Министерство образования РФ


Институт экономики и управления г. Новосибирска







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Этика и эстетика

Тема: Эстетика человеческих отношений и быта






Выполнила:

Харина Я.П.

Гр. СОЦ 21

Проверила:

Завьялова А. Н.








Новосибирск, 2004

Содержание

Введение. 5

1. Эстетика человеческих отношений. 6

2. Определение быта и эстетики быта. 10

3. Эстетика семейной жизни как форма человеческих отношений. 15

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение



Эстетики -  это отрасль знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к своему существованию и существованию своего племени и семьи, руководствуясь своими чувственными состояниями и возникающими на их основе представлениями о совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте. Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в разных формах, характерно для всех известных- современному человечеству эпох его развития.

Каждый период или эпоха духовного развития человечества характеризуются созданием людьми для своего блага и во имя гармоничного взаимодействия с миром различных предметов, олицетворяющих совершенство, гармонию и красоту, и становящихся общенародным достоянием независимо от расовой, национальной или временной принадлежности их создателей. Эстетика не устанавливает истину, но делает истинно нужными вещь, изделие или природное явление, как условие его собственного благополучного и жизнедеятельного состояния.

Существует множество доказательств того, что человеку присуще врожденное неосознанное стремление к совершенствованию, гармонизации взаимодействия с окружающим миром, формирую вокруг себя красоту отношений и обустройство своего быта.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей эстетики человеческих отношений и быта.


1. Эстетика человеческих отношений


Прежде, чем рассматривать различные стороны человеческой жизни с точки зрения эстетики, попытаемся проанализировать представления о человеке, которые накопились за долгую историю развития человечества, поскольку в этих представлениях отражены основные стороны его индивидуальной и общественной жизни.[1]

Самым распространенным и известны представлением о человеке является положение о том, что человек есть существо разумное (homo sapiens). Появилось оно раньше других представлений о человеке потому, что начинавшему изучать свою историю человечеству надо было выделиться из природного мира, чтобы строить свои взаимоотношения с ним, и отделить себя от всех других живых существ. Кажется, последнее обстоятельство сыграло главную роль, так как еще Аристотель (384 - 322 год до н. э.) - величайший философ Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, выделил человека из всего живого мира, не объяснив при этом, что же такое человек как обладающее разумом существо, - ответить на этот вопрос до сих пор не смогла вся мировая философия. Даже высказывание французского философа Рене Декарта (XVII в.) "Я мыслю, следовательно, существую", подтверждающее исключительное значение разума для определения места человека в мире, не определило его сущность.

Наличие разума обеспечило человеку возможность, приспосабливаясь к условиям мира, использовать окружающие его предметы в качестве примитивных орудий труда и быта, совершенствовать их; постепенно осознавать свое отличие от других живых существ; объединяться в сообщества, чтобы добывать себе и членам сообщества все необходимое. Может быть, и потому столь высоко с глубокой древности человек ценил свой разум, что именно он в конце концов освободил его от постоянной, ежедневной необходимости заниматься добыванием средств к жизни. Благодаря наличию разума человек создавал все более сложные, а значит, более производительные орудия труда. Этому способствовали его природное стремление к постоянному движению, совершенствованию, а также постоянно развивающиеся память и способность восприятия целостных картин, образов, действий, приводящих к наибольшему успеху с меньшей затратой усилий и сил.

"Погружение в раздумья" основной и самый эффективный способ умственного развития, следующий этим после выработки способности и привычки представлять себя каждый раз новым предметом в игровой ситуации. По мнению многих мыслителей прошлого, особенно непримиримых материалистов, человека разумного дополняет человек  - существо производящее (homo faber).

"Faber" в переводе с латинского - это скорее мастер, ремесленник и художник, творец, и только потом созидатель и производитель. В XIX и XX веках производство стали понимать упрощенно: поставить или закрепить заготовку и нажимать на педаль или кнопку. Но конструкция станков, машин, приборов, технология обработки заготовок, да и сами заготовки - были придуманы и изобретены мастерами, творцами. Производство - это только конечная операция процесса получения продукта, однако ее-то и возвели в ранг определяющих, в том числе и структуру общественных отношении, в частности взаимоотношений производителей продуктов и их владельцев.

