Содержание

1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике. 3

2. Информационные системы. Понятие. Этапы развития информационных систем. Структура и классификация информационных систем.. 6

3. Практическая часть. 14

Список литературы.. 17

1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике

Бурный рост спроса на программные продукты во всем мире, связанный, в первую очередь, с развитием и распространением Интернета и систем электронной торговли и бизнеса, а также с внедрением новых поколений вычислительной техники, приведет к тому, что промышленно развитые страны физически не смогут обеспечить подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля в нужный срок. Поэтому можно ожидать дальнейшее распространение практики офшорного программирования в третьих странах. Наиболее прочные позиции здесь занимает Индия, Россия же может попытаться принять участие в освоении этого рынка.[1]

Создание в России экспортной отрасли программного обеспечения сопряжено с решением целого ряда сложных экономических и административных проблем, а успех будет зависеть от активности и последовательности политики правительства в течение ближайших 5—10 лет. На начальном этапе это предполагает лидирующую роль правительства, которое должно найти средства и методы убеждения российских и зарубежных бизнесменов в своем намерении проводить серьезную долговременную политику в области развития ИТ. Для успешного развития отрасли необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

-       Определить политику страны в области информационных технологий, ее непосредственную цель, включая выработку долгосрочной программы. Речь должна идти о замене сырьевых товаров в структуре экспорта страны на ИТ, что требует немедленного создания особого инвестиционного режима в области информационных технологий. Формирование этого сектора может идти на общих основаниях или на базе офшорных зон, как в Индии.

-       Определить государственный орган, полностью ответственный за программу развития ИТ-отрасли и способный ее реализовать. Необходимо наделить его полномочиями для координации усилий правительства и бизнеса, а также правами и возможностями, которые бы обеспечили мониторинг развития отрасли и обеспечение требуемых для ее развития условий.

-       Существенно улучшить общий инвестиционный климат в стране, включая совершенствование налогообложения и введение национального режима для всех инвесторов. Ограниченный рынок капиталов в России, множество препятствий для развития малого и среднего программного бизнеса предполагают координированные усилия правительства для создания благоприятного климата в данной специфической отрасли, который бы способствовал ее активному развитию. Практически речь здесь идет обо всей системе налоговых законов и серии постановлений правительства по административным и таможенным вопросам.

-       Быстрое развитие отрасли может быть стимулировано путем создания специальных условий для предприятий отрасли, что потребовало бы отражения в Налоговом Кодексе уже в 2000 г.

-       Законодательно обеспечить защиту интеллектуальной собственности и последовательную борьбу с пиратством. Нарушение интеллектуальной собственности в России служит одним из основных препятствий для прихода туда серьезных корпоративных клиентов. Необходимо вхождение во все международные соглашения и неукоснительное выполнение взятых обязательств.

-       Обеспечить представителям отраслевого бизнеса возможность широкого участия в формулировании основных положений политики развития отрасли.[2]

Россия имеет определенные преимущества в области качества и количества квалифицированной рабочей силы, способной производить экспортную программную продукцию на иностранных языках. Так, в России имеется примерно 690 технических специалистов на 1 млн жителей, а в Индии — только 114. Однако разница в численности населения двух стран делает эти различия не столь значительными.

Выпускники российских вузов традиционно имеют неплохое базовое математическое образование, что позволяет им достаточно быстро освоить некоторые, наиболее трудоемкие виды работ в программировании, не требующие высокой квалификации. Во многих случаях можно было бы использовать выпускников инженерных вузов, а для других видов производств достаточно бы было общего среднего образования плюс 1—2 года специальной подготовки (с изучением иностранных языков). Однако не следует переоценивать эти преимущества. Существенным ограничением является слабая языковая подготовка программистов, что можно отчетливо наблюдать по низкому уровню русификации даже легально распространяемого ПО.

Особую сложность вызывает сравнительная оценка уровней трудовых издержек в Индии и России. По мнению экспертов Фонда «Бюро экономического анализа», уровень оплаты труда в России, даже с учетом начислений, сравним с уровнем зарплаты в наиболее «дешевых» развивающихся странах Юго-Восточной Азии. В секторе создания ПО российские специалисты в значительной массе эмигрируют, чтобы оказаться на американском рынке с его быстро растущими ставками оплаты. Однако существует спрос на специалистов, которые могли бы быть рентабельны в экспортном производстве в России при оплате 10—15 долл. в час. Тем не менее, в условиях глобальной конкуренции уровень оплаты в конкурирующих странах должен быть примерно одинаков при сравнимом качестве и количестве выработанной продукции.

