Содержание
Введение. 3
1.Понятие «Американской культуры». 4
2. Американская культурная политика. 6
3. Новая американская культура. 11
Заключение. 14
Список литературы.. 16
Введение
На рубеже XX-XXI вв. мир оказался на пороге новой эры. Необычайно возросло значение личности, индивида в современном обществе.
На этом фоне резко повысилось значение фактора культуры в мировой политике и международных отношениях, серьезно возросло его влияние на общемировые социально-экономические процессы, на межгосударственные отношения. В связи с этим государства начинают уделять все большее внимание своей культурной политике, становится все более актуальным и все чаще используется термин “внешняя культурная политика”, поскольку экспорт, распространение и популяризация национальной культуры или, в обратном случае, отторжение внешней культурной экспансии стали весьма действенным инструментом дипломатии и довольно эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства. [1]
Когда речь заходит о факторе культуры во внешней политике или о внешней культурной политике государства, то нельзя найти более очевидного, актуального и интересного примера для исследования, чем внешняя культурная политика США, которую зачастую именуют внешней культурной экспансией или культурным империализмом. Трудно оспорить тот факт, что плоды внешней культурной политики США и влияние американской культуры прослеживается на большей части планеты. Даже если она не воспринимается повсеместно и вызывает неприязнь и отторжение на культурно-цивилизационном уровне, порождая конфликты на этой основе, то и это, в свою очередь, является доказательством активности ее общемировой экспансии.
Цель работы рассмотреть американскую культуру 19 века.
Задачи работы рассмотреть:
1. Понятие американской культуры
2. Американскую культурную политику
3. Новую американскую культуру
1.Понятие «Американской культуры»
Следующим ключевым понятием в данной работе является термин “американская культура”. Сам по себе термин является довольно противоречивым и вызывает разные, порой крайне противоположные оценки, как в научной среде, так и среди обывателей. Попытаюсь вкратце рассмотреть суть вопроса и высказать свою точку зрения. Дело в том, что согласно одной точке зрения, видимо одной из наиболее радикальных, американской культуры как таковой не существует вообще и использование этого понятия правомерно лишь с большими оговорками, если правомерно вообще. С другой из распространенных точек зрения, американская культура существует и, более того, всеми своими многогранными проявлениями подтверждает свое доминирование на большей части планеты.[2]
Во-первых, нам необходимо определиться с тем, какой смысл мы вкладываем опять же в понятие культуры. Если рассматривать это как нечто традиционное, самобытное, имеющее свою глубокую многовековую историю, уклады, обычаи, верования, нормы и правила поведения, социально приобретенные и транслируемые из поколения в поколение, то в этом смысле мы, скорее всего, не можем применить это понятие по отношению к США. [3]
Но с другой стороны, американское мультикультурное общество настолько своеобразно и даже, на мой взгляд, в какой-то степени уникально, что оно породило некую новую формацию культуры, ее новый вид, благодаря, своей мультикультурности, т.е. разнообразию этнокультурного и этноконфессионального состава, с одной стороны, и развитию новых технологий и крупным капиталовложениям – с другой. Очень важным является обратить внимание на то, что в отношении культуры США, как и культуры практически любого другого государства, уместно разделять понятие культуры на составляющие, а именно на т.н. высокую и массовую культуру. Что касается высокой культуры, то она, как и вся культура современного американского общества, формировалась с начала ХХ века под непосредственным влиянием эмигрантской среды, в том числе и бывших наших соотечественников, вклад которых в формирование высокой культуры США более чем ощутим. Речь идет о талантливых музыкантах, композиторах, дирижерах, певцах, поэтах, писателях, художниках, театральных режиссерах, хореографах, танцорах и т.д. – выходцах из СССР и других европейских и не только европейских стран, которые сыграли и по сей день играют очень важную роль в культурной жизни Америки. [4]
Таким образом, высокая культура Нового Света, как и американское общество и культура в целом, является “лоскутной” или, по-другому, “мозаичной”, т.е. культурой синтезированной путем ассимиляции, адаптации и синтеза части историко-культурных традиций и иных явлений культурного порядка различных стран и регионов мира. В результате появляется новый тип культуры, который, ассимилируя вышеперечисленные явления, “переваривает” их под воздействием различных факторов, прежде всего национального менталитета, добавляет свое видение, свои тенденции и транслирует на весь мир уже непосредственно свое восприятие этих явлений. На мой взгляд, это в полной мере можно отнести на счет американской культуры. Правда стоит сделать оговорку, касающуюся высокой культуры США, которая по большей части является копией или продолжением европейской культурной традиции, может быть лишь за исключением современного искусства, в особенности изобразительного. Именно по этому многие критики употребляют термин “суррогатная культура”, хотя мне кажется, что это ни в коем случае не говорит о “неполноценности” североамериканской культуры, и уж тем более, когда речь заходит о массовой культуре Америки.
