АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»



Институт бухгалтерского учета и прикладной информатики


Кафедра экономического анализа и аудита







К У Р С О В  А Я   Р А Б  О Т А

по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности  на примере  ОАО «Севкабель-Холдинг»


на тему: «Анализ резервов снижения себестоимости»




студентки 4 курса группы БА-42

очного отделения специальности 060500

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Сафоновой Татьяны Алексеевны

                                              

Руководитель:




 






Москва 2008

Содержание

Введение

1.     Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции

2.     Виды себестоимости и показатели затрат                      Информационная база анализа себестоимости продукции

3.     Краткая экономическая характеристика деятельности                       ОАО «Севкабель-Холдинг»

4.     Методика анализа себестоимости продукции по общей сумме и по уровню

5.     Факторный анализ себестоимости продукции                                    ОАО «Севкабель-Холдинг»

6.     Возможности оптимизации затрат в целях снижения себестоимости продукции

Заключение



















Введение

В настоящее время организации получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех организации всецело зависят от того, насколько эффективна ее деятельность.

Переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.

Так как главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях  - это максимизация прибыли, то реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Спрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи с этим актуализируется проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции, расчет основных показателей затрат, выявление факторов, влияющих на изменение уровня затрат, а также предложения  по их возможной оптимизации для снижения себестоимости продукции.

С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1) изучить организационно-экономические характеристики исследуемой организации;

2)    раскрыть понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции;

3)    определить основные показатели затрат;

4)    изучить методику анализа себестоимости продукции по общей сумме и уровню;

5)    провести факторный анализ себестоимости продукции;

6)    написать выводы и предложения.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Севкабель-Холдинг».

1. Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции

Себестоимость в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности организации и важнейшим показателем экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние организации.

Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних –формирование затрат на производство и уровень рентабельности.

Затраты – это выраженная в денежной форме стоимость трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых на обеспечение производственного процесса организации.

Согласно Положению о составе затрат себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также другие затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимость показывает, во что обходится организации производство и сбыт продукции (работ, услуг), сколько  можно  заработать  на   продаже  продукции  или   какую «накрутку»  сделать сверх себестоимости, то есть она является  основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет  место  расширенное  производство. Если  в  процессе  реализации продукция  меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко  реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

Как экономическая категория себестоимость  продукции  выполняет  ряд важнейших функций:

1) учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

2) база для формирования  оптовой  цены  на  продукцию  предприятия  и определения прибыли и рентабельности;

3) экономическое обоснование целесообразности  вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое  перевооружение и расширение действующего предприятия;

4) определение оптимальных размеров предприятия и др.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В  себестоимость  входят  затраты, связанные:

- непосредственно с производством (сырье, материалы,  приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

- с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

- с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной  защиты,  а  также платежи по имущественному страхованию;

- с затратами на ремонт основных производственных фондов;

- с амортизационными отчислениями на полное восстановление   (реновацию) основных фондов;

- с расходами на реализацию продукции.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом (Положением о составе затрат), а методы калькулирования – самими хозяйствующими объектами.

Себестоимость продукции определяется количеством и качеством выпущенной продукции, видом и ассортиментом продукции, ценами на используемое сырье и материалы, стоимостью основных средств, задействованных  в производстве, действующими нормами и порядком начисления амортизационных начислений, величиной затрат на содержание аппарата управления и т.д.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором расширения деятельности организации, основой соизмерения доходов  и расходов. Поэтому целью анализа себестоимости продукции является оценка фактической величины затрат, выявление резервов экономии себестоимости в расчете на единицу продукции, определение конкретных мер по использованию этих резервов текущей деятельности организации для повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

- изучение величины совокупных затрат в отчетном периоде, расчет темпов их изменения в динамике и в сопоставлении с темпами изменения выручки (выпуска продукции);

- изучение производственной и полной себестоимости по основным видам продукции в динамике и расчет влияния факторов на изменение себестоимости;

