Содержание
Введение. 3
1.История возникновения и развития финансов. 4
2.История возникновения и развития банков. 16
2.1. Возникновение банков и банковской системы.. 16
2.2.Современная банковская система Российской Федерации. 18
3.История страховых организаций. 21
3.1. Возникновение страховых организаций. 21
3.2.Развитие страхования в России. 23
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Введение
Теоретические проблемы сущности финансов по сей день считаются дискуссионными, что подчеркивает актуальность изучения данной темы. Кроме того, более глубокое значение экономической природы финансов, присущих им свойств позволили активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
Финансы - выражают экономические общественные отношения. Финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
Под влиянием многих факторов функционирование финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение формирования финансовой системы представляет большой интерес для складывающейся в России рыночной экономики.
В работе также рассмотрена история возникновения банковской и страховой системы России, их современное состояние как логическое продолжение темы развития финансов.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение истории финансов, банков и страховых организаций.
1. История возникновения и развития финансов
Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были созданы первые восемь министерств, в том числе – финансов. При образовании его функции состояли главным образом в заведовании источниками государственных доходов. В законе говорилось: “Под именем Министерства финансов ведаются все источники государственных доходов, как то: государственные имущества, дела горные, соляные, подати, сборы и пошлины всякого рода”, а также “дела внешней коммерции и управление таможен”.
Важным этапом в истории министерств стало “Общее учреждение министерств” 25 июня 1811 г., определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями. Инициатором этого этапа министерской реформы явился М.Сперанский, использовавший при разработке законопроектов не только восьмилетний опыт деятельности “министерств”, но и готовые, проверенные на практике образцы организации, делопроизводства и деятельности министерств наполеоновской Франции. Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства стоял министр с товарищем; при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а отделения — на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия. Директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений — директорам департаментов, а столоначальники — начальникам отделений.
Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Закон предписывал министерствам подавать ежегодные финансовые отчеты в Министерство финансов и Государственный совет, а о “видах и предприятиях к усовершенствованию” сообщать самому царю.
Несмотря на позднейшие изменения в организации и структуре, принципах деятельности и делопроизводстве отдельных министерств и главных управлений, “Общее учреждение министерств” продолжало оставаться основным законодательным актом, определяющим существование министерств вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Созданное в 1802 г. Министерство финансов включило в свой состав различные хозяйственно-финансовые коллегии и другие финансовые учреждения. Оно не было единственным финансово-хозяйственным органом России. Многие финансовые и хозяйственные дела велась в Министерстве внутренних дел, Государственном казначействе и Министерстве коммерции.
Кроме заведования источниками государственных доходов, в ведении министерства финансов находились органы государственного кредита, а также технический аппарат по взыманию налогов и распределению сумм, изготовлением металлической монеты и бумажных денег.
Организационное устройство Министерства финансов изменилось после распространения на него принципов “Общего учреждения министерств”. Аппарат министерства состоял из министра, канцелярии, совета и шести департаментов. Податным делом по взиманию прямых и косвенных налогов, а также повинностями населения заведовал департамент разных податей и сборов. Со времен восьмой ревизии (1833) на этот департамент возлагалось общее руководство по проведению переписей тяглого населения.
Возросла роль Министерства финансов в разработке бюджета. Каждое министерство не позднее 15 ноября представляло министру финансов свои сметы, которые сводились в единую роспись доходов и расходов и вносились на рассмотрение в Государственный совет, а затем поступали на утверждение императора. В основе составления и реализации бюджета лежала строгая секретность. Она была вызвана стремлением скрыть от народных масс антинародный характер финансовой политики, а от западноевропейских кредиторов — ухудшающееся финансовое положение страны.
Для изыскания средств по погашению дефицита еще в 1806г. был учрежден межведомственный Финансовый комитет, а -для сокращения Государственного долга с 1810 г. в аппарате министерства действовала Комиссия погашения долгов.
В интересах нормализации хозяйственной жизни была проведена денежная реформа в 1839—1843 гг. Для выпуска кредитных билетов в составе Министерства финансов была учреждена Экспедиция государственных кредитных билетов. После прекращения всех денежных операций по ассигнациям Государственный ассигнационный банк был ликвидирован (1847).
Активное регулирующее вмешательство государства в экономическую жизнь страны преследовало, однако, не интересы буржуазии, а укрепление системы этого государства и класса помещиков.
Выступая сторонником кредитования помещичьего хозяйства, Канкрин отказался от кредитования промышленности, выступал против железнодорожного строительства, создания частных банков; его гильдейская реформа 1824 г. тормозила выделение капиталистических элементов из крестьян и мещан.
Чисто крепостнической политики придерживалось министерство и в отношении горнозаводской промышленности, основная часть которой находилась на Урале. Чтобы поддерживать производство чугуна и железа на определенном уровне, правительство пошло на милитаризацию горного дела. В 1834 г. Департамент горных и соляных дел был преобразован в военизированное главное управление горных и соляных дел, состоявший из департамента, штаба корпуса горных инженеров, горного аудиториата. По горным заводам были расположены воинские команды. Эта военизация должна была предотвратить волнения крепостных горнозаводских рабочих.
