Содержание
1. Составление подборки документов по правовой проблеме. 3
1.1. Обзор новшеств Технологии Консультант Плюс 3000. 3
1.2. Составление подборок документов с помощью единого тематического классификатора. 3
1.3. Анализ подборки документов с помощью дерева- списка. 5
1.4. Универсальный поиск по подобранному тексту. 6
2. Построение диаграмм в Excel 8
Список литературы.. 15
1. Составление подборки документов по правовой проблеме
1.1. Обзор новшеств Технологии Консультант Плюс 3000
В практике специалистов, работающих с правовой информацией, часто возникают такие вопросы и ситуации, для разрешения которых необходимо оценить состояние правовой проблемы, проанализировать различные варианты действий и принять оптимальное решение. В таких случаях, чтобы досконально разобраться в ситуации, целесообразно изучить целый ряд документов: правовых актов, комментариев к ним, ознакомиться с судебной практикой или получить бухгалтерскую консультацию [4,с . 189].
Таким образом, при работе со справочными правовыми системами специалисту очень часто приходится искать различную информацию по определенному вопросу, чтобы составить подборку документов.
С появлением новой Технологии 3000 - разработки компании "Консультант Плюс", возможности составления подборки документов и анализа правовой проблемы в системе КонсультантПлюс существенно расширены. Теперь пользователь может выбрать различные способы подбора документов по теме, в зависимости от тех задач, которые перед ним стоят. Рассмотрим один из них - составление подборки документов с помощью единого тематического классификатора. Этот способ позволяет получить наиболее полный список документов по интересующей проблеме.
1.2. Составление подборок документов с помощью единого тематического классификатора
В системе КонсультантПлюс документы классифицируются на основе Классификатора правовых актов, разработанного специалистами компании "Консультант Плюс" совместно с Правовым управлением Администрации Президента РФ и одобренного Указом Президента РФ. Классификатор расположен в поле "Тематика" карточки поиска. В Технологии 3000 единый тематический классификатор - мощное средство поиска по единому информационному массиву, которое позволяет сразу, в результате одного запроса, получить подборку документов из разных разделов и информационных банков.
Классификатор имеет 5 уровней вложенности, на которых в сумме расположено почти 2,5 тысячи рубрик. Очевидно, что при такой структуре классификатора необходим специальный поисковый инструмент для выбора рубрик. Этим инструментом является фильтр, благодаря которому процесс поиска нужной рубрики в Классификаторе происходит значительно быстрее. Набрав в строке фильтра искомое значение, получаем те рубрики, которые соответствуют заданному условию.
Например, пользователю необходимо получить из системы подборку принятых в 2003 году документов о представлении годовой бухгалтерской отчетности. В строке фильтра поля "Тематика" наберем "год и "отчетн", в окне словаря появится значение "Квартальная и годовая бухгалтерская отчетность". Уточним запрос с помощью поля "Дата" указав "позже 01.01.2003". В результате запроса получим подборку, которая включает нормативные акты по данному вопросу, финансовые консультации по этой тематике (ответы на актуальные вопросы сотрудников МНС, Минфина России, экспертов, а также схемы отражения операций в бухгалтерском учете и статьи из бухгалтерской прессы), и материалы судебной практики [3, с. 190].
Если подборка очень большая, то запрос легко уточнить, используя другие поля карточки поиска. Таким образом, применение Классификатора позволяет быстро получить подборку документов по проблеме и уточнять ее в случае необходимости по самым разным признакам.
С появлением новой Технологии 3000 - разработки компании "Консультант Плюс", возможности составления подборки документов и анализа правовой проблемы в системе КонсультантПлюс существенно расширены. Теперь пользователь может выбрать различные способы подбора документов по теме, в зависимости от тех задач, которые перед ним стоят. Рассмотрим один из них - составление подборки документов с помощью единого тематического классификатора. Этот способ позволяет получить наиболее полный список документов по интересующей проблеме.
1.3. Анализ подборки документов с помощью дерева- списка
Любая работа над документами начинается с просмотра полученной в результате поиска подборки и ее анализа. Реализованные в Технологии Консультант Плюс 3000 средства представления подборки документов позволяют значительно сэкономить время пользователя.
Подборка документов представлена в виде структурированного списка (дерева-списка). Список состоит из двух частей - в левой части списка приводится наименование разделов и информационных банков, в которых найдены документы. Причем для каждого информационного банка указывается количество найденных документов. Это дает возможность специалисту сразу оценить состояние вопроса. Например, преобладание судебных актов может свидетельствовать о сложности проблемы и неоднозначности трактовок законодательства, следовательно, применение нормативных документов требует особого внимания и более тщательного анализа.
