Содержание
1. Концепция социальных общин Р.Оуэна.. 3
2. Система потребительской кооперации как один из институтов создания советского общества.. 5
3. Законодательство РФ о членстве в потребительском обществе.. 10
Список литературы... 15
1. Концепция социальных общин Р.Оуэна
Р. Оуэн в основу своей теории ставил воспитание людей. Ввел в употребление слово "социализм".
На базе предприятий, совладельцем которых он был, создал общину в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1800 г. Создал школу, детские сады, социальное обеспечение, больницы, страхование, народную дружина, привел в порядок экономику. Совладельцы были против такого расхода денег и, поссорившись с ними Р. Оуэн уехал в Америку. Община распалась.[1]
В Америке Р. Оуэн купил земли религиозной общины раппистов и на них устроил коммуну "Новая гармония" в 1825 г, потратив 300 тысяч рублей. Принимались все.
Приведем некоторые выдержки из устава "Новой гармонии":
- цель общины состоит не в том, чтобы богатых сравнять с бедными, а в том, чтобы всем обеспечить наибольшую сумму истинного богатства - физического и духовного;
- община должна быть устроена на началах полной свободы;
- труд - добровольный согласно влечениям и способностям в согласии с интересами всех членов;
- нет частной собственности, вся собственность выдается в пользование;
- управление - выборный комитет;
- каждую неделю - отчет собранию;
- воспитание детей - общее с того момента, когда не нужны заботы матери;
- права и обязанности - все равны, права женщин равны правам мужчин;
- наказания - моральные и исключение;
- распределение продуктов из общественных магазинов по труду.[2]
Впоследствии было введено равное распределение и через год после изменения правил община распалась - танцы, веселье, бесконечные споры по поводу устава.
В 1834 г. основал Национальный союз ремесел по образцу масонских лож - Тревелсюнион. Результат тот же.
Последователь Р. Оуэна - Филипп Бюше:
- кооперативы создаются при помощи государства и профсоюзов;
- руководство кооперативов избираются голосованием;
- оплата руководителя зависит от его квалификации;
- 20 процентов прибыли зачисляются в общественный капитал, 80 процентов распределяются по труду;
- наемные рабочие через год становятся членами кооператива.
Известно более десятка различных теорий переустройства общества на кооперативных началах. Приведены только наиболее известные теории, которые во многом определили идеологию современной кооперации.
Все описанные общины (всего их насчитывалось несколько сотен) объединяет одно: неуспех деятельности. Причины конкретны для каждой общины, но их основа - несовпадение идеологических целей и хозяйственных методов их достижения.
Члены коммунистических общин, создаваемых Р. Оуэном, в отличие от членов Большой артели, сразу при вступлении становились совладельцами значительного имущества, переданного в коммуну организатором. Но они не имели мотиваций к деятельности в коммунах, так как вне зависимости от результатов деятельности все получали поровну. Естественно, что такое хозяйство могло существовать только до тех пор, пока организатор был согласен содержать коммуну. Позже эти эксперименты повторились с колхозами в СССР: с сокращением дотаций колхозам в РФ они повсеместно развалились.
В одной из основанных Р. Оуэном общин "Новая гармония" труд являлся добровольным и община распалась через год, истратив принадлежавшие ему 300 тыс. рублей золотом.
2. Система потребительской кооперации как один из институтов создания советского общества
Особенностью развития российской потребительской кооперации является то, что она до 1918 г. она уже существовала в капиталистической экономической системе. Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды, достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям, другие порождены этими самыми условиями внутри страны чужды подражательности.
Анализируя развитие дореволюционной российской кооперации в целом, можно отметить ее единство с мировым кооперативным движением по поставленным целям и принципам их достижения.