Хроническая дефицитность бюджета, покрываемая эмиссией кредитных билетов и займами (иностранными и внутренними), привела финансовую систему крепостнического государства после Крымской войны к краху.
В 1810 г. ряд учреждений, осуществлявших формальный контроль за приходом и расходом всех казенных и общественных сумм и капиталов (государственная экспедиция счетов Сената, департамент решения старых счетов бывшей Ревизион-коллегии, счетная экспедиция департамента водяных коммуникаций), был объединен в соответствии с планом финансов Сперанского в Главное управление ревизии государственных счетов. Небольшой аппарат этого ведомства состоял из государственного контролера и двух департаментов (гражданской, военной и морской отчетности). Финансовый контроль носил формальный характер и ограничивался проверкой документов, отчетов и книг в Петербурге; самостоятельных местных органов Главное управление не имело. Ряд ведомств (некоторые высшие учреждения, Министерство двора, благотворительные учреждения и т. п. ) не был подотчетен даже такому контролю.
Местные учреждения Министерства финансов.
В каждой губернии основными были казенная палата и уездные казначейства. Казенная палата до 1845 г. возглавлялась вице-губернатором, а затем особо назначаемым председателем. Полуколлегиальное общее присутствие казенной палаты, состоявшее из назначаемых советников и асессоров, разрешало дела, связанные с торгами на подряды.
В первой половине XIX в. было проведено пять (6—10) ревизий (в 1811, 1815, 1833, 1850 и 1857 гг. ). Все сведения о ревизиях хранились в хозяйственном отделении казенной палаты. Это отделение до 1838 г. управляло государственными крестьянами и государственными имуществами (кроме лесных). Казенными лесами, чинами, местной лесной стражей, а также эксплуатацией лесов заведовало лесное отделение. Отделение питейных сборов осуществляло надзор за питейными откупами, за выдачей свидетельств на винокурение, а также за деятельностью казенных питейных заведений. Винные откупа были средством обогащения не только местной администрации, но и чиновников казенных палат. Казначейское отделение заведовало уездными казначействами, а контрольное осуществляло внутренний финансовый контроль — ревизию книг и годовых отчетов казначейств.
С учреждением местных органов Министерства государственных имуществ (1838) из ведения палат было изъято управление государственными имуществами и государственными крестьянами, лесные отделения в казенных палатах были упразднены, а хозяйственные стали называться ревизскими.
Уездные казначейства, подчинявшиеся казенной палате, ведали приемом, хранением денежных сборов и доходов и выдачей денежных сумм. Они выдавали по распоряжению местных властей паспорта, подорожные и вели продажу всех видов гербовой бумаги (крепостная, заемная, для векселей и др. ) а также аршинов.
В ведении Министерства финансов находились и другие местные учреждения: таможенные (начальники таможенных округов с таможнями и таможенной стражей), горные (горные правления, соляные конторы), пробирные палатки, а также местные органы советов: Мануфактурного (комитеты) и Коммерческого (отделения).
Крестьянская реформа 1861 г. и связанная с ней выкупная операция, рост государственного аппарата, промышленности и торговли увеличили значение Министерства финансов. При министрах финансов А. М. Княжевиче (1858—1862) и особенно графе М. X. Рейтерне (1862—1878) проводится ряд буржуазных финансовых реформ по упорядочению кредита, бюджетной, налоговой систем и государственного контроля.
23 мая 1862 г. были утверждены новые правила составления, утверждения и исполнения государственной росписи, предусматривавшие осуществление бюджетного единства. Государственные росписи стали публиковаться. В 1864—1868 гг. в России было введено единство кассы: все государственные доходы сосредоточивались в кассах Государственного казначейства и из них же производились расходы.
В 1864 г. в аппарате Министерства финансов создается Департамент торговли и мануфактур — учреждение по управлению казенной промышленностью и “попечительству” над частной промышленностью и торговлей. В 1872 г. Мануфактурный и Коммерческий советы объединились в Совет торговли и мануфактур.
При министрах Н.X.Бунге (1881 —1887), И.А.Вышнеградском (1887—1892) и С. Ю. Витте (1892—1903) в аппарате министерства происходят значительные изменения, связанные с возрастанием косвенных налогов. Департамент неокладных сборов в связи с введением в стране винной монополии (1894) был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи нитей (1896), которое заведовало не только всеми акцизными сборами, но и казенной продажей спиртных напитков. В созданом одновременно Совете по делам казенной продажи питей обсуждались законопроекты по казенной продаже спиртных напитков, устанавливались размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассматривались ходатайства о построении винокуренных заводов,
Во второй половине XIX в. произошли изменения и в кредитной системе. В 1860 г. был создан Государственный банк для “оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. Он наследовал денежные остатки вкладов дореформенных банков: Коммерческого, Заемного и приказов общественного призрения. Государственный банк принимал вклады на хранение, обращая их в проценты, давал кратковременные ссуды (до 9 месяцев) под залог процентных бумаг, драгоценных металлов и товаров, осуществлял такие коммерческие обороты, как учет векселей и других срочных документов, покупку и продажу золота, серебра и кредитных билетов, а также разменивал кредитные билеты. После финансовой реформы (1898) Государственный банк стал и эмиссионным учреждением.