Это одностороннее упрощенное понимание производства как первопричины взаимодействия людей на основе имущественных, собственнических отношений. Разумеется, без ручного труда человек никогда не сможет обойтись, ибо любые самые совершенные машины, приборы, станки, технологические линии создаются руками, которыми руководит разум человека, опирающийся на знания. Разум доводит движения рук до автоматизма, что, в свою очередь, представляет разуму возможность творческой работы, поиска вариантов создания все более совершенных машин, станков, оборудования, приборов, технологических линий и процессов, выпускающих все более совершенные продукты, удовлетворяющие материальные и духовные потребности людей.

Каждое поколение людей проходит минипроцесс развития человечества, за годы от младенчества, до окончания вуза, техникума, ПТУ. Старшие передают подрастающему поколению свои опыт, знания, умения и навыки, чтобы каждый человек выполнил предназначенную ему самой жизнью роль мудреца, творца, созидателя и производителя.

Человек существо играющее (homo ludeus). Итак, XVIII в. в науке о человеке появился термин "человек-созидатель", преобразованный в XIX в. в другой термин - человек-производитель. Эта метаморфоза объясняется тем, что в XIX в. главной задачей было производство как можно большего количества машин, станков, оборудования и продуктов в связи со стремительным развитием капитализма. Поскольку потребности людей возрастали, развивалось производство  разнообразных товаров, удовлетворяющих эти потребности. Понятно, что термин "человек-созидатель" более приемлем для проведения четкой грани между ним и другими представителями животного мира, но индустриальный XIX в. отдавал предпочтение другому термину - "человек-производитель".

А вот в XX в. было сделано заключение, что этих двух терминов,  подчеркивающих специфические особенности человека, недостаточно, чтобы иметь более определенно выделить его из животного мира, поскольку именно человеку присущи нехарактерные для других живых существ любая деятельность человека является игрой. Широко известно выражение Уильяма Шекспира "вся жизнь - театр, а люди в ней актеры". Эта же мысль прослеживается и в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и Жака Расина, испанцев Феликса Лопе де Вега и Педро Кальдерона, немецких философов и поэтов Иоганна  Гете и Фридриха Шиллера, русских писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского. Однако общефилософская  точка зрения на игру появилась лишь в 30-е гг. XX в., когда нидерландский философ Йохан Хейзинга призвал считать человека существом играющим, введя термин "человек играющий", и философски обосновав его. Его книга "Homo Ludens" ("существо играющее") издана в России в 1992 г.

Игра - важнейшее средство культурно-эстетического развития человека, который любит играть в любом возрасте в отличие от животных. Известно, что и человеку, и животному, находящемуся в младенческом возрасте, свойственно стремление к игре, которая с биологической точки зрения является средством подготовки их к жизни, средством адаптации к условиям существования, средством укрепления и развития наследственных форм поведения. Но ведь известно, что инстинкт всегда проявляется спонтанно, естественно и не требует упражнений, способствующих его проявления - он заложен природой и все равно проявится, ибо в противном случае живое существо не сможет приспособиться к жизни. Значит, игра есть форма проявления избытка жизненных сил, которые животные бескорыстно расходуют в процессе игры, доставляя себе этим удовольствие.

Игра настолько естественно органично вошла в жизнь человека, что стала неотъемлемой частью политики, правосудия, науки, искусства, военных действий, образования и других сфер человеческой деятельности.

Человек - существо прекрасное (homo pulcher). Почему человек как существо прекрасное рассматривается нами лишь в конце определения основных качеств, достоинств и отличий человека от всех живых существ? Потому ли, что процесс создания представления о нем оказывается слишком замедленным? Потому ли, что качество, определяемое словом "прекрасное" проявилось в нем позже всех его других качеств? Потому ли, что этого качества труднее всего достичь? А может потому, что природа не наделила человека теми силами, стремлениями, надеждами и желаниями, которые необходимы, чтобы он мог называться прекрасным? На все эти вопросы можно ответить и положительно, и отрицательно. Однако природа проявила щедрость, наделив человека в отличие от животных врожденным стремлением к красоте, о чем мы говорили в самом начале наших занятий.

