внимание на надлежащее отражение операций в финансовой отчетности, проанализировать последствия для аудиторского заключения.

При обнаружении мошенничества или ошибки аудитору следует пересмотреть оценку рисков и подвергнуть сомнению достоверность заявлений руководства аудируемого лица.

Аудитор должен сообщить руководителям субъекта о своих подозрениях по поводу мошенничества, даже если оно не влечет существенных последствий для финансовой отчетности. Если в совершении мошенничества подозреваются руководители высшего ранга, то аудитор может обратиться за юридической консультацией. Информирует аудитор также о существенных ошибках.

Если по вине клиента не удалось получить достаточные аудиторские доказательства в пользу наличия или отсутствия искажений, то аудитор выражает условно-положительное мнение или отказывается от выражения мнения о финансовой отчетности ввиду ограничения объема аудита.

В некоторых случаях согласно законодательству аудитор должен уведомить контрольные органы о фактах мошенничества или ошибках, совершенных организациями. При необходимости аудитор может получить юридическую консультацию.

Если субъект не принимает действий по исправлению ситуации в связи с мошенничеством, аудитор может отказаться от проведения аудита, а также от продолжения сотрудничества с данным субъектом (имеются подозрения о причастности руководства к совершенным мошенничествам). При получении запроса от нового аудитора, которого пригласили провести проверку, действующий аудитор может с разрешения клиента проинформировать коллегу о причинах отказа ото проведения аудита. Если клиент не разрешает действующему аудитору обсуждать его дела, то об этом последний сообщает аудитору, получившему предложение о проведении аудита.

4.Каким образом руководство клиента обеспечивает выполнение требований законов и нормативных актов?

Руководство клиента несет ответственность за осуществление деятельности в соответствии с законами и нормативными актами, а также за предотвращение и выявление фактов несоблюдения требований законодательства. Процедуры, направленные на выполнение этих обязанностей:

1)                ведение реестра основных законов, регулирующих деятельность  субъекта, и контроль за изменениями требований законодательства (с помощью юридических консультантов);

2)                организация и функционирование системы внутреннего контроля, формирование отдела внутреннего аудита и (или) ревизионной комиссии;

3)                разработка, опубликование и контроль за соблюдением Правил внутреннего распорядка;

4)                проведение ежегодного аудита.

5.                            Какие обстоятельства могут свидетельствовать о несоблюдении клиентом правовых и административных норм?

Аудитор должен иметь в виду, что несоблюдение субъектом законов и нормативных актов может оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

Несоблюдение – действие или бездействие проверяемого субъекта в финансово-хозяйственной сфере, противоречащие законодательству.

Обстоятельства, которые могут привлечь внимание аудитора и указывать на факт несоблюдения законодательства:

1)                расследование, проводимое государственными департаментами;

2)                факт наложения штрафов, пеней;

3)                оплата услуг, не определенных в договорах;

4)                выдача ссуд консультантам, связанным сторонам, их работникам, государственным служащим;

5)                закупка по ценам, отличных от рыночных;

6)                необычные наличные платежи, выплаты на предъявителя или перечисления не в ту страну, из которой поставлялись товары или услуги;

7)                необычные операции с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах;

8)                недостаточное документальное оформление операций;

9)                неадекватная система бухгалтерского учета.

6.                            Какие действия должен предпринять аудитор при обнаружении фактов несоблюдения законодательства?

При планировании аудита необходимо:

1)                исходить из принципа профессионального скептицизма;

2)                обладать представлением о требованиях законодательства, применимых к данному субъекту, отрасли.

Для этого необходимо:

1)                использовать имеющуюся информацию о деятельности субъекта;

2)                запрашивать руководство о политике и процедурах, направленных на соблюдение законодательства;

3)                обсуждать с руководством политику или процедуры выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций;

4)                обсуждать требования законодательства с аудиторами дочерних организаций.