В ведомстве Министерства финансов были созданы также Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки. В деятельности Крестьянского и Дворянского банков устанавливалось известное единство действий, выраженное в объединении управления: во главе обоих банков стоял общий управляющий.
В 1900 г. вместо Департамента торговли и мануфактур в министерстве создаются следующие отделы: торговли, промышленности, торгового мореплавания, учебный. Эта группа отделов возглавлялась третьим товарищем министра, ставшим председателем Совета торговли и мануфактур; его делопроизводство велось в отделах торговли и промышленности. Фабричная инспекция остается в ведении отдела промышленности. Опасаясь усиления значения буржуазии в одном из важнейших министерств, правительство пошло на раздробление этой группы. В 1903 г. из Министерства финансов искусственно выделяется самостоятельное ведомство — Главное управление торгового мореплавания и торговых портов во главе с великим князем Александром Михайловичем.
Вся организация и деятельность Министерства финансов была направлена на возрастание налогового гнета, особенно косвенных налогов, ложившихся тяжким бременем на широкие народные массы; на дальнейшее усиление правительственного попечительства о нуждах буржуазии и помещиков; на укрепление финансовой и кредитной системы самодержавной России.
Буржуазные реформы Государственного контроля (1862—1868), проведенные под руководством государственного контролера В.А.Татаринова (1863—1871), установили новые бюджетные правила и публикацию бюджета, создали единство касс, учредили местные органы финансового контроля (контрольные палаты), проверяющие финансовую отчетность не по сводным отчетам, а по первичным документам. Возросло значение Государственного контроля в разработке и утверждении бюджета. Ежегодно к 1 октября государственный контроль представлял в Государственный совет общий отчет об исполнении финансовой сметы за прошлый год. Проект росписи доходов и расходов на следующий год государственный контроль сверял с точки зрения законности.
Реформы Государственного контроля были непоследовательными. Некоторые ведомства России (Собственная его императорского величества канцелярия, Министерство двора и Министерство иностранных дел, Синод, банки, Кредитная канцелярия, армия и т. д.) сохранили внутриведомственный контроль. Заинтересованная в бесконтрольных расходах государственных средств дворянско-чиновничья верхушка отвергла идею предварительного контроля под предлогом, что он породит лишнюю переписку и “замедлит” дело.
Новые порядки в финансовом контроле разрешали контролерам за незаконные расходы устанавливать на чиновников начеты”, но взыскание их было связано с согласием вышестоящего начальства, что делало идею “начетов” мало реальной. Да и сам Государственный контроль находился под надзором первого департамента Сената, куда могли подавать протесты обиженные Государственным контролем чиновники.
Несмотря на ограниченность, реформы Государственного контроля носили буржуазный характер. Старый феодальный финансовый контроль с его канцелярскими тайнами, ведомственностью и формальными методами надзора за расходованием средств был заменен новым контролем, более соответствующим историческим условиям, с некоторой гласностью, соблюдением законности, тщательной бюрократической проверкой документации.
Изменения аппарата Государственного контроля были связаны с расширением сферы его деятельности. Правительственные кредиты железнодорожных компаний в 60—70-х годах вызывали недовольство в дворянских консервативных кругах, ревниво следивших за этой формой кредитования буржуазной деятельности. Инстинкт сохранения помещичьих интересов подсказывал дворянской бюрократии установление строгого финансового надзора за расходованием правительственных ссуд. В 1884 г. был учрежден в составе Государственного контроля Железнодорожный отдел, преобразованный в 1891 г. в Департамент железнодорожной отчетности. С упразднением в 1895 г. Совета государственных кредитных установлений в ведомство Государственного контроля попал и надзор за казенными банками. В 1901 г. был организован Департамент кредитной отчетности.
В аппарате самодержавной России XX в. Государственный контроль был ведомством, прикрывавшим “государственное фокусничество” царизма с бюджетом, скрывавшим от народных масс подлинное происхождение “свободной наличности”. Господствующие классы не были заинтересованы в реальном контроле за расходованием средств, а народные массы оставались безгласными.
Весь ход экономического развития страны привел к необходимости строительства железных дорог. Железные дороги были необходимы и для расширения военно-стратегических задач. Бездорожье явилось существенным фактором поражения царской России в Крымской войне. Финансовый кризис конца 50-х годов, а затем буржуазные реформы в 60—70-х годах, требовавшие огромных средств, исключали возможность железнодорожного строительства за счет государства. Поэтому правительство поощряло капиталистическую инициативу железнодорожного строительства, выдавая железнодорожным обществам и компаниям большие ссуды, гарантируя им выручку процентов.
Высшее руководство всей железнодорожной политики в стране было возложено на специальный межведомственный Главный комитет железных дорог, созданный в 1856 г. во главе с графом А.Ф.Орловым.