2. Американская культурная политика
Далее, одними из основных и важнейших для нашей работы понятий являются понятия культурной политики и внешней культурной политики. В общем, термин “культурная политика” подразумевает наличие тех ценностей и принципов, которыми руководствуется любой социальный организм в вопросах культуры.[5]
Как правило, культурная политика реализуется, прежде всего, государством в лице органов законодательной и исполнительной власти, но культурная политика осуществляется также различными институтами в частном секторе от корпораций до общественных организаций. Можно сказать, что культурная политика является некой системой координат для тех, кто принимает решения или совершает действия так или иначе оказывающие влияние на культурную жизнь общества и государства. Культурная политика может быть довольно определенной и четко сформулированной и осуществляться в соответствии с программой устанавливаемой институтом на это уполномоченным. К примеру, Министерство культуры способно проводить политику, проявляющуюся в поддержке театров и театральных коллективов в разных районах страны и за рубежом. Но очень часто, и в данном случае это касается Соединенных Штатов, культурная политика недостаточно закреплена формально или не определена вообще.[6]
Огюстэн Жирар, сотрудник Департамента науки и исследований Министерства культуры Франции в своей книге “Культурное развитие: опыт и политика” дает следующее определение культурной политики: “Культурная политика – это система максимальных и практических целей, преследуемых социальной группой и средств ею применяемых, которая используется властью. Культурная политика может осуществляться профсоюзами, партиями, образовательными учреждениями, институтами, предприятиями, городами и правительствами. Но независимо от института ее проводящего, культурная политика подразумевает наличие долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, а также средств, объединенных в тесно связанную систему”.[7]
Когда правительства в развитых странах определяют культурную политику, то они, в основном, ограничиваются наиболее узкими и стандартными категориями, такими как средства массовой информации и массовые коммуникации, искусство, образование, и в некоторых странах – спорт. А средства реализации культурной политики достаточно разнообразны. Это могут быть и гранты, что наиболее распространено, и программы общественного трудоустройства службы занятости населения, а также создание и поддержание благоприятных условий для деятельности в сфере культуры, охрана исторических памятников и т.д. [8]
Что же касается понятия внешней культурной политики, то она осуществляется практически теми же институтами, но ориентирована вовне. Основные цели внешней культурной политики того или иного государства заключаются в формировании позитивного облика государства за рубежом посредством ознакомления других народов с его культурными ценностями, а также в содействии осуществлению процесса кросскультурного взаимодействия и взаимопонимания между народами. Кроме того, одной из отличительных особенностей внешней культурной политики является т.н. “экспорт культуры” государства в том или ином объеме. Помимо этого, и как уже было замечено во введении к настоящей работе, внешняя культурная политика с ее мощной идеологической подоплекой может быть очень действенным инструментом на службе у государства, в том числе в качестве проводника национальных интересов и средства борьбы за них.[9]
Американская семья "ядерна", то есть это уже не былая "органическая", или "расширенная" семья - американская семья ушла дальше от понятия клана, чем это принято в любой другой культуре. Конечно же, она решительно отличается от мусульманской семьи, полигамной, в центре которой стоит мужчина, окруженный сонмом забитых женщин; или от индийской "объединенной семьи", возглавляемой старейшей женщиной рода; или от китайской семьи, построенной вдоль оси отец-сын и возглавляемой мужчинами-старейшинами; или от европейской семьи, основанной на браке по расчету и все еще ориентированной на отца семейства; или от всевозможных вариантов внебрачных семейных сообществ; или от советской семьи, где роли родителей и детей, независимо от иерархии власти, послушания или привязанности одних к другим, очень ослаблены вмешательством государства, которое берет на себя существенную часть всех этих ролей. Развиваясь, американская семья постепенно отторгала свойственников, бабушек-дедушек, двоюродных сестер и братьев, тетушек и другую дальнюю родню; она передоверила производство фабрикам и учреждениям, религию - церкви, отправление правосудия- судам, формальное образование-школам, заботу о больных- больницам и даже начала перепоручать принятие некоторых жизненно важных решений психотерапевтам.