После этого следует спросить руководство о соблюдении применимого законодательства и проверить переписку с регулирующими и лицензирующими органами. Далее проводятся процедуры с целью получения достаточных доказательств соблюдения законов и нормативных актов, регулирующих состав, содержание и раскрытие финансовой отчетности:

- ознакомление с протоколами собраний учредителей;

- составление запросов, адресованных руководству и юрисконсульту о судебных разбирательствах, исках, санкциях;

- выполнение процедур проверки по существу (тестирование операций и сальдо счетов);

- получение от руководства субъекта подтверждения того, что аудитору сообщены все возможные факты несоблюдения законодательства, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности.

Аудитор должен оценить влияние последствий фактов несоблюдения законодательства на финансовую отчетность. Принимаются во внимание: финансовые последствия (пени, штрафы, санкции, угроза конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, и др.); их раскрытие и влияние на достоверность отчетности.

Выявленные обстоятельства подлежат документальному оформлению и обсуждению с руководством субъекта.

О выявленных фактах несоблюдения законодательства, аудитор сообщает ревизионной комиссии, совету директоров и высшему руководству.

7.                            Каким образом могут быть оформлены заявления руководства?

Заявление руководства – это сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на запросы.

Заявления поступаю в устно или письменной формах. Аудитор должен получить письменные заявления от руководства, если предполагается, что другим путем невозможно получить аудиторские доказательства. Если заявления поступили в устной форме, то аудитор должен включить их в рабочие документы в виде краткого изложения беседы; лучшим доказательством будут являться письменные заявления. Письменные заявления оформляются в виде:

- письма-заявления от руководства;

- письма аудитора с изложением его понимания заявлений руководства, подтвержденного руководством;

- протокола заседания органов управления или подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.

Письмо-заявление должно быть адресовано аудитору, датировано и подписано полномочными лицами (генеральным и финансовым директором).

8.Как должен поступить аудитор в случае отказа руководства от предоставления заявлений?

Если руководство отказывается предоставить необходимые заявления, то это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. Аудитор  выражает условно-положительное мнение или отказывается от выражения мнения.

9. Каковы основные элементы аудиторского заключения о финансовой отчетности?

После изучения и оценки выводов, сделанных на основании полученных доказательств, аудитор определяет, подготовлена ли информация в соответствии с установленными основами финансовой отчетности, и формулирует мнение о отчетности.

Согласно МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» основными элементами аудиторского заключения являются:

а) наименование;

б) адресат;

в) вводный параграф (введение);

г) параграф, описывающий объем проверки;

д) параграф,  в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности;

е) дата выдачи аудиторского заключения;

ж) адрес аудитора;

з) подпись аудитора.

В названии стандарта рекомендуется использовать слова независимый аудитор, чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов других лиц. Адресат определяется в соответствии с условиями договоренности об аудите и местными нормативными актами (адресуется акционерам, совету директоров). Введение содержит перечень проверенной отчетности с указанием даты и отчетного периода, упоминание об ответственности руководства за финансовую отчетность и содержащиеся в ней утверждения и обязанности аудитора, заключающейся только в выражении его мнения об этой отчетности на основе проведенной проверки.

В параграфе, описывающем объем проверки должна быть ссылка на МСА или стандарты и нормы и указание на то, что проверка планировалась и проводилась с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Также указывается, что проверка включала:

- анализ доказательств, подтверждающих суммы и сведения, содержащиеся в отчетности;

- определение применяемых принципов учета;

- исследование существенных учетных оценок, сделанных руководством;

- оценку общего представления отчетности.

Заключение также должно содержать подтверждение аудитора относительно того, что проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.

В параграфе, выражающем мнение аудитора, указывается, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление финансового положения и результатов деятельности субъекта в соответствии с основами финансовой отчетности

10. Какая информация включается в параграф, описывающий объем проверки?

