Содержание

 

Введение. 3

1. Основные моменты жизни Лжедмитрия II 4

2. Предпосылки и причины смуты.. 7

3. Деятельность Лжедмитрия II 15

4. Роль Лжедмитрия II в развитии государства, его заслуги. 28

Заключение. 35

Список литературы.. 38

Введение


ЛЖЕДМИТРИЙ II (ум. 1610, Калуга) - самозванец. Настоящее имя и происхождение неизвестны. В Стародубе-Северском он объявил себя. спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем. Вскоре вокруг Лжедмитрий II собралось войско, основу которого составили польские отряды и казаки. В июле 1607 Лжедмитрий II пошел на Русь с войсками, которые не верили, что их ведет действительно царь, и лишь использовали самозванца для военного счастья и добычи. При Волхове Лжедмитрий II разбил царское войско и обосновался в подмосковном с. Тушине, куда к нему стекались рус. и польские авантюристы. В 1608 Марина Мнишек признала Лжедмитрия II своим мужем. Василий Иванович Шуйский не имел ни средств, ни людей для успешной борьбы с "Тушинским вором", как прозвали Лжедмитрия II. С помощью польских отрядов Лжедмитрий II удалось установить свою власть в более чем 20 северных городах, среди которых Суздаль, Владимир, Ярославль, Вологда. Бесчинства и грабежи на захваченных территориях вызвали мощные восстания. М.В. Скопин-Шуйский в 1609 с помощью шведов очистил сев.-запад России от военных формирований Лжедмитрий II. Начавшийся поход в Россию Сигизмунда III завершил распад лагеря Лжедмитрия II в Тушине. Самозванец бежал в Калугу. В 1610 Войско Шуйского было разгромлено польским гетманом Жолкевским у д. "Клушино. Узнав об этом, Лжедмитрий II снова двинулся к Москве, но менее чем через мес. был вынужден бежать с остатками своего войска в Калугу. Был убит из мести одним из служилых людей.

Цель работы – изучить одного из исторических деятелей - Лжедмитрия II.

Задачи работы – рассмотреть основные моменты жизни Лжедмитрия II, определить роль его деятельности в истории России.

1. Основные моменты жизни Лжедмитрия II


Самозванец неизвестного происхождения. С 1607 года выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I).

Первоначально Лжедмитрий надеялся на то, что Москву возьмут войска И.И. Болотникова, однако существенной помощи ему не оказал. К началу 1608 года в районе Орла собрал армию, основу которой составили остатки разгромленного войска Болотникова и польские наемники.

Разбив 11 мая 1608 года близ г.Болхова (известен с XIIIв., современная Орловская область) правительственное войско под предводительством Д.И.Шуйского и Василия Голицина, самозванец спешно двинулся к Москве. Города Козельск, Калуга, Можайск и Звенигород сдались ему почти без боя. 1 июня Лжедмитрий вышел к Москве-реке.

Царские воеводы, караулившие самозванца на Тверской дороге, упустили его и 4 июня на рассвете были наголову разбиты.

Самозванец поспешно двинулся по Волоколамской дороге и ночью достиг с.Тушина (с 1960г. в черте Москвы), где укрепил лагерь. М.В.Скопин-Шуйский и Иван Романов с войском встали напротив Тушина - на        Ходынке.

В.И. Шуйский заключил с польским королем Сигизмундом договор о выводе из России в Польшу захваченных ранее польских послов и знатных поляков, в том числе и воеводы Юрия Мнишека с дочерью Мариной, которые жили в Ярославле.

Князь Владимир Долгорукий с тысячным отрядом охраны спешно повез их на запад через Углич и Тверь.

Однако по дороге отряд был перехвачен поляками, посланными из Тушина.

Марина Мнишек оказалась в лагере самозванца, в котором Марина «признала» якобы своего чудесным образом спасшегося мужа (первого Лжедмитрия), что значительно укрепило позиции нового самозванца.

В сентябре 1608 года поляки подступили к стенам Троице-Сергиева монастыря, который выдержал осаду до весны 1609 года.

В середине зимы 1609 года в тушинском стане усилились раздоры. Множество сброда, привлеченного к самозванцу надеждами на разбой и поживу, не желало подчиняться кому-либо.

От самозванца отошли Галич, Кострома, Вологда, Белоозеро, Городец, Кашин и другие, Новгород отбил наступление посланной Лжедмитрием рати. Однако положение царя Шуйского оставалось тяжелым.

Чтобы переломить ситуацию, В.И.Шуйский пошел на крайнюю меру - обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX, который был врагом Польши.

Шведы выставили условием отказ России от Ливонии и Корелы, но эти условия пришлось принять.

Шведские войска и наемники прибыли к Новгороду весной 1609 года. Это позволило М.Скопину-Шуйскому предпринять более решительные действия против самозванца и, в частности, оказать помощь Троице-Сергиеву монастырю.

Летом 1609 года польский король Сигизмунд III с тридцатитысячным войском двинулся в пределы Московского государства, мотивируя это тем, что он идет не для пролития христианской крови, а для установления мира и порядка.

В действительности же он хотел, пользуясь смутой, посадить на престол королевича Владислава, захватить Смоленск и Северские земли. 21 сентября 1609 года Сигизмунд III подошел к Смоленску, который приготовился к осаде, жители сами сожгли окружающий кремль посад и укрылись за стенами крепости.

Лжедмитрий II послал к Сигузмунду послов, но поддержки и помощи не получил.

Не оправдал надежд Лжедмитрия и плененный в Ростове митрополит Филарет (Федор Романов), которого в Тушинском лагере нарекли патриархом. Потеряв всякую опору в лагере, в конце декабря 1609 г. Лжедмитрий II тайно бежал в Калугу.

Марина Мнишек, оставшись в лагере, не смирилась с крушением надежд на возврат престола и пыталась подговорить поляков и казаков на продолжение борьбы.

Но разлад среди союзников привел к кровавым стычкам и 15 марта 1610 года гетман Рожинский велел зажечь стан и распустил войско.

В августе 1610 года Лжедмитрий II сделал новую попытку захватить Москву, но был отбит у Коломны.

11 декабря 1610 года был убит на охоте под Калугой предавшим его касимовским татарином Петром Урусовым[1].



2. Предпосылки и причины смуты


На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре.

Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся.

Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений.

Положение холопов «полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства.

Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами.

Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери.

Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего»[2].

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и бесприкословно подчинялось своим «природным государям».

Но когда династии прекратились и государство оказалось «ничьим», земля растерялась и пришла в брожение.

Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной».

По смерти бездетного царя Федора Иоановича (в январе 1598г) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество.

Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова.

Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на высочайший престол Российского государства.

Был созван земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича.

Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю «выскочке», потомку татарского мурзы на русском престоле.

С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность; опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр; в 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья Романовы, из которых самый способный и популярный, Федор Никитич, был подстрижен в монахи (под именем Филарета).

