Содержание


Введение. 3

Тема 1. Зарубежный опыт управления качеством. 4

1.1. Особенности  управления качеством за рубежом. 4

1.2. Система управления качеством в Японии. 7

Тема 6. Управление качеством продукции. 9

1. Место управления качеством  продукции в системе управления. 9

2. Особенности управления качеством за рубежом. 11

3. Этапы управления качеством продукции в России. 12

4. Характеристика систем управления качеством. 13

5. Механизм процесса управления качеством продукции. 15

6. Система качества. 17

7. Основные методические положения построения систем управления качеством  17

8. Роль системы качества в обеспечение конкурентоспособности продукции  19

9. Правовое обеспечение управления качеством. 20

10. Особенности создания современной системы качества  управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами. 21

2. Практическая часть. 23

Классификация затрат на качество ОАО «Береза». 23

Заключение. 35

Список литературы.. 37


Введение

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов ,поэтому в них нет второстепенных элементов , которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов .Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством ,виды продукции , формы и методы производства , обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств , затраченных на повышение качества продукции . Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий , объединений , планирующих органов .

В рамках данной работы рассматриваются наиболее  существенные вопросы управления качества на предприятии. В теоретической части поднимаются вопросы:

1) исследование   управления качеством продукции

2) рассмотреть зарубежный опыт управления качеством

         Практическая часть работы посвящена исследованию структуры затрат конкретного предприятия на обеспечение качества.









Тема 1. Зарубежный опыт управления качеством

1.1. Особенности  управления качеством за рубежом

Системы управления качеством на основе стандартов ISO серии 9000 нашли сегодня достаточно широкое применение как за рубежом так и в нашей стране. Этот шаг на пути улучшения российского менеджмента переоценить действительно сложно. Однако, организации, которые сделали этот шаг, приняв решение о разработке и внедрении системы качества, и вложившие в него немалые ресурсы, естественно ждут определенных результатов. И оценивать эти результаты, безусловно, было бы логично в денежных единицах. От правильного выбора методики оценки напрямую зависит отношение к системе внутри организации, соответственно и дальнейшая судьба созданной системы. Поэтому необходимо, чтобы она удовлетворяла потребностям организации, была максимально объективной и точной[5,с . 178].

Поставленная задача далеко не ординарна и требует самого осмысленного подхода к решению. С одной стороны, стандарт ISO 9001:2000 направлен исключительно на обеспечение результативности системы, то есть на выполнение заявленных показателей оценки деятельности (целей в области качества), и не имеет отношения к эффективности, то есть к затратам, необходимым для достижения этих целей. С другой стороны, никто не сомневается, что затраты на качество – это инвестиции и они должны окупаться.

Во всем мире, а в последнее время и в России небезосновательно растет интерес к системе сбалансированных показателей (ССП). В соответствии с этим подходом для управления организацией целесообразно оперировать системой из четырех групп показателей[3,с . 187]:

q     q                   удовлетворенность потребителей,

q     q                   результативность и эффективность внутренних бизнес-процессов,

q     q                   удовлетворенность персонала,

q     q                   финансовые результаты.

 

Важно понимать, что все 4 проекции должны способствовать реализации единой стратегии организации. По мнению разработчиков данной концепции, современная организация должна работать по крайней мере с 4 указанными проекциями, но в зависимости от ситуации она может принять и другие, дополнительные составляющие. Например, это могут быть другие принципы ISO[1,с . 54].

При создании стратегии (политики, видения, миссии и целей) организации руководству необходимо проанализировать и дать ответы на следующие вопросы.

Таблица 1

Клиенты

Как мы должны выглядеть перед нашими клиентами, чтобы реализовать стратегию?

Внутренние бизнес-процессы

Какие процессы стратегически важны?

Обучение и развитие

Как мы будем поддерживать нашу способность к изменению и совершенствованию, чтобы реализовать стратегию?

Финансы

Как стратегия повлияет на финансовое состояние компании?

 

Такой подход дает руководителям возможность сконцентрировать усилия всех подразделений организации на выработке стратегий, направленных на достижение долгосрочных результатов. При этом цели всех четырех групп показателей взаимосвязаны с долгосрочными финансовыми результатами. Распределение ресурсов, стратегические инициативы, и годовые бюджеты подчинены стратегии, а совещания по подведению итогов дают возможность установить четкую обратную связь и получить достоверную текущую информацию о реализации стратегии.

Для достижения целей надо, чтобы все работники действовали как один слаженный организм, следовательно, важно тщательно согласовать цели организации с индивидуальными и групповыми целями всех сотрудников. Здесь важно найти возможность уйти от наемных работников к сотрудникам-партнерам, соучастникам, совладельцам. Понятно, что широкое вовлечение персонала предполагает, прежде всего, участие в обсуждении возникающих проблем и принятии решений. Это один из самых сильных мотиваторов, какие вообще можно придумать. Но не менее важно сочетать соучастие с правильным распределением дохода, т.е. с участием всех сотрудников в доходах организации. Пока каждый человек не начнет зарабатывать себе сам, а не получать зарплату от «доброго дяди», он не будет в достаточной степени мотивирован на эффектную работу[3,с .98].

Легко заметить, что три из четырех групп показателей прямо направлены на реализацию принципов, заложенных в основу ISO 9001, а четвертая по логике должна быть результатом успеха трех предыдущих.

