Содержание
Введение. 3
1. Предмет трудового права. 4
2. Метод трудового права. 10
3. Отграничение трудового права от смежных отраслей. 13
Задача №19. 15
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Трудовое право является одной из важнейших отраслей российского права. Из общей теории государства и права известно, что отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом, которые определяют самостоятельность каждой из них.
Предмет любой отрасли права составляют однородные общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. Метод же показывает, как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется регулирование общественных отношений. В трудовом праве эти общие положения о предмете и методе отрасли права конкретизируются.
Так, предметом трудового права являются общественно-трудовые отношения, т.е. отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы. Помимо общественно-трудовых отношений в предмет трудового права входят и другие, тесно связанные с ними общественные отношения, о которых будет сказано ниже.
Название данной отрасли права "трудовое право" означает, что оно связано с трудом, с реализаций гражданами своей способности к труду.
Трудовое право непосредственно регулирует отношения общественной организации труда. Придавая этим отношениям устойчивую форму правовых отношений, оно наделяет их участников правами и обязанностями, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения.
Цель работы – раскрыть сущность вопросов связанных с предметом и методом трудового права, а так же отграничением трудового права от смежных отраслей
1. Предмет трудового права.
Трудовое право как отрасль права имеет свою специфическую сферу регулирования – сферу общественного труда. Будучи источником общественного богатства, труд определяет прогресс общества. Вот почему среди отраслей современного права трудовое право занимает одно из ведущих мест. Оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права.[1]
Как известно, возникающие при производстве материальных и духовных благ общественные отношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. При этом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойства общественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективном применении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда. Т.о., совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения пруда в коллективе.
В зависимости от экономического положения участников совместного труда (т.е. от их отношения к средствам производства), следует различать две его основные разновидности: самостоятельный труд(труд собственников) и наемный труд (труд несобственников). Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работников и необходимость существования рынка труда(рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. Наряду с указанными основными разновидностями совместного труда существует и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и несобственников.
Становление и дальнейшее развитие рыночных форм организации труда в России обусловлено широкой приватизацией организаций, находившихся в собственности государства, утверждением частной собственности и связанным с нею преодолением отчуждения трудящегося от результатов труда. Все это требует новых подходов к правовому регулированию общественных отношений в сфере организации и применения труда. При этом важно подчеркнуть, что трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде.
1. Трудовые отношения.
Среди общественных отношений, составляющих в своей совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения, которые складываются как в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е. деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду(рабочей силы). Вследствие этого главным предметом трудового права являются общественные отношения по поводу применения и организации живого труда или работы.
Как экономическая категория трудовые отношения представляют собой неотъемлемую часть производственных отношений. Они отражают положение различных социальных групп, их взаимоотношения в производстве и взаимный обмен деятельностью. Будучи элементом производственных отношений, трудовые отношения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с отношениями собственности на орудия и средства производства и с отношениями распределения продуктов производства. Трудовым отношениям как звену производственных отношений свойственны все особенности последних: они носят объективный характер (т.е. не зависят от сознания людей), изменяются в соответствии с изменениями производительных сил общества, всегда подвергаются активному воздействию со стороны надстройки(в т.ч. со стороны трудового права как элемента надстройки).
Участниками (субъектами) трудовых отношений выступают работник и работодатель (организация, собственник-предприниматель), которые свои взаимоотношения строят, как правило, на договорной (контрактной) основе и на возмездных началах. За свой труд работники получают либо заработную плату по заранее установленным нормам (тарифам), либо часть дохода организации.
Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуются следующими специфическими чертами: во-первых, эти отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности; во-вторых, работник включается в трудовой коллектив конкретной организации: в-третьих, включение работника в трудовой коллектив опосредованно особым юридическим фактом (трудовым договором (контрактом), актом об избрании на должность...); в – четвертых, содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специальностью, квалификацией, должностью.
