Содержание


Введение. 3

1. Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми. 5

2. Исследование причин, вызывающих трудности в общении подростков с родителями. 20

3 Результаты и исследования. 23

Заключение. 27

Список литературы.. 28

Приложение. 29


Введение


Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии и педагогике. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен­ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии и педагогике, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится обще­ние как со взрослыми, так и со сверстниками.

Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со взрослыми т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Во взаимоотношениях со взрослыми у подростков могут воз­никать различные затруднения.

Такие трудности во взаимоотношениях являются одной из сложных проблем в психологии и педагогике. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

Целью курсовой работы является выявление основных причин труднос­тей, возникающих в общении подростков.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. Рассмотрение особенностей взаимоотношений подростков со взрослыми.

2. Путем тестирование проведение исследования причин, вызывающих трудности во взаимоотношениях подростков со взрослыми

3. Анализ результатов исследования и выводы.

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- методики диагностики уровня взаимоотношений подростков с родителями (тест Кэттеля)

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.


1. Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми


Характерные черты подросткового возраста:

Межличностные отношения занимают главенствующее место в об­щении. Эти отношения предполагают наличие другого человека и возможность изменить собственный образ мыслей или действий. Об­щение гораздо тире обмена информацией. В рамках семейных от­ношений невозможно определить какую-либо «стратегию» общения. Для предшествующих поколений коммуникация основывалась, глав­ным образом, на передаче накопленных знаний. Сегодня данная  стратегия отчасти находится под угрозой, ибо традиционные ценно­сти распадаются. В поле воспитания господствуют не столько непо­грешимые знания, сколько сомнения (гораздо чаще). Если же речь не идет о передаче традиций из поколения в поколение, то мы вы­нуждены выдумать природу и содержание коммуникации. Необхо­димо «вести диалог» с подростками, говорят нам, но о чем и как его вести? Тем более сами подростки отнюдь не всегда расположены нас слушать и отвечать нам!

И мы действительно иногда чувствуем, что за словами, молчанием или «захлопывающейся дверью» теснятся чувства и эмоции, кристал­лизируется напряженность.

Если порой контакт трудно наладить, если слова, которые, как нам кажется, должны были быть безобидными и легкими, падают, словно камни, то это, в первую очередь, сигнализирует о дискомфорте и трудно­стях развития подростка. Противоречия и парадоксы, присущие отро­честву, о которых говорилось в предыдущих главах, проявляются в общении наиболее часто. Манера общения в конкретной семье явля­ется наиболее ярким, можно сказать, концентрированным показате­лем проблем аффективного порядка и проблемы взаимоотношений между родителями и подростками, отношений со старшим поколени­ем и между родителями. Нередко все три уровня проблем взаимопро­никают. Общение в этом случае служит резонатором трудностей каж­дого члена семьи.

Подросток чувствует две противоречивые потребности: ему надо, что­бы его понимали, но он хочет чувствовать свое отличие и свою незави­симость. Ему хотелось бы одновременно сохранить связи с детством и избежать контроля и влияния родителей. Все зависит, следовательно, от того, как конкретная семья справится с этой напряженностью, зани­мающей центральное место во взаимоотношениях. Обоснованно или нет, но подросток считает, что он живет в ином мире, что понять его не могут, а тем, что представляется ему главным, он не может поделиться. Этот разрыв его пугает, так как, несмотря на его стремление к незави­симости, родители ему все еще нужны.

Если подросток не может «облечь в слова» свои трудности по при­чине чрезмерного присутствия родителей в его личном поле или, на­против, их полного отсутствия, у него возникает соблазн выразить свое состояние дискомфорта в более или менее бурных действиях по отношению к другим или к себе самому. Но слова — это то, что дает наибольшую свободу маневра, они открывают путь к предпола­гаемым действиям, которые нет необходимости совершать, и, следо­вательно, защищают от последствий — иногда роковых, — вызванных несдержанным поведением, непоправимыми поступками. Устано­вить границу, уважать личное пространство каждого, дать возмож­ность конфликту возникнуть и постараться его урегулировать, найти возможные общие сферы или позволить столкнуться двум различным точкам зрения, — все эти действия образуют основу, без которой не сможет наладиться то, что называется хорошим общением между родителями и подростками.

—Вы беседуете со своим ребенком?

—Нет, — отвечает родитель подростка, — это невозможно!

—Попытайтесь все же это сделать, — настаивает собеседник.

Такое пожелание, адресованное родителям подростков, подразуме­вает, что общение — это средство разрешения проблем, которые возни­кают в этот период жизни. Но общение следует рассматривать скорее как результирующую многих составляющих. Оно — показатель того, что данный подросток и окружающие его люди справляются с проти­воречиями.[1] Отношения в семье развиваются на почве, которая формирует­ся с момента рождения ребенка на основе повседневной жизни и раз­личных жизненных событий. Общение не возникает вдруг, по приказу!