- изучение структуры затрат, удельного веса каждой статьи в общей величине расходов, темпы изменения затрат по статьям;

- изучение постоянных и переменных расходов, расчет точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по организации, расчет запаса финансовой прочности и операционного рычага;

- оценка эффективности использования ресурсов, формирующих себестоимость, изучение их расхода в динамике;

- анализ затрат на 1 рубль выручки (товарной продукции, выпущенной продукции), оценка изменения уровня затрат в динамике, факторный анализ;

- изучение обоснованности распределения косвенных затрат;

- выявление позитивных и негативных моментов, изучение себестоимости продукции и разработка мер, обеспечивающих оптимизацию расходов.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что управление затратами играет важную роль в системе управления организации. Практика работы организаций показывает, что без оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять деятельностью организации, а правильная оценка себестоимости возможна лишь при эффективном управлении затратами.




2. Виды себестоимости и показатели затрат. Информационное обеспечение анализа себестоимости продукции

В отечественной теории  и  практике  в  зависимости  от  методики расчетов себестоимости различают:

1) нормативную себестоимость, которая определяется исходя из норм и смет расхода различных видов сырья на производство продукции, действующих на начало периода. Этот вид себестоимости может представлять коммерческую тайну;

2) плановую себестоимость, которая просчитывается с учетом условий работы конкретной организации, в отраслях и производствах, где изменения норм бывают незначительными;

3) фактическую себестоимость, исчисленную в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство;

4) полную себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения  используется  расчет  по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы  коллективов  предприятий по снижению себестоимости:  повышение  производительности  труда,  внедрение передовой техники  и  технологии,  лучшее  использование   оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование  предметов    труда, сокращение административно-управленческих и других накладных  расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Себестоимость продукции находится  во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения условий производства и реализации   продукции.

Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации  производства,  в  структуре  и  качестве продукции и от величины  затрат  на  ее  производство.  Анализ  затрат,  как правило,  проводится  систематически  в  течение  года  в  целях   выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для  анализа  уровня  и   динамики   изменения   стоимости   продукции используется  ряд  показателей.   К   ним   относятся:  

1) себестоимость производства (смета затрат на производство и выпуск продукции) - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней  отражены,  во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с  выпуском товарной  и  валовой  продукции;  во-вторых,  затраты  на  работы  и  услуги непроизводственного характера (строительно-монтажные, транспортные,   научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на  освоение производства новых изделий независимо от источника их  возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

2) себестоимость товарной продукции включают все затраты организации на производство и сбыт товарной  продукции  в  разрезе  калькуляционных  статей расходов.

3) себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости  товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового  производства новых изделий, возмещаемых за счет  фонда  освоения новой   техники, плюс производственная себестоимость  продукции, реализованной   из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда  освоения  новой  техники, включаются  в  себестоимость  товарной,  но  не входят в   себестоимость реализуемой  продукции. Они  определяются как разница   между плановой себестоимостью  первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

                         Ср = Ст - Зн + (СПк - СПн),

где Ср - себестоимость реализованной продукции

       Ст - себестоимость товарной продукции

        Зн - повышенные затраты первого года массового  производства  новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

        СПн, СПк - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

4) Для анализа уровня себестоимости  на  различных  предприятиях  или  ее динамики  за  разные  периоды  времени  затраты   на   производство   должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы  продукции  (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и  реализацию  конкретного вида  продукции  в  расчете  на  одну  натуральную   единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в   ценообразовании   и   сравнительном анализе.

5) себестоимость сравнимой товарной продукции включает затраты по ранее выпускаемой товарной продукции, имеющей устойчивый ассортимент изделий, позволяет оценить изменение себестоимости при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции.

6) Затраты на один рубль товарной  (реализованной)  продукции  -  наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по  конкретным  видам.  Он  широко  используется   при   анализе   снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции.

Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются:

1) по общей сумме и уровню затрат используют данные бухгалтерской отчетности Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

2) по статьям калькуляции, расчету цеховых и общезаводских затрат используют данные статистической отчетности:

- форма №  5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

- форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»;

- ведомости №12, 15;

- журналы-ордера №10, 10/1;

- отчет о себестоимости товарной продукции;

- данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям;

- отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством;

- данные об отходах производства и потерях от брака;

- отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.



3. Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг»

ОАО «Севкабель-Холдинг» –  лидер российской кабельной промышленности. В настоящее время на предприятиях Холдинга разрабатывается и выпускается ассортимент высококачественной и безопасной кабельно-проводниковой продукции, представляющий свыше 1500 позиций и более 10 000 марок типоразмеров. Продукция ОАО «Севкабель-Холдинг» используется в таких ведущих отраслях промышленности, как машиностроение, строительство, энергетика, электротехника, связь и телекоммуникации и др.

ОАО «Севкабель-Холдинг» было создано на основании договора о создании Открытого акционерного общества «Севкабель-Холдинг» от 03 сентября 2003 года, утвержденного решением общего собрания учредителей и зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Невскому району Санкт-Петербурга 12.09.2003 года.

Общество создано с целью извлечения прибыли на неопределенный срок, а также обеспечения лидирующих позиций среди отечественных кабельных предприятий по качеству, ассортименту, объемам и ценам на основе применения современных технологий, высококачественных материалов, совершенствования методов и средств управления персоналом и организации производства.

В соответствии с Уставом Общества основными видами деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг» является следующие:

1) деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями;

2) оптовая торговля производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи;

3) капиталовложения в ценные бумаги;

4) деятельность холдинг-компаний в области финансового  посредничества;

5) деятельность в области права;

6) деятельность в области бухгалтерского учета и аудита;

7) консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

8) сертификация продукции и услуг;

9) прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу.

Одним из наиболее крупных потребителей является строительная индустрия. Второй большой категорией потребителей кабелей являются энергетические компании, электростанции (в т.ч. АЭС), метрополитен, телекоммуникационные компании. Благодаря высокому качеству продукции с большинством покупателей поддерживаются стабильные отношения. Основными потребителями продукции предприятий, входящих в группу компаний "Севкабель-Холдинг", являются электросетевые и генерирующие компании, входящие в РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "Ростелеком", Спецстрой России, ФГУП концерн "Росэнергоатом", ЗАО "Атомстройэкспорт", ОАО "Транснефть", ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО "Северсталь", ОАО «Силовые машины», ОАО «Метрострой», Siemens, Nissan и др.

Являясь одним из лидеров российского рынка кабельной продукции, Холдинг обладает следующим  рядом конкурентных преимуществ:

§     ОАО «Севкабель-Холдинг» входит в тройку лидеров производителей кабельной продукции РФ.

§     Выгодное географическое положение - близость к Центру РФ и Евросоюзу большинства производственных подразделений Холдинга, находящихся в Северо-Западном регионе РФ.

§     Новое высокотехнологичное и высокопроизводительное оборудование европейских производителей.

§     Собственный научно-исследовательский институт, который  занимается разработкой новых видов кабельных изделий

§     Наличие сертифицированной по европейским стандартам продукции, что позволяет экспортировать продукцию в страны Европейского союза.

§     Система менеджмента качества компании применительно к производству кабельно-проводниковой продукции сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO-9001:2000.

ОАО «Севкабель-Холдинг» имеет дочерние и зависимые общества:

- ОАО «Севкабель»

- ООО «Севгеокабель» (Санкт-Петербург)

- ЗАО «Молдавкабель» (Бендеры)

- ЗАО «Завод «Агрокабель» (Окуловка)

- ОАО «Завод Микропровод» (Подольск)

- ОАО «Донбасскабель» (Донецк, Украина)

- ОАО «Белэлектрокабель» (Белгород)

- ОАО «Завод Сарансккабель»

- ЗАО «Цветлит» (Саранск)

- ООО «Севкабель-Финанс»

- научно-исследовательский институт

- логистическая компания

- единая сбытовая компания ЗАО «Севкабель», осуществляющая сбыт продукции в регионах и республиках РФ, странах СНГ и ЕС.

В 2007 году темпы роста производства компаний группы «Севкабель-Холдинг» составили порядка 60% по сравнению с предыдущим годом. По данному показателю группа компаний «Севкабель-Холдинг» занимает ведущее место среди предприятий, входящих в ассоциацию «Электрокабель». Выручка от реализации в целом по Холдингу в прошлом году по предварительным данным достигла 10,5 млрд. руб. В числе задач на 2008 год стоит достижение по компаниям группы выручки в размере 15 млрд. руб. (без учета сделок M&A), что станет возможно по результатам реализованной ранее инвестиционной программы.

Для реализации намеченных стратегических задач ОАО «Севкабель-Холдинг» осуществляет масштабную инвестиционную программу, направленную на расширение производственных мощностей промышленных активов, покупку новых перспективных профильных активов, повышение качества выпускаемой продукции. В модернизацию оборудования в 2000—2004 гг. было вложено 150 млн. долл., в период 2005-2007 гг. -  ежегодно до 10% общей выручки производственных предприятий Холдинга.










































4. Методика анализа себестоимости продукции                                  по общей сумме и уровню

Анализ себестоимости продукции начинается с оценки изменения общей величины затрат по сумме и уровню; изучаются расходы организации в расчете на 1 руб. выручки; выявляется зависимость уровня затрат от количества и ассортимента выпускаемой продукции и цены на сырье и материалы, а также зависимость уровня затрат от объема и ассортимента реализованной продукции и цены на единицу продукции; определяется экономия или перерасход, разрабатываются меры по оптимизации расходов.

При расчете влияния ассортимента выпускаемой продукции на затраты организации расчеты производятся по каждому виду изделий с учетом расходов конкретных видов материалов и их стоимости.

Расходы организации в расчете на 1 руб. выручки (товарной продукции) – универсальный показатель, который может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на 1 руб. товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции:

С =  стр. 020

В    стр. 050


Строятся исходная и конечная факторные модели:

                 Себестоимость б

Уз. б. =      Выручка б


                 Себестоимость ф

Уз. ф. =      Выручка ф

 

Уз. = Уз. ф. - Уз. б.

На уровень затрат влияют следующие факторы:

1) - изменение количества и ассортимента выпускаемой продукции;

- изменение цен на сырье, материалы, топливо и т.д., тарифов на энергию, грузовые перевозки;

2) - изменение количества и ассортимента реализованной продукции;

- изменение цен на единицу продукции.

Разница между уровнями затрат в отчетном и базисном периодах характеризует влияние на уровень затрат всех формирующих его факторов.

По этому показателю может просчитываться относительная экономия или перерасход. Для этого:

Э(п) =   Уз *  Вф

Для того чтобы просчитать влияние изменения стоимости сырья, материалов, продукции, а также объема и ассортимента реализованной продукции (каждого фактора в отдельности) на уровень затрат, кроме уровня затрат в базисном и отчетных периодах, просчитываются:

- уровень затрат  в сопоставимых ценах:

              Себестоимость соп

Уз =      Выручка соп

 

- уровень затрат, рассчитанный по фактической себестоимости и выручке в сопоставимых ценах:

             Себестоимость ф

Уз ф.с.=       Выручка соп

 

Для расчета изменения уровня затрат, вызванного объемом и ассортиментом реализованной продукции, из уровня затрат в сопоставимых ценах вычитается уровень затрат базисного периода:

     q = Уз соп  - Уз б

Для расчета влияния изменения цен на продукцию, сырье и материалы из фактического уровня затрат вычитается уровень затрат в сопоставимых ценах:

     p = Уз ф  - Уз соп

 Совокупное влияние факторов дает общее изменение уровня затрат.