Новый курс правительства в железнодорожной политике вызвал некоторые изменения в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. В 1858 г. в его аппарате создается Управление главного инспектора частных железных дорог, на которое возлагалось наблюдение за постройкой и эксплуатацией частных железных дорог. Аппарат Главного управления был несколько разгружен. Уже в 1864 г. из ведомства Главного управления выделились строительство публичных зданий, управление телеграфом и некоторые категории местных путей сообщения (“земские дороги”).
С 1862 по 1869 г. это ведомство возглавлял талантливый инженер, строитель Николаевской железной дороги профессор института путей сообщения П. П. Мельников. При нем Главное управление подвергается реорганизации и в июне 1865 г. преобразуется в Министерство путей сообщения. Местные учреждения Министерства финансов. Финансовые реформы начала 60-х годов вызвали изменения в организации местных органов Министерства финансов, в их структуре и функциях. Кроме казенных палат и казначейств на местах возник ряд новых учреждений: губернские акцизные управления, финансовые присутствия (податное, по питейным делам, квартирному налогу). Сфера деятельности казенных палат по приходу денежных сумм была ограничена поступлениями главным образом прямых (окладных) налогов. Основное заведование косвенными налогами перешло в губернские окружные акцизные управления. В связи с реформами государственного контроля из ведения казенных палат были изъяты контрольные функции и переданы созданным на местах контрольным палатам (1865).
Заменивший председателя управляющий казенной палатой разрешал почти все дела единолично. С 1885 г. при казенных палатах стали открываться сберегательные кассы.
Установление единства касс в России в 1863 г. повысило значение местных казначейств. Между губернскими и уездными казначействами произошло разделение дел: губернские казначейства превратились в расходные кассы, а уездные — в приходные.
Законом 30 апреля 1885 г. была учреждена должность податных инспекторов, на которых вначале был возложен надзор за доходностью подлежащих обложению торгов и имуществ, а впоследствии надзор за исправностью платы налогов вообще. Податные инспектора председательствовали в созданных почти одновременно уездных податных присутствиях, исполнявших различные поручения казенной палаты по наблюдению за сбором пошлин с торговли и промыслов. В губернии создавалось под председательством управляющего казенной палатой губернское по податным делам присутствие, заведовавшее дополнительным сбором с торгов и промышленных предприятий.
В том же 1885 г. были созданы губернские и уездные по питейным делам присутствия, дававшие разрешения на открытие питейных заведений, а с введением винных монополий, наблюдавшие за ее введением.
Казенные банки (Государственный, Крестьянский и Дворянский) имели на местах свои отделения; Государственный банк кроме отделений имел конторы и агентства.
Буржуазия оказывала некоторое влияние на созданные в 1872 г. губернские комитеты торговли и мануфактур, а также купеческие управы и биржевые комитеты, однако это влияние ослаблялось узкими правами и ведомственной распыленностью этих учреждений (купеческие управы находились в ведении Министерства внутренних дел).
Для надзора за выполнением первого фабричного закона в 1882 г. была создана фабричная инспекция. Губернии, имевшие фабрично-заводскую промышленность, объединялись в фабричные округа, а в каждый округ назначался инспектор. Фабричные инспектора России подчинялись главному фабричному инспектору при Департаменте торговли и мануфактур. В виду того что проведение в жизнь первого фабричного закона задерживалось, инспектора получили распоряжение изучать “быт” рабочих. Обобщенные ими сведения в первых ежегодных печатных отчетах вскрыли настолько тяжелую картину положения рабочих, что правительство запретило публиковать подобные отчеты.
В дальнейшем институт фабричных инспекторов возрастал. К 1886 г. в каждом округе уже имелось по нескольку фабричных инспекторов, подчиненных окружному инспектору. В том же году были созданы губернские по фабричным делам присутствия, разрабатывающие дополнительные правила, “регулирующие” отношение фабрикантов и рабочих и принимающие жалобы фабрикантов. В состав присутствия входили чиновники губернии (вице-губернатор, прокурор окружного суда, начальник губернского жандармского управления, окружной инспектор и его помощник), а также двое фабрикантов. Рассматривая этот состав, В. И. Ленин писал: “Если бы прибавить сюда начальника тюрьмы и командующего казаками, то налицо были бы все чиновники, осуществляющие “заботливость русского императорского правительства о рабочих классах”.
Надзор за выполнением фабричного законодательства со стороны инспекторов вылился в их стремление добиться успокоения рабочих на охваченных стачками фабриках и заводах в интересах предпринимателей. Одновременно фабричные инспектора наблюдали за состоянием рабочего движения, развитием социал-демократической пропаганды и агитации среди рабочих, зарождением марксистских рабочих кружков на фабриках и заводах, информируя об этом охранные отделения.
По закону 30 мая 1903 г. местные фабричные инспектора подчинялись губернаторам, роль же окружных инспекторов ограничилась обязанностями ревизии. От губернатора зависело назначение на должность старшего и участковых фабричных инспекторов, распределение их по участкам и предприятиям и т. д.
