Содержание

Содержание. 2

1. Потребительские предпочтения. Закон убывающей полезности. Общая полезность  3

2. Развитие и экономический рост. Факторы экономического роста. 8

Тесты.. 15

Задача. 15

Список литературы.. 17

1. Потребительские предпочтения. Закон убывающей полезности. Общая полезность

Теория полезности возникла в последней трети ХIХ в., сохранив свое значение до настоящего времени. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности, в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Ее разделял и А. Маршалл. Полезность предлагали измерять в условных единицах ютиль (англ. utility – полезность). Эта теория встретила серьезную критику. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности, которая не содержит количественной оценки. В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Алена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и поныне остается наиболее распространенной, несмотря на ряд появившихся позднее так называемых «новых теорий».

Основные идеи теории полезности сформулированы и наиболее доступно изложены в рамках количественного подхода, поэтому рассмотрим его сущность.

Количественная  (кардиналистская) концепция основана на «трех гипотезах»[1].

Гипотеза 1. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности. Единица, служащая потребителю масштабом измерения полезности, получила название ютила.

Итак, полезность – это удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами.[2]

Полезность – это желаемость данного блага, и степень желаемости определяется конкретным покупателем. Для одних данное благо полезно, а для других, напротив, не имеет никакой пользы. Степень желаемости данного блага зависит от степени насыщения им потребности каждого конкретного покупателя, поэтому полезность носит субъективный характер.

Основными категориями теории полезности является предельная полезность и общая полезность.

Предельная полезность (marginal utility) – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.[3]

Общая полезность (total utility) – это сумма предельных полезностей.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U = f (Qi),

где U – полезность блага; Qi – последовательные части блага. На рис. 1 видно, что максимальная полезность (TU) достигается в точке S, однако предельная полезность при этом равна нулю. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (MU отрицательная), то общая полезность снижается.

Гипотеза 2. Предельная полезность блага убывает, то есть полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена»[4], исходит из того, что потребности людей насыщаемы. В работах австрийских экономистов, которые независимо от Госсена пришли к аналогичному выводу, этот закон получил название «закона убывающей предельной полезности».

Гипотеза 3. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ, то есть с учетом заданных цен формирует такой ассортимент покупок, который при его бюджете дает максимальную сумму ютилов.

Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношения предельной полезности (MU) блага к его цене (Р) одинаково для всех благ:

.

Таким образом, потребитель находится в равновесии, другими словами, приобретается оптимальный набор товаров.

Рассмотрим основные положения порядкового (ординалистского) подхода в теории полезности.

В порядковой концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины). При этом от него не требуется определять, насколько или во сколько раз одна корзина полезней другой; достаточно установить, какой из двух наборов он признает лучшим. В основе порядковой концепции лежит «пять гипотез».[5]

Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными (одинаково предпочтительными).

Гипотеза ненасыщения. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А  набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны.

Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставит (проранжировать) множество наборов благ по их предпочтительности независимо от очередности попарного сравнения наборов.

Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого. По гипотезе полной упорядоченности ряд потребительских корзин индивид может признать равнозначными. Совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы, называют кривой безразличия.

Гипотеза выпуклости. Кривая безразличия выпукла к началу координат (рис 2). Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня  благосостояния каждая последующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага. Все множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту безразличия.

Далее рассмотрим потребительские предпочтения покупателя. Функция полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). При моделировании поведения потребителя экономисты основываются на принципы:

1)    Ограниченности дохода потребителя;

2)    Аксиоме ненасыщенности (потребитель стремится иметь большее количество любых благ);

3)    Аксиоме увеличения общей полезности;

4)    Аксиоме убывающей предельной полезности.[6]

Наряду с общим принципами потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтением потребителя.

Американский экономист Х. Лейбенстайн выделяет два вида спроса на товар: функциональный и нефункциональный.[7]

Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена качествами, присущими самому товару.

Нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими ему качествами. Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена внешними воздействиями на полезность. Имеется ввиду то, что полезность, извлеченная из данного товара, увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли другие этот товар, или благодаря тому, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

Лейбенстайн подразделяет этот вид спроса на три составляющие, которые называет эффектом «присоединения к большинству», эффектом «сноба» и «эффектом Веблена».

Под эффектом присоединения к большинству подразумевается та величина, на которую возрастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар. Он выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни. Чтобы соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модным и элегантным или для того, чтобы не быть «белой вороной».

Под эффектом сноба подразумевается та величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар (или увеличивают потребление этого товара). Он выражает стремление людей к исключительности, стремление отличиться друг от друга, выделиться из «толпы».

Под эффектом Веблена подразумевается явление показательного потребления: это потому, что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. Данный эффект получил название по имени американского экономиста Торстейна Веблена (1857-1929), автора известной книги «Теория праздного класса» (1899), в которой ярко описано престижное или демонстративное потребление, когда товары или услуги используются не по прямом назначению, а для того, чтобы произвести впечатление на других.

  2. Развитие и экономический рост. Факторы экономического роста

Ограниченность ресурсов, цикличность развития оказывают непосредственное воздействие на развитие и экономический рост страны, обеспечение которого является важнейшей целью экономической политики государства.

         Итак, развитие экономики – это общий термин, означающий абсолютное и относительное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны во времени в течение продолжительного периода, например года или нескольких лет.[8]

         Экономический рост – это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год).[9]

Таким образом, предметом изучения является рост потенциального объема производства, то есть в центре внимания находятся темпы экономического роста и факторы предложения. Также к предметам изучения относятся изменения отраслевых и воспроизводственных пропорций, трансформация институциональной структуры в процессе экономического роста, государственная политика по стимулированию или сдерживанию темпов роста, причины отставания реального объема производства от потенциального и т.д.

Сущность реального экономического роста в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя спосабами:

1)    За счет увеличения производственных возможностей,

2)    За счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производственных возможностей опять не все общественные потребности удовлетворяются.

Развитие производственных возможностей обуславливается не только и не столько количественным ростом общественных потребностей, сколько изменением их структуры, повышением в структуре потребительских предпочтений доли одних потребностей и уменьшением доли других. Производственные ресурсы и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потребностей. Это обусловлено тем, что для возникновения новой потребности в продукте или услуге достаточно факта их одномоментного производственного освоения, то есть появления на рынке нового товара, отвечающего своей ценой и качеством платежеспособным запросам потребителей. В то же время для массового освоения производства данного товара необходимо известное время. Производители могут добиться лишь минимизации такого отставания, но не его постоянного устранения. Отсюда следует, что стремление основных субъектов экономики к экономическому росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе.

В экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста:

1)    Увеличение годового объема валового внутреннего продукта (валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД));

2)    Увеличение доли валового внутреннего продукта (ВНП, НД), приходящейся на душу населения страны.

Первый подход измерения экономического роста используется, как правило, при оценки темпов расширения экономического потенциала страны, второй – при анализе динамики благосостояния населения или сравнения жизненного уровня в разных странах и регионах.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

1)    Увеличение среднедушевых доходов населения;

2)    Увеличение свободного времени – досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны;

3)    Улучшение распределения НД среди различных слоев населения;

4)    Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.[10]

Рассмотрим понятие «эффективность экономического роста» – это улучшение всех составляющих многогранного понятия «эффективность производства». Сюда относятся:

1)    Улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке;

2)    Освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее неудовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом;

3)    Углубление  специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ страны в системе международного разделения труда;

4)    Преодоление неэффективности за счет повышения управленческого мастерства и использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирмы;

5)    Улучшение аллокации производственных ресурсов по отраслям и регионам страны;

6)    Освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты ограниченных производственных ресурсов для выпуска данного объема производства.

Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением его социальной направленности. Основными составляющими качества экономического роста являются:

1)    Улучшение материального благосостояния населения;

2)    Увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности;

3)    Повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

4)    Рост инвестиций в человеческий капитал;

5)    Обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;

6)    Социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;

7)    Поддержание полной занятости  в условиях растущего объема предложения на рынке труда.

Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы.

Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. В состав прямых входят пять основных факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного производства и предложения:

1)    Увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

2)    Рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

3)    Совершенствование технологии и организации производства;

4)    Повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

5)    Рост предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы влияют на возможность превышения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т.п.

Также к косвенным факторам относятся факторы спроса и распределения. Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема производства. В числе важнейших можно выделить такие факторы спроса, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

К факторам распределения, оказывающим воздействие на экономический рост, относятся:

1)    Фактическая аллокация (размещение) производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны;

2)    Действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Эти факторы влияют как на способность экономической системы к росту, так и на ее эффективность.

         Соотношение между темпами роста продукта и изменением  объемов факторов  производства может быть  разным в зависимости от типа экономического роста. В теоретическом плане выделяют два основных типа экономического роста:

1)    Экстенсивный;

2)    Интенсивный.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет использования большего количества прямых факторов предложения: работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип экономического роста, напротив, характеризуется тем, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производительность труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения реальных совокупных издержек. В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две группы: экстенсивные и интенсивные.

Данное деление представлено на рис.3.

 Рис.3. Деление факторов экономического роста.

Тесты

1.     Олигополия - это рыночная структура, где оперируют:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

+в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

2.     Как изменится величина спроса на деньги для сделок, если процентная ставка поднимется на 10%, а величина номинального ВНП не изменится?

+а) уменьшится;

б) не изменится;

в) увеличится;

г) уменьшится более чем на 10%.

Задача

Функция спроса на штучный товар имеет вид QD = 2220 - 3P, предложение ­­­– QS = 3P - 330. Правительство ввело дотацию 100 руб. за штуку, которую получает продавец. Как изменится ситуация на рынке?

Решение

Так как, QD = QS, то цена равновесия определится из следующего равенства:

2220 - 3P = 3P - 330; P = 425 (руб. за штуку).

При такой цене объем спроса равен объему предложения:

Q = 2220 - 3*425 = 945 (штук).

Итак, продавец получит, а покупатель потратит денежных средств:

Q*(S) = Q*(D) = 425*945 = 401625 (руб.)

Введение дотации 100 руб. за штуку, которую получает продавец, изменит (уменьшит) цену товара, таким образом, имеем: P* = 425 - 100 = 325 (руб. за штуку).

При P* = 325 (руб. за штуку) спрос на товар возрастет:

QD = 2220 - 3*325 = 1245 (штук)   

Q*(D) = 325*945 = 307125 (руб.)

Выгода покупателя составит:

401625 - 307125 = 94500 (руб.), но из-за снижения цены спрос превысит предложение:

1245 - 945 = 300 (штук).

Продавец, таким образом, продаст весь товар и имеет потенциал для расширения производства.

Список литературы


1.     Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая ред. Гальперина В.М. СПб.: Экономическая школа, 1994.

2.     Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / Общая ред. Тарасевича Л.С. Изд. 2-е. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.

3.     Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.

4.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.­- 480 с.

5.     Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. ­– СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

6.     Селищев А.С. Микроэкономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.

7.     Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат,2003.– 375 с.

8.     Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат,2003.– 650 с.

9.     Экономика. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – 784 с.

10.           Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С., 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер, 2001. – 544 с.




[1] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат,2003.– с. 53.

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.­- с. 295.


[3] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая ред. Гальперина В.М. СПб.: Экономическая школа, 1994, Т.1. - с. 105.

[4] Госсен Г. (1810-1859) – немецкий экономист, один из основоположников микроэкономического анализа.

[5] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат,2003.– с. 60.

[6] Экономика. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – с 131.

[7] Экономика. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – с 133.

[8] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.­- с. 320.

[9] Экономика. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – с 347.

[10] Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С., 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер, 2001. – с 311.