Говоря о трудовых отношениях как предмете трудового права, следует иметь ввиду, что речь в данном случае идет лишь о тех из них, которые базируются на наемном труде. Трудовые отношения, основанные на самостоятельном труде (труде собственников), в соответствии с действующим законодательством не включаются в предмет трудового права. Это относится, в частности, к индивидуально-трудовой деятельности, деятельности предпринимателей-собственников, трудовым корпорациям и товариществам, не применяющим труд наемных работников. Например, труд писателя, ученого, изобретателя, если он совершается вне общественной кооперации труда, не относится к сфере трудового права. Однако если тот же труд писателя или ученого протекает в трудовом коллективе редакции журнала или научного учреждения по заданию администрации в рамках трудового договора (контракта),то налицо обычные трудовые отношения, регулируемые трудовым правом, ибо они основаны на наемном труде. В силу наемного характера госслужбы трудовые отношения госслужащих также следует относить к предмету трудового права, однако служба в Вооруженных Силах, в органах внутренних дел, пограничных войсках, контрразведке и внешней разведке к предмету трудового права не относится, а составляет предмет административного права. Служба в указанных органах выходит за рамки трудовых отношений и обычной работы. Она связана с выполнением оборонной функции государства.
Т.о., подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что трудовые отношения как предмет трудового права представляют собой звено производственных отношений, складывающихся в процессе применения труда в общественной кооперации труда, когда гражданин включается в коллектив организации для выполнения определенного рода работы(трудовой функции) с подсинением установленному трудовому распорядку.
В систему общественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимо собственно трудовых, входят также отношения, которые тесно связаны с ними – предшествуют, сопутствуют им либо вытекают из них. Это организационно-управленческие отношения в сфере труда, отношения по трудоустройству, по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве, по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, по рассмотрению трудовых споров (индивидуальных и коллективных).
2. Организационно-управленческие отношения в сфере труда.
Как правило, эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между работодателем, с одной стороны, и трудовым коллективом либо профкомом – с другой. Они касаются главным образом установления и применения условий труда в конкретной организации, улучшения материально-бытовых и культурных форм обслуживания трудящихся, рационального использования фондов организации, нормирования и оплаты труда и других вопросов, затрагивающих коллективные и индивидуальные интересы работников. Применительно к главному предмету трудового права- трудовым отношениям- организационно-управленческие отношения играют служебную роль: они призваны организовывать трудовые отношения и управлять ими в рамках конкретной общественной кооперации труда. На протяжении всего периода функционирования трудовых отношений организационно-управленческие отношения выступают в качестве их спутника и организатора.
Типичной разновидностью организационно-управленческих отношений в сфере труда выступают в настоящее время отношения, связанные с разработкой, принятием и исполнением коллективных договоров и соглашений (генеральных, отраслевых(тарифных) и специальных). Они действуют в организациях независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.
3. Отношения по трудоустройству
Они возникают в связи с обращением граждан к органам, ведающим трудоустройством (органам государственной службы занятости на местах), с просьбой подыскать им подходящую работу. Существование в России системы государственных органов трудоустройства призвано содействовать реализации гражданами конституционного права на труд, особенно в тех случаях, когда они оказываются безработными и испытывают затруднения в подыскании работы или получении профессиональной подготовки по новой для них специальности. Как показывает практика, в содействии подысканию работы нуждаются, в основном, женщины, молодежь после окончания общеобразовательных школ, лица, высвобождаемые из организаций в связи с научно-техническим прогрессом, банкротством, совершенствованием организации труда и системы управления.
Как правило, отношения по трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Органы трудоустройства при этом выполняют обычно посреднические функции между организациями, нуждающимися в кадрах, и гражданами, изъявившими желание устроиться на работу по определенной специальности, квалификации, должности. Для решения главной задачи – трудоустройства – органы государственной службы занятости располагают банком данных о наличии свободных рабочих мест и вакансий в регионах и в конкретных организациях.
4. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.
Указанные отношения складываются в процессе надзорной деятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в организациях. В профсоюзах функцию контроля и надзора осуществляют как общие органы(комитеты и советы профсоюзов), так и специализированные (техническая и правовая инспекции труда). Общий государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры. Среди государственных органов, осуществляющих специализированный надзор за охраной труда на предприятиях и в учреждениях, следует выделить органы Госсанэпиднадзова, Госэнергонадзора, а также органы Государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.
В процессе осуществления функции надзора за охраной труда и соблюдением трудового законодательства эти органы вступают в правовые отношения с организациями, предпринимателями, должностными лицами из числа администрации. Естественно, что складываются эти отношения не сами по себе, а в связи с необходимостью охраны труда и защиты прав работников. Указанные охранительные отношения, поэтому относятся к категории сопутствующих. Однако эти отношения нередко возникают еще до того, как предприятие вступит в строй (например, предупредительный надзор за охраной труда на стадии разработки и утверждения проекта, надзор на стадии сооружения или реконструкции организации). В этих случаях, естественно, надзорные отношения складываются до возникновения трудовых отношений и носят характер предшествующих.