В параграфе, описывающем объем проверки должна быть ссылка на МСА или стандарты и нормы и указание на то, что проверка планировалась и проводилась с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Также указывается, что проверка включала:

- анализ доказательств, подтверждающих суммы и сведения, содержащиеся в отчетности;

- определение применяемых принципов учета;

- исследование существенных учетных оценок, сделанных руководством;

- оценку общего представления отчетности.

11. Какие существуют виды мнений аудитора?

МСА 701 «Модификации заключения независимого аудитора» представляет собой новый документ в системе международных стандартов аудита, в котором рассматриваются вопросы модификации аудиторских заключений. Ранее это было включено в МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»..

Безусловно-положительное мнение выражается тогда, когда аудитор считает, что финансовая отчетность представлена объективно во всех существенных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности.

Заключение считается модифицированным, если оно содержит поясняющий параграф или мнение, отличное от безусловно-положительного. Аудитор должен модифицировать заключение путем включения дополнительного параграфа, если имеется фактор, указывающий на неуместность допущения непрерывности деятельности, или неопределенность, способная в будущем повлиять на финансовую отчетность. Эти факторы не оказывают влияния на мнение аудитора, что должно быть отражено в заключении.

Аудитор не может выразить безусловно-положительное мнение, если существует одно из обстоятельств:

- ограничение объема аудита;

- несогласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или достаточности раскрытия финансовой информации в отчетности.

Если влияние этих обстоятельств существенно для финансовой отчетности, то аудитор выражает отрицательное мнение. Если влияние этих факторов не настолько существенно, но безусловно-положительное мнение выразить нельзя, то аудитор выражает условно-положительно мнение.

При существенном ограничении объема, из-за чего аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, должен быть составлен отказ от выражения мнения.

12. Что понимается под модифицированным заключением?

Модификация заключения аудитора – изменение типовой формы безусловного заключения аудитора, выражающееся в виде добавления к заключению пояснительного параграфа, либо выражение мнения, отличного от того, которое приводится в безусловном заключении аудитора.

13. Какие обстоятельства могут обусловить модификацию аудиторского заключения?

 Согласно МСА 701 «Модификации заключения независимого аудитора» единообразие формы и содержания каждого типа модифицированного заключения будет способствовать пониманию пользователей таких заключений. В соответствии с этим МСА 701 предлагаются формулировки модифицирующих фраз, используемые при составлении модифицированного заключения. Так, аудитор должен модифицировать аудиторский отчет посредством включения абзаца, в котором указывается на существенный фактор, имеющий отношение к допущению о непрерывности деятельности субъекта, а также рассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения абзаца в случае значительной неопределенности (не касающейся допущения о непрерывности деятельности предприятия), устранение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую отчетность. При этом под неопределенностью понимается фактор, исход которого зависит от будущих действий или событий, не находящихся под прямым контролем организации, но способных оказать воздействие на финансовую отчетность.

Введение специального параграфа при модификации заключения может быть обусловлено причинами:

1) необходимость привлечения внимания к ситуации, влияющей на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) сомнения в соблюдении принципа непрерывности деятельности аудируемого лица;

3) наличие значительной неопределенности (иной, нежели соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

14. В каких случаях формулируется условно-положительное мнение аудитора?

Аудитор не может выразить безусловно-положительное мнение, если существует одно из обстоятельств:

- ограничение объема аудита;

- несогласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или достаточности раскрытия финансовой информации в отчетности.

Если влияние этих факторов не настолько существенно, но безусловно-положительное мнение выразить нельзя, то аудитор выражает условно-положительно мнение.

15. Чем может быть обусловлен отказ аудитора от выражения мнения?

При существенном ограничении объема, из-за чего аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, должен быть составлен отказ от выражения мнения.

16. Какие разновидности сопоставлений определены международными стандартами аудита?

Сопоставления – это соответствующие суммы и иные раскрываемые сведения за предшествующий отчетный финансовый период или другие периоды, представ

В МСА 710 «Сопоставления» изложены стандарты и рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставлений.