Реформы государственного контроля привели к созданию с 1865 г. самостоятельных органов – контрольных палат, осуществлявших ревизию казначейств, касс, всех местных оборотов. Каждой контрольной палате было подведомственно от одной до нескольких губерний.
Создание в начале XX века Министерства торговли и промышленности сократило компетенцию Министерства финансов. Однако значение Министерства финансов в эпоху империализма возросло. После 1905 г. усилилась роль этого министерства по руководству кредитным делом (особенно по деятельности Государственного банка), операциями по внешним займам (Особенная канцелярия министра финансов). Столыпинская аграрная политика вызвала активизацию деятельности находившегося в ведении министерства Крестьянского банка, который получил право выдавать ссуды крестьянам под залог надельных земель при переводе на хутора и отруба и переселении на новые земли.
Значение министерства подчеркивалось участием министра финансов В.Н. Коковцова (1906—1914) во всех внутриполитических и внешнеполитических мероприятиях царизма; в 1911 — 1914 гг. он был одновременно председателем Совета Министров.
2. История возникновения и развития банков
2.1. Возникновение банков и банковской системы
Термин "коммерческий банк" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название "коммерческий банк"). Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно удлинялись. часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги и т.д. Иначе говоря, термин "коммерческий" в названии банка утратил первоначальный смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности. В историческом плане банки возникли первоначально как частные, коммерческие образования, представляющие элементы торгово-рыночной инфраструктуры, то есть внешнее обращение рынка. Слово "банк" произошло от немецкого слова "die Bank" - скамья, на которой проводились расчеты. Иногда встречается мнение, что слово "банк" произошло от итальянского слова "Banko", также означающего скамью. Банки прошли в своем развитии несколько этапов. Первоначально они выступали в виде исключительно меняльных контор, производивших различные денежные операции. Но довольно скоро к меняльному делу присоединяется и кредитное дело, что привело к появлению ростовщичества. Начало банковского развития принадлежит Вавилону. Достаточно развитая банковская система существовала в Элладе, где в виде банков выступали храмы, прежде всего Эфесский, Делосский, Дельфийский. В IV столетии до нашей эры в Афинах конкурентами храмов стали трапезиты (менялы), название которых пошло от греческого слова "трапеза", означающего стол, на котором трапезиты проводили свои операции. Разнообразие банковских операций привело к специализации трапезитов. Появляются аргираймосы, занимающиеся меняльным делом, и довейстаи, выдававшие ссуды и принимавшие участие в промышленных предприятиях. Дальнейшее развитие банковского дела привело к появлению и распространению банков в Египте и Риме, основанных по образцу и подобию греческих. Аргентарии или мензарии, производившие свои операции на форуме, появились III веке до нашей эры. Все эти банки возникли как частные, коммерческие образования, представляющие элементы торгово-рыночной инфраструктуры, образующие внешнее обрамление рынка. Постепенное распространение банковского дела привело к появлению в Ганзейских городах общественных банков, основанных городскими управлениями совместно с торговыми классами и находящихся под управлением города. Примером тому служит Банк св. Георгия в Генуе, который пользовался крупными привилегиями, вплоть до права отлучения от церкви неисправимых должников. Дальнейшее развитие банков происходило в основном в Англии. Английский банк, ставший впоследствии государственным центральным банком, был образован в 1694 году шотландцем Уильямом Петерсоном и был призван решить проблему государственного дефицита. В это же время начинают появляться специализированные банки, например Британский банк для торговли холстом. Прусский банк для морской торговли, Парижская учетная касса. Появились разнообразные кредитные учреждения: ипотечные банки, народные банки, ремесленные банки, ссудные кадсы, ломбарды. В зависимости от проводимых операций начинают выделяться эмиссионные банки, занимающиеся выпуском денег, жиробанки, так называемые расчетные банки, основной операцией которых выступают переводные (расчетные) операции, депозитные банки, занимающиеся приемом и выдачей вкладов, чековые банки, проводящие операции по текущему счету. Государственные банки возникли в мире позже частных. Начиная с XIX века появляются Государственный банк Франции (образован Наполеоном I в 1800 году) Австрийский (1816), Бельгийский национальный банк (1825), Русский государственный банк (1860), Итальянский национальный банк. Государственные банки стали сосуществовать с частными таким образом, что каждый нашел и знал свою нишу в сфере экономических отношений.
2.2.Современная банковская система Российской Федерации
Специфической чертой банковской деятельности в России является и то, что большое количество банков существует на грани нарушения положений, регулирующих банковскую сферу. По данным ЦБ РФ, в 1998 г. 1227 коммерческих банков (58% от общего числа) нарушили директивы и экономические нормативы ЦБ РФ.
В России в настоящее время представлены практически все виды банков, причем основная масса банков сосредоточена в Москве, в других городах страны их катастрофически не хватает.
В России пока во многом сохранилась «монобанковская» структура банковской системы — один банк или его филиал на один административно-территориальный район.
