Содержание

Введение. 3

1.Субъекты (творцы и потребители) культуры.. 4

2.Мораль в системе культуры.. 6

3.Особенности восточно-европейского средневековья (Древняя Русь и Византия) 7

Заключение. 12

Литература. 13



Введение

Культура  исторически  сформировалась  в  конечном  счете  как   способ духовного освоения действительности,  как  духовное  производство.  Культура характеризуется  прежде  всего  способностью  продуцировать,   сохранять   и транслировать духовные ценности различных  форм  и  типов.  Главная  функция культуры   -   сохранять   и   воспроизводить   совокупный   духовный   опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать  его.  Для выполнения  этих  задач  возникли  различные  формы   и   способы   духовной деятельности,  которые  постепенно  приобрели  самостоятельный  статус  и  в современной культуре существуют уже как институты культуры

1.Субъекты (творцы и потребители) культуры

 Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Субъект культуры в культурологическом понимании — какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культурно-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи.[1]      

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно  двум основным  видам  производства  -  материального  и  духовного.  Материальная культура охватывает всю сферу  материальной  деятельности  и  ее  результаты (орудия труда, жилища,  предметы  повседневного  обихода,  одежда,  средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает  сферу  сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и  просвещение, включая право, философию, этику,  эстетику,  науку,  искусство,  литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно  предполагает органическое единство материальной и духовной культур. 

Культура включает в себя не только предметные  результаты  деятельности людей (машины, технические  сооружения,  результаты  познания,  произведения искусства, нормы права и морали и  т.д.),  но  и  субъективные человеческие силы  и  способности,  реализуемые  в   деятельности   (знания   и   умения, производственные  и  профессиональные  навыки,  уровень   интеллектуального, эстетического и  нравственного  развития,  мировоззрение,  способы  и  формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).  Культура,  если  ее рассматривать в широком плане, включает  в себя как  материальные, так  и духовные  средства  жизнедеятельности человека, которые созданы   самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные  творческим  трудом человека, называются артефактами, то  есть  искусственно  созданными.  Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями,  имеют  не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы  человеком  как творцом, хотя,  конечно,  он  использует  для  этого  в  качестве  исходного материала объекты, энергию или  сырье  природы  и  действует  в  согласии  с законами природы.

В  силу  того,  что  человек,  по  своей  природе   существо   духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.  Для удовлетворения материальных  потребностей  он  создает  и  потребляет  пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы,  здания,  сооружения,  дороги  и т.п. Для удовлетворения  духовных  потребностей  он  создает  художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы,  политические, идеологические и религиозные идеалы,  науку  и  искусство.  Поэтому  деятельность  человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной  культуры.

Вот почему  можно  рассматривать  человека  как  исходный  системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует  мир  вещей  и  мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов,  то есть центра культуры. Человек творит культуру,  воспроизводит  и  использует ее как средство  для  собственного  развития.  Он  архитектор,  строитель  и житель того природного мира,  который  называется  культурой  мира, "второй природой", "искусственно созданным" обиталищем  человечества. Это тот  мир реальностей,  который  на  планете  Земля  до   человека не существовал,  реальность, которая возникает, живет и  развивается  вместе с человеком  и которая  будет  существовать   до   тех   пор,   пока   будет   существовать человечество[2]

2.Мораль в системе культуры

Сферу морали образуют отношения между людьми построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле. Существуют различные системы морали связанные с различными культурами. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала.

1.                Религиозная санкция (то есть в нравственные нормы – веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести).

2.                Эгоистическая система морали (цель жизни - личное счастье, счастье заключается в жизни согласно собственной природе и отсутствии страданий).

3.                Любовь к Богу и ближнему (на этом построена христианская мораль, такая мораль становится выражением ценностей коллективизма и универсализма, как, например, в русской культуре, в западной Европе на основе этих нравственных ценностей сформировалась культура стремящаяся к активному преобразованию мира).