В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу.

При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск).

Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными.

В 1601г. случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года.

В результате - голод и мор. Царь хотел помочь раздачей хлеба из казны новыми каменными постройками в Московском Кремле, в частности тогда была построена знаменитая кремлевская колокольня Ивана Великого, однако этих мер было недостаточно.

 Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников.

Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства - Северская украйна, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии называли Расстригой.

Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года Лжедимитрий вошел в Московские поределы; издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича от злодейских умыслов Бориса Годунова и он призывает е население принять его как законного наследника русского престола.

Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем.

Население Северной Украины переходило на сторону претендента на московский престол, и города отворяли ему свои ворота. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Царь Бориc послал против мятежников большое войско, но в его войске была «шатость» и «недоумение», - не идут ли они против законного царя?.

А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису, вели военные операции вяло и нерешительно.

В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия)[3].

Новый царь оказался деятельными энергичным правителем, уверенно сидевшем на прародительском престоле.

Дипломатических отношениях с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции.

Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.

Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие.

Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедимитрия тотчас после его воцарения; он  был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.

В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский «был не скажем избран, но выкрикнут царем»[4].

Новый царь разослал грамоты по всему государству, в которых обличал самозванца и еретика Расстригу, обманувшего русский народ.

При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной.

Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова.

Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания.

«С осени 1606г. в государстве открылась кровавая смута, в которой приняли участия все сословия московского общества, восстав одно на другое»[5]. Города Северской Украины поднялись под начальством воеводы князя Шаховского (которого современники потом называли «всей крови заводчиком»), а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший холоп, Иван Болотников.

Он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывал их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, частью, чтобы отомстить своим угнетателям, частью «ради получения скороприбытного и беструдного богатства», по выражению современника.

В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова.

В Поволжье поднялась мордва и другие недавно покоренные народы с целью освободиться от русской власти.

Болотников с огромным скопищем «воровских людей» подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и тульские служивые люди; но когда последние поближе познакомились со своим союзником, с его «программой» и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от «воров» и принесли повинную царю Василию.

Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться; вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго Лжедмитрия.

Он был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским правительством и своим положением и все, кто стремился устроить свою карьеру или приобрести «беструдное богатство».

Под знаменами самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся за счет неразумных и метущихся в междоусобии «русаков». Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия.

Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: «Тушинский вор»).

Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх; таковым стал (как говорят современники по принуждению) митрополит Ростовский Филарет - бывший боярин Федор Никитович Романов.

В тушинский лагерь пришло из Москвы немало князей и бояр, хотя они знали, конечно, что они идут служить явному обманщику и                самозванцу.

Одной из светлых страниц этого времени была знаменитая успешная защита Троице-Сергиева, осажденного поляками, литовцами и русскими ворами (с сентября 1608г. до января1610г.

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему вспомогательный отряд войска.

Во главе московского войск стал в это время молодой талантливый племянник царя Василия - князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России двинулся к Москве.

Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство короля польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Щвецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В сентябре 1609г. он перешел с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск.

В своих обращениях к русскому населению король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном Московском государстве.

Приближение Скопина Шуйского и ссоры с поляками заставили Тушинского вора осенью 1609г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610г. договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.  В марте 1610 г. тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями, которые разошлись в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в освобожденную Москву. Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под командой гетмана Жолкевского; при с. Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско, бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве.

С другой стороны к Москве подходил из Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи[6].

3. Деятельность Лжедмитрия II


Василий Иоаннович Шуйский царствовал с 19 мая 1606 года  по  19  июля

1610 года. Обманом подготовилось его царствование: «в роковую ночь на 17 мая, многие», говорит  С.М.  Соловьев,  были  за  Лжедмитрия;  многие взялись за оружие при известии, что поляки бьют царя, прибежали в Кремль спасать любимого государя и видят его труп, обезображенный и  поруганный не поляками, а русскими; слышат, что убитый царь был обманщик; но слышат это от таких людей, которые за минуту перед  тем  обманули  их,  призвав вовсе не на то дело 17 и 18  мая  сторонники  Шуйского  ликовали;  но  в храмах не смели петь благодарственных молебнов, масса московских жителей заперлась в своих домах и на ликования приверженцев В. Шуйского отвечала молчанием. В эти же дни обнародованы мнимые показания Бучинских, поляков кальвинистов, приближенных названного Димитрия - показания, которые  уже Карамзин  признал  вымученными  или  вымышленными. 

По  этим  показаниям названный Димитрий будто бы хотел избить всех бояр и обратить русских  в латинство  и   лютеранскую   веру.   Карамзин,   признавая   легкомыслие самозванца, видел ясное измышление в этой нелепости. Двое из бояр, князь В. И. Шуйский и князь В. В. Голицын,  добивались  престола;  но  сторона Шуйского взяла перевес.  Избрание  царя  предстояло  совершить  Земскому собору. Борис Годунов не побоялся созвать Земский собор.  За  него  были патриарх и  консервативное  большинство,  боявшееся  неурядиц.  Годунова знала вся Восточная Русь, как умного, хорошего  правителя.  За  Шуйского стояла только незначительная, но решительная партия в  Москве  и  весьма значительная в Новгороде; но в остальной  России  его  не  знали,  а  во Пскове ненавистно было самое название его фамилии, так как еще живо было предание о жестокостях и корыстолюбии его деда, князя Андрея, наместника во время малолетства Грозного. Поэтому Шуйский, как заметил Соловьев, не мог, подобно Годунову, и решиться на созвание Земского собора,  который, по всем вероятиям, его и не выбрал бы. И действительно, люди,  боявшиеся смуты,  требовали,  чтобы  на  место  низверженного  патриарха  Игнатия, приверженца названного  Димитрия,  выбрали  нового  патриарха,  которого думали,  до  избрания  законным  порядком  царя,  поставить   во   главе временного правительства. Но этого то и боялся Шуйский; его  приверженцы 19 мая кричали на Красной площади, что  царь  нужнее  патриарха,  в  чем никто не сомневался; думали только, что  нужен  царь  законно  избранный Земским собором. Приверженцы Шуйского перекричали, и он  был  избран  на Престол. В записи, данной боярам, В. И. говорил, что он целовал крест на том, чтобы без суда с боярами - бояр, гостей и торговых людей смертию не казнить и у семейств их имений не отнимать.

О земском строе в записи нет ни слова, зато велеречиво выставлено  происхождение  Шуйских  от  Кесаря Августа через Рюрика до прародителя их Александра  Ярославича  Невского.

Это происхождение от  Невского  давало  Шуйскому  перевес  над  Василием Васильевичем  Голицыным,  происхождение  которого  от  дочери   Донского забыли, а происхождение его от Гедимина для русских не  имело  значения.