Специфической чертой развития российской банковской системы является усиление в ней роли банков, контролируемых иностранным капиталом. Число банков с участием нерезидентов в Уставном капитале в размере более 50% увеличилось с 26 до 30, а их доля в совокупных активах банковской системы увеличилась более, чем в 1,5 раза. Сохраняется положительная динамика Уставного капитала этой группы банков, за период с 01.01.98 г. – до 01.01.99 г. он вырос более чем в два раза, а за первый квартал 1999 г. – еще на 70%, и это при том, что объективно банки с иностранным капиталом оказались в результате кризиса в сложном положении. Это связанно с тем, что 25 % их активов было вложено в государственные ценные бумаги.
Положение наших банков за границей отличается еще большими сложностями. Немало трудностей в непосредственной работе. Российским банкам некого сопровождать за границей, так как практически не существует крупных российских компаний, ведущих постоянную и активную работу за рубежом. Иностранные клиенты относятся к отделениям наших банков с недоверием.
Что касается привлечения инвесторов в экономику России, то это направление пока не работает. Западный капитал способен производить инвестиции без посредников, а привлекать российский капитал, утекший в свое время за границу, наши банки не могут, так как совершенно неясна законодательная база такого процесса. Российские банки, действующие за рубежом, стремятся пересылать привлеченные средства в Россию, однако наталкиваются на сопротивление Центральных Банков западных стран, так как такая операция, по их мнению, имеет слишком высокую степень риска.
В настоящее время одной из наиболее актуальных задач является оздоровление коммерческих банков. Перед банковским сектором объективно стоит задача обеспечения максимально возможного в сложившихся макроэкономических условиях удовлетворение спроса на банковские услуги при безусловном требовании сохранения устойчивости банковской системы.
Структурная перестройка банковской системы в условиях резких колебаний валютного курса и процентных ставок, сильной макроэкономической неопределенности требует прежде всего стабилизации этих процессов. В настоящее время одной из главных задач Банка России состоит в создании инфраструктуры для дальнейшего осуществления банковской реструктуризации.
Целью программы реструктуризации, как и всех мер, осуществляемых Банком России, является создание надежной и отлаженной банковской системы, способствующей развитию в стране рыночной экономики, позволяющей преодолеть банковские кризисы. Для этого банковская система должна быть ориентирована на выполнение двух главных задач:
- быть аккумулятором и хранилищем вкладов населения и корпоративных клиентов, оправдывать доверие клиентов;
- наладить кредитование реального сектора экономики.
Для решения указанных проблем создан Международный Комитет по развитию банковского дела в России. Наряду с общими задачами реструктуризации банковской системы страны, в его функции входит дальнейшее совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности коммерческих банков, совершенствование правовых норм, контроля и надзора, то есть всех составляющих банковского дела.
Наша экономика переживает непростой период, однако, если процесс выхода из кризиса не будет тормозиться, то он пойдет на пользу всем отраслям экономики, в том числе и денежно – кредитной, банковской системе.
3. История страховых организаций
3.1. Возникновение страховых организаций
Первая российская страховая контора была создана в 1786г. при Государственном заемном банке. Тогда ее деятельность была монопольной и имела ярко выраженный фискальный характер (работа в интересах бюджета, а не клиента). Объем ее операций был невелик.
Первое коммерческое Российское страховое общество было создано при непосредственном участии председателя Департамента Государственной экономии графа Н.С. Мордвинова в 1827г. Он же стал первым председателем правления.
Объявленный капитал общества составлял 10 млн. руб. В последующие годы пост Председателя правления Общества занимали князь А.Ф.Орлов, князь Д.А. Оболенский, А.И. Проворов. Следует заметить, что это страховое общество не упустило своего шанса. Оно просуществовало 90 лет (до 1918г.), принося устойчивый доход его акционерам.
Акции Российского страхового общества от огня быстро поднимались в цене на фондовой бирже в Петербурге. При номинальной цене в 1000 рублей ассигнациями, биржевая котировка их составляла в 1830г. – 1175, а в 1834г. – 1200 рублей ассигнациями.
Отмена крепостного права, реформы 1861г. дали новый импульс развитию страхования. В 1862г. возникло Русское страховое общество, в 1870г. – «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», в 1871г. – «Волга», в 1872г. - «Якорь», «Северное» и т.д. В 1893г. было учреждено Общество русского перестрахования.
Во многих Поволжских городах в деловых районах и на торговых площадях наряду с конторами купцов размещались страховые конторы. Они активно страховали баржи с зерном от огня, воды и «лихих людей».
Страховые компании успешно страховали дома, торговые лавки, трактиры, склады. Это позволяло их владельцам быть кредитоспособными лицами, закладывая свое имущество в банке.
Характерно, что участие в российских страховых обществах высших государственных чиновников и аристократии было непредосудительным и даже модным, и расценивалось как поддержка общественно-полезных предприятий. Страховые компании также были заинтересованы иметь в своем составе как можно больше влиятельных деятелей для получения привилегий и льгот. Правительство поощрительно относилось к участию в акционерных страховых компаниях высших государственных чиновников, видя в этом залог коммерческой надежности обществ и успеха их деятельности.