Показатели для сопоставления могут быть следующими:

- соответствующие показатели - включаются как часть финансовой отчетности за текущий период. Рассматриваются только в связи с показателями за этот период (например, суммы доходов и расходов за текущий и прошлый периоды, приведенные в отчете о прибылях и убытках за отчетный период);

- сопоставимая финансовая отчетность - финансовая отчетность за предшествующий период, приведенная для целей сопоставления с финансовой отчетностью текущего периода..

17. Какая информация в отношении сопоставлений должна быть проверена?

Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставления основам финансовой отчетности, относящимся к проверяемой отчетности. В отношении сопоставлений аудитор определяет:

- соответствие учетной политики текущего и предыдущего периодов, наличие необходимых корректировок и раскрытие сведений;

- согласование показателей с суммами и раскрываемыми сведениями, представленными за предыдущий период.

18. Каковы особенности составления заключения о сопоставимой финансовой отчетности, если отчетность за предыдущий период проверялась другим аудитором?

Если финансовая отчетность, содержащая соответствующие показатели, проверяется новым аудитором, то заключение должно содержать либо ссылку на то, что финансовая отчетность за предыдущий период проверялась другим аудитором, либо указание на то, что отчетность за предыдущий период не проверялась. Если при проверке новый аудитор обнаружит, что соответствующие показатели искажены, он должен потребовать от руководства их пересмотра и в случае отказа модифицировать аудиторское заключение.

В заключении по сопоставимой финансовой отчетности аудитор конкретно указывает на сопоставления. Заключение применяется к каждому отдельно представленному финансовому отчету, и аудитор в случае необходимости может выразить мнение, отличное от безусловно-положительного, за отдельные периоды и в то же время выдать отдельное заключение по остальной отчетности. Если мнение об отчетности за предыдущий период, сложившееся в ходе текущей проверки, отличается от ранее выраженного, то аудитор раскрывает существенные причины этого различия в поясняющем параграфе.

Если отчетность за предыдущий период была проверена другим аудитором, то возможно развитие событий по одному из следующих вариантов:

1. Предшествующий аудитор может повторно составить аудиторское заключение по проверенной им отчетности, а новый составляет заключение только за текущий период.

2. Новый аудитор составляет заключение, в котором содержится информация о том, что отчетность за предыдущий период проверена другим аудитором, и о типе и дате заключения, выданного предшественником.

При проверке отчетности новый аудитор может обнаружить не замеченное предыдущим аудитором существенное искажение, влияющее на финансовую отчетность за предыдущий период. В этом случае новый аудитор должен обсудить данный вопрос с руководством и после получения согласия обратиться к предшественнику с предложением о повторном составлении заключения за предыдущий пери-' од. Если предшественник соглашается выдать заключение, то новый аудитор составляет заключение за текущий период. Если предыдущий аудитор отказывается выполнить указанные требования, то новый аудитор может в своем заключении отметить, что предшествующее заключение по отчетности было составлено до ее переиздания и что при переиздании были сделаны необходимые корректировки.

Если отчетность за предыдущий период не проверялась, новый, аудитор должен указать на этот факт в заключении и проверить начальные сальдо текущего периода. Если при проверке обнаружится, что показатели -за предыдущий период искажены, аудитор должен потребовать от руководства их пересмотра, а в случае отказа -- модифицировать аудиторское заключение.

19. Каковы цели ознакомления аудитора с прочей информацией, включенной в финансовую отчетность?

Согласно МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» прочая информация – это информация финансового и нефинансового характера, содержащаяся вместе с финансовой отчетностью в публикуемом документе (включенные в годовой отчет данные о должностных лицах, занятости, планируемых капитальных расходах, и пр.).

Аудитор не обязан составлять заключение по этой информации, но должен ознакомиться с ней для выявления существенных несоответствий с проверенной отчетностью, так как такие противоречия могут поставить под сомнение выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Аудитор обязан ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проаудированной финансовой отчетностью.