Но это только на первый взгляд. Так называемый «баланс» в концепции Сбалансированной системы показателей имеет многоплановый характер, охватывая связи между финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия. Финансовые результаты – это только вершина айсберга. Получение желаемых финансовых результатов обеспечивает только удовлетворенный персонал посредством оптимизированных процессов, направленных на удовлетворение потребителя.

Концепцию ССП часто неправильно понимают только как средство группировки ключевых показателей деятельности в рамках четырех проекций, в которых показатели финансового состояния попросту дополнены нефинансовыми показателями. Показатели, конечно, являются важной частью концепции ССП, но они не отражают полностью ее суть.

Концепция подразумевает фокус на стратегиях и их делении на стратегические цели. Эти цели содержат в себе детальное отображение различных аспектов стратегии. При интеграции индивидуальных целей между ними могут быть выявлены причинно-следственные взаимосвязи. Полный набор целей отображает стратегию. При этом рассматриваются следующие аспекты[2,с . 230]:

·         ·         Четкое формулирование стратегии

·         ·         Передачу стратегии внутрь всей компании

·         ·         Согласование стратегии компании с целями персонала

·         ·         Связывание целей с годовым бюджетом

·         ·         Идентификацию и согласование стратегических инициатив

·         ·         Выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок стратегии

В рамках ССП необходимо различать показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки мощностей машин и оборудования). На практике внимание руководителей обычно фокусируется на показателях первой категории.

Таким образом, Сбалансированная система показателей дает возможность руководителям связать стратегию компании с набором показателей, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой.

Основное назначение Системы заключается в усилении стратегии бизнеса, ее формализации, проведении и донесении до каждого сотрудника компании, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри структурных подразделений.

1.2. Система управления качеством в Японии

Каждое изделие должно отражать основные функциональные и стимулирующие характеристики качества. При этом речь идет о том качестве, которое определяется потребителем. Нужно исходить из того, что покупатель вряд ли будет говорить о многих показателях качества. Его интересует не больше двух-трех. Поэтому возникает проблема инженерного воплощения качества в изделие[6,с . 134].

Для решения этой проблемы применяется метод Структурирования Функции Качества (СФК).

СФК разработан в Японии в конце 60-х годов. Одной из первых его применила МИЦУБИСИ на строительной верфи в Кобэ. В последствии этот метод получил широкое распространение в корпорации Форда.

Структурирование функции качества корпорация Форда определяет следующим образом[4,с . 189]:

"Средство планирования для перевода характеристик качества, которые требует покупатель (т.е. его желания, потребности, ожидания), в подходящие черты изделия.

Модель СФК разработана доктором Ф Яукухара. Процесс СФК состоит из четырех фаз:

1. Планирование разработки изделия.

2. Структурирование проекта.

3. Планирование технологического процесса.

4. Планирование производства.

Фаза 1. Планирование разработки изделия

Требования покупателя устанавливаются, осмысливаются и переводятся на язык инженерного проектирования в термины, которые называются Косвенными Показателями Качества. Наиболее важные их них используются для следующей фазы.

Фаза 2. Структурирование проекта

Рассматриваются различные концепции разработки изделия, которое удовлетворяло бы требованиям структурирования, и отбираются лучшая. Затем проект детализируется, при этом особое внимание уделяется существенным характеристикам изделия, которые вычислены по требованиям покупателей, структурированным в фазе 1. Детали разработки изделия затем структурируются в фазе 3.

Фаза 3. Планирование технологического процесса

Рассматривается технологический процесс разработки изделия. После отбора наиболее подходящих концепций процесса, способного производить изделия с учетом тех характеристик, которые уже структурированы, процесс детализируется в терминах существенных операций и параметров. Эти характеристики затем структурируются в следующей фазе.

Фаза 4. Планирование производства.

На этой заключительной фазе рассматриваются методы управления процессом. Эти методы должны обеспечить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристиками, определенными в фазе 2 и, следовательно, удовлетворяющими требованиям покупателя.

Следовательно, в течение всего 4-фазового процесса СФК для проекта изделия, разработки процесса и его инженерного обеспечения создается изделие, удовлетворяющее требованиям покупателя.

СФК требует знаний и опыта из различных областей и может осуществляться коллективом специалистов разных специальностей.

Тема 6. Управление качеством продукции

1. Место управления качеством  продукции в системе управления

В новых условиях особое место занимает качество продукции, так как в конкурентной среде рынка на первом месте выступает не количество выпуска готовой продукции, а его качество. УКП в структуре управления реализуется путем выполнения специальных функций.

Содержание  категории  “качество” развивалось в процессе эволюции методов производства и управления: от понимания качества как степени соответствующих параметров продукции требованиям технической документации, до акцентирования внимания на потребительской направленности продукции. Цепочка понятия качества, представленная на рис. 1, отражает 3 разных аспекта качества.

 



 

Рис. 1. Цепочка качества

На 1 этапе  качество означает ту ступень, в которой услуга или товар предприятия соответствуют его внутренним техническим условиям. Этот аспект называют качеством соответствия техническим условиям. На этапе 2 оценивается качество конструкции. Иначе говоря, качество может отвечать техническим требованиям предприятия на конструкцию изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Наконец, на третьем этапе качество означает ту ступень, в которой работа или функционирование услуг или товаров предприятия удовлетворяют потребностям потребителей. Этот аспект называется функциональным качеством.

Достижение уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, осуществляется на основании управления качеством. Наиболее полное определение  этого понятия дал японский профессор Исикава Каору, один из ведущих специалистов в области разработки методов управления качеством. “Управление качеством – это революция мышления в управлении производством. Заниматься управлением качеством – значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребности, что означает[7, с. 198]:

 

1.     использовать контроль качества как основу;

2.     комплексно реализует издержки, цену и доходы;

3.     контролирует количество (объем производства, реализации и запасов) и сроки поставки”.