Что страшно поражало европейских наблюдателей и путешественников, так это различие в отцовском авторитете. Занятый на производстве или на службе, американский отец не имеет возможности непрерывно руководить семьей, как того требуют патриархальные отношения. Его авторитет теоретически еще признается, и в вопросах дисциплины за ним остается последнее слово. Но его верховная власть больше не освящена церковью, да он на нее больше и не претендует. В повседневных делах его замещает жена, а ввиду длительного отсутствия мужа-суверена заместитель становится королем, возвращая мужу бразды правления только на уик-энды, а иногда передавая их самим детям.
Так традиция вольнолюбия усиливается изменениями во внутреннем построении семьи. Дети больше оперируют понятиями требований и прав, нежели долга и послушания. Их мир-это не мир почтительного отношения к авторитету, это мир, в котором принято возражать родителям и торговаться, чтобы, сдавшись, подчинившись семейным правилам, касающимся манеры ли поведения, еды или каких-то поступков, получить за это вознаграждение.
Эта картина семейной анархии, центром которой являются дети, конечно, тоже преувеличена. В благополучных семьях тирания более слабых членов, из-за которой такую семью даже прозвали "диктатурой слабейшего", сказывается мало. Правила существуют для всех, им и следуют все вместе. Сэкономленные деньги-это не потом и кровью завоеванный для детей достаток, эти деньги тратятся на путешествия и развлечения для всей семьи. Семейные обычаи, против которых решительно возражает хотя бы один член семьи, исчезают, и никакой родительской властью их не сохранить, если для детей они утратили свое значение. Конечно, постоянно существует опасность возникновения невротических отклонений в эмоциональном семейном климате. По неким сугубо внутренним, личным причинам неосознанные симпатии одного или обоих родителей могут принадлежать одному из детей в ущерб другому, и один ребенок может расти как "прекрасный принц", а другой-быть "козлом отпущения". Соперничество детей за любовь и уступчивость родителей порой до крайности затрудняет принятие семейных решений. Дополнительная трудность возникает оттого, что идет постоянное сравнение с правилами и решениями, принятыми в других семьях. И все же, каким бы трудным ни был этот процесс, принимаемые решения являются частью того, что может быть в общих чертах названо демократическим процессом в семейных отношениях. Результат такой демократии, как и любой демократии вообще, уязвим. Нападки на американскую семью в связи с утратой в ней иерархического принципа сродни таким же нападкам на политическую демократию в Америке. Семье, конечно, тяжелее переносить бремя демократической функции. Это бремя лежит на большом количестве малочисленных семейных союзов, многие из которых расстраиваются и распадаются из-за неосведомленности, неуверенности, неврозов или разобщенности родителей. Они часто все портят, руководствуясь в воспитании детей лишь ответственностью и привязанностью. В обществе в целом неспособность одних справиться с бременем демократии из-за невежества или несостоятельности может быть уравновешена большей зрелостью других. Но именно потому, что семья-первичная самостоятельная общность, никакая другая семья спасти ее не может. В итоге она либо тонет, либо выплывает-в зависимости от способности ее членов предпринять попытку совместного риска. Если попытка не удается, иерархическая семейная структура превращается в тираническую, собственническую или анархическую. Часто говорят, что благодаря индивидуалистической структуре власти в пределах американской семьи в Америке невозможна политическая диктатура. Если это так, то вовсе не потому, что мятежный принцип переносится из семейной сферы в сферу политики. На самом деле как раз именно излишне проявляющие собственнические склонности, деспотичные родители при неустойчивости состояния семьи провоцируют в детях стремление иметь сильного отца или заменить одного отца другим. Что действительно связывает семейную структуру с гражданскими демократическими навыками, так это обоюдное влияние: только в демократической политической среде семья может позволить себе отказаться от бремени деспотической власти и предоставить равенство всем своим членам, и, в свою очередь, справляясь с учреждением правительства всеобщего согласия в пределах первичной социальной общности, учась здесь совместно вырабатывать правила и следовать им, семья превращается в незаменимую школу поисков всеобщего согласия в более широкой, политической сфере. Дети и родители, прошедшие эту школу, вряд ли смогут стать винтиками в машине деспотии или находить удовлетворение в том, чтобы слепо следовать за лидером-хотя очевидный конформизм последнего времени в политических взглядах американцев показывает, насколько сама семья оказалась зажатой в тисках культуры.