5. Отношения по рассмотрению трудовых споров.
Они складываются в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установления условий труда работников. Участниками этих отношений выступают спорящие субъекты (работник – работодатель; трудовой коллектив - работодатель), с одной стороны, и орган по рассмотрению трудового спора – с другой.
В отличие от иных общественных отношений, составляющих предмет трудового права, эти отношения носят процессуальный характер, ибо они касаются не материальной стороны спора, а процедуры его разрешения. Согласно действующему трудовому законодательству индивидуальные трудовые споры (работник - работодатель) рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), избираемых трудовыми коллективами организаций, а также в судах. Коллективные трудовые споры(конфликты) разрешаются примирительными комиссиями, посредниками и трудовым арбитражем.
Т.о., предмет трудового права России составляют в настоящее время две группы общественных отношений: 1)трудовые отношения – главный элемент (ядро) предмета; 2)иные общественные отношения, существование которых обусловлено неразрывной связью с трудовыми отношениями.[2]
2. Метод трудового права
Если предмет трудового права отвечает на вопрос, что или, иначе, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется это регулирование.
Современный метод трудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками:1)сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений, составляющих предмет трудового права; 2)сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования; 3) участие в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов; 4) своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.
1. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда.
Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом, ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и дифференциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных организациях.
Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда – продолжительность рабочего времени; вводится тарифная система для бюджетников; принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда работников. В этом регулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы госвласти и госуправления, а также высшие органы профсоюзной системы – на уровне страны, отрасли. Принятые в результате централизованного регулирования нормативные акты могут носить как директивный (обязательный), так и рекомендательный характер.
С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков; условия коллективного договора и др. Участниками локального регулирования выступают, с одной стороны, работодатель(организация, предприниматель), а с другой – трудовой коллектив(профком, совет трудового коллектива). Принятый в результате локального регулирования нормативный акт распространяет свое действие в пределах данной организации.
2. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования.
Названный признак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли – трудовые отношения. В соответствии с действующим законодательством договор здесь выступает основным юридическим (правообразующим) фактом. Через его посредство устанавливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения, то есть реализуется конституционное право граждан на труд. Договорная форма регулирования характерна в ряде случаев и для других общественных отношений, входящих в предмет прудового права. Так, например, организационно-управленческие отношения в сфере труда получают юридическое оформление в коллективных договорах и соглашениях, договорах арендного подряда, в соглашениях по охране труда и других совместных формах локального нормотворчества, в которых принимают участие работодатель и трудовой коллектив (либо от его имени - профком).
Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений состоит в том, что установленное на основе договора правовое отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон. Например, без взаимного согласия сторон нельзя вносить изменения и дополнения в содержание коллективных договоров и соглашений, изменять и дополнять трудовые договора (контракты).
Рекомендательный способ регулирования, получивший определенное распространение в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует мягкое регулирование путем указания на желательное для государства поведение субъектов общественных отношений.
Однако договорный и рекомендательный способы регулирования общественных отношений в сфере труда, хотя и получили довольно широкое распространение за последние годы, полностью не исчерпывают характеристику метода трудового права. Дело в том, что оба указанных способа на практике нередко сочетаются с государственно-властным(императивным) способом регулирования. Такое сочетание диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель(предприниматель, администрация предприятия) наделяется правом применять меры дисциплинарного наказания, привлекать к материальной ответственности, увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции.
Активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов.
В РФ трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; определяет перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот и поощрений; определяет и регулирует формы и условия деятельности общественных организаций; решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
На государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного органа госвласти составляет более 50%, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива.
Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли регулируются помимо законодательства РФ также уставом организации и коллективным договором. [3]
3. Отграничение трудового права от смежных отраслей
Вопрос об отграничении трудового права от гражданского связан с тем, что последнее регулирует отношения, связанные с трудом и его продуктом (результатом), вытекающие, например, из договора подряда, поручения, авторского договора.
Специфические институты трудового права (рабочее время и время отдыха, дисциплина труда и др.) рассчитаны на субъектов трудовых правоотношений. Что касается субъектов гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, то на них эти институты не распространяются.
Следует также отметить и существенные различия в методах трудового и гражданского права.
Наибольшую сложность представляет отграничение трудового права от административного права, также связанного с применением труда. Причина заключается, в частности, в том, что:
- трудовым, как и административным отношениям, присущ элемент управления;
- пределы трудовой правосубъектности организаций определяются нормами и трудового, и административного права;
- в трудовых отношениях некоторых категорий руководящих работников существуют особенности, связанные с использованием элементов административно-правового регулирования.