Существуют еще и дополнительные препятствия на пути выхода российских компаний на мировой рынок офшорного программирования. Так, в отличие от индийских компаний, ориентированных с самого начала на экспорт, российские производители ПО в известной степени ориентированы на освоение ниш внутреннего рынка. Кроме того, экспортные цены могут оказаться не под силу многим внутренним потребителям программной продукции. Макроэкономическая политика будет оказывать значительное влияние на успех программы, в частности, поддержание долгосрочной политики курса рубля должно способствовать сохранению определенных ценовых преимуществ России. При нынешнем курсе рубля российское ПО, несомненно, имеет больше шансов закрепиться на экспортных рынках, чем через несколько лет, когда, как предполагается, курс рубля начнет расти.

До сих пор отсутствие единства в проведении политики, административно-бюрократические барьеры оказывали негативное влияние на деловой климат, что можно наблюдать по незначительным прямым иностранным инвестициям и жалобам бизнесменов. Для достижения успеха Россия должна в кратчайшие сроки выработать долгосрочную программу развития информационных технологий.


2. Информационные системы. Понятие. Этапы развития информационных систем. Структура и классификация информационных систем

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная система — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.[3]

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использо­ванием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персональ­ного компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления - вид задач и процессов обработки информации

1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации  общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппа­ратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессио­нального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и созда­ние соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются: выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;  организация доступа к стратегической информации;  организация защиты и безопасности информации.

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология

1 -й этап (с начала 60-х г.г..) характеризуется довольно эффективной обработкой инфор­мации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и пони-мания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем ориентация смещается в сторо­ну индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизо­ванная обработка данных, характерная для первого этапа,. так и децентрализованная, бази­рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной   обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ин­формационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления - виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология инстру­ментарий которой составляли: перо. чернильница, книга Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами,

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструмента­рием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные сис­темы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжес­ти технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информа­ции для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии постав­ленные задачи, Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны уп­равленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап  развитии технологии,

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стан­дартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы ана­лиза и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культур­ного и прочего назначений.[4]

Начинают широко использоваться в различных областях гло­бальные и локальные компьютерные сети.

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс(совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.

В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс.

Командный - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды.

WIMP- (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель).

SILK- (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские.

Однопрограммные - SKP, MS DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации.

Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации.

Многопользовательские - (сетевые операционные системы) - INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.

Перечисленные формы информационных технологий широко используются в настоящее время в экономических информационных системах (ЭИС).

Информационная технология классифицируется по типу информации (рис.1).[5]

Нельзя ограничиться представленной выше схемой. Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.

Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями.

В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.

Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

Рис. 1. Классификация ИС по типу информации

 

Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, нор­матив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следу­ет попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться раз­ные программные среды.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

-       обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

-       включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

-       иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с по­мощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, ин­струменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программ­ное и математическое обеспечение этого процесса.  С их помощью производится переработ­ка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной тех­нологии.

Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ком­пьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами дан­ных, электронные записные книжки, электронные календари,  информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.). эксперт­ные системы и т.д.

3. Практическая часть

1. Рассчитать сумму вклада с начисленным процентом. Результаты округлить до 2-х знаков после запятой, используя функцию ОКРУГ.

 

 

Сумма вклада (тыс. руб.)

 

 

№ лицевого счета

Вид вклада

Остаток входящий

Приход

Расход

Остаток исходящий

Остаток вклада с начисленным %

S3445

Срочный

45

7

3



F7654

Праздничный

54

6

8



R5467

До востребования

76

5

9



S8976

Срочный

53

4

7



R3484

До востребования

15

12

3



S7664

Срочный

4

5

5



 

Итого







2. Выдать номера лицевых счетов, которые имеют исходящий остаток больше 50 тыс. руб.

3. Подсчитать по срочному виду вклада сумму с начисленным процентом, если сумма расхода по данному вкладу меньше 5 тыс. руб.

4. Построить гистограмму изменения суммы вкладов.