2. Особенности управления качеством за рубежом

 Зарубежный опыт управления качеством базируется на единых подходах и методах работы. Наиболее распространенные статистические методы контроля качества включены в международный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для широкого применения. В то же время каждая страна имеет характерные особенности в практическом применении общих принципов управления качеством.

В основном за рубежом используют американский и японский подходы, но существует также подход, который называется «четыре тигра» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея).

Американский опыт управления качеством отличается жестким контролем качества изготовления продукции на основе математико-статистических методов, планированием производства по количественным и качественным показателям с системой административного контроля за исполнением планов, большой пропагандистской работой на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей и созданию им благоприятных условий на рынке.

Японский опыт характеризуется широким внедрением научных разработок в области технологий и управления, высокой степенью компьютеризации всех операций контроля, анализа и управления производством, максимальным использованием возможностей человека благодаря принимаемым мерам по стимулированию творческой активности.

Отличительные особенности европейского подхода заключаются в следующем[4,с . 176]:

-  создание законодательной базы для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;

-  гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

-  развитие региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытаний лабораторий и регистрации специалистов по качеству.

Подобные меры позволяют защитить общеевропейский рынок от недоброкачественной продукции и повысить уровень качества продукции.

3. Этапы управления качеством продукции в России

Этап 1: Политика. Руководство организации должно выработать должную политику по качеству, подразумевающую постоянное улучшение и учет требований потребителя.

Этап 2: Цели. Эта политика должна стать концептуальной основой для формирования на соответствующих функциональных и хозяйственных уровнях организации целей, связанных с проблемой качества.

Этап 3: Планирование. Цели определяются одновременно с планом, описывающим необходимые для его реализации виды деятельности и ресурсы. Планирование должно осуществляться с учетом прочих требований системы управления качеством.

Этап 4: Система управления качеством. Руководство организации несет ответственность за создание системы управления качеством как средства реализации политики по качеству с соответствующими целями и планами, а также требованиями стандарта.

Этап 5: Административный анализ (Management review). Хотя стандарт ISO 9001:1994 тоже требовал выполнения административного анализа, этому элементу в новой версии придаётся гораздо большее значение. В новой модели контроль системы управления качеством со стороны руководства подразумевает также пересмотр политики и целей для определения возможностей непрерывного улучшения. На основе проведенного анализа руководство принимает решение о тех или иных действиях, направленных, кроме всего прочего, на совершенствование системы управления качеством.

4. Характеристика систем управления качеством

Система БИП представляет комплекс взаимосвязанных техни­ческих, организационных, экономических, воспитательных меро­приятий, которые создают благоприятные условия для изготовле­ния продукции без дефектов в соответствии с требованиями НТД. В основу ее положены следующие принципы[5,с . 187]:

·        полная ответственность непосредственного исполнителя за ка­чество выпускаемой продукции;

·        строгое соблюдение технологической дисциплины;

·        полный контроль качества изделий и соответствия их действу­ющей документации до предъявления службе контроля;

·        сосредоточение технического контроля не только на регистра­ции брака, а главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

В СБТ основным показателем качества труда является «коэф­фициент качества труда» — количественное выражение качества труда исполнителей. Эффективность труда работников оценивает­ся ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принимается за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, наруше­ние установленной технологии, выдача неправильной информации и т. п.), классифицируются и каждому из них соответствует зара­нее установленный и доведенный до исполнителя   коэффициент снижения. Оценка качества труда производится уменьшением ис­ходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэф­фициентов снижения за допущенные дефекты в работе.

Система К.АНАРСПИ направлена на то, чтобы в процессе проектирования и технологической подго­товки производства проводить такую отработку изделий, которая позволит исключить или свести к минимуму исправление дефектов в серийном производстве и уже с первых образцов выпускать на­дежные, высококачественные изделия. Такой подход требует осо­бого внимания к конструкторской и технологической документа­ции, тщательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции, технологии, установлению твор­ческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства и др.

Система КАНАРСПИ применяется на многих предприятиях различных отраслей промышленности, в результате чего значи­тельно сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества, возросла надежность, увеличился ресурс изде­лий.

Работы системы НОРМ имеют следующее содержание[1, с. 189]:

1) оптимальный моторесурс двигателей и потенциальные его воз­можности закладываются при создании конструкции и технологи­ческой подготовке  производства, поэтому при отделе главного конструктора создано эксплуатационно-исследовательское бюро (ЭПБ) для проверки целесообразности и эффективности прово­димых конструкторско-технологических разработок;

2) ЭИБ организует творческую связь с автохозяйствами и ремонт­ными базами, благодаря чему обеспечивается сбор информации о работе двигателей как сразу после выпуска первых промышлен­ных партий, так и при переходе на массовое производство. Для организации помощи ремонтным предприятием был создан ЭРО (эксплуатационно-ремонтный отдел), который переносит на ре­монтные организации современные методы ремонта с использова­нием технологического опыта завода;

3) анализируются собственные производственные данные, показа­ния периодических испытаний, а также сведения о достижениях передовых отечественных и зарубежных предприятий и фирм;

4) по результатам анализа внешней и внутренней   информации уточняются достигнутый срок службы отдельных деталей и мото­ресурс двигателя в целом и намечается оптимальный уровень мо­торесурса двигателя на очередной период;