20. Какие действия предпринимаются аудитором при обнаружении несоответствия прочей информации сведениям, содержащимся в финансовой отчетности?

При обнаружении несоответствий аудитор должен определиться с необходимостью внесения поправок в проверенную отчетность или прочую информацию. Руководство субъекта может не соглашаться с аудитором. В этих случаях, если требуется внесение поправок в отчетность, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. Если требуется внесение поправок в прочую информацию, аудитор должен внести в свое заключение поясняющий раздел, описывающий несоответствие и расхождение с данными субъекта.

Если аудитор обнаружил искажения в прочей информации, не имеющей отношения к содержанию проверяемой финансовой отчетности, он должен сделать запрос или обратиться с заявлением к руководству субъекта с предложением устранить это несоответствие или проконсультироваться с экспертами. Если руководство субъекта отказывается устранить выявленные несоответствия, аудитор должен уведомить либо его высшее руководство, либо лиц, от которых зависит деятельность субъекта.

Аудитор должен рассмотреть проблемы пересмотра прочей информации или финансовой отчетности в тех случаях, когда он не смог получить к ней доступ до даты составления своего отчета. В этих случаях необходимо руководствоваться рекомендациями МСА 560 «Последующие события.

21. Какие варианты формулировок констатирующего параграфа отчета аудитора возможны по результатам проведения обзора?

Обзор финансовой отчетности - услуга, при проведении которой аудитор должен определить наличие обстоятельств, указывающих на то, что финансовая отчетность не была составлена во всех существенных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности.

По результатам обзора в аудиторском отчете формулируется мнение в виде негативной уверенности. Негативная уверенность - это отрицание факта обнаружения каких-либо значительных искажений, выраженное по результатам проведенных работ.

Содержание констатирующего параграфа заключения по обзору

Возможные ситуации

Выводы аудитора

Факты, указывающие на то, что отчетность составлена не в соответствии с применимыми основами, не обнаружены

Не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины в соответствии с МСФО

Обнаружены факты, оказывающие негативное влияние на достоверность отдельных статей финансовой отчетности

Не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины в соответствии с МСФО, за исключением перечисленных фактов

Обнаружены факты, оказывающие существенное негативное влияние на достоверность финансовой отчетности

Учитывая изложенные факты ,финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины в соответствии с МСФО

Масштаб обзора ограничен

Не обнаружено ничего, что дало бы основание полагать, что финансовая отчетность не представляет достоверной и объективной картины в соответствии с МСФО, если не принимать во внимание поправки, внесение которых могло бы оказаться необходимым в отсутствие ограниченного обзора

Масштаб обзора существенно ограничен

Невозможно обеспечить какую бы то ни было степень уверенности

22. С помощью каких приемов и методов осуществляются согласованные процедуры?

Согласованные процедуры - действия аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, субъектом и любыми соответствующими третьими сторонами.

Аудитору рекомендуется использовать следующие методы получения информации, касающейся условий задания:

опрос;

анализ, сравнение;

проверку расчетов;

сквозную проверку;

наблюдение;

осмотр;

запрос и подтверждение.

При определении условий задания аудитор должен обратить внимание руководства клиента на то, что выполняемые процедуры не будут являться аудиторской проверкой или обзором и что аудиторское мнение по результатам такой работы не выражается. Аудитор устанавливает ограничения в отношении распространения информации отчета о фактических результатах.

23. Каковы особенности отчета аудитора, составляемого по результатам выполнения согласованных процедур?

В случае проведения согласованных процедур аудитор представляет в виде отчета сторонам, участвующим в договоренности, только фактические выводы без выражения уверенности. Пользователи отчета самостоятельно оценивают объем проведенных процедур и предложенные выводы и составляют собственные заключения на основе данных работы аудитора. Аудитор должен представить выводы по поводу задолженности клиента поставщику, подтвержденной проверенными документами.