Предмет административного права образуют отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Трудовым отношениям в сфере трудового права также свойственны организация и управление. Но характерные для их структур связанность субъектов трудовым распорядком, подчинение работника управляющей стороне только внешне сходны с административно-правовым методом властных предписаний. В трудовом праве управленческие формы организации не выходят за пределы управления совместным процессом труда внутри предприятия. Поэтому связи руководителей с работниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления. Являясь важнейшим звеном трудовых отношений, они опосредуются нормами трудового права.
Между трудовым правом и правом социального обеспечения имеется тесная связь. Она выражается в том, что без трудовых отношений в прошлом или настоящем отношения социального обеспечения чаще всего возникнуть не могут. Отношения по социальному обеспечению либо сопутствуют трудовым отношениям, либо приходят им на смену.
Различия в характере общественных отношений, составляющих предмет трудового права и права социального обеспечения, предопределяют и различия в методах регулирования. Методу права социального обеспечения не свойственны договорный порядок возникновения правоотношений.[4]
Задача №19
Администрация трамвайно-троллейбусного управления и АТП-4 в целях улучшения условий пассажирских перевозок своими приказами ввела для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев городского сообщения, и автобусов пригородного сообщения рабочий день с разделением на части с месячным суммированием учета рабочего времени. Группа водителей, считая приказы незаконными, обратилась с жалобой в правовую инспекцию.
Правомерны ли действия администрации ТТУ и АТП-4? В каких случая допускается разделение рабочего дня на части? Каков порядок установления такого режима работы?
Решение:
Администрация трамвайно-троллейбусного управления и АТП-4 имеет право установить разделение рабочего дня на части, но при этом работодатель (с учетом мнения выборного профсоюзного органа, иного представительного органа работников) может принять соответствующий локальный нормативный акт.
Допускается разделение рабочего дня на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.
По общему правилу в организациях применяется такой режим работы, который предусматривает один большой перерыв (не более 2 час.) для отдыха и питания (обеденный перерыв), т.е., по существу, рабочий день (рабочая смена) разделяется на две большие части: до обеда и после обеда. Эти части могут быть равными, однако могут быть и различной продолжительности. В изъятие из этого общего правила комментируемая статья допускает в виде исключения разделение рабочего дня (рабочей смены) на такие части, между которыми возможен перерыв более 2 часов (ст. 108 ТК). Иначе говоря, рабочий день как бы разрывается на части, между которыми образуется значительный перерыв.
В качестве компенсации работникам, занятым на условиях разделенного, на части рабочего дня, действующее законодательство предусматривает доплату в размере до 30% тарифной ставки (оклада) или сдельного заработка работника. Эти правила применяются, на государственных и муниципальных предприятиях.[5]
Заключение
Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. И одна отрасль права отлична от другой своими предметом, методом и принципами правового регулирования. Поэтому изучение каждой отрасли права, в том числе и трудового, начинается с усвоения этих правовых категорий.
Предмет отрасли права характеризуется однородностью общественных отношений, их социально-экономической общностью и некоторыми другими признаками, изучаемыми в общей теории права.
Метод трудового права характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле нанимателей в процессе труда, участием трудовых коллективов и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного (общего и отраслевого) регулирования с локальным, применением мер дисциплинарной и материальной ответственности другой стороны трудового правоотношения, осуществлением защиты субъективных трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами.
Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда, т.е. труд на любом производстве. Всякий совместный труд требует его организации, управления и основан на определенной форме собственности на орудия и средства труда. Организация труда делится на техническую и общественную. Техническая организация труда - это связь человека в процессе общего труда с орудиями труда техникой материалами, технологичёским процессом. Она отражает отношение человека к природе, т.е. степень воздействия на предметы природы, используя их в трудовой деятельности.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория права.- М.: БЕК, 2004.
2. Зайкин А.Д. Российское трудовое право. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Смирнов О.В. Трудовое право. М.: Проспект, 2003.
4. Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: Юристъ, 2004.
5.
Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30 декабря
[1] Алексеев С.С. Теория права.- М.: БЕК, 2004. – С. 193
[2] Зайкин А.Д. Российское трудовое право. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 83
[3] Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: Юристъ, 2004. – С. 118
[4] Смирнов О.В. Трудовое право. М.: Проспект, 2003. – С. 91
[5]
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря