№ 1927,1 |
Кур Теория государства и права |
Понятие государства. |
Рыбалкина |
Содержание.
Введение. 3
1. Понятие государства. 4
2. Основные признаки государства. 10
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Введение.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним как и само государство. На протяжении многих веков разные ученые исследователи в данной области пытались дать конкретное определение государству и охарактеризовать его признаки. Но несмотря на множество разных исследований в данной области, вопрос остается дискуссионным.
«Что такое государство, - говорил Паршин А., - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом»[1]. И далее продолжал: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни, независимо от того, имеется ли правильное определение государства или нет. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители-филисофы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановится и ждать точных определений ее философией».
И действительно, с этим трудно спорить, так общественная и государственная жизнь не стоит на месте.
Обоснование понятия государства, как и всякого другого общественного явления, предполагает выработку его общего определения и его предметное раскрытие его наиболее важных, основных признаков, что и является целью данной курсовой работы.
1. Понятие государства.
При определении понятия государства важно учитывать не только субъективный характер, заключающийся в возможности неодинакового восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Речь идет, прежде всего, о сложности и многогранности самого государства как явления и, соответственно, о возможности и даже неизбежности многовариантного определения его понятия.
Термин «государство» используется как в узком, так и в широком смысле.
Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно: «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также – нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
Одним из основоположников теории правового нормативизма является - Кельзен, и он считает, что понятие государства может употребляться в следующих значениях:
- в юридическом смысле. Государство может представляться как юридическое лицо, правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком. В силу этого с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка. Государство при этом выглядит не иначе как такой образ действия и порядок поведения людей, которые мы обычно называем правовым порядком.
При рассмотрении государства как юридического феномена, предполагается, что отношения между ними и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом. Это означает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как индивид в своем поведении и действиях связано правовой реальностью
-социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности.
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) исходили бы первоначально от одного правительства. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность, которых отражала то, что, называется социологическим государством.
-понятие государства может определяться как живой, естественный организм. В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе, как форма социальной биологии.
Подобный взгляд на понятие государства до Г. Кельзена разделялся многими другими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства.
-понятие государства определяется Г. Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как система норм, нормативный порядок или же, как политически организованное обществе, как государство-власть.
Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер. Оно является политической организацией, прежде всего потому, что устанавливает порядок исползования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы.
Таким образом, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами, с другой, объективно обуславливает возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Исходя из этого вполне понятным является сам факт возникновения в различные периоды развития общества множества определений и понятий государства и их активного использования. «Сколько существовало государствоведов и философов, - писал по этому поводу Л. Гумплович, - столько существовало и определений государства». Весьма заметно при этом сказывался субъективизм.
Осуждая политическую предвзятость, тенденциозность в определении понятия государства, особенно сильно, по мнению автора, проявлявшихся в19 веке, Л. Гумплович сетовал на то, что представляет собой в действительности государство, но то, чем оно должны быть по субъективному взгляду, по субъективной точке зрения, желаниями и идеалами каждого отдельного государствоведа, политика и философа»[2]. Всякая политическая партия, отмечал автор, имела как девиз свое собственное определение государства, - такое, в котором она закрепляла свои желания и требования и стремилась лишь к тому, чтобы согласно с ними было преобразовано данное государство.
В качестве примеров подобного определения понятия государства Л. Гумплович ссылался на определения, даваемые в работах отдельных авторов 19 века и в словарях.
Не касаясь вопроса о преимуществах недостатках приведенных определений, а также правомерности и неправомерности столь критического к ним отношения со стороны автора, по этому поводу Н. М. Марченко отмечает, что предвзятость и субъективизм никогда не были в почете – ни в 19 веке, ни в других столетиях, ни в связи с определением понятия государства. Однако это не должно означать табу под флагом борьбы с субъективизмом на творческие поиски в осознании и определении государства, на выработку в нем разностороннего представления и его многовариантного определения[3].
Вообще, на разных исторических промежутках времени понятие государства определялось далеко не одинаково.
Например, Аристотель определял государство как самовладеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих.
Выдающийся мыслитель Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.
Жан Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства.
Создатель идейно-политической доктрины Джон Локк представлял государство как общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство. Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.
По-разному определялось государство и другими авторами - юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе оно определялось, например, в одних случаях, как организация совместной народной жизни на определенной территории и под иной высшей властью. (Р. Моль). В других – как союз свободных людей на определенной территории и под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием. (Н. Аретин). В третьих – же случаях государство рассматривалось как естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович),
В российской литературе можно найти также различные определения, в соответствии с которыми государство как объективный факт нашей планеты представляется, например, в виде социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни (А. Паршин). Государство определяется как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенною волей, достойными и мужественными поступками (А. Ильин)[4]. Оно рассматривается также как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (И. Хвостов); как объединение людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой), и т. д.[5]
Наконец, государство нередко, особенно в послереволюционный период в России, представлялось как особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса.[6]
В последнее десятилетие, начиная с перестроечного периода, когда на первый план в официальной всесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узко классовых стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тотальностью.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем - и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и общечеловеческий подход к определению его понятия. Отказываясь от одной – чисто классовой крайности осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искаженную реальную действительность крайность.
В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, - и соответствующих им определений понятий государства.
Следовательно, при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, общечеловеческие признаки и черты.
В итоге всего вышеизложенного наиболее приемлемым определениями государства было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества[7].
Данное определение точнее других отражает не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества.
2. Основные признаки государства
Государство, как институт или организация отличается от любых негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками и чертами.
За всю историю развития человечества сложилось множество различных представлений об основных признаках государства и права. Великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано огромное количество самых разнообразных суждений и мнений по этому поводу.
Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит считал специфичной особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «… Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает»
Цицерон рассматривал государство как дело, достойное народа. Под народом он понимал не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.
Но многие подобные измышления не затрагивали таких важных моментом любого государства, как – его признаки и черты, благодаря которым можно отличить государство от любого негосударственного образования.
К числу основных признаков государства можно отнести следующие:
- наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления.
-наличие аппарата принуждения.
-публичный характер власти.
- административно-территориальное деление.
- суверенитет.
-наличие специальных органов, занимающихся сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов.
-наличие государственной символики.
Рассмотрим эти признаки наиболее подробно.
Аппарат власти и управления состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и другие. Низшим звеном аппарата является государственный орган.
Каждое общество надеется иметь в государственных органах у государственного руля своих лучших представителей. Еще древнегреческий мыслитель Платон мечтал об идеальном государстве как справедливом правлении лучших и благородных. Главную отличительную особенность этого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраздельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государства он рассматривал в виде множества государств, в которых заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств[8].
Важной отличительной особенностью государства является наличие, наряду с аппаратом власти и управления, аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений. Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.
В научной литературе нет одинакового понимания и однозначного толкования «публичной власти». Как правило, ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков государства. Иногда в качестве синонима государства.
Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытнообщинной организации.
В условиях первобытного строя власть имела общественный характер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, осуществлялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а непосредственно самими, занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.
Властные функции осуществлялись как через систему органов самоуправления – советы родов, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины рода, военачальники, жрецы и другие лица, осуществлявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. В отличие от государственных чиновников, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом, и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался на моральный авторитет, уважение и поддержку со стороны членов этого объединения.
Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла функционировать и на более поздних этапах, в условиях расколотого по материальному и другим признакам общества на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Эта власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью.
Как отмечали Маркс К. и Энгельс Ф. «публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому обществу. Эта власть может быть весьма незначительной, почти незаметной в обществах с еще не развитыми классовыми противоречиями… Но она усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия государства и по мере того, как соприкасающиеся между собою государства становятся больше и население»[9].
Говоря о социальной роли публичной власти, необходимо отметить, что, распространяясь и охватывая своими велениями все общество, она всегда и во всех государствах обслужила в первую очередь интересы господствующего класса. При этом она неизменно выступала между противостоящими друг другу классами.
Среди специфических черт государства выделяется такая черта, как разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, в политическом отношении превращалась в простую принадлежность территории.
Независимо от кровнородственных связей он выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства, или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действием его законов.
Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-то иное, в том числе общественное условие существования и функционирования государства.
Под территорией обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты, Во-первых, земля и ее недра (сухопутная территория). Во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория). В-третьих, атмосфера или воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория). В-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты),
Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти. Последняя касается каждой ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной и исключает какое-бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.