В отчете, помимо обычных реквизитов и параграфов, должны быть отражены следующие принципиальные моменты:

- заявление о согласовании выполненных процедур с получателем отчета;

- перечень конкретных выполненных процедур;

- заявление о том, что процедуры не являются аудиторской проверкой или обзором;

- указание на ограниченность объема процедур целью договоренности и упоминание о том, что при проведении дополнительных процедур, проверки или обзора могли быть обнаружены и другие проблемы, требующие отражения в отчете. Данная информация включается для того, чтобы не вызывать неоправданных ожиданий в отношении выявления всех обстоятельств, интересующих получателей отчета.

24. Как распределяются обязанности и ответственность между аудитором и клиентом при подготовке финансовой информации?

Подготовка финансовой информации -- это сбор, классификация, обобщение и представление финансовой информации с применением знаний аудитора в области бухгалтерского учета (например, составление бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности на основе предоставленных клиентом данных бухгалтерского учета). При оказании данной услуги аудитор выступает в роли бухгалтера, поэтому в тексте МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации» используется именно этот термин.

При определении условий задания бухгалтер должен проинформировать руководство клиента о следующем:

- выполнение задания не предусматривает проведение аудиторской проверки или обзора, не предполагает выражения уверенности в достоверности информации, не гарантирует выявления ошибок или нарушений;

- ответственность за полноту и точность предоставляемой бухгалтеру информации несет руководство клиента;

- финансовая информация будет подготовлена с соблюдением перечисленных в отчете принципов бухгалтерского учета, кроме того, будут раскрыты все известные отступления от этих принципов (количественную оценку таких отступлений приводить необязательно).

Для подготовки финансовой информации бухгалтер получает общее представление о характере финансово-хозяйственной деятельности клиента, формах его бухгалтерских записей и основах финансовой отчетности, в соответствии с которыми должна быть представлена требуемая информация. В обязанности бухгалтера не входит:

- оценка достоверности и полноты предоставленной информации;

- оценка системы внутреннего контроля;

- получение подтверждений или проверка разъяснений.

Если бухгалтеру становится известно, что предоставленная ему информация не удовлетворяет предъявляемым требованиям, то он должен запросить у руководства клиента дополнительные сведения, а в случае невыполнения этой просьбы - отказаться от подготовки финансовой информации.

В отчете о выполнении задания по подготовке финансовой информации помещается заявление о том, что аудиторская проверка или обзор не проводились и что в связи с этим уверенность в достоверности информации не выражается. На каждой странице подготовленной отчетности либо на титульном листе должны содержаться ссылки на то, что данные собраны и представлены без проведения аудита и обзора.

Аудитор считается причастным к финансовой информации, если:

- к ней прилагается его отчет;

- им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью (т.е. если выполнялись сопутствующие услуги).

Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становится известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств. Если аудитор проводил обзор финансовой отчетности, а клиент представляет заинтересованным пользователям его мнение как утверждение абсолютной достоверности проверенной информации, то аудитор, узнав об этом, должен предпринять меры.

Аудитор должен строить отношения с клиентом в соответствии с юридическими требованиями и профессиональными этическими принципами, с учетом внутренних процедур и практики аудитора.

25. В каких случаях аудитор считается причастным к финансовой информации клиента?

Аудитор считается причастным к финансовой информации, если:

- к ней прилагается его отчет;

- им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью (т.е. если выполнялись сопутствующие услуги).

Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становится известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств. Если аудитор проводил обзор финансовой отчетности, а клиент представляет заинтересованным пользователям его мнение как утверждение абсолютной достоверности проверенной информации, то аудитор, узнав об этом, должен предпринять меры.






















Список литературы


1.                 Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учеб. пособие / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. – М.: КНОРУС, 2007.

2.                 Панкова С.В. Международные стандарты аудита: учебное пособие – М.: Экономистъ, 2003 – 158с.

3.                 Суглобов А. Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности / А.Е. Суглобов. - Москва : Экономистъ, 2005. - 254 с.