3. Новая американская культура
До первых больших волн иммиграции XIX века основное белое население молодой американской нации составляли в основном английские протестанты. Их взгляды были пропитаны идеями эпохи Просвещения, что нашло отражение в американском “Билле о правах”, т.е. первых десяти поправках к конституции США, хотя применялись эти принципы очень избирательно, по большей степени в пользу владельцев крупной земельной собственностью. Ценности Просвещения, в интерпретации первых американских политических философов, делали основной акцент на защите личных свобод и сохранении независимости от потенциальной тирании со стороны государственной власти. Несмотря на то, что такие культурные аспекты американской общественно-политической жизни, как образование, избирательное право и рабство были предметами горячих общественных дискуссий, правительство заняло позицию невмешательства, которая автоматически благоприятствовала наиболее могущественным.
Противовесом такой американской культурной ценности как личная свобода, на протяжении всей истории США являлась противоположная традиция–традиция общинных ценностей. Возведение жилищ, взаимопомощь во время урожая или пред лицом наводнений и иных стихийных бедствий, недоверие далеким от народа политическим лидерам—все это стало частью культурного наследия, которое также имеется в виду при употреблении термина “американская культура”. Как мы знаем, власть в США, особенно в то время, принадлежала белым, по-другому, собственно говоря, и быть не могло. Но на формирование американской культуры оказало также серьезное влияние чернокожее население, которое тогда составляли рабы, завезенные из Африки. Об этом влиянии и его последствиях мы обязательно скажем в контексте разговора о современной американской массовой культуре. Вопрос о рабстве стал предметом горячих дебатов на каждой ступени создания государства в течение достаточно длительного исторического периода и уже в XIX веке вылился в Гражданскую войну 1861-1865 гг. Рабовладельцам срочно понадобилось создать религиозные, моральные, научные и политические оправдания рабства. Эта расистская философия выжила после Гражданской войны и еще долго процветала, дожив на официальном уровне, как мы знаем, до XX века и частично сохранилась по сей день на неофициальном уровне. Согласие белого большинства по этому вопросу сохранялось еще определенный период после войны Севера и Юга. Когда более крупные и разношерстные группы иммигрантов начали прибывать на территорию Соединенных Штатов, те, кто считали себя “истинными американцами” серьезно встревожились. Страх перед зарубежными веяниями и незнакомыми культурными традициями привел к введению жестких ограничений на иммиграцию в страну, квотированию и созданию запретительных барьеров для въезда представителей т.н. “нежелательных” этнических групп. Расистские настроения, направленные ранее в сторону афроамериканцев и коренных индейцев, распространились теперь и на новые для США этнические группы выходцев из стран Азии и Латинской Америки.[10]
Официальная политика дискриминации этнических меньшинств стимулировалась и усиливалась постоянными акциями, направленными на защиту прав т.н. “настоящих американцев”. Появление известного ку-клукс-клана было спровоцировано стремлением белых южан сохранить расовый порядок, существовавший до гражданской войны, который был временно нарушен послевоенной политикой реконструкции. Позже клан начал направлять свои действия и против еврейских иммигрантов и, что любопытно, католиков. История США конца XIX столетия стала свидетельницей безумных действий самосуда и насилия над представителями расово-этнических меньшинств. В качестве примера достаточно привести насильственные акции, направленные против китайской диаспоры в Калифорнии, не говоря уже о печально известных судах Линча. Все это бросало вызов мифу о нации, где “ все … созданы равными”.