Басня же о происхождении от Августа, сочиненная книжниками, по тщеславию была усвоена всеми потомками  св.  Владимира.  -  Все  хитрости  Василия Шуйского не могли  укрыться  от  москвичей,  и  потому  их  должна  была поразить окружная грамота царя, в которой он уверял, что его просили  на престол митрополиты, архиепископы, епископы  и  весь  освященный  собор, также  бояре,  дворяне,  дети  боярские  и   всякие   люди   Московского государства.

Вслед за грамотою царя послана была грамота от московских бояр, дворян и детей боярских, которая объясняла переворот в ночь на 17 мая и говорила, что царевич Димитрий подлинно умер и  погребен  в  Угличе,  ссылаясь  на свидетельство матери и дядей царевича; на престол же сел Гришка Отрепьев. Мать  царевича,  инокиня  Марфа,  в  особой грамоте каялась, что она из страха признала самозванца за сына. По городам и всюду, куда проникали эти  грамоты,  умы волновались; все в  недоумении  спрашивали:  как  могло  случиться,  что Гришка  Отрепьев  прельстил  чернокнижеством  и  мать  царевича  и  всех московских  правителей?  Каким  образом  Москва,  недавно   радовавшаяся спасению царевича Димитрия,  теперь  извещает,  что  на  престоле  сидел чернокнижник, вор и самозванец, а не царевич?

- «Так настало  для  всего государства, говорит Соловьев, омрачение,  произведенное  духом  лжи, произведенное делом темным и нечистым,  тайком  от  земли  совершенным».

Вдобавок пошли немедленно слухи о спасении царя Димитрия в  ночь  на  17 мая. Царь В., чтобы отклонить грозившую беду, велел с большим торжеством перенести тело царевича Димитрия из Углича в Москву,  где  и  причислили царевича к лику святых. Но и  это  не  подействовало:  опасные  слухи  о спасении царя не только не прекратились, но еще усилились.  Уже  17  мая Михаил Молчанов, один из убийц Федора  Годунова,  скрылся  из  Москвы  в Литву, и на пути, близ Москвы, распускал слух,  что  царь  спасся,  а  в отдаленных местах - что он сам царь  Димитрий,  спасающийся  из  Москвы; москвичи же, вместо него, убили другого человека. В то  же  время  князь Шаховской похитил государственную печать, чтобы произвести новую  смуту. Царь В., против воли своей, конечно, помог  его  намерению,  сослав  его воеводою  в  Путивль  за  преданность  названному  Димитрию.   Шаховской взволновал  Северскую  область,  объявив,  что  царь  Димитрий  жив;   в Чернигове то же сделал князь Телятевский. В Москве на домах богатых бояр и иностранцев  появились  надписи,  что  царь  отдает  народу  эти  дома изменников. Рознь в среде боярства усиливалась с  каждым  часом.  Боярин Петр Никитич Шереметев составлял заговор с целью  свергнуть  царя  В.  в пользу князя Мстиславского, за что  и  сослан  был  воеводою  во  Псков.

Опасаясь  излишних  толков  и  волнений  по  поводу   мнимого   спасения названного Димитрия, царь В. выслал из Москвы  в  города  большую  часть поляков, а некоторых и совсем освободил. При  таких  обстоятельствах,  в Новгород-Северской Украйне, при князе Шаховском, явился Болотников,  как посланный царем Димитрием. Этот бывалый человек,  одаренный  недюжинными военными  способностями,  умом,  смелостью  и  отвагою,  познакомился  в Самборе с Молчановым, который разыграл перед ним  роль  спасенного  царя Димитрия и отправил с письмом к князю Шаховскому,  назначив  Болотникова воеводою. Болотников призвал к оружию холопов, обещая им волю и  почести под знаменами Димитрия. -  Горючего  материала  была  такая  масса,  что громадный пожар не замедлил вспыхнуть: крестьяне поднялись на помещиков, подчиненные  против  начальников,  бедные  на  богатых.  «Все»,  говорит Костомаров «делалось именем Димитрия». В городах заволновались посадские люди, в уездах крестьяне; поднялись стрельцы, казаки. У дворян  и  детей боярских зашевелилась зависть к высшим чинам -  стольникам,  окольничим, боярам; у мелких промышленников и торговцев - к богатым гостям. Воевод и дьяков вязали и отправляли  в  Путивль;  холопы  разоряли  дома  господ, убивали мужчин, насиловали женщин и девиц. В Москве умножились подметные письма, призывающие народ восстать на царя В.  за  истинного,  законного государя Димитрия Ивановича. - Царь В. счел эти письма  делом  дьяков  и велел сличать руки; но виновных не нашли, а дьяков напугали и оскорбили.

Царь Василий выслал против Болотникова князя Трубецкого, который  и  был разбит на голову под Кромами. Мятеж, после  победы  Болотникова,  принял огромные размеры. Дворянин Истома Пашков возмутил Тулу, Венев и  Каширу; воевода Сунбулов и дворянин Прокофий Ляпунов  подняли  Рязанскую  землю.

Прокофий Ляпунов был  истый  рязанец,  отважный,  с  огромной  энергией, которая  искала  выхода.  В  его  лице  выступает,  в  противоположность Болотникову, типическая личность другой партии: насколько Болотников был представителем простонародья, настолько же  Ляпунов  был  представителем дворян, детей боярских и вообще людей зажиточных.  В  пределах  нынешних губерний Орловской,  Калужской,  Смоленской  двадцать  городов  восстали против царя Василия; в Нижегородской области поднялась мордва: в Вятской области чиновника, посланного царем  В.  для  набора  войска,  встретили бранью;  в  Астрахани  отложился  воевода  князь   Хворостин.   Как   ни противоположны были  стремления  Болотникова,  Ляпунова  и  Пашкова,  но сначала они  действовали  вместе.  Болотников  еще  раз  разбил  царские войска, уже под начальством князя Мстиславского, при селе Троицком, в 70 верстах от Москвы, и стал в селе Коломенском; но далее Ляпунов, Пашков и Болотников не могли действовать вместе.  Ляпунов  и  Сунбулов,  опасаясь торжества Болотникова, а следовательно простонародья, перешли на сторону царя В. Царь В. пытался склонить  на  свою  сторону  и  Болотникова,  но последний не прельстился обещаниями и ответил: «Я даль  душу  свою  царю Димитрию и сдержу клятву; буду в Москве не изменником, а победителем».

Против Болотникова  выступил  князь  Михаил  Васильевич  Скопин-Шуйский, племянник царя, и при  деревне  Котлах  разбил  Болотникова,  благодаря, однако, только переходу Пашкова, во время самого боя,  на  сторону  царя Василия. После того Болотников засел в Калуге, а затем перешел  в  Тулу.

Против Тулы отправился сам царь  В.  Стотысячная  рать  обступила  Тулу.

Болотников отбивался с обычным искусством и отвагою,  пока  не  затопили Тулу, загородив реку Упу плотиною. Тула сдалась 10  октября  1607  года.

