Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие и элементы механизма правового регулирования……………..5
2. Правосознание: понятие, структура……………………………..……....14
3. Виды правосознания……………………………………………………...16
4. Правосознание и правовая культура…………………………………….19
5. Правовой нигилизм и юридический идеализм………………………….25
Заключение ………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………32
Введение
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, нраву, существующему сейчас, и к нраву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей человеческого сообщества.
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием.
По мнению некоторых современных теоретиков государства и права, правовая сфера духовного мира человека - это система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое мировоззрение и правовое мышление. Правовая сфера духовного мира - это часть духовного мира, куда часто относят и язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности, традиционные формы воспитания и образования, моду, направления искусства, господствующее мировоззрение в различных формах. Она связана с сознанием человека.
О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут. Работы, посвященные данной проблеме, можно встретить на страницах учебников «теории государства и права», в монографиях, в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Российская юстиция» и др. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще - достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
Цель работы рассмотреть различные аспекты правосознания, правовой культуры и правового нигилизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие и элементы механизма правового регулирования; понятие и структуру правосознание; рассмотреть виды правосознания; соотношение правосознания и правовой культуры; исследовать правовой нигилизм и юридический идеализм.
1. Понятие и элементы механизма правового регулирования
Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правого регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Совокупность таких средств в юридической литературе, однако, трактуется достаточно разнообразно.
В частности, один из основных исследователей проблемы механизма правового регулирования С. С. Алексеев в числе основных юридических средств правового регулирования называет: 1) юридические нормы; 2) индивидуальные акты применения норм права, принимаемые судебными и иными государственными органами по конкретным делам в целях обеспечения требований правовых норм в реальной жизни; 3) правоотношения; 4) акты реализации прав и обязанностей, т.е. юридически значимые действия субъектов конкретных правоотношений, направленные на исполнение юридической обязанности и использование правомочий.
Совокупность правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, понимается как механизм правового регулирования.
По мнению С.С. Алексеева и некоторых других авторов, в механизм правового регулирования входят только правовые средства (инструменты) юридического воздействия. В то же время такие правовые процессы, как правотворчество, применение права, в механизм правового регулирования непосредственно они не включают и считают, что эти процессы представлены в нем лишь конечными результатами в виде нормативных актов, технико-юридических средств и др.
Однако подобная позиция является дискуссионной. Один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа механизма в целом как единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Автомобиль, трактор, иной механизм может иметь все необходимые детали и, тем не менее, представлять собой груду металла, не способную совершать требуемых действий.
Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового регулирования, его способности выступать в этом качестве, следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из: 1) правовых средств; 2) субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность; 3) юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правого регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.
Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования – правотворчестве, правореализации или применении юридической ответственности — и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
Стадия правотворчества имеет своим объектом систему общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектами данного механизма выступают, прежде всего, государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем играют и граждане, политические партии и общественные объединения. В их постоянном взаимодействии и деятельности по совершенствованию, норм права формируется система норм права, которая более или менее адекватно отражает систему общественных отношений и обеспечивает стабильный порядок в обществе.
В процессе правотворчества успешно применяется целый ряд специальных правовых средств: юридическая техника, правотворческая инициатива, процедуры рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, его официальное опубликование.
Юридическая техника представляет собой совокупность требований, правил, которые необходимо выполнять в процессе подготовки проектов нормативных актов. Правотворчество как творческий акт создания новых норм права осуществляется по особым правилам, принципам. Их разработка является совокупным результатом обобщения передового опыта правотворческой деятельности и специальных разработок проблем правотворчества учеными-юристами. Поэтому правильное применение правил требований юридической техники является необходимым условием успешной правотворческой деятельности.
Важнейшим правовым средством правотворческой деятельности является официальное внесение проекта нормативного акта в компетентный правотворческий орган. Таким правом наделяются отдельные структурные части правотворческого органа, должностные лица либо иные государственные органы. В отдельных случаях этим правом могут наделяться общественные объединения и политические партии. С официальным внесением проекта нормативного акта в правотворческий орган начинается собственно правотворческий процесс. Орган рассматривает и принимает либо отклоняет внесенный проект или же отправляет его на доработку.
