Содержание


1. Составление подборки документов  по  правовой проблеме. 3

1.1. Обзор новшеств  Технологии Консультант Плюс 3000. 3

1.2. Составление подборок документов с помощью единого тематического классификатора. 3

1.3. Анализ подборки документов с помощью дерева- списка. 5

1.4. Универсальный поиск по подобранному  тексту. 6

2. Построение диаграмм в Excel 8

Список литературы.. 15


1. Составление подборки документов  по  правовой проблеме

1.1. Обзор новшеств  Технологии Консультант Плюс 3000


В практике специалистов, работающих с правовой информацией, часто возникают такие вопросы и ситуации, для разрешения которых необходимо оценить состояние правовой проблемы, проанализировать различные варианты действий и принять оптимальное решение. В таких случаях, чтобы досконально разобраться в ситуации, целесообразно изучить целый ряд документов: правовых актов, комментариев к ним, ознакомиться с судебной практикой или получить бухгалтерскую консультацию [4,с . 189].

Таким образом, при работе со справочными правовыми системами специалисту очень часто приходится искать различную информацию по определенному вопросу, чтобы составить подборку документов.

С появлением новой Технологии 3000 - разработки компании "Консультант Плюс", возможности составления подборки документов и анализа правовой проблемы в системе КонсультантПлюс существенно расширены. Теперь пользователь может выбрать различные способы подбора документов по теме, в зависимости от тех задач, которые перед ним стоят. Рассмотрим один из них - составление подборки документов с помощью единого тематического классификатора. Этот способ позволяет получить наиболее полный список документов по интересующей проблеме.

 

1.2. Составление подборок документов с помощью единого тематического классификатора

В системе КонсультантПлюс документы классифицируются на основе Классификатора правовых актов, разработанного специалистами компании "Консультант Плюс" совместно с Правовым управлением Администрации Президента РФ и одобренного Указом Президента РФ. Классификатор расположен в поле "Тематика" карточки поиска. В Технологии 3000 единый тематический классификатор - мощное средство поиска по единому информационному массиву, которое позволяет сразу, в результате одного запроса, получить подборку документов из разных разделов и информационных банков.

Классификатор имеет 5 уровней вложенности, на которых в сумме расположено почти 2,5 тысячи рубрик. Очевидно, что при такой структуре классификатора необходим специальный поисковый инструмент для выбора рубрик. Этим инструментом является фильтр, благодаря которому процесс поиска нужной рубрики в Классификаторе происходит значительно быстрее. Набрав в строке фильтра искомое значение, получаем те рубрики, которые соответствуют заданному условию.

Например, пользователю необходимо получить из системы подборку принятых в 2003 году документов о представлении годовой бухгалтерской отчетности. В строке фильтра поля "Тематика" наберем "год и "отчетн", в окне словаря появится значение "Квартальная и годовая бухгалтерская отчетность". Уточним запрос с помощью поля "Дата" указав "позже 01.01.2003". В результате запроса получим подборку, которая включает нормативные акты по данному вопросу, финансовые консультации по этой тематике (ответы на актуальные вопросы сотрудников МНС, Минфина России, экспертов, а также схемы отражения операций в бухгалтерском учете и статьи из бухгалтерской прессы), и материалы судебной практики [3, с. 190].

Если подборка очень большая, то запрос легко уточнить, используя другие поля карточки поиска. Таким образом, применение Классификатора позволяет быстро получить подборку документов по проблеме и уточнять ее в случае необходимости по самым разным признакам.

С появлением новой Технологии 3000 - разработки компании "Консультант Плюс", возможности составления подборки документов и анализа правовой проблемы в системе КонсультантПлюс существенно расширены. Теперь пользователь может выбрать различные способы подбора документов по теме, в зависимости от тех задач, которые перед ним стоят. Рассмотрим один из них - составление подборки документов с помощью единого тематического классификатора. Этот способ позволяет получить наиболее полный список документов по интересующей проблеме.

 

1.3. Анализ подборки документов с помощью дерева- списка

Любая работа над документами начинается с просмотра полученной в результате поиска подборки и ее анализа. Реализованные в Технологии Консультант Плюс 3000 средства представления подборки документов позволяют значительно сэкономить время пользователя.

