Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития химической отрасли в Новосибирской области


Химическая индустрия является крупной базовой отраслью экономики по России в целом и в Новосибирской области в частности. В структуре промышленности Новосибирской области по объему товарной продукции ее удельный все составляет около 6%[1]. В отрасли сосредоточено почти 7% основных фондов промышленности Новосибирской области. Предприятия обеспечивают около 5 % общероссийского объема валютной выручки. Являясь крупным поставщиком сырья, полупродуктов, различных материалов и изделий (пластмассы, химические волокна, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения и т.д.) почти во все отрасли промышленности, сельского хозяйства, в сферу услуг, торговлю, науку, культуру и образование, оборонный комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность оказывает существенное влияние на масштабы, направления и эффективность их развития. Несмотря на известные потери в период глубокого и затяжного кризиса, она располагает достаточно мощным производственным и научно-техническим потенциалом и обеспечена важнейшими видами сырья (прежде всего, минерального и углеводородного), химическая продукция имеет спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Для интенсивного развития экономики Новосибирской области немаловажное значение имеет развитие химической индустрии, ориентированной на максимальное использование сырьевых ресурсов, удовлетворение потребностей в ее продукции таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, медицина, расширение экспортных возможностей страны, экономию валютных ресурсов как в Новосибирской области, так и за ее пределами.

Основными видами производимой в Новосибирской области химической продукции являются минеральные удобрения, технический йод и технический углерод, сульфат натрия, товары бытовой химии и другие.

Сырьем для производства данных видов продукции являются имеющиеся в Новосибирской области месторождения минералов и углеводородные ресурсы. В 2004 году на развитие химической промышленности Новосибирской области за счет государственных источников финансирования предусматривается направить капитальные вложения в объеме 680,4 млрд. руб., причем более 80% объема планируемых средств составляет новое строительство[2].

Оценивая в целом ситуацию в химической отрасли Новосибирской области, необходимо отметить, что проводимые с начала 90-х годов экономические реформы оказались исключительно трудными для всех сфер народного хозяйства, в том числе и для химической индустрии.

Общепризнанно, что в стратегии и такие проведения экономических реформ были допущены серьезные ошибки и упущения, а в ряде случаев, например, в проведении приватизации - и злоупотребления.

Навязанная стране идеология форсирования реформ, с проведением курса на необходимость ухода государства из экономики, не считаясь при этом с громадными социально-экономическими потерями, имела своим закономерным результатом глубокий и затяжной кризис во всех сферах и, в том числе, в экономике, последствия которого устранить пока не удается.

О глубине кризиса дает представление, например, такая цифра - объем производства химической продукции Новосибирской области снизился в середине 90-х годов до 44 % от уровня 1990 года[3].

Анализ функционирования химической индустрии Новосибирской области свидетельствует, что при известных отраслевых особенностях в ней проявляются практически все проблемы и трудности переходного периода, с которыми сталкивается экономика страны. Не преуменьшая роли и значения позитивных факторов в развитии отрасли в последние годы (это прежде всего определенная стабилизация работы основной массы предприятий, удержание ими в целом позиций на внутреннем рынке химикатов, положительная динамика производства), необходимо отметить, что ситуация остается сложной, а названные положительные моменты не являются достаточно устойчивой базой для сохранения приемлемых темпов производства и устойчивого экономического развития комплекса, преодоления всех последствий глубокого затяжного кризиса и, прежде всего, главных: значительного снижения объемов производства, по существу паралича инвестиционной деятельности, негативных тенденций структурно-технолгического характера. Несколько цифр в подтверждение сказанного.

За 1999-2004 лет объем производства химической продукции в Новосибирской области  увеличился к уровню 1998 года почти на 36%, это существенное превышение динамики производства в химическом комплексе в сравнении с общепромышленными показателями региона[4]. Это – несомненно, положительный момент. Однако, уже с конца 2000 года сформировалась тенденция замедления темпов роста производства продукции с такими показателями: 2000 год - 121,7%; 2001 год - 114,3%; 2002 год - 106,5%; 2003 год - 101, 6%; 2004 год - 104,4%.