Общение и трудности, порой возникающие в процессе его, отра­жают прежде всего конфликты, объектом которых является подро­сток. Именно они создают напряженность в семейных связях. Подрос­ток раздираем противоречиями: стать независимым и сохранить, и даже укрепить, связи с родителями. Он хочет этого тем сильнее, чем боль­ше он от них отдаляется.

Он изменяется, расстается со своим детством, становится другим. Меняется ли (может быть, даже уменьшается?) вследствие этих из­менений любовь родителей к нему?

Риск утраты, которой опасается подросток, усиливается или ослаб­ляется поведением родителей. Последние, в свою очередь, получают мощный толчок для возврата в прошлое, в их собственное отрочество. Порой подросток служит катализатором, вызывая различные реакции самим своим присутствием. Конечно, ему нужно внимание и глубокое понимание, но как ему выразить то, что он должен сказать? Он сам этого не знает...

Конечно, необходимо, чтобы речь, обращенная к подростку, не не­сла в себе отрицательного заряда напряженности или раздражения. Хотя, строго говоря, сами слова и тема разговора не так уж и важны. Важен сам факт диалога, который позволяет подростку лишний раз убедиться в том, что, несмотря ни на что, он сохранил связи с окружа­ющими, он по-прежнему один из них.

Что нужно подростку, так это уверенность, что бурный, но вполне естественный процесс его развития не разрушает атмосферу доверия и безопасности в семье.

Общение существует по тем же законам, что и процесс отделения: под­росток покидает семейный очаг без тревоги, если знает, что всегда может вернуться, — чём гибче дистанция, тем легче общаться. Можно говорить или молчать, если знаешь, что ничто не угрожает основе от­ношений. Непрерывное общение свидетельствует о присутствии стра­ха утраты, словно связующую нить надо сохранять любой ценой.

Стремление к оптимальной дистанции в отношениях — лежащей в области между непрерывным потоком слов, за которыми теряется

главное, и гнетущим свинцовым молчанием — в одинаковой мере присуще и подросткам, и их родителям. Приведем для иллюстрации этого тезиса несколько примеров.

«Ты меня не понимаешь!» Какой родитель не слышал этот упрек, которым подросток завершает спор, прежде чем скрыться в своей комнате! Этими словами подро­сток пытается проявить свое отличие. Остро нуждаясь в независимо­сти, утверждая, что его не понимают, подросток получает возможность уклониться от подчинения родителям, выйти из-под их контроля. Он демонстрирует свое желание управлять дистанцией в отношениях, не нанося чрезмерного ущерба надежности основы и не ставя под угрозу взаимодействие с окружающими.

Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка[2].

Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.

Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.

Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти и агрессии к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.[3]

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» – сознательное переживание прекрасного. При благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».[4]

Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.

Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения.

Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но, прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в мотивационной сфере.

Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.[5]

Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер.  С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.


Причины  возрастных изменений:

Почему так происходит?  Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся[6]:

 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела;

2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли;

3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;

4) развитие интеллектуальных способностей;

 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение;

6) достижение социально ответственного поведения;

 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;

8) достижение экономической независимости;

9) подготовка к браку и семейной жизни.

Важное место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.

Социологи изучали причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями[7]:

Ответы мальчиков

54,5% - мало учу уроки дома

46,1% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему

40,5% - из-за плохой учебы

34,1% - мало читаю

33,5% - много гуляю

32,7% - не убираю свои вещи

31,6% - из-за моей грубости, несдержанности

30,2% - много смотрю ТВ

24,6% - много слушаю магнитофон

24,3% - мало помогаю по дому

24,3% - ссорюсь с братом (сестрой)

24,3% - плохо веду себя в школе


Ответы девочек

50,3% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему

47,4% - мало учу уроки дома

37,2% - из-за моей грубости, несдержанности

33,7% - из-за плохой учебы

31,9% - не убираю свои вещи

28,6% - ссорюсь с братом (сестрой)

27,4% - забываю выполнять просьбы, поручения

25,4% - много смотрю ТВ

23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе

23,5% - мало помогаю по дому

23,3% - меня не понимают

23,3% - из-за выбора профессии

Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями.  Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.[8]

Отрочество (13—15 лет) и юность (до 18 лет) — для всей семьи трудное время. Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания[9].

Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие.

Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком.

И все же юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями.


Виды конфликтов и способы преодоления

В результате можно выделить несколько способов решения проблем общения подростков и родителей исходя из типов конфликтов, с  которыми сталкиваются  чаще всего

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный[10].

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

• не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

• не трогать личные вещи,

• не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки

По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”[11].

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (“Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”).

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему мне необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.[12]


2. Исследование причин, вызывающих трудности в общении подростков с родителями


Целью данной работы является изучение отношения подростоков с родителями для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

В эксперименте принимали участие учащиеся средней школы. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Количество испытуемых – 14 человек.