Принятый правотворческим органом нормативно-правовой акт подлежит опубликованию в прессе или иных средствах массовой информации. В противном случае нормативно-правовой акт останется неизвестным для граждан, иных заинтересованных лиц, что сделает проблематичным выполнение им своей роли как регулятора общественных отношений. И не случайно большинство современных демократических государств закрепляют и соблюдают принцип, согласно которому нормативно-правовой акт не может вступить в действие до тех пор, пока не будет опубликован в прессе или иных средствах массовой информации. Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права.
Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и по преимуществу непротиворечивую систему. В ней неукоснительно действует принцип, согласно которому акты, принимаемые правотворческим органом, не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Так, нормативные акты Президента не могут противоречить законам, а акты Правительства – законам и нормативным актам Президента. Нормативно-правовой акт, который нарушает данный принцип и содержит нормы, противоречащие актам вышестоящих органов или Конституции, подлежит незамедлительной отмене самим правотворческим органом, либо вышестоящим органом государства, либо Конституционным судом.
Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое — систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, земельное, уголовное и другие отрасли права.
Конечные результаты действия стадии правотворчества – система нормативно-правовых актов и система права – образуют нормативную базу, основание стадии реализации норм права. Данный механизм представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реализацию действующих норм права в конкретных правоотношениях. В числе этих средств выступают: 1) методы толкования норм права, 2) договоры и соглашения, 3) правовые средства, используемые государством в целях охраны и обеспечения надлежащего исполнения обязательств участниками конкретных правоотношений, 4) акты применения норм права.
Стадия реализации норм права приводится в действие самым широким кругом лиц. Все, кому адресованы нормы права, обязаны руководствоваться ими, воплощать их в конкретных правоотношениях либо воздерживаться от совершения запрещенных действий. Следовательно, в реализации норм права участвуют все граждане, их объединения, предприятия, организации, государственные органы и другие лица.
Процесс реализации норм права начинается с изучения норм права гражданами, иными лицами. Ибо прежде, чем принимать юридически правильное и обоснованное решение, необходимо выяснить, какие нормы права действуют в соответствующей сфере и каково их содержание, что конкретно они предписывают. Правильному уяснению содержания норм права способствуют разработанные юридической наукой и практикой методы толкования права. Они содержат грамматический, логический, систематический, исторический и функциональный приемы изучения норм права, применение которых позволяет избежать многих ошибок и заблуждений, которые неизбежно возникают, если читающий ограничивается буквальным прочтением текста нормативно-правового акта.
Вооруженные знаниями действующих норм права граждане, иные лица принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. При этом возможны два пути реализации норм права: 1) участники конкретных правоотношений на основе действующих норм права самостоятельно решают все вопросы, связанные с возникновением, изменением и исполнением правоотношений; 2) конкретные правоотношения возникают на основе индивидуальных правоприменительных актов, принимаемых государственными органами и должностными лицами.
Основными правовыми средствами возникновения правоотношений, в которые вступают граждане, иные лица по своему желанию и усмотрению, выступают договоры и соглашения. Участники правоотношений в форме договоров и соглашений, заключаемых в устной или письменной форме, конкретизируют нормы права применительно к данному конкретному случаю. В частности, они могут определять, что является объектом правоотношения, какие обязательства берут на себя участники правоотношения, когда должны быть исполнены обязательства и в каком порядке, какими могут быть дополнительные санкции за нарушение или ненадлежащее исполнение обязательств и др.
В правоотношениях, возникающих по желанию и воле их участников, государственные органы не принимают непосредственного участия. В данном случае их задача сводится к охране правоотношений и созданию такого правового режима, который бы обеспечивал реальное и надлежащее исполнение обязательств участниками правоотношений, а в случае конфликта, спора позволял бы устанавливать правонарушителя и степень его вины. Для реализации этих задач государство использует такие правовые средства, как обязательное нотариальное удостоверение сделки, регистрация соглашений и договоров; в компетентных государственных органах, лицензирование отдельных видов деятельности граждан, предприятий, организаций и др.
Однако не все правоотношения возникают по воле и желанию его участников. Значительная часть конкретных правоотношений может возникнуть только после того, как компетентный орган государства примет специальный индивидуальный акт применения нормы права. Этим актом определяются стороны правоотношения, а также их и обязанности. Например, директор издает приказ о предоставлении работнику предприятия Петрову очередного отпуска. Орган социального обеспечения выносит решение о назначении гражданину Сидорову пенсии по старости.
Индивидуальный правоприменительный акт, таким образом, выступает средством перевода норм права в конкретные правоотношения. Однако в отличие от договоров и соглашений такой акт принимается не самими участниками правоотношений, а компетентными государственными органами и может устанавливать права и обязанности помимо воли и желания сторон конкретного правоотношения. Например, решение суда о взыскании с гражданина алиментов на содержание несовершеннолетних детей может и не приветствоваться им. Однако в данном случае его мнение и желание не имеют существенного значения. Все, индивидуальные акты применения нормы права являются общеобязательными и подлежат неукоснительному исполнению как участниками правоотношения, так и другими заинтересованными лицами.
В механизме реализации норм права правоотношение не может рассматриваться в качестве разновидности договоров, соглашений, актов применения норм права или других правовых средств. Правоотношение представляет конечный результат действия механизма. Ибо все его правовые средства применяются с одной единственной целью — обеспечить воплощение норм права в конкретных правоотношениях, создать предусмотренную правом систему правоотношений.
С переводом норм права в деятельную сферу, в область конкретных правоотношений обеспечивается реальное исполнение обязательств. Участники правоотношений действуют правомерно, совершают действия и поступки, предусмотренные нормами права. Тем самым правовое регулирование достигает своих конечных целей — в обществе создается устойчивый порядок, система отношений, которые желал установить правотворческий орган, принимая соответствующий нормативно-правовой акт.
Таким образом, при нормальном течении обстоятельств правовое регулирование полностью исчерпывает себя механизмом реализации норм права. Однако наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование стадий государственного принуждения
Правовым основанием этого механизма выступают правонарушения, а также нормы права, устанавливающие санкции за совершенные правонарушения и определяющие порядок применения ответственности. Современное законодательство рассматривает правонарушение в качестве единственно возможного основания для привлечения виновного лица к юридической ответственности. Попытки применять санкции к гражданам, иным лицам по каким-либо иным основаниям признаются грубым произволом и нарушением прав человека.
На стадии государственного принуждения субъектами выступают: 1) правонарушители — граждане, предприятия, организации, должностные лица, государственные органы; 2) государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит расследование обстоятельств совершения правонарушения, установление и наказание виновных лиц.
Данный механизм составляют следующие правовые средства.
1) Жалобы, заявления пострадавших от правонарушений лиц. Конституционный принцип, согласно которому каждый вправе защищать свои права и законные интересы всеми не запрещенными законом способами, обеспечивается предоставлением гражданам, иным лицам права на беспрепятственное обращение в любые органы государства. Правовыми средствами защиты нарушенного права являются индивидуальные жалобы потерпевших, коллективные обращения, исковые заявления в суд, заявления о совершенных преступлениях в органы охраны общественного порядка или прокуратуру.
2) Деятельность органов охраны общественного порядка, прокуратуры, разного рода инспекций, иных государственных органов по рассмотрению жалоб и заявлений лиц, потерпевших от правонарушений, расследованию обстоятельств совершения правонарушений выявлению виновных лиц.
3) Обеспечительные меры, принимаемые государственными органами в процессе расследования обстоятельств совершения правонарушений. Это задержание правонарушителя, иные меры пресечения его деятельности, изъятие, опись или арест имущества, конфискация орудий правонарушения, приостановление деятельности организаций, предприятий и др.
4) Решения государственных органов о привлечении виновных лиц к юридической ответственности. Как и любой иной правоприменительный акт, такие решения являются общеобязательными и подлежат неукоснительному исполнению в том числе и лицом, которое подвергается наказанию. Виновному лицу предписывается исполнить надлежащим образом возложенную на него правом или договором обязанность, возместить причиненный вред потерпевшему, а также претерпеть какие-либо дополнительные негативные последствия в качестве кары за совершенное правонарушение. Такие последствия предусматриваются санкцией нарушенной нормы и могут быть самыми различными — от простого предупреждения до такой чрезвычайной меры, как смертная казнь.
С помощью механизма государственного принуждения органы государства предпринимают попытку не только восстановить нарушенные права граждан, иных лиц, обеспечить реальное действие норм права, но и перевоспитать правонарушителей, сделать их законопослушными. Хотя эта цель государством достигается далеко не всегда. Тем не менее наличие юридической ответственности и механизма ее применения представляет собой одно из действенных средств, призванных обеспечить эффективное регулирование общественных отношений.