5) разработанными методами ускоренных и других видов испы­таний в опытной эксплуатации проверяется эффективность конст­рукторских и технологических решений;

6) проводится работа по совершенствованию испытательной и контрольно-измерительной базы, позволяющей всесторонне испы­тать двигатели в условиях, наиболее   близких к условиям экс­плуатации;

7) достигнутый моторесурс устанавливается испытаниями образ­цов двигателей и подтверждается последующей эксплуатацией;

8) изучение материалов эксплуатации и увеличение моторесурса двигателей производится непрерывно до снятия данной конструк­ции с производства;

9) работа по обеспечению высокой надежности совместно со смеж­ными предприятиями проводится как в процессе создания первых образцов, так и при массовом выпуске двигателей;

10) после запуска в массовое производство стабильность качества двигателя с увеличенным моторесурсом обеспечивается установ­ленным технологическим моторесурсом, который строго поддер­живается комплексом организационно-технических мероприятий, в том числе системой бездефектного труда, неуклонным повыше­нием уровня НОТ и производства, систематическим повышением квалификации и знаний ИТР и обслуживающего персонала.

5. Механизм процесса управления качеством продукции

Универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.


                                                                                           

Рис. 2. Универсальная схема управления качеством

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся[5,с . 129]:

1.     станки, машины, другое производственное оборудование;

2.     профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов  условия обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся[5, с. 129]:

1.     характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;

2.     климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

3.     интерьер и производственный дизайн;

4.     характер материальных и моральных стимулов;

5.     морально–психологический климат в производственном коллективе;

6.     формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

7.     состояние социально материальной среды работающих.

6. Система качества

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402[6, с. 90].

Иностранный клиент для заключения контракта на поставку продукции выдвигает требование о наличии у производителя системы качества и системы качества о наличии сертификата на систему качества, выданного авторитетным сертифицирующим органом.

7. Основные методические положения построения систем управления качеством

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.

Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.

Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.

В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает[8, с. 176]:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка технических процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.

При формировании политики могут быть следующие направления[5, с. 122]:

¨   улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;

¨   расширение или завоевание новых рынков сбыта;

¨   достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

¨   снижение дефектности и др.

Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы.

Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

¨   планирование и проектирование;

¨   проектирование технологических процессов и подготовка производства;

¨   изготовление;

¨   проверка качества;

¨   предотвращение ухудшения качества;

¨   реклама;

¨   сбыт;

¨   послепродажное обслуживание;

¨   получение информации от потребителя;

проверка системы гарантии качества.

8. Роль системы качества в обеспечение конкурентоспособности продукции

  Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уров­ню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

  Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребите­ля. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требо­ваний конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспече­ния эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств промышленной продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.2.

 



Рис. 2. Схема обеспечения  конкурентоспособности промышленной продукции

9. Правовое обеспечение управления качеством

Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации (МОС или ИСО) – англ. International Standard Organization – ISO. Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000[4,с .188]:

1. ИСО 9000"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению."

2. ИСО 9001"Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

3. ИСО 9002"Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."

4. ИСО 9003"Система качества.. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях."

5. ИСО 9004"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие Указания".

Основу Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС) составляют пять стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов."

3. ГОСТ Р 1. 3-92"Гсударственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий".

4. ГОСТ Р. 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения."

5. ГОСТ Р. 5 –"Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В России действуют три государственных стандарта качества:

1. ГОСТ 40. 9001-88"Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании"

2. ГОСТ 40.9002-88"Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."

3. ГОСТ 40.9003-88 2 Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

10. Особенности создания современной системы качества  управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами

Сейчас в России формируется система качества: головной центр качества, объединяющий разветвленную сеть центров качества, формируемых на базе координирующих региональ­ных центров инжиниринг-сети.

При решении проблемы управления качеством на нацио­нальном уровне перспективными являются следующие направ­ления[9,с . 55]:

1. Развитие концепции, разработка и реализация профам-мы всеобщего управления качеством в России.

2. Освоение зарубежного опыта. Взаимодействие с ино­странными фирмами, специализирующимися в области каче­ства.

3. Создание механизма и инструментов реализации про­граммы всеобщего управления качеством в России. Разработка и дополнение функций региональных центров инжиниринг-сети (по проблеме качества).

4. Работа по применению ИСО 9000.

5. Работа по внедрению Всероссийской премии качества.

6. Подготовка кадров в области управления качеством (совместно с Министерством РФ по образованию).

7. Развитие методических основ в области качества.

8. Развитие информационного обеспечения по проблемам качества.

Современные методы менеджмента качества находят все большее применение на российских предприятиях. Однако еще имеется отставание от зарубежных фирм.

Например, сертификации продукции (независимое подтверждение соответствия продукции установленным требованиям) в странах с рыночной экономикой внедрена в начале 80-х годов. В России закон "О сертификации продукции и услуг" появился в 1992 г.

Первые редакции международных стандартов ИСО серии 9000 вышли. К началу 90-х годов сертификация систем качества за рубежом приняла массовый характер. В России первый сертификат на систему качества выдан в 1994 г.

С середины 90-х годов специалисты и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Сертификация системы качества заключается в подтверждении ее соответствия определенным требованиям, которые установил/ принял на себя изготовитель

(самостоятельно или под воздействием внешних обстоятельств, например, по требованию заказчика).

2. Практическая часть

Классификация затрат на качество ОАО «Береза»

В таблице 2 представлена  общая классификация затрат на качество ОАО «Береза»  в 2002-2003 годах

Таблица 2

Классификация затрат на качество в ОАО «Береза» в 2002-2003 годах

№ п/п

Признак классификации

Классификационная группа

2002 год

2003 год

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

По целевом назначению

на улучшение качества

38637,00

30,00

19318,50

12,80

-19318,50

-17,20

 

 

на обеспечение качества

57955,50

45,00

98065,50

65,00

40110,00

20,00

 

 

на управление качеством

66970,80

52,00

30174,00

20,00

-36796,80

-32,00

2

По экономическому характеру

Текущие

64395,00

50,00

67891,50

45,00

3496,50

-5,00

 

 

Единовременные

64395,00

50,00

82978,50

55,00

18583,50

5,00

3

По виду затрат

Производительные

94016,70

73,00

120696,00

80,00

26679,30

7,00

 

 

Непроизводительные

34773,30

27,00

30174,00

20,00

-4599,30

-7,00

4

По методу определения

Прямые

32197,50

25,00

45261,00

30,00

13063,50

5,00

 

 

Косвенные

96592,50

75,00

105609,00

70,00

9016,50

-5,00

5

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету

41212,80

32,00

52804,50

35,00

11591,70

3,00

 

 

НЕ поддающиеся прямому учету

61819,20

48,00

78452,40

52,00

16633,20

4,00

 

 

Которые экономические целесообразно учитывать

25758,00

20,00

135783,00

90,00

110025,00

70,00

6

ПО стадиям жизненного цикла

На качество при разработке продукции

25758,00

20,00

40734,90

27,00

14976,90

7,00

 

 

На качество при изготовлении продукции

51516,00

40,00

72417,60

48,00

20901,60

8,00

 

 

На качество при использовании продукции

51516,00

40,00

37717,50

25,00

-13798,50

-15,00

7

По отношению к производственному процессу

На качество в основном производстве

103032,00

80,00

119187,30

79,00

16155,30

-1,00

 

 

На качество при вспомогательном производстве

12879,00

10,00

22630,50

15,00

9751,50

5,00

 

 

На качество при обслуживании производства

12879,00

10,00

9052,20

6,00

-3826,80

-4,00

8

По возможности оценки

Планируемые

57955,50

45,00

75435,00

50,00

17479,50

5,00

 

 

Фактические

70834,50

55,00

75435,00

50,00

4600,50

-5,00

9

ПО характеру структурирования

По предприятию

23182,20

18,00

33191,40

22,00

10009,20

4,00

 

 

По производству

74698,20

58,00

75435,00

50,00

736,80

-8,00

 

 

По видам продукции

30909,60

24,00

42243,60

28,00

11334,00

4,00

10

По объектам формирования и учета

Продукция

64395,00

50,00

82978,50

55,00

18583,50

5,00

 

 

Процессы

32197,50

25,00

30174,00

20,00

-2023,50

-5,00

 

 

Услуги

32197,50

25,00

37717,50

25,00

5520,00

0,00

11

По виду учета

Оперативный

42500,70

33,00

45261,00

30,00

2760,30

-3,00

 

 

Аналитический

42500,70

33,00

60348,00

40,00

17847,30

7,00

 

 

Бухгалтерский

21894,30

17,00

22630,50

15,00

736,20

-2,00

 

 

Целевой

21894,30

17,00

22630,50

15,00

736,20

-2,00

 

ИТОГО  по группе затрат

 

128790,00

100,00

150870,00

100,00

22080,00

0,00


         Как видно из таблицы 2, общая сумма затрат на качество организации равна  в 2002 году – 128790 руб., а в 2003 году – 150870 руб. В 2003 году сумма затрат на качество выросла  на 22080 руб.

Таблица 3

Классификация затрат  на обеспечение качества (японская модель)

№ п/п

Показатель затрат

Смысл затрат

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Полезные затраты

Расходы на предупреждение дефектов

26079,98

45

56877,99

58

30798,02

13

2

Убытки

Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком

31875,53

55

41187,51

42

9311,985

-13

 

ИТОГО

 

57955,50

100

98065,50

100

40110

0


         Как видно из таблицы 3, в 2003 году общая сума затрат организации на обеспечение качества выросла с 57955,5 до 98065,5 руб. или на 40110 руб.

Таблица 4

Классификация затрат на обеспечение качества А. Фейгенбаума

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Затраты на предупреждение дефектов

Обучение в области качества

8693,33

15,00

15690,48

16,00

6997,16

1,00

 

 

Расходы отдела качества

8113,77

14,00

13533,04

13,80

5419,27

-0,20

2

Затраты на оценку уровня качества

Контроль испытания

7997,86

13,80

12748,52

13,00

4750,66

-0,80

 

 

Проверка деятельности по обеспечению качества

14778,65

25,50

20103,43

20,50

5324,78

-5,00

3

Убытки от брака

Дефекты

17270,74

29,80

31380,96

32,00

14110,22

2,20

 

 

Рекламации

1101,15

1,90

4609,08

4,70

3507,92

2,80

 

ИТОГО

 

57955,50

100,00

98065,50

100,00

40110,00

0,00


Таблица 5

Классификации затрат на обеспечение качества продукции

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

% к итого

руб.

% к итого

руб.

% к итого

1

Обеспечение качества в процессе производства

сведения  о качественной продукции, технологи

8693,33

15,00

24516,38

25,00

15823,05

10,00

 

 

обеспечение заданного уровня качества в процессе производства

13329,77

23,00

24516,38

25,00

11186,61

2,00

2

Послепроизводственные затраты на обеспечение качества

затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции

16807,10

29,00

29419,65

30,00

12612,56

1,00

 

 

затраты потребителя на поддержание данного уровня качества за весь период службы продукции

19125,32

33,00

19613,10

20,00

487,79

-13,00

 

ИТОГО

 

57955,50

100,00

98065,50

100,00

40110,00

0,00



Таблица 6

Классификация затрат  изготовителя на обеспечение качества эксплуатации продукции

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

Подвиды

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

 

Устранение дефектов

гарантийное обслуживание

 

4121,28

8,00

2904,25

7,70

-1217,03

-0,30

 

 

устранение дефектов, обусловленных изготовлением

 

6181,92

12,00

3960,34

10,50

-2221,58

-1,50

 

 

компенсации упущенной выгоды потребителя в связи с несвоевременным устранением дефекта

 

2318,22

4,50

1885,88

5,00

-432,35

0,50

 

Организация обслуживания потребителя

капитальные затраты

создание и оснащение служб обслуживания потребителя

6542,53

12,70

4073,49

10,80

-2469,04

-1,90

 

 

 

подготовка кадров

2833,38

5,50

2263,05

6,00

-570,33

0,50

 

 

текущие затраты на обслуживание потребителя

контроль качества обслуживания

8139,53

15,80

6713,72

17,80

-1425,81

2,00

 

 

 

повышение квалификации кадров

20091,24

39,00

10410,03

27,60

-9681,21

-11,40

 

 

 

запасные части

1287,90

2,50

5506,76

14,60

4218,86

12,10

 

ИТОГО

 

 

51516,00

100,00

37717,50

100,00

-13798,50

0,00





Таблица 7

Классификации затрат  на обеспечение качества продукции в процессе производства

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

Подвиды

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

 

1

Затраты на обеспечение качества изготовления продукции

Капитальные

приобретение и установка оборудования, приборов

2369,74

2,30

3694,81

3,10

1325,07

0,80

 

 

 

разработка, изготовление и установка стандартизированного оборудования. Оснастки

7933,46

7,70

7985,55

6,70

52,09

-1,00

 

 

 

отработка технологии

2884,90

2,80

3813,99

3,20

929,10

0,40

 

 

 

переподготовка кадров

2575,80

2,50

3218,06

2,70

642,26

0,20

 

 

 

освоение новых форм и методов обеспечения

3709,15

3,60

2622,12

2,20

-1087,03

-1,40

 

 

Текущие

материальные потери при наладке оборудования и отработке

4121,28

4,00

4171,56

3,50

50,28

-0,50

 

 

 

повышение квалификации кадров

5975,86

5,80

6555,30

5,50

579,45

-0,30

2

Затраты на контроль в процессе изготовления

входной контроль

 

8139,53

7,90

9534,98

8,00

1395,46

0,10

 

 

контроль в процессе производства

 

9066,82

8,80

11918,73

10,00

2851,91

1,20

 

 

контроль готовых изделий

 

1854,58

1,80

2383,75

2,00

529,17

0,20

 

 

планирование и реализация работ по совершенствованию качества

 

5666,76

5,50

6555,30

5,50

888,54

0,00

 

 

повышение квалификации персонала

 

5975,86

5,80

7151,24

6,00

1175,38

0,20

 

 

процесс управления

 

11230,49

10,90

9296,61

7,80

-1933,88

-3,10

3

Потери от несоотвествия продукции

неисправимые дефекты

 

8139,53

7,90

12991,42

10,90

4851,89

3,00

 

 

исправимые дефекты

 

1648,51

1,60

2622,12

2,20

973,61

0,60

 

 

сортировка  повтороная проверка продукции

 

2472,77

2,40

4171,56

3,50

1698,79

1,10

 

 

анализ причин несоотвествия продукции

 

14218,42

13,80

17878,10

15,00

3659,68

1,20

 

 

устранение причин несоотвествия продукции

 

1442,45

1,40

1311,06

1,10

-131,39

-0,30

 

 

изоляция несоттвествующей продукции

 

3606,12

3,50

1311,06

1,10

-2295,06

-2,40

 

ИТОГО

 

 

103032,00

100,00

119187,30

100,00

16155,30

0,00


Таблица 8

Классификация затрат  потребителя на поддержание заданного уровня качества за весь срок службы продукции

№ п/п

Показатель затрат

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Монтаж, демонтаж и переоборудование

9659,25

15,00

13276,56

16,00

3617,31

1,00

2

Капитальный ремонт

9208,49

14,30

12446,78

15,00

3238,29

0,70

3

Текущий ремонт и техническое обслуживание

4958,42

7,70

4563,82

5,50

-394,60

-2,20

4

Энергоносители

6568,29

10,20

9127,64

11,00

2559,35

0,80

5

Сменная оснастка

12750,21

19,80

15516,98

18,70

2766,77

-1,10

6

Заработная плата  и соответствующие отчисления с нее

16613,91

25,80

17259,53

20,80

645,62

-5,00

7

Утилизация

4636,44

7,20

10787,21

13,00

6150,77

5,80

 

ИТОГО

64395,00

100,00

82978,50

100,00

18583,50

0,00


Таблица 9

Состав затрат на обеспечение качества ОАО «Береза»

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Затраты на правовое обеспечение в области качества

на приобретение законодательных документов

57,96

0,10

196,13

0,20

138,18

0,10

 

 

на юридическую экспертизу внешних и внутренних документов, связанных с обеспечением качества