4.                Всеобщий мировой закон, определяющий уникальное место каждой души и каждого явления во Вселенной и обеспечивающий воздаяние за добродетельные и греховные поступки (такой подход к нравственным ценностям предопределили особенности восточной культуры.

5.                Классовые интересы (в марксизме).

6.                Категорический императив – абсолютно самоценное веление совести, имеет различные формулировки. В европейской культуре Нового в форме утверждения «относись к человеку в своем лице и в лице другого всегда как к цели и никогда как к средству» стал основой ценностей прав и интересов человека. [3]

3.Особенности восточно-европейского средневековья  (Древняя Русь и Византия)

Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее "отзвуки" наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда "коренной" архаизм  провинции "встречается" с воображаемым средневековьем романтизма.

Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры.

Религиозное сознание Византии было неоднородно. Распространение ислама и течения павликиан, отрицавших церковь вообще, потребовало от государства провести церковную реформу и усилить подчинение церкви государству. С XIII-XIV вв. получили распространение мистические учения, воплотившиеся в монашеском аскетизме. В монастырях Афона и Синая родилось учение психиастов. Они проповедовали сосредоточение на внутреннем мире человека, подчинение страстей человека путем самовоспитания, аскетизма, постижение божества с помощью сверхъестественного озарения и др. Один из видных сторонников психиазма Григорий Палма переводил христианскую литературу на другие языки, наполняя ее своими идеями. Психиасты призывали к отходу от активной жизни, они разоружали народ перед опасностью турецкого порабощения.

Однако популярность их росла и учение переходило в другие страны, в том числе и на Русь. Особую роль в распространении христианской доктрины сыграла риторика. Афинская школа риторики была философской. Византийские религиозные проповедники на первых этапах отрицали ее значение, считая язычеством. Однако вскоре христианские проповедники стали испытывать необходимость в риторических знаниях. Причина крылась в необходимости вести полемику между сторонниками христианства и язычества, с представителями разных течений в христианстве. Отличие прежней языческой риторики от раннесредневековой в том, что язычники обращались к образованным гражданам городов,  христианские проповедники - к сельским жителям, бедноте, низам. Христианская риторика развивалась в трех направлениях:

толкование текстов священного писания (экзегетические толкования);

назидания, наставления для верующих;

составление богословских проповедей. [4]

Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры.

Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства - иконы и миниатюры манускриптов. Вскоре после завершения главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.

Основанная в Киеве митрополия подчинялась Константинопольскому

патриарху. Русские княжества были приобщены к византийской культуре в момент, когда точка высшего расцвета восточной империи была уже преодолена, но и закат ее был еще очень далек. Византия оставалась единственной прямой наследницей эллинистического мира, применившей художественные достижения античности к духовному опыту христианства; ее культура отличалась утонченностью, искусство - глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов; главным достижением византийской теологии были писания святых отцов церкви. Столь высокий уровень учителей-греков ставил сложные задачи перед Киевской Русью.

Однако искусство русских княжеств 10 века отличалось от Византийских прототипов того же времени. Особенности первых произведений, созданных греками, - масштаб и репрезентативность, демонстрируют амбиции молодого государства и княжеской власти. Кроме того, влияние Византии не могло быстро распространиться на столь обширную территорию; христианизация русских земель затянулась на несколько столетий. В Суздальских и Ростовских землях до 12 века происходили восстания, руководимые "волхвами" – языческими жрецами.

Существуют различные представления о соотношении христианства и языческих верований в Древней Руси: среди них концепция "двоеверия" – сосуществования и взаимопроникновения двух религий - "народной" и "официальной". Народная культура, особенно в отдаленных от Киева землях, несомненно, долгое время определялась языческими верованиями, а впоследствии (также как и в культуре Западной Европы) – упрощенным истолкованием христианства и суевериями.