Несмотря на то, что американская культура и ее ценностный “заряд” носит очень противоречивый характер, несмотря на то, что ее экспорт и распространение никогда не принималось безропотно, а порой встречало и встречает в определенных местах весьма ожесточенный отпор, неимоверно сложно оспорить факт ее планетарного влияния. Распространение культуры США, рассматриваемое здесь как часть их внешней культурной политики, освещенная выше проблема культурного империализма, широко дебатируемая как специалистами, так и обывателями – все это остается более чем актуальным и по сей день. Какое бы название данный процесс не носил и какие бы смысловые оттенки не имел: “культурная экспансия”, “американизация”, “культурная колонизация” и т.д. факт очевиден. Это никак нельзя, по моему мнению, рассматривать лишь в качестве “поверхностного влияния” или, например, паритетного культурного взаимодействия и сотрудничества. Речь стоит вести именно об односторонней, массированной, подкрепленной на уровне соответствующих институтов общемировой культурной экспансии и об американском культурном влиянии, что, в свою очередь, является составной частью единого многоуровневого процесса глобализации, точнее ее культурного аспекта. Хотя, по мнению некоторых ученых, цитировавшихся в данном исследовании, на сегодняшний день как таковая истинно американская культура отсутствует, т.к. в связи с развитием высоких технологий, средств массовой коммуникации, революцией в киберпространстве американская культура стала общемировой, универсальной наднациональной культурой. Тем не менее, мне представляется, что в таком свете эта самая универсальная культура все равно будет построена на ценностях американской культуры и в этом случае кажутся вполне оправданными страхи по поводу угрозы утраты миром своего культурного разнообразия и возникновения единой планетарной унифицированной гомогенной культуры, некого гигантского “клона” американской культурно-цивилизационной модели. Что касается причин восприятия американских культурных ценностей, то в настоящей работе этому также уделено должное внимание.
Заключение
Осуществив краткий исторический обзор формирования культурной политики Соединенных Штатов, можно придти к заключению о том, что сегодняшняя мультикультурная Америка (ее общество и культура) прошла в процессе своего становления ряд сложных и противоречивых этапов. Современным США с их культурным разнообразием, наличием огромного и постоянно растущего числа переезжающих на постоянное место жительства иммигрантов из самых разных стран и континентов, в той или иной степени эффективно решаемой расовой проблемой, расово-этнической толерантностью и возведенной в культ политкорректностью и культурной демократией знакомы такие периоды в их истории как геноцид коренного индейского населения (XVIII-XIX вв.), антииммигранские настроения, волнения, и даже антииммигранская политика (первая половина XIX в.), преобладание тенденции к “искусственному” ассимилированию пришлых культур с доминирующей культурой в обозначенный период, расизм, острые противоречия, конфликты и столкновения на этой почве (вплоть до 70-х гг. ХХ в.), трагически известный ку-клукс-клан, суды Линча и т.д. К тому же история внутренней и внешней культурной политики США показывает, что насущная потребность правительства в разработке и реализации культурной политики как в ее внутреннем так и, тем более, во внешнем проявлении возникла в период “холодной войны”. Здесь мы подходим к следующим весьма интересным выводам данного исследования.
Несмотря на то, что в конце XIX- начале ХХ вв., по мнению некоторых специалистов, на трансатлантическом пространстве уже был создан своего рода “американский культурный климат” и тогда как крупные европейские государства, особенно Франция, в этот период начали подходить к экспорту культуры как к инструменту дипломатии, правительство Соединенных Штатов не проявляло особой заинтересованности в разработке внешней культурной политики. Парадоксально, что в стране, культурный экспорт которой приобрел позже столь ошеломляющие масштабы на официальном уровне изначально не проявлялся интерес к институционально, юридически и концептуально оформленной внешней культурной политики (хотя, стоит отметить, что по большому счету юридически и концептуально внешняя культурная политика США не закреплена до сих пор, т.е. не существует такого официального документального ее обоснования как, например, принятая в России Концепция внешней культурной политики). Ситуация кардинальным образом изменилась лишь после завершения второй мировой войны, когда началась эра “холодной войны”. Американские дипломаты пришли к осознанию необходимости использования фактора внешнего культурного воздействия как действенного средства обеспечения национальных интересов государства и идеологической пропаганды в период военно-политического, экономического и культурно-идеологического противостояния двух сверхдержав и, соответственно, двух систем.