С этих позиций важнейшей проблемой, требующей принятия необходимых мер, является поддержание положительной динамики производства (это задача - минимум), а задача максимум заключается в повышении темпов производства в ближайшие годы не менее 7-8% в среднегодовом исчислении – это будет, образно говоря, "химический вклад" Новосибирской области в выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным об увеличении в два раза к 2010 году объема выпуска валовой продукции.[5]

Другой серьезной проблемой, осложняющей положение многих предприятий Новосибирской области и комплекса в целом на рынке является то обстоятельство, что более 60% химикатов отечественного производства не являются конкурентоспособными по качественным характеристикам на внешнем рынке (а в последние годы достаточно четко прослеживается тенденция снижения и ценовой конкурентоспособности многих химических продуктов), отсутствует производство ряда прогрессивных химикатов, имеющих отечественное сырьевое, технологическое и техническое обеспечение.

Основная причина такого положения - низкий уровень технологий, которые не обеспечивают выпуск продукции, отвечающей важнейшим параметрам (экономически, экологическим, качественным и др.).

Например, лакокрасочная продукция:

-отсутствует производство акриловых и полиуретановых качественных смол, растворителей, диоксида титана, качественных пигментов.

Синтетические моющие средства:

- сырьевые трудности (отсутствует отечественное производство добавок, отдушек и др.);  

- закупается по импорту широкий ассортимент поверхностно-активных веществ.[6]

Как результат - неудовлетворительная структура внешнеторгового оборота химического оборота химического комплекса Новосибирской области, а именно практически полусырьевая направленность экспорта (удобрения, на мой взгляд, таковыми являются), а в нашем импорте подавляющий удельный вес химикатов с высокой добавленной стоимостью и особенно малотоннажной химической продукции[7].

Только одна цифра по малотоннажной химической продукции, к которой относятся лакокрасочные материалы, синтетические красители, синтетические моющие средства, химикаты-добавки для полимерных материалов, текстильно-вспомогательные вещества, катализаторы, поверхностно-активные вещества, кинофотоматериалы, ХСЗР, ряд других продуктов, которые составляют основу наукоемкой продукции. Для этой продукции в последние годы стабильно составляет соответственно 1-2 % в экспорте за пределы Новосибирской области и 24-27 % в импорте.

Необходимость достаточно быстрой переориентации производственной деятельности предприятий химической промышленности Новосибирской области применительно к жестким требованиям рынка в условиях резкого сокращения объема инвестиций в техническое развитие производства обострило влияние развивающихся на притяжении многих лет негативных тенденций и, прежде всего нарастающего отставания технического, экологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран.

Тенденция снижения технического уровня приобрела устойчивый характер. Большинство предприятий придерживается в своей инновационной деятельности в основном догоняющей стратегии, внедряют уже существующую технологию.

В настоящее время научно-техническое развитие не оказывает существенного влияния на изменение технологического уклада химической индустрии Новосибирской области. Так, доля производства прогрессивных материалов ниже, чем в развитых капиталистических странах в 2-3 раза. Доля продукции, выпускаемой по устаревшим технологиям первого поколения, составляет около 60%, что приводит к дополнительным издержкам производства и ухудшению экологической безопасности. Такое состояние технического уровня привело к снижению эффективности и конкурентоспособности химической продукции Новосибирской области как на внешнем, так и на внутреннем рынке страны[8].

Имеют место негативные тенденции структурно-технологического характера и, прежде всего, снижение технологического и технического уровня процессов и производств, что существенно ограничивает возможности выпуска конкурентоспособной продукции.

Средняя энергоемкость и материалоемкость по основным химическим продуктам в России вообще и в Новосибирской области в частности в 15,-2 раза выше, чем в ведущих странах, на 20-25% выше потребление технологической и оборонной воды. Смена поколений многих технологических процессов осуществляется через 20-25 лет, при 7-10 летних сроках смены в ведущих странах. Износ основных фондов предприятий Химической промышленности Новосибирской области превышает 60 %, а оборудования - 75 %. По ряду производств этот показатель составляет 90 и более процентов. Транспортная удаленность предприятий от границ влияет на экономическую конкуренцию.[9]

Поэтому проблема технологической перестройки производственного аппарата предприятий химической промышленности Новосибирской области несомненно является важнейшей задачей, которую необходимо решать в форсированном темпе, поскольку, по большому счету, именно от ее решения во многом зависит сама возможность выживания предприятий в новых условиях хозяйствования.

Основной причиной существенного отставания уровня производственного аппарата является резкое замедление инвестиционного процесса в химической отрасли Новосибирской области. Даже с учетом активизации инвестиционной деятельности в последние два года объем инвестиций в производственное строительство составляет немногим больше 1/5 от уровня 1991 года, причем года не самого лучшего с токи зрения объемов инвестиций. Коэффициент обновления основных производственных фондов в 2001-2003 годах хотя и превысил аналогичные показатели 1996-1998 г.г., остается ниже минимально необходимого в 3-3,5 раза.[10]

Многократное снижение объемов бюджетного финансирования инвестиционных проектов, осуществляемое в рамках курса на снижение роли государства в экономике, совершенно не учитывает конкретные условия проходящих в стране трансформационных процессов. Поскольку:

во-первых, предприятия химической промышленности Новосибирской области вошли в период реформирования с отсталым производственным аппаратом, что по мере достаточно быстро открытия внутреннего рынка вполне ожидаемо выявило их низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными товаропроизводителями;

во-вторых, даже в последние два года многие прибыльно работающие химические предприятия (их доля составляет в целом по отрасли около 65%) вынужденно направляют значительную часть прибыли на обеспечение текущей производственной деятельности, ограничивая при этом финансирование мероприятий по техническому развитию;

и, в-третьих, по мере исчерпания резервов ценовой конкурентоспособности, как результата девальвации рубля в 1998 году развивается тенденция снижения рентабельности производства химической продукции, нейтрализовать которую пока не удается. Показатели рентабельности в целом по химической отрасли Новосибирской области таковы: 1999 г. - 81 %; 2000 г. - 22,5%; 2001 г. - 19%; 2002 и 2003 годах - 12,5 %, при значительных колебаниях по подотраслям и предприятиям[11].

Важность этого показателя в том, что именно он в значительной мере характеризует ресурсную составляющую технического развития предприятий.

Основной вывод из анализа состояния производственного потенциала отрасли таков - уровень использования возможностей действующей технологической базы в значительной мере исчерпан и необходимо реализовать широкую программу ее технологической модернизации.

В отрасли накопился ряд других проблем, сдерживающих развертывание структурной перестройки (в первую очередь это вопросы улучшения экологии и особенно в районах сосредоточения химических предприятий, необходимость вывода из кризиса отраслевой научно-технической сферы и др.).

Перспективы развития

Стратегической целью развития химической отрасли Новосибирской области в долгосрочной перспективе является – обеспечение потребности рынка конкурентоспособной продукции, требований оборонной, экономической и экологической безопасности на основе создания и внедрения ресурсосберегающих технологий, способных удерживать позиции на внутреннем и внешнем рынках в условиях открытой экономики.[12]

С этих позиций основной целевой задачей развития является формирование конкурентоспособной материально-технической базы химической индустрии. Это прежде всего:

- стимулирование инновационной и инвестиционной активности;

- осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках;

- проведение инвестиционных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом Новосибирской области;

- совершенствование законодательства РФ с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики.

Особое внимание необходимо уделить разработке комплекса мер и механизмов государственной поддержки по развитию химического комплекса Новосибирской области.

Основным приоритетным направлением развития является повышение инвестиционной привлекательности этого сектора экономики за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвесторов. Этому непременно должны способствовать меры по развитию рыночных механизмов направления сбережений в инвестиции. В отрасли должно получить дальнейшее развитие сотрудничество химического комплекса и ОАО "Новосибирск Внешторгбанка", которое будет переориентировать банковскую систему на долгосрочное кредитование химической промышленности.

В более расширенной форме продолжится работа по созданию банка высокоэффективных проектов, проведению конкурсов по привлечении отечественных и иностранных инвестиций.

В перспективе развития химической промышленности Новосибирской области необходимо определить основные меры в научно-технической сфере, важное место среди которых занимает стимулирование инновационной деятельномти в области разработки и внедрения ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, повышение побудительно-мотивированного спроса на научно-технические новшества, более активное внедрение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и защита прав на результаты научно-технической деятельности. Реализация этих мер будет осуществляться с реорганизацией государственных институтов химической отрасли в целях повышения эффективности управления научно-техническим комплексом, созданием фирменных научных центров, образованием научно-образовательных комплексов для подготовки и привлечения молодых специалистов в науку.[13]

Химическая промышленность, к сожалению, является значительным источником загрязнения окружающей среды, как водного, так и воздушного бассейнов. В отрасли остро стоит проблема накопления и утилизации производственных отходов. в соответствии с единой государственной политикой в области экологии в Концепции намечены меры, направленные на снижение токсичных выбросов загрязняющих веществ (аммиак, хлор, ртуть и др.), обеспечивающие надежную работу технологических схем в условиях ужесточающихся критериев оценки ущерба от загрязнений химическими веществами, отвечающими правилам и нормативам промышленной безопасности, соответствующие международными стандартам.

В процессе развития химической промышленности Новосибирской области необходимо предусмотреть осуществление мер социального характера. Основной формой в системе регулирования социально-трудовых отношений выступают Генеральное и отраслевое тарифные соглашения, коллективные договора. В рамках этих правовых документов реализуется трудовое партнерство сторон в системе повышения оплаты труда работников, обеспечение промышленной безопасности, снижению уровня производственного травматизма, создание здоровых и безопасных условий труда, повышения уровня медицинского обслуживания, профилактики профзаболеваний.[14]

Касательно России в целом, в соответствии с Программой "Стратегия экономического, политического и культурного развития России на период до 2020 года" прирост объема товарной продукции химической промышленности в 2005 году по сравнению с прошлым годом предполагается довести до 46%. Это опережает темп роста всего промышленного производства страны.[15]

Согласнл Программе "Стратегия экономического, политического и культурного развития России на период до 2020 года", стратегия эффективного развития химической индустрии Новосибирской области нацелена, в первую очередь, на решение задачи организации производства концентрированного азотного удобрения - карбамида (мочевина), содержащего 46% азота. Карбамид в отличие от производимой в настоящее время аммиачной селитры, содержащей 32% азота, обладает большей устойчивостью к вымыванию из почвы, меньшей взрывоопасностью, возможностью незатаренной перевозки, а также более низкими затратами на хранение. Использование в сельском хозяйстве такого высокоэффективного удобрения позволит значительно повысить производство зерна, хлопка, других сельхозкультур и расширить географию новых поливных земель. При проектировании этого производства учитывались также климатические особенности региона. Завод расположен в удалении от юго-западной окраины г.Теджен на 3,5 км. Кроме этого, несмотря на мощные фильтры и пылеуловители, обеспечивающие экологически чистую среду и безопасность производства, учтена и выверена "роза ветров".[16]

Таким образом, инвестиции, направляемые в химическую индустрию в 2005-2006 году, позволят сформировать серьезный задел в расширении ее производственно-технической базы, организовать производство новых видов продукции, создать новые рабочие места, диверсифицировать экспортный потенциал Новосибирской области и России в целом.

Реализация мер, предусмотренных в Программе, позволят увеличить удельный вес прогрессивных технологий в Химической промышленности Новосибирской области до 30-50 %, повысить объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям на 20-25 %, снизить негативное влияние на окружающую среду.

В 2005 году прогнозируется рост объема инвестиций в химическую промышленности Новосибирской области за счет источников финансирования в 1,31 раза, по сравнению с 2000 годом, а в 2010 году - в 1,82 раза, по сравнению с 2005 годом.[17]

Модернизация производственного потенциала обеспечит:

- увеличение объемов производства продукции отрасли в 2005 и 2010 годах к уровню 2000 года соответственно в 1,3 и 1,7 раза; - увеличение к 2010 году на 25-30 % объема конкурентоспособной на внутреннем (Российском) и внешнем рынках Ближнего и Дальнего зарубежья химической продукции;

- сокращение экономически необоснованного импорта химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки; - качественные изменения в отраслевой и видовой структуре производства химической продукции;

- улучшение качества выпускаемых химикатов и создание новых материалов;

- расширение ассортимента химической продукции (увеличение на 20-25 % ассортимента композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей);

- рост объема производства качественной и относительно недорогой, по сравнению с импортной, социально-ориентированной продукции.