Царь В. обещал Болотникову помилование, но не сдержал слова: Болотникова утопили в Каргополе. Илейку, назвавшегося Петром, сыном царя Феодора,  и находившегося в Туле при Шаховском,  казнили  в  Москве,  также  вопреки обещанию  даровать  жизнь.  Наказание  князя  Шаховского,   всей   крови заводчика - по выражению летописца, явного врага Шуйского, -  ограничено было ссылкою на Кубенское озеро. В это время в Стародубе явился человек, назвавший себя царем Димитрием. Кто был этот второй самозванец  -  также неизвестно, как и кто был первый. Около него собрались польские  паны  с дружинами; значительнее всех  были  лихой  наездник  Лисовский  и  князь Рожинский; последний, с дружиною в  четыре  тысячи  человек,  прибыл  ко второму названному Димитрию уже  на  пути.  Вслед  за  Рожинским  атаман Заруцкий привел  пять  тысяч  донцов.  Другие  донцы  привели  какого-то названного царского племянника, которого новый названный Димитрий  велел казнить. 

«Казакам,  говорит  Соловьев,  понравились   самозванцы:   в Астрахани объявился царевич Август, потом  князь  Иван;  там  же  третий царевич Лаврентий сказался внуком Грозного, от царевича Ивана; в  степях являлись царевичи: Федор, Клементий, Савелий,  Семен,  Василий,  Ерошка, Гаврилка, Мартынка, все сыновья царя  Феодора  Иоанновича». 

В  1607  г. новый названный Димитрий выступил в  поход,  а  весною  1608  г.  разбил царские войска под Волховом, после чего двинулся к Москве и расположился станом в селе  Тушине,  между  реками  Москвою,  и  Всходнею;  отсюда  и название его - Тушинский вор. В Тушине к нему пришел на  службу  знатный польский пан Ян Сапега, староста Усвятский, который, вместе с Лисовским, играл весьма мрачную роль в истории нашего Смутного  времени. 

Но  более всего усилился самозванец прибытием  в  лагерь  Марины  Мнишек,  которая признала его за своего спасенного  мужа,  хотя  он  совсем  на  него  не походил. Положение царя В. ежечасно становилось все опаснее  и  опаснее; Москва  колебалась.  Шведский  король  Карл  IX  предложил  помощь;  для переговоров по  этому  поводу  в  Новгород,  куда  должны  были  прибыть уполномоченные шведского  короля,  отправился  князь  Михаил  Васильевич Скопин-Шуйский. Между тем произошла смута во Пскове: в псковские волости явился воевода от Тушинского вора и стал приводить жителей, по  селам  и пригородам, к присяге. Крестьяне просили  защиты  у  законного  воеводы, Шереметева; но последний велел присягать Тушинскому  вору,  чтобы  иметь предлог грабить крестьян, как бы в наказание за измену. Смуту во  Пскове увеличил еще раздор между большими и молодыми людьми. Союз  со  шведами, заключенный Скопиным-Шуйским, произвел окончательный взрыв.

Вся  история Пскова прошла в борьбе с немцами, к которым причисляли и шведов.

Когда 1 ноября 1608 г. в город пришла весть, что немцы  идут,  народ, по выражению современника, стал как  пьяный,  отворил  городские  ворота тушинскому воеводе Плещееву  и  присягнул  самозванцу.  В  Москве  масса жителей оставалась равнодушна к решению вопроса, кто победит:  Тушинский вор или боярский царь В.? - а равнодушные всегда, в конце концов,  берут сторону победителя. Царь Василий в Москве очутился в осаде  и  предложил желающим удалиться, пока есть время. Москвичи приняли это предложение за уловку испытать их верность; все присягнули царю В.,  но  на  другой  же день в Тушино повалили боярские дети  и  стольники,  стряпчие,  дворяне, жильцы, дьяки и  подьячие;  поехали  и  знатные  люди:  Бутурлин,  князь Димитрий  Тимофеевич  Трубецкой,  князь   Черкасский,   князья   Сицкие, Засекины. Все шли с надеждою на  повышение  в  Тушине,  которое  к  зиме обстроилось, как городок; в нем  образовался  свой  двор.  Но  поведение тушинцев отняло у «Вора» возможность  взять  окончательный  перевес  над царем В. Жители городов, где утвердились тушинцы, жаловались на страшные поборы.  Pyccкиe,  служившие  самозванцу,  свирепствовали  с   особенным ожесточением; сторонники царя Василия, взятые  в  плен,  умерщвлялись  с беспощадной жестокостью. Писатель современный, иностранец, с  изумлением рассказывает, что русские тушинцы постоянно служили  твердым  щитом  для малочисленных поляков, которые почти  не  участвовали  в  стычках  между тушинцами и царскими отрядами; но когда дело доходило до дележа  добычи, то здесь поляки были первые, и русские  без  спору  уступали  им  лучшую часть[7].

Русские тушинцы и  казаки  не  только  хладнокровно  смотрели  на осквернение церквей, поругание сана священнического и иноческого,  но  и сами помогали иноверцам в этом осквернении и поругании.

У  царя  В.  все более и более уходила почва из под ног,  вследствие  общей  политической деморализации.

Явились так называемые перелеты, которые сегодня  служили в Тушине, завтра царю В., потом - снова Вору и опять царю.

Семьи нарочно делились: одни члены семей были на. стороне Вора, другие - царя,  чтобы, в случае торжества того или другого, и там и тут иметь опору. В  феврале 1609 г. против царя В. составился уже заговор; заговорщики требовали  от бояр низложения царя, но бояре не явились на  площадь  и  попрятались  в домах, выжидая конца дела. Из бояр только один князь Василий  Васильевич Голицын пришел на  площадь.  Заговорщики  насильно  притащили  патриарха Гермогена, требуя от него избрания нового царя. Личность царя была не по душе Гермогену, и он не мог одобрять его деяний; но, ради предупреждения больших зол, Гермоген твердо стал за  царя  Василия.  Однако,  твердость патриарха могла только отсрочить падение  Шуйского. 

Троицко-Сергиевская лавра была единственным местом откуда мог бы раздаться голос примирения, ибо она издавна пользовалась глубоким уважением народа. Это хорошо знали тушинцы; они знали также, что Лавра  имела  и  стратегическое  значение, потому что через нее шел путь в  ту  часть  северовосточной  России,  из которой  только  и  можно  было  получить  материальную  помощь   против тушинцев.  Такое  значение  Лавры  объясняет  упорную  настойчивость, которой Сапега и Лисовский вели осаду этого монастыря  уже  с  24  сентября.

1608 г. В лавре под начальством князя Долгорукова - Рощи и  Голохвастова находилось до трех тысяч ратников. С 3 октября Сапега и Ласовский начали громить монастырь из  пушек;  12го  пытались  взять  его  приступом,  но неудачно.  Ратники,  слуги  монастырские,  иноки  с  одинаковою  отвагою отстаивали Лавру и вылазками беспокоили осаждающих. зимою,  от  тесноты, открылись болезни; иноки ухаживали за больными, хоронили мертвых.