Поистине нет в мире силы, способной уничтожить стремление человека к красоте. Даже самые никчемные, казалось бы люди испытывают это стремление - вспомните отца Сонечки Мармеладовой из "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского, героев рассказов А. П. Чехова, пьесы А. М. Горького "На дне".[2]


2. Определение быта и эстетики быта


Прежде всего, следует уяснить, что такое быт в чувственном, умственном и волевом проявлениях. В повседневном обиходе слово "быт" означает обыденную жизнь, не связанную с общественно-полезной деятельностью человека, сферу жизни, через которую каждый человек входит в жизнь, в мир людей. Быт  - это материальные условия жизни людей, т.е. среда, в которой протекает основная часть жизни человека происходит удовлетворение его материальных потребностей. В быту человек готовит пищу, заботится о своем здоровье и здоровье близких ему людей, о воспитании, обучении детей, передаче им своего опыта и опыта предшествующих поколений, осваивает большую  часть духовных благ, культурных ценностей, общается с родными, близкими, приятелями, друзьями, развлекается, созерцает природу и собирает ее дары, изготавливает и использует различные необходимые для жизни предметы, делит с близкими людьми все радости и горести жизни и т. д.

Поскольку ребенок начинает познавать мир находясь в бытовой среде, к ней предъявляется прежде всего эстетические требования. Вся атмосфера домашней, семейной жизни влияет на пробуждение и формирование чувств ребенка. Известно, что детское восприятие значительно отличается от восприятия взрослого, поэтому разработаны определенные требования к оформлению комнаты, в которой находится ребенок, к цветовому, пластическому решению стен, мебели, игрушек. От качеств игрушек и предметов, окружающих ребенка, во многом зависит его реакция на чувственное богатство мира, а также объем и качество чувственной информации, усвоенной им. Более 90% всей информации человек получает посредством зрения, 6% -слуха и 4% -обоняния, вкуса и осязания, поэтому предметы, предназначенные для развития каждого органа чувств, должны соответствовать своему предназначению.

Еще в местах обитания первобытного человека были найдены предметы, которые не годились для утилитарных целей и могли использоваться только в качестве игрушек. Создавая из дерева, камня или глины фигурки человека или животных, первобытный человек знакомил ребенка с миром, в котором ему предстояло жить. И в современном обществе с помощью игрушек, сказок стремятся облегчить ребенку понимание законов бытия.

Бытовая среда не только, пробуждает, но и развивает чувственность ребенка. В семейной бытовой обстановке особенно остро воспринимаются события жизни каждого члена семьи, родственников, друзей. Здесь человек учится сочувствовать, сопереживать, сострадать, радоваться, и т. п.

Основную часть свободного времени человек проводит в бытовой среде, какую бы активную общественную и духовно-культурную жизнь он ни вел. Для большинства людей - это прежде всего активная и напряженная чувственная жизнь, которая разделяется на три потока: первый из них - это информация, воспринимаемая неосознанно, задевая или не задевая чувства; второй поток - информация, которая оказывает сильное воздействие на чувства, порождая чувственную активность личности и соответствующие реакции и поступки; третий поток - чувственная информация, требующая активного осмысления и вызывающая поэтому активную и напряженную работу мозга; причем это может происходить и во время активных, целенаправленных наблюдений за какими-то явлениями природы, и во время, казалось бы, спокойного созерцания мира или при самосозерцании, когда человек пытается разобраться в своих чувствах.[3]

Особые возможности для разносторонней чувственной жизни появляется у человека при общении с природой. Почти всегда во время прогулок по лесу, берегу моря, горных прогулок и т.д. человек может столкнуться с чем-то неожиданным и неизвестным, что может взбудоражить чувства, вызвать какие-то образы, ассоциации, о чем-то напомнить, а в результате изменить всю жизнь человека, оказать влияние на многие его решения.

Если человек живет в свободном обществе, предоставляющем ему права и возможности выбирать род деятельности, соответствующий его предназначению, природным задаткам и дарованиям, которые он распознал, его чувственная жизнь естественным образом перерастает в жизнь интеллектуальную, постигающую мир и эстетически его  осмысливающую. В быту его разум будет сосредоточен на решении житейских проблем, проблем воспитания и обучения детей, заботах о друзьях и близких людях, а также на собственном интеллектуальном развитии, постоянном духовном обогащении, осмыслении пережитого, планировании будущей жизни, воплощении собственных мечтаний, надежд и стремлений. Чувства чаще всего определяются подсознательными влечениями, иногда неудобствами, дискомфортом и надежды, стремления и желания лишь начинают формироваться. Однако наступает момент, когда с ними уже нельзя не считаться, надо установить их значимость  и возможные последствия, в случае их реализации.