Механизмы правотворчества, реализации норм права и государственного, принуждения как составные части единого целого — механизма правового регулирования — находятся между собой в тесной иерархической взаимосвязи. Эта взаимосвязь выражается в том, что конечные результаты действия одного механизма служат началом, основанием функционирования другого. Каждый последующий механизм обеспечивает достижение целей правового регулирования, которые не представляется возможным реализовать на предшествующих стадиях правового регулирования.
Механизм правотворчества завершается созданием нормативно-правовой основы – системы нормативно-правовых актов и системы права. Действенные правовые средства, призванные обеспечить воплощение норм права в конкретных отношениях, содержит механизм правового регулирования. Его же основание составляют нормы права, т.е. конец одного механизма служит началом другого. В свою очередь механизм реализации норм права в основном реализует цели правового регулирования и обеспечивает создание желательных для государства порядков. Однако этот механизм не в полной мере справляется с поставленными задачами и не устраняет в обществе правонарушений. Для борьбы с ними и перевоспитанием правонарушителей предназначен механизм государственного принуждения. Его основанием выступают конечные результаты действия предшествующих в правовом регулировании механизмов: нормы права и правонарушения. И лишь в таком органическом и согласованном взаимодействии трех механизмов государство обеспечивает действенное управление обществом.
2. Правосознание: понятие, структура
Общественное сознание - это продукт социальной деятельности группы индивидов, наций, классов, всего общества в целом, результат осознания бытия обществом или отдельными его частями (группами, нациями, классами). Общественное сознание развивается обществом в целом и неотделимо от многогранной деятельности людей. Сознание общественно потому, что оно порождается деятельностью только общественного человека, а не изолированного.
Выделяют семь форм общественного сознания; 1) политическое; 2) правовое; 3) мораль; 4) религия; 5) искусство; 6) философия; 7) наука.
В советской теории государства и права правосознание определялось с классовых позиций: «Правосознание - это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества».
С точки зрения материалистического понимания истории, сущность правосознания определяется системой общественных отношений, в первую очередь производственными отношениями. Его функция состоит в формировании взглядов и представлений всего населения относительно сущности и принципов правовой организации общества, характера государственной власти. Связь политического и правового сознания здесь несомненна.
Итак, правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а общественной жизни.
Правосознание зародилось в древних государствах из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль длительное время пребывала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание было зависимо от религиозного сознания.
В структуре правосознания обычно выделяют правовую идеологию и правовую психологию. Но уместно выделять и третий элемент - правовую науку.
Правовая идеология - это теоретическое осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития с точки зрения интересов отдельных классов, наций, политических элит или всего общества. Правовая идеология разрабатывается учеными, политиками, политическими партиями.
Правовая психология - это стихийные чувства, эмоции, переживания, настроения, выражающие отношение к действующему и желаемому праву. Что касается социально-правовой психологии, то она «приводит в движение правовую идеологию, придает силу правовым идеям. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические механизмы»1. Процесс развития правосознания, отражения в нем потребностей и интересов общественного развития есть сложный и противоречивый процесс.
Социально-правовая психология включена в общую систему общественных связей и отношений. Как и правовая идеология, она является отражением объективных экономических процессов, а следовательно, и состояние ее может быть воспринято в неразрывной связи с объективными процессами.
Правовая наука - это система теоретических знаний о закономерностях функционирования и развития права. От правовой психологии правовая наука отличается глубиной познания права и практикой его реализации в конкретных отношениях.
Правовая идеология не является частью правовой науки, так как может развиваться без связи с ней, а быть связанной, например, с религией, которая имеет с наукой разные задачи.
3. Виды правосознания
В теории государства и права достаточно хорошо разработано учение об уровнях правового сознания. Сегодня различают следующие уровни правосознания: обыденное, профессиональное и научное.
Обыденное правосознание - это массовые представления людей, их эмоции, настроения «по поводу» права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание - это понятия, представления, идеи, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде юристов-профессионалов. «Для того чтобы стать профессионалом, необходимо не только учиться своему делу, но и овладеть профессией практически».
Научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно разрабатывает пути развития права, законодательства, государственно-правовых отношений. Носителями этого вида правосознания являются ученые-юристы, работающие в НИИ, вузах и т.д.
Выделяют следующие формы правосознания: практическую и теоретическую.
Практическая форма характеризует обыденное правосознание. Формами практического правосознания являются правовые чувства, навыки, привычки и знания. Правовые чувства выражаются в слове, речевых актах, что облегчает его восприятие и изучение. Правовые навыки - это умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор контрагента, заключение договора). Правовые привычки - устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании правовым стандартам поведения (соблюдение договоров). Правовые знания присутствуют в виде сведений, мнений, оценок установок образцов обыденного сознания.
Теоретическое правосознание - это процесс и результат умственной деятельности, направленной на осмысление права, его границ и нормативов, на уяснение способов и средств обращения с ним, на упорядочивание и совершенствование знаний о праве[1].
Правосознание существует в индивидуальной или общественной форме.
Индивидуальное правосознание — это совокупность правовых знаний, оценок, эмоций и чувств, присущих каждому отдельному человеку, отдельной личности. Индивидуальное правосознание всегда уникально и неповторимо. Вследствие разных познавательных способностей, психологических типов личности каждый человек по-своему воспринимает действующее право, оценивает его, испытывает желание действовать правомерно либо противоправно. Даже обучающиеся в одинаковых условиях студенты юридических вузов имеют различное правосознание. Одни студенты имеют глубокие знания, другие только хорошие, а третьи только посредственные. Одни студенты одобряют и поддерживают действующие в обществе правовые порядки, другие к ним относятся нейтрально, а третьи настроены к ним достаточно критично.
Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке разного рода юридических документов. Это могут быть заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения, объяснения и др. Особой формой проявления индивидуального сознания выступают произведениям литературы и искусства. Авторы романов, повестей, пьес, сценариев на правовые темы передают личное отношение к действующим в обществе правовым порядкам, законам и с помощью художественных средств показывают насущные потребности общества в изменении, совершенствовании устаревших, отживших порядков. Хорошо иллюстрирует это положение, например, роман Л.Н. Толстого «Воскресение», роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
правосознание профессионалов-юристов реализуется в подготавливаемых ими правовых документах, разного рода проектах постановлений, приказов, решений, приговоров, определений и др. Для ученых-юристов основными формами реализации их индивидуального правосознания выступают монографии, брошюры, статьи, диссертационные работы, отчеты и др.
Общественное правовое сознание — это совокупность правовых представлений, принципов, понятий, теорий, эмоций, которые разделяются обществом в целом или его отдельными социальными слоями, классами.
В числе ведущих правовых представлений современного общества можно назвать такие принципы, как всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, политической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона.
Правовое сознание отдельных социальных слоев в значительной степени зависит от степени их участия в общественном производстве материальных и духовных благ, способов получения и потребления этих благ. Правосознание рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих как представителей классов, находящихся в антагонистических противоречиях, имело и имеет принципиальные отличия. Право, которое признается и одобряется эксплуататорами как справедливое, общеобязательное, подлежащее неукоснительному исполнению, негативно оценивается и критикуем эксплуатируемыми классами.
Общественное правовое сознание социальных слоев, классов в реальной жизни проявляется в таких формах, как обращения, декларации, программы, принимаемые общественными объединениями, политическими партиями, нормативно-правовые акты, принимаемые политически господствующим классом, научные и научно-популярные издания идеологов соответствующего социального слоя, класса, публикации в прессе и др.[2]
4. Правосознание и правовая культура
Правовая культура есть совокупность традиционных для данного общества идеальных и материальных собственно правовых, социальных, интегрируемых правом, а также культурных, связанных с правом, ценностей.[3]
Правосознание характеризует способность общества изучать и знать право, его закономерности, а также разрабатывать меры по совершенствованию законодательства. Однако этим многообразная правовая деятельность общества не исчерпывается. Она включает в себя также правотворчество, деятельность государственных органов и должностных лиц по реализации норм права в конкретных отношениях, процессы использования гражданами предоставленных им прав и исполнения ими обязанностей. В конечном итоге правовая деятельность общества и государства стремится создать такой режим, который бы обеспечивал каждому человеку, организациям, учреждениям беспрепятственную реализацию их прав и свобод и надежно гарантировал бы от произвола государственных органов, должностных лиц и отдельных личностей.
Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры.
В обществе с высокой правовой культурой создаются надлежащие условия для реального выполнения государством своей обязанности обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, утверждать право, демократию и справедливость. Ибо в таком обществе правовые конфликты проявляются весьма редко и разрешаются цивилизованным путем в рамках действующего законодательства. Никто не может строить свое благополучие за счет умаления прав и свобод других лиц.
Уровень правовой культуры характеризуется степенью совершенства всех правовых явлений.
Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношениям и способствуют их прогрессивному развитию. Устаревшие нормы, равно как и нормы, закрепляющие произвол государства, предоставляющие приоритеты одной части населения за счет умаления прав и свобод других слоев общества, свидетельствуют о серьезных недостатках деятельности правотворческих органов, неспособности их обеспечивать надлежащее нормативно-правовое регулирование общественных отношений.
Высокий уровень правовой культуры предполагает высокий уровень законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исполнительная власть принимает надлежащие меры по реализации законов и иных нормативно-правовых актов в конкретных правоотношениях, исключает какие-либо факты проявления волокиты, бюрократизма, злоупотребления властью или служебным положением. Вся деятельность государственных органов и должностных лиц осуществляется под действенным контролем общественных объединений и средств массовой информации. Гласность и отсутствие цензуры создают условия для того, чтобы любые отступления исполнительной власти от закона становились бы достоянием широкой общественности и были бы незамедлительно устранены компетентными государственными органами. Кроме того, каждый гражданин наделяется правом обращения в судебные органы за защитой своего нарушенного законного интереса неправомерными действиями государственных органов или должностных лиц. Такое общество, как правило, характеризуется правовой активностью своих граждан, которые широко используют предоставленные ему права и свободы в экономической, политической и социальной сферах. Благодаря такой активности граждане обеспечивают себя и общество необходимыми материальными и духовными благами, создают необходимые условия для эффективного действия политико-правовых сфер общества. При этом каждый гражданин обладает глубокими правовыми знаниями, имеет возможность получать квалифицированную помощь и активно борется с правонарушениями, допускаемыми другими лицами.
Уровень правовой культуры общества напрямую связан и с наличием в обществе надлежащих условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений, способных осуществлять творческий, объективный анализ права и его закономерностей. На основе научных исследований, ученые-юристы подготавливают и вносят в компетентные органы научно обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, деятельности законодательной и исполнительной власти, иных органов государства, укреплению в обществе законности и правопорядка. Деятельность научных юридических учреждений должна осуществляться свободно и не зависеть идеологических установок государственных органов, политических партий.
При этом подразумевается, что общество располагает широкой сетью юридических учебных заведений, способных удовлетворять потребности общества и государства в высококвалифицированных специалистах в области права.
Если конкретное состояние правовой культуры общества не соответствует названным критериям, то приходится говорить о недостаточно высокой правовой культуре. О недостаточной правовой культуре свидетельствует также большое число правонарушений и недостаточно эффективная борьба государства с преступлениями и иными противоправными деяниями. Особенно опасны попытки государства закреплять нормы, позволяющие государственным органам и должностным лицам беспрепятственно посягать на права и свободы граждан, создавать благоприятные условия для бюрократизма и коррупции.
В обществе создается атмосфера недоверия, подозрительности и страха. Граждане не доверяют государству и проводимым им мерам, по преимуществу относятся негативно к действующим нормам права и предпринимают попытки удовлетворять свои интересы вопреки правовым установлениям. Нормативно-правовое регулирование в этих условиях становится малоэффективным, а государство утрачивает способность управлять страной и нередко пытается обеспечить неукоснительное исполнение норм права с помощью суровых мер государственного принуждения, установить авторитарный и иной антидемократический режим правления.
Одной из действенных мер по обеспечению государством законности и правопорядка цивилизованным демократическим путем является его деятельность по повышению правовой культуры общества, государственных органов и каждого гражданина. Особое значение придается при этом правовому воспитанию населения. В этих целях государство вводит преподавание правовых дисциплин в общих и профессиональных образовательных учреждениях, создает необходимые условия для самостоятельного изучения населением действующего права, а также привлекает граждан к участию в деятельности правоохранительных органов, стремится повысить действенность и эффективность борьбы с правонарушениями.
