Содержание
Введение. 3
1. Стили руководства. 4
2. Руководство и подчиненные. 10
3. Рекомендации к поведению руководителя с подчиненными. 13
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации. Ряд объективных и субъективных факторов способствовали появлению и оформлению науки об управлении как области научных исследований (например: преимущество техники; потребности большого бизнеса; эффективные способы работы). Но развитие науки об управлении не было последовательным, скорее концентрическим: по мере развития различных областей знаний выявлялись все новые факторы, влияющие на успех в деятельности организации. Кроме того, в ХХ веке чрезвычайно быстро менялся и сам мир.
Целью контрольной работы является изучения стиля руководства
Задачей будет:
1. Стили руководства;
2. Руководство и подчиненные;
3. Рекомендации.
1. Стили руководства.
Анализ стилей руководства основывается на разнообразных подходах.
• Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Некоторые из этих качеств — уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе.[1]
Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.
• Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации.
• Ситуационный подход основан на положении о том, что для, эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Рассмотрим поведенческий подход к анализу стилей руководства, но вначале определим само понятие стиля руководства.
Стиль руководства в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень делегирования полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают - стиль руководства, характеризующий данного лидера. Рассмотрим автократичный и демократичный стиль управления.
Автократичный лидер в управлении авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и навязывает ее. Теоретики менеджмента назвали такой стиль теорией X, согласно которой: 1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; 2) у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; 3) больше всего люди хотят защищенности; 4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Автократ как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, его называют благосклонным автократом. Благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных.'
Демократичный лидер, представления которого теоретики менеджмента называют теорией Y, предполагает: 1) труд — процесс естественный, и, если условия благоприятные, люди стремятся принимать на себя ответственность; 2) если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; 3) приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; 4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям демократичный руководитель предпочитает механизмы влияния, которые основываются на потребностях высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Развитие теории стилей руководства привело к анализу сосредоточения на работе и на человеке, которое характерно для всех руководителей, причем распределяют они свое внимание по-разному.
• Руководитель, сосредоточенный на работе, ориентированный на решение производственных задач, прежде всего заботится о планировании работы и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.1 Например, как известно, Ф. Тейлор строил работу технически эффективно и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли нормы, определяемые с учетом измерения рекордного уровня производительности труда.
• Руководитель, сосредоточенный на человеке, наибольшее внимание уделяет повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он способствует развитию взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки. Такой руководитель считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост.
Исследования показывают, что стиль многих руководителей ориентировался одновременно и на работу, и на человека.
Классификация Лайкерта предполагает четыре базовые системы стиля руководства, различающиеся степенью авторитарности. По степени уменьшения уровня авторитарности это следующие системы: 1) эксплуататорско-авторитарная; 2) благосклонно-авторитарная; 3) консультативно-демократическая; 4) основанная на участии.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи.[2]
Двухмерная трактовка стилей руководства. Поведение руководителя можно классифицировать по двум параметрам: по степени внимания к формированию структуры деятельности и вниманию к подчиненным.
Функции формирования структуры выражаются в том, что руководитель: 1) распределяет роли между подчиненными; 2) расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; 3) планирует и составляет графики работ; 4) разрабатывает подходы к выполнению работ; 5) беспокоится о выполнении задания.
Внимание к подчиненным выражается в том, что руководитель: 1) участвует в двустороннем общении; 2) допускает участие подчиненных в принятии решений; 3) общается в одобрительной и не угрожающей манере; 4) дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой.
Управленческая решетка. Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям была модифицирована и популяризирована Р. Блэйком и Дж. Мутоном, которые построили решетку — схему, включавшую пять основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9 баллов. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 баллов. Стиль руководства определяется этими двумя критериями. Блэйк и Мутон описывают среднюю и четыре крайние позиций решетки, как:
1.1. Минимальные усилия руководителя приводят к тому, что только из страха потерять работу люди хоть что-то делают.
1.9. Дом отдыха — руководитель сосредоточивается на человеческих взаимоотношениях, но не заботится работе.
5.5. Средняя организация — руководитель достигает приемлемого качества работы и неплохого морального духа.