Можно отметить лишь некоторые законодательные особенности деятельности российской потребительской кооперации, которые впоследствии были приняты большевиками:
- разрешительная система их учреждения;
- право властей закрывать кооперативы при подозрении на противоуставные или безнравственные цели;
- регулирование деятельности обязательными "Нормальными Уставами...", отклонения от которых не допускались.[3]
Для обоснованного сравнения деятельности российской потребительской кооперации в различных - рыночной и коллективистской системе хозяйствования - возьмем за отправную точку выдержку из принятого Временным правительством "Положения о кооперативных товариществах и их союзах" 1917 года: "Кооперативным товариществом признается товарищество с переменным составом и капиталом, которое имеет целью создание материального и духовного состояния своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов", которая наиболее точно определяет тот уровень, на котором находилась российская кооперация перед октябрьской революцией 1917 г.
К 1917 г. потребительская кооперация занимала видное место в экономике и социальной жизни Российской Империи и заметное место в мировой экономике, т.к. обеспечивала существенную долю российского экспорта продуктов питания и сырья. Российская потребительская кооперация, используя предпринимательские приемы работы с капиталом развивалась динамично и имела значительную собственность не только в России, но и за рубежом.
В отличии от западных стран, она объединяла все классы и сословия - от крестьян до высшего дворянства, поскольку выросла не из цехов, а из сельской общины, менталитетом которой было пропитано все общество.
Несмотря на очевидные, проверенные практикой преимущества классических кооперативных принципов (добровольность, открытость, независимость, экономическое участие, распределение прибыли в зависимости от количества приобретенного в своем обществе товара и др.) В.И. Ленин характеризовал кооперацию буржуазной, эксплуататорской, мелким кусочком социализма, лавочкой и другими определениями. Поэтому после Октябрьской революции он упорно работал над стратегией развития коммунистической кооперации, получившей отражение в трех документах.
Первый из них был «Проект декрета о потребительских коммунах», опубликованный 9 января 1918 г. в «Известиях ВЦИК». Данный документ по существу ликвидировал кооперацию как самостоятельную общественно-массовою организацию трудящихся, лишил ее основополагающих принципов, поэтому был встречен кооперативной общественностью отрицательно и даже враждебно.
Второй документ – Декрет «О потребительских кооперативных организациях», подписанный Лениным 10 апреля 1918 г. и утвержденный на заседании ВЦИК 11 апреля. В данное время потребительская кооперация сохраняла себя как самостоятельная организация с присущими ей внутренними принципами деятельности: добровольность вступления в кооперацию, вступительные и паевые взносы, выплата дивиденда. Кооперации были предоставлены значительные налоговые и другие льготы по сравнению с частными предприятиями. В результате восстановления отдельных положений традиционных принципов кооперация вновь оживила свою деятельность по снабжению городского и сельского населения, занималась кооперированием населения, вытесняя из торгового оборота частника. Но это были лишь временные перемены к лучшему.
Вторая половина 1919 г. и 1920-й г. для населения России были невыносимо тяжелыми. Большинство людей голодало, не было одежды, обуви. Даже те, кто не покладая рук трудился, не были застрахованы от болезни, голода, холода и нападения со стороны преступников, переполнявших страну.
Годы НЭПа для кооперации были самыми благоприятными за все время существования тоталитарного государства. Партийными документами 1921-1923 гг. были провозглашены такие кооперативные принципы, как самостоятельность, добровольность и материальная заинтересованность. Принципы получили свое дальнейшее развитие и закрепление в Постановлении ЦИК и СНК СССР «О потребительской кооперации» от 20 мая 1924 г. В нем говорилось:
1. Потребительские общества образуются гражданами, пользующимися избирательными правами в советы.
2. Цель потребительских обществ – обслуживание потребительских и хозяйственных нужд своих членов.
3. Вступление в общества и выход из них добровольны.
4. Все члены кооператива вносят одинаковые вступительные и паевые взносы. Паевые и вступительные взносы устанавливаются в размере, облегчающем беднейшим группам населения доступ в потребительские общества (вступительный взнос – 50 коп. и паевой – 5 руб.). При этом для беднейшего населения вводится рассрочка при внесении паевого взноса.