Таким образом, следующий вывод настоящей работы сводится к тому, что идеологический компонент был и остается неотъемлемой составляющей внешней культурной политики США, причем идеология пронизывает американскую культурную политику почти во всех ее проявлениях. Потребность Америки в мощном арсенале для ведения идеологической атаки (контратаки) во времена “холодной войны” дала мощный импульс развитию и укреплению внешнего культурного фактора политики американского правительства, т.е. фактически явилась отправной точкой развития внешней культурной политики Соединенных Штатов на официальном уровне. В данном случае уместно еще раз упомянуть о таком понятии как “публичная дипломатия”, которое стало составным компонентом термина “американская внешняя культурная политика”, т.к. правительство США в обстановке свойственной тому историческому периоду возвело культурно-идеологическую пропаганду за рубежом в ранг эффективной государственной политики, что великолепно прослеживается на примере деятельности ЮСИА и во многом благодаря чему, по мнению самих американцев, ими была одержана победа в “холодной войне”.
Список литературы
1. Американская цивилизация как исторический феномен: Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли, РАН. Институт Всеобщей истории, отв. ред. Болховитинов Н.Н.- М.: Наука, 2001. -568с.
2. Взаимодействие культур СССР и США XVIII-XX вв., под ред. Тугановой О.Э., М.: Наука, 2000.-467с.
3. Коленко В.А. От Шатобриана до Маритена: традиции и инновации восприятия Америки во Франции, Американская цивилизация, М.: ИНФРА, 2001.-642с.
4. Культура и власть (Сборник научных статей), Тверской государственный университет, отв. ред. Губман Б., Тверь, 2001. -325с.
5. Осипенко О.В. Массовая культура США и ее влияние на страны Западной Европы в последней трети ХХ столетия, Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения, Ставрополь, 2001.-670с.
6. Опыт словаря нового мышления, под. ред. Афанасьева Ю., Ферро М., М., Прогресс, 2002. -544с.
7. Смольская Е.П. Массовая культура: Развлечение или политика?, М.: Мир, 2002. -533с.
8. Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв.: М., Весь мир, 2003. -674с.
9. Теория международных отношений. Хрестоматия, под. ред. Цыганкова П.А., М.: Гардарики, 2002. -704с.
10.Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь.—Ростов- на- Дону: Феникс, 2003. -628с.
[1] Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв.: М., Весь мир, 2003. -35с.
[2] Коленко В.А. От Шатобриана до Маритена: традиции и инновации восприятия Америки во Франции, Американская цивилизация, М.: ИНФРА, 2001.-143с.
[3] Осипенко О.В. Массовая культура США и ее влияние на страны Западной Европы в последней трети ХХ столетия, Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения, Ставрополь, 2001.-98с.
[4] Культура и власть (Сборник научных статей), Тверской государственный университет, отв. ред. Губман Б., Тверь, 2001. -79с.
[5] Взаимодействие культур СССР и США XVIII-XX вв., под ред. Тугановой О.Э., М.: Наука, 2000.-126с.
[6] Американская цивилизация как исторический феномен: Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли, РАН. Институт Всеобщей истории, отв. ред. Болховитинов Н.Н.- М.: Наука, 2001. -137с.
[7] Смольская Е.П. Массовая культура: Развлечение или политика?, М.: Мир, 2002. -133с.
[8] Теория международных отношений. Хрестоматия,. Цыганков П.А., М.: Гардарики, 2002. -103с.
[9] Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь.Ростов- на- Дону: Феникс, 2003. -14с.
[10] Опыт словаря нового мышления, под. ред. Афанасьева Ю., Ферро М., М., Прогресс, 2002. -208с.