2. Анализ возможности  использования лизинга ООО «Финист»

2.1. Характеристика рекламного предприятия ООО «Финист» и рекламной отрасли в целом

В большинстве развитых стран государственная статистика о рынке рекламы является важным экономическим показателем. Реклама по сути является отражением ситуации в экономике страны, но является при этом весьма конкретным зеркалом. К сожалению, сегодня в России ни Госкомстат, ни какое-либо другое официальное учреждение не подводят годовых итогов рекламной деятельности, поэтому эти функции РАРА уже на протяжении четырех лет берет на себя. Еще пять лет назад данные по российскому рекламному рынку, называвшиеся весьма серьезными и уважаемыми аналитиками, могли различаться на десять, двадцать и большее число порядков. Теперь  поступают иначе: собирают этих же ведущих экспертов вместе, и, пока они вместе не договорятся о тех цифрах, которые считают реальными, совещание не заканчивается. После этого полученные цифры для дополнительного контроля распространяются среди ведущих московских медиа-селлеров (таких, как «Видео Интернэшнл», «Премьер СВ», коммерческие службы радиостанций «Европа Плюс», «Русское Радио» и т.п.), хорошо представляющих себе реальное положение дел в своих секторах. Они дают свои комментарии, иногда требующие корректировки, и затем мы еще раз собираемся для согласования окончательных цифр.

Привеемд некоторые данные, касающиеся объемов рекламного рынка России за последние несколько лет. В  2001 году этот показатель составил $5,5 млн, в 2002-м - $200 млн, в 2003-м - $1 млрд, в 2004-м - $1 млрд. Данная тенденция отражена на рисунке 2.1 (приложение 1).

 Заметим, что в 2003 и 2004 годах рекламные объемы рынка не изменились, так как в предыдущий год они неестественно быстро выросли за счет рекламы финансовых пирамид, а на рубеже 2003 - 2004 годов большинство этих структур исчезли и на рынке остались в основном крупные иностранные рекламодатели.

Таблица 2.1

Экспертная оценка  объемов  российского рекламного рынка в 2004 году

Экспертная оценка объемов российского рекламного рынка

Затраты на рекламу, $ млн

Телевидение

470-490

Пресса

610-630

Радио

70-80

Наружная реклама

160-180

Direct marketing

60-70

Прочее, включая производство рекламной продукции

340-360

ВСЕГО

1700-1800


По сравнению с предыдущим годом в 2004 году произошло незначительное перераспределение бюджетов между СМИ, при этом соотношение между центральными и региональными СМИ осталось прежним. Как и раньше, треть рекламных средств идет в регионы, остальные две трети расходуются в центральных СМИ.  Наиболее наглядно данная тенденция отражена на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Структура рекламного рынка в 2004 году


Таблица 2.2

Рекламные возможности метровых каналов в России в 2004 году

Канал

Технический охват России, %

Приблизительная средняя стоимость 30 сек. В прайм-тайм ($)*

Средний дневной охват населения в прайм-тайм, Москва (в тыс.)**

CPT*** в прайм-тайм, Москва ($)

ОРТ

99

30 000

671

44,7

РТР

99

15 000

355

42,3

ТВ Центр

23

4 000

196

20,4

НТВ

61

14 000

601

23,3

ТВ-6

48

5 000

228

21,9


На рекламном рынке Новосибирской области действует свыше 150 компаний, зарегистрированных в качестве рекламных агентств. Большинство из них представляет собой малые предприятия, занимающиеся производством оперативной полиграфии и изготовлением наружных конструкций – небольших вывесок, щитов.

Наиболее крупными из них являются Новосибирское рекламное агентство, РА «Рекламный дайджест», «Видео Интернешнл С», РК «Форма», Рекламно-информационное коммерческое агентство и другие.

Наиболее крупными из них являются Новосибирское рекламное агентсво, РА «Рекламный дайджест».

Размещением рекламы в медиа занимается Новосибирское рекламное агенство  (14 медианосителей, включая 4 телеканала: Открытое ТВ, ТВ-2, НТВ, , «Видео Интернешнл С» (Первый канал, «Россия», ТНТ), РА «Рекламный дайджест» (5 собственных медианосителей, включая 1 телеканал). Остальные рекламные агентства не являются продавцами рекламных возможностей СМИ, а приобретают их у эксклюзивных продавцов.

Лидером на рынке наружной рекламы является Новосибирское рекламное агентство, которое имеет более 300 сторон рекламных поверхностей (включая 7 призматронов) и отлично отлаженную инфраструктуру этого бизнеса, поскольку одним из первых появился на новосибирском рынке. На втором месте – «Видео  Интернешнл С», тоже одно из старейших агентств города, его самое сильное направление – разработка фирменного стиля.

Заметными игроками на рынке наружной рекламы являются также «Арт-реклама», РГ «Вота» (ЧП Быков). Размещением рекламы в автобусах города (листовки) занимаются три агентства – «Пилон» (у него еще оперативная полиграфия и световые конструкции), «Фиеста» и «Рекламный дайджест». Среди компаний, работающих на рынке наружной рекламы, также агентство «Янсон» и Центр муниципального заказа.

К местным агентствам полного цикла из перечисленных относятся «Тройка», «Рекламный дайджест».

Из общественно-политических газет самая дорогая реклама в «Вечерний Новосибирск» , из информационных – в «Аргументах и фактах»  (как показал анализ медиапредпочтений аудитории, у обеих газет имидж наиболее качественных в своих нишах). Самый дорогой телегид – сетевая газета «Телесемь». Из бесплатных рекламных газет дороже всего стоит реклама в «Ва – Банке»   (в отличие от других бесплатных газет, он дает преимущественно имиджевую рекламу).

Самая дешевая реклама - в специализированных рекламных платных изданиях, а самая дорогая – в глянцевых журналах (в 2-2,5 раза дороже, чем в общественно-политических газетах и в 5-10 раз дороже, чем в специализированных рекламных изданиях).

По уровню расценок и тарифов размещение рекламы в электронных СМИ Новосибирска заметно дешевле, чем в других крупных городах СФО (Томске, Красноярске, Барнауле, Новокузнецке).

Системы скидок существуют у всех медиа. Официальные скидки составляют от 20-25% (печатные СМИ) до 35-40% (электронные СМИ). Однако существует практика предоставления повышенных скидок на любое размещение для тех компаний, которые берут спонсорство какой-либо программы или кинопоказа. В этом случае скидки могут составлять 50 и более процентов (спонсорство на подобных условиях настолько привлекательно, что, как правило, эта позиция бывает раскуплена заранее на много месяцев вперед).

Помимо скидок, во взаиморасчетах присутствует еще и заметный (до 20) процент бартера – как правило, на размещение в тех рекламоносителях, которые не являются лидерами в своей нише (у лидеров скидки минимальны – как и процент бартера). Между собой при размещении рекламы СМИ обычно рассчитываются по взаимозачету (до 30% всех расчетов).

В сводной структуре спроса на рекламу (по всем рекламоносителям Новосибирска) первые места (в стоимостном выражении) в течение последних двух лет стабильно занимают операторы мобильной связи. Это связано с оживлением, которое произошло на рынке сотовой связи в связи с приходом в 2002 г. компании «Би-Лайн». И хотя на сегодняшний день МТС и «Би-Лайн» не конкуренты: у МТС – около 200 тыс.абонентов, у «Би-Лайна» не больше 70 тыс., - рекламу во всех медиа (включая «наружку») активно размещают обе компании. В 2004 г. к ним присоединился и «Мегафон», который внедряется на новосибирский рынок.

На втором месте - торговые центры (СВ-центр, ГУМ и другие, не связанные с продажей техники). Не связанные - потому что бытовая техника, как правило, продается в специализированных магазинах, и они-то и занимают 3-ю позицию в top`е самых активных в рекламном отношении бизнесов. Это магазины «Эльдорадо», торговый дом «Лимон», «Академия», «Северный блок», «Технолюкс». Наиболее популярные рекламоносители для обеих категорий рекламодателей – ТВ, радио, наружная реклама.

Еще один серьезный сегмент бизнеса – производство строительных и отделочных материалов. Из крупных компаний в этой позиции представлена компания «Практик», которые размещают свою рекламу на ТВ и радио. А вот более мелкие предприятия, занимающиеся производством и продажей отделочных материалов для дома и офиса, окон, дверей, отопительных и водоснабжающих систем, обоев, клеев, - рекламируют свою продукцию в основном в прессе, прежде всего – в бесплатных газетах: ТВ и радио для них слишком дороги. Так, в 80-страничной газете «Реклама» подобные объявления занимают более трети всей площади. На долю «серьезных» газет - общественно-политических и информационных – остается в основном имиджевая реклама, лидером которой до недавнего времени являлся «ЮКОС», а также был и остается «Востокгазпром». Охотно размещают свою информацию в качественной прессе банки (Сбербанк, Промсвязьбанк), страховые компании, риэлтеры, хотя общий объем этой рекламы заметно уступает перечисленным выше категориям.

Местная структура спроса на медиарекламу характеризуется отсутствием большого разрыва между крупными и мелкими рекламодателями. 90% оборота дают средние и мелкие клиенты. При этом средними в Новосибирске считаются клиенты с рекламным бюджетом около 500 тыс. рублей в год (с учетом возможных периодов летнего затишья), крупными – от 1 млн. в год, а мелкими – до 350-400 тыс.руб. в год.

И еще одна специфическая черта. В отличие от России, где первые позиции по размещению рекламы в медиа прочно занимают компании по производству моющих и чистящих средств, продуктов, напитков, пива, а электроника и мобильная связь оттеснены на 10-16 места, в Новосибирске эти виды бизнеса лидируют. Одно из объяснений этому – иная структура потребительских предпочтений. Именно поэтому на первые позиции выдвигаются товары для офисного потребления и бизнеса (реклама “business-to-business” занимает около 60 процентов всего рынка рекламы в прессе и существенную, больше 40%, долю рекламы на ТВ, радио и в «наружке»).

По привлечению рекламы (в денежном выражении) в Новосибирске однозначно лидируют Первый канал и Россия (их рекламные возможности продает РА «Видео Интернешнл С»).

После них с большим отрывом идут остальные каналы: НТВ (продавец –Новосибирское рекламное агентсво), ТНТ («Видео Интернешнл С»).

В рекламе, адресованной на районы области, однозначно лидирует ГТРК «Новосибирск»– программы других телекомпаний там просто не имеют возможности принимать.

Среди печатных СМИ на первом месте по продажам рекламы газета «Реклама»   (около 60% рынка), потом – «Ва - Банк». Практически все газеты большую часть рекламы (от 85 до 95%) продают через собственные отделы продаж.

В целом, структура продаж по медиа практически повторяет распределение мест по долям аудитории (то есть СМИ, имеющие большую аудиторию, продают больше рекламы). Отклонение от этого правила наблюдаются лишь по радиостанциям «Радио Сибирь», «Ретро»: во всех 3-х случаях место радиостанции по объемам продаж выше ее места по доле аудитории. Данная «аномалия» объясняется умением продавцов, которые работают с этими рекламоносителями (РА «Радио Сибирь», Новосибирское рекламное агентство, РА «Рекламный дайджест»), продавать рекламные возможности этих СМИ выше, чем показания медиаизмерений (поскольку новосибирские РА продают отдельные характеристики аудитории, а не всю ее как таковую).

В целом по всем медиа 70% рекламы продается через собственные отделы продаж медиакомпаний, остальное – через местные и центральные РА.

Распределение продаж рекламы (в стоимостном выражении) по видам рекламы представлено в таблице  2.3 (по данным экспертных оценок)

Таблица 2.3

Распределение продаж рекламы в 2003 - 2004 годах в Новосибирске


2004

2003



Бюджет в месяц, млн. руб.

Бюджет в год, млн. руб.

Бюджет в год, млн $ (29,2)

Бюджет в месяц, млн. руб.

Бюджет в год, млн. руб.

Бюджет в год, $ (32)

ТВ

16

192

6,58

10

120

3,75

72

60

Наружка

8,5

102

3,49

1

12

0,375

90

в 7,5 раз

Печать

8

96

3,29

6

72

2,25

24

33

Радио

5

60

2,05

5

60

1,875

0

0

Другое*

1,5

18

1,85

0,5

6

0,188

12

в 2 раза

Всего

39

468

16,03

22,5

270

8,45

198

73


* Другое: шелкография, сувенирная продукция, оперативная полиграфия

Наиболее наглядно данные таблицы 2.3 изображены на рисунках 2.3 и 2.4.

Рис. 2.3. Распределение продаж рекламы в Новосибирске в 2003 году

Рис. 2.4. Распределение продаж рекламы в Новосибирске в 2004 году

Основное изменение, которое произошло в распределении рекламы с 2003 г. – это опережающий рост наружной рекламы (в 7,5 раз). Если в 2003 г. она занимала 4-е место после ТВ, Печати и Радио, то теперь поднялась на 2-е место.

Подобный «перекос» в специализации рекламных агентств Новосибирска связан со сложившейся структурой спроса. Спрос со стороны медиакомпаний на продажи рекламы пока невелик: через рекламные агентства, как уже отмечалось, продается не больше 30% всей рекламы в медиа. Остальные 70% продают сами СМИ. В то же время со стороны малого и среднего бизнеса достаточно велик спрос на изготовление вывесок и прочих форм наружной рекламы: в Новосибирской  области действуют 7700 предприятий малого бизнеса и свыше 25 тыс. индивидуальных предпринимателей, в Новосибирске – свыше 6 тыс. реально работающих фирм (зарегистрировано свыше 25 тыс.) и постоянно возникают новые.

Характерной особенностью новосибирского рекламного рынка является острая конкуренция практически во всех его сегментах. Она обусловлена двумя факторами. Во-первых, местной структурой населения, среди которого свыше 60% составляют молодые амбициозные люди с высшим образованием и высокими запросами. После окончания вузов по меньшей мере четверть иногородних выпускников остается в Новосибирске (это ежегодно порядка 8-10 тыс. человек), многие из которых организуют здесь собственный бизнес или приходят в уже существующие компании и на предприятия. По количеству туристических и рекламных фирм (в расчете на 1000 чел. населения) Новосибирск опережает другие города СФО.

Практически все клиент-менеджеры в серьезных рекламных агентствах являются универсалами, то есть работают по всем направлениям, которые нужны клиенту: радио, телевидение, пресса, визитки, «наружка». Помимо вузов, подавляющее большинство из них окончило еще и специальные курсы или семинары, прошли тренинги, то есть получили дополнительное образование. Все это определяет чрезвычайно высокий потенциал (в том числе и кадровый) местного рекламного рынка, его высокую «рекламную» разогретость.

Совокупный анализ особенностей медиарынка и смежного с ним рекламного рынка позволяет спрогнозировать некоторые тенденции дальнейшего развития рекламного рынка. По мнению экспертов проекта, прежде всего это – рост креативной составляющей в деятельности рекламных агентств. Если сейчас свой основной объем доходов агентства полного цикла (не говоря уже о большинстве мелких компаний) зарабатывают на производстве и размещении рекламы, то уже достаточно скоро это соотношение изменится. Рост конкуренции при сравнительно неизменном (а то и сокращающемся) количестве основных заказчиков (прежде всего в сфере СМИ) заставит РА искать нетрадиционные формы и способы «упаковки» и «доставки» рекламных предложений. И именно такие эксклюзивные услуги будут наиболее востребованы на рынке.

К числу возможных тенденций относится и сегментация рекламного рынка, включающая перепозиционирование многих агентств, действующих сейчас в основном в сфере наружной рекламы, на более «интеллектуалоемкие» услуги: нетрадиционные способы продвижения товаров (в том числе и СМИ), организация всевозможных акций, маркетинговые исследования, консалтинг. При этом другие виды медиабизнеса будут все активней оттягивать рекламные потоки (от СМИ) на себя, что заставит СМИ постоянно заботиться о своей привлекательности как рекламоносителя (качественная полиграфия, надежные каналы доставки, максимально соответствующий потребностям целевой аудитории контент). Это усиление бизнес-составляющей в деятельности СМИ, в свою очередь, усилит спрос на маркетинговые и консалтинговые услуги – как неизбежно сопровождающие данный процесс.

При наличии благоприятных внешних условий, и прежде всего - при сохранении (еще лучше – увеличении) темпов роста доходов населения и прироста потребительского рынка - более заметно начнут расти продажи рекламы в печатных СМИ, в основном в секторах качественной прессы и «глянцевых» журналов. Это изменение структуры местного рекламного рынка, в свою очередь, послужит дальнейшему «перепрофилированию» РА на создание медианаправлений: отделов медиапланирования, разработки и изготовления цветных макетов, оказания услуг по допечатной подготовке и т.д.

Обнаруженные тенденции развития рекламного рынка свидетельствуют, что существующая положительная динамика его роста сохранится и в дальнейшем, создавая необходимую базу для усиления рыночных тенденций.

В рамках данной работы  рассмотрим деятельности малой организации ООО «Финист» на рекламном рынке города Новосибирска.

Общество с ограниченной ответственностью   ООО «Финист»    было зарегистрировано  и  начало свою деятельность в 1995 году.  Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом,  не являясь подразделением более крупного  предприятия  или  объединения.  Форма собственности  - частная,  учредителями являются физические лица,  которые несут ответственность  по обязательствам предприятия в пределах своей доли в уставной фонд фирмы.

ООО «Финист»  -  коммерческая   фирма,   главной  целью деятельности  которой  является  получение  прибыли.   Как   экономический субъект,   данное предприятие является производителем определенных товаров и услуг,  необходимых  на   российском рынке,  т. е.  удовлетворяет платежеспособный спрос на эти товары  и услуги.  Также предприятие,  привлекая для выполнения своих хозяйственных и иных обязательств наемную рабочую силу,  т. е. сотрудников - менеджеров,  бухгалтеров,  администрацию, рабочих и других,  способствует решению проблемы занятости населения.

ООО «Финист»  является  малым  предприятием со средней численностью   работающих  менее 50  человек.    Но  именно  малые  предприятия наиболее мобильны в условиях рынка,  более чутки к изменениям рыночной конъюктуры и наиболее способны к четкому управлению со стороны администрации.  Данная численность предприятия в этом конкретном случае позволяет выполнять требования клиентов  максимально эффективно и позволяет поддерживать работоспособность фирмы,  хотя  на  определенных  этапах своей деятельности предприятие имело  не  очень  хорошие  финансовые результаты.

Предметом деятельности  ООО «Финист»  является :

      - редакционно   -  издательская   деятельность  и  изготовление   печатной продукции;

      - рекламная деятельность ;

      - подготовка учебных материалов и их распространение ;

      - операции с ценными бумагами ;

      - коммерческая торговля ;

      - курьерские услуги в г. Новосибирске и Новосибирской области по доставке документов Заказчика по назначению и,  если это необходимо,  их дальнейшее сопровождение в пределах области и отправка Заказчику ;

      - заключение контрактов как с российскими,  так и с зарубежными партнерами .

ООО «Финист»  в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов государства,  граждан,  выполнения принятых на себя обязательств .

Основной вид деятельности ООО «Финист» - производство рекламной продукции и оказание рекламных услуг.  В рыночных условиях поиск партнеров и потребителей стал играть одно из первостепенных значений,  в чем и может помочь обращение к рекламным агентствам.  Реклама включает в себя не только размещение рекламных носителей ( будь то рекламные теле- ,  видео- ,  радиоролики или объявления в газетах ) в средствах массовой информации,  но также и является сферой деятельности ,  производящей рекламные продукты - те же самые рекламные носители,  от качества которых напрямую зависит способность привлечь и заинтересовать потенциального потребителя рекламируемого товара .  Это могут быть не только объявления текстовые или макеты объявлений с использованием профессиональных слайдов и фотографий,  но также и наружная реклама - щиты,  вывески,  переносные конструкции и другое .

В связи с вышеизложенным,  целесообразно рассмотреть организационную структуру ООО «Финист».  Предприятие является малым, то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов,  но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко,  чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно . Организационная структура ООО «Финист» представлена на рисунке 2.5 (приложение 2).

Главным органом управления фирмы является собрание учредителей.  Оно назначает на должность директора предприятия,  который является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово - хозяйственные решения различной сложности.  Директор нанимает на работу персонал,  заключает договора,  несет ответственность за совершаемые сделки.  У директора  ООО «Финист»  несколько.  Это необходимо в связи с тем,  что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида :  взаимодействие с окружающей средой ( поиск клиентов,  заключение договоров,  их обслуживание - то есть контакты с клиентами ; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами - налоговой инспекцией,  фондами обязательной регистрации ) и собственно производство рекламной продукции ( более узко - производство рекламной продукции,  требующее достаточного количества физического труда,  материалов,  основных и оборотных средств  ) . Схема взаимоотношений организации с  окружающими  предприятиями и организациями представлена на рисунке 2.6 (приложение 3).

Офис и производство отделены между собой не только функционально,  но и территориально - офисное помещение находится в центре  Новосибирска,  а производственное - на окраине города.  Это связано с тем,  что заказчики,  приходя в офис фирмы,  должны вынести благоприятное впечатление о предприятие - о его надежности,  стабильности и состоятельности.  Но аренда подобного помещения стоит достаточно дорого.  Поэтому производственная деятельность ведется в более дешевом помещении,  и более приспособленном для данного  вида деятельности.

Офис и производство связаны между собой единым процессом обслуживания клиентов : менеджеры и агенты офиса находят клиентов,  подготавливают и заключают хозяйственные договора на продажу рекламных работ и услуг.  Затем данные о полученных заказах и необходимости их выполнения передаются на производство.  В наше время,  особенно в рекламной отрасли,  необходимо внедрение современной техники.  Поэтому чтобы производство могло выполнить заказ на создание щита или даже просто таблички,  необходимо,  чтобы дизайнеры создали макет данного изделия в компьютерном варианте с помощью современных графических программ.  Например,  для производства вывески из пленки делается макет данной вывески на компьютере с учетом того,  что данный компьютерный файл будет использоваться для порезки пленки на плотере ( специальное устройство,  управляемое с помощью компьютера ) .  Затем правильно вырезанные пленочные знаки и символы переносятся мастерами на прочную основу.  Чаще всего это пластиковая основа.  После того,   как вывеска создана в стенах производственного помещения,  необходимо ее укрепить в нужном заказчику месте .  Бригада рабочих выезжает по заданному адресу.  Производит монтаж и установку данной конструкции.  Оборудование, используемое в производственном процессе, очень дорогое, а фирма ООО «Финист» является маленькой, уставной капитал незначительный. Поэтому наиболее эффективным вариантом использования производственного оборудования на сегодня является  система лизинга, то есть аренда полиграфического оборудования и компьютерной техники.

К офису также относится бухгалтерия  ООО  «Финист»,  которая начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия,  ведет учет и контроль хозяйственной деятельности,  отчитывается в фондах занятости,  пенсии,  соцстрахования,  в Управлении статистики и ГНИ.  Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера – кассира и  еще нескольких бухгалтеров разных разрядов.  Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.

Таким образом,  взаимодействие офиса и производства обеспечивает целостность фирмы и возможность ее нормального существования в условиях  рекламного рынка.  Дает возможность осуществлять заказы фирм - контрагентов на различные виды рекламных услуг : дизайнерские работы,  составление медиа - планов рекламной компании,  просчитывание эффективности рекламных проектов,  разработка оригинал - макетов,  изготовление щитов,  конструкций для рекламы.  Также работа бухгалтерии фирмы позволяет привлекать не только отечественных,  но и зарубежных заказчиков.

В процессе своего существования услуги  ООО «Финист»  проходят несколько стадий, образующих жизненный цикл услуги (ЖЦУ). Он позволяет определить общее время жизни услуги, моменты времени, когда нужно осуществить инвестиции, согласовать систему формирования спроса и стимулирования сбыта.

Рассмотрим традиционный график жизненного цикла рекламных услуг  на рисунке 2.7.

 

Рис.2.7. Жизненный цикл  рекламных услуг ООО «Финист»

              Рекламные услуги, оказываемые ООО «Полиграф», способствуют увеличению объема сбыта клиентов и влияют на жизненный цикл  их товаров и его  кривую. Влияние рекламы на жизненный цикл товара можно графически изобразить, нарисовав кривую жизненного цикла товара без рекламной поддержки и товара, который широко рекламируется (рис. 2.8).









объем сбыта

 

с рекламой

 
 

время

 

без рекламы

 

Рисунок 2.8. Влияние рекламных услуг ООО «Финист» на жизненный цикл товаров клиентов

Заштрихованной площадью на этом рисунке является дополнительный объем товаров, который продается при проведении рекламной кампании. Продавая эти товары, фирма получает дополнительную прибыль. Правда часть ее уходит на рекламные затраты. Остальное является дополнительной прибылью фирмы, которую она получает в результате ведения  рекламной поддержки своего товара.  Таким образом, деятельность, осуществляемая ООО «Финист» является значимой в области продвижения товаров большинства фирм города Новосибирска.

В г. Новосибирске сосредоточено 82 %  потенциальных потребителей услуг ООО «Финист», в Новосибирской  области 15 %, а в других районах 2% (рис. 2.9).

                                                   

Рис. 2.9. Сегментация потребителей ООО «Финист» по географическому принципу

Кратко представим основные технико- экономические показатели деятельности предприятия ООО «Финист» сегодня.

  1.  Средняя стоимость средств труда ( СССТ ) = показатель берется по остаточной стоимости ( т. е. за минусом износа )  :

      СССТ03 = ( 43858 + 57595 ) / 2 = 50726,5 руб.

      СССТ04 = ( 57595 + 56145 ) / 2 = 56870,0 руб.

  2.  Доля амортизации в стоимости продукции ( ДАП ) = отклонение износа по данным на начало и конец года,  деленное на выручку от реализации продукции в процентах :

      ДАП03 = ( 102439 - 101897 ) / 430677 * 100 = 0,1 %

      ДАП04 = ( 103889 - 102439 ) / 289133 * 100 = 0,5 %

      По сравнению с 2003 годом,  в 2004 году доля амортизации в стоимости продукции возросла в пять раз,  но в среднем этот показатель остается достаточно низким.  Данный показатель свидетельствует о небольшой доле затрат,  включаемых в себестоимость продукции в связи с использованием основных фондов предприятия.  Это в настоящее время характерно для малых предприятий,  которым не хватает значительных капиталовложений для приобретения нового оборудования.

     3.  Важнейшим показателем использования основных производственных фондов является фондоотдача  ( ФО ),  которая определяется отношением стоимости годового объема продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов ( ОПФ ) :

      ФО03 = 430677 / 50726,5 = 8,49 руб.  продукции на 1 руб. ОПФ

      ФО04 = 289133 / 56870,0 = 5,08 руб.  продукции на 1 руб. ОПФ

  Показатель фондоотдачи снизился по сравнению с 2003 годом.  Это говорит о снижении эффективности использования производственных фондов.

Если  обратиться  к  данным  аналитического учета,  то видно,  что это произошло из - за неиспользования дорогостоящих основных фондов ( “ заморожено “  рекламное табло,  которое не используется в данном периоде в связи с его неисправностью ).  В данном случае стоит вопрос либо о продаже и списании неиспользуемых основных фондов,  либо о реанимации данных фондов и восстановлении их способности приносить прибыль предприятию.  Этот вопрос стоит еще и потому, что на основные фонды,  которые являются частью имущества предприятия,  начисляется налог на имущество,  ставка которого является 2 % в год.

4.  Стоимость валовой продукции - выручка  от реализации  продукции,  работ,  услуг ( ВП ) :

       ВП03 = 430677 руб.

       ВП04 = 289133 руб.

5.  Стоимость материалов ( СМ ) :

      СМ03 = ( 16338 - 3416 ) / 2 = 9877 руб.

      СМ04 = ( 18866 - 16338 ) / 2 = 17602 руб.

6.  Материалоотдача ( выход продукции на один рубль затраченных предметов труда ) = ВП / СМ  :

      М03 = 430677 / 9877 = 43,60 руб. продукции на 1 руб. материалов

      М04 = 289133 / 17602 = 16,43 руб. продукции на 1 руб. материалов

7.  Относительная экономия ( перерасход ) материальных затрат ( Эм ) :

Эм = СМ04 – СМ03 * Темп роста валовой продукции

Эм ( перерасход ) = 17602 - 9877 * ( 289133 / 430677 ) = 10971,12 руб.

Это означает,  что для производства фактического количества продукции потребовалось бы меньше материальных ресурсов на  10971,12 руб.  по сравнению с фактически израсходованными.  Но также это может и означать,  что в 2003 году предприятие выполняло больше работ и оказывало услуг,  связанных в основном с обслуживанием клиентов без затрат материалов ( т. е. доля производственной деятельности по сравнению с деятельностью офиса была меньше ),   а  в  2004 году  ООО  «Финист» имело  больше  заказчиков,  целью которых было получить услуги,  связанные не только с разработкой фирменного стиля,  оригинал - макетов,  дизайна,  но и также - с созданием вывесок,  щитов и других элементов наружной рекламы,  которые более материалоемки.

8.  Средняя численность работающих ( ЧР ) :

 ЧР03 = 21 человек ,

ЧР04 = 19 человек

9.  Фонд оплаты труда ( ФОТ ) :

ФОТ03 = 63000 руб. ,

ФОТ04 = 60800 руб.

10.  Производительность труда ( ПТ ) - среднегодовая выработка продукции на одного работающего = отношение валовой продукции к средней численности работающих :

ПТ03 = 430677 / 21 = 20508,43 руб. / раб.

ПТ04 = 289133 / 19 = 15217,53 руб. / раб.

Хотя численность работающих не возросла,  а уменьшалась,  производительность труда тоже уменьшалась.  Это негативный признак,  говорит о неполном использовании трудовых ресурсов и показывает резерв для получения большей прибыли при максимальном использовании трудовых ресурсов.

11.  Прибыль ( убыток ) от реализации : 

Пб от Р03 = 27615 руб.

Пб от Р04 = 18187 руб.

12.  Количество выпускаемой продукции - среднее количество условных заказов в год ( З ) :

 З03 = 480 шт.

 З04 = 321 шт.

13.  Балансовая прибыль ( убыток ) , ( Пб ) :

Пб03 = 17823 руб.

Пб04 = 10951 руб.

14. Производственные площади :

Общая занимаемая площадь  Sо = 220 м2

В т. ч. :   а)  Производственная площадь  Sп = 150 м2

               б)  Площадь офисного помещения  Sоф = 70 м2

Для наглядности,  представим рассчитанные технико - экономические показатели в виде сводной таблицы  2.4.

Таблица 2.4

Основные технико - экономические показатели ООО «Финист»


ПОКАЗАТЕЛЬ


2003 год


2004 год


Абсолют.   отклонен.


Относит.   отклонен.

Средняя стоимость средств труда, руб.

50726,5

56870,0

6143,5

112,1

Фондоотдача ( руб. продукции на

1 руб. ОПФ )

8,49

5,08

- 3,41

59,8

Стоимость валовой продукции, руб.

430677

289133

- 141544

67,1

Стоимость материалов, руб.

9877

17602

7725

178,2

Материалоотдача ( руб. продукции на 1 руб. материалов )

43,60

16,43

- 27,17

37,7

Относительная экономия  (  перерас-

ход )   материальных затрат, руб.


10971,12

Средняя численность работающих,

( чел )

21

19

- 2

90,5

Фонд оплаты труда, руб.

63000

60800

- 2200

96,5

Производительность труда,руб. / раб.

20508,43

15217,53

- 5290,9

74,2

Прибыль (убыток)от реализации,руб

27615

18187

- 9428

65,9

Количество заказов в год, шт.

480

321

- 159

66,9

Балансовая прибыль, руб.

17823

10951

- 6872

61,4

Общая занимаемая площадь, м2

220

220

0

0,00

Производственная площадь, м2

150

150

0

0,00

Площадь офисного помещения,м2

70

70

0

0,00


Как видно из таблицы 2.4 заметны следующие тенденции:

-         рост средней стоимости средств труда на 6143 руб. или на 12 %

-         снижение фондоотдачи на 3,41 руб. или на  40 %

-         снижение стоимости валовой продукции на 141544 руб. или на 23 %

-         рост стоимости материалов на 7725 руб. или на 78,2 %

-         снижение материалоотдачи на 27,17  или на 63 %

-         снижение численности работающих на 2 человека или на 10 %

-         снижение фонда оплаты труда на 2200 руб. или на 3,5 %

-         снижение производительности труда на 28 %

-         снижение прибыли  от реализации на 9428 руб или на 35 %

-         снижение количества заказов в год на 159 штук или на 34 %

-         снижение балансовой прибыли на 6872 руб. или на 39 %

Таким образом, большинство технико- экономических показателей деятельности ООО «Финист» в 2004 году свидетельствуют об ухудшении финансового состояния предприятия по сравнению с 2003 годом. Поэтому в организации требуется серьезная реорганизация с целью финансового оздоровления. Одним из направлений реорганизации деятельности предприятия является использование  более совершенного и современного полиграфического оборудования  в качестве объекта лизинга для роста объемов реализации рекламных услуг и расширения деятельности.

2.2. Особенности лизингополучателей в рекламной отрасли

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга принимает предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Преимущества покупки оборудования в лизинг по сравнению с покупкой из собственных средств или с помощью кредита известны если не всем, то многим, кто хоть раз приобретал оборудование.

Что касается рекламной отрасли, то следует отметить, что  рекламное агентство для производства услуг должно иметь в наличии высококачественное оборудования, компьютере и специальные устройства. Стоимость такого, подчас уникального оборудования колеблется от нескольких сотен до десяток тысяч долларов. Кроме того, часть оборудования приходится заказывать за рубежом, при этом осуществляя значительные затраты на поиск поставщиков и  доставку. Таким образом,  приобретение оборудования для высококачественной рекламы и полиграфии  в настоящее время доступно только крупным рекламных предприятиям с высоким уставным капиталом и успешным функционированием на рекламном рынке.

А мелкие предприятия  не способны понести такую статью единовременных затрат и вложений на приобретение оборудования. В связи с чем  достаточно распространенным вариантом является приобретение такого полиграфического оборудования в лизинг. То есть малое предприятие выступает в роли лизингополучателя на рекламном рынке.

Кратко охарактеризуем особенности деятельности лизингополучателей на рекламном рынке.

Основные особенности лизингополучателя на рекламном рынке:

-лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга лизингополучателем;

-лизинг обеспечивает финансирование лизингополучателя в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах. Это особенно выгодно мелким  рекламным заемщикам, для которых просто невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают крупные компании. Лизинговое соглашение может быть разработано с учетом специфических особенностей лизингополучателей в рекламной отрасли;

-многие лизингополучатели рекламной отрасли  имеют долгосрочные финансовые планы, в течение реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании;

-при лизинге вопросы приобретения и финансирования оборудования решаются одновременно;

-приобретение оборудования посредством лизинга выполняет "золотое правило финансирования", согласно которому финансирование должно осуществляться в течение всего срока использования оборудования. Если при покупке оборудования используется кредит, то обычно требуется более быстрое погашение ссуды, чем срок эксплуатации оборудования; -ввиду того, что лизинговые платежи  лизингополучателем осуществляются по фиксированному графику, он имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений  в рекламную деятельность и поступления от реализации рекламных услуг, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем при покупке оборудования; - ввиду того, что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативный ему кредит на приобретение того же оборудования;

- при использовании лизинга лизингополучатель может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные финансовые ресурсы лизингополучатель может использовать на другие цели; -лизинг позволяет лизингополучателю, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный рекламный  проект;

-лизинговые платежи, уплачиваемые лизингополучателем, учитываются у него в себестоимости рекламных услуг, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;

-лизинг не увеличивает долг в балансе лизингополучателя и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижаются.

Учет и амортизация лизингового имущества производится на балансе лизингодателя. Срок лизинга, как правило, соответствует периоду амортизации предмета лизинга. Таким образом,  прямая выгода заключается в следующем: 1. экономия оборотных средств

2. все платежи по договору лизинга ложатся на себестоимость рекламных услуг 3. экономия при уплате налога на прибыль и при уплате НДС

4. Ускоренная в 3 раза амортизация имущества позволяет снизить балансовую стоимость оборудования до нуля

         Наиболее наглядно  особенности лизингополучателя в рекламной отрасли отражены  в таблице 2.5

Таблица 2.5

Особенности лизингополучателя в рекламной отрасли

Условия появления особенности

Преимущество

1. сделка полностью финансируется лизингодателем (и/или кредитором) 2. не требуется единовременно оплачивать необходимое оборудование, что освобождает ликвидные средства лизингополучателя и увеличивает оборотный капитал для расширения рекламных услуг

снижаются потребности в собственном стартовом капитале

1. сделка обеспечивается (гарантируется) самим объектом лизинга 2. при банкротстве лизингополучателя объект лизинга возвращается собственнику 3. при неплатежах по лизингу лизингодатель может востребовать объект и продать его для погашения убытков

повышение степени гарантированности сделки

1. возможна отсрочка первого платежа, авансы, постепенное повышение или снижение выплат и др. 2. возможно осуществление выплат в форме товаров и услуг, производимых на взятом в лизинг полиграфическом  оборудовании

гибкость системы платежей

1. ускоренная амортизация объекта лизинга, исходя из срока контракта 2. снижение налогооблагаемой прибыли за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость рекламных  услуг

расширяется возможность оперативного обновления устаревшего полиграфического оборудования и технического перевооружения

1. снижение административных издержек за счет исключения трудоемких операций по приобретению, содержанию, ликвидации и продаже имущества

экономия на трансакциях

1. риск морального и физического износа переносится на лизингодателя объекта 2. лизингополучатель может взять в аренду новое полиграфическое оборудование

снижение риска устаревания оборудования

Одинаковый стартовый капитал позволяет при лизинге задействовать значительно больше производственных мощностей, чем при покупке в кредит с процентами

увеличение производственного потенциала

1. вовлечение новых объектов в сферу лизинга 2. расширение рынка сбыта 3. поддержка платежеспособного спроса на технику

развитие и диверсификация рынка средств производства

Наличие возможности выбора: выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое современное полиграфическое оборудование

расширение экономической свободы лизингополучателя

Объект лизинга является собственностью лизингодателя, может учитываться на его балансе и в этом случае лизингодателем начисляются амортизационные отчисления

снижение затрат на ведение учета

1. сохраняется кредитная линия 2. уменьшается зависимость от обычных источников финансирования (банков, поставщиков и др.) 3. полученное в лизинг имущество не облагается налогом на имущество в случае отражения его на балансе лизингодателя 4. контракт по лизингу получить легче, чем ссуду 5. расходы и доходы осуществляются параллельно 6. стабильные платежи снижают влияние инфляции и роста банковских процентов по долгосрочным ссудам 7. возможность уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль

финансовые выгоды

В случае недостаточного спроса на рекламные услуги лизингополучателя существует возможность вернуть взятое в лизинг имущество лизингодателю

снижение риска при освоении новой рекламной услуги

Четкая определенность лизинговых платежей

возможность планирования бизнеса на весь срок действия договора


2.3. Анализ эффективности ООО «Финист»

         Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности ( статьи актива ) и срочности обязательств ( статьи пассива ).  На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия.  Анализ проводим на основе данных финансовой отчетности предприятия (приложения 4-7).

         В таблицах 2.6  и  2.7  представлено структурное представление      (вертикальный анализ )  агрегированного баланса  ООО  “Финист “ за  2003 и 2004 годы .

Таблица 2.6

Вертикальный анализ агрегированного баланса за 2003 год

Актив

На начало 2003 г.

На конец 2003г.

Отклонение

баланса

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Имущество

230989

100,0

457931

100,0

226942

0,0

1.1.Иммобилизованные

активы

43858

19,0

58619

12,8

14761

-6,2

1.2. Оборотные активы

43098

18,7

264320

57,7

221222

39

1.2.1. Запасы и затраты

6002

2,6

24349

5,3

18347

2,7

1.2.2. Дебиторская

задолженность

8811

3,8

31277

6,8

22466

3,0

1.2.3Денежные средства

28285

12,2

208694

45,6

180409

33,4

1.3. Убытки

144033

62,4

134992

29,5

- 9041

-32,9

Пассив баланса

2

3

4

5

6

7

1.Источники имущества

230989

100,0

457931

100,0

226942

0,0

1.1. Собственный

капитал

74759

32,4

74759

16,3

0

-16,1

1.2. Заемный капитал

156230

67,6

383172

83,7

226942

16,1

1.2.1. Долгосрочные

обязательства

0

-

0

-

0

-

1.2.2. Краткосрочные

кредиты и займы

0

-

0

-

0

-

1.2.3. Кредиторская

задолженность

121230

52,5

348172

76,0

226942

23,5

1.2.4. Прочие пассивы

35000

15,2

35000

7,6

0

-7,6


   

         Из данных,  полученных в таблице 2.6 , видно,  что за 2003 год структура актива баланса предприятия улучшилась.  Увеличилось имущество баланса,  что было обусловлено ростом всех статей актива баланса,  исключая убытки,  которые снизились в абсолютном отношении и стали иметь меньший удельный вес в валюте баланса.  Это очень положительные изменения,  свидетельствующие об улучшающемся финансовом положении фирмы.  Значительный рост в удельном весе имеют денежные средства - наиболее ликвидная часть имущества предприятия.  Дебиторская задолженность значительно возросла,  увеличилась ее доля в структуре имущества предприятия.  Удельный вес запасов и затрат - средств,  необходимых для производства,  возрос более чем в два раза.  Наибольший рост в удельном весе имеют оборотные активы.  Это также служит положительным показателем и свидетельствует о том,  что фирма вкладывает свои ресурсы в наиболее ликвидные активы (иммобилизованные активы  ( т. е. основные и прочие внеоборотные средства ) возросли незначительно ),  возможно именно этим и объясняется погашение  в течение года части убытков прошлых лет и уменьшение их доли в общей структуре баланса.

         Соотношение собственного и заемного капиталов говорит об автономии предприятия в условиях рыночных связей,  о его финансовой устойчивости.  Собственный капитал на начало 2003 года в два раза меньше заемного капитала,  а на конец 2003 года структура пассивов изменилась - заемный капитал вырос, а собственный остался на прежнем месте.  Поэтому автономия предприятия снизилась,  а доля собственного капитала в структуре баланса уменьшелась почти вдвое.  Это свидетельствует,  с одной стороны,  о зависимости  ООО “ Финист “  от кредиторов ( покупателей,  перечисляющих авансовые платежи и др. ) .  Данное предприятие в 2003 году не имело долгосрочных и краткосрочных займов.

         Кредиторская задолженность - статья баланса,  которая имеет наибольший удельный вес.  Ее значение возросло.  Это свидетельствует о том,  что покупатели и заказчики перечисляют в счет авансов за работы и услуги денежные средства в большом количестве.  С одной стороны,  это положительный момент,  так как предприятие  ООО “Финист “  для выполнения своих работ пользуется заемными средствами,  увеличивая возможности собственного производства и снижая необходимость дополнительных собственных капиталовложений.  Но также это свидетельствует о том,  что предприятие  ООО    “Финист “  достаточно сильно зависит от своих покупателей. 

         Проанализируем статьи годового баланса за 2004 год и сравним их с показателями 2003 года.

Таблица 2.7

Вертикальный анализ агрегированного баланса за 2004 год

Актив

На начало 2004г.

На конец 2004 г.

Изменение

баланса

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1.  Имущество

457931

100,0

443540

100,0

-14391

0,0

1.1.Иммобилизованые

активы

58619

12,8

57169

12,9

-1450

0,1

1.2.Оборотные активы

264320

57,7

243775

55,0

-20545

-2,7

1.2.1.Запасы и затраты

24349

5,3

33863

7,6

9514

2,3

1.2.2.Дебиторская

задолженность

31277

6,8

104771

23,6

73494

16,8

1.2.3.Денежные

средства

208694

45,6

105081

23,7

-103613

-21,9

1.3. Убытки

134992

29,5

142655

32,2

7663

2,7

Пассив баланса


1.    Источники

имущества

457931

100,0

443540

100,0

-14391

0,0

1.1. Собственный

капитал

74759

16,3

74759

16,9

0

0,6

1.2. Заемный капитал

383172

83,7

368781

83,1

-14391

-0,6

1.2.1. Долгосрочные

обязательства

0

-

0

-

0

-

1.2.2. Краткосрочные

кредиты и займы

0

-

0

-

0

-

1.2.3. Кредиторская

задолженность

348172

76,0

333665

75,2

-14507

-0,8

1.2.4. Прочие пассивы

35000

7,6

35117

7,9

117

0,3


         В 2004 году по сравнению с 2003 годом произошли изменения в имущественном положении  ООО  “ Финист “.

         Из данных,  полученных в таблице 2.7 ,  видно,  что за 2004 год структура баланса предприятия ухудшилась.  Уменьшилось имущество баланса,  что явилось следствием снижения как иммобилизованных активов, так и оборотных активов.  Причем оборотные активы снизились на большее процентное соотношение,  чем основные средства и прочие иммобилизованные активы.  Снижение оборотных активов обусловлено снижением свободных денежных средств предприятия - то есть средств на расчетном,  валютном счете и в кассе предприятия,  то есть наиболее ликвидной части средств предприятия.  Произошел отток денежных средств. Вместе с тем показатель по статье “ Запасы и затраты” вырос, что свидетельствует об увеличении производственных запасов.  Удельный вес дебиторской задолженности также вырос,  причем более чем в три раза.  Необходимо проанализировать данную задолженность,  так как она представляет собой денежные средства,  причитающиеся предприятию,  и которые на данный период находятся у других организаций.  Данная статья может служить резервом увеличения статьи “ Денежные средства “ и может повлиять в будущем на снижение статьи “ Убытки “ .

         Процентная доля собственного капитала в 2004 году увеличилась не намного,  но процентная доля заемного капитала немного снизилась.  Однако превышение доли заемного капитала над собственным осталось значительным.  В 2004 году предприятие также не пользовалось займами.

         Кредиторская задолженность по-прежнему имеет большой удельный вес,  хотя ее значение и снизилось по сравнению с 2003 годом.  Данный факт говорит о том,  что задолженность предприятия отдельным категориям кредиторов ( в данном случае - работникам,  органам социального страхования и обеспечения и задолженность перед бюджетом ),  понизилась.  Но если рассмотреть статьи баланса более детально,  видно,  что сумма полученных авансов напротив возросла по сравнению с 2003 годом.

         Исходя из вышесказанного,  можно сделать вывод,  что имущественное положение  ООО  “ Финист “  ухудшилось - в 2004 году выросла статья “ Убытки “,  произошли негативные изменения как в статьях актива,  так и пассива баланса.    

         Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные показатели  дополняются относительными темпами роста ( снижения ).

         В таблицах 2.8 и 2.9 представлен горизонтальный анализ агрегированного баланса  ООО  “ Финист “  за 2003 и 2004 годы.

Таблица 2.8

Горизонтальный анализ агрегированного баланса за 2003 год

Актив баланса

Начало

2003 г.

Конец

2003 г.

Абсолют.

отклонен

Относит.

отклонен

1.      Имущество

230989

457931

226942

198,25

1.1.   Иммобилизованные активы

43858

58619

14761

133,66

1.2.   Оборотные активы

43098

264320

221222

613,30

1.2.1.Запасы и затраты

6002

24349

18347

405,68

1.2.2.Дебиторская задолженность

8811

31277

22466

354,98

1.2.3.Денежные средства

28285

208694

180409

737,83

1.3.   Убытки

144033

134992

-9041

93,72

Пассив баланса


1.      Источники имущества

230989

457931

226942

198,25

1.1.   Собственный капитал

74759

74759

0

100,00

1.2.   Заемный капитал

156230

383172

226942

245,26

1.2.1.Долгосрочные обязательства

0

0

0

-

1.2.2.Краткосрочные кредиты

и займы

0

0

0

-

1.2.3Кредиторская задолженность

121230

348172

226942

287,20

1.2.4.Прочие пассивы

35000

35000

0

100,00

    

           Данные полученные при вертикальном анализе,   только подтверждаются горизонтальным анализом,  с небольшими различиями.  Имущество баланса увеличилось почти в два раза,  что является положительным моментом.  Наибольший темп роста имеют денежные средства - наиболее ликвидная часть имущества предприятия.  Дебиторская задолженность возросла в 3,5 раза.  Запасы и затраты - средства,  необходимые для производства,  увеличились в 4 раза.  На втором месте по темпу роста находятся оборотные активы,  что также является положительной тенденцией,  возможно это и явилось причиной снижения статьи “ Убытки “ . 

         Собственный капитал не изменился,  а заемный капитал увеличился почти в 2,5 раза,  что говорит о низкой автономии предприятия.

         Наибольший удельный вес имеет кредиторская задолженность,  причем на конец 2003 года ее значение возросло.  

         Рассмотрим  горизонтальный  анализ  агрегированного  баланса   ООО  “Финист “  за 2004 год. 

         Из данных,  полученных в таблице 2.9,  видно,  что структура баланса в целом ухудшилась.  Имущество баланса уменьшелось,  что повлекло за собой снижение темпов роста как иммобилизованных активов,  так и оборотных средств.  Доля денежных средств сократилась вдвое.  Но производственные запасы возросли.  Дебиторская задолженность увеличилась более чем в 3 раза,  это говорит о том,  что данная статья может служить резервом увеличения статьи “ Денежные средства “  и может повлиять в будущем на снижение статьи “ Убытки “.

         Собственный капитал не увеличился,  но заемный капитал,  пусть незначительно,  но уменьшился.  Темп роста кредиторской задолженности в 2004 году,  по сравнению с 2003 годом,  снизился,  то есть задолженность предприятия отдельным категориям кредиторов,  уменьшилась. 

         В целом,  можно сделать вывод,  что имущественное положение  ООО               “ Финист “  в 2004 году ухудшилось. 

Таблица 2.9

Горизонтальный анализ агрегированного баланса за 2004 год

Актив баланса

Начало

2004 г.

Конец

2004 г.

Абсолют.

отклонен.

Относит.

отклонен.

1.       Имущество

457931

443540

-14391

96,86

1.1.    Иммобилизованные

активы

58619

57169

-1450

97,53

1.2.    Оборотные активы

264320

243775

-20545

92,23

1.2.1. Запасы и затраты

24349

33863

9514

139,07

1.2.2. Дебиторская

задолженность

31277

104771

73494

334,98

1.2.3. Денежные средства

208694

105081

-103613

50,35

1.3.    Убытки

134992

142655

7663

105,68

Пассив баланса


1.       Источники имущества

457931

443540

-14391

96,86

1.1.    Собственный капитал

74759

74759

0

100,00

1.2.    Заемный капитал

383172

368781

-14391

96,24

1.2.1. Долгосрочные

обязательства

0

0

0

-

1.2.2. Краткосрочные кредиты

и  займы

0

0

0

-

1.2.3. Кредиторская

задолженность

348172

333665

-14507

95,83

1.2.4. Прочие пассивы

35000

35117

117

100,33

 

           Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости,  тогда как платежеспособность выступает ее внешним проявлением.  В то же время степень обеспеченности запасов и затрат источниками есть причина той или иной степени,  платежеспособности ( или неплатежеспособности ),  выступающей как степень обеспеченности.

      Для 2003 года:

24349 = ( 74759 + 0 ) - 58619

24349 > 16140

      Для 2004 года:

33863 = ( 74759 + 0 ) - 57169

33863 > 17590

         Ни в 2003 году,  ни в 2004 году данное условие платежеспособности предприятия не выполняется.  Денежные средства и активные расчеты не покроют краткосрочную задолженность предприятия.

         Общая величина запасов и затрат Z предприятия равна итогу раздела II  актива баланса. Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются несколько показателей,  отражающих различную степень охвата разных видов источников :        наличие собственных оборотных средств,  равное разнице величины источников собственных средств и величины основных средств и вложений:

Ес = Ис - F

Ес03 = Ис03 – F03 = 74759 - 58619 = 16140  

Ес04 = Ис04 – F04 = 74759 - 57169 = 17590

         В 2004 году собственные оборотные средства возросли,  хотя источники собственных средств не увеличились,  но снизились иммобилизованные активы.

         Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат,  получаемое из предыдущего показателя увеличением на сумму долгосрочных кредитов и заемных средств:

ЕТ = Ес + КТ

ЕТ03 = Ес03 + КТ03 = 16140 + 0 = 16140

ЕТ04 = Ес04 + КТ04 = 17590 + 0 = 17590

         Общая величина основных источников формирования запасов и затрат,  равная сумме предыдущего показателя и величины краткосрочных кредитов и заемных средств ( к которым в данном случае не присоединяются ссуды,  не погашенные в срок ):

Es = ET + Kt

         Так как,  ни в 2003,  ни в 2004 году предприятие  ООО “ Финист “  не получало кредитов и заемных средств,  то:

ET03 = Ec03 = Es03 = 16140

ET04 = Ec04 = Es04 = 17590

         Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

      - излишек ( + ) или недостаток ( - ) собственных оборотных средств:

± Ес = Ес - Z

± Ес03 = Ес03 – Z03 = 16140 - 24349 = -8209         

± Ес04 = Ес04 – Z04 = 17590 - 33863 = -16273

         В 2003 году,  так же,  как и в 2004 году,  имеется недостаток собственных оборотных средств.  Причем в 2004 году он увеличился более чем в полтора раза.

      - излишек ( + ) или недостаток ( - ) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:

± ЕТ = ЕТ - Z = ( Ес + КТ ) - Z,

      - излишек ( + ) или недостаток ( - ) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

± Es = Es - Z = ( Ес + КТ + Кt ) - Z .      

         Так как,  ни в 2003,  ни в 2004 году предприятие  ООО  “ Финист “ не получало кредитов и заемных средств, то: 

± ЕТ03 = ± Ес03 = ± Es03 = -8209

± ЕТ04 = ± Ес04 = ± Еs04 = -16273

          Рассмотрим  степень  неустойчивости  финансового состояния  ООО       “Финист “ :

Z < Ес + Скк + Со

В 2003 году:  24349 <  16140 + 0 + 316895

   24349 <  333035                            

В 2004 году:  33863 <  17590 + 0 + 228894

   33863 <  246484

         Данная финансовая неустойчивость в 2003 и 2004 годах приемлема и нормальна,  поскольку источники,  ослабляющие финансовую напряженность предприятия достаточно велики.   

         Каждый из четырех типов финансовой устойчивости характеризуется набором однотипных показателей,  дающих более полную картину финансового состояния предприятия ( табл. 2.10 ).

         К этим показателям относятся:  коэффициент обеспеченности запасов и затрат источниками средств;  излишек ( недостаток ) средств для  формирования  запасов  и  затрат;  излишек  ( недостаток ) средств на 1 руб. запасов.

Таблица 2.10

Анализ финансового состояния ( на конец 2004 года )

Тип ситуации

( критерий

оценки )

Коэффициент

обеспеченности

запасов и затрат

источниками

средств

Излишек ( + ) или

недостаток ( - )

средств

Излишек или

недостаток

средств на

1 руб. запасов

1. Абсолютная

Ес + Скк


Da

устойчивость

Ка = ------------->1

Da = Ес + Скк - Ез

Za = ----------

Z < Ес + Скк

Z


Z

2. Нормальная

Ec + Cкк


Dн

устойчивость

Кн = ------------ =1

Dн = Ес + Скк - Ез

Zн = ----------

Z = Ес + Скк

Z


Z

3. Неустойчивое

Ес + Скк + Со


Dn

состояние

Кn= -------------=1

Dn = Ес+ Скк+ Со- Z

Zn = -----------

Z = Ес + Скк + Со

Z


Z

4. Кризисное

Ес + Скк


Dк

состояние

Кк = ------------< 1

Dк = Ес + Скк - Z

Zк = -----------

Ез > Ес + Скк

Z


Z

У ООО “ Финист “ в целом

неустойчивое

состояние

Кn = (17590 +

+228894)/ 33863=

= 7,27

Dn = 17590 + 0 +

+ 228894 - 33863 =

= 212621

Zn = 212621 /

/ 33863 = 6,28

          

         Как видно из таблицы 2.10 предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии.  Хотя источники формирования превышают запасы и затраты на сумму 212621 рубль,  но это происходит из - за наличия источников средств,  снимающих финансовую напряженность ( превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской ).  А коэффициент обеспеченности запасов и затрат источниками средств за счет тех же источников,  снимающих финансовую напряженность,  оказывается даже больше единицы.  Таким образом,  финансовая    устойчивость    предприятия  ООО    “ Финист “ полностью зависит от суммы превышения нормальной кредиторской задолженности над дебиторской.  Это является резервом и источником приемлемого положения фирмы,  но также исчезновение данного источника является наиболее рискованным фактором снижения финансовой устойчивости предприятия.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу,  сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности,  с обязательствами по пассиву,  сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков [ 11, с. 176 ]. 

         В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

      А1) наиболее ликвидные активы -  денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения ( ценные бумаги ):

А103 = 208694

А104 = 105081 

      Наиболее ликвидные активы снизились в 2004 году.

      А2) быстро реализуемые активы -  дебиторская задолженность и прочие активы.  Итог группы получается вычитанием из итога раздела III актива величины наиболее ликвидных активов. 

А203 = 31277

А204 = 104772

         В 2004 году по сравнению с 2003 годом быстро реализуемые активы возросли более чем в три раза.

      А3) медленно реализуемые активы - статьи раздела II актива “ Запасы и затраты “ ( за исключением “ Расходов будущих периодов “ ),  а также статьи из раздела 1 актива баланса “ Долгосрочные финансовые вложения “      ( уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий ) и “ Расчеты с учредителями “:

А303 = 24349

А304 = 33863

         В 2004 году по сравнению с 2003 годом  медленно реализуемые активы возросли.

      А4) труднореализуемые  активы - статьи  раздела 1 актива баланса “ Ос-новные средства и иные внеоборотные активы “,  за исключением статей этого раздела,  включенных в предыдущую группу,  а также убытки.

А403 = 58619 + 134992 = 193611

А404 = 57169 + 142655 = 200424

         За счет начисления амортизации на основные средства,  их остаточная стоимость в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизилась,  что привело в целом к снижению труднореализуемых активов.

         Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

      П1) наиболее срочные обязательства - к ним относятся кредиторская задолженность ( статьи раздела II пассива баланса “ Расчеты и прочие пассивы “ ),  а также ссуды,  не погашенные в срок.

П103 = 348172 + 35000 = 383172

П104 = 333665 + 35116 = 368781

         Наиболее срочные обязательства снизились.  Это благотворный фактор с точки зрения улучшения ликвидности баланса.

      П2) краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства:

П203 = 0

П204 = 0

       П3) долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства

П303 = 0

П304 = 0

         Предприятие не имело за 2 рассматриваемых года краткосрочных и долгосрочных кредитов и заемных средств.

      П4) постоянные пассивы - статьи раздела 1 пассива баланса “ Источники собственных средств “.  Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму иммобилизации оборотных средств по статьям раздела III актива и величины по статье “ Расходы будущих периодов” раздела II актива и увеличивается на стр. 725 - 750:

П403 = 74759

П404 = 74759

         Постоянные пассивы не изменились.

         Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.  Баланс считается абсолютно ликвидным,  если имеют место соотношения:

1. А1 ³ П1

А103 = 208694 £ П103 = 383172   

А1904 = 105081 £ П104 = 368781

2. А2 ³ П2

А203 = 31277 ³ П203 = 0

А204 = 104772 ³ П204 = 0

3. А3 ³ П3

А303 = 24349 ³ П303 = 0

А304 = 33863 ³ П304 = 0

4. А4 £  П4

А403 = 193611 ³ П403 = 74759

А404 = 200424 ³ П404 = 74759

         В данном случае,  когда несколько неравенств имеют знак,  противоположный зафиксированному в оптимальном варианте,  ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.  При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе,  хотя компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине,  поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

         Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность, которая в данном случае в 2003 как и в 2004 году более чем неудовлетворительная.  Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность.  Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности ( или неплатежеспособности ) предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.

         Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает исследование,  во - первых,  изменений каждого показателя за текущий анализируемый период ( горизонтальный анализ ),  во - вторых,  исследование структуры соответствующих показателей и их изменений ( вертикальный анализ ),  в - третьих,  изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей). 

         Проведем вертикальный анализ финансовых результатов ( табл.2.11 ).

Таблица 2.11

Вертикальный анализ финансовых результатов


2003  год

2004  год

Приме-

ПОКАЗАТЕЛЬ

руб.

%

руб.

%

чания

1. Всего доходов и поступлений

( стр. 2 + стр. 5 )

446127

100,0

310163

100,0


2. Выручка от реализации

продукции без НДС и акцизов

430677

96,5

289133

93,2


в % к с. 1

3. Затраты на производство

реализованной продукции

412490

95,8

261518

90,4


в % к с. 2

4. Результат от реализации

( стр. 2 - стр. 3 )

18187

4,2

27615

9,6


в % к с. 2

5. Прочие доходы

15450

3,5

21030

6,8

в % к с. 1

6. Прочие расходы

15814

-

37694

-


7. Балансовая прибыль

( стр. 4 + стр. 5 - стр. 6 )

17823

4,0

10951

3,5

в % к с. 1

8. Платежи в бюджет

6238

35,0

7854

71,7

в % к с. 7

9. Чистая прибыль (стр.7- стр.8)

11585

2,6

3097

1,0

в % к с. 1

   

Анализ и выводы по данным таблицы 2..1  делаем на основе относительных показателей.

         Показатель по строке 2 уменьшился ( соответственно увеличился показатель по строке 5 ).  Это говорит о том,  что предприятие все больший доход получает не от основной деятельности,  эту тенденцию следует признать позитивной,  если она осуществляется не в ущерб основной деятельности.  Но так как  внереализационные операции принесли предприятию убыток в 2004 году,  следует задуматься о снижении доли внереализационных операций,  получаемых не от основной деятельности.

         Уменьшение показателя по строке 3 - положительная тенденция.  Затраты на производство падают,  следовательно увеличивается возможность получения предприятием дополнительной прибыли,  повышается конкурентоспособность продукции.

         Рост показателя по строке 4 благоприятен и говорит об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения.

         Но снижение показателя по строке 7 носит явно негативный характер,  свидетельствующий об отрицательных тенденциях в организации производства на данном предприятии.

Для анализа и оценки уровня  и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица ( см. табл. 2.12 ),  в которой также используются данные отчетности из формы № 2.

         В отчетном периоде снизилась выручка от реализации у  ООО “ Финист “ более чем на  32 % ,  но также снизилась и себестоимость реализованных работ и услуг,  что характерно,  темп снижения себестоимости больше,  чем темп снижения выручки от реализации.  Это положительный момент,  который говорит о снижении переменных расходов на производство продукции и оказание услуг и является фактором повышения прибыльности хозяйственной деятельности предприятия.  В связи с этим прибыль от реализации продукции      ( работ,  услуг ) в 2004 году возросла более чем на 50%,  по сравнению с 2003 годом.

Таблица 2.12

Горизонтальный анализ и динамика финансовых результатов (руб.)


Наименование  показателя

Код

стр.

2003

год

2004

год

Абсол.

отклон.

Относит

отклон.

Выручка (нетто)от реализации товаров,

продукции,  работ,  услуг ( за  минусом

НДС,  акцизов и др. )  ( Np )


010


430677


289133


-141544


67,13

Себестоимость реализации товаров,

продукции,  работ,  услуг


020


412490


261518


-150972


63,40

Коммерческие расходы

030

-

-

-

-

Управленческие расходы

040

-

-

-

-

Прибыль ( убыток ) от реализации

( стр. 010 - 020  - 030 - 040 )  ( Рр )


050


18187


27615


9428


151,84

Проценты к получению

060

-

-

-

-

Проценты к уплате

070

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

080

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

090

377

2760

2383

732,10

Прочие операционные расходы

100

6695

4054

-2641

60,55

Результат от прочей реализации ( Рпр )


-6318

-1294

5024

20,48

Прибыль (убыток) от финансово-

хозяйственной деятельности

( стр. 050 + 060 -070 +080 -090 -100 )


110


11869


26321


14452


221,78

Прочие внереализационные доходы

120

15073

18270

3197

121,21

Прочие внереализационные расходы

130

9119

33640

24521

368,90

Сальдо доходов и расходов от

внереализационных операций ( Рвн )



5954


-15370


-21324


-258,15

Прибыль ( убыток ) отчетного периода

( стр. 110 + 120 - 130 ) ( Рб )


140


17823


10951


-6872


61,44

Налог на прибыль

150

6238

7854

1616

125,91

Чистая прибыль ( стр. 140 - 150 )


11585

3098

-8487

26,74

Отвлеченные средства

160

-

10761

10761


Нераспределенная прибыль(убыток) отчет-

ного периода ( стр. 140 - 150 - 160 )


170


11585


-7663


-19248


-66,15

     

Результат от прочей реализации - убыток как в 2003,  так и в 2004 году,  стал меньше в 2004 году,  что является еще одним положительным моментом и позволило в 2004 году повысить показатель прибыли от финансово - хозяйственной деятельности по сравнению с 2003 годом более чем в два раза.

         Но результат от внереализационных операций в 2004 году был значительно хуже,  чем в 2003 году.  Это существенно снизило преимущества результатов хозяйственной деятельности предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом.  И под влиянием результата от внереализационных операций балансовая прибыль 2004 года ниже аналогичного показателя 2003 года почти на 40%.  Этот факт указывает на узкое место в деятельности предприятия и обращает внимание на необходимость снижения внериализационных убытков.

         Налог на прибыль в 2004 году больше,  несмотря на меньшую балансовую прибыль.  Связано это с тем,  что налогооблагаемая прибыль в 2004 году больше аналогичного показателя 2003 года из - за корректировки балансовой прибыли на суммы не включаемых в затраты,  снижающих налогооблагаемую прибыль,  расходов - например,  расходов на рекламу,  представительских расходов,  курсовых разниц по операциям в иностранной валюте ( последние отражаются в том числе и в составе внереализационных доходов и расходов ).  И показатель чистой прибыли предприятия в 2004 году почти в четыре раза оказался меньше показателя чистой прибыли в 2003 году.

         Также негативной статьей в данной таблице является появление в 2004 году большого  количества отвлеченных средств,  что снижает прибыль,  остающуюся в распоряжении предприятия и даже приводит к появлению убытка в 2004 году.  Если обратиться к данным аналитического учета по данной статье,  то видно,  что данная сумма была отвлечена на уплату штрафов в налоговую инспекцию за несвоевременно сданный баланс. 

Рентабельность характеризует прибыль,  получаемую с каждого рубля средств,  вложенных в предприятия или иные финансовые операции [ 12,с. 176].

         Для обобщения анализа финансовых результатов воспользуемся сводной таблицей рассчитанных показателей ( табл. 2.13 ).

Таблица 2.13

Оценка показателей прибыли и рентабельности предприятия ( % )

ПОКАЗАТЕЛЬ

2003 г.

2004 г.

Изменение

Пояснения

Чистая прибыль на 1руб. оборота

2,69

1,07

-1,62

Снизилась

Прибыль от реализации продукции на

1 руб. реализации продукта

4,22

9,55

5,33

Выросла

Прибыль от всей реализации на 1 руб.

оборота

2,76

9,10

6,34

Выросла

Общая прибыль на 1 руб. оборота

4,14

3,79

- 0,35

Снизилась

Общая рентабельность предприятия

5,17

2,43

- 2,74

Низкая

Чистая рентабельность предприятия

3,36

0,69

- 2,67

Низкая

Чистая рентабельность собственного

капитала

15,50

4,14

- 11,36

Очень

низкая

Общая рентабельность

производственных фондов

27,04

12,74

- 14,30

Очень

низкая


         Таким образом,  показатели прибыли от реализации продукции,  прибыли от всей реализации на 1 руб. оборота возросли,  что свидетельствует о положительных изменениях в деятельности фирмы.  Но из - за различной налогооблагаемой базы в 2003 и 2004 годах,  прибыль,  подлежащая налогообложению в 2004 году оказалась выше аналогичного показателя в 2003 году,  что привело к большей величине налога на прибыль и снижению чистой прибыли предприятия на 1 руб. оборота.  Данный факт говорит о том,  что необходимо пересмотреть затраты предприятия,  включаемые в себестоимость продукции и относимые на прибыль предприятия в установленных размерах.

         Общая прибыль предприятия  ООО “ Финист “  достаточно низкая,  что говорит о наличии резерва в использовании средств предприятия -  как собственных,  так и заемных.  Также данный показатель говорит о том,  что на предприятии имеется достаточно большое количество основных фондов,  которые используются недостаточно эффективно,  и улучшить финансовое положение фирмы могут действия,  направленные на избавление от ненужных основных средств,  либо действия по их более эффективному использованию.

Показатели,  рассмотренные выше,  являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности.  И все они говорят о том,  что в 2004 году на предприятии снизилась эффективность хозяйственной деятельности по сравнению с 2003 годом.  А в целом можно сказать,  что имущество,  находящееся в распоряжении предприятия,  используется недостаточно эффективно,  неполно.  Имеются значительные резервы для более рационального размещения источников средств предприятия,  которые приведут к увеличению показателей прибыли предприятия и увеличат рентабельность.


 

.