5. Учреждение потребительских обществ осуществляется явочным порядком при минимуме членов-учредителей в 30 человек.
Вторая половина 20-х гг. была ознаменована новым и значительным наступлением на классические принципы и механизмы функционирования традиционных кооперативов. Начиная с 1926 г., положение дел в стране в корне меняется. Государство отказывается от НЭПа, от свободной социально-экономической деятельности и переводит экономику страны в жесткую централизованную. Кооперация превращается из объединения добровольных физических лиц и самостоятельных кооперативов в полугосударственную, полукооперативную систему. С 1930-х гг. на кооперацию распространяются действия централизованных планов и заданий. Потребительские кооперативы перестают быть организациями трудящихся. Роль пайщиков сводится к пассивному наблюдению за деятельностью кооператива. Начиная с 1933 г. потребительская кооперация существовала формально. Составлялись планы, отчеты, балансы, проводились отчетно-выборные собрания, избирались руководящие органы, демонстрировались достижения, обобщался передовой опыт. Но все это происходило в рамках тоталитарного режима государства, жесткого контроля партийных органов, подавляющего всякую инициативу, демократизм и самостоятельность.
Великая Отечественная война сплотила все население Советского Союза. Советские кооператоры своими ратными и трудовыми подвигами внесли достойный вклад в победоносное завершение войны.
В 1946-1950 нелегкие годы послевоенного возрождения сохранилось сильное влияние государства и партии на кооперацию. Со временем все ощутимее сказывались отрицательные последствия непрерывного возрастания роли государства и расширении его функций вплоть до прямого вмешательства в повседневную деятельность потребительской кооперации, в частности, в подборе и расстановке кадров, хозяйственной деятельности, проведении любых мероприятий. Все это сковывало инициативу кооперативов.
После смерти Сталина многое изменилось в стране. Потребительская кооперация была в какой-то степени раскрепощена. IV съезд потребительской кооперации (1954 г.) принял важные решения направленные на дальнейшее развитие хозяйственной деятельности потребкооперации, совершенствование ее организационно-правовых основ и повышение роли пайщиков в решении всех существенных вопросов.
Выполнение поставленных съездом задач предполагало соблюдение кооперативных принципов, связанных прежде всего с внутренними изменениями в кооперативных организациях, непосредственно влияющими на их жизнь. В числе этих принципов – добровольность и открытость членства, демократический контроль со стороны членов кооператива, экономическое участие в работе.
В июне 1958 г. состоялся V съезд уполномоченных потребительской кооперации СССР, отметивший некоторые положительные показатели в работе кооперативных организаций. К этому времени в кооперации насчитывалось 18,8 тыс. потребительских обществ, объединивших 37,4 млн. пайщиков. Потребительская кооперация использовала в своей работе демократические принципы, восстановленные в период «хрущевской оттепели». В деятельности системы сохранялись экономические формы управления, материальная заинтересованность трудовых коллективов и отдельных ее членов – пайщиков. Активизировалась организационно-массовая работа, совершенствовались формы и методы обслуживания населения. В лучшую сторону изменилось отношение людей к кооперации, экономический интерес отдельных пайщиков стал положительным фактором роста их численности.
В 70-е гг. широкое развитие получила международная деятельность потребкооперации. Являясь членом МКА, Центросоюз СССР последовательно выступал за единство кооператоров всех стран в борьбе за мир, демократию социальный прогресс, настойчиво проводил линию на расширение деловых и культурных связей с кооператорами всех стран.