Отечественные и зарубежные авторы, признавая, развивая данные принципы, тем не менее, иногда по-разному понимают и интерпретируют их содержание, равно как и содержание самой «территории». Г. Кельзен, например, определяет территорию государства как территориальную сферу распространения национального правового порядка и рассматривает и в двух смыслах – узком и широком.
Под территорией в узком смысле автор понимает пространство, в пределах которого лишь одно государство, а именно то, которому принадлежит территория, управомачивается издавать общеобязательные акты. В то же время подобная деятельность других государств на этой территории полностью исключается. Территория государства в широком смысле включает в себя наряду с территорией в узком смысле также пространство, где на равных основаниях могут действовать одновременно несколько государств. К таковому относится, в частности, водное пространство, имеющее статус открытого моря. На этом пространстве каждое государство имеет право на свободное плавание своих судов под национальным флагом. На каждом из судов действуют законы своего государства.
К территории государства в широком смысле относятся также территории, не принадлежащие ни одному из государств. Их правовой статус аналогичен статусу открытого моря.
Граждане государства, проживающие на его территории и вне, равно как и сама территория, находятся по защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения части территории. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории своих граждан, проживающих на данной территории.
Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, районы и т. д. Но назначение их и функции едины – оганизация государственной власти и управлении Яна занимаемой ими территории.
Одним из важнейших признаков государства является суверенитет, который означает верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость ее на международной арене.
Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных организаций.
В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствовавших кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным или добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для них всех целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.
Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и суверенитет нации. Суверенитет народа означает его полновластие или верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономические установления и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью отдельных государственных органов и всего государства.
В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что власть исходит от народа и принадлежит народу, Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет не всегда совпадают с народной властью и суверенитетом.
Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Характерным признаком государства, наряду с отмеченными его особенностями, являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на разные, осуществляемые государством, образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы
На протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания и развития имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.
По способу взимания они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц, прямо, непосредственно. Косвенные взимаются с них опосредовано, путем включения их в стоимость производимой продукции и путем прибавления их к цене товаров.
Виды, размеры и количество налогов бывают самые разные, в зависимости от типа и характера самого государства и общества, а также существующих в той или иной стране традиций и нравов.
Положения и установления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, закрепляются в нормативно-правовых актах. Такое закрепление имеет место в нашей стране в Налоговом кодексе. В большинстве современных государств существует целая серия законов, формирующих в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционный долг или обязанность граждан.
В каждом государстве существуют специальные органы, занимающиеся сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов. Порядок деятельности их, равно как и определение размеров, видов и порядка взимания налогов регулируется специальными законами.
Кроме названных отличительных признаков каждое государства выделяется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, герб, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству признаками и чертами они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной организацией, с другой.
Заключение.
Таким образом, мы видим, что количество понятий государства великое множество, и каждое из них в той или иной мере зависит от конкретной исторической эпохи. Действительно, с развитием общественных отношений, их изменением меняется и общее представление о государстве. Меняются также и признаки государства, цели задачи, сущность.
Применительно к нашему времени государство можно определить как – способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступая его социальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения.
Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства и его аппарат.
Государство также выступает как субъект международного права – как основной участник международных политических отношений. Включает как политическую организацию власти и населения с определенной территорией. Основным характеризующим качеством государства, безусловно, является его суверенитет.
Список использованной литературы.
Байтни М. И. О понятии государства. // Правоведение 2002 № 3.
Евсеенко Т. П. О понятии «простого» государства в юридической науке. // Правоведение 2004 №1.
Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений Т. 16. С. 146.
Общая теория государства и права. Учебник под ред. Марченко Н. М. Москва, зерцало, 1998 г. Часть 1.
Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб. 1987 год.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов. 1995. С. 42.
[1] Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб. 1907. С. 17.
[2] Гумплович Л. Собрание сочинений. С. 36.
[3] Общая теория государства и права. Учебник под ред. Марченка Н. М. Часть 1. С. 90.
[4] Ильин И. Путь к очевидности. М. 1993. С. 260.
[5] ХвостовВ. Общая теория права. М. 1914. С. 15. Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права М. 1917. С. 22.
[6] Ленин В. И. Собрание сочинений. Т. 33 С. 24.
[7] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов. 1995. С. 42.
[8] Общая теория государства и права. Учебник под редю Марченко Н. М. М. Зерцало. 1998. Ч. 1. С. 94.
[9] Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений Т. 16. С. 146.