Подборка документов представлена в виде структурированного списка (дерева-списка). Список состоит из двух частей - в левой части списка приводится наименование разделов и информационных банков, в которых найдены документы. Причем для каждого информационного банка указывается количество найденных документов. Это дает возможность специалисту сразу оценить состояние вопроса. Например, преобладание судебных актов может свидетельствовать о сложности проблемы и неоднозначности трактовок законодательства, следовательно, применение нормативных документов требует особого внимания и более тщательного анализа.

В правой части списка - перечень документов, найденных по запросу, причем документы структурированы по информационным банкам. Для просмотра документов из конкретного информационного банка надо просто щелкнуть мышью по соответствующей ветви дерева-списка слева. Дерево-список позволяет осуществлять ряд операций над полученным списком, например, распечатать его, занести документы в папку.

Составление одной-двух подборок документов позволяет наглядно убедиться в удобстве работы со структурированным списком. Ни в какое сравнение с деревом-списком не идет, например, общий список, в котором различные типы правовой информации представлены вместе, и приходится тратить немало времени, чтобы выделить нужную группу документов. Очевидно, что в общем списке теряется цельность подборки, быстрота переходов, наглядность - то есть все то, что обеспечивает Технология 3000.

Кроме того, в Технологии 3000 реализованы удобные инструменты для быстрого уточнения полученных списков (кнопка "Уточнить" в пиктографическом меню). Уточнение списков возможно практически по всем полям карточки поиска: по тематике, принявшему органу, виду документа, дате и т.п. [7, с. 17].

Новые инструменты для работы с правовой информацией не ограничиваются получением списка и его анализом. В рамках Технологии Консультант Плюс 3000 предлагаются и новые средства работы с текстами полученных документов.

 

1.4. Универсальный поиск по подобранному  тексту

Средства навигации по тексту являются развитым и востребованным пользователями инструментом в системе КонсультантПлюс. Например, поиск по тексту позволяет найти не только интересующее слово, но и встречающееся в тексте выражение любой сложности.

Рассмотрим новое свойство единого тематического классификатора, которое позволяет при поиске по тематике попадать не в начало большого документа, а в конкретное место, относящееся к выбранной пользователем рубрике. Это стало возможным благодаря классификации по структурным единицам документа (разделу, главе, статье и т.п.), что особенно важно для работы с объемными документами, которые зачастую регулируют множество вопросов из нескольких отраслей права.

Выбрав нужную тему в классификаторе и перейдя к документам, мы сразу попадаем на фрагмент, в котором раскрывается заданная тема. Наименование темы отражается в окне универсального поиска по тексту, расположенном над самим текстом документа. Если нужных фрагментов несколько, то кнопка "Найти" в окне универсального поиска по тексту позволит быстро переходить к другим фрагментам.

Пример. Необходимо получить информацию об особенностях исчисления налога на доходы физических лиц из Налогового кодекса РФ. Выбрав в карточке поиска из тематического классификатора рубрику "Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц", в рубрике "Вид документа" - "кодекс", построим подборку документов. Подборка содержит вторую часть Налогового кодекса РФ. При первом вхождении в этот объемный документ пользователь сразу попадет в статью 210 "Налоговая база" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Универсальный поиск по тексту позволяет с помощью кнопки "Искать" быстро перейти в другую статью 211 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме". Таким образом, можно просмотреть и все другие статьи, касающиеся заданной рубрики, причем фрагменты текста, имеющие отношение к выбранным рубрикам, отмечены специальным символом - точкой на полях.

Также благодаря классификации по структурным единицам, реализованным в Технологии Консультант Плюс 3000, пользователь, попадая в необходимый фрагмент документа, может прочитать его в контексте документа. Таким образом, сохраняется целостность документа, и пользователь не рискует неправильно истолковать данный фрагмент (что наверняка могло бы случиться, если бы пользователь получал вырванные из контекста фрагменты).

2. Построение диаграмм в Excel


Excel 2000 выходит на рынок в то время, когда корпорации сталкиваются со значительными изменениями в подходе к использованию данных. Например, создание складов данных открывает перед всеми сотрудниками возможность доступа к корпоративной информации через сеть. Отделы информационных технологий ищут средства, которые бы избавили их от подготовки отчетов, а пользователи все чаще применяют Excel в качестве клиентского интерфейса для работы с самыми разнообразными данными. Учитывая эти тенденции, Microsoft при разработке Excel 2000 преследовала три главные цели:

Сотрудничество и совместное использование информации в Интернете. Excel 2000 предлагает совершенно новый стиль работы, соединяющий базовые инструменты повышения производительности с возможностями Интернета. Такое сочетание намного упрощает процесс обмена информацией и совместной работы над проектами. В то же время интеграция с глобальной информационной сетью облегчает доступ к данным, поскольку с помощью обозревателя их может получить любой пользователь. Excel 2000 представляет собой лучшее средство обработки табличных данных в Интернете и открывает превосходные возможности их создания, публикации, просмотра и анализа в информационных сетях.

Богатый аналитический инструментарий для принятия оптимальных решений. Корпорации все чаще выбирают Excel в качестве клиентского компонента корпоративных систем подготовки отчетов. Excel 2000 значительно облегчает применение интрасети компании для доступа к важнейшей деловой информации и предлагает новаторские средства анализа, которые помогают принимать более удачные и своевременные решения.

Простота использования программного обеспечения. Excel 2000 обеспечивает новый уровень гибкости и интеллектуальности, позволяя пользователям и организациям быстро приступить к работе, избежать препятствий и добиться отличных результатов при более низком расходе ресурсов.

Диаграмма - форма графического представления числовых данных. Существует несколько типов диаграмм, например, линейный график, круговая диаграмма, столбиковая диаграмма и т.д. Диаграмма может быть размещена или в рабочем листе или в отдельном листе диаграмм. [7, c.25]

Перед построением диаграмм следует выделить те ячейки, по данным которых будет построена диаграмма. Далее следует вызвать мастер диаграмм. Для этого можно использовать команду «Диаграмма» подменю «Вставка».

В Excel 7.0 необходимо начертить курсором мыши область, в которой будет построена диаграмма.

После запуска мастер диаграмм выведет на экран последовательно несколько диалоговых окон, в которых пользователь определяет характеристики диаграммы:

На первом шаге можно уточнить диапазон ячеек, в которых хранятся данные для диаграммы. Если до вызова мастера пользователь выделил область, то данный этап можно пропустить. Для перехода к следующему этапу (шагу) следует нажать на кнопку «Далее».

На втором этапе необходимо выбрать тип диаграммы в списке возможных типов. Существуют типы: с областями, линейчатая, гистограмма, график, круговая, кольцевая, лепестковая, точечная, смешанная, поверхность и т.д. Некоторые диаграммы можно выбрать плоскими или объемными. После выбора диаграммы следует нажать на кнопку «Далее». [7, c.25]

На третьем этапе можно выбрать вид диаграммы. Например, существует несколько видов круговых диаграмм.

На четвертом шаге можно изменить местоположение данных: в строках или столбцах.

На пятом шаге к диаграмме добавляется легенда (описание данных), название диаграммы и осей координат.

Получаемый результат можно увидеть в области «Образец» в диалоговых окнах мастера диаграмм. При необходимости можно вернуться к предыдущем этапам мастера, нажимая на кнопку «Назад». Построить диаграмму досрочно можно нажатием кнопки «Готово», а отменить построение - кнопки «Отмена».

Готовую диаграмму можно изменить в любой момент времени, выполнив специальные команды: Вначале двойным щелчком левой кнопки на объекте (всей диаграммы или ее определенной части) фиксируют выбор объекта (он должен стать окружен черной рамкой с квадратами в углах). Далее на выбранном объекте нажимают правую кнопку и вызывают на экран контекстно-зависимое меню. В этом меню следует выбрать нужную команду, например, изменить тип диаграммы. Также можно менять шрифты, цвета, данные и т.д.

Для удаления диаграммы следует ее выделить и нажать на клавишу «Delete».

Приведем пример построения диаграмм в Excel.

ПРИМЕР 1

В таблице 1  представлены данные об обеспеченности  трудовыми ресурсами салона красоты «Диво» в 2002-2003 годах

Таблица 1

Обеспеченность трудовыми ресурсами  салона красоты «Диво» в 2003 году

Категория персонала

2002 год, чел

Структура, %

ВСЕГО

13

100,00

В том числе:



Руководители

3

23,1

Специалисты

9

69,2

Рабочие

1

7,7

        

Как видно из таблицы 1,  наибольшую долю в структуре трудовых ресурсов предприятия занимают специалисты (69,2 %) .

На рисунке 1 отражена  структура  трудовых ресурсов организации.