Весною 1609 года болезни прекратились. 27 мая  Сапега  сделал  самый  отчаянный приступ, отражение которого предвещало спасение Лавры.  28  июня  Сапега снова повторил штурм  и  опять  неудачно.  Лавра,  таким  образом,  была спасена и  дождалась  своего  освободителя,  князя  Михаила  Васильевича Скопина-Шуйского. Уже в конце 1608 года Скопин-Шуйский заключил  союз  с шведским королем, который и прислал России помощь, под предводительством дела Гарди. Планы союзных вождей были различны: де-ла  Гарди  предлагал саду и взятие городов, непокорных  Василию  Ивановичу,  Скопин-Шуйский, напротив, настаивал на быстром походе к Москве, занимая  только  пункты, важные в стратегическом отношении. В этом плане СкопинШуйский  обнаружил и проницательность политика,  и  расчетливость  гениального  полководца. Занятие городов шведами могло повести к тому,  что,  в  случае  неуплаты жалованья шведскому войску; дела Гарди удержал бы занятые им города  за Швецией. Опасность была велика, ибо,  при  малейшем  замедлении  помощи, Москву  могли  захватить  тушинцы  и  передать  полякам.   Де-ла   Гарди остановился уже в  Твери,  вследствие  ропота  его  войска  на  неуплату жалованья. Польские вожди также хорошо понимали  опасность,  которою  им грозило движение Скопина-Шуйского, и потому Сапега, оставив  под  Лаврою незначительные  отряды,  выступил  Скопипу   навстречу.   Скопин-Шуйский предупредил Сапегу и напал на него  под  Калязиным  во  время  переправы Сапеги чрез р. Жабну, впадающую в Волгу близ Калязина, и осенью 1609  г. разбил его на голову.

В этой победе  принимал  участие  небольшой  отряд шведов, под начальством Сомме. После этой победы и де-ла  Гарди,  когда его войско удовлетворено было жалованьем,  соединился  с  Скопиным.  Они заняли Александровскую слободу, стоявшую на пути  доставки  провианта  в лагерь Сапеги. Отсюда СкопинШуйский послал один за другим 2 отряда,  под начальством Жеребцова и Валуева, на помощь Троицкой лавре.  Отряды  эти, вместе с троицкими сидельцами,  т.  е.  с  гарнизоном,  сделали  удачное нападение на осаждающих; после которого чрез несколько дней,  именно  12 января 1610 года, Сапега снял осаду  Лавры.  СкопинуШуйскому  оставалось только разгромить Тушино; но оно распалось, вследствие объявления  войны России польским королем Сигизмундом III. Он звал  поляков,  служивших  в Тушине,  служить  под  коронными  знаменами.  Распадение   Тушина   дало возможность Скопину-Шуйскому беспрепятственно вступить в  Москву. 

Народ выражал ему благодарность за спасение Москвы. Но у Скопина-Шуйского  был сильный враг - его дядя,  князь  Димитрий  Шуйский,  брат  царя.  Уже  в Александровской  слободе  рязанцами  сделано  было  предложение  Скопину принять царской венец, но оно было им отвергнуто.  Не  одни  рязанцы,  а общий  голос  народа  призывал  Свопина  на  престол,  на  который  имел притязание князь Димитрий, брат царя В. Князь Димитрий беспрестанно стал делать  царю  наветы  на  Скопина;  пошли  толки,  что   последнему   не сдобровать; де-ла Гарди предостерегал его от опасности.  23  апреля,  на крестинах у князя Воротынского, Скопин-Шуйский захворал кровотечением из носу  и  через  две  недели  умер.  В  народе  пошли  слухи  об  отраве.

Справедливы они были или нет, но смерть  Скопина-Шуйского  была  большим несчастием для России.  Единственный  человек,  вера  в  которого  могла прекратить смуту, умер, не окончив своего дела;  смерть  же  его  только увеличила волнение, вследствие толков об отраве. Он умер,  приготовляясь отразить нашествие Сигизмунда III, короля польского, которому союз  царя В. с Швецией подал повод объявить войну России.

Сейму была  представлена опасность, грозившая Польше со стороны союза двух  ее  врагов.  На  этом сейме, в  противоположность  1604  г.,  выражалось  сильное  раздражение против Москвы за избиение поляков в мае  1606  года,  а  потому  понятно всеобщее сочувствие Польши к предприятию Сигизмунда. 

Весною  1609  года Сигизмунд, как выше сказано, выступил в поход.  Вторгнувшись  в  пределы России, он осадил Смоленск. Тушинский вор, а за  ним  Марина,  бежали  в Калугу; в Тушине оставались только русские  и  в  числе  их  -  Филарет, митрополит ростовский, которого Тушинский вор нарек патриархом.  Тушинцы отправили к Сигизмунду послов  под  Смоленск,  из  людей  разных  чинов.

Выдающимися послами были:  Михаил  Глебович  Салтыков  с  сыном  Иваном, дьяки: Грамотин, Чичерин, известный Михаил Молчанов  и  Федор  Андронов, торговый мужик, бывший московский кожевник.  31  января  1610  г.  послы торжественно были представлены королю, и Грамотин, от имени думы,  двора и всех людей, объявил, что в Московском государстве желают  иметь  царем королевича  Владислава,  если  король  прибавит  народу  такие  права  и вольности, каких прежде не было  в  Московском  государстве.  4  февраля подписаны условия  договора,  сущность  которых  следующая:  «Владислава венчает на царство патриарх;  вера  греческая  должна  быть  обеспечена, права духовенства распространены; не менять законов без согласия бояр  и всей земли; никого не казнить, не  осудя  прежде  с  боярами  и  думными людьми; великих чинов людей невинно не понижать, а меньших возвышать  по заслугам; податей без согласия думных  людей  не  прибавлять». 

Особенно любопытно требование, чтобы «для науки вольно  было  каждому  из  народа московского   ездить   в   другие   христианские   государства,    кроме бусурманских, поганских, и за это  отчин,  имений  и  дворов  у  них  не отнимать». Во время этих событий Прокофий Ляпунов снова поднял Рязанскую землю против царя В. Ляпунов в грамотах открыто обвинял его в отравлении доблестного племянника своего,  Скопина-Шуйского.  Одновременно  Ляпунов сносился  и  с  Тушинским  вором,  и  с  князем  Василием   Васильевичем Голицыным, который всегда был тайным врагом Шуйского и  сам  рассчитывал на  московский  престол,  имея  за  себя  сильную  партию.  

При   таких обстоятельствах войско царя Василия, под начальством Димитрия  Шуйского, было на голову разбито польским гетманом Жолкевским при  Клушине. 