Решение:

1. Математическое описание алгоритма

Остаток исходящий рассчитывается как разность между входящим остатком и расходом

Остаток вклада с начисленным процентом рассчитывается следующим образом: остаток входящий * 30% (для срочного вклада) + приход.

2. Электронные таблицы с расчетными формулами

 

 

Сумма вклада (тыс. руб.)

 

 

№ лицевого счета

Вид вклада

Остаток входящий

Приход

Расход

Остаток исходящий

Остаток вклада с начисленным %

S3445

Срочный

45

7

3

=C3-E3

=ЕСЛИ(B3="срочный";C3*1,03+D3;

ЕСЛИ(B3="праздничный";C3*1,03+D3;

ЕСЛИ(B3="До востребования";C3*1,02+D3)))

F7654

Праздничный

54

6

8

=C4-E4

=ЕСЛИ(B4="срочный";C4*1,03+D4;

ЕСЛИ(B4="праздничный";C4*1,03+D4;

ЕСЛИ(B4="До востребования";C4*1,02+D4)))

R5467

До востребования

76

5

9

=C5-E5

=ЕСЛИ(B5="срочный";C5*1,03+D5;

 ЕСЛИ(B5="праздничный";C5*1,03+D5;

ЕСЛИ(B5="До востребования";C5*1,02+D5)))

S8976

Срочный

53

4

7

=C6-E6

=ЕСЛИ(B6="срочный";C6*1,03+D6;

ЕСЛИ(B6="праздничный";C6*1,03+D6;

ЕСЛИ(B6="До востребования";C6*1,02+D6)))

R3484

До востребования

15

12

3

=C7-E7

=ЕСЛИ(B7="срочный";C7*1,03+D7;

ЕСЛИ(B7="праздничный";C7*1,03+D7;

ЕСЛИ(B7="До востребования";C7*1,02+D7)))

S7664

Срочный

4

5

5

=C8-E8

=ЕСЛИ(B8="срочный";C8*1,03+D8;

ЕСЛИ(B8="праздничный";C8*1,03+D8;

ЕСЛИ(B8="До востребования";C8*1,02+D8)))

 

Итого

=СУММ(C3:C8)

=СУММ(D3:D8)

=СУММ(E3:E8)

=СУММ(F3:F8)

=СУММ(G3:G8)


2. Для выполнения Задания №2 по условию воспользуемся расширенным фильтром укажем условие или критерий >50, диапазон выборки – значения исходящего остатка F3:F8 и он выдаст результат.

№ лицевого счета

Вид вклада

Остаток входящий

Приход

Расход

Остаток исходящий

Остаток вклада с начисленным %

R5467

До востребования

76

5

9

67

82,52

3. Воспользуемся функцией выборки ЕСЛИ

В начале проверяется условие <=5 по срочному вкладу, затем вычисляется сумма с начисленным процентом

Задание 3

=ЕСЛИ($E3<=5;$G3;"Расход больше 5 тыс. руб.")

=ЕСЛИ($E4<=5;$G4;"Расход больше 5 тыс. руб.")

=ЕСЛИ($E5<=5;$G5;"Расход больше 5 тыс. руб.")

=ЕСЛИ($E6<=5;$G6;"Расход больше 5 тыс. руб.")

=ЕСЛИ($E7<=5;$G7;"Расход больше 5 тыс. руб.")

=ЕСЛИ($E8<=5;$G8;"Расход больше 5 тыс. руб.")

4. Построение гистограммы

Для построения гистограммы необходимо вызвать мастер диаграмм и в пошаговом режиме указать:

Тип диаграммы - гистограмма;

Вариант гистограммы – обычная;

Ряд – Вид вклада, остаток исходящий, Остаток вклада с начисленным %.

Помещаем диаграмму на имеющемся листе.

Список литературы

1.     Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. - М.: “ЭКО”. 2004.

2.     Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003.

3.     Иванченко Н.М. Компьютерные методы обработки информации: УМК. – СПб.: Питер, 2002.

4.     Майоров С.И. Информационные  технологии. - М.: Информатика, 2003.

5.     Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика,  2004.

6.     Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. - М.: АБФ, 2002.




[1] Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 331.

[2] Майоров С.И. Информационные  технологии. - М.: Информатика, 2003. – с. 267.

[3] Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика,  2004. – с. 17.

[4] Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. - М.: АБФ, 2002. – с. 37.

[5] Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. - М.: “ЭКО”. 2004. – с. 69.