Содержание
Задание 1. Примеры группировок в управленческом анализе. Объясните назначение группировки. 2
Задание 2. Поясните, как вы понимаете место анализа в процессе принятия управленческого решения. В чем заключается отраслевая специфика экономического управленческого анализа ? Имеется ли отраслевая специфика? 7
Задание 3. Моделирование хозяйственных процессов 8
Задание 4. По имеющимся данным выделите элементы методики управленческого анализа (назовите цель, что является информационной базой экономического анализа ситуации, какие методы анализа хозяйственной деятельности, расчеты выполнялись и в какой очередности. Сделайте выводы для управления. 12
Задание 5. Дать описание методики управленческого анализа 14
Список литературы_ 18
Задание 1. Примеры группировок в управленческом анализе. Объясните назначение группировки.
1.2 Объясните назначение группировки основных фондов предприятий. Приведите примеры группировки (названия групп) основных фондов предприятий различных отраслей (двух или более).
При определении состава и группировки основных фондов следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.94г. № 359, объектами классификации которого являются основные фонды.
Основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.
К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов.
К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные технологии, прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.
В соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности в РФ к основным фондам не относятся:
а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России, независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости;
в) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
г) бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и пр.);
д) специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости;
е) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
ж) форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
з) временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
и) тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
к) предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
л) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
м) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
К основным фондам не относятся также машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий-изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства.
Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Для учета, оценки и анализа основные фонды классифицируются и группируются по ряду признаков.
По отраслевому признаку основные фонды можно разделить на:
· Основные средства промышленности
· Основные средства в строительстве
· Основные средства сельского хозяйства
· Основные средства торговли и т.д
Основные производственные фонды промышленных предприятий делятся на следующие группы[1]:
· здания, сооружения;
· передаточные устройства;
· машины и оборудование, в том числе силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника и прочие машины и оборудование;
· инструменты и приспособления, служащие больше года и стояшие больше одного миллиона рублей за штуку (инструменты и инвентарь, служащие менее года или стоящие дешевле одного миллиона рублей за штуку, относятся к оборотным средствам как малоценные и быстроизнашивающиеся);
· производственный и хозяйственный инвентарь.
К примеру, основой классификации основных фондов строительных организаций служит их назначение и использование[2].
Основные средства строительных организаций делятся на производственные и непроизводственные.
К активным производственным фондам относятся следующие основные средства:
· землеройная техника;
· грузоподъемные машины;
· транспортные средства;
· бетоно- и растворосмесительные установки;
· штукатурные, малярные и компрессорные станции, передвижные электростанции;
· средства малой механизации и т. д.
В состав пассивного производственного технического имущества входят:
· временные и мобильные здания;
· передвижные леса;
· подмостки;
· ограждения и т. д.
Непроизводственное пассивное имущество строительной организации — это здания и сооружения, используемые для удовлетворения жилищных и социально-бытовых потребностей работников строительных организаций.
Таким образом, по натурально-вещественным признакам основные фонды подразделяются по видам на здания, сооружения, машины и оборудование и т.д. (см. Виды основных фондов). Совокупность основных фондов, которые непосредственно воздействуют на предмет труда (машины, оборудование, инструмент и т.д.) называется активной частью основных фондов. В ходе научно-технического прогресса возрастает удельный вес активных основных фондов, видоизменяются их состав и структура, ускоряется сменяемость по причине морального износа.
Учет и анализ своевременности обновления и модернизации активных основных фондов, масштабов внедрения и эффективности использования автоматических машин и оборудования - важнейшая задача статистики. К пассивной части основных фондов относят основные фонды, посредством которых обеспечиваются .условия для нормального протекания процесса производства (здания, сооружения и т.п.).
Основные фонды группируют также по формам собственности, территории, отраслям народного хозяйства (экономики) и промышленности. Классификации и группировки основных фондов играют важную роль при статистическом анализе уровня и тенденций экономического развития страны, территории, отрасли, служат информационной базой при планировании капитальных вложений, начислении амортизации и калькуляции себе стоимости.
Данные о наличии основных фондов используются при оценке фондооснащенности производства (например, в сельском хозяйстве - стоимость основных фондов на 100 га угодий), фондовооруженности труда, фондоотдачи и фондоемкости.
Задание 2. Поясните, как вы понимаете место анализа в процессе принятия управленческого решения. В чем заключается отраслевая специфика экономического управленческого анализа ? Имеется ли отраслевая специфика?
2.2 Поясните, что является объектом управления в кибернетической системе управления? Как отражается отраслевая специфика экономического управленческого анализа?
Объектом управления в кибернетической системе управления являются результаты информационной обработки данных о хозяйственной деятельности того, или иного хозяйствующего субъекта.[3]
Отраслевая специфика проявляется в вариации данных о хозяйственной деятельности. Так, например, на промышленном предприятии сюда относятся производство и реализация продукции, её себестоимость, финансовые результаты и т.д. В сельском хозяйстве, кроме названных сюда относится степень использования земельных ресурсов (урожайность культур, качество почвы, состав посевных площадей и т.п.).
Математико-кибернетические модели сопровождаются выполнением большого объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных, средних величин дисперсий, процентных величин и др. кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок исходных данных.
Результаты требуют графического или табличного представления. Все разнообразие аналитической обработки экономической информации целесообразно осуществлять с применением современных средств связи и вычислительной техники, особенно персональных компьютеров.
Задание 3. Моделирование хозяйственных процессов
3.2 Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе эффективности. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.
К детерминированным методам факторного анализа относятся метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц процентов, метод процентных чисел.
Метод цепных подстановок – это один из главных инструментов анализа влияния факторов на результативный показатель, что объясняется его простотой и естественностью. Значение влияний факторов на результативный показатель зависит от последовательности подстановок. С ростом числа факторов количество возможных подстановок растет чрезвычайно быстро. Можно построить примеры, в которых последовательность подстановки меняет влияние фактора.[4]
Интегральный метод. Этот метод анализа влияния факторов на результативный показатель является обобщением метода цепных подстановок. В случае изменения последовательности вычисления влияний факторов в отличие от метода цепных подстановок он не оказывает влияния на конечные результаты расчета. Он заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода. Только при наличии точных данных о промежуточных значениях факторов в пределах отчетного периода и только с помощью интегрального метода можно рассчитать однозначные и научно обоснованные оценки влияния факторов на результативный показатель. Для данного анализа применяют специальные компьютерные программы.
Методы факторного анализа применяются во всех отраслях народного хозяйства.
Факторный анализ является одним из методов экономического анализа. В процессе факторного анализа идет построение многофакторной зависимости с последующим анализом и выявлением влияния каждого отдельного фактора на конечный результат.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:[5] · построение детерминированной модели путем логического анализа; · наличие полной (жесткой) связи между показателями; · невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; · изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Эффективность деятельности хозяйствующего субъекта определяется его доходностью, т.е. насколько прибыльно и рентабельно работает организация. Поэтому при факторном анализе проводится анализ факторов, влияющих на эти показатели. Например, для определения эффективности работы торгового предприятия имеет смысл следующий алгоритм анализа прибыли и рентабельности.
Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал. На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
а) изменение объема товарооборота в текущих ценах, рассчитывается по формуле АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 ,
где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;
Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.;
Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период; б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота) АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 ,
где CQ - сопоставимый товарооборот;
в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу: AПаq = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100
где ФТ - физическая масса товаров;
Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным. Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;
г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом: AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф , где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде;
%, Qф - объем фактического товарооборота;
д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:
AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 ,
где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %;
УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;
е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом пряяого счета.
Изменение разницы между доходами и расходами и будет .размером влияния данного фактора на результат;
ж) изменение эффективности использования ресурсов и капитала предприятия измеряятся с помощью следующей формулы:
П = (Р x Ррп)/100 , где Р - .размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке;
Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %. (Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:
AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/100 ; Aпаррп =(Рп x (Ррп - Ррб))/100 ,
На втором этапе анализа целесообразно рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе. Влияние факторов на размер отклонения фактической прибыли от плановой определяется по аналогии с вышеизложенной методикой. На прибыль и рентабельность большое влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличивается сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость). Для расчета влияния ценовых факторов необходимо пересчитывать сумму валового дохода и издержек обращения в сопоставимые цены. Наряду с этими факторами (изменение цен и тарифов) в процессе анализа устанавливается влияние на прибыль изменения объема реализации товаров в сопоставимых ценах и структуры товарооборота.
Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста- Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения. Для углубления анализа необходимо более детально изучить все вышеназванные резервы роста прибыли на предмет реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли и рентабельности.
Задание 4. По имеющимся данным выделите элементы методики управленческого анализа (назовите цель, что является информационной базой экономического анализа ситуации, какие методы анализа хозяйственной деятельности, расчеты выполнялись и в какой очередности. Сделайте выводы для управления.
4.2 Примените приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать обеспеченность материалами за сентябрь месяц строительной компании по имеющимся данным (таблица 4.1, таблица 4. 2)
Таблица 4.1
Степень обеспечения плановых поставок материалов договорами с поставщиками
Наименование материалов |
Единица измерения |
Объем поставки материалов
|
Процент плановых поставок, обеспеченных договорами (гр.4:гр.3)*100 |
||
По плану всего |
Обеспеченной договорами с поставщиками |
Не обеспеченной договорами с поставщиками (гр.3-гр.4) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пиломатериалы |
Куб.м |
3100 |
3100 |
- |
100,0 |
Шифер |
Шт. |
8400 |
6800 |
1600 |
81,0 |
Балки |
Т |
1260 |
840 |
420 |
66,7 |
Таблица 4.2
Сведения о поставках пиломатериалов за месяц
Дата поставки |
Поступление пиломатериалов, куб.м |
Засчитано в счет ритмичного снабжения |
||
По плану |
факт |
По плану |
факт |
|
2 |
3 |
26 |
20 |
- |
6 |
6 |
30 |
30 |
30 |
10 |
10 |
24 |
22 |
22 |
14 |
14 |
20 |
23 |
20 |
19 |
20 |
24 |
21 |
- |
22 |
22 |
20 |
26 |
20 |
26 |
26 |
32 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
34 |
30 |
Итого за месяц |
206 |
206 |
152 |
Анализ уровня материально-технического снабжения входит в комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия (анализ использования материальных ресурсов).
Анализ проводится детерминированным факторным методом и является:
-По признаку субъектов управления – управленческим анализом;
-По признаку повторяемости – периодическим анализом (за месяц);
-По содержанию и полноте изучаемых вопросов – тематическим анализом.
В анализе по таблице 1 результативный показатель – процент плановых поставок, обеспеченный договорами. Фактор, влияющий на результативный показатель, – это объем поставок материалов, обеспеченный договорами.
По данным таблицы 1 видно, что фактические поставки материалов обеспечены договорной основой только в объеме поставок пиломатериалов.
Вывод: Следует искать дополнительно поставщиков по поставке шифера и балки.
В анализе по таблице 2 результативный показатель – объем поставок засчитанных в счет ритмичных поставок. Факторы, влияющие на результативный показатель, – это смещение структуры времени поставок и смещение структуры объема поставок.
При анализе поставок пиломатериалов на первый взгляд видно, что план выполнен, однако сдвиг структуры времени и объема поставок не обеспечивает ритмичности снабжения, что влияет на сбой в работе предприятия.
Вывод: Необходимо либо менять поставщиков, либо предъявлять штрафные санкции.
Задание 5. Дать описание методики управленческого анализа
5.2 Заполните недостающие данные в таблице. Определите методом разниц и интегральным методом влияние величины и эффективности использования торговой площади на товарооборот. Сделайте выводы.