Весть об этом поражении царских войск оживила надеждою Тушинского вора;  думая воспользоваться чужою победою, он двинулся к Москве. Здесь князь  В. 

В. Голицын вел переговоры с Прокофием  Ляпуновым  о  низвержении  царя  В.; другие  из  московских  бояр  сносились  с  войском  Тушинского  вора  и условились, свергнув  с  престола  царя  В.,  отстать  и  от  названного Димитрия, т.е. вора. В Москве  17  июля  1610  г.  Захар  Ляпунов,  брат Проксфия, с большою толпою ворвался во дворец и стал говорить  царю  В.: «Долго ли за тебя  будет  литься  кровь  христианская?  Земля  опустела, ничего доброго не делается в твое правление: сжалься над гибелью  нашей, положи посох царский, а мы уже о себе промыслим». Царь В. не уступал,  и тогда Захар Ляпунов с товарищами, выйдя на  Лобное  место,  куда  народу набралась такая масса, что стало тесно, призвал народ за Москву реку, на простор. Народ повалил туда; отправились и бояре; привлекли и  патриарха Гермогена. Здесь,  несмотря  на  сопротивление  патриарха,  решено  было низложить царя В.;  к  нему  отправлен  его  родственник,  боярин  князь Воротынский, просить оставить царство. - Царь В. должен был на этот  раз согласиться. Ему в удел обещан Нижний Новгород;  но  попытка  возвратить назад данное слово повела к тому, что 19 июля он насильно был  пострижен в монахи. Так кончилось мрачное  царствование  В.  Иоанновича  Шуйского.

После вступления в Москву Жолкевского, он отвезен в Варшаву, где и умер.

Его прах перенесен в Москву при Михаиле Федоровиче Романове. Современник царя В., князь Кагырев-Ростовский, говорит, что царь  В.  был  умен,  но нам, людям нового времени, этот ум не может казаться особенно серьезным; хитрость,  способность  запутать  интригу  принимали  тогда  за  большую смышленость. Когда этот ум пришлось показать в государственных делах, то мы видим со стороны В. ряд ошибок,  растерянность  перед  бедой.  Вернее изобразил царя В. Катырев-Ростовский. Он говорит, что царь В. был скуп и упрям, о войске не заботился я любил только наушников. Князь Хворостинин называет его нечестивцем, который оставя Бога, прибегал к бесам[8].

В этом  обвинении князь Хворостинин сходится с князем Катыревым-Ростовским,  который  тоже говорит, что царь В. к волхованию прилежен. Это мнимое нечестие и  ересь - не что иное, как суеверие, общее веку.


4. Роль Лжедмитрия II в развитии государства, его заслуги


Летом 1607 г., когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Происхождение его не ясно, по некоторым сведениям это был крещеный еврей Богданка, служивший писцом у Лжедмитрия I. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В январе 1608 г. он дошел до города Орла, где встал лагерем. В Орел приходили шляхетские отряды, остатки войска Болотникова, казаки атамана Ивана Заруцкого, служилые люди южных уездов и даже бояре, недовольные правительством Василия Шуйского. Ряд городов перешел на его сторону.

В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, не смог взять ее и остановился в укрепленном лагере в Тушине (отсюда его прозвище - «Тушинский вор»). В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. Вскоре туда пришло и большое войско литовского гетмана Яна Сапеги. Участие Речи Посполитой в событиях «смуты» становилось все более явным. Но польско-литовские и казацкие отряды «тушинского вора» после неудачи разошлись по всей Центральной России. К концу 1608 г. самозванцу «присягнули» 22 города. Значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников.

В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх - Филарет. Бояре в корыстных целях неоднократно переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли «перелетами».

Не имея достаточной поддержки внутри страны, Василий Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю. Племянник царя, Михаил Скопин-Шуйский отправился в Новгород для переговоров со шведами. Весной 15-тысячное шведское войско поступило под командование Скопина-Шуйского; одновременно на русском Севере собралась и русская рать. Летом 1609 г. русские полки и шведские наемники начали наступательные действия.

Однако шведы дошли только до Твери и дальше наступать отказались. Стало ясно, что надеяться на иноземцев нельзя. Михаил Скопин-Шуйский с одними русскими полками ушел к Калязину, где стал лагерем, и начал собирать новое войско. Гетман Ян Сапега пытался штурмовать укрепленный лагерь Скопина-Шуйского, но потерпел сокрушительное поражение и отступил. Русский полководец выиграл время для сбора войска. Осенью того же года началось планомерное наступление Скопина-Шуйского на тушинцев, он отвоевывал город за городом. Под Александровской слободой он еще раз разгромил гетмана Сапегу. Войско Скопина-Шуйского достигло численности в 30 тыс. человек, в нем совершенно затерялся оставшийся с русскими 2-тысячный шведский отряд.

В марте 1610 г. полки Михаила Скопина-Шуйского подошли к Москве. «Тушинский лагерь» разбежался. 12 марта 1610 г. полки Михаила Скопина-Шуйского торжественно вступили в столицу.

Решение царя Василия Шуйского призвать на помощь иноземцев дорого обошлось России. Шведскому королю пришлось пообещать город Корелу с уездом. Реальная же военная помощь шведов была незначительной: Москва была освобождена русскими полками. Но главное, союз со Швецией обернулся крупными внешнеполитическими осложнениями. Швеция находилась в состоянии войны с Речью Посполитой, и польский король Сигизмунд III использовал русско-шведское соглашение как предлог для разрыва подписанного в 1601 г. перемирия. Польско-литовская армия осадила Смоленск.

Героическая оборона Смоленска, которую возглавил другой выдающийся русский полководец начала XVII в. - воевода Михаил Шеин - надолго (почти на два года!) задержала главные силы королевского войска. Однако летом 1610 г. сильный польско-литовский отряд гетмана Жолковского двинулся к Москве, Выступившим навстречу русским войском командовал бездарный воевода Дмитрий Шуйский, брат царя. Михаил Скопин-Шуйский неожиданно умер. Ходили слухи, что его отравили как возможного претендента на престол. Царское войско было разгромлено в сражении у села Клушино.

В Москве произошел дворцовый переворот. Военное поражение привело к падению Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли В. Шуйского с престола. Царь Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству из семи бояр - «семибоярщине». Узнав о перевороте, «Тушинский вор» снова двинулся со своими сторонниками к Москве.

В этих условиях «семибоярщина», не имевшая опоры в стране, пошла на прямую национальную измену: в августе 1610 года бояре впустили в Москву польский гарнизон. Фактическая власть оказалась в руках польского коменданта пана Гонсевского. Король Сигизмунд III открыто объявил о своих претензиях на русский престол. Началась открытая польско-литовская интервенция. Шляхетские отряды покинули «Тушинского вора». Самозванец бежал в Калугу, где вскоре был убит (больше полякам он нежен не был). России грозила потеря национальной независимости.