Рис. 1. Структура трудовых ресурсов салона красоты «Диво» в 2003 году


ПРИМЕР 2

В таблице 2 отражен анализ  движения  рабочей силы.

Таблица 2

Анализ  движения рабочей силы в ФГУП НМЗ «Искра»

№п/п

Показатель

2002

2003

2004

Динамика

Темп изменения, %

2003 к 2002

2004 к 2003

2003 к 2002

2004 к 2003

1

Среднесписочная численность, чел.

400

469

460

69

-9

117,25

98,08

2

Принято на предприятие, чел.

40

45

42

5

-3

112,50

93,33

3

Выбыло с предприятия, чел.

60

62

61

2

-1

103,33

98,39

4

В том числе на учебу, чел

2

2

2

0

0

100,00

100,00

5

на вооруженные силы, чел.

2

3

3

1

0

150,00

100,00

6

на пенсию и другие причины, предусмотренные законом, чел

11

13

14

2

1

118,18

107,69

7

По собственному желанию, чел

48

49

57

1

8

102,08

116,33

8

За нарушение дисциплины, чел.

1

3

2

2

-1

300,00

66,67

9

Коэффициент оборачиваемости  по выбытию

0,15

0,13

0,13

0

0

88,13

100,31

10

Коэффициент оборачиваемости по  приему

0,10

0,10

0,09

0

0

95,95

95,16

11

Коэффициент текучести

0,12

0,11

0,13

-0,01

0

90,51

115,68

        

         Как видно из таблицы 2, в 2003 году среднесписочная численность работающих на предприятии выросла по сравнению с 2002 годом на 69 человек, а 2004 году уменьшилась на 9 человек.



Рис. 2. Динамика среднесписочной численности работающих ФГУП НМЗ «Искра»  в 2002-2004 годах


Рис. 3. Движение численности работающих в ФГУП НМЗ «Искра» в 2002-2004 годах


Как видно из рисунка 3,  в 2003 году выросло количество принятых на предприятии с 40 до 45 человек, и количество выбывших с 60 до 62 человек. В 2004 году количество прибывших снизилось с  45 до 42 человек. Количество выбывших упало с 62 до 61 человек.


ПРИМЕР 3

В таблице 3 представлены более частные показатели  анализа  использования ФГУП НМЗ «Искра» за 2003-2004 годы

Таблица 3

Система кадровых показателей в ФГУП НМЗ «Искра» за 2003-2004 годы


Наименование показателя

2003 год

2004 год

 Изменение

Образовательный состав:




неполное среднее, %

1

1

-

общее среднее, %

2

1

-1

среднеспециальное, %

5

1

-4

незаконченное высшее, %

7

5

-2

Высшее, %

85

92

+7

Возрастной состав, %




до 18 лет

-

-

-

18-25 лет

-

-

-

26-36 лет

10

9

-1

37-50 лет

45

52

+7

свыше 50 лет

45

39

-6

Средний возраст работающих, лет

40

40

-

Структура персонала по полу, %




женщины

85

90

+5

мужчины

15

10

-5

Распределение по стажу, %




до 1 года

3

3

-

1-3 года

2

2

-

3-5 лет

10

11

+1

5-10 лет

15

9

-6

свыше 10 лет

70

75

+5


Более наглядно данные таблицы 3 отражены на рисунке ниже.



Рис. 4. Динамика структуры персонала ФГУП НМЗ «Искра» за 2003-2004 годы по образовательному составу


Список литературы


1)    Информатика: Учебник. – 3 изд., переаб./ под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000

2)    Экономическая информатика: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Евдокимова. _ Спб: Питер, 1997

3)    Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник. – Спб.: Специальная литература, 1998

4)    Коуров Л.В. Информационные технологи. – Минск:  Амалфея, 2000

5)    Компьютерные технологии обработки информации/ Под ред.  С.В. Назарова. _ М.: Финансы и статистика, 1995

6)    Введение в информационный бизнес; Учеб. пособ. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1997

7)    Муртазин Э.В. Интернет: Учебник. – М.: ДМК, 1999

8)    Основы современных компьютерных технологий: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Хомоненко. – Спб.: Корона принт, 1998

9)    Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. – Спб.: Питер, 1997

10)                      Компьютерные сети. Принципы, технологи, протоколы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – Спб.: Питер, 1999