Методика "Тест Кеттеля"(сокращенный вариант)[13]

Тестирование особенностей характера  и взаимоотношений с родителями. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров вопросов.


1.      

a

b

c

14.            

27.            

40.            

53.            

66.            

79.

Итог

Среднее значение

Пояснение

2.      




15.            

28.            

41.            

54.            

67.            





3.      




16.            

29.            

42.            

55.            

68.            





4.      




17.            

30.            

43.            

56.            

69.            





5.      




18.            

31.            

44.            

57.            

70.            





6.      




19.            

32.            

45.            

58.            

71.            





7.      




20.            

33.            

46.            

59.            

72.            





8.      




21.            

34.            

47.            

60.            

73.            





9.      




22.            

35.            

48.            

61.            

74.            





10.                        




23.            

36.            

49.            

62.            

75.            





11.                        




24.            

37.            

50.            

63.            

76.            





12.                        




25.            

38.            

51.            

64.            

77.            





13.                        




26.            

39.            

52.            

65.            

78.            






Вопросы приложены в Приложении 1



Проверка результатов (в баллах)

1 b1

2 a2,b1

3 b1,c2

4 a2,b1

5 a2,b1

6 a2,b1

7 a2,b1

8 a2,b1

9 a2,b1

10 a2,b1

11 a2,b1

12 b1,c2

13 b1,c2

14 b1,c2

15 a2,b1

16 a2,b1


Примечание: читать, b-1 балл, с-2 балла, баллы суммировать отдельно по каждому фактору и сравнивать со средними значениями.


Обозначения

Среднее

значение

На 1-1,5 балла ниже

среднего значения.

На 1-1,5 балла выше

среднего значения

1

2

3

4

B

4,05

Интеллект: конкретный

Абстрактное мышление

C

7,5

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная стабильность, зрелость

E

5,5

Подчиненность, застенчивость

Доминантность, самоуверенность, авторитарность

G

7,8

Приспособляемость, беспринципность, подвержен влиянию случая, асоциальным действиям.

Принципиальность, придерживается правил поведения, морали

H

7,7

Робость, осторожность, сдержанность

Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия

J

7,6

Жесткость, самоуверенность, практичность

Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность

L

4,5

Доверчивость, уживчивость, легко ладит с подителями

Подозрительность, эгоистичность, осторожность

N

5,5

Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность

Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность, изысканность

O

6,58

Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность, нервы не расшатаны

Тревожность, депрессивность, тяготится дурными предчувствиями

Q1

8,1

Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру

радикализм (тяга к новому), экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий

Q2

5,7

Конформизм, зависимость от группы, компанейский, следует общественному мнению.

Независимость, предпочитает собственные решения, не считается с общественным мнением

Q3

6,3

Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям

Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении соп. требований

Q4

6,0

Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение.

Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченный, высокое рабочее напряжение.


3 Результаты и исследования


Данные, полученные по  эксперименту и экспериментальной группе – исследование уровне взаимоотношений подростков с родителями, отражены в таблице № 1.


Таблица №1.

Уровни взаимоотношений подростков с родителями.


Ф.И.О.

Оценка

Уровень взаимоотношений с родителями

1.       

Инна К.

2

Ниже среднего

2.       

Лида М.

5

Очень высокий

3.       

Сергей С.

4

Средний

4.       

Олег С.

1

Низкий

5.       

Саша Х.

4

Высокий

6.       

Саша Ю.

3

Средний

7.       

Лена В.

4

Высокий

8.       

Саша Ц.

5

Очень высокий

9.       

Надя Г.

2

Ниже среднего

10.   

Аня Г.

3

Средний

11.   

Лада К.

4

Средний

12.   

Маша Л.

3

Средний

13.   

Света Р.

3

Средний

14.   

Таня С.

3

Средний


Из таблицы №1 видно, что в экспериментальной группе выделяются следующие уровни взаимоотношений с родителями:

- низкий: 1 учений (7%);

- ниже среднего: 2 ученика (14,3%);

- средний: 6 учеников (43%);

- высокий: 3 ученика (21,4%);

- очень высокий: 2 ученика (14,3%).


Доминирующим уровнем в экспериментальной группе является средний (43%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.


Таблица №2.

Показатели личностных особенностей в экспериментальной группе.



Ф.И.

B

C

E

G

H

J

K

L

O

Q1

Q2

Q3

Q4

1.        

Инна К.

4

8

5

10

7

3

6

7

8

7

4

4

4

2.        

Лида М.

1

9

9

8

11

5

5

4

5

5

1

3

5

3.        

Сергей С.

3

10

11

3

10

1

5

7

3

5

4

2

4

4.        

Олег С.

4

6

5

3

4

3

6

7

3

4

2

2

1

5.        

Саша Х.

1

7

9

9

10

5

6

8

9

7

6

7

7

6.        

Саша Ю.

3

9

9

9

8

2

7

4

8

7

4

7

5

7.        

Лена В.

3

6

7

8

7

6

7

8

5

5

4

2

1

8.        

Саша Ц.

1

8

10

7

9

2

7

8

8

7

2

6

2

9.        

Надя Г.

4

6

9

8

7

5

6

6

9

6

5

6

6

10.     

Аня Г.

3

8

8

8

6

6

5

8

4

7

1

6

6

11.     

Лада К.

4

4

8

8

10

4

8

8

8

4

6

4

7

12.     

Маша Л.

4

9

5

7

7

8

5

8

10

8

3

2

7

13.     

Света Р.

5

4

8

6

4

6

6

8

9

6

7

5

7

14.     

Таня С.

3

4

7

8

6

3

3

3

4

6

4

3

4


Из таблицы №2 видно, диагностика личностных выявила в экспериментальной группе следующие особенности: конкретный интеллект (12 чел.), эмоциональная неустойчивость (7 чел.), доминантность, самоуверенность (11 чел.), осторожность, сдержанность (8 чел.), жескость (13 чел.), хитрость, расчетливость (11 чел.), тревожность, депрессивность (7 чел.), не считаются с общественным мнение (11 чел.).

Таким образом, анализируя результаты 2 серий эксперимента, полученных в ходе исследования, основываясь на анализе изученной литературы, можно предположить, что на уровень взаимоотношений с родителями влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.

Таким образом, данная работа позволила сформулировать следующие выводы:

На уровень взаимоотношений подростков с родителями могут влиять личностные особенности испытуемых, то есть трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной экспериментальной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.





Заключение



Первый из выводов дипломной работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности.

Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении.

Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал следующие результаты: выявляются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий – 1 ученик (7%), ниже среднего – 2 ученика (14,3%), средний – 6 учеников (43%), высокий – 2 ученика (14,3%), очень высокий – 3 ученика (21,4%).

Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные

Список литературы


1.     Аверин В.А.  Психология детей и подростков. Изд-во Михайлова В.А., 2002. – с 21.

2.     Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практичес­кое руководство для отчаявшихся родителей- М.: Просвещение,2001

3.     Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды.  –М: Логос, 2003

4.     Грехнев В. С. Культура педагогического общения -М.: Просвещение, 2001

5.     Залунина Л. М. Подросток: ответы для родителей и профессионалов. – СПб.: Питер, 2004

6.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс,2001

7.     Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 2002

8.     Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя - М. Просвещение,  2001

9.     Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии – М.: Логос, 2002

10.                       Мадорский Л.Р., Зак А.3. Глазами подростков. Книга для учителя- М. Просвещение,2001

11.                       Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей обще­ния - М. 2001

12.                       Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М. 000 Издательство АСТ, 2001


Приложение


Приложение 1

Вопросы.

1. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большиство машин;

b) не знаю;

c) обогнать все идущие впереди машины.


2. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

a) верно;

b) трудно сказать;

c) неверно.


3. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.


4. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

a) да;

b) иногда;

c) нет.


5. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.


6. Если меня  ругают родители, я могу быстро забыть об этом:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.


7. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без помощи родителей:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.


8. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец первого столбца.


9. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

b) затрудняюсь ответить;

c) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.


10. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаковой тщательно;

b) затрудняюсь сказать;

c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее взялись.


11. Я не могу равнодушно слушать, как родители высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

a) верно;

b) затрудняюсь ответить;

c) неверно.


12. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.


13. Мне нравятся отношения ко мне в семье:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.


14. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.


15. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

Конец второго столбца.


16. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.



[1] Залунина Л. М. Подросток: ответы для родителей и профессионаорв. – СПб.: Питер, 2004 – с 109


[2] Аверин В.А.  Психология детей и подростков. Изд-во Михайлова В.А., 2002. – с 21.


[3] Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практичес­кое руководство для отчаявшихся родителей- М.: Просвещение,2001 – с 134


[4] Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды.  –М: Логос, 2003 – с 77


[5] Грехнев В. С. Культура педагогического общения -М.: Просвещение, 2001 – с 79


[6] Куликова В.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: Логос, 1999. – с 45.

[7] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 2000.


[8] Мадорский Л.Р., Зак А.3. Глазами подростков. Книга для учителя- М. Просвещение,2001 – с 98


[9] Куликова В.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: Логос, 1999. – с 101

[10] Социология - Учебн. пособие для студентов ВУЗов. Мн., Тетра Системс, 2001.  – с 56


[11] Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Мн., Вета, 1997. – с 58.


[12] Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии – М.: Логос, 2002 – с 103


[13] Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М. 000 Издательство АСТ, 2001 – с 45