Происходящие события вызвали глубокое недовольство всех сословий Российского государства.

Лжедимитрий II. Кто был этот человек? По одной из версий, он появился впервые в белорусском городке Пропойске, где и начал выдавать себя за царскую персону. По другой версии, самозванец прислуживал в доме могилевского священника, который выгнал его за неблаговидное поведение. Тут-то и подобрали будущего царя ветераны первого московского похода, служившие покойному Лжедимитрию I. Один из них, пан Меховецкий, обратил внимание на внешнее сходство могилевского голодранца с их бывшим патроном. В результате, после недолгих уговоров родился новый кандидат в московские цари - Лжедимитрий II, ставший одной из самых разрушительных фигур русской истории, в которую он вошел под кличкой Тушинского вора. С польско-литовскими отрядами летом 1608 Лжедмитрий II достиг российской столицы и стал лагерем в подмосковном селе Тушино. Так в стране возникло две власти: правительство царя Василия Шуйского в Москве и Лжедмитрия II в Тушине.

Сохранился любопытный документ - инструкция, составленная в Варшаве для «воскресшего Димитрия». Там подробно, по пунктам, расписаны задачи, как ему действовать, как внедрять в России унию православия с католицизмом и польские порядки. В инструкции, в частности, предлагается выдвигать на ключевые посты сторонников унии, оправлять молодую российскую элиту обучаться за границу у иезуитов, подкупать православное духовенство, обличать факты его невежества, критиковать отдельные недостатки русской жизни для внушения народу веры в пользу и прогрессивность новых порядков, жестоко подавлять оппозицию и тому подобное.

Лжедмитрию II не удалось осуществить составленную для него инструкцию. Тушинский лагерь сыграл роль грязной губки, которая впитала в себя все те элементы русского общества, которые нутром своим почуяли - вот он шанс получить «чины и земли», не трудясь и не служа в поте лица. К самозванцу потянулись представители разных сословий в надежде повысить свой социальный статус и получить привилегии. В Тушино для них создаются собственный государственные органы (приказы, Боярская дума). Лжедмитрий II начал назначать в провинцию своих воевод, раздавать поместья, должности и жалование тем, кто переходил к нему на службу. Тушинцы рванулись захватывать деревни и города. Они не пытались улучшить состояние государства и не имели конструктивной программы его развития. Получив чины и привилегии, они занялись утверждением своего положения за счет остального населения. Вот одна из сохранившихся челобитных, которые получал тушинский царь от своих подданных: "Погибли мы, разорены от твоих ратных людей, лошади, коровы и всякая животина побраны, а мы сами жжены и мучены...

За год существования Тушинского лагеря Россия раскололась на две вражеские половины, одна из которых хотела только отнять, другая - остановить насилие. По стране, на которую несколько лет назад никто не осмелился бы напасть, свободно рыскали иноземные и местные шайки, грабившие население. Сердца окаменели, умы омрачились, не имели ни сострадания, ни предвидения: вблизи свирепствовало злодейство, а мы думали: оно минует нас! Или искали в нем личных для себя выгод. В общем кружении голов все хотели быть выше своего звания... обольщали изменою, говорили : идите к нам от скорби к утехам... Не светом луны, а пожарами озарялись ночи: ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, да будет Россия пустынею необитаемою, - такие свидетельства оставил о том времени его современник, келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын.

Третьим актом разыгравшейся трагедии стало прямое вторжение в Россию польских войск короля Сигизмунда III (1609) и оккупация Москвы поляками. Появление из-за кулис на сцену главного режиссера тушинской смуты выявило, что актер, игравший в Тушино роль русского царя, больше не нужен. Опасаясь своей ликвидации за ненадобностью, он бежал в Калугу, а окружавшая его знать отправилась просить Сигизмунда дать им в цари королевского сына Владислава. Когда окруженная польским войском Москва присягнула под угрозой оружия Владиславу, самозванец пытался выкупить московский престол. В письме к гетману Жолкевскому от 18 июля 1610 года Лжедмитрий II пообещал 10 лет выплачивать Польше ежегодно 300 тысяч злотых, если Сигизмунд поможет ему занять трон[9].

Конец «халифа на час» русской истории был печален? Гибель в ссоре со слугами.

Смерть Тушинского вора стала поворотным событием Смутного времени. Сословные столпотворения, характерные для первых этапов Смуты, уступают место национально-религиозному объединению, вызванному нашествием иноземцев. Начинается очищение, появляется новый тип лидеров, которые идут бороться не за чины и привилегии, а за спасение и достойное будущее своей страны.

Современники точно и правильно пишут: «воры из всяких чинов», т.е. из всех сословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским» лагерем, а между тем у Вора были представители очень высоких слоев московской знати. «Воровские люди» - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении.

В период так называемого междуцарствия (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершеннно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города призывают одни других «быти в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы». Вожди нижегородского ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, «чтоб нам, по совету всего государства, выбрати общим советом государя, чтоб без государя московское государство до конца не разорилося», «и выбрати б нам государя все Землею. всемирным советом».

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, «шалостью» и своим союзом с врагами государства.

В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» - государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия»[10].

Заключение


Мало похожий на первого самозванца, грубый и развратный, Вор не мог возбуждать доверия или симпатии у близко соприкасавшихся с ним, особенно у видевших или знавших его предшественника; для большинства собравшихся к нему он был только знаменем, под которым можно было добиваться тех или иных личных целей, и при неудаче или неприятности его так же легко оставляли, как и присоединялись.

Слабовольный и трусливый, не умевший подчинять и руководить, он сделался игрушкой более крупных вождей сошедшихся к нему отрядов. В сентябре насчитывавшая до 3 тысяч человек рать Вора, имея во главе избранного гетманом Меховецкого, двинулась к Оке, очевидно - на помощь Болотникову. В средине октября воеводы Вора уже занимали Крапивну, Дедилов, Епифань, но известие о сдаче Тулы (30 октября) заставило его поспешно отойти на юго-запад, к Карачеву. Отсюда, боясь за себя, он скрылся от своевольных и чем-то обиженных им поляков в Орел, но был отыскан и возвращен к войску. Все еще опасаясь преследования со стороны Шуйского, Лжедмитрий и от Карачева продолжал уходить малыми дорогами все дальше к границе, встречая на пути новые шедшие к нему отряды поляков. Царь Василий не сумел завершить победы и поспешил в столицу праздновать взятие Тулы. Лжедмитрий собрался с силами и в ноябре снова двинулся к Оке. 