695,47

1,20

1078,72

1,10

383,25

-0,10

 

 

на проведение анализа контрактов на соответствие нормам и требованиям

637,51

1,10

980,66

1,00

343,14

-0,10

2

Затраты на информационное обеспечение

на разработку методов учета и форм регистрации данных о качестве

289,78

0,50

686,46

0,70

396,68

0,20

 

 

на выбор системы информационного обеспечения и информационного оборудования

405,69

0,70

686,46

0,70

280,77

0,00

 

 

на организацию сбора информации о качестве

1275,02

2,20

1961,31

2,00

686,29

-0,20

 

 

на контроль сбора информационных данных о качестве

2028,44

3,50

3628,42

3,70

1599,98

0,20

 

 

на обработку, хранение, анализ информации о качестве и на обеспечение доступа к информации

1912,53

3,30

2941,97

3,00

1029,43

-0,30

3

Затраты на качество исходных материалов

на выбор, оценку субподрядчиков и аудит второй стороны

57,96

0,10

98,07

0,10

40,11

0,00

 

 

на составление, анализ и утверждение документов на закупку

57,96

0,10

196,13

0,20

138,18

0,10

 

 

на выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции

4520,53

7,80

7551,04

7,70

3030,51

-0,10

 

 

на входной контроль

3245,51

5,60

5393,60

5,50

2148,09

-0,10

 

 

на обеспечение качества сырья

695,47

1,20

1078,72

1,10

383,25

-0,10

4

Затраты на обеспечение качества при изготовлении

на технологическую подготовку производства

869,33

1,50

980,66

1,00

111,32

-0,50

 

 

на управление процессами

753,42

1,30

980,66

1,00

227,23

-0,30

 

 

на контроль и испытания

637,51

1,10

980,66

1,00

343,14

-0,10

 

 

на метрологическое обеспечение

811,38

1,40

980,66

1,00

169,28

-0,40

 

 

на предотвращение появления несоответствий

405,69

0,70

980,66

1,00

574,97

0,30

 

 

на обеспечение стабильности качества и гарантии качества

521,60

0,90

1470,98

1,50

949,38

0,60

5

Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки

 

579,56

1,00

1078,72

1,10

499,17

0,10

 

 

на разработку требований к упаковке, хранению. И транспортировке

1275,02

2,20

2059,38

2,10

784,35

-0,10

 

 

на разработку упаковки и маркировки

2550,04

4,40

4314,88

4,40

1764,84

0,00

 

 

на упаковку и маркировку

2897,78

5,00

4412,95

4,50

1515,17

-0,50

 

 

на контроль упаковки и маркировки

985,24

1,70

2255,51

2,30

1270,26

0,60

 

 

на хранение продукции и содержание складских помещений

4520,53

7,80

7845,24

8,00

3324,71

0,20

 

 

на соблюдение условий транспортировки

811,38

1,40

1961,31

2,00

1149,93

0,60

 

 

на контроль условий хранения и транспортировки

637,51

1,10

1470,98

1,50

833,47

0,40

6

Затраты на послепродажную деятельность

на проведение и контроль качества монтажа

695,47

1,20

1667,11

1,70

971,65

0,50

 

 

на пусконаладочные работы

695,47

1,20

1274,85

1,30

579,39

0,10

 

 

на составление инструкций по эксплуатации

231,82

0,40

196,13

0,20

-35,69

-0,20

 

 

на сервисное обслуживание

2028,44

3,50

2451,64

2,50

423,20

-1,00

 

 

на анализ качества продукции при эксплуатации

2260,26

3,90

2843,90

2,90

583,64

-1,00

7

Затраты на обучение и подготовку кадров

на разработку методик определения потребности в подготовке и методик подготовки кадров в области качества

2723,91

4,70

4412,95

4,50

1689,04

-0,20

 

 

на подготовку кадров

3361,42

5,80

5393,60

5,50

2032,18

-0,30

 

 

на контроль проводимой подготовки кадров

1101,15

1,90

1961,31

2,00

860,16

0,10

 

 

на определение  и подтверждение квалификации работников

2608,00

4,50

4118,75

4,20

1510,75

-0,30

8

Затраты на связи с потребителем

на сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества

3883,02

6,70

6374,26

6,50

2491,24

-0,20

 

 

на обработку и анализ претензий

1101,15

1,90

980,66

1,00

-120,50

-0,90

 

 

на работу службы маркетинга, связанную  с качеством

405,69

0,70

490,33

0,50

84,64

-0,20

9

Затраты на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества

на сбор данных о затратах на качество

637,51

1,10

1176,79

1,20

539,28

0,10

 

 

на разработку документации по учету затрат на качество

115,91

0,20

490,33

0,50

374,42

0,30

 

 

на создание и обеспечение баз сравнения

1275,02

2,20

2255,51

2,30

980,49

0,10

 

 

на планирование и реализацию политики по снижению затрат на качество

695,47

1,20

3726,49

3,80

3031,02

2,60

 

ИТОГО

 

57955,50

100,00

98065,50

100,00

40110,00

0,00



Таблица 10

Состав затрат  на обеспечение качества при изготовлении продукции ОАО «Береза»

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

 

1

Затраты на технологическую подготовку производства

на разработку межцеховых технологических маршрутов для всех составных частей

721,22

1,40

1086,26

1,50

365,04

0,10

 

 

на проведение технологического контроля конструкторской документации

927,29

1,80

1448,35

2,00

521,06

0,20

 

 

на планирование, организацию и управление процессом технологической подготовки и производства