9.1. Авторитет и подчинение — руководитель очень заботится об эффективности работы, но не о нуждах подчиненных.
9.9. Команда — благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, что обеспечивает и высокий моральный дух, и наивысшую эффективность.
На практике могут встречаться самые разнообразные сочетания «заботы о человеке» и «заботы о производстве».
Многочисленные исследования позволили прийти к следующим выводам.
1. Немало ситуаций, когда демократичный и ориентированный на человека стиль не приводит к росту удовлетворенности.
2. В ситуациях, когда исполнители действуют на уровне более низких потребностей, демократичный стиль может снизить степень удовлетворенности. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие. Отмечены случаи, когда этот стиль был успешным и по отношению к низкоквалифицированным рабочим.
3. Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Но она, как и высокий моральный дух, не всегда увеличивает производительность. Низкая текучесть кадров необязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.
4. Стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих двух условий: а) если он приводит к повышению производительности; б) если высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности. Люди испытывают удовлетворенность благодаря высокой результативности, которая вознаграждается.
5. Ни один стиль руководства не может считаться лучше других во всех случаях. Эффективные руководители анализируют ситуацию, чтобы определить соответствующий ей стиль руководства.[3]
2. Руководство и подчиненные.
Золотое правило этики менеджмента гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как Вы хотели бы, чтобы к Вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным определяет характер делового общения, нравственно-психологический климат в коллективе организации.
Практика делового общения выработала нравственные эталоны и образцы поведения. Вот некоторые из них.
1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения.
2. Приобщите коллектив к целям организации. Человек чувствует себя нравственно и психологически комфортно, если произойдет его идентификация с коллективом. 3. При возникновении проблем, связанных с недобросовестностью, руководителю необходимо выяснить ее причины. Если речь идет о слабостях и недостатках, то не следует попрекать подчиненного, а необходимо выявить и опираться на сильные стороны его личности.
4. Если подчиненный не выполнил распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
5. Замечания подчиненному должны соответствовать этическим нормам. Для этого необходимо: собрать всю информацию по случаю, выбрать правильную форму общения, выяснить у самого подчиненного причину невыполнения задания, сделать свои замечания один на один.
6. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
7. Никогда не давайте подчиненным заметить, что вы не владеете ситуацией.
8. Привилегии, которые вы предоставляете себе, должны распространяться на других членов коллектива.
9. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданы. Они ответят вам тем же.
10. Выбирайте правильную форму распоряжения в зависимости
от ситуации и личности подчиненного.
Распоряжения могут отдаваться в формах приказа, просьбы, вопроса и вызова «добровольца».
• Приказ следует использовать в случаях чрезвычайной ситуации и для нерадивых.
• Просьба — в рядовых ситуациях, когда отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии.
• Вопрос лучше применять при необходимости обсуждения, как лучше выполнить работу.
• Форма «добровольца» используется в ситуации, когда работу выполнять никто не хочет, однако она должна быть выполнена.
Между руководителем и подчиненным должны формироваться, с одной стороны, этические обязанности, а с другой — черты, присущие хорошим подчиненным.
Этические обязанности руководителей.
1. Руководители должны быть образцом нравственного поведения.
2. Руководители несут ответственность за перспективы возглавляемой ими организации.
3. Руководители должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях.
4. Руководители ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия друг к другу.
5. Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчества.
С другой стороны, черты, присущие хорошим подчиненным, следующие.
1. Создают атмосферу взаимного стремления к выполнению поставленных задач.
2. Достаточно уверены в себе, корректны с оппонентами и исполняют приказы без преданного пристрастия.
3. Не стремятся занять место других членов организации, вносят свой опыт, умение и знания в работу коллектива.
4. Верны своему начальнику и целям коллектива, сохраняя при этом способности конструктивной критики.
5. Если становится очевидным невозможность поддержания ценностей и целей коллектива, то они уходят из организации.
Этика власти подчинения затрагивает широкий круг вопросов, среди которых существуют проблемы служебных разоблачений, работающих женщин, выгодных связей, соотношения этики бизнеса и административной этики и др.
Для повышения этичности поведения руководителей и подчиненных в организации рекомендуются следующие мероприятия.
1. Разрабатывать этический кодекс, содержащий систему общих ценностей и правил этики, которых должны придерживаться ее сотрудники.
2. Составлять и распространять так называемые «Карты этики», в которых содержится конкретизация кодекса организации для каждого сотрудника (группы сотрудников).
3. Обучать этичному поведению путем встраивания этики как предмета в курсы обучения будущих специалистов, послевузовского образования.
4. Прибегать к этическим консультациям в тех случаях, когда проблемы организации не могут быть решены силами внутри организации из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными дилеммами, или по другим причинам.[4]
3. Рекомендации к поведению руководителя с подчиненными.
Руководитель выступает как организатор коллективного труда.
Быть руководителем - это значит всегда держать себя с людьми ровно, не терять самообладания при любых обстоятельствах. Грубость - это признак слабости, а не силы. Необходимо помнить о том, что руководители не могут нервничать, они лишены этой «привилегии» подчиненных.
Хороший руководитель должен обладать организаторскими способностями, уметь побуждать подчиненных действовать в интересах своего коллектива. Организаторские способности руководителя в основном зависят от его деловых и личных качеств - знаний, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, решительности и смелости в постановке и решении вопросов, спокойствия и выдержки, дисциплинированности, чувства долга и ответственности, принципиальности. Необходимыми личными качествами руководителя являются также честность, правдивость, аккуратность и опрятность, простота и скромность в личной жизни.
Хороший руководитель стремится к точности, зная, что точность в работе - это научность, деловитость, принципиальность. Следует помнить, что через «щель» неточности пролезает беззаконие.
Настоящий руководитель не бросает слов на ветер, взвешивает каждое свое обещание и, когда оно уже дано, выполняет его со всей энергией и настойчивостью.
Научиться уважать критику, внимательно прислушиваться к ней, воспринимать критику объективно, не пренебрегать критическими замечаниями, а стремиться разобраться в них и сделать для себя объективные и правильные выводы - совершенно обязательное требование к любому руководителю.
Руководитель должен быть всегда готовым твердо отстаивать свои взгляды, бороться за свои убеждения, непреклонно и повседневно проводить их в жизнь, быть примером в этом для своего коллектива. Однако хороший руководитель никогда не считает себя непогрешимыми, а постоянно анализирует свою работу, поведение, методы работы, объективно оценивает свои недостатки и старается их исправлять.
Настоящий руководитель обладает необходимым мужеством для того, чтобы признать свою ошибку и отменить неправильное решение. Чтобы по возможности избегать ошибок и уверенно вести дело, нужно научиться советоваться с опытными людьми, внимательно выслушивать любое мнение.
Хороший руководитель должен для каждого отдела отвести свое время, работать по системе, без рывков и пиковых нагрузок, постоянно сохраняя в себе ясность цели, методов ее достижения и средств.
Отсутствие в работе руководителя определенной системы, принципиальности в решении вопросов, требовательности к подчиненным, правильной организации контроля исполнения всегда отрицательно сказывается на результатах деятельности как самого руководителя, так и членов руководимого им коллектива.
Настоящий руководитель уделяет достаточное время организации работ, а затем лишь решает вопросы.
Хороший руководитель должен быть «опекуном» своих подчиненных и думать об их настроении.
Плохой руководитель всегда полагается на свою власть, при помощи которой он погоняет своих подчиненных. Хороший руководитель должен, прежде всего, быть управляющим, уметь вести подчиненных и рассчитывать на кооперацию их помощи.
Подчиненные плохого руководителя живут в мире слухов, догадок и толков. Хороший руководитель держит подчиненных в курсе дела общей работы.
Плохой руководитель ищет «козлов отпущения» за все совершенные ошибки. Хороший руководитель исправляет эти ошибки и не только устраняет возникший сбой в работе, но, что является главным, предусматривает меры, предупреждающие причины его повторного возникновения.
Плохой руководитель знает, как надо сделать. Хороший руководитель показывает, как надо сделать. От хорошего руководителя требуется уверенность -в себе и в своем деле - хотя бы внешняя. Нельзя никогда говорить о безвыходности и склоняться перед препятствиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют победить.
Хороший руководитель должен держаться прямо при разговоре с людьми - смотреть в глаза собеседнику, не опуская голову вниз, когда находится в присутствии подчиненных или идет по заводу. Прямая походка, четкий шаг, поднятая голова помогают выработать привычку уверенности в себе.
Кто хочет приказывать, должен уметь подчиняться. Добиться дисциплины среди подчиненных сможет только тот руководитель, который сам дисциплинирован.
Не может быть хорошим руководителем человек, который все время нервничает и очень легко теряет спокойствие. Чтобы обуздать вышедшие из-под контроля нервы, когда чувствуете, что готовы взорваться, не торопитесь сказать что-то резкое, а сделайте вид, будто задумались, и ритмично сделайте несколько вдохов и выдохов. Лишь после этого отвечайте.
Ничто не разлагает людей так, как безделье. Всякое откладывание со стороны руководителя на завтра того, что можно и нужно сделать сегодня, как и всякая непроизводительная затрата времени как своего, так и своих подчиненных - это симптом плохого стиля работы.
Хороший руководитель говорит подчиненным об их недостатках в работе, но умеет выслушивать замечания и о своих недостатках.
Критика должна быть позитивной. Никогда нельзя критиковать ради критики, иначе руководитель превратится в человека, который все время брюзжит и распекает подчиненных. Это вызывает реакцию у подчиненных, что руководителю угодить нельзя.
Хороший руководитель, умея наказывать, должен не бояться хвалить. Если подчиненный достоин похвалы, скажите ему доброе слово.
Нельзя «накидываться» на провинившихся. Даже собираясь сделать выговор, лучше всего начать с похвалы, а затем уже указывать на упущения, упирая на порчу личной репутации работника.
Первый выговор подчиненному должен делаться наедине - если выговор будет справедлив, это вызовет уважение к руководителю.
Выговор в присутствии коллег - высшая мера наказания, к которой следует прибегать только в крайних случаях. «Распекание» в присутствии других способно вызвать ненависть к руководителю, желание отомстить ему, легко приводит к склоке, к анонимным доносам.
Каждое достижение подчиненного, проявление им инициативы руководитель должен немедленно отмечать. Во многих случаях это целесообразно делать в присутствии других сотрудников, чтобы возбудить у них желание работать лучше.
Неотъемлемой чертой стиля хорошего руководителя является вежливость, приветливость и тактичность. Распоряжение, отданное в твердой, но вежливой форме, всегда приводит к лучшим результатам, чем в форме грубой.
Руководитель должен уметь ценить и беречь не только свое, но и чужое время. Он сам никогда не должен опаздывать и обязан требовать того же от подчиненных.[5]
Заключение
Большой недостаток для руководителя - посвящать много времени таким мелочам, которые с не меньшим успехом могут быть выполнены подчиненными. Это приводит к потере чувства ответственности у подчиненных, к задержке решений оперативных вопросов. Вместо того чтобы самим решать, все ждут: а что скажет руководитель?
Важным качеством хорошего руководителя является умение распределять задания и работу соответственно опыту, способностям и индивидуальным особенностям каждого подчиненного. Нельзя давать поручения, явно превышающие возможности работника -задание должно быть трудным, но исполнимым. Лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем растянутыми. Известно, что заниженные задания портят даже хороших работников. Выдавая задания, необходимо уяснить себе, в чем будет выражен результат работы, как будет контролироваться выполнение.
Хороший руководитель не должен давать подчиненному важные и срочные задания сразу по нескольким вопросам. Это распыляет внимание исполнителя. Если этого нельзя избежать, то нужно тщательно разграничивать задания, выделив из них самые важные.
Список литературы
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 436с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 2003. – 384с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала – М.: Юристъ, 2004. – с.496
4. Виханский О.Г., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардика, 2003. – 527с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 480с.
6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Издательство «Питер», 2001. – 560 с.
[1] Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 436с.
[2] Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 436с.
[3] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала – М.: Юристъ, 2004. – с.496
[4] Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 480с.
[5] Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Издательство «Питер», 2001. – 560 с.