Акции появившихся страховых обществ пользовались большим спросом. Заманчивые финансовые перспективы получить от вложения средств большие дивиденды, чем проценты, уплачиваемые банками по вкладам частных лиц, часто порождали ажиотаж при распродаже акций учреждаемых обществ. В 1858г. журнал «Вестник промышленности» писал: «В Петербурге желающие получить акции образовавшегося в Москве страхового от огня общества, собрались еще с вечера накануне объявленного дня раздачи у дверей конторы, прождали целую ночь и при открытии дверей только весьма немногие получили желанные бумаги».
На начальном этапе каждое из обществ специализировалось на конкретном виде страхования. На рубеже XIX и XX веков во многих страховых учреждениях появилась ярко выраженная тенденция к универсализации операций. В результате ежегодные сборы страховых премий достигали астрономических величин: в 1913г. они достигали 200 млн.руб., к 1916 величина капиталов страховых обществ достигла 600 млн.руб.
Наличие столь огромного «денежного мешка» не могло оставить равнодушными кредитные учреждения и прежде всего коммерческие банки. Они приложили много сил, чтобы захватить в свои руки руководство страховым делом.
Так в 1910г. крупными акционерами страхового общества «Россия» являлись Санкт-Петербургский учетный и ссудный банк, Азовско-Донской коммерческий банк, которые фактически были его главными хозяевами.
Зачастую кресла первых руководителей коммерческих банков и акционерных страховых обществ занимали одни и те же лица.
Смена политической власти в октябре 1917г. положила начало преобразованиям в страховом деле. Началась национализация страховых компаний. Утверждалось, что страхование носило ярко выраженный классовый характер, защищая лишь интересы имущих классов.
В 20-е г.г. в СССР была окончательно установлена страховая монополия. Страховое дело перестало быть стратегическим сектором национальной экономики и стало играть подчиненную роль в рамках финансовой системы страны.
3.2.Развитие страхования в России
Переход страны к рыночной экономике стал сильнейшим импульсом для развития страхового дела. В России возник страховой рынок, который можно определить как особую форму денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
До начала 1990-х гг. в нашей стране существовала государственная монополия в области страхования. Все страховые операции внутри страны проводил Госстрах СССР, а вне ее пределов — Ингосстрах СССР. Практика показала, что монополия в страховом деле, как и всякая монополия, порождает ведомственные интересы, бюрократизацию аппарата, лишает работу гибкости, маневренности.
Естественно, что всеобщее разгосударствление собственности в стране не могло не затронуть страхование.
Говоря о сегодняшнем страховом рынке, нельзя не отметить, что в конце XIX и начале XX века в России уже существовал вполне зрелый страховой рынок. Успешно действовали акционерные страховые компании, земские страховые учреждения и общества взаимного страхования. Через систему перестрахования страховой рынок России был интегрирован в мировую страховую систему.
По своим возможностям российский страховой рынок является одним из крупнейших финансовых рынков страны. Но, как отмечается в решении коллегии Минфина РФ, он еще отстает от потребностей экономики: в инвестиционный процесс не вовлечены с помощью долгосрочного страхования жизни и пенсий очень значительные средства населения. Недостаточность собственных финансовых ресурсов не позволяет страховщикам полностью покрывать капиталоемкие риски, разгрузить бюджет от бремени затрат на компенсацию.
В России в период перехода от плановой к рыночной экономике не произошло повышение роли страхования в экономике. Свидетельством этого является крайне низкий уровень отношения страховых премий к ВВП. Значение этого показателя варьировалось от 0,6% в 1992г. до 2% в 1998г. Доля России в общемировом объеме страховых услуг (по размеру собранных премий) составила примерно 0,3%, что соответствует уровню Индии, но уступает Норвегии и Китаю. В целом степень развития страхового дела в России существенно отстает от большинства стран с рыночной и переходной экономикой (табл. 1)
Таблица 1.
Показатели страховой деятельности в различных странах
Страна |
Совокупная премия, (млн. долл.) |
Премия на душу населения, (долл.) |
Премия/ВВП, в % |
Великобритания1 |
113164 |
1589,7 |
11,3 |
Швейцария1 |
24137 |
2894,5 |
11,2 |
Франция1 |
117029 |
1761,5 |
9,8 |
США2 |
594195 |
2280,0 |
8,6 |
Германия1 |
116391 |
1176,8 |
6,4 |
Канада2 |
34148 |
1168,0 |
6,2 |
Польша1 |
4725 |
5,5 |
5,6 |
Италия1 |
35419 |
464,1 |
3,6 |
Венгрия1 |
740 |
19,0 |
3,6 |
Чили2 |
2079 |
129,0 |
3,6 |
Чехия1 |
1179 |
42,6 |
2,6 |
Бразилия2 |
14719 |
74,0 |
2,4 |
Россия3 |
6000 |
40,0 |
1,3 |
Финансовая стабилизация в 1997 г. создала определенные предпосылки для роста объема страховых услуг. Снижение темпов инфляции и поддержание обменного курса рубля давало основания рассчитывать на развитие долгосрочного страхования жизни и привлечение в страховой сектор сбережений граждан. Позитивным фактором явилось принятие Постановления Правительства РФ “Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах”. Однако финансовый кризис отчетливо высветил проблемы и трудности развития страховой отрасли.