Для того чтобы рассчитать влияние изменения цен только на сырье и материалы просчитывается разница между уровнем затрат, рассчитанным по фактической себестоимости и выручке в сопоставимых ценах, и уровнем затрат в сопоставимых ценах:

   

                                     СебестоимостьфСебестоимостьсоп

    м =  Уз ф с  - Уз соп  =      Выручкасоп                     Выручкасоп

 

Влияние изменения цен на продукцию рассчитывается как разница между фактическим уровнем затрат и уровнем затрат, рассчитанным по фактической себестоимости и выручке в сопоставимых ценах:

                                    Себестоимостьф  _    Себестоимостьф

    p =  Уз ф  - Уз ф с  =        Выручкаф                          Выручкасоп

 

Совокупное влияние этих факторов дает общее влияние цен на изменение уровня затрат.

После изучения уровня затрат переходят к анализу расходов с учетом их зависимости от объемов выпуска продукции.

По этой зависимости затраты подразделяются на:

- переменные расходы – расходы, которые меняются с выпуском продукции. Они возрастают или уменьшаются  пропорционально  объему  производства  продукции (оказания  услуг,  товарооборота), т.е. зависят  от деловой активности организации. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции  — величина постоянная.

- условно-постоянные расходы – расходы, которые остаются практически  неизменными  в течение отчетного периода, не зависят от деловой  активности  предприятия.  Даже  при  изменении объемов  производства  (продаж)  они  не  изменяются. 

Для получения объективных результатов анализа затрат с учетом их зависимости от объемов выпуска продукции проводят корректировку расходов с учетом этой зависимости. Величина переменных расходов, скорректированная на фактический выпуск продукции, рассчитывается путем умножения фактической выручки на уровень переменных расходов в базисном периоде:

                       Выручкаф * Упер. б.

    Ипер. скор. =            100%


Для расчета скорректированного на фактический выпуск продукции уровня постоянных расходов базисная величина постоянных расходов делится на фактическую выручку отчетного периода:

                        ___Ипост. б.___   * 100%

    Упост. скор. =    Выручкаф

 

Для расчета общей суммы расходов, скорректированной на фактическую выручку, необходимо к скорректированной сумме переменных расходов прибавить сумму постоянных расходов в базисном периоде:

                                                      Выручкаф * Упер. б. 

Искор.  =  Ипер. скор.  +  Ипост. б. =            100%            Ипост. б.

 

Общий скорректированный уровень расходов на фактическую выручку рассчитывается как отношение суммы расходов, скорректированной на фактический выпуск продукции, к фактической стоимости продукции в отчетном периоде:

                  __Искор.______* 100%

Ускор. =    Выручкаф


После расчета суммы расходов и их уровня, скорректированных на фактическую выручку, просчитывается обоснованное изменение расходов, т.е. изменение расходов, вызванное объемами выпуска продукции и изменение расходов под влиянием других факторов таких, как: изменение цен, тарифов, различных ставок и др.

Обоснованное изменение расходов, т.е. изменение расходов, вызванное объемами выпуска продукции, рассчитывается как разница между показателями, скорректированными на фактический объем выпуска продукции и показателями базисного периода:


Искор. –  Иб.

Ускор.  -  Уб.

Ипер. скор. –  Ипер. б.

Упост. скор.  -  Упост. б.

Влияние других факторов (кроме объемов выпуска продукции) рассчитываются как разница между показателями отчетного периода и показателями, скорректированными на фактический выпуск продукции:

Иф. –  Искор.

Уф.  -  Ускор.

Ипер. ф. –  Ипер. скор.

Упер. ф.  -  Упер. скор.  ( = Упер. б. )

Ипост. ф.  –  И пост. скор.  ( = Ипост. б. )

Упост. ф.  -  Упост. скор.

Совокупное влияние всех факторов дает общее изменение суммы и уровня расходов организации.





















5. Факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Севкабель-Холдинг»

Рассмотрим изложенную выше методику анализа себестоимости продукции по общей сумме и уровню на примере ОАО «Севкабель-Холдинг», пользуясь данными бухгалтерской отчетности Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Произведем факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Севкабель-Холдинг» за 2007 год.