Однако наши представления о народной культуре после христианизации во многом базируются на косвенных данных и предположениях. В то же время культура духовной и светской элиты известна по памятникам, которые не дают оснований для уверенных выводов о проникновении язычества в религиозные представления Древней Руси. Вернее говорить о параллельном развитии народной и "элитарной" культуры, не забывая о роли древних традиций восточнославянских (и угро-финских) племен, но и не преувеличивая их значение в формировании специфики культуры Древней Руси. С принятием христианства русские княжества были приобщены к книжной культуре. Нельзя забывать, что развитие русской письменности, ставшее основой для возникновения литературы, также было связано с христианством – хотя письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение и, что более важно – основу в лице развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для раннего периода характерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых (среди них житие первых русских святых Бориса и Глеба), описания военных походов (знаменитое Слово о полку Игореве); тогда же берет начало русское летописание (Повесть временных лет).

Став частью христианского мира, русские княжества приобрели широкие возможности для развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметным влияние романской архитектуры.

Разорение русских земель в начале 13 века сделало практически невозможными контакты с Византией, что стало причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры. Только к концу 13 века русские земли смогли оправиться от разорения. Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды.

Живопись конца 14 – начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой) культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к поздневизантийской живописи балканских стран 15 века. На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием Ивановичем под "рукой Москвы" воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. [5]

Влияние Византии на народы разных стран прослеживается во всех сферах культурной деятельности:

·                    В области материального производства это влияние связано с тем, что искусные ремесленники, строители, ваятели, грамотные переписчики старинных рукописей, ювелиры, стеклоделы являли завоеванным и торгующим с Византией народам образцы высокого мастерства, которое перенималось.

·                    Греческие мастера принимали участие в возведении православных храмов в разных странах, в частности в Киевской Руси (Чернигове, Киеве, Москве и других городах).

·                    От византийских мастеров вошло в практику украшение церквей фресками и мозаиками. Внедрена практика иконопочитания и написания икон.

·                    Влияние Византии очевидно в области религиозной идеологии. Религиозная философия, богословие, догматика, литургия, обрядность системы этических и эстетических ценностей были переданы в разные страны, в том числе на Русь.

·                    С помощью Византийских священников в 988 г. была крещена Русь. Монастыри и пустынножительство пришли также из Византии. У Византии русские идеологи заимствовали обряд венчания на престол, царские одежды, этикет, атрибуты власти, гербы, многие христианизированные научные знания, переводы книг и т.д.[6]

Заключение

Параллельно с  действием  на  природу,  культура  влияет  на  ход   истории человечества, где она взаимодействует с социумом, с обществом. История человечества - более широкое понятие реальности, чем культура. Культура является продуктом творческой  и  созидающей  деятельности  человека. Но  в историю  человечества  входит  и   разрушительная   деятельность   человека, например, войны, возникновение  которых  всегда  сопровождается  разрушением культуры.  История,  таким  образом,  включает  все  виды  жизнедеятельности человека - конструктивные и  деструктивные,  прогрессивные  и  регрессивные.

Поэтому тождества между развитием культуры  и  историей  общества  не  может быть. Однако культура обнаруживает себя в истории  общества и вне этого она  непостижима  и  невозможна. Она часть системы общества.  Смысл  и  содержание  культуры невозможно  понять,  если  рассматривать  явления  культуры  вне  конкретных исторических рамок, то есть  абстрактно. 

Сущность  исторического  процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом,  по  отношению  к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры.  Общество  нуждалось  в закреплении и передаче духовных ценностей,  которые  вне  общественных  форм жизнедеятельности  человека  могли  бы  погибнуть  вместе  с   автором   этих ценностей.

Литература

1. Резаков М.Р. Византийское наследие в культуре  Древней Руси. – М..

Пальма, 2003, с.46

2. Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). - М., 1997г, с.76-83

3. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997, с.56

4. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры (учебное пособие для вузов). - М., 2001, с.145

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов (учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии).- М., 2001, с.97



[1] Хоруженко К.М.  Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997, 56с.


[2] Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры (учебное пособие для вузов). - М., 2001, с.145


[3] Флиер А.Я. Культурология для культурологов (учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии).- М., 2001, с.97

[4] Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). - М., 1997, с.76


[5] Резаков М.Р. Византийское наследие в культуре  Древней Руси. – М..

Пальма, 2003, 46


[6] Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). - М., 1997г. с.83