Таблица 5.1
Анализ влияния факторов на объем товарооборота магазина
|
Базисный |
Отчетный |
Абсолютное |
Темп |
Влияние факторов |
|
Показатели |
период |
период |
изменение |
роста, % |
метод |
интегральный |
|
|
|
|
|
разниц |
метод |
Товарооборот, тыс. руб. |
17680 |
11210 |
-6470 |
63,40 |
|
|
Торговая площадь, кв. м |
140 |
132 |
-8 |
94,29 |
-1010 |
-845 |
Товарооборот, приходящийся на |
126,28 |
84,92 |
-41,36 |
67,25 |
-5460 |
-5625 |
1 кв. м торговой площади, тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
Проверка |
|
|
|
|
-6470 |
-6470 |
РЕШЕНИЕ
1) Товарооборот, приходящийся на 1 кв. м рассчитывается как отношение товарооборота к торговой площади:
Базисный период: 17680/140 = 126,29 тыс. руб.
Отчетный период: 11210/132 = 84,92 тыс. руб.
2) Абсолютное изменение рассчитывается как разница между данными отчетного периода и базисного:
§ товарооборот: 11210-17680 = - 6470 тыс. руб.
§ торговая площадь: 132-140 = -8 кв. м
§ товарооборот, приходящийся на 1 кв. м торговой площади:
84,92-126,29 = -41,36 тыс. руб.
3) Тем роста рассчитывается как частное от деления значений отчетного периода к базисному периоду, умноженному на 100%
§ товарооборот: 11210/17680 *100% = 63,40%
§ торговая площадь: 132/140 *100 % = 94,29%
§ товарооборот, приходящийся на 1 кв. м торговой площади:
84,92 /126,29 *100% = 67,25%
4) Определим методом разниц влияние величины и эффективности использования торговой площади на товарооборот.
Влияние величины использования торговой площади на товарооборот находим как произведение абсолютного изменения торговой площади на базисный уровень товарооборота, приходящегося на 1 кв. м торговой площади
-8 * 126,28 = -1010, 24 тыс. руб.
Влияние эффективности использования торговой площади на товарооборот находим как произведение абсолютного изменения товарооборота, приходящегося на 1 кв. м торговой площади на фактическое значение торговой площади:
-41,36*132 = -5459,52 тыс. руб.
Проверка: -1010+ (-5460) = - 6470 тыс. руб.
5) Определим интегральным методом влияние величины и эффективности использования торговой площади на товарооборот
Влияние величины использования торговой площади на товарооборот:
-41,36 * (-8)
126,28*(-8) + = -845 тыс. руб.
2
Влияние эффективности использования торговой площади на товарооборот:
-41,36 * (-8)
-41,36*140 + = -5625 тыс. руб.
2
Проверка: -845 + (-5625) = -6470 тыс. руб.
Вывод:
В отчетном периоде товарооборот уменьшился на 6470 тыс. руб., т.е. составил всего 63,40% от товарооборота базисного периода. Снижению товарооборота способствовало уменьшение торговой площади на 8 кв. м и снижение эффективности использования торговой площади на 41,36 тыс. руб. товарооборота, приходящийся на 1 кв. м торговой площади.
Причем, влияние снижение эффективности оказало более негативное воздействие. Определение влияния методом разниц показало, что за счет уменьшения торговой площади товарооборот уменьшился на 1010 тыс. руб., в то время как за счет снижения эффективности использования торговой площади товарооборот уменьшился на 5460 тыс. руб.
Анализ факторов интегральным методом показал аналогичную картину, существенное влияние на снижение товарооборота на 6525 тыс. руб. оказало снижение эффективности использования торговой площади, и на 845 тыс. руб.
Список литературы
1. Адамов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве. – СПб.: Питер, 2003
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 2003
3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999
4. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. М.: Юнити, 2000
5. Савицкая Г. В. АХД предприятия. – Минск.: «Новое знание», 2004
[1] Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. М.: Юнити, 2000. – с. 140.
[2] Адамов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве. – СПб.: Питер, 2003 – с. 58.
[3] Савицкая Г. В. АХД предприятия. – Минск.: «Новое знание», 2004. – с. 24
[4] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 7
[5] Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999. – с. 145