С целью реализации Программы разработан "Комплекс мер в химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года" и "Меры государственной поддержки развития химической и нефтехимической промышленности".[18]

Список литературы


1.                 Брагинский О.Б. О необходимости смены сырьевой модели химического комплекса России в перспективе // Вестник химической промышленности, 2005. №1.

2.                 Егоров В.И., Злотникова Л.Г. Экономика химической и нефтехимической промышленности. – М.: Химия, 2004.

3.                 Захаров Г.Н., Проскурякова Н.В. Экономика и менеджмент на предприятиях химической промышленности. – СПб.: Проспект, 2003.

4.                 Кричевский И.Е., Куницына Н.Н. Химические компании: кто есть кто (рейтинг) // Агрохимбизнес, 2004. №21.

5.                 Латышова Л.С. Совершенствование организации управления в химической промышленности. – М.: Химпром, 2002.

6.                 Региональная экономика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Морозовой Т.Т. – М.: ЮНИТИ, 2003.

7.                 Россия. Географическое описание в 5 томах. Том 3. Западная Сибирь / Под ред. Долгополова К.В. – М., «Мысль», 2004.

8.                 Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года. - М.: Наука, 2003.

9.                 Экономика химической промышленности / Под ред. В. Д. Якобсона. - М.: Высшая школа, 2004. - 350 с.

10.            Экономическая география России: Учебник / Под ред. Видякина В.И. – М.: ИНФРА-М, 2004.



[1] Россия. Географическое описание в 5 томах. Том 3. Западная Сибирь / Под ред. Долгополова К.В. – М., «Мысль», 2004. – с. 22.

[2] Брагинский О.Б. О необходимости смены сырьевой модели химического комплекса России в перспективе // Вестник химической промышленности, 2005. №1. – с. 7.

[3] Россия. Географическое описание в 5 томах. Том 3. Западная Сибирь / Под ред. Долгополова К.В. – М., «Мысль», 2004. – с. 166.

[4] Экономика химической промышленности / Под ред. В. Д. Якобсона. - М.: Высшая школа, 2004. – с. 56.

[5] Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года. - М.: Наука, 2003. – с. 22.

[6] Региональная экономика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Морозовой Т.Т. – М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 243.

[7] Кричевский И.Е., Куницына Н.Н. Химические компании: кто есть кто (рейтинг) // Агрохимбизнес, 2004. №21. – с. 7-8.

[8] Экономика химической промышленности / Под ред. В. Д. Якобсона. - М.: Высшая школа, 2004. – с. 68.

[9] См.: Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года. - М.: Наука, 2003. – с. 13.

[10] Захаров Г.Н., Проскурякова Н.В. Экономика и менеджмент на предприятиях химической промышленности. – СПб.: Проспект, 2003. – с. 145.

[11] Кричевский И.Е., Куницына Н.Н. Химические компании: кто есть кто (рейтинг) // Агрохимбизнес, 2004. №21. – с. 9.

[12] Экономическая география России: Учебник / Под ред. Видякина В.И. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 159.

[13] См.: Региональная экономика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Морозовой Т.Т. – М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 377.

[14] Региональная экономика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Морозовой Т.Т. – М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 379.

[15] Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года. - М.: Наука, 2003. – с. 88.

[16] Брагинский О.Б. О необходимости смены сырьевой модели химического комплекса России в перспективе // Вестник химической промышленности, 2005. №1. – с. 9.

[17] Егоров В.И., Злотникова Л.Г. Экономика химической и нефтехимической промышленности. – М.: Химия, 2004. – с. 398.

[18] См.: Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года. - М.: Наука, 2003. – с. 133.