В правой части списка - перечень документов, найденных по запросу, причем документы структурированы по информационным банкам. Для просмотра документов из конкретного информационного банка надо просто щелкнуть мышью по соответствующей ветви дерева-списка слева. Дерево-список позволяет осуществлять ряд операций над полученным списком, например, распечатать его, занести документы в папку.
Составление одной-двух подборок документов позволяет наглядно убедиться в удобстве работы со структурированным списком. Ни в какое сравнение с деревом-списком не идет, например, общий список, в котором различные типы правовой информации представлены вместе, и приходится тратить немало времени, чтобы выделить нужную группу документов. Очевидно, что в общем списке теряется цельность подборки, быстрота переходов, наглядность - то есть все то, что обеспечивает Технология 3000.
Кроме того, в Технологии 3000 реализованы удобные инструменты для быстрого уточнения полученных списков (кнопка "Уточнить" в пиктографическом меню). Уточнение списков возможно практически по всем полям карточки поиска: по тематике, принявшему органу, виду документа, дате и т.п. [7, с. 17].
Новые инструменты для работы с правовой информацией не ограничиваются получением списка и его анализом. В рамках Технологии Консультант Плюс 3000 предлагаются и новые средства работы с текстами полученных документов.
1.4. Универсальный поиск по подобранному тексту
Средства навигации по тексту являются развитым и востребованным пользователями инструментом в системе КонсультантПлюс. Например, поиск по тексту позволяет найти не только интересующее слово, но и встречающееся в тексте выражение любой сложности.
Рассмотрим новое свойство единого тематического классификатора, которое позволяет при поиске по тематике попадать не в начало большого документа, а в конкретное место, относящееся к выбранной пользователем рубрике. Это стало возможным благодаря классификации по структурным единицам документа (разделу, главе, статье и т.п.), что особенно важно для работы с объемными документами, которые зачастую регулируют множество вопросов из нескольких отраслей права.
Выбрав нужную тему в классификаторе и перейдя к документам, мы сразу попадаем на фрагмент, в котором раскрывается заданная тема. Наименование темы отражается в окне универсального поиска по тексту, расположенном над самим текстом документа. Если нужных фрагментов несколько, то кнопка "Найти" в окне универсального поиска по тексту позволит быстро переходить к другим фрагментам.
Пример. Необходимо получить информацию об особенностях исчисления налога на доходы физических лиц из Налогового кодекса РФ. Выбрав в карточке поиска из тематического классификатора рубрику "Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц", в рубрике "Вид документа" - "кодекс", построим подборку документов. Подборка содержит вторую часть Налогового кодекса РФ. При первом вхождении в этот объемный документ пользователь сразу попадет в статью 210 "Налоговая база" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Универсальный поиск по тексту позволяет с помощью кнопки "Искать" быстро перейти в другую статью 211 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме". Таким образом, можно просмотреть и все другие статьи, касающиеся заданной рубрики, причем фрагменты текста, имеющие отношение к выбранным рубрикам, отмечены специальным символом - точкой на полях.
Также благодаря классификации по структурным единицам, реализованным в Технологии Консультант Плюс 3000, пользователь, попадая в необходимый фрагмент документа, может прочитать его в контексте документа. Таким образом, сохраняется целостность документа, и пользователь не рискует неправильно истолковать данный фрагмент (что наверняка могло бы случиться, если бы пользователь получал вырванные из контекста фрагменты).
2. Построение диаграмм в Excel
Excel 2000 выходит на рынок в то время, когда корпорации сталкиваются со значительными изменениями в подходе к использованию данных. Например, создание складов данных открывает перед всеми сотрудниками возможность доступа к корпоративной информации через сеть. Отделы информационных технологий ищут средства, которые бы избавили их от подготовки отчетов, а пользователи все чаще применяют Excel в качестве клиентского интерфейса для работы с самыми разнообразными данными. Учитывая эти тенденции, Microsoft при разработке Excel 2000 преследовала три главные цели:
Сотрудничество и совместное использование информации в Интернете. Excel 2000 предлагает совершенно новый стиль работы, соединяющий базовые инструменты повышения производительности с возможностями Интернета. Такое сочетание намного упрощает процесс обмена информацией и совместной работы над проектами. В то же время интеграция с глобальной информационной сетью облегчает доступ к данным, поскольку с помощью обозревателя их может получить любой пользователь. Excel 2000 представляет собой лучшее средство обработки табличных данных в Интернете и открывает превосходные возможности их создания, публикации, просмотра и анализа в информационных сетях.
Богатый аналитический инструментарий для принятия оптимальных решений. Корпорации все чаще выбирают Excel в качестве клиентского компонента корпоративных систем подготовки отчетов. Excel 2000 значительно облегчает применение интрасети компании для доступа к важнейшей деловой информации и предлагает новаторские средства анализа, которые помогают принимать более удачные и своевременные решения.
Простота использования программного обеспечения. Excel 2000 обеспечивает новый уровень гибкости и интеллектуальности, позволяя пользователям и организациям быстро приступить к работе, избежать препятствий и добиться отличных результатов при более низком расходе ресурсов.
Диаграмма - форма графического представления числовых данных. Существует несколько типов диаграмм, например, линейный график, круговая диаграмма, столбиковая диаграмма и т.д. Диаграмма может быть размещена или в рабочем листе или в отдельном листе диаграмм. [7, c.25]
Перед построением диаграмм следует выделить те ячейки, по данным которых будет построена диаграмма. Далее следует вызвать мастер диаграмм. Для этого можно использовать команду «Диаграмма» подменю «Вставка».
В Excel 7.0 необходимо начертить курсором мыши область, в которой будет построена диаграмма.
После запуска мастер диаграмм выведет на экран последовательно несколько диалоговых окон, в которых пользователь определяет характеристики диаграммы:
На первом шаге можно уточнить диапазон ячеек, в которых хранятся данные для диаграммы. Если до вызова мастера пользователь выделил область, то данный этап можно пропустить. Для перехода к следующему этапу (шагу) следует нажать на кнопку «Далее».
На втором этапе необходимо выбрать тип диаграммы в списке возможных типов. Существуют типы: с областями, линейчатая, гистограмма, график, круговая, кольцевая, лепестковая, точечная, смешанная, поверхность и т.д. Некоторые диаграммы можно выбрать плоскими или объемными. После выбора диаграммы следует нажать на кнопку «Далее». [7, c.25]
На третьем этапе можно выбрать вид диаграммы. Например, существует несколько видов круговых диаграмм.
На четвертом шаге можно изменить местоположение данных: в строках или столбцах.
На пятом шаге к диаграмме добавляется легенда (описание данных), название диаграммы и осей координат.
Получаемый результат можно увидеть в области «Образец» в диалоговых окнах мастера диаграмм. При необходимости можно вернуться к предыдущем этапам мастера, нажимая на кнопку «Назад». Построить диаграмму досрочно можно нажатием кнопки «Готово», а отменить построение - кнопки «Отмена».
Готовую диаграмму можно изменить в любой момент времени, выполнив специальные команды: Вначале двойным щелчком левой кнопки на объекте (всей диаграммы или ее определенной части) фиксируют выбор объекта (он должен стать окружен черной рамкой с квадратами в углах). Далее на выбранном объекте нажимают правую кнопку и вызывают на экран контекстно-зависимое меню. В этом меню следует выбрать нужную команду, например, изменить тип диаграммы. Также можно менять шрифты, цвета, данные и т.д.
Для удаления диаграммы следует ее выделить и нажать на клавишу «Delete».
Приведем пример построения диаграмм в Excel.
ПРИМЕР 1
В таблице 1 представлены данные об обеспеченности трудовыми ресурсами салона красоты «Диво» в 2002-2003 годах
Таблица 1
Обеспеченность трудовыми ресурсами салона красоты «Диво» в 2003 году
Категория персонала |
2002 год, чел |
Структура, % |
ВСЕГО |
13 |
100,00 |
В том числе: |
|
|
Руководители |
3 |
23,1 |
Специалисты |
9 |
69,2 |
Рабочие |
1 |
7,7 |
Как видно из таблицы 1, наибольшую долю в структуре трудовых ресурсов предприятия занимают специалисты (69,2 %) .
На рисунке 1 отражена структура трудовых ресурсов организации.
Рис. 1. Структура трудовых ресурсов салона красоты «Диво» в 2003 году
ПРИМЕР 2
В таблице 2 отражен анализ движения рабочей силы.
Таблица 2
Анализ движения рабочей силы в ФГУП НМЗ «Искра»
№п/п |
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
Динамика |
Темп изменения, % |
||
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|||||
1 |
Среднесписочная численность, чел. |
400 |
469 |
460 |
69 |
-9 |
117,25 |
98,08 |
2 |
Принято на предприятие, чел. |
40 |
45 |
42 |
5 |
-3 |
112,50 |
93,33 |
3 |
Выбыло с предприятия, чел. |
60 |
62 |
61 |
2 |
-1 |
103,33 |
98,39 |
4 |
В том числе на учебу, чел |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
5 |
на вооруженные силы, чел. |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
150,00 |
100,00 |
6 |
на пенсию и другие причины, предусмотренные законом, чел |
11 |
13 |
14 |
2 |
1 |
118,18 |
107,69 |
7 |
По собственному желанию, чел |
48 |
49 |
57 |
1 |
8 |
102,08 |
116,33 |
8 |
За нарушение дисциплины, чел. |
1 |
3 |
2 |
2 |
-1 |
300,00 |
66,67 |
9 |
Коэффициент оборачиваемости по выбытию |
0,15 |
0,13 |
0,13 |
0 |
0 |
88,13 |
100,31 |
10 |
Коэффициент оборачиваемости по приему |
0,10 |
0,10 |
0,09 |
0 |
0 |
95,95 |
95,16 |
11 |
Коэффициент текучести |
0,12 |
0,11 |
0,13 |
-0,01 |
0 |
90,51 |
115,68 |
Как видно из таблицы 2, в 2003 году среднесписочная численность работающих на предприятии выросла по сравнению с 2002 годом на 69 человек, а 2004 году уменьшилась на 9 человек.
Рис. 2. Динамика среднесписочной численности работающих ФГУП НМЗ «Искра» в 2002-2004 годах
Рис. 3. Движение численности работающих в ФГУП НМЗ «Искра» в 2002-2004 годах
Как видно из рисунка 3, в 2003 году выросло количество принятых на предприятии с 40 до 45 человек, и количество выбывших с 60 до 62 человек. В 2004 году количество прибывших снизилось с 45 до 42 человек. Количество выбывших упало с 62 до 61 человек.
ПРИМЕР 3
В таблице 3 представлены более частные показатели анализа использования ФГУП НМЗ «Искра» за 2003-2004 годы
Таблица 3
Система кадровых показателей в ФГУП НМЗ «Искра» за 2003-2004 годы
Наименование показателя |
2003 год |
2004 год |
Изменение |
Образовательный состав: |
|
|
|
неполное среднее, % |
1 |
1 |
- |
общее среднее, % |
2 |
1 |
-1 |
среднеспециальное, % |
5 |
1 |
-4 |
незаконченное высшее, % |
7 |
5 |
-2 |
Высшее, % |
85 |
92 |
+7 |
Возрастной состав, % |
|
|
|
до 18 лет |
- |
- |
- |
18-25 лет |
- |
- |
- |
26-36 лет |
10 |
9 |
-1 |
37-50 лет |
45 |
52 |
+7 |
свыше 50 лет |
45 |
39 |
-6 |
Средний возраст работающих, лет |
40 |
40 |
- |
Структура персонала по полу, % |
|
|
|
женщины |
85 |
90 |
+5 |
мужчины |
15 |
10 |
-5 |
Распределение по стажу, % |
|
|
|
до 1 года |
3 |
3 |
- |
1-3 года |
2 |
2 |
- |
3-5 лет |
10 |
11 |
+1 |
5-10 лет |
15 |
9 |
-6 |
свыше 10 лет |
70 |
75 |
+5 |
Более наглядно данные таблицы 3 отражены на рисунке ниже.
Рис. 4. Динамика структуры персонала ФГУП НМЗ «Искра» за 2003-2004 годы по образовательному составу
Список литературы
1) Информатика: Учебник. – 3 изд., переаб./ под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000
2) Экономическая информатика: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Евдокимова. _ Спб: Питер, 1997
3) Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник. – Спб.: Специальная литература, 1998
4) Коуров Л.В. Информационные технологи. – Минск: Амалфея, 2000
5) Компьютерные технологии обработки информации/ Под ред. С.В. Назарова. _ М.: Финансы и статистика, 1995
6) Введение в информационный бизнес; Учеб. пособ. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1997
7) Муртазин Э.В. Интернет: Учебник. – М.: ДМК, 1999
8) Основы современных компьютерных технологий: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Хомоненко. – Спб.: Корона принт, 1998
9) Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. – Спб.: Питер, 1997
10) Компьютерные сети. Принципы, технологи, протоколы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – Спб.: Питер, 1999