1287,90

2,50

1593,19

2,20

305,29

-0,30

 

 

на содержание инструментального хозяйства

2421,25

4,70

2896,70

4,00

475,45

-0,70

 

 

на разработку и внесение изменений в технологическую документацию на основе требований потребителя

2833,38

5,50

3765,72

5,20

932,34

-0,30

 

 

на выбор контрольных характеристик и определение отклонений

2009,12

3,90

2896,70

4,00

887,58

0,10

 2

Затраты на управление процессами

на поддержание исправности оборудования, техническое обслуживание

2421,25

4,70

3476,04

4,80

1054,79

0,10

 

 

на анализ отклонений контрольных характеристик, выработку и осуществление корректирующих мер

2266,70

4,40

3258,79

4,50

992,09

0,10

 

 

на ремонт технологического оборудования

5151,60

10,00

7965,94

11,00

2814,34

1,00

 

 

на обеспечение прослеживаемости и идентификации

360,61

0,70

724,18

1,00

363,56

0,30

 

 

на планирование и утверждение процессов и персонала

927,29

1,80

869,01

1,20

-58,28

-0,60

 

 

на осуществление внутрипроизводственных транспортировок

2833,38

5,50

4345,06

6,00

1511,68

0,50

 

 

на ведение технологической документации

257,58

0,50

724,18

1,00

466,60

0,50

 3

Затраты на контроль и испытания

на содержание службы контроля качества

360,61

0,70

217,25

0,30

-143,36

-0,40

 

 

на контроль в процессе производства

463,64

0,90

1086,26

1,50

622,62

0,60

 

 

на приемочный контроль и испытания

51,52

0,10

217,25

0,30

165,74

0,20

 

 

на материалы, используемые в процессе контроля и испытаний

927,29

1,80

1303,52

1,80

376,23

0,00

 

 

на составление отчетов и анализ результатов контроля испытаний

1493,96

2,90

1810,44

2,50

316,48

-0,40

 

 

на оплату услуг по оценке качества, предоставляемых сторонними организациями

1854,58

3,60

2534,62

3,50

680,04

-0,10

 4

Затраты на метрологическое обеспечение

на выбор и покупку средств измерений

4069,76

7,90

5431,32

7,50

1361,56

-0,40

 

 

на государственную проверку

2421,25

4,70

3258,79

4,50

837,54

-0,20

 

 

на метрологическую экспертизу нормативной, конструкторской и технологической документации

5203,12

10,10

6300,33

8,70

1097,22

-1,40

 

 

на техническое обслуживание и ремонт средств измерений

669,71

1,30

1448,35

2,00

778,64

0,70

 5

Затраты на предупреждение появления несоответствий

на ведение документации, касающейся несоответствий продукции

978,80

1,90

1520,77

2,10

541,97

0,20

 

 

на анализ брака и выработку корректирующих мер

2987,93

5,80

3403,63

4,70

415,70

-1,10

 

 

На реализацию корректирующих мер

3966,73

7,70

4779,56

6,60

812,83

-1,10

 

 

на контроль за выполнением корректирующих мер и оценку их эффективности

360,61

0,70

579,34

0,80

218,73

0,10

 6

Затраты на обеспечение стабильности качества и гарантии качества

на разработку организационной структуры системы качества

206,06

0,40

217,25

0,30

11,19

-0,10

 

 

на разработку документации в системе качества

154,55

0,30

72,42

0,10

-82,13

-0,20

 

 

на ознакомление работников  с документами системы качества

51,52

0,10

72,42

0,10

20,90

0,00

 

 

на консультации сторонних организаций

875,77

1,70

3113,96

4,30

2238,18

2,60

 

 

ИТОГО

51516,00

100,00

72417,60

100,00

20901,60

0,00










Заключение

Системы управления качеством на основе стандартов ISO серии 9000 нашли сегодня достаточно широкое применение как за рубежом так и в нашей стране.

Содержание  категории  “качество” развивалось в процессе эволюции методов производства и управления: от понимания качества как степени соответствующих параметров продукции требованиям технической документации, до акцентирования внимания на потребительской направленности продукции.

Зарубежный опыт управления качеством базируется на единых подходах и методах работы. Наиболее распространенные статистические методы контроля качества включены в международный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для широкого применения. В то же время каждая страна имеет характерные особенности в практическом применении общих принципов управления качеством.

В основном за рубежом используют американский и японский подходы, но существует также подход, который называется «четыре тигра» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея).

Американский опыт управления качеством отличается жестким контролем качества изготовления продукции на основе математико-статистических методов, планированием производства по количественным и качественным показателям с системой административного контроля за исполнением планов, большой пропагандистской работой на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей и созданию им благоприятных условий на рынке.

Японский опыт характеризуется широким внедрением научных разработок в области технологий и управления, высокой степенью компьютеризации всех операций контроля, анализа и управления производством, максимальным использованием возможностей человека благодаря принимаемым мерам по стимулированию творческой активности.

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402.

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.

Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.








Список литературы

1.    Фомин В.Н.  Качество продукции и маркетинг. – М.: Инфра-М,   2000

2.    Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ДиС,  2000

3.    Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: ДиС, 2000

4.    Лисицын А.И. Региональные формы и метод повышения качества// стандарты и качество. – 2000. - №1

5.    Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 2000

6.    Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2000.

7.    Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000

8.    Никеров Н.С. Экспертно- статистический метод оценки качества продукции: Учебное пособие. – СПб, 2000

9.    Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 2000

10.            Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2000