46 198  * 100% =

     58 464                  79,02%  -  исходная факторная модель


149 331  * 100% =

     217 431                 68,68%  -  конечная факторная модель


            = 68,68% – 79,02% = 10,34 п.п.


Для того чтобы выявить влияние изменения стоимости сырья, материалов, продукции, объема и ассортимента реализованной продукции (каждого фактора в отдельности) на уровень затрат, необходимо просчитать:

- уровень затрат в сопоставимых ценах.

Индекс цен производителей промышленных товаров в декабре 2007 года по отношению к декабрю 2006 году составил 125,1%; цены на сырье и материалы, а именно на медную катанку, из которой изготовляется кабель, в 2007 году выросли на 16,2%.

                      149 331  =

Себсоп.  =    1,162      128 512 тыс. руб.


             217 431  

Всоп.  =    1,251     173 806 тыс. руб.


               128 512 *100%  =

Уз соп.  =   173 806               73,94%



- уровень затрат, рассчитанный по фактической себестоимости и выручке в сопоставимых ценах

                   149 331  * 100% =

Уз ф с  =  173 806                 85,92%


В отчетном 2007 году в расчете на 1 руб. выручки затраты составляли 69 коп., что на 10 коп. меньше, чем в 2006 году. Это изменение произошло под влиянием следующих факторов:

- за счет изменения количества и ассортимента выпускаемой продукции уровень затрат в 2007 году снизился на:

    q = 73,94% –79,02% = - 5,08 п.п.

- под влиянием изменения цен на сырье, материалы и продукцию уровень затрат снизился еще на:

    pм  = 68,68% – 73,94% = - 5,26 п.п.

Общее снижение уровня затрат составило 10,34 п.п.

Рассчитаем влияние изменения цен только на сырье и материалы:

    м = 85,92% – 73,94% = 11,98 п.п.

Рассчитаем влияние изменения  цен на продукцию:

    р = 68,68% –85,92% = - 17,24 п.п.

Совокупное влияние факторов:

    11,98 + (-17,24) = - 5,26 п.п.

Вывод: в 2007 году уровень затрат на 1 руб. выручки снижался в основном за счет изменения объема выпускаемой продукции (-5,08) и цены на продукцию (-17.24). Рост цен на сырье и материалы на 16,2% привел к росту уровня затрат на 11,98 п.п.









    






























Затем рассмотрим корректировку издержек с учетом их зависимости от объема выпуска продукции, пользуясь данными Таблицы 1.

В отчетном году расходы организации возросли на 108 548 тыс. руб. или на  134,77%   (108 548 / 46235 * 100%), при этом уровень расходов снизился на 7,9 п.п. или относительная экономия составила:

(- 7,9) * 217 431 / 100% = 17 177 тыс. руб.

Для того чтобы объективно оценить изменение расходов, скорректируем их на фактическую выручку с учетом зависимости от выпуска продукции:

1) рассчитываем величину переменных расходов, скорректированную на фактическую выручку (уровень переменных расходов остается неизменным)

79,02 * 217 431 / 100% = 171 814 тыс. руб.

2) рассчитаем уровень постоянных расходов, скорректированный на фактическую выручку (сумма постоянных расходов остается неизменной)

37 / 217 431 * 100% = 0,02%

3) рассчитываем общую сумму расходов, скорректированную на величину фактической выручки

171 814 + 37 = 171 851 тыс. руб.

4) рассчитываем уровень затрат, скорректированный на фактическую выручку

171 851 / 217 431 * 100% = 79,04%

За счет изменения выпуска продукции затраты возросли на 125 616 тыс. руб., а их уровень снизился на 0,05 п.п. Под влиянием других факторов таких, как: изменение цен на продукцию, сырье и материалы, тарифов, стоимости электроэнергии, арендных ставок, различных сборов и др. – сумма расходов в отчетном году снизилась на 17 068 тыс. руб., причем все снижение было обеспечено сокращением переменных расходов (- 22 483 тыс. руб.), которое перекрыло увеличение постоянных расходов (5 415 тыс. руб.). Это отразилось и на уровнях затрат под влиянием других факторов: общий уровень затрат снизился на 7,85 п.п., уровень переменных расходов снизился на 10,34 п.п., а уровень постоянных расходов возрос на 2,49 п.п.