Потребности в страховой защите имущественных интересов юридических лиц и населения с учетом повышенных рисков и изношенности основных производственных фондов покрываются в незначительной степени. Существующая оценка доли страхуемых в настоящее время потенциальных рисков в 10%, приводимая некоторыми экспертами, является явно завышенной. Этот вывод базируется на двух основных аргументах.
Во-первых, по данным МЧС в 1997 г. произошло более 1500 крупных аварий и катастроф, 151 тыс. пожаров, в результате которых погиб 1651 человек и пострадало более 82 тыс. человек. Общий ущерб от этих чрезвычайных происшествий превысил 300 млрд. руб1., что более чем в 10 раз превосходит объем совокупных страховых выплат за тот же год. Убытки по большинству из чрезвычайных ситуаций не были застрахованы и компенсированы.
Примером может служить авария транспортного самолета АН-124, упавшего в декабре 1997 г. на жилые кварталы под Иркутском. Застрахованными оказались только жизнь членов военного экипажа, поскольку Министерство обороны обязано страховать военнослужащих и груз – военные самолеты, переправлявшиеся во Вьетнам. В то же время были не застрахованы транспортный самолет (ущерб оценивался в 70 млн. долл.), жизнь погибших (погибло 69 человек), жилище и имущество пострадавших граждан.
Во-вторых, ущерб частных лиц в результате аварий, несчастных случаев и других непредвиденных событий оценить практически невозможно, т.к. не все они регистрируются. Только в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает более 30 тыс. человек и около 200 тыс. получают ранения и увечья. Из-за отсутствия страховой защиты значительная часть материального и морального ущерба частным лицам также не возмещается. Потенциал страховой отрасли в России практически не реализуется, прежде всего, из-за низкой платежеспособности населения, отсутствия привлекательных инвестиционных инструментов, недоверия к финансовым институтам, отсутствия страховой культуры, несовершенства законодательства.
По данным Госкомстата России за 1997 г., в стране было зарегистрировано 1893 страховых организации, которые имели 5062 филиала.
Существенно, что за 9 месяцев 1998 г. повысилась концентрация в личном страховании. Удельный вес 10 крупнейших компаний вырос с 35,12 до 46,33%, 25 крупнейших - с 53,33 до 62,35%.
В 90-х годах на мировом рынке страхования заметно усилилась тенденция к централизации капитала, происходит большое количество слияний страховых компаний с целью противостояния жесткой конкуренции на все более открытом рынке. В странах Восточной Европы доля трех крупнейших компаний в страховании жизни более 75%, а в страховании ином, чем страхование жизни – более 50%.
Российский рынок пока не достиг такого уровня концентрации. На нем оперирует большое количество мелких компаний с чрезвычайно низким финансовым потенциалом. В России зарегистрировано примерно столько же страховых компаний, сколько в Великобритании, Франции и Германии вместе взятых. Однако совокупные активы 30 крупнейших российских страховых компаний составляют менее 7 млрд. руб., что соответствует размеру средней западной компании. О низком потенциале российских компаний, неустойчивости их положения свидетельствуют постоянные изменения в списке ведущих компаний. В частности, по итогам 9 месяцев 1998г. среди 100 крупнейших организаций по добровольному страхованию появилось 39 новых компаний по сравнению с 1997г.
Заключение
В работе решены следующие задачи: рассмотрена история возникновения и развития денег, банков и страховых организаций.
По работе можно сделать следующие выводы.
Финансы – неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы низовому звену – предприятиям и домашним хозяйствам, и государственной системе управления народным хозяйством. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств; а каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений.
Переход страны к рыночной экономике стал сильнейшим импульсом для развития страхового дела. В России возник страховой рынок, который можно определить как особую форму денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
В условиях перехода к рынку банковская система нашей страны претерпела существенные изменения, нашедшие отражение в том, что были созданы коммерческие банки.
В настоящее время в России создана двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет Центральный Банк, второй уровень - коммерческие банки.
В настоящее время банковская система находится в состоянии кризиса, как и вся денежно- кредитная система страны.
Список литературы
1. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. Организация. Структура. Практика. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
2. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О. И. М.: РоСТо, 1992
3. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю. А. М.: Экономика, 1994.
4. Валевич В. П. Финансы государства- проблемы и решение.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 276 с.
5. Даджиев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: Банки и биржи,1998.- 305 с.
6. Общая теория денег и кредита: Учебник. под ред. Жукова Е. Ф. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
7. Родионова В.М. Финансы: Учебное пособие.- М.: Банки и биржи,1997.- 320 с.
8. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: ВСЕ ДЛЯ ВАС, 1993.
9. "Финансовая газета-ЭКСПО", № 12 - 2001 г., с.18.
10. Финансы. Денежное обращение. кредит: Учебник для вузов. Под ред. Дробозиной Л. А. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.