Да и жизнь все время рождает новые проблемы: меняемся мы, растут дети, происходят грандиозные изменения в стране и во всем мире, появляются новые предметы, совершенствующие наш быт, обогащающие наши потребности и возможности их удовлетворения, открывающие новые формы общения с миром... Разве не может оказать влияние на чувственное и умственное развитие тот факт, что ныне практически каждый получил права и возможности посетить любой уголок земного шара? Теперь можно не только прочесть о каких-либо достопримечательностях, но и увидеть их воочию, познакомиться с культурой других народов, другими укладами жизни. Надо осознать, и что движение от чувств к мысли, от мысли к действию - не однонаправленно, многообразно, и, приложив усилия, добиться результата и затем прочувствовать его.

В этих ситуациях на первый план выступает волевая сторона быта. Даже ощущая все богатство и разнообразие быта, в том числе и эстетическое, постигая многое из этого богатства и разнообразия, о многом мечтая, ко многому стремясь, ничего нельзя получить при отсутствии воли при выборе цели по ценностным критериям и усилий для ее достижения. Воля - одна из важнейших характеристик человека, поскольку чувственные устремления и умственные достижения она переводит в действие, воплощающее в жизнь мечты, надежды и стремления. Воля так органично связана с нравственностью личности, что чувственное желание и умственное усилие и решение не принимаются к исполнению, если выбранные цель и пути ее достижения не соответствуют нравственным принципам личности. Если же выбрана ценностно значимая, добродетельная цель, "хочу" и "могу" личности подчиняются понятию "надо". В этом случае воля подчиняет себе слабости личности, предупреждает ее нерасчетливые действия. Воле личности противостоят сомнения, леность, нерешительность - многие люди формулируют идеальные цели (вспомните хотя бы Обломова из романа И. А. Гончарова "Обломов"), но воплотить их в жизнь не могут именно из-за отсутствия воли. Существует масса и таких примеров, когда воля отдельной личности и даже целых народов сталкивается с волей властного режима, который лишает человека возможности чувственного, умственного и волевого развития и действия не только в производственной и общественной деятельности, но и в быту.

Результатом этого являются убогий, нищенский быт, приземленные интересы и несбыточные, утопические идеалы, что было свойством советским людям, в течение многих лет живших в условиях тоталитарного режима, унижающего человеческое достоинство. Но история человечества не раз доказывала, что воля и решимость целеустремленных людей, объединенных идеей свободы и демократии, сметала в конце концов все преграды и выводила на путь эволюционного творческого развития. Ваши, ребята, дедушки и бабушки могут рассказать вам о том, что воля и труд человека действительно творят дивные дела, но и мерзостей творят немало, если воля, выбравшая недостойные цели и средства, направляет людей на действия, противоречащие человеческим принципам и нормам.[4]

Быт требует от человека проявления разнообразных чувственных, умственных и волевых усилий, способностей и возможностей. Ведь человек, как правило, обустраивает свой быт, создавая такую среду обитания, которая соответствует его характеру, склонностям, вкусу и потребностям. Многообразие человеческих характеров, темпераментов, склонностей, вкусов, стремлений и желаний обуславливает многообразие быта. Предметы, составляющие бытовую обстановку, не столь уж многочисленны, однако их компоновка, утилитарная предназначенность, освещенность и цветовое сочетание могут быть столь же многообразны, сколь многообразны вкусы хозяев. Среда обитания человека деятельного, активного и человека, склонного к  созерцанию, погруженного более в самого себя, чем во внешний мир, различна, даже если включает в себя одни и те же предметы мебели, - в ней можно найти множество вещей, которые присущи только данному человеку, соответствуют только его потребностям и интересам, в то время как другим людям они кажутся безделушками. Иногда представляется, что человек весь погружен в мелочи, если судить по окружающим его вещам. Но ведь это разнообразие вещей может свидетельствовать о многообразии его интересов и потребностей, а не только о страсти к накопительству. Человек созерцательного типа может, например, повесить в своей комнате простенький пейзаж или натюрморт и посредством их осмысливать и мир и, главное, самого себя - другому же для этой цели требуется множество вещей и вещичек. Ведь созерцание и настраивает человека на то, что Плотин и философия дзэн-буддизма называют художественным построением жизни, - личность настраивается на ту жизнь, которая кажется ей достойной человека, и представление о которой всегда присутствует в его чувствованиях, мыслях, надеждах, желаниях и стремлениях. Потому созерцание, в которое погружается человек в домашней обстановке, во время прогулок, в концертном зале, картинной галерее, театре и т.д. нельзя рассматривать как бездеятельность, пустую трату времени. Это внутренняя деятельность человека, занимаясь которой он творит себя по тому образу и подобию, которые сложилось в его чувствах и сознании в виде идеалов, а может быть, и в виде божественного творческого начала, заключенного в нем самом, но еще не осознанного им.