Испытав неудачу под Брянском, он остановился на зиму в Орле, куда к нему привел 5 тысяч донцов еще в Стародубе присоединившийся к нему Заруцкий, и с 4 тысячами поляков явился служить Р. Рожинский, который был вместо Меховецкого избран гетманом. Весной 1608 Лисовский и Заруцкий с казаками были посланы на восток поднимать против Шуйского украинные, польские и рязанские города, а главные силы с Рожинским двинулись к Москве. Одно войско царя Василия было разбито при Болохове; в другом (на реке Незнани), обойденном Рожинским, оказалась «шатость» в воеводах, и его пришлось отозвать. В начале июня Вор был уже под Москвой и расположился лагерем в Тушине (к северо-западу от Москвы), от которого получил название Тушинского. Взять Москву не удалось, и Тушино стало временной столицей «царя Дмитрия».

В сентябре у него была уже и царица - Марина, вдова первого Лжедмитрия. Для них был создан дворцовый штат, по образцу московского. Сложилась в Тушине и своя боярская дума, состоявшая не только из «худородных» сторонников Вора, вроде Заруцкого, Ивана Наумова, Федора Андронова, Михаила Молчанова, но и некоторых родовитых людей, отъехавших в Тушино от Шуйского, как князья Трубецкие, Михаил Салтыков, родственники и свойственники Романовых - князья Сицкий и Черкасский, Иван Годунов и другие. Были устроены и приказы, во главе которых стояли такие опытные дельцы, как П. Третьяков, И. Чичерин, И. Грамотин, Д. Сафонов. Имелся в Тушине и свой патриарх, еще не посвященный, но уже «нареченный», от имени которого рассылались грамоты по духовным делам. Это был митрополит ростовский Филарет (в миру Федор Никитич Романов), захваченный в плен в Ростове, но в Тушине живший на свободе и в почете. Под властью Тушинского правительства оказалась обширная территория. Из крупных центров только Смоленск на западе, Коломна, которую все же успел «выграбить» Лисовский, и Переславль-Рязанский (Рязань) - на юге, Нижний и Казань - на востоке остались верны царю Василию; к ним, после краткого периода колебаний, присоединился еще Новгород. 

Незатронутое смутой Поморье не решалось определить свою позицию. Центр и юг признали Дмитрия. Однако тушинцам не удалось перехватить все дороги в Москву и совсем ее изолировать. В столицу прорывались обозы с хлебом и воинские люди; из нее шли воззвания в пользу царя Василия и веры православной, попираемой «латынами» и «ворами», оказывавшие воздействие на колеблющихся. Троице-Сергиева обитель, мужественной обороной приковавшая к себе значительные силы тушинцев, являла православным пример патриотического образа действий. Жестокости и насилия тушинских воевод, усиленно выколачивавших разные сборы с населения больше для собственного кармана, чем для государевой казны, переполнили чашу терпения. К концу 1608 в приволжских и заволжских местах началось восстание против Тушина, опиравшееся на Нижний и Казань - с одной стороны, Поморские города, ставшие теперь за порядок и царя против «воров», - в другой. Оно было поддержано двигавшимся от Новгорода со вспомогательным шведским отрядом (по договору, заключенному в конце февраля 1609) Скопиным-Шуйским и подходившими по Волге к Казани отрядами усмирившего астраханскую смуту Шереметева. Тушинцы терпели поражения и принуждены были кружиться по разоренному уже ими краю, не будучи в силах прорваться на север. 

Вор остался почти без войска и без приверженцев; но неудача войск Шуйского в бою с Жолкевским под Клушиным окрылила его надежды. он двинулся к Москве, и его сторонники, предложив москвичам низложить обоих царей и выбрать вместе нового, сыграли роль в свержении Шуйского. Но вместо Дмитрия столица присягнула Владиславу Вазе; Вор, под натиском Жолкевского, принужден был вернуться в Калугу, где в пьянстве и охоте проводил последние дни.

Список литературы


Монографии:

1.     Глазкон Ф.Ю. Самозванство в России. Монография. М.: Мысль, 1966.

Учебники:

2.     Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII–XIX в.  М.: Юристъ, 1997.

3.     Валишевский К.И. Смутное время. М.: Просвещение, 1989.

4.     Воронин А.В. История Российской государственности. М.: Высшая школа, 1989.

5.     Зайончковский П.В. Отмена крепостного права в России. -  М.: Знание, 1968.

6.     Зуев М.Г. История России. М.: Знание, 1990.

7.     Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие. – М.: «Юристъ», 1987.

8.     История Отечества / Под ред. К.Р. Немова. М.: ИНФРА-М, 2000.

9.     История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 1994.

10.   История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. М.Н. Зуева. М.: Высшая школа, 1998.

11.   Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Просвещение, 1988.

12.   Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Наука, 1988.

13.   Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года. М.: Русское слово, 1998.

14.   Коробкин П.М. История Отечества. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

15.   Костомаров Н.И. исторические монографии и исследования. М.: Просвещение, 1985.

16.   Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 1997.

17.   Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ИНФРА-М, 1999.

18.   Отечественная история / Под ред. М.М. Исаенко. М.: Юристъ, 2003.

19.   Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: Высшая школа, 1993.

20.   Платонов С.Ф. Очерки истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М.: Высшая школа, 1988.

21.   Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы / Под ред. А.С. Орлова, А.Ю. Полунова, Ю.А. Щетинова. М.: Простор, 1994.

22.   Сивков К.В. Самозванство в России в последней трети ХVII века // Исторические записки, 1950. Т. 31.

23.   Скрынников Р.Г. Самозванцы в России. Новосибирск: Мысль, 1990.

24.   Соловьев С.М. Собрание сочинений. М.: Просвещение, 1987.

25.   Стяжкина С.И. История. СПб.: Питер, 2001.

26.    Сыров С.Н. Страницы истории. М.: Русский язык, 1986.

27.   Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванство в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982.

28.   Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды. М.: Высшая школа, 1967.

29.   Шахмагонов Ф.Г. Парадоксы Смутного времени // Дорогами тысячелетий: Сб. историч. очерков. Кн. 1. М.: Наука, 1987.


Журнальные статьи:

30.   Кобрин В.Б. Смута // Родина. 1991. № 3.

31.   Усенко О.В. Самозванство на Руси: норма или патология? // Родина. 1995. № 1.





[1] Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие. – М.: «Юристъ», 1987. С. 103-105.


[2] Соловьев С.М. Собрание сочинений. М.: Просвещение, 1987. С. 109.


[3] Платонов С.Ф. Очерки истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М.: Высшая школа, 1988. С. 273.


[4] Сыров С.Н. Страницы истории. М.: Русский язык, 1986. С. 75.

[5] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: Высшая школа, 1993. С. 122.


[6] Сивков К.В. Самозванство в России в последней трети ХVII века // Исторические записки, 1950. Т. 31. С. 15.


[7] Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванство в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 320.


[8] Платонов С.Ф. Очерки истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М.: Высшая школа, 1988. С. 184-185.


[9] Воронин А.В. История Российской государственности. М.: Высшая школа, 1989. С. 155.


[10] Шахмагонов Ф.Г. Парадоксы Смутного времени // Дорогами тысячелетий: Сб. историч. очерков. Кн. 1. М.: Наука, 1987. С. 76-78.