Так, в Российской Федерации учащиеся общеобразовательных школ знакомятся с основами правовых знаний, правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции РФ, студенты всех неюридических вузов изучают гражданский, трудовой кодексы, иные нормативно-правовые акты, которыми регулируется их трудовая, политическая и иная деятельность. Каждый гражданин имеет возможность подписаться и получать официальные издания законов, указов Президента РФ, иных нормативно-правовых актов. Юридические издательства издают для населении комментарии действующего законодательства, популярные работы по праву. По телевидению регулярно выступают должностные лица, видные ученые-юристы, которые разъясняют содержание действующих законов, порядок реализации лицами предоставленных им прав.
Цель правового воспитания – выработать у граждан правовые установки на правомерное поведение, вооружить каждого человека необходимыми знаниями о принадлежащих ему правах и свободах, порядке защиты нарушенного права и тем самым сформировать достаточно высокий уровень его правовой культуры.
Многогранная деятельность государства по правовому воспитанию населения не даст плодотворных результатов, если не будет подкрепляться совершенствованием остальных сфер общества. Общеизвестно, что реальное бытие определяет сознание, и попытки совершенствовать сознание без изменения условий жизнедеятельности населения обречены на неудачу, провал.
В СССР в 70-80-х годах проводилась интенсивная работа по правовому воспитанию населения. В стране действовали многочисленные университеты правовых знаний, где могли обучаться все желающие бесплатно. Во всех учебных заведениях преподавались основы права. Перед населением регулярно выступали работники правоохранительных органов с лекциями на правовые темы. Принадлежащие государству средства массовой информации активно пропагандировали советские законы и необходимость их неукоснительного исполнения. Однако эти меры плохо сочетались с многочисленными нарушениями законности, допускавшимися должностными лицами, с фактическим отлучением большинства граждан от управления делами общества и государства, с углубляющимися диспропорциями в сфере распределения материальных благ.
Несмотря на все усилия государства по правовому воспитанию населения, его правовая культура не менялась сколько-нибудь существенно. Сохранялся достаточно высокий уровень преступности. Население не принимало активного участия в борьбе с правонарушениями. Не проявило оно и сколько-нибудь активных действий по защите социалистического строя и советской власти в 1991-1993 гг.
Чтобы обеспечить успех правового воспитания граждан, государство должно создавать необходимые условия для проявления политической активности личности, ее участии в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу со всякого рода правонарушениями должностных лиц и государственных органов. Решающим фактором повышения правовой культуры населения является неуклонное повышение материального благосостояния всех слоев общества. Российская Федерация должна извлечь надлежащий урок из печального опыта СССР и отдавать себе отчет в том, что правовое сознание граждан нельзя рассматривать в отрыве от процессов совершенствования конкретно-исторических условий их жизни и деятельности.[4]
5. Правовой нигилизм и юридический идеализм
Анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, М. Хайдеггер, выявил его ключевые черты. Во-первых, мировоззренческий нигилизм — это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете, отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К, Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должных лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами; ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания «в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
Сущность правового нигилизма заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку.[5]
Правовой нигилизм можно объяснить подспудным социокультурным несоответствием между требованиями, предъявляемыми актуальной правовой культурой, и архетипическими в своей основе представлениями о праве и о правом. Из этого противостояния вытекает общее негативное отношение к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре. В таком случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, так и естественно-правовому типу правовой культуры. Если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности или не находит то, что соответствует се системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нериализованности собственного понимания права[6].
Чаще всего правовой и юридический нигилизм используются как синонимы. Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни».[7] Речь идет о невостребованности права обществом.
Россия попыталась встать на путь правового государства, как только скованные ранее в экономическом и политическом плане люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном. Таким образом, юридический нигилизм это в отличие от правового нигилизма не отрицание права, а его не знание сопряженное с низким уровнем правовой культуры.
Корни правового нигилизма были крепки в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием.
Однако, обращаясь к анализу причин правовою нигилизма, исследователи, часто видят их в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Такой подход является несколько поверхностным, основанным скорее на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений. Ибо из этого подхода вытекает, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву. Действительно, для сознания, в содержании которого отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует. Правовой нигилизм это проявление специфического типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отношение к нему как ценности[8].
Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому нельзя говорить, что правовой нигилизм проявляется в том, что у человека отсутствует мораль, нигилизм отрицает нормы права, а не морали.
Специфика правового воспитания заключается в обучении праву таким образом, чтобы сформировать у обучаемого уважительное отношение к закону, непримиримость к его нарушениям. И здесь знаний о праве и навыков его применения недостаточно, в большей мере проявляются моральные качества индивидов, социальных групп, общества в целом.
Правовое воспитание - это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, формирование у граждан позитивного отношения к праву, правосудию, законности. Но правовое воспитание должно начинаться с нравственного, которое закладывается в семье, детском саду, школе.
Практически во все времена правовое воспитание рассматривалось как составная часть идеологической функции государства. Оно осуществлялось с использованием таких субъектов, как религиозные организации, политические партии, искусство, средства массовой информации, правовой всеобуч и юридическое образование.
Объектом правового воспитания и обучения является правовое сознание граждан, молодежи.
Под методами правового воспитания обычно имеют в виду совокупность способов целенаправленного воздействия субъектов правового воспитания на правосознание и психику населения страны, социальной группы или индивида. Методами правового воспитания признаются убеждение, принуждение, поощрение и правовое просвещение[9].
Беда нашего времени в том, что, несмотря на очевидные нигилистические настроения в обществе, законодатели не делают из этого соответствующих выводов. Многие законы не соответствуют реалиям жизни, они не приносят необходимой пользы, а напротив, создают определенные трудности. Их большое количество создает неразбериху, неизбежную при внедрении новых нормативных требований, к тому же зачастую новые законодательные акты непоследовательны и противоречат друг другу. В то же время, наряду с общественными отношениями, пресыщенными регулирующими нормами, остается множество таких, которые никак не регламентированы правом. Эта аномалия точно также ведет к негативным реакциям и усугубляет нигилистические настроения в массах, поэтому закон, прежде всего, должен быть адекватен экономической и политической ситуации. Грамотный закон должен четко указывать нормы и механизмы их реализации, лиц, которые должны способствовать реализации прав, и определять ответственность за ненадлежащее его исполнение[10].
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление – правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Заключение
Ситуацию столкновения элементов разных правовых культур мы обнаруживаем в современной России. В принципе нигилистическое сознание объективное пиление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы без особого воодушевления воспринимают крупные перемены и потрясения, особенно если они проходят на фоне весьма существенного снижения уровня жизни.
Когда государство само пренебрегает правом или использует его, как это всегда было в российской истории, только как средство подавления индивидуальной воли, странно надеяться на то, что народ будет действовать в рамках закона, будет положительно оценивать его суть. Строящиеся вертикально отношения в обществе, когда «верхи» концентрируют на себе права, а на «низы» возлагаются только лишь обязанности по выполнению распоряжений «верхов», не могут привести ни к устойчивому общественному согласию, ни к легитимизации новых правовых установлений, что только и является основой для воспроизводства положительного правосознания и поддержки самим обществом правомерного поведения.
Если учесть, что нашим законам не присуща сила прямого действия, что дает волю ведомствам корректировать законы по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, если учесть, что в нашей стране еще не сформировался эффективный механизм зашиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновников, то становится абсолютно объяснимой ситуация, при которой «правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности». Население перестает воспринимать право как социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему. Происходит то, что называется отчуждением общества от права.
Список литературы
1) Алексеев С.С. «Теория права». М- 1995.
2) Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
3) Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.
4) Лившиц. Р.З. «Современная теория государства и права» М.-1994.
5) Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права». М.-2001.
6) Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. №2.
7) Новгородцев П.И. «Историческая школа юристов» М.- 1992.
8) Нерсесянц В.С. «Философия права». М. – 1997.
9) Обществознание / Под ред. Мацнева Н.И. – СПб, 2001.
10) Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности М.; 2002.
11) Спиридонов Л.И. «Теория государства и права». М. 1999.
12) Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2002.
13) Пиголкина. А.С. «Общая теория права». М.-1995.
14) Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.
15) Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997.
16) Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. № 8.
Черданцев А.Ф. «Теория государства и права». М.2000
[1] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 307
[2] Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2002. – С. 132-133.
[3] Обществознание / Под ред. Мацнева Н.И. – СПб, 2001. – С. 75.
[4] Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2002. – С. 139-143.
[5] Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997. С. 590.
[6] Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. №2. С.27.
[7] Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. № 8. С. 52.
[8] Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности М.; 2002.- с. 83
[9] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 312
[10] Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности М.; 2002.- с. 87