3. Эстетика семейной жизни как форма человеческих отношений


Семья - это малая социальная группа, члена которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению. Как социальная ячейка общества семья возникла в древнейшие времена, о чем свидетельствуют раскопки древних поселений людей и древние памятники культуры.

Как мы уже говорили, красота в доме, постоянное совершенствование быта способствует эстетическому воспитанию детей. Родители создают эстетизированный быт для ребенка, окружая его яркими предметами, игрушками, создавая особый, обязательно ритмичный звуковой фон, когда ребенок бодрствует. Еще одно средство, способствующее эстетическому воспитанию детей, - "беседы" родителей с ребенком начиная с первых минут его жизни, формирующие его будущую речь и многие положительные качества. Желательно, чтобы в первые годы жизни ребенка женщина была освобождена других забот, уделяя как можно больше внимания своему ребенку. В этом исключительно важна роль ребенка освобождающего жену от всяких житейских дел. (Однако, к сожалению, таких мужчин не так уж много.)

Ничто в раннем детстве не проходит мимо внимания ребенка - все оседает в глубинах его души, всплывая позже в его сознании. Родители, передавая ребенку большой запас слов, способствуют его словотворчеству, а возможно, и развитию его поэтического таланта (все дети без исключения поэтически одарены). Мы часто либо глухи к слову, либо слишком озабочены решением житейских проблем, чтобы полностью сосредоточиться на ребенке. А между тем ответственность семьи заключается прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим, от родителей - детям.

Язык отражает уровень культурного и эстетического развития личности, он является средством общения, которое, Антуан де Сент-Экзюпери считал самым значительным из всех духовных богатств. Язык раскрывает духовное богатство человека - его природные задатки, дарования, таланты. А для семьи нет более ответственной и благородной задачи, чем выявление, раскрытие природных творческих задатков ребенка, чтобы вырастить из него человека - творца.[5]

В постоянном общении родителей с ребенком и выявляется его природные задатки, прежде всего способность к словотворчеству, закрепляющаяся в различных играх с предметами, игрушками, его умением фантазировать перевоплощаться в домашних животных, а также животных, которых может увидеть в зоопарке, на прогулке в лесу, о которых узнает из рисунков, сказок, мультфильмов и т.д.

Грандиозную эстетико-воспитательную функцию выполняют в семье и разговоры родителей на различные темы, а также их общение между собой, т.е. проявляемые друг к нежность, уважение, восхищение. Все западает в душу ребенка и рано или поздно отзывается ответным чувством, поступком. Родители несут двойную ответственность: во-первых, перед обществом за будущее своего ребенка, который должен стать здоровым и счастливым, благородным и творчески активным человеком; во-вторых, перед самим ребенком, способствуя максимальному раскрытию его творчески-созидательных сил и способностей, благородства и красоты его души, его жизненных стремлений, надежд, желаний и идеалов. Далеко не всем родителям это удается, но это не является аргументом для отрицания роли семьи в жизни каждого человека. Никто не является рабом судьбы - этим зачастую люди оправдывают свои неблаговидные поступки и действия, неудачи, промахи в жизни. Необъяснимость многого в самом человеке, невозможность постичь стечение обстоятельств, незнание многих процессов в природе и жизни породили представление о судьбе, о фатальной предопределенности тех или иных событий. Эта вера в рок, судьбу расслабляет некоторых людей, лишает их воли к жизни, заставляет ждать своего "звездного" часа, а у других вызывает решимость самим распоряжаться своей судьбой и, призвав на помощь свои чувства и разум, изменить свою жизнь к лучшему. По сути, это вторая категория людей, незнакомая с философией Платона и дзэн-буддизмом, моделируют свою жизнь в соответствии со всеми художественными принципами, требованиями, законами и представлениями. Именно они во все времена добивались полной реализации собственных творческих сил и способностей. Люди, обладающие высокими творческими способностями, сосредоточивали усилия на любимом деле, своем призвании, ведя предельно простой образ жизни. Они стали примером высокой требовательности к себе и своему предназначению. Известно, что Микеланджело, рано осознав свой великий дар ваятеля и живописца, не считал возможным тратить силы на что-либо другое, в том числе и на создание семьи. До конца своих дней он не выпускал из рук резца, кисти и пера: ваял, рисовал, проектировал и слагал стихи.