80-е гг. XX в. историки разделяют на два периода. Первый – по 1985 г., так называемый застойный, приведший страну к кризисному состоянию. Потребительская кооперация обслуживала население страны с самым низким доходом в расчете на члена семьи – максимум 100 руб. в месяц. Размывались нравственные устои общественной жизни, росли преступность, пьянство, разгул. Первопричиной этого стал натуральный обмен, приведший к нерегулируемости производства и падению уже достигнутых показателей. Второй период – годы перестройки. Были провозглашен отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, происходило развертывание демократии. Исследователи кооперации называют вторую половину 80-х гг. кооперативным взрывом. Закон СССР «О кооперации в СССР» (май 1988 г.) был первым после 1918 г., поддерживающим кооперативное движение в целях удовлетворения растущих потребностей населения и восстановивший кооперативные ценности и принципы. Кооперация, получив свободу, крепла и к 1990 г. пришла с положительными результатами. Быстрыми темпами развивалась строительная база, транспорт, материало-техническое снабжение. В конце 80-х гг. появились кооперативы в сфере производства и услуг. Количество кооперативов увеличилось до 200 тыс., а работающих в них – до 5 млн.
Кризисное состояние всех сфер экономики, в связи с распадом СССР, распространялось и на потребительскую кооперацию. Разорительной была обязательная предоплата заказных товаров и высокие проценты за пользование ссудами банка. Большой удар системе был нанесен обесцениваем денег. Принимались меры по выходу из кризиса.
3. Законодательство РФ о членстве в потребительском обществе
Российская кооперация объединяет свыше 10 млн. пайщиков. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 1997 г и дополнения 2002 г официально закрепили за пайщиками статус хозяина потребительской кооперации и способствовали дальнейшему укреплению социальной базы, демократических основ системы. Изменения в законе направлены на повышение роли пайщиков в управлении и контроле.[4]
Рост социальной базы означает увеличение объемов деятельности, улучшение обеспечения оборотными средствами, наращивание социально-экономического потенциала потребительской кооперации.
Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении.
Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство.
Пайщики потребительского общества имеют право:
- вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
- участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
- получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;
- приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;
- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;
- сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
- быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;
- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
- пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;
- получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;
- обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;
- обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.[5]
Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Пайщики потребительского общества обязаны:
- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;
- выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.
Членство в потребительском обществе прекращается в случаях:
- добровольного выхода пайщика;
- исключения пайщика;
- ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком;
- смерти гражданина, являющегося пайщиком;
- ликвидации потребительского общества.
Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского общества рассматривается советом общества. Выход пайщика осуществляется в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества.
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации РФ» или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.[6]
Пайщик должен быть извещен в письменной форме не позднее чем за 20 дней советом потребительского общества о причинах вынесения на общее собрание потребительского общества вопроса о его исключении из потребительского общества и приглашен на указанное общее собрание, на котором ему должно быть предоставлено право высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины на общем собрании потребительского общества оно вправе принять решение о его исключении из потребительского общества.
В случае смерти пайщика его наследники могут быть приняты в потребительское общество, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. В противном случае потребительское общество передает наследникам его паевой взнос и кооперативные выплаты.
Пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.
Уставом потребительского общества может быть предусмотрена выдача паевого взноса в натуральной форме в случаях, если паевым взносом были земельные участки или иное недвижимое имущество.
Наследникам умершего пайщика его паевой взнос и кооперативные выплаты передаются в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества. Право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков указанным наследникам не передаются.
Список литературы
1. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28 апреля 2002 г. – № 54-ФЗ. - Справочная система Гарант.
2. Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003.
3. Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002.
4. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М.: Инфра-М, 2003.
5. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.
6. Абова Т.Е. Потребительские кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики..// Государство и право. №5 - 2003. – с. 13 - 20.
[1] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – с. 67.
[2] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М.: Инфра-М, 2003. – с. 77.
[3] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – с. 101.
[4] Абова Т.Е. Потребительские кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики..// Государство и право. №5 - 2003. – с. 17.
[5] Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»» 19 июня 1992 года N 3085-1 (ред. от 21.03.2002) – Справочная система Гарант. – ст.11
[6] Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002. – с. 134.