Для объективной оценки изменения затрат необходимо обратить внимание на обоснованность увеличения постоянных расходов.




6.    Возможности оптимизации затрат в целях снижения себестоимости продукции

Одной из задач анализа себестоимости продукции (работ, услуг) является выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация внутренних резервов снижения себестоимости обеспечивает повышение прибыли, а следовательно, и повышение эффективности производства в целом. Источники резервов снижения себестоимости можно разделить на 2 группы.

1) эффективное использование производственной мощности,  обеспечивающей увеличение объема производства.

 Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

2) сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда, сокращение непроизводственных расходов, производственного брака, сокращение потерь рабочего времени и т.д.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает значительный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

Заключение

Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Знание методики комплексного экономического анализа по данным отчетной информации необходимо для того, чтобы предвидеть дальнейшее развитие предприятия, перспективы его роста и благополучия.

В ходе выполнения данной курсовой работы был проведен факторный анализ себестоимости продукции, по результатам которого сделаны следующие выводы:

В 2007 году уровень затрат на 1 руб. выручки снижался в основном за счет изменения объема выпускаемой продукции (-5,08) и цены на продукцию (-17.24). Рост цен на сырье и материалы (на медную катанку) на 16,2% привел к росту уровня затрат на 11,98 п.п.

При изучении расходов с учетом изменения выпуска продукции было выявлено, что затраты возросли на 125 616 тыс. руб., а их уровень снизился на 0,05 п.п. Под влиянием других факторов таких, как: изменение цен на продукцию, сырье и материалы, тарифов, стоимости электроэнергии, арендных ставок, различных сборов и др. – сумма расходов в отчетном году снизилась на 17 068 тыс. руб., причем все снижение было обеспечено сокращением переменных расходов (- 22 483 тыс. руб.), которое перекрыло увеличение постоянных расходов (5 415 тыс. руб.). Это отразилось и на уровнях затрат под влиянием других факторов: общий уровень затрат снизился на 7,85 п.п., уровень переменных расходов снизился на 10,34 п.п., а уровень постоянных расходов возрос на 2,49 п.п.

ОАО «Севкабель-Холдинг» необходимо обратить внимание на обоснованность увеличения постоянных расходов для объективной оценки изменения затрат.


Прогноз развития отрасли на ближайшую и среднесрочную перспективу в целом имеет положительную характеристику и позволяет сделать вывод о благоприятных условиях для дальнейшего расширения сферы деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг». К числу возможных факторов риска, способных оказать влияние на развитие кабельно-проводниковой промышленности (и, как следствие, деятельность ОАО «Севкабель-Холдинг»), следует отнести зависимость от развития, финансирования и состояния отраслей – потребителей кабельно-проводниковой продукции (энергетика, строительство, промышленность). Темпы роста кабельной отрасли пропорциональны уровню развития перечисленных отраслей. Возможен риск снижения финансирования или замедления развития отраслей – потребителей кабельной продукции.

Вместе с тем указанные риски учитываются ОАО «Севкабель-Холдинг» в ходе планирования деятельности и могут быть объективно снижены путем расширения области производства и рынков сбыта продукции.

ОАО «Севкабель-Холдинг» уделяет значительное внимание вопросам модернизации оборудования и основных производственных фондов предприятий, входящих в его группу, что требует привлечения значительных финансовых средств. В основном указанная задача решается путем эффективного использования собственных оборотных средств, а также за счет привлечения кредитов (займов).

Список использованных источников информации

1. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

2. Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.

3. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003.

5. Осипова Т.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы, № 7, 2001.

7. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Налоговый вестник, 2003.

8. Ильясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы, № 10, 2004.

9. Положение о составе затрат с постатейными материалами / Сост. А.В, Верховцев. – 4-е изд – М.: ИНФРА-М, 2000.