Почему же именно на семью возлагается обязанность формирования чувства ответственности у подрастающего поколения за выявление и реализацию его дарований, за выполнение в полной мере его предназначения, о котором свидетельствуют его природные задатки? Прежде всего потому, что именно в семье можно впервые распознать природные задатки ребенка, создав ему условия для развития всех его духовных и физических сил. Однако абсолютное большинство взрослых осознали до конца своих способностей, не умеют и не учатся познавать себя. Им не свойственны самосозерцание, осмысление своих чувств, а некоторые даже не подозревают о наличии у них природных задатков, таланта. Поэтому надо стремиться выявить природные задатки ребенка, понять, в какой игре и в какой степени в нем проявляются его дарования, а для этого следует как можно больше времени находиться рядом с ребенком, уделяя ему как можно больше времени и внимания, поскольку обобщающих, четких инструкций и указаний, какой должна быть эстетика быта, чтобы способствовать наиболее совершенному развитию ребенка, не существует.



Заключение


Таким образом, мир человека и человек в мире: существо разумное (homo sapiens), существо производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо прекрасное (homo pulcher)

К сожалению, проблема свободы и самореализации человека, как правило, обсуждается и рассматривается преимущественно в политически-правовом или хозяйственно-экономическом аспекте, да и то на рациональном уровне. Однако чувственно-эмоциональная жизнь человека, а именно ее и изучает эстетика, гораздо более значима, информационно насыщена и эстетически разнообразна, чем жизнь рациональная, умственная, причем жизнь любого человека - и так называемого простого, обыкновенного и известного своими открытиями.

В эстетике нет понятия "простой человек" - любой человек необычайно сложен, если не в реальной жизни, то в потенции, и предельно интересен и разнообразен в своих проявлениях, взаимодействиях с миром, переживаниях и чувствованиях. Как справедливо заметил Е. Евтушенко в одном из своих стихотворений, "Людей не интересных в мире нет, их судьбы - как истории планет". Эстетика, как раз и помогает выявить неповторимость каждой личности, те таинственные силы развив которые, можно пробудить дремлющие творческие способности и сформировать личность, обогащающую общество новыми открытиями, духовными и материальными творениями.

Основную часть свободного времени человек проводит в бытовой среде, какую бы активную общественную и духовно-культурную жизнь он ни вел. Бытовая среда не только, пробуждает, но и развивает чувственность ребенка. В семейной бытовой обстановке особенно остро воспринимаются события жизни каждого члена семьи, родственников, друзей. Здесь человек учится сочувствовать, сопереживать, сострадать, радоваться, и т. п.


Список литературы


1.     Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М.: Логос, 2001.

2.     Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М.: Мысль, 2001.

3.     Каган М. С. Эстетика как философская наука. - Л.: Философия, 2002.

4.     Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М.: Дело, 2003.

5.     Рыдванова И. И. Семья как мир прекрасного. – М: БЭК, 2002.


[1] Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М.: Мысль, 2001. – с 21


[2] Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М.: Дело, 2003. – с 68


[3] Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М.: Логос, 2001. -  с 17


[4] Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М.: Логос, 2001. – с 23


[5] Рыдванова И. И. Семья как мир прекрасного